УДК 339.92 О.А. Гражданкина,
B.А. Гражданкин, Л.И. Киркеева,
C.В. Шапошникова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НАЛОГИ В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
Ключевые слова: экологические налоги, Европейский союз, экологическая политика, транспортные налоги, налоги на энергию.
Введение
Развитие научно-технического прогресса приводит к тому, что усиливаются экологические проблемы, среди них ежегодное увеличение вредных выбросов в атмосферу, проявление так называемого глобального потепления и парникового эффекта, колоссальный рост бытовых и промышленных отходов, выпадение кислотных осадков из-за присутствия в атмосфере диоксида серы и оксидов азота, многократное превышение ПДК в воздухе свинца от сгорания бензина, загрязнение водных источников (рек, озер, морей) промышленными и бытовыми сточными водами и полимерными отходами, накопление радиоактивных отходов и токсичных веществ и т.д.
Целью работы является изучение практики функционирования экологических налогов в странах Евросоюза.
Для достижения поставленной цели были последовательно решены следующие задачи: изучены нормативно правовые акты по исследуемому вопросу; отражены экономические инструменты, направленные на улучшение окружающей среды; проведен анализ поступления экологических налогов, отражена их структура, рассмотрена динамика процесса.
Для реализации поставленных задач применялись следующие методы: анализа и синтеза, индукции, сравнения, сбора и обработки статистической информации и др.
Результаты и их обсуждение
Проблемы загрязнения окружающей среды отражены в решениях пятого Невского международного конгресса. Помимо перечисленных выше, на нем обсуждались вопросы разработки комплекса нормативных актов, направленные на утилизацию автомобильного транспорта, а также рациональную утилизацию отходов производства и потребления. Было отмечено неэффективное управление потреблением ресурсов и ресурсосбережением, низкая эффективность вложений в сберегающие технологии и безопасную утилизацию, вторичную переработку отходов и др.
Многообразие источников загрязнения и нерационального использования окружающей среды приводит к росту заболеваемости населения, особенно это заметно в крупных промышленных городах. Одной из причин медицинские работники называют загрязнение окружающей среды. По их мнению, плохая экология провоцирует такие болезни, как рак, заболевания сердечнососудистой системы, органов дыхания, пищеварения др.
Многогранность и неоднозначность решения экологических проблем в большей степени проявляются в Европе, поскольку это наиболее урбанизированная территория в мире, средний уровень урбанизации около 80%, а в некоторых странах этот показатель превышает 90%.
Поэтому еще в прошлом (ХХ в.) в Европе предпринимались попытки разработать и закрепить основные направления экологической политики. Более четкие направления деятельности стали прослеживаться с начала 2000-х годов. В частности они закреплены в системе взаимосвязанных договоров Евросоюза. Создано специальное Европейское агентство, курирующее вопросы окружающей среды. Основная направленность экологической политики Евросоюза — стимулирование производителей и потребителей к рациональному использованию природных ресурсов, применению природосберегающих технологий, т.е. переход на экоориен-тированные технологии.
Опираясь на доклад Европейского агентства по окружающей среде, можно привести следующую классификацию современных действующих рыночных инструментов [1, с. 315]:
^ экологические налоги, введенные для изменения цен и, таким образом, политики потребителей и производителей;
^ торговые разрешения, введенные для снижения выбросов (например, квоты на выбросы CO2, квоты на вылов рыбы);
^ экологические взносы, введенные, чтобы полностью или частично покрыть расходы на экологические службы, меры по сокращению загрязнения водных ресурсов, на захоронение отходов;
^ экологические субсидии и льготы, созданные для стимулирования развития новых технологий, создания новых рынков эколо-
гических товаров и служб, а также для поддержки достижения высоких уровней защиты окружающей среды компаниями;
^ схемы ответственности и компенсации, цель которых — обеспечить адекватное возмещение последствий деятельности, опасной для окружающей среды, а также расходы на предотвращение и восстановление ущерба.
В работе подробно рассматривается первый из этого списка инструмент — экологические налоги.
Европейской комиссией в целях координации налоговой политики членов ЕС принята дефиниция «экологического налога». Она заключается в том, что экологический налог — это налог, налоговой базой которого является физическая единица, имеющая конкретное, доказанное негативное воздействие на окружающую среду. В практике Европейского налогообложения статистика различает четыре вида экологических платежей, связанных с:
• энергетикой,
• транспортом,
• загрязнением окружающей среды,
• использованием природных ресурсов или ресурсные налоги.
Но последние, в силу своей низкой доходности, как правило, объединяют в одну группу и рассматриваются совместно, их общая доля от всей суммы налоговых поступлений от экологических налогов составляет около 4%.
