Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИИ'

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
873
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / DESIGN / ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ / DESIGN ENGINEERING / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ / ЭКОЛОГИЯ / ECOLOGY / СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДИЗАЙНА / MODERN DESIGN PROBLEM / GREENING

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Паршина Екатерина Сергеевна, Анисимов Николай Васильевич, Марченко Марина Николаевна

Цель статьи заключается в рассмотрении ряда экологических принципов в дизайн-проектировании, выделяемые российскими учеными. При анализе данных принципов мы определили, что принципы основывались на сформулированных в конце ХIХ в. главному правилу в дизайне: форма следует функции (Л. Мис ван дер Роэ, 1920-е гг.), а также благодаря системному и средовому подходов в проектировании. Благодаря выявленным принципам экологизации на данном этапе развития дизайна появляется возможность использовать технологии и процессы при проектировании, не наносящие вреда окружающей природе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL PRINCIPLES DESIGN ENGINEERING

The purpose of the article is to address a number of environmental principles in the design engineering, allocated by Russian scientists. In the analysis of these principles, we have determined that based on the principles set out in the late nineteenth century. The main rule in the design: form follows function (L. Mies van der Rohe, 1920.), as well as through the system and environmental approach to design. By identifying principles greening at this stage of the design it is possible to use the technology and processes for the design, are not harmful to the natural environment.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИИ»

www.sibac.info

СЕКЦИЯ «ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИИ

Паршина Екатерина Сергеевна

магистрант, Кубанский государственный университет,

РФ, г. Краснодар E-mail: katysha. 0 7@list.ru

Анисимов Николай Васильевич

канд. культурологии, доц. кафедры дизайна, технической и компьютерной графики Кубанский государственный университет,

РФ, г. Краснодар

Марченко Марина Николаевна

д-р пед. наук, проф.,

зав. кафедрой дизайна, технической и компьютерной графики Кубанский государственный университет,

РФ, г. Краснодар

ENVIRONMENTAL PRINCIPLES DESIGN ENGINEERING

Ekaterina Parshina

graduate student, Kuban State University, Russia, Krasnodar

Nikolai Anisimov

candidate of Cultural Studies, Associate Professor, Department of Design, technical and computer graphics Kuban State University,

Russia, Krasnodar

Marchenko Marina

doctor ofpedagogical sciences, professor, Head of the Department of design, technical and computer graphics Kuban State University,

Russia, Krasnodar

АННОТАЦИЯ

Цель статьи заключается в рассмотрении ряда экологических принципов в дизайн-проектировании, выделяемые российскими учеными. При анализе данных принципов мы определили, что принципы основывались на сформулированных в конце XIX в. главному правилу в дизайне: форма следует функции (Л. Мис ван дер Роэ, 1920-е гг.), а также благодаря системному и средовому подходов в проектировании. Благодаря выявленным принципам экологизации на данном этапе развития дизайна появляется возможность использовать технологии и процессы при проектировании, не наносящие вреда окружающей природе.

ABSTRACT

The purpose of the article is to address a number of environmental principles in the design engineering, allocated by Russian scientists. In the analysis of these principles, we have determined that based on the principles set out in the late nineteenth century. The main rule in the design: form follows function (L. Mies van der Rohe, 1920.), as well as through the system and environmental approach to design. By identifying principles greening at this stage of the design it is possible to use the technology and processes for the design, are not harmful to the natural environment.

Ключевые слова: дизайн; дизайн-проектирование; экологизация; экология; современные проблемы дизайна.

Keywords: design; design engineering; greening; ecology; modern design problem.

Дизайн-проектирование охватывает практически всю предметно -пространственную среду обитания человека и его потребностей, объединяет в себе и научно-технический подход, и художественные образы, и философскую составляющую. Благодаря дизайнерам сегодня можно узнать о новиках в технологиях, материалах и конструкциях. Именно они воспитывают вкус, организуют жизненное пространство и часто создают новый поток потребления.

