Научная статья на тему 'Методические аспекты политики стимулирования инноваций для устойчивого развития и зеленого роста'

Методические аспекты политики стимулирования инноваций для устойчивого развития и зеленого роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
220
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЗЕЛЕНЫЕ ИННОВАЦИИ / ЗЕЛЕНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / СОЦИОЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / GREEN INNOVATION / GREEN INVESTMENT / SOCIO-ENVIRONMENTAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / PUBLIC ADMINISTRATION / PUBLIC POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боркова Елена Аркадьевна

Сложившаяся экологическая ситуация во многих государствах мира является результатом недооценки стандартов экологического регулирования, а также недостаточно активного использования инструментов стимулирования устойчивого развития. В целях перехода на траекторию устойчивого развития экономики, следует осуществить трансформацию моделей экономической политики и стимулировать использование инновационных технологий в производственной сфере, призванных решить проблему перехода от «коричневой» к «зеленой» экономике. В статье рассматриваются экологические проблемы, связанные с экономическим развитием и подходы к достижению устойчивого экономического развития на основе стимулирования зеленых инноваций и инвестиций и перехода, на этой основе, к зеленому росту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF INNOVATION STIMULATION POLICY FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT AND GREEN GROWTH

The current environmental situation in many countries of the world is the result of underestimation of environmental regulation standards, as well as insufficient use of tools to promote sustainable development. In order to transition to the trajectory of sustainable development of the economy, it is necessary to carry out the transformation of economic policy models and stimulate the use of innovative technologies in the manufacturing sector, designed to solve the problem of the transition from a brown to a green economy. The article discusses environmental issues related to economic development and approaches to achieving sustainable economic development through the promotion of green innovation and investment and the transition to green growth on this basis

Текст научной работы на тему «Методические аспекты политики стимулирования инноваций для устойчивого развития и зеленого роста»

Боркова Е.А.

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛИТИКИ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И ЗЕЛЕНОГО РОСТА

Аннотация. Сложившаяся экологическая ситуация во многих государствах мира является результатом недооценки стандартов экологического регулирования, а также недостаточно активного использования инструментов стимулирования устойчивого развития. В целях перехода на траекторию устойчивого развития экономики, следует осуществить трансформацию моделей экономической политики и стимулировать использование инновационных технологий в производственной сфере, призванных решить проблему перехода от «коричневой» к «зеленой» экономике. В статье рассматриваются экологические проблемы, связанные с экономическим развитием и подходы к достижению устойчивого экономического развития на основе стимулирования зеленых инноваций и инвестиций и перехода, на этой основе, к зеленому росту.

Ключевые слова. Устойчивое развитие, зеленые инновации, зеленые инвестиции, социо-эколого-экономическое развитие, государственное управление, государственная политика.

Borkova E.A.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF INNOVATION STIMULATION POLICY FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT AND GREEN GROWTH

Abstract. The current environmental situation in many countries of the world is the result of underestimation of environmental regulation standards, as well as insufficient use of tools to promote sustainable development. In order to transition to the trajectory of sustainable development of the economy, it is necessary to carry out the transformation of economic policy models and stimulate the use of innovative technologies in the manufacturing sector, designed to solve the problem of the transition from a brown to a green economy. The article discusses environmental issues related to economic development and approaches to achieving sustainable economic development through the promotion of green innovation and investment and the transition to green growth on this basis.

Keywords. Sustainable development, green innovation, green investment, socio-environmental and economic development, public administration, public policy.

Введение

В современных условиях экологические ограничения для экономического развития становятся всё более значимыми [1-3 и др.]. Осознание их остроты привело к формированию концепции устойчивого развития и попыткам трансформировать под ее влиянием систему государственной политики, реализуемой в различных странах мира, в том числе в России. При этом, материальной основой новой экономики, учитывающей императивы устойчивого развития, выступает т.н. «зеленая» экономика, ориентированная на использование природосберегающих технологий и производство экологичных продуктов [4, с. 7394]. Необходимость ее опережающего развития - один из важных вызовов современности.

ГРНТИ 06.52.17 © Боркова Е.А., 2020

Елена Аркадьевна Боркова - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Е-mail: e.borkova@mail.ru. Статья поступила в редакцию 29.02.2020.

