Исследовательский проект молодых ученых
Экологические конфликты России в 2017 году: анализ, решение и предупреждение
Аннотация
Данная работа — результат масштабного исследования экологических конфликтов, произошедших в Российской Федерации в 2017 г. На основе подробного изучения каждого прецедента авторы статьи выявили общие элементы экологических конфликтов, позволившие создать их типологию и классификацию. В результате было выделено 3 группы экологических конфликтов. Кроме того, в исследовании предложена схема урегулирования экологических конфликтов, включающая в себя основные постулаты, ориентация на которые позволит эффективно разрешить противоречия. Помимо этого, в работе продемонстрирован возможный вариант мониторинга экологических конфликтов, главная роль в котором отводится анализу интенсивности общественного недовольства экологическим состоянием, а также техническому контролю над деятельностью тех или иных предприятий. Наконец, нами была также описана система анализа интенсивности экологических конфликтов, основанная на качестве и количестве материалов, опубликованных в СМИ.
Ключевые слова: экология, конфликты, политика, регионы, бизнес, общество, конфликтология.
Авторы
Богданова Елизавета Михайловна
Студентка магистратуры
факультета политологии
Московского государственного университета
имени М. В. Ломоносова
(Москва, Россия)
Есиев Эльдар Таймуразович
Студент магистратуры
факультета политологии
Московского государственного университета
имени М. В. Ломоносова
(Москва, Россия)
Кравцев Евгений Владимирович
Студент бакалавриата
факультета политологии
Московского государственного университета
имени М. В. Ломоносова
(Москва, Россия)
Входе исследования было проанализировано более 40 прецедентов экологических конфликтов в различных регионах Российской Федерации за 2017 г. Этот анализ привел к выводу, что существует несколько типовых видов экологических конфликтов, проходящих в России. К таким видам относятся: конфликты между различными группами общества и предприятиями, конфликты между региональным или муниципальным уровнем власти и обществом, конфликты между различными общественными группами. Наиболее частыми яв-
ляются конфликты между обществом и предприятиями. В основном причинами таких конфликтов являются сохранение природы или же борьба с вредным производством, результатами производства. Если же рассматривать ситуацию в целом, то можно определить следующие основные причины конфликтов, имеющих место в нашем государстве: сохранение культурно-природных объектов (парки, скверы, пруды и т. д.), защита окружающей среды от деятельности предприятий, проблема мусора, а также защита животных.
Рисунок 1. Основные группы конфликтов
Выделив основные типы экологических конфликтов и их причины, становится возможным описание их структуры и основных элементов. Начать разбор следует с понимания основных, уже упомянутых, причин экологических конфликтов.
Итак, первой причиной конфликтов можно назвать защиту окружающей среды от деятельности предприятий. Конфликты данного типа состоят из 2 факторов: предприятия загрязняют воздух в районе своей деятельности, что мешает комфортному существованию местных жителей, либо предприятия уничтожают природные объекты (леса, озера, реки
и т. д.). И в том, и в другом случае конфликты сложно разрешимы и, скорее всего, могут быть полностью ликвидированы лишь с помощью судебных органов. Типичный алгоритм такого конфликта: происходит инцидент, активисты организуют митинг или пикет, на котором подписывают петиции, пишут жалобы в местные органы власти или на предприятие с просьбой вмешаться в этот вопрос и решить его. Далее конфликтная ситуация либо игнорируется, либо становится основанием для прокурорской проверки. В первом случае неизбежен повторный митинг, обращение в вышестоящие органы власти
(либо региональный уровень, либо федеральный, либо к Президенту). Во втором случае общество ждет результатов прокурорской проверки, но не отступает от тактики постоянного противоборства с предприятием. В конечном итоге результатом конфликта такого типа является решение суда об экологически опасной деятельности предприятия с предписанием устранить нарушения либо же приостановка деятельности этого предприятия. В случае, если речь идет о вреде природным объектам, то конфликт зачастую сводится к вопросу о выдаче разрешения компании на эту, опасную для экологии, деятельность. Согласно законодательству, такое разрешение может быть выдано либо региональной властью, либо муниципальной, а значит, и судебное решение в данной ситуации будет направлено не только против компании, но и против представителей власти, выдавших разрешение. Оставляя второй вариант за скобками, можно сказать, что идеальной тактикой для власти в конфликтах подобного типа будет поддержка общества и поиск досудебного решения с предприятиями, учитывающий ликвидацию проблемы загрязнения воздуха.