Экология - это наука о проблемах сохранения природной среды в ее первозданном виде. Самым сильным разрушителем природы является современная мощная индустрия. С одной стороны -

www.sibac.info

ежедневно происходит добыча полезных ископаемых в огромных количествах, с другой стороны, обработка этих ископаемых ведет к появлению отходов, которые, так или иначе, вредят окружающей среде. Когда дизайн и экология работают вместе, то можно проследить становление проблематики дизайна в любой сфере. Так, например, экологические проблемы возникают при выполнении дизайнером заказов на объекты промышленного дизайна, другие неизбежные проблемы присутствуют в дизайне среды и в архитектуре, появляются в процессе проектирования пространственных объектов, инсталляций и др.

Целью экологического дизайна, безусловно, является удовлетворение человеческих потребностей без нанесения вреда окружающему миру. Дизайн, чтобы быть экологически ответственным и социально отзывчивым, должен следовать природному принципу наименьшего усилия: создавать максимальное разнообразие с помощью минимального инструментария или добиваться максимальных результатов минимальными средствами. Это означает -потреблять меньше, пользоваться вещами дольше и проявлять экономию при повторном использовании материалов. Существует принцип природопользования 3R: reduce, reuse, recycle - сокращать, повторно использовать, перерабатывать органично включается в дизайн-проектирование [10].

Принципы экологического дизайна как области научных исследований базируются на основных положениях нескольких современных динамично развивающихся научных направлений. Основополагающими являются теория дизайна как системной проектной деятельности и теория устойчивого развития, формирующаяся с 1970-х гг. Их дополняют антропология, экологическая социология, экологическая этика и многие другие науки.

Слово «принцип» (от лат. principium) в словарях имеет трактовку «начала, основы, происхождения». Многие философы дают обозначение этому слову как «основание совокупности фактов или знаний, исходный пункт объяснения или руководства к действиям» [7]. В методологии науки принцип служит основополагающей, фундаментальной идеей, правилом поведения, следование которому помогает наилучшим образом достигать поставленных целей [8].

В данной статье обозначим три значения слова «принцип», рассматривая их с точки зрения экологического дизайна:

• в качестве основного научного определения текущего направления;

• как правило, обозначающее нормы экологизации;

• как общеизвестное правило установления взаимосвязи в направлении экологического дизайна.

Развитие в истории правил дизайна как норм проектирования, появились еще в начале XX века. Их появлению прошествовал закон дизайна: «форма следует функции», сформулированный Людвигом Мис ван дер Роэ, а также различные подходы в дизайн-проектировании: экологический, средовой и системный [9].

Обобщая взгляды на современный дизайн, российские ученые выделяют ряд принципов дизайн-проектирования:

• принцип системности и структурной иерархии. Взаимосвязанность и взаимозависимость архитектурных решений и экологических факторов внешней среды, в соответствии с которыми каждый структурный элемент архитектурного решения рассматривается как элемент системы более высокого иерархического ранга;

• принцип целостности, автономности и пространственной взаимосвязи. Оптимальная эколого-архитектурная организация всего комплекса достигается в результате взаимодействия всех ее составляющих элементов, несмотря на то, что для каждого иерархического уровня характерен свой круг задач;

• принцип комфортности. Повышение качества среды жизнедеятельности, обеспечение во внутренней среде зданий и на открытых территориях физиологического, психологического и социального благополучия потребителей;

• принцип контактности. Контактная зона здания должна обеспечивать рациональную связь элементов внешней среды. В том числе природного ландшафта с внутренней средой сооружения, не приводя к нарушению комфортности;

• принцип преемственности. Формирование архитектурных объектов с учетом природных, культурно исторический, этнографических, строительно-технологических и других национальных и местных традиций района строительства;

• принцип оптимальной функциональной структуризации. Оптимальная функциональная структура, оптимальное функциональное зонирование и оптимальный режим природопользования;

• принцип гармонизации архитектурной и природной среды. Согласованность с устоявшимися закономерностями, формирование композиции в конкретной местности, основывается на художественных традициях;

• принцип энергосбережения. Создание решений, обеспечивающих комфортные условия при наименьших затратах

www.sibac.info

на устройство инженерно-технических систем, потребляющих энергию от невозобновляемых источников энергии;

• принцип приоритета природоохранных мероприятий. Обеспечивание на всех этапах проектирования максимально бережного отношения к природным ресурсам. Природная среда должна быть защищена от экологически неблагоприятного воздействия средового комплекса, в т. ч. здания должны быть биопозитивными;

• принцип экологической безопасности. Выбор архитектурных решений, соответствующих условий охраны человека природных комплексов от негативных природных и антропогенных воздействий, защищающих от любых экологически-неблагоприятных воздействий.

