Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ДЕРЕВА В ДИЗАЙНЕ'

ПРИМЕНЕНИЕ ДЕРЕВА В ДИЗАЙНЕ Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
1863
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВЕСИНА / ПОРОДЫ ДЕРЕВА / WOOD / СВОЙСТВА ДРЕВЕСИНЫ / ИЗБА / BREEDS OF A TREE / PROPERTY OF WOOD / LOG HUT

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Удалова Надежда Николаевна

Цель статьи заключается в рассмотрении свойств и характеристик пород древесины. Проведен анализ взаимосвязи свойств материала и его применения в строительстве и дизайне. Рассмотрены исторические примеры работы с древесиной, влияющие на дизайн сегодня. Сделаны выводы о ценности данного материала и его перспективности для современного дизайна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Удалова Надежда Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE TREE IN DESIGN

The purpose of the article consists in consideration of properties and characteristics of breeds of wood. The analysis of interrelation of properties of material and its application in construction and design is carried out. The historical examples of work with wood influencing design today are reviewed. Conclusions are drawn on the value of this material and its prospects for modern design.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ДЕРЕВА В ДИЗАЙНЕ»

компетенции, ценностные представления о выгодном взаимодействии окружающей среды и человека, ознакомиться с приемами экологизации, которые следует использовать при проектировании архитектурной среды и объектов дизайна [1; 2; 3; 5; 6].

Список литературы:

1. Ажгихин С.Г. Содержание профессиональных компетенций будущих дизайнеров с учетом регионального аспекта / Преподаватель XXI век. 2011. Т. 1. № 1. С. 12-18.

2. Ажгихин С.Г. Активные методы обучения проектированию в графическом дизайне. 2010. Т. 1. № 4. С. 96-105.

3. Ажгихин С.Г. Инновации в дизайне и дизайн-образовании. Искусство и образование. 2010. № 4. С. 94-100.

4. Быстрова Т.Ю. Направления и проблемы развития «устойчивого» дизайна // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. - 2012. - № 1.

5. Мирошников В.В. Структурный анализ семантического содержания формы в средовом дизайне / Научный альманах. 2015. № 7 (9). С. 1454-1457.

6. Мирошников В.В., Мирошникова В.М. Социокультурные аспекты современного формообразования в дизайне / Путь науки. 2014. № 10 (10). С. 113-114.

7. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. - Минск: Изд. В.М. Скакун, 1998.

8. Основы духовной культуры, 2000 / Безрукова В.С. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://didacts.ru/dictionary/1010 (9.03.2016).

9. Панкина М.В., Захарова С.В. Принципы экологического дизайна // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 1.

10. Папанек В. Дизайн для реального мира. - М.: Издатель Д. Аронов, 2008.

ПРИМЕНЕНИЕ ДЕРЕВА В ДИЗАЙНЕ

Удалова Надежда Николаевна

член Союза дизайнеров России, ассистент кафедры дизайна, рисунка и живописи Омского университет дизайна и технологий,

РФ, г. Омск E-mail: n_udalova@inbox.ru

www.sibac.info

APPLICATION OF THE TREE IN DESIGN

Nadezhda Udalova

member of the Union of designers of Russia, assistant to department of design, drawing and painting Omsk university of design and technologies,

Russia, Omsk

АННОТАЦИЯ

Цель статьи заключается в рассмотрении свойств и характеристик пород древесины. Проведен анализ взаимосвязи свойств материала и его применения в строительстве и дизайне. Рассмотрены исторические примеры работы с древесиной, влияющие на дизайн сегодня. Сделаны выводы о ценности данного материала и его перспективности для современного дизайна.

ABSTRACT

The purpose of the article consists in consideration of properties and characteristics of breeds of wood. The analysis of interrelation of properties of material and its application in construction and design is carried out. The historical examples of work with wood influencing design today are reviewed. Conclusions are drawn on the value of this material and its prospects for modern design.

Ключевые слова: древесина; породы дерева; свойства древесины; изба.

Keywords: wood; breeds of a tree; property of wood; log hut.

