ЛЕС И ГЛОБАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА
A. И. БЕДРИЦКИЙ, федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, межведомственная комиссия Российской Федерации по проблемам изменения климата,
B.Х. БЕРДИН
За 200 лет государственного управления лесами специалисты лесного хозяйства добивались многих серьезных успехов и сталкивались с различными трудностями. Признавая заслуги лесной службы в своей сфере деятельности в первую очередь хотелось бы отметить, что в настоящее время лесохозяйственная деятельность твердо вышла за рамки отраслевой проблемы, оказывая влияние на решение многих других социально-экономических проблем и проблем, связанных с окружающей средой.
Одной из таких смежных проблем, по которой у нас уже имеется плодотворный опыт взаимодействия, является проблема предотвращения глобального потепления климата. Вам известно, что в 1992 г. международное сообщество приняло рамочную Конвенцию ООН об изменении климата, которую ратифицировала и Российская Федерация и по которой Росгидромет, Рослесхоз и другие министерства и ведомства страны ведут целенаправленные скоординированные работы. По этой Конвенции страны обязались добиться стабилизации концентрации в атмосфере парниковых газов на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему.
Что же происходит с современным климатом?
Наиболее яркой особенностью климата XX века является глобальное потепление, которое характеризуется повышением температуры воздуха у поверхности земли. Среднегодовая температура воздуха в среднем для земного шара выросла за последнее столетие примерно на 0,6 °С. Девять из десяти самых теплых лет пришлись на последние 20 лет, а 1995 г. был самым теплым в ряду наблюдений.
Согласно одной из наиболее авторитетных оценок, приведенной во втором отчете Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), при условии сохранения современных тенденций роста эмиссий парниковых газов в течение XXI в. произойдет глобальное потепление на 3,0 °С, а с учетом эффекта охлаждения за счет сульфатных аэрозолей - на 2,5 °С.
Изменение климата затронет и территорию Российской Федерации. Проведенный российскими специалистами анализ показывает, что в целом за столетие во все сезоны в российских регионах наблюдался рост температуры воздуха, даже превосходящий по своей величине оценки, указанные МГЭИК в целом для земного шара и Северного полушария. В последние 50 лет тренд уменьшился для теплого периода, но существенно увеличился для холодного. Еще одна особенность потепления в России - площадь положительных аномалий растет быстрее, чем убывает площадь отрицательных.
Временные ряды осадков в целом указывали на уменьшение осадков в России. В 1951-1995 гг. эти тенденции существенно усилились всюду, кроме западной территории России, свободной от вечной мерзлоты, где тренды, хоть и очень слабые, соответствовали росту осадков. Той же тенденции соответствовали и временные ряды доли площади с экстремальными аномалиями осадков.
Засушливость в Российской Федерации в XX в. росла во все сезоны, в 1951— 1995 гг. интенсивнее, чем в среднем за 100 лет, и больше в холодный период в восточных и южных районах.
Экстремальность климата в целом в России росла во все сезоны только для температуры воздуха, а для засушливости и осадков она слабо увеличивалась в теплом
сезоне и убывала - в холодном. Суммарный индекс экстремальности климата, определенный по методикам МГЭИК, показывает слабый рост общей экстремальности климата. При этом основной вклад в современный рост экстремальности климата принадлежит богатейшим лесами восточным районам России (Западная Сибирь, Забайкалье-При-байкалье, Дальний Восток).
Это еще раз подтверждает, что леса России будут уязвимы к изменениям климата и необходим комплекс адаптационных мероприятий, позволяющий вести устойчивое лесное хозяйство.
Трудно переоценить также вклад бо-реальных лесов России в глобальный баланс парниковых газов в атмосфере.
Абсолютная величина антропогенного поглощения парниковых газов за счет проводимых в России лесохозяйственных
В 1995 г. суммарный российский нет-то-сток составил 585 миллионов тонн СОг. Эти тенденции безусловно укрепляют позиции России в климатической конвенции.