Опора на экологию и экологизацию присутствует со всех вышеперечисленных принципах. Виктор Папанек в своей книге «Дизайн для реального мира» говорил о том, что «в настоящее время невозможен и неприемлем дизайн, не связанный с социологическими аспектами и экологией окружения» [10].

Следуя данным принципам, возможно создать объект полностью экологичный по отношению к природной среде или максимально экономичный и долговечный. Помимо принципов экологизации в процесс проектирования нужно включать формообразование и эстетику [4].

Глобальность и массовость внедрения дизайн-продуктов в повседневную жизнь обязывают дизайнеров учитывать степень возможного вредного влияния на природную среду на всех этапах их жизненного цикла. Проблема рациональности стоит на первом месте уже на этапе проектирования. Здесь дизайнер должен учесть оптимальность соотношения затрат материалов, продолжительности жизни изделия и возможности его последующей утилизации; должен прогнозировать, учитывать и предотвращать возможный экологический ущерб как в процессе изготовления, так и эксплуатации, и утилизации.

Эти принципы аккумулируют в себе наиболее рациональные черты функционализма, системного и средового подходов в дизайне, а также идеи многих естественных и гуманитарных наук и должны реализовываться в любом объекте дизайна как актуальные, логичные, экономичные и этичные. Экологический подход должен быть ведущим, закладываться в процессе профессиональной подготовки дизайнеров.

Изучение основ экологического дизайна в вузе позволит сформировать у обучающихся необходимые профессиональные

компетенции, ценностные представления о выгодном взаимодействии окружающей среды и человека, ознакомиться с приемами экологизации, которые следует использовать при проектировании архитектурной среды и объектов дизайна [1; 2; 3; 5; 6].

Список литературы:

1. Ажгихин С.Г. Содержание профессиональных компетенций будущих дизайнеров с учетом регионального аспекта / Преподаватель XXI век. 2011. Т. 1. № 1. С. 12-18.

2. Ажгихин С.Г. Активные методы обучения проектированию в графическом дизайне. 2010. Т. 1. № 4. С. 96-105.

3. Ажгихин С.Г. Инновации в дизайне и дизайн-образовании. Искусство и образование. 2010. № 4. С. 94-100.

4. Быстрова Т.Ю. Направления и проблемы развития «устойчивого» дизайна // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. - 2012. - № 1.

5. Мирошников В.В. Структурный анализ семантического содержания формы в средовом дизайне / Научный альманах. 2015. № 7 (9). С. 1454-1457.

6. Мирошников В.В., Мирошникова В.М. Социокультурные аспекты современного формообразования в дизайне / Путь науки. 2014. № 10 (10). С. 113-114.

7. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. - Минск: Изд. В.М. Скакун, 1998.

8. Основы духовной культуры, 2000 / Безрукова В.С. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://didacts.ru/dictionary/1010 (9.03.2016).

9. Панкина М.В., Захарова С.В. Принципы экологического дизайна // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 1.

10. Папанек В. Дизайн для реального мира. - М.: Издатель Д. Аронов, 2008.

ПРИМЕНЕНИЕ ДЕРЕВА В ДИЗАЙНЕ

Удалова Надежда Николаевна

член Союза дизайнеров России, ассистент кафедры дизайна, рисунка и живописи Омского университет дизайна и технологий,

РФ, г. Омск E-mail: n_udalova@inbox.ru

www.sibac.info

APPLICATION OF THE TREE IN DESIGN

Nadezhda Udalova

member of the Union of designers of Russia, assistant to department of design, drawing and painting Omsk university of design and technologies,

Russia, Omsk

АННОТАЦИЯ

Цель статьи заключается в рассмотрении свойств и характеристик пород древесины. Проведен анализ взаимосвязи свойств материала и его применения в строительстве и дизайне. Рассмотрены исторические примеры работы с древесиной, влияющие на дизайн сегодня. Сделаны выводы о ценности данного материала и его перспективности для современного дизайна.