Следующую группу конфликтов можно назвать «сохранением культурно-природных объектов». Заключаются такие конфликты в желании общества сохранить парки, пруды, скверы либо иные объекты подобного типа. Причиной конфликта обычно становится желание со стороны бизнеса или органов власти изменить такие объекты. Причем конфликты могут случаться как из-за стройки на территории парка, так и из-за благих намерений власти — обновить парк, сделать его лучше. В первом случае причина очевидна — людям не хочется терять место для прогулки и отдыха. Что же касается второго вопроса — дело здесь в интерпретации, объяснении властью своих намерений. Поэтому важнейшим пунктом в профилактике экологических конфликтов данного типа является PR-кампания
по продвижению своей инициативы, какой бы она ни была. Общество в большинстве случаев реагирует на изменения негативно, поэтому важно подготовить его к ним. Решением конфликта является проведение публичных слушаний либо размещение на территории реконструкции информационных плакатов, которые подробно объяснят жителям цели деятельности строителей.
Одной из самых популярных тем экологических конфликтов в 2017 г. стала тема мусора. Ее можно разделить на две категории: борьба с незаконными свалками, с мусорными полигонами, полигонами ТБО и борьба с планами по ликвидации этих объектов. В первом случае все достаточно ясно: свалки и полигоны вызывают недовольство местных жителей, так как загрязняют окружающую среду. Особенно активно этот тип конфликтов развивается в Московской области. Второй тип конфликтов, связанных с мусором, заключается в движении общества против желания властей строить рядом с жилыми домами мусоросжигательные заводы. Жители боятся, что при сжигании мусора будут образовываться вредные вещества, загрязняющие воздух и вызывающие опасные заболевания у населения. Многие жители видят решение проблемы в постройке мусоропере-рабатывающих заводов, которые будут распределять мусор и преобразовывать его в новые материалы. Такой тип заводов кажется жителям наиболее удачным с точки зрения экологической безопасности. Однако в мире уже есть примеры мусоросжигательных заводов, не причиняющих никакого вреда для окружающих жилых территорий (губернатор Московской области А. Ю. Воробьёв даже посетил Японию специально для знакомства с технологией таких заводов [1]). Исходя из этого, мы можем сказать, что опасения жителей могут быть неоправданными, конечно же, при соблюдении всех стандартов современных технологически развитых заводов для сжигания мусора.
Власти должны в конфликтах этой категории также объяснить обществу, почему лучше выбрать именно мусоросжигательные заводы, раскрыть принципы их работы и убедить людей в безопасности этих заводов.
Также популярный тип экологических конфликтов связан с защитой животных. Особенностью данного типа является то, что общество требует у власти более серьезных наказаний за жестокое обращение с животными. Прецедентом зоокон-фликтов становится ситуация, в которой пострадали животные. В данный момент проблема, которая вызывает конфликт, решается: Государственная Дума Российской Федерации 13.12.2017 приняла в окончательном чтении поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ в части жестокого обращения с животными (2), которые предполагают более серьезные санкции в отношении лиц, нарушивших закон. Прогнозируется, что дальнейшая борьба за охрану животных будет связана с вопросами учета и контроля питомцев, ограничения использования животных в цирках и контроле над качеством содержания бездомных особей.