Мы понимаем, что антропогенные воздействия на леса могут приводить как к увеличению, так и к снижению общего запаса биомассы лесных экосистем. Соответственно может наблюдаться или нетто-сток или нетто-эмиссия СОг в атмосферу. В целом леса умеренных и северных широт в глобальном масштабе в настоящее время являются нетто-стоком углекислого газа. Российский пример в этом отношении очень
мероприятий сопоставима с величиной антропогенных выбросов во всех секторах российской экономики. По данным второго Национального сообщения Российской Федерации о деятельности по климатической конвенции, подготовка которого завершается в настоящее время, в то время как ежегодные эмиссии парниковых газов в нашей стране уменьшались и с 1990 по 1994 гг. в абсолютном выражении уменьшились на 712 миллионов тонн СОг или на 30 %, одновременно с уменьшением антропогенных эмиссий происходило возрастание антропогенного стока в лесных экосистемах. Нетто-сток СОг в лесах за 1990-1994 гг. возрос почти на 45 %, что связано, по нашим оценкам, в основном с сильным сокращением рубок лесов. Общая картина баланса антропогенных выбросов и поглощения парниковых газов по России приведена в табл. 1.
показателен. В целом, необходимо иметь в виду, что оценка общего нетто-стока в российских лесах оценивается по следующей достаточно простой формуле: общий нетто сток СО2 равен депонированию углерода лесами минус эмиссии, связанные с пожарами, минус эмиссии, связанные с рубками.
Полученные Федеральной службой лесного хозяйства России данные учета лесов, данные о рубках, пожарах и лесовосстановительных мерах явились основой для проведенных расчетов российских нетто-стоков СОг, приведенных выше. Мы понимаем, что учет лесов на площади более мил-
Таблща 1
Сводные данные об эмиссиях и стоках парниковых газов в Российской Федерации в 1990 и 1994 гг.
1990 1994
МтС02-экв./год МтС02-экв./год в процентах от уровня 1990 г.
со2 2372 1660 • 70 %
СН4 557 412 74%
И20 70 40 57%
НРСб, РРСб и 8Р6 40 40 100 %
Всего эмиссии 3039 2152 70%
Нетто-сток С02 в лесах 392 568 145 %
лиарда гектаров чрезвычайно сложен. Поэтому мы можем только приветствовать титанические усилия специалистов Рослесхоза, Международного института леса, Центра по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН и других организаций, занятых этой сложной работой.
Общее депонирование углерода оценивается в 262 Мт С/год или в 960 Мт СОг/год, при этом вклад покрытых лесом земель - 890 Мт СОг/год. Региональное распределение депонирования сильно неравномерно. Европейско-Уральская часть России
дает более 40 % - 418 Мт СОг/год, хотя по площади земель лесного фонда составляет менее 20 %. Среднее удельное депонирование углерода здесь равно 2 т СОг на гектар в год В прошлом в Европейско-Уральской части были наиболее интенсивные рубки, соответственно сейчас это выражается в «избыточной» доле молодых - быстро растущих лесов, которые являются интенсивным поглотителем СО2
Общая картина по депонированию углерода на землях лесного фонда России представлена в табл. 2.
Таблица 2
Депонирование углерода на землях лесного фонда России*
Категория земель Запас углерода МтС Депонирование углерода МтС02/год Удельное депонирование углерода, т С02/(га год)
Покрытые лесом земли
Молодняки 1 класса возраста 580 220 3,4
Молодняки 2 класса возраста 1540 385 5,9
Средневозрастные 7490 220 1,2
Приспевающие 4320 65 0,8
Спелые и перестойные 21690 0 0
Всего 35620 890 1,15
Не покрытые лесом земли
Несомкнувшиеся лесные культуры 36,5 17 3,8
Лесные питомники, плантации 0.6 0 0
Редины 1063 8 0,1
Гари и погибшие насаждения 142 30 1,0
Вырубки 62 15 1,6
Пустыри и прогалины 71 0 0
Всего 1375 70 0,6
Нелесные земли 1640 0 0
Всего 38600 960 0,8
* По данным учета 1988 г. (учет ближайший к 1990 г.).
Одновременно с этим, лесной сектор может приводить и к эмиссиям парниковых газов. В первую очередь, это связано с двумя факторами: рубками лесов и пожарами. Хотелось бы сначала остановиться на втором факторе - пожарах.
