Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ И «ЗЕЛЕНЫЙ БИЗНЕС»: ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ И «ЗЕЛЕНЫЙ БИЗНЕС»: ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
288
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЗЕЛЕНЫЕ ИННОВАЦИИ / ЗЕЛЕНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боркова Елена Аркадьевна

В статье рассматриваются экологические инновации и «зеленый бизнес», а также проблемы, стоящие на пути устойчивого экологического развития. Важнейшая научная посылка, вытекающая из этой статьи - это оценка желания и готовности компаний, ведущих интенсивную экологическую деятельность, к постепенным и радикальным изменениям с помощью экологических инноваций, а также готовность общества быть социально ответственным по отношению к окружающей среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL INNOVATION AND GREEN BUSINESS: POTENTIAL OPPORTUNITIES FOR ENTREPRENEURSHIP

The article discusses environmental innovation and "green business", and the challenges to sustainable environmental development. The most important scientific premise arising from this article is the willingness and willingness of companies with intensive environmental activities to make gradual and radical changes through environmental innovations, as well as the willingness of society to accept the social responsibility of respecting the environment.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ И «ЗЕЛЕНЫЙ БИЗНЕС»: ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

Боркова Е.А.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ И «ЗЕЛЕНЫЙ БИЗНЕС»: ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация. В статье рассматриваются экологические инновации и «зеленый бизнес», а также проблемы, стоящие на пути устойчивого экологического развития. Важнейшая научная посылка, вытекающая из этой статьи - это оценка желания и готовности компаний, ведущих интенсивную экологическую деятельность, к постепенным и радикальным изменениям с помощью экологических инноваций, а также готовность общества быть социально ответственным по отношению к окружающей среде.

Ключевые слова. Устойчивое развитие, зеленые инновации, зеленые инвестиции, социо-эколого-экономическое развитие, государственное управление, государственная политика.

Borkova E.A.

ENVIRONMENTAL INNOVATION AND GREEN BUSINESS: POTENTIAL OPPORTUNITIES FOR ENTREPRENEURSHIP

Abstract. The article discusses environmental innovation and "green business", and the challenges to sustainable environmental development. The most important scientific premise arising from this article is the willingness and willingness of companies with intensive environmental activities to make gradual and radical changes through environmental innovations, as well as the willingness of society to accept the social responsibility of respecting the environment.

Keywords. Sustainable development, green innovation, green investment, socio-environmental and economic development, public administration, public policy.

Введение

Современный мир сталкивается со множеством глобальных кризисов и вытекающих из них проблем, при этом одной из ключевых является проблема всесторонней защиты климата и биоразнообразия. Однако возможное положительное воздействие экономической деятельности на окружающую среду обычно ограничивается аспектом применения пассивных (улучшающих) действий, таких как принятые политические решения, ограничивающие вредное воздействие на окружающую среду (например, ограничение выбросов СО2 или потребления природных ресурсов).

Например, по данным Climate Watch, в 2005 году выбросы вредных веществ в Китае превзошли показатели США, хотя на душу населения в Соединенных Штатах выбросы по-прежнему вдвое больше, чем в Китае (см.: https://www.cfr.org/backgrounder/china-climate-change-policies-environmental-degradation). Причиной таких больших выбросов в Китае является добыча угля, на которую приходится почти 2/3 энергопотребления. В 2016 году правительство запретило строительство новых угольных электростанций, и использование угля временно сократилось, однако, когда в 2018 году срок запрета истек, строительство новых объектов снова активизировалось. По данным Global Energy Monitor и

ГРНТИ 81.88.01 © Боркова Е.А., 2021

Елена Аркадьевна Боркова - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Е-mail: e.borkova@mail.ru. Статья поступила в редакцию 30.08.2021.

Центра исследований в области энергетики и чистого воздуха, в 2020 году Китай построил в три раза больше новых угольных мощностей, чем весь остальной мир вместе взятый (см.: https://globalenergy-monitor.org/wp-content/uploads/2021/02/China-Dominates-2020-Coal-Development.pdf).

Однако примеры успешного «зеленого бизнеса» показывают, что существует успешная реализация и внедрение экологических стартапов, не только способных ограничить вредное воздействие на окружающую среду, но и способствовать ее восстановлению. Несомненно, такие решения включают экологические (часто радикальные) инновации.