ABSTRACT

The purpose of the article consists in consideration of properties and characteristics of breeds of wood. The analysis of interrelation of properties of material and its application in construction and design is carried out. The historical examples of work with wood influencing design today are reviewed. Conclusions are drawn on the value of this material and its prospects for modern design.

Ключевые слова: древесина; породы дерева; свойства древесины; изба.

Keywords: wood; breeds of a tree; property of wood; log hut.

Для меня дерево не нейтральная субстанция, для меня это живой материал, по своему строению похожий на человеческие мышцы. А. Аалто [Цит. по:2].

Древесина - универсальный и, вместе с тем, уникальный материал, глубоко укоренившийся в истории, культуре и жизни людей во всем мире.

Цвет, текстура, прочность, гибкость и акустические свойства разных видов древесины интересовали архитекторов, дизайнеров, строителей и ремесленников на протяжении тысяч лет. Даже сегодня никакой другой материал не сравнится с деревом в универсальности и естественной красоте. Современные дизайнеры и архитекторы по-прежнему выбирают древесину и, подвергая её различным видам обработки, создают всё новые интерпретации использования этого материала.

Человеческая сущность во многом осталась прежней: люди ищут умиротворения, простоты и минимализма, чтобы снять нервное напряжение, вызванное постоянными визуальными перегрузками внешнего мира. Тепло и уют материала, автором которого является сама природа, творит чудеса для создания чувства равновесия и спокойствия.

Помимо этого, современный человек ищет альтернативу, находящуюся в гармонии с экологией и устойчивым развитием. Дерево и здесь занимает лидирующую позицию.

Все профессиональное искусство вышло из народного, которое является началом всякого искусства. Народная эстетика наиболее древняя, она первооснова и один из главных источников современных эстетических воззрений. Так, деревянная крестьянская изба на долгое время стала основным жилищем 90 % населения России. Строились избы в основном из сосны и лиственницы. И в интерьере избы все основные предметы мебели также были деревянными. Неподвижные лавки обычно ставили вдоль стен всей комнаты. Одной стороной они плотно прилегали к стене, а с другой поддерживались или подставками, выпиленными из толстой доски, или же резными и точеными столбиками - ножкам. Переносная лавка - скамья, стулья, большой стол, рассчитанный на большую семью, поставцы изготавливались из дерева. Сундуки - обязательная принадлежность избы. Высоко ценились сундуки из древесины кедра, запах которой отпугивает моль.

Именно в деревянной архитектуре зодчие выработали золотую середину в сочетании красоты и пользы. Самые значимые постройки на Руси возводились из многовековых стволов длиною до 18 метров и диаметром более полуметра. Дерево - главный материал, составляющий основу всей материальной культуры человечества. Начиная от плотов и до каравелл - много лет суда строились из дерева. Так же дерево играет большую роль и в религии. Дерево в России применялось для изготовления большого количества разнообразных вещей: грабли, лопаты, прялки, чекмари, деревянные музыкальные инструменты, игрушки, обувные колодки, литейные формы, рыболовные снасти, ткацкие и токарные станки, транспортные средства, посуда и утварь и т. д. [3].

Все породы деревьев делятся на лиственные и хвойные. По твердости древесины они делятся на мягкие породы, породы средней твердости и твердые породы. Мягкие лиственные породы: липа, тополь, ольха, каштан. Из липы делают сувениры, матрешки, игрушки, декор для дома, посуду, шкатулки. Ольху используют в фанерном и столярно-мебельном производстве. Тополь применяется в производстве целлюлозы и в качестве топливного материала. Каштан используют при изготовлении мебели в виде строганной фанеры.

www.sibac.info

Лиственные породы средней твердости: береза, карельская береза, ясень. Березу используют в мебельном и фанерном производстве, производстве ДСП, паркета, тары. Ясень используют для изготовления спортивного инвентаря, а так же для изготовления отделочных элементов, паркета. Твердые лиственные породы: дуб, бук, клен, граб, самшит, орех. Дуб используется в столярно-мебельном и фанерном производстве, производстве паркета, бочек. Из древесины бука делают чертежные доски, строганный шпон, паркет, столярные принадлежности, музыкальные инструменты и их детали. Клен используется в мебельном производстве, фанерном, для изготовления музыкальных инструментов, спортивного инвентаря. Граб используется для изготовления деталей для станков, рукояток инструментов, токарных изделий. Самшит идет на изготовление духовых музыкальных инструментов, применяется в графике для ксилографии, изготовления стеков для скульптур. Орех используется в мебельном производстве, для изготовления паркета, шпона.