Пожары приводят к двум основным процессам: 1) быстрой эмиссии СО2 и других парниковых газов непосредственно при горении («пожарные» эмиссии) и 2) медленному высвобождению СОг при деструкции и гниении погибших от огня, но не сго-
ревших растений («послепожарные» эмиссии). Второй процесс в наших климатических условиях может продолжаться очень долго - до нескольких лет или даже десятилетий. Часто на гарях возникают повторные пожары и тогда один процесс накладывается на второй. Количество биомассы, сгорающей при пожаре очень сильно зависит от типа леса и запаса в нем горючих материалов, участия различных лесных ярусов в процессе горения. Скорость разложения сильно за-
висит от природно-климатических условий, размеров и состава несгоревших частей.
Суммарные годичные эмиссии СОг от лесных пожаров (в среднем за 1988-1994 гг.) оцениваются в 24-66 Мт С/год или в 90-240 Мт СОг/год. Непосредственно при пожарах в атмосферу поступает несколько более половины всего потока, остальное - результат послепожарной эмиссии.
Вклад Европейско-Уральской части страны очень мал - 1-4 %. Примерно треть эмиссий приходится на неохраняемую или эпизодически охраняемую территорию.
Обобщенные данные об эмиссиях парниковых газов, обусловленных лесными пожарами, приведены в табл. 3.
Таблица 3
Потоки парниковых газов, обусловленные лесными пожарами (в среднем за 1988-1994 гг.)
Тип пожара, потери углерода МтС/год Всего, МтС/год
верховые низовые подземные
Потери углерода непосредственно при лесных пожарах | 3,5-9,3 [ 10,6-29 | 0,25-0,7 | 14-39
1 Всего Тотери углерода из-за 3,5-9,1 7-18,4 послепожарного ран 6,6-18 17-47 южения органического 0,04-0,11 0,3-0,8 ) вещества 10-27 24-66 МтС/год или 90-240 Мт СОг/год
Потоки других парниковых газов непосре Са, 0,2-0,6 Мт СН4/год, СО 2-6 Мт СО/год, дственно при лесных пожарах Ы20 1,5-4,5 тыс.т №0/год, ЫОх 50-150 тыс.т Ж\/год
А теперь возвратимся к первому фактору - эмиссиям СО2, связанным с рубками леса.
Международным институтом леса и Центром по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН на базе данных Рослес-хоза было проведено специальное исследование этого вопроса. Оно включало в себя детальное рассмотрение объемов и состава заготовленной древесины, различных категорий ее использования (включая дрова и древесные отходы), детальный учет разложения органического вещества оставляемого на лесосеках. Все это требовало подробных данных, поэтому детальные расчеты были проведены на 1989 г., а на другие годы делались оценки, основанные на процентном изменении уровня лесохозяйственной деятельности в том или ином году.
Результаты расчетов показывают, что итоговый суммарный поток эмиссий СО2, обусловленный хозяйственным использованием лесов на рассматриваемый год (1989),
составил примерно 450 МтСОг/год. Оценки на 1990 и 1993 гг. были выполнены по аналогии с представленным выше детальным расчетом. Были получены потоки эмиссий равные 400 и 270 МтСОг/год. Оценки на 1994-1997 гг. показывают, что значения данных потоков эмиссий СОг лежат в пределах 220-240 МтСОг/год.
Одновременно с вопросом о выполнении текущих обязательств по климатической конвенции, определившей цели Сторон на период до 2000 года, в ряду неотложных задач определилась и цель по нашим обязательствам на начало XXI века.
Как Вам известно, 1-10 декабря 1997 г. в г. Киото (Япония) состоялась третья сессия высшего органа рамочной Конвенции ООН об изменении климата (РКИК) - Конференции Сторон. Главным событием третьей сессии Конференции Сторон (КС-3) РКИК было завершение переговоров и принятие Протокола, определяющего обязательства Сторон на период после 2000 г. В работе рос-
сийской делегации активное участие принимали заместитель Руководителя Рослесхоза Евгений Павлович Кузьмичев и директор ВНИИЦлесресурс Валентин Викторович Страхов.