В данном исследовании мы сконцентрируемся изучении вопроса инвестиций в зеленую экономику с привлечением инновационных технологий, а также на выявлении факторов, оказывающих влияние на сбалансированное эколого-экономическое развитие страны. Задачами исследования являются выявление факторов и негативных тенденций, препятствующих формированию моделей эколого-экономического развития, а также выделение необходимых мер госполитики, способствующих эффективному управлению с целью снижения вредного воздействия экономической подсистемы общества на окружающую среду.

Инновации и зеленая экономика: общая характеристика проблемы

Процесс инновационного развития и внедрение «зеленых» инноваций сегодня воспринимаются, как минимум, с точки зрения трех фундаментальных характеристик: сложность, динамизм и неопределенность. Инновационный процесс сложен, потому что, как правило, имеет дело с большим количеством взаимосвязанных факторов, на которые имеют воздействие или влияние другие экстернальные факторы. Когда риски высоки, возникают сложности - трудно предсказать и дать точную характеристику всей системе, так как «характер и связи взаимодействующих факторов могут быть легко пропущены или неправильно поняты» [10, с. 42].

Инновационный процесс является очень динамичным [11-13 и др.]. Модель управления им строится на представлении о том, что трансформационный процесс может быть очень сложным. Выдвижение идеи до ее реализации в инновационный продукт происходит поэтапно, включает в себя много различных шагов, фаз и подвержено риску на всем периоде трансформации, что может привести к непредвиденным результатам. Например, компьютеризация производства с целью улучшения его экологических характеристик включает в себя множество различных этапов и шагов, каждый из которых должен быть спланирован и соответствующим образом реализован, для того чтобы производство успешно заработало в новом режиме [7, с. 17]. Ошибки могут привести не только к браку на производстве, но и к недостижению целей, связанных с успешным внедрением зеленых инноваций.

Внедрение зеленых инноваций в промышленные отрасли (а вся произведенная промышленная продукция в той или иной степени вызывает ухудшение состояния окружающей среды), будь то на этапе ее изготовления, использования или утилизации, призвана свести к минимуму негативное воздействие производства на окружающую среду, то есть использовать например, более экологически чистую энергию или снизить вредные выбросы в атмосферу. И задача правительства в данном вопросе состоит в том, чтобы подтолкнуть / стимулировать компании к внедрению зеленых инноваций в собственную хозяйственную деятельность, так как этот процесс весьма сложен и затратен, отнимает много времени и увеличивает риски. Поэтому менеджмент компаний - вполне резонно - опасается производить такие изменения. Но эти изменения важны для общества, поэтому задача государства состоит в том, чтобы сформировать для компаний систему стимулов, побуждающих их к зеленым инновациям.

Зеленые инновации делятся на два типа: инновации в зеленых процессах и инновации в зеленые продукты. Экологические инновации (ОР1) относятся к экологически чистым технологиям, таким как чистое производство, контроль над загрязнением и предотвращением выбросов, экологическая эффективность и рециркуляция, благодаря новым или улучшенным экологическим производствам товаров или услуг. Трансфер экологических инновации в технологический процесс означает изменение характеристики производства с точки зрения его влияния на окружающую среду.

Надо сказать, что в последнее время экологические инновации привлекают все большее внимание. Но занимаются ими, как правило, крупные компании, именно они прилагают значительные усилия для минимизации образования отходов, причиняющих вред окружающей среды, особенно если готовая продукция идет на экспорт, так как во многих странах с развитыми экологическими общественными движениями потребителей часто в первую очередь интересуют не характеристики готовой продукции, а имидж компании в вопросах экологичности.

По факту, многие коммерческие компании считают ненужным инвестировать свои средства в зеленные технологии, соблюдать экологические нормы и быть «социально ответственными», решая экологические проблемы, мало того, ряд компаний это декларируют, указывая на затратность зеленой экономики. Зачастую такая позиция связана не только со специфическим пониманием менеджментом сути устойчивого развития и зеленого роста, но и с технологическим несовершенством подобных компаний. В принципе, они были бы готовы предлагать потребителям экологически чистые продукты,

произведенные с применением инновационных технологий, предлагая их по более высоким ценам и при этом улучшая свой корпоративный имидж.