По данным, опубликованным на официальном сайте Евростата [2], по итогам 2010 г. поступления от исследуемых нало-
гов составили около 292 434 млрд евро, это 2,4% ВВП и 6,2% от всех налоговых платежей и социальных взносов. Если рассматривать тенденцию поступления экологических налогов в процентном отношении ко всем налоговым поступлениям и социальным взносам, то в период с 1995 по 2008 гг. поступления сократились до 5,95%. Кратковременный рост до 6,24% произошел в
2009 г., его можно связать с падением государственных доходов в результате негативных последствий финансового кризиса. По сравнению с 1995 г. поступления от экологических налогов увеличилось более чем на 100 млрд евро, или на 53%, но на уровне ВВП колебания незначительные (рис.). В долевом отношении к ВВП экологические налоги находятся на уровне от 2 до 3% за весь исследуемый период. Что было обусловлено главным образом изменениями в доходах от прямых налогов и взносов на социальное страхование.
Данные, представленные в таблице, показывают, что общий доход от экологических налогов в 27 странах Евросоюза в
2010 г. составил 292 434 млн евро, эта цифра соответствует 2,37% от валового внутреннего продукта (ВВП) и 6,19% от общей суммы доходов, полученных от всех налогов и социальных взносов.
Подобная тенденция прослеживается и в увеличении экологических налогов в стоимостном выражении. Прослеживается динамика показателей размера этих налогов по отношению к ВВП и по отношению к общей выручке от всех налогов и социальных взносов.
Рис. Динамика поступлений экологических налогов в Евросоюзе [2]
Таблица
Поступление экологических налогов в странах ЕС 2010 г. [3]
Млн евро Доля от экологических налогов, % Доля от ВВП, % Доля от общего объема налогов и социальных платежей и взносов, %
Всего экологических налогов, в т.ч.: 292434 100 2,37 6,19
Налоги на энергию 219114 74,9 1,79 4,67
Транспортные налоги 61964 21,2 0,49 1,29
Налоги на загрязнение окружающей среды и ресурсы 11356 3,9 0,10 0,22
Если акцентировать внимание по данной проблематике в разрезе стран членов ЕС, то наиболее высокие показатели характерны для Нидерланд, Словении и Мальты. Также в 2010 г. наибольшая доля экологических налогов в общей сумме доходов от налогов и социальных взносов была зафиксирована в Болгарии (10,7%) и Латвии (8,8%). Во главе рейтинга относительной важности экологических налогов по доли от ВВП стоят Дания (4,0%) и Эстония (3,0%), в противоположной стороне — Франция, Испания, Бельгия, Исландия.
Остановимся более подробно.
^ Энергетические налоги (включают налоги на энергетические продукты, в т.ч. уголь, нефтепродукты, природный газ, электроэнергию, транспортное топливо, тепловую энергию и т.п.). Эти налоги занимают наибольшую величину в структуре поступлений от экологических налогов, на них приходилось около 75,9%. За анализируемый период поступления от данной категории налогов в процентном отношении к ВВП снизились на 15%, причем наибольшее снижение наблюдалось с 2003 по 2008 гг. Европейские аналитики выделяют следующие причины произошедшего. Потребление энергии росло медленнее, чем рос ВВП, что связано с более высокими ценами на энергоносители и проведение политики по энергоэффективности. Вторая причина — переход и использование возобновляемых источников энергии (биотоплива, ветра, солнца, приливной волны т.д.), которые не облагаются налогами или облагаются по минимальным ставкам. В последнее время в ЕС достигнута договоренность о компенсации подобных уменьшений от налоговых поступлений через предоставление разрешений на выбросы, различного рода квотирование. Наиболее существенны эти налоги в Литве, Чехии и Люксембурге, и величина исследуемого показателя превышает 90%. Несколько ниже, менее 60% доходов в Дании и Нидерландах и менее 50% на Мальте.
^ Блок транспортных налогов (он включает разнообразные налоги на ввоз, эксплуатацию и утилизацию, с продажи и пе-
репродажи транспортных средств) стал вторым по объему поступлений в общих доходах от экологических налогов, составляет 21%. С каждым годом количество автотранспортных средств увеличивается, следовательно, растут и поступления от данных налог. Если провести анализ по структуре платежей данных налогов, то около 68% всех налогов платят домохозяйства, а затем около 16% от бизнесменов (сельское хозяйство, рыболовство, строительство и услуги и т.д.). Относительный показатель значительно выше в следующих странах: Мальта, Ирландия, Дания и Кипр, 36,4-44,5% в структуре всех доходов от экологических налогов. Максимальный показатель в Норвегии, он достигает 47,3%.