Мягкие хвойные породы: сосна, ель, кедр. Сосна широко используется в строительстве (полы, крыши, потолки, стены, перегородки), в мебельном производстве, деревянном зодчестве, домовой резьбе, скульптуре. Ель является основным сырьем для целлюлозно-бумажного производства, строительства. Используется в производстве мебели и музыкальных инструментов. Кедр используется в столярно-мебельном производстве. Твердые хвойные породы: лиственница, тис, кипарис. Древесину лиственницы используют для производства столбов, свай, шпал, рудничных стоек, в мебельном и целлюлозно-бумажном производстве, в строительстве. Кипарис применяется в мебельном производстве, токарных и резных изделиях. Тис используется в мебельном производстве и в отделке помещений.

Ценные породы дерева: махагони, макаре, мовинга, белинга, палисандр, эвкалипт, эбеновое или черное дерево. Красное дерево (махагони, макаре, мовинга, белинга) широко применяется в мебельном производстве, идет на изготовление шпона, используется в токарном и резном деле, изготовление паркета. Палисандр применяется в мебельном производстве, изготовлении музыкальных инструментов, резных изделий, шпона и паркета. Эвкалипт применяется в строительстве - полы, стропила, балки и пр. В гидротехнических сооружениях - столбы, шпалы, мостостроение. Эбеновое или черное дерево используется в изготовлении деревянных духовых инструментов, в токарном деле, инкрустациях, сувенирной промышленности, скульптуре [1].

При выборе породы дерева для изготовления изделия, проектировщик, мастер должен учесть особенности породы древесины,

и основные свойства. Наука о древесине - древесиноведение -различает химические, физические и механические свойства древесины. Главные органические вещества, входящие в состав древесины - целлюлоза, лигнин и гемицеллюлоза. Древесина содержит дубильные и красящие вещества, эфирные масла и смолы. К физическим свойствам относятся: цвет, блеск, влажность, усушка, текстура и запах. Цвет - важный показатель декоративных свойств древесины, который влияет на конечный вид изделия. Блеск придает красивый вид и может быть усилен полированием, лакированием, вощением. Декоративную ценность древесины определяет текстура, которую усиливают лаки, олифа, воск. Запах - придают древесине входящие в ее состав смолы, эфирные масла, дубильные и другие вещества. Влажность - отношение массы влаги к массе абсолютно сухой древесины. Усушка - это уменьшение линейных размеров и объема при высыхании. К механическим свойствам относятся: прочность, твердость, жесткость, ударная вязкость. Прочность зависит от породы и влажности древесины. Отклонение от нормы в строении дерева, внешнего вида, формы, физического и химического состояния называют пороками. К порокам можно отнести сухобокость, кривизну, наросты, двойную сердцевину, сучки, трещины, червоточины, гниль, плесень, резкое уменьшение толщины дерева. Отделка - последний процесс создания изделий из дерева, в том числе - художественных резных изделий. После нее работа приобретает законченный вид. Существуют разные технологии и этапы отделки: шлифование, морение и протрава, покрытие, вощение, лакировка.

Сегодня, как никогда ранее, актуально использование дерева во всех его проявлениях: наборный паркет из редких пород древесины, деревянная мебель ручной работы, рамы, потолки, полы, аксессуары и пр. Деревянные элементы, для достижения желаемого результата и воплощения задумок дизайнера, с легкостью можно скомбинировать с металлом, кожей, стеклом, украсить резьбой, инкрустировать. Дизайнеры и мастера по дереву находят новые способы обработки, новую пластику и подчеркивают особенности и структуру древесины в своих изделиях. И возможности для работы с деревом неисчерпаемы.

Список литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Алехин А.И. Художественная обработка дерева. Учебное пособие.

Тольятти ПВГУС 2007 г.

2. Гозак А.П. Алвар Аалто / А.П. Гозак. - М.: Стройиздат, 1976.

3. Моран де А. История декоративно-прикладного искусства. Пер. с фр. -

М.: Искусство, 1982. - 577 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.