Но для подобных трансформаций они не имеют достаточных ресурсов. Между тем, переход в зеленый режим функционирования сегодня - важное получая конкурентное преимущество. Поэтому, по нашему мнению, переориентация национального бизнеса на зеленый рост - важная задача именно государственного уровня, т.к. ее успешное решение позволяет повысить конкурентоспособность не только отдельных бизнес-структур, но и национальной экономики в целом.

Надо признать, что многие коммерческие компании добиваются выдающихся успехов, создавая инновационные продукты для клиентов, принося прибыль своим инвесторам и рабочие места для сотрудников. Кроме того, они разрабатывают лекарства от смертельных болезней, технологии, дающие интернет-доступ в самых отдаленных уголках планеты, и в целом повышают качество жизни, делая доступными все больше благ цивилизации и технологий. Но бизнес делает и противоположные вещи. Зачастую его деятельность становится причиной экологических катастроф, таких как нефтяные разливы или массовое уничтожение лесов.

И вопрос не в том, почему компании не стремятся действовать во благо обществу, а в том - почему некоторые руководители не настаивают, чтобы их организации вели себя ответственно перед обществом. Очевидно, все дело в недостаточной мотивированности инвестиций в социальную ответственность бизнеса, в том числе в развитие зеленых инноваций. Проблемы стимулирования зеленых инноваций

На наш взгляд, проблему составляет недостаточная, при сложившихся институциональных условиях, экономическая эффективность от вложений в зеленые технологии и корпоративную социальную ответственность. Как говорится в таких случаях: «Ничего личного - только бизнес». Руководителям нужны ясные, просчитываемые выгоды от подобных инвестиций для компании, лишь тогда они начнут инвестировать в экологически чистые продукты или безопасные условия труда. Таким образом, если руководители не инвестируют в зеленые и иные социально ответственные проекты, это связано с тем, что они не верят в их экономическую эффективность. То есть, они готовы изменить свое инвестиционное поведение, если им предъявить фактические доказательства его экономической обоснованности и выгодности.

Заметим, что важную роль в рассматриваемом вопросе играют и нематериальные факторы. Менеджмент компаний действительно зачастую скептически относится к зеленым инвестициям и другим проектам социальной ответственности бизнеса, но причины этого скептицизма заключаются не только в отсутствии веры в экономическую обоснованность подобных проектов, но и в отсутствии философии справедливого рынка, что мешает им замечать социальные и экологические проблемы, вызванные хозяйственной деятельностью. В этой связи приведенные на рисунке 1 данные могут иметь двойную интерпретацию.

Сфера розничной торговли

63%

Строительная отрасль

69% 70% 73%

Транспортная промышленность

Пищевая промышленность Лесная и целлюлозно-бумажная

77% 79% ■ 80% Ш 81% 81%

Автомобильная промышленность

Горнодобывающая промышленность Химическая промышленность Нефтегазовая промышленность

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90%

Рис. 1. Заинтересованность компаний в «зеленых» инвестициях в разных отраслях хозяйственной деятельности [6]

Согласно рисунку 1, чаще всего уделяют внимание вопросам зеленого роста и устойчивого развития компании в нефтегазовой, химической и горнодобывающей промышленности. С одной стороны, традиционное объяснение этого факта состоит в том, что в этих отраслях имеется больше инвестиционных ресурсов. Но, с другой стороны, действующие в них компании работают, как правило на национальном и глобальном уровне, поэтому у их руководителей сформировалось более четкое понимание и восприятие «зеленой повестки» (green agenda).

Согласно рейтингу журнала «Эксперт» [9], который провел мониторинг 200 крупнейших компаний, ранжируя их по инвестиционной активности в капитальные вложения, было выявлено, что нефтегазовой сектор в России - самый крупный инвестор, причем в инвестиционной активности со значительным отрывом доминирует газовый монополист «Газпром» (затраты за 2019 год составили 1,64 трлн руб.). Нефтегазовый сектор на протяжении многих лет является оплотом инвестиционной стабильности национальной экономики России. А российский частный капитал постепенно меняет вектора своей инвестиционной активности, он всё более склонен вкладывать ресурсы в перерабатывающий сектор, за последние пять лет инвестиции в него удвоились, несмотря на санкции и рост налогового бремени [8].