Для меня дерево не нейтральная субстанция, для меня это живой материал, по своему строению похожий на человеческие мышцы. А. Аалто [Цит. по:2].

Древесина - универсальный и, вместе с тем, уникальный материал, глубоко укоренившийся в истории, культуре и жизни людей во всем мире.

Цвет, текстура, прочность, гибкость и акустические свойства разных видов древесины интересовали архитекторов, дизайнеров, строителей и ремесленников на протяжении тысяч лет. Даже сегодня никакой другой материал не сравнится с деревом в универсальности и естественной красоте. Современные дизайнеры и архитекторы по-прежнему выбирают древесину и, подвергая её различным видам обработки, создают всё новые интерпретации использования этого материала.

Человеческая сущность во многом осталась прежней: люди ищут умиротворения, простоты и минимализма, чтобы снять нервное напряжение, вызванное постоянными визуальными перегрузками внешнего мира. Тепло и уют материала, автором которого является сама природа, творит чудеса для создания чувства равновесия и спокойствия.

Помимо этого, современный человек ищет альтернативу, находящуюся в гармонии с экологией и устойчивым развитием. Дерево и здесь занимает лидирующую позицию.

Все профессиональное искусство вышло из народного, которое является началом всякого искусства. Народная эстетика наиболее древняя, она первооснова и один из главных источников современных эстетических воззрений. Так, деревянная крестьянская изба на долгое время стала основным жилищем 90 % населения России. Строились избы в основном из сосны и лиственницы. И в интерьере избы все основные предметы мебели также были деревянными. Неподвижные лавки обычно ставили вдоль стен всей комнаты. Одной стороной они плотно прилегали к стене, а с другой поддерживались или подставками, выпиленными из толстой доски, или же резными и точеными столбиками - ножкам. Переносная лавка - скамья, стулья, большой стол, рассчитанный на большую семью, поставцы изготавливались из дерева. Сундуки - обязательная принадлежность избы. Высоко ценились сундуки из древесины кедра, запах которой отпугивает моль.

Именно в деревянной архитектуре зодчие выработали золотую середину в сочетании красоты и пользы. Самые значимые постройки на Руси возводились из многовековых стволов длиною до 18 метров и диаметром более полуметра. Дерево - главный материал, составляющий основу всей материальной культуры человечества. Начиная от плотов и до каравелл - много лет суда строились из дерева. Так же дерево играет большую роль и в религии. Дерево в России применялось для изготовления большого количества разнообразных вещей: грабли, лопаты, прялки, чекмари, деревянные музыкальные инструменты, игрушки, обувные колодки, литейные формы, рыболовные снасти, ткацкие и токарные станки, транспортные средства, посуда и утварь и т. д. [3].

Все породы деревьев делятся на лиственные и хвойные. По твердости древесины они делятся на мягкие породы, породы средней твердости и твердые породы. Мягкие лиственные породы: липа, тополь, ольха, каштан. Из липы делают сувениры, матрешки, игрушки, декор для дома, посуду, шкатулки. Ольху используют в фанерном и столярно-мебельном производстве. Тополь применяется в производстве целлюлозы и в качестве топливного материала. Каштан используют при изготовлении мебели в виде строганной фанеры.

www.sibac.info

Лиственные породы средней твердости: береза, карельская береза, ясень. Березу используют в мебельном и фанерном производстве, производстве ДСП, паркета, тары. Ясень используют для изготовления спортивного инвентаря, а так же для изготовления отделочных элементов, паркета. Твердые лиственные породы: дуб, бук, клен, граб, самшит, орех. Дуб используется в столярно-мебельном и фанерном производстве, производстве паркета, бочек. Из древесины бука делают чертежные доски, строганный шпон, паркет, столярные принадлежности, музыкальные инструменты и их детали. Клен используется в мебельном производстве, фанерном, для изготовления музыкальных инструментов, спортивного инвентаря. Граб используется для изготовления деталей для станков, рукояток инструментов, токарных изделий. Самшит идет на изготовление духовых музыкальных инструментов, применяется в графике для ксилографии, изготовления стеков для скульптур. Орех используется в мебельном производстве, для изготовления паркета, шпона.