В результате трудных переговоров, о чем могут свидетельствовать участвовавшие
При этом, Киотским Протоколом предусмотрено, что в выполнении обязательств по Протоколу должны использоваться результаты человеческой деятельности в области землепользования и лесного хозяйства с 1990 г., ограниченной облесением, лесовосстановлением и сведением лесов. Эти результаты будут прибавляться к (или вычитаться из) уровням (из уровней) эмиссий парниковых газов в первый бюджетный период (2008-2012 гг.). Методология таких расчетов будет уточняться в ходе предстоящих в июне этого года сессий вспомогательных органов климатической конвенции и, как ожидается, будет принята
в этих переговорах Е.П Кузьмичев и В.В. Страхов, были приняты следующие количественные обязательства Сторон Приложения I к климатической конвенции по ограничению и сокращению антропогенных эмиссий парниковых газов, выраженные в табл. 4.
на IV сессии Конференции Сторон РКИК в Буэнос-Айресе в ноябре 1998 г. Участие представителей Рослесхоза в этих международных мероприятиях представляется поэтому крайне важным для нашей страны, чтобы точно определить наши задачи и должным образом отразить наши требования по этому вопросу.
Тем более это важно, поскольку особенностью Киотского Протокола является то обстоятельство, что выполнение обязательств по Протоколу будет иметь оформленный в юридическом отношении характер, невыполнившие обязательства страны могут подвергаться штрафам и санкциям.
Таблица 4
Количественные обязательства по ограничению или сокращению выбросов парниковых газов Сторон Приложения I
Сторона Процентное изменение по сравнению с базовым годом Сторона Процентное изменение по сравнению с базовым годом
Австралия 108 Новая Зеландия 100
Австрия 92 Норвегия 101
Бельгия 92 Польша 94
Болгария 92 Португалия 92
Венгрия 94 Россия 100
Г ермания 92 Румыния 92
Греция 92 Словакия 92
Дания 92 Словения 92
Европейское сообщество 92 Великобритания 92
Ирландия 92 США 93
Исландия 110 Украина 100
Испания 92 Финляндия 92
Италия 92 Франция 92
Канада 94 Хорватия 95
Латвия 92 Чешская Республика 92
Литва 92 Швейцария 92
Лихтенштейн 92 Швеция 92
Люксембург 92 Эстония 92
Монако 92 Япония 94
Нидерланды 92
Учитывая принятое обязательство России не превышать в 2008-2012 гг. уровней эмиссий парниковых газов 1990 г. (и мы будем против какого-либо пересмот-
Эти, в целом, выгодные для Российской Федерации преимущества принятых обязательств должны быть дополнены возможностями, связанными с лесохозяйственной деятельностью.
По данным Рослесхоза, в настоящее время имеется более 100 млн. га непокрытых лесом земель лесного фонда, из них до 70 млн. га по своим почвенно-климатическим условиям допускают лесоразведение. Почти все эти земли находятся в азиатской части страны, но лишь менее трети могут быть отнесены к северной широтной зоне. На 70 % земель лесовосстановление идет естественным образом, но добавочные меры могут сократить сроки лесовосстановления и несколько увеличить поглощение углерода за счет подбора пород. На 30 % для лесоразведения требуются специальные меры.
Дополнительно имеется около 8 млн. га деградированных сельскохозяйственных земель и 1,5 млн. га горных выработок, подлежащих рекультивации. В результате освоения всех этих земель через 40-50 лет, когда леса достигнут максимального среднего прироста, дополнительное погло-
ра принятых в Киото обязательств), прогнозы российских эмиссий парниковых газов на начало XXI века представлены в табл. 5.
щение СО2 будет составлять порядка 500 МтСОг/год.
Вторым направлением является увеличение продуктивности молодых и относительно редких лесов, растущих на хороших почвах. Потенциально продуктивность может быть увеличена в 1,5-2 раза или на 20-25 млн. га, что также может дать более 50 МтСОг/год.
Потенциально очень большие резервы заключены в омоложении лесов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Для этого нужны крупномасштабные рубки (и соответственно консервация углерода в долгосрочных продуктах из древесины), через 50-60 лет после которых сток может стать намного больше, чем сейчас. Еще одной потенциальной возможностью является частичное снижение горимости лесов (сейчас вклад лесных пожаров составляет 90-240 МтСОг/год).