Алгоритм разрешения экологических конфликтов
В целом,проанализировав 46 прецедентов экологических конфликтов в России в 2017 г., мы выработали рекомендации для муниципального и регионального уровня власти. Если конфликт уже перешел в активную фазу, его решение будет затруднено, но, тем не менее, не невозможно. Во-первых, следует четко определить субъекты конфликта — те стороны, которые противостоят друг другу, а также тех косвенных участников, которые оказывают поддержку какой-либо из сторон. Это поможет выявить их интересы и желания. Во-вторых, следует создать комиссию по разрешению конфликта, которая будет включать представителей
сторон, представителя власти (если она сама не является активным участником противоречия), а также медиатора (конфликтолога), роль которого — организация и управление комиссией. Важнейшей задачей конфликтолога будет выявление истинных интересов сторон (зачастую публично высказываемые интересы являются искусственными). После этого необходимо начать совместную проработку возможных решений конфликта. В ходе этого процесса важно придерживаться следующих ориентиров:
1) экологическая безопасность людей — главное. Нельзя требовать от людей пойти на слишком серьезные уступки, склонять их к отказу от своих требований. Такое решение конфликта не разрешит его, а лишь заморозит;
2) бизнес должен выполнять социальные функции. Принятие этого ориентира откроет поле для поиска консенсуса между бизнесом и обществом;
3) бизнес не враг обществу. Этот тезис важен, так как современное российское общество в большинстве своем негативно относится к бизнесу, что способствует эскалации конфликта;
4) ориентация на реальные ресурсы.Зачастую общество требует выполнения условий, которые не могут быть реализованы в принципе. Власть или бизнес также могут давать декларировать обязательства, выполнение которых невозможно из-за отсутствия ресурсов. Таким образом, после подписания мирового соглашения, выясняется, что стороны не могут обеспечить его реализацию, что вызывает эскалацию конфликта.
Далее, выработав совместное решение, необходимо четко расписать этапы реализации решения, сроки и ресурсные вопросы. Обеспечением реализации должна заняться власть. В случае, если конфликт происходит между властью и обществом, то контролем над реализацией договоренностей должен заняться следующий уровень власти.
Особенности экологических конфликтов
Примечательной особенностью экологических конфликтов в России является то, что инициаторами выступают простые жители. Государ-
ственные органы, муниципалитеты могут быть вовлечены в конфликт, могут даже занимать сторону народа, но при этом никогда не бывают инициаторами. Это свидетельствует о том, что власть не желает поднимать экологическую тематику из-за стремления создать образ благополучного, стабильного района.
Алгоритм разрешения экологических конфликтов
Определение субъектов конфликта (прямых и косвенных)
Создание комиссии по разрешению конфликта, в которую войдут прямые участники, представители власти и конфликтолог
Определение истинных интересов сторон
Поиск и проработка вариантов разрешения конфликтов. Важно опираться на 4 ориентира: «экологическая безопасность - главное», «бизнес должен выполнять социальные функции», «бизнес - не враг обществу», «ориентация на реальные ресурсы»
Определение этапов, ресурсов и сроков реализации выработанного решения
Контроль за реализацией принятого решения
Рисунок 2. Алгоритм разрешения экологических конфликтов
Кроме того, важной особенностью экологических конфликтов является то, что власть зачастую становится их косвенным участником, который призывается гражданами и бизнесом для того, чтобы разрешить противоречие. В связи с этим следует предложить формат решения экологических конфликтов для властных органов, будь то региональный уровень, либо муниципальный. Во-первых, необходимо понимание своей роли в конфликте. Разрешить конфликт с медиатором, посредником намного легче и эффективнее, нежели без него. Эта роль предполагает беспристрастную оценку происходящего и поиск наилучших альтернатив. Во-вто-
рых, важно приглашать профессионально подготовленных людей для разрешения конфликта — конфликтологов, которые получат право на разрешение конфликта от лица власти. Формат сотрудничества специалистов и власти при этом будет основан на проектной работе.