Материалы и методы

«Экологические инновации» можно определить как новые или модифицированные процессы, методы, практики, системы и продукты, призванные избежать или уменьшить вред окружающей среде. При расширении охвата они включает в себя все виды деятельности, связанные с окружающей средой, всеми секторами чистых технологий (топливные элементы, новые материалы, энергоэффективность и т.д.) и возобновляемыми источниками энергии (агротопливо, солнечная и ветровая энергия и т.д.), и все виды деятельности, обозначенные как «низкоуглеродные» [1, с. 2-15].

В текущем году Forbes впервые попытался проанализировать, какие из российских компаний делают для природы больше других. Рейтинг был основан на методологии, которую используют американская редакция Forbes и инвесткомпания Just Capital при составлении рейтинга Just 100, отражающего компании США с лучшими ESG-практиками (см.: https://www.forbes.ru/biznes-photogallery/ 422011-30-samyh-ekologichnyh-kompaniy-rossii-reyting-forbes). В десятку самых экологических компаний по рейтингу Forbes вошли компании, приведенные на рисунке.

62 60 58 56 54 52 50 48

С ^ Яи ^ ^

Рис. Десять самых экологичных компаний России (рейтинг Forbes)

Все метрики, которые были использованы для рейтинга экологичных компаний, были разделены на четыре группы с одинаковым весом 25%: «Снижение вреда», «Экологическая политика», «Использование ресурсов» и «Экспертная оценка». Также компании были разделены по отраслям, внутри них Forbes и проводил сравнение. По подавляющему количеству параметров использовался метод Z-оценки, позволяющий определить, насколько то или иное значение отличается от среднего в выборке, принятого равным 50 баллам.

Тенденции в области окружающей среды и устойчивого развития

На сегодняшний день можно выделить пять основных тенденций, в области окружающей среды и устойчивого развития, которые в последующем будут формировать и трансформировать перспективы роста и инноваций для заинтересованных сторон [2-6 и мн. др.]:

1. Декарбонизация будет расти во всех отраслях промышленности, транспорта и строительстве при поддержке инновационных технологий. По оценкам Международного энергетического агентства (см.: https://www.frost.com/frost-perspectives/top-5-trends-for-environment-sustainability-in-2021), в промышленном сегменте к 2050 году на системы улавливания углекислого газа и водород будет приходиться половина сокращений выбросов; однако это будет зависеть от успешного развития инновационных технологий, которые все еще находятся на ранних стадиях разработки. В авиационном секторе

60,9

102

Боркова Е.А.

транспортного сегмента усилия по декарбонизации будут опираться на топливо на основе водорода и биотопливо. Декарбонизация строительного сегмента основана на двух ключевых этапах: все новые постройки будут готовы к нулевому выбросу углерода к 2030 году, а все существующие здания будут модернизированы в соответствии со стандартами новых строительных норм и правил.

2. Осведомленность и активность клиентов будут продвигать повестку дня в области окружающей среды. Исследование компании Growth Pipeline (см.: https://www.frost.com/frost-perspectives/shared-integrated-and-flexible-how-corporate-mobility-is-being-reinvented-for-the-future), посвященное анализу ключевых факторов устойчивости в европейском секторе производства и окружающей среды, показало, что наиболее важными факторами влияния являются не инвесторы или руководство, а клиенты и сотрудники внутри самой организаций. Растущая осведомленность об окружающей среде и влияние миллениалов, как важной группы клиентов, играющих большую роль в организациях, формируют это преобразующее изменение.

3. Цифровая устойчивость формирует устойчивость предприятий водоснабжения и сокращает выбросы углерода в таких секторах, как переработка воды и ресурсов. Цифровая устойчивость способствует повышению операционной эффективности в таких ключевых секторах, как водоснабжение, удаление отходов и переработка. Цифровые двойники становятся одной из наиболее быстрорастущих рыночных возможностей в секторе водоснабжения. Инициированные проекты подчеркивают ценность цифровых двойников в повышении устойчивости предприятий водоснабжения, предлагая при этом привлекательную рентабельность инвестиций. Повышая эффективность работы, они также способствуют сокращению выбросов углекислого газа.