Мягкие хвойные породы: сосна, ель, кедр. Сосна широко используется в строительстве (полы, крыши, потолки, стены, перегородки), в мебельном производстве, деревянном зодчестве, домовой резьбе, скульптуре. Ель является основным сырьем для целлюлозно-бумажного производства, строительства. Используется в производстве мебели и музыкальных инструментов. Кедр используется в столярно-мебельном производстве. Твердые хвойные породы: лиственница, тис, кипарис. Древесину лиственницы используют для производства столбов, свай, шпал, рудничных стоек, в мебельном и целлюлозно-бумажном производстве, в строительстве. Кипарис применяется в мебельном производстве, токарных и резных изделиях. Тис используется в мебельном производстве и в отделке помещений.

Ценные породы дерева: махагони, макаре, мовинга, белинга, палисандр, эвкалипт, эбеновое или черное дерево. Красное дерево (махагони, макаре, мовинга, белинга) широко применяется в мебельном производстве, идет на изготовление шпона, используется в токарном и резном деле, изготовление паркета. Палисандр применяется в мебельном производстве, изготовлении музыкальных инструментов, резных изделий, шпона и паркета. Эвкалипт применяется в строительстве - полы, стропила, балки и пр. В гидротехнических сооружениях - столбы, шпалы, мостостроение. Эбеновое или черное дерево используется в изготовлении деревянных духовых инструментов, в токарном деле, инкрустациях, сувенирной промышленности, скульптуре [1].

При выборе породы дерева для изготовления изделия, проектировщик, мастер должен учесть особенности породы древесины,

и основные свойства. Наука о древесине - древесиноведение -различает химические, физические и механические свойства древесины. Главные органические вещества, входящие в состав древесины - целлюлоза, лигнин и гемицеллюлоза. Древесина содержит дубильные и красящие вещества, эфирные масла и смолы. К физическим свойствам относятся: цвет, блеск, влажность, усушка, текстура и запах. Цвет - важный показатель декоративных свойств древесины, который влияет на конечный вид изделия. Блеск придает красивый вид и может быть усилен полированием, лакированием, вощением. Декоративную ценность древесины определяет текстура, которую усиливают лаки, олифа, воск. Запах - придают древесине входящие в ее состав смолы, эфирные масла, дубильные и другие вещества. Влажность - отношение массы влаги к массе абсолютно сухой древесины. Усушка - это уменьшение линейных размеров и объема при высыхании. К механическим свойствам относятся: прочность, твердость, жесткость, ударная вязкость. Прочность зависит от породы и влажности древесины. Отклонение от нормы в строении дерева, внешнего вида, формы, физического и химического состояния называют пороками. К порокам можно отнести сухобокость, кривизну, наросты, двойную сердцевину, сучки, трещины, червоточины, гниль, плесень, резкое уменьшение толщины дерева. Отделка - последний процесс создания изделий из дерева, в том числе - художественных резных изделий. После нее работа приобретает законченный вид. Существуют разные технологии и этапы отделки: шлифование, морение и протрава, покрытие, вощение, лакировка.

Сегодня, как никогда ранее, актуально использование дерева во всех его проявлениях: наборный паркет из редких пород древесины, деревянная мебель ручной работы, рамы, потолки, полы, аксессуары и пр. Деревянные элементы, для достижения желаемого результата и воплощения задумок дизайнера, с легкостью можно скомбинировать с металлом, кожей, стеклом, украсить резьбой, инкрустировать. Дизайнеры и мастера по дереву находят новые способы обработки, новую пластику и подчеркивают особенности и структуру древесины в своих изделиях. И возможности для работы с деревом неисчерпаемы.

Список литературы:

1. Алехин А.И. Художественная обработка дерева. Учебное пособие.

Тольятти ПВГУС 2007 г.

2. Гозак А.П. Алвар Аалто / А.П. Гозак. - М.: Стройиздат, 1976.

3. Моран де А. История декоративно-прикладного искусства. Пер. с фр. -

М.: Искусство, 1982. - 577 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.