^ Налоги за загрязнение окружающей среды и ресурсные налоги, как правило, анализируются вместе, т.к. они представляют собой относительно небольшую долю (3,9%) от общего размера экологических налоговых поступлений в исследуемых странах. К ним относятся налог на добычу сырья, на выбросы в атмосферу NOх и СО2, сточные воды, шум, отходы и т.д. Значимость данных налогов колеблется от 0-10%. Например, в Нидерландах и Исландии это максимальная величина, в Эстонии — более 10%, в Португалии, Германии, Люксембурге, Ирландии, Румынии и Австрии — менее 1%, В таких странах, как Греция и Кипр вовсе не возникло доходов от этого вида налога [3].
Заключение и выводы
Проведенное исследование показало, что экономические инструменты, применяемые для контроля за загрязнением окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов, играют важную роль в экологической политике Евросоюза. Набор инструментов и методов воздействия на производителей и потребителей достаточно широкий — это и экологические налоги, сборы и платежи; торговые разрешения и квоты; экологические субсидии и льготы; депозитные системы возмещения и субсидий; многообразные схемы ответственности и компенсаций.
Экологические налоги все шире используются для влияния на поведение хозяйствующих субъектов, так как эти налоги приносят доход, который впоследствии используется для создания программ, направленных на содействие дальнейшему развитию охраны окружающей среды. Основная цель введения экологических налогов и платежей заключается не в фискальной направленности, т.е. не столько в пополнении бюджетов разных уровней, сколько в стимулировании налогоплательщиков к бережному отношению к окружающей среде и ресурсосбережению.
УДК 339.3
Ключевые слова: инновация, предпринимательская деятельность высшего учебного заведения, малое инновационное предприятие, маркетинговое продвижение.
В условиях реализации стратегии инновационного развития экономики, основанной на знаниях, особое место отводится модернизации и внедрению инноваций в отечественном образовании, проводником которых становятся все в большей мере малые инновационные предприятия (МИПы). Государством осуществляется активная поддержка инновационной деятельности вузов и научных учреждений. Так, по данным Департамента государственной научно-технической и инновационной политики Минобрнауки РФ, за последние десять лет расходы на науку увеличились в пять раз, причем не только на вузовскую, но и академическую. Только за последние два года в рамках мер государственной поддержки развития кооперации российских вузов и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства, было выделено около 19 млрд руб. Средства распределялись на конкурсной основе, было заключено более ста договоров с организациями-победителями, к выполнению которых приступило около 3000 педагогических работников, 1,3 тыс. молодых специалистов, около 2000 аспирантов и студентов.
Библиографический список
1. Матевеева Е.В. Экологическая политика Евросоюза // Вестник Нижегородского университета им Н.И. Лобачевского. — 2010. — № 6. — С. 311-317.
2. Environmental taxes — latest developments. — Режим доступа: — http://epp.eurostat.ec.europa.eu/statistics_ explained/index.php/Environmental_taxes_-_latest_developments.
3. Environmental taxes in the EU. — Режим доступа: — http://epp.eurostat.ec.europa.eu /statistics_explained/index.php/Environment al taxes.
В целях привлечения в вузы ведущих ученых в рамках постановления Правительства РФ от 09.04.2010 № 220 было выделено 12 млрд руб. В 2010-2011 гг. по результатам проведенных конкурсов были отобраны 79 победителей. Важным законодательным актом стал Указ Президента РФ от 07.07.2011 № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ и перечня критических технологий РФ».
Главными итогами работы в соответствии с Федеральным законом от 02.08.2009 № 217-ФЗ стали 1113 зарегистрированных по состоянию на сентябрь 2011 г. малых инновационных предприятий (МИП), из которых 1070 создано 200 вузами и 43 НИИ. На этих предприятиях работают 4 тыс. человек. При этом наибольшее количество МИП сосредоточено в Центральном, Сибирском, Южном и Приволжском федеральных округах.
За последнее время удалось ввести ряд важных льгот для малых предприятий при вузах, созданных в соответствии с 217-ФЗ. Федеральные законы от 16.10.2010 № 272-ФЗ, от 27.11.2010 № 310-ФЗ и от 01.03.2011 № 22-ФЗ фактически дали малым инновационным предприятиям такие же льготы, какие есть у резидентов Сколково. Наиболее важные из них — возможность получать помещения в аренду без конкурса и по льготным ставкам (1-й год — 40% от
+ + +
:001.895 А.Н. Семин,
И.А. Гребенщиков
ФОРМИРОВАНИЕ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КАК ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