Следующей особенностью экологических конфликтов в Российской Федерации является тот факт, что власть обращает на них внимание спустя некоторое время. Это ведет к тому, что конфликт расширяется и возможностей «объяснить» и «договориться» с обществом становится меньше. В связи с этим, логично проводить мониторинг муниципалитетами потенци-
альных конфликтов и начинать работать с ними еще на этапе их институциализации.
Мониторинг экологических конфликтов
Мониторинг экологических конфликтов предполагает выявление основной причины возникновения напряженности, участников конфликта, степени экологического ущерба, нанесенного одной из сторон. Такая система должна осуществляться на основе учета данных СМИ, конкретных социологических исследований, интернет-пространства и отдельных обращений граждан. Обработав собранную информацию, ее необходимо представить в открытом доступе для общества, повышая тем самым осведомленность людей и их дальнейшую заинтересованность в урегулировании возникших экологических проблем. Результаты мониторинга можно использовать как для анализа практики применения природоохранного законодательства, так и для обоснования изменений нормативных документов.
Хорошим примером создания системы общественного мониторинга экологических проблем является интернет-платформа BIODAT [3], регистрировавшая сообщения пользователей о конкретных нарушениях предприятий или экологических авариях во всех регионах Российской Федерации. Благодаря подобному методу удалось составить экологическую статистику субъектов нашей страны, которая показывала, в каких местах наиболее остро стоит проблема загрязнения окружающей среды. К сожалению, сведения, опубликованные на сайте, касаются лишь временного периода приблизительно до 2010 г., а информация о современных экологических конфликтах отсутствует, исходя из чего можно сделать вывод, что проект был заброшен. Однако идея формирования такого всеохватывающего механизма наблюдения не потеряла свою актуальность.
Помимо общественной инициативы, существует и государственный экологический мониторинг, который, согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» [4], предполагает создание единой системы государственного мониторинга окружающей среды и государственного фонда данных государственного экологического мониторинга с целью учета объектов, оказывающих негативное влияние на окружающую среду, и последующей выработке предложений по предотвращению их неблагоприятного воздействия на экологическое состояние территории России.
Для того чтобы наладить механизм осуществления экологического мониторинга, снижая при этом возможность трансформации экологических проблем в экологические конфликты, необходимо:
1) расширять доступ к базе данных мониторинга;
2) распространять результаты исследований в органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и обществу в целом;
3) взаимодействовать с научными и образовательными центрами;
4) анализировать примеры мирового опыта по использованию эффективных методов наблюдения;
5) использовать инновационные технологии контроля над деятельностью предприятий и отдельных лиц (массовая установка камер фото-, видеофиксации, система спутникового наблюдения, использование датчиков для определения качества и состава воды, земли и воздуха).
Интенсивность экологических конфликтов
Для того чтобы дать определение, какой степени интенсивности конфликт мы рассматриваем (низкой степени, средней или высокой), необходимо выделить критерии, по которым будет проводиться исследование.
Рисунок 3. Мониторинг экологических конфликтов
1. СМИ
Анализ современных конфликтов не может проводиться без определения роли СМИ (телевидение, интернет-издания, печатные издания, радио), которые освещают конфликты. Для этого нам стоит выделить следующие критерии.
Частота упоминания конфликта в СМИ (телевидение, радио, печатные и интернет-издания):
4 балла — неоднократное упоминание в вечернем выпуске новостей на федеральных каналах; 3 балла — разовое упоминание в федеральных СМИ или неоднократное обсуждение в региональных СМИ, освещение конфликта во всероссийских интернет-изданиях; 2 балла — публикации в локальных и профессиональных СМИ; 1 балл — обсуждение только в тематических группах в социальных сетях; 0 баллов — не освещается в медиапростран-стве вообще.