4. Обеспечение экологической устойчивости и устойчивости цепочки поставок с упором на стратегию декарбонизации Уровня 3. Стратегия декарбонизации для многих организаций стремительно развивается. В последние годы некоторые из них достигли углеродно-нейтрального статуса для выбросов категории 1 и 2. Однако в большинстве случаев более 3/4 выбросов углерода относятся к категории 3, охватывая цепочки поставок вверх и вниз и вызывая серьезные проблемы заинтересованных сторон. Это дает возможность сосредоточиться на окружающей среде, с анализом жизненного цикла и более тщательной проверкой выбора материалов на основе показателей устойчивости.

5. Устойчивое развитие как услуга становится сильной бизнес-моделью для изменения поведения и обеспечения целевых результатов для клиентов. Изменение поведения - один из ключевых элементов декарбонизации. Во многих сферах, ориентированных на клиентов, решения на основе цифровых платформ в форме бизнес-моделей «Устойчивое развитие как услуга» обеспечивают гораздо лучшее понимание клиентов. Они стимулируют межотраслевое сотрудничество и партнерские отношения для получения ощутимых, целенаправленных продуктов и услуг для клиентов. Это будет особенно важно в сегментах «бизнес-бизнес» и «бизнес-правительство», когда клиенты будут искать поставщиков для партнерства и поддержки своих усилий по декарбонизации.

«Зеленый» тренд уже шагает по стране и миру, и все больше людей думают об экологической безопасности (см.: https://trends.rbc.ru/trends/green/cmrm/60fda8769a794777765cdb87). Широкий спектр факторов - от Covid-19 до осознания негативного воздействия на окружающую среду - повысил готовность людей к протесту против организаций, которые не демонстрируют приверженность устойчивым методам. Но чтобы оставаться устойчивыми в долгосрочной перспективе, помогая при этом достигать целей по восстановлению окружающей среды, организации должны участвовать в инновациях. На этом пути необходима поддержка государства чтобы показать, что экологические инновации действительно способствуют устойчивости, а не усложняет задачи развития. Заключение

Проведенное исследование показывает, что инвестиции в экологические инновации с каждым годом набирают оборот, так как мир сталкивается не только с проблемой истощения источников энергии, но и с образованием отходов в результате антропогенной деятельности. Биоэкономика и зеленые технологии становятся все более значимыми для региональной, национальной, государственной и международной стратегии экономического устойчивого развития.

С одной стороны, общество осознает важность устойчивого экологического развития и сохранения природных ресурсов, с другой стороны, у населения присутствует недоверие к использованию инновационных экологических технологий. Каждое усилие, направленное на возобновляемость и

устойчивость природных ресурсов, не обходится без препятствий. Наиболее сложной проблемой

остается преодоление экономического, технического и управленческого факторов, поскольку требуются коллективные усилия всех: законодателей, ученых, промышленных предприятий и населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Eco-Innovation, Sustainability and Business Model Innovation by Open Innovation Dynamics // Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. 2021. № 7. Р. 149.

2. Багиев Г.Л., Черенков В.И., Таничев А.В. Макромаркетинг как фактор обеспечения устойчивости экономики: генезис и диалектика развития // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2020. № 3 (123). С. 7-16.

3. Боркова Е.А. Политика устойчивого развития и управление "зеленым" ростом // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2020. № 1 (121). С. 16-22.

4. Зеленая экономика и зеленые финансы / Порфирьев Б.Н., Сигова М.В., Ключников И.К. и др.; Международный банковский институт. СПб., 2018. 327 с.

5. Borkova E., Plotnikov V., Vatlina L., Shakhnovich R. Green Investments and Environmental Management: Russia's Experience // Proceedings of the 33rd International Business Information Management Association Conference (IBIMA) «Education Excellence and Innovation Management through Vision 2020», 10-11 April 2019, Granada, Spain, 2019. P. 7394-7401.

6. Luqmani A., Leach M., Jesson D. Factors behind sustainable business innovation: The case of a global carpet manufacturing company // Environ. Innov. Soc. Transit. 2017. № 24. Р. 94-105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.