Таким образом потенциально можно говорить об увеличении стока на 600 МтСОг/год.
Для реализации этой задачи у нас есть хорошие предпосылки.
Таблица 5
Сценарии суммарной эквивалентной эмиссии парниковых газов.
1990 (фактическая) 1994 (фактическая) 2000 2005 2010
Эмиссия СО2, МтСО/год: Базовый сценарий Вероятный сценарий Оптимистический сценарий Эмиссия СИ4, Мт СО^эквУгод Эмиссия М20, Мт СОг-эквУгод Эмиссия других газов Мт СО^эквУгод Суммарная эквивалентная эмиссия, Мт С02-экв./год Базовый сценарий Вероятный сценарий Оптимистический сценарий 2372 557 70 40 округл 3039 1660 412 40 40 енные значеш 2152 1800 1750 1730 445 43.5 42.5 ш, в скобках в 2330 (77 %) 2280 (75 %) 2260 (74 %) 2140 2000 1950 475 50 47 процентах от 2710 (89%) 2570 (85 %) 2520 (83 %) 2540 2300 2180 505 55 52 1990 г. 3150 (104%) 2910 (96 %) 2790 (92 %)
Программы лесовосстановления, лесоразведения и реконструкции лесных насаждений занимают одно из ведущих мест в российской национальной политике по предотвращению негативных последствий изменений климата. Их разработка ведется в контексте общей стратегии развития экономики, с учетом социальных проблем и новых подходов к стокам парниковых газов в лесах как элементу национальных обязательств по ограничению эмиссий, предусмотренных в Киотском Протоколе.
Сохранение лесов закреплено в законодательных и нормативных актах, прежде всего в принятом в 1997 г. новом законе прямого действия «Лесном Кодексе России». В число важнейших государственных научно-технических программ входит и программа Рослесхоза «Российский лес». Принятой Правительством Российской Федерации в 1996 г. федеральной целевой программой «Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий» также предусмотрен комплекс мероприятий в лесохозяйственном секторе и мы рассчитываем практически начать развернутую реализацию этой программы в этом году.
В рамках совместного осуществления обязательств Сторонами климатической конвенции российской и американской сторонами приняты два проекта, проект «РУСАФОР», разработанный Международным институтом леса, и лесохозяйственный проект для Вологодской области. Мы надеемся, что эти два проекта послужат основой для дальнейшего расширения сотрудничества между Сторонами климатической конвенции и Киотского Протокола в области лесохозяйственной деятельности во имя достижения климатических целей. Мы предполагаем также, что лесохозяйственный сектор займет достойное
место в реализации механизма международной торговли эмиссиями парниковых газов, который предусмотрен Киотским Протоколом и изучением которого с участием заинтересованных министерств и ведомств мы в настоящее время занимаемся. Если международная торговля эмиссиями станет привлекательной для участия в ней России в социально-экономическом плане, то в ней, как мы ожидаем, достойное место сможет занять, наряду с топливно-энергетическим комплексом и промышленностью, лесное хозяйство России. А это, при благоприятных обстоятельствах, будет означать прямое инвестирование передовых технологий в экономику России. Аналогичные действия предприняты нами и в рамках российско-американской Комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству, где под эгидой российско-американской Рабочей группы по политике в области изменения климата в
1997 г. образована специальная подгруппа по лесам, и в рамках новых, начатых в
1998 г., переговорах так называемой «зонтичной группы стран», включающей помимо России США, Канаду, Японию, Австралию, Новую Зеландию, Исландию, Украину.
Таким образом, традиционная деятельность в области лесного хозяйства все более переплетается с другими глобальными проблемами. Если нам удастся их должным образом сочетать, в выигрыше будут все: Лесная служба, природная среда, экономика и социальная сфера страны, глобальная климатическая система.
В заключение этой статьи, хотелось бы еще раз поздравить Лесную службу России со знаменательным юбилеем и призвать всех к конструктивному взаимовыгодному сотрудничеству, преимущества которого представляются нам очевидными.