Количество упоминаний в интернет-пространстве:
4 балла — создан отдельный сайт, посвященный проблеме. Постоянно публикуется актуальная информация, существу-
ют группы в социальных сетях; 3 балла — создано несколько тематических групп в социальных сетях с активными членами, постоянно публикуется новая информация. Члены группы — не только проживающие/работающие на данной территории, но и просто неравнодушные граждане; 2 балла — существует одна группа в социальных сетях, посвященная конфликту, члены группы — непосредственно вовлеченные в конфликт граждане 1 балл — обсуждение проблемы осуществляется только отдельными пользователями в личных постах, отсутствует отдельная площадка единомышленников; 0 баллов — проблема не обсуждается в интернет-пространстве вообще.
2. Протестная активность
Важно выявить количество непосредственных участников от общего количества проживающих на данной территории. Среднее количество участников одной акции протеста, исходя из исследованных нами конфликтов, составляет 400 человек, а общее среднее количество акций по одному конфликту — 3 публичных мероприятия (митинги, пи-
кеты). Таким образом, общее количество вовлеченных в конфликт людей в среднем своем выражении составляет 1200 человек. Взяв эту цифру за «норму», мы можем предположить, что конфликт, в который вовлечено суммарно более 1500 человек, будет являться по этому показателю крайне интенсивным (4 балла). Конфликт, охватывающий от 800 до 1500 человек, будет считаться интенсивным (3 балла). Протест-ные акции, набравшие от 500 до 800 человек, будут считаться малоинтенсивными (2 балла). Если же суммарное количество протестующих составило до 500 человек, то такой конфликт будет считаться крайне малоинтенсивным (1 балл). В конфликтах, набравших незначительное количество, интенсивность, по данному показателю, отсутствует вовсе (0 баллов). Однако так как в каждом регионе РФ различается численность населения, то следуетуниверсализировать вышеуказанные цифры. Для этого мы рассчитали среднее количество человек, проживающих в одном регионе РФ, согласно данным Росстата. Далее мы вычислили процентное соотношение вышеуказанных цифр к «среднему региону» и получили следующие показатели: 4 балла — 0,09 %, 3 балла — 0,05 %, 2 балла — 0,03 %, 1 балл — 0,01 %, 0 баллов — про-тестная активность отсутствовала.
Количество проведенных акций, митингов, пикетов. Количество проведенных публичных акций необходимо учитывать, основываясь на определенном временном промежутке. Возьмем, к примеру, один год. 4 балла — непрекращающиеся акции, 3 балла — многократные акции протеста, 2 балла — однократные акции, 1 балл — одиночный пикет, 0 баллов — протестная активность отсутствовала.
Характер этих протестных акций
4 балла — на акциях были произведены массовые задержания из-за нарушения общественного порядка; 3 балла — неоднократные протестные акции; 2 балла — единичные акции, без нарушения общественного порядка; 1 балл — одиночные пикеты, обращения в органы государ-
ственной власти, в различные организации. Создание тематических сообществ в социальных сетях; 0 баллов — протестная активность отсутствовала.
3. Статус конфликта
Уровень вовлеченных в конфликт участников. Здесь важно учитывать, на каком уровне будет решаться данный конфликт. Важность конфликта во многом определяется тем, какой уровень акторов учувствует в его разрешении: 4 балла — международный уровень; 3 балла — президент или уровень федеральной власти; 2 балла — региональный уровень; 1 балл — органы местного самоуправления или руководство предприятия.
Суммируя количество полученных баллов, мы получаем картину того, насколько интенсивен конфликт в том или ином регионе.
Где 0 баллов — это отсутствие конфликта вообще, а повышение количества баллов, свидетельствует о повышении интенсивности конфликта. Приближение конфликта к отметке в 24 балла свидетельствует о высокой интенсивности конфликта, что может привести к серьезным последствиям и требует немедленного решения.
Рассматривая конкретные примеры, можно рассмотреть конфликт в городе Новохопёрске Воронежской области, где митинг против добычи никеля и строительства горно-обогатительного комбината 24 июня 2017 г., по сообщениям СМИ, собрал около 1000 участников [5].
Конфликт широко освещался в региональных СМИ [6] и был сделан новостной выпуск на федеральных каналах (РЕН ТВ) [7]. Степень обсуждения данного конфликта в СМИ можно оценить в 3 балла.
Существует статья в «Википедии» [8], посвященная проблеме разработки никелевых месторождений в этой области. Помимо этого, в социальных сетях есть множество групп, где постоянно публикуются новости, связанные
с загрязнением окружающей среды [9]. Поэтому по количеству упоминаний в интернет-пространстве можно оценить этот конфликт в 4 балла. Население Воронежской области составляет 2 335 768 человек. В конфликте в Новохо-пёрске, по данным СМИ, было задействовано около 1000 человек. Это составляет 0,04 % от общего числа жителей региона, что, согласно нашей системе расчетов, подпадает под 2 балла. Однако, если мы рассмотрим это проблему шире, не отталкиваясь от одного конкретно взятого города и митинга, мы поймем, что проблема затрагивает жителей не только близлежащего города, но и всего региона в целом. По количеству протестных акций мы ставим 2 балла, так как за 2017 г. была осуществлена только 1 массовая акция. Она прошла мирно и без нарушения общественного порядка. Поэтому ставим 2 балла. О ситуации в Новохопёрске было неоднократно доложено Президенту Рос-
сии В. В. Путину, в том числе и на Селигерском форуме в 2013 г. [10]. Однако проблема до сих пор не решена. Так что оценим статус конфликта в 3 балла.
Итого, интенсивность конфликта в Но-вохопёрске можно оценить в 16 баллов, что является уровнем выше среднего (24 пункта). Таким образом, власти необходимо принять дополнительные меры для разрешения данного конфликта.
В заключение следует сказать, что инструменты мониторинга и анализа интенсивности экологических конфликтов, отображенные в данной работе, должны помочь муниципальному и региональному уровням власти в контроле за состоянием экологической конфликтности. Необходим постоянный анализ ситуации для создания стратегии разрешения экологических конфликтов в каждом регионе Российской Федерации, в том числе и при участии конфликтологов.
Литература
1. Воробьёв посетит мусоросжигательный завод в рамках роуд-шоу в Японии // РИА-МО. — URL: https://riamo.ru/article/249831/vorobev-posetit-musoroszhigatelnyj-zavod-v-ramkah-roud-shou-v-yaponii.xl?mTitle=&mDesc=&mImg= (дата обращения: 21.12.2017).
2. Госдума приняла закон об ужесточении наказания за живодерство // РИА-Новости. — URL: https://ria.ru/society/20171213/1510829817.html (дата обращения: 21.12.2017).
3. Общественный мониторинг экологических проблем // BioDat. — URL: http://biodat. ru/db/mon/mon.php?src=0&met=1 (дата обращения: 21.12.2017).
4. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды (с изменениями на 29 июля 2017 года)» от 10.01.2002 № 7 // Российская газета.
5. Жители Волгоградской области поддержали митинг против добычи никеля в При-хопёрье // Кавказский Узел. — URL: http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/304958 (дата обращения: 29.12.2017).
6. Антиникелевый погром под Новохопёрском // Youtube. — URL: https://www.youtube. com/watch?v=9y03m-MboZc (дата обращения: 29.12.2017).
7. РЕН ТВ о добыче никеля на Хопре. 2016.03.15 // Youtube. — URL: https://www.youtube. com/watch?v=DFb2E786ipU (дата обращения: 29.12.2017).
8. Акции в защиту Хопра // Wikipedia. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0 %BA%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%B2_%D0%B7%D0%B0%D1%89%D0%B8%D1%8 2%D1%83_%D0%A5%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B0 (дата обращения: 29.12.2017).
9. Добыча никеля — угроза Черноземья и Прихопёрья // Вконтакте. — URL: https:// vk.com/stopnikel (дата обращения: 29.12.2017).
10. «В защиту Хопра» и В. В. Путин о Хопёрском заповеднике на Селегерском форуме 2013 г. // Youtube. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=6vTjXbSB-iE (дата обращения: 29.12.2017).