Если рассмотреть динамику и структуру распределения инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование ресурсов, то мы увидим интересную картину. В 2018 году на эти цели из федерального бюджета пошло лишь 4,9% от общей суммы инвестиций, против 12,1% в 2010 году (см. рис. 2). В этих «ответственных инвестициях» явной зеленой направленности частный капитал постепенно замещает государственные инвестиции. Вероятно, это связано не только с улучшениями в реализуемой в этой сфере государственной политике, но и с отмеченным нами выше изменением восприятия эколого-экономической проблематики руководством российского частного бизнеса, «позеленением восприятия», если можно так выразиться, бизнес-реалий.

Федеральный бюджет Бюджеты субъектов РФ Собственные средства организаций Другие источники

90,5%

Федеральный бюджет Бюджеты субъектов РФ Собственные средства организаций Другие источники

Рис. 2. Динамика распределения инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование ресурсов [8]

Важный вопрос регулирования зеленой инновационной активности связан с привлечением к этой деятельности малых и средних предприятий (МСП). Обычно, как в теоретических исследованиях, так и в государственной политике, принято считать, что именно МСП являются драйвером инновационного развития, в силу их большей гибкости и меньшей инерционности в принятии и реализации экономических решений [7]. Распространяется ли такая точка зрения на зеленые инновации?

На наш взгляд, в том, что касается способности МСП внедрять и использовать экологически ориентированные инновации, возможности этих предприятий сравнительно невелики. Дело в том, что они сталкиваются с нехваткой ресурсов, связанных с размером самих этих организации, и ограниченной информацией о множестве финансово привлекательных возможностей экологизации. Как следствие - повышенные риски и нежелание делать зеленые инвестиции.

Причем, даже в развитых странах МСП сталкиваются с недооценкой выгодности зеленых инновационных проектов. Так, по опросу британской «UK Carbon Trust», более половины МСП считают экологизацию экономики угрозой, приблизительно половина из них полагает, что для того, чтобы зеленая экономика принесла выгоду, требуется значительный объем инвестиций, и лишь 22% руководителей этих компаний считают, что в результате инвестиций в экологически ориентированные товары и услуги возрастет прибыль [5].

Следовательно, в государственной политике меры стимулирования зеленых инвестиций и инноваций целесообразно комбинировать с мероприятиями государственной поддержки МСП. По нашему мнению, такой подход может дать синергетический эффект. Кроме того, очевидна необходимость создания национального реестра зеленых инноваций, ведение которого могло бы осуществляться Минпромторгом России, Минприроды России или иным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Возможно создание такого реестра и на общественных началах, в рамках формирования специализированных информационных ресурсов и сетей [14] под эгидой торгово-промышленной палаты или иной аналогичной организации. Заключение

Таким образом, проведенное нами исследование показывает, что инвестиции в инновационные зеленые проекты в нашей стране находятся на начальном этапе и доступны, к сожалению, только крупному бизнесу, причем преимущественно в нефтегазовой сфере. Хотя руководители компаний других секторов экономики и осознают наносимый хозяйственной деятельностью окружающей среде вред, но не предпринимают значительных шагов в этом направлении. Россия в целом, по нашему мнению, недостаточно уделяет внимания проблеме экологизации, отсутствуют многие правовые, политические и институциональные инструменты воздействия на бизнес. В этой связи, следует более активно использовать инструменты устойчивого развития в проводимой государственной политике для достижения синхронного улучшения экологических, социальных и макроэкономических показателей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вопросы региональной экономики. Книга 3: Направления стабилизации функционирования региональных социально-экономических систем / Юрьев В.М., Андросова С.А. и др. Тамбов, 2009. 445 с.

2. Казанцева А.Н. Вопросы разработки и реализации государственной политики в сфере производства и обращения экологически чистой продукции // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2018. № 2 (36). С. 16-20.

3. Малинин А.М., Чепига П.Н. Государственно-концессионная модель регионального управления сферой обращения отходов производства и потребления // Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петербург). 2010. № 4. С. 51-55.

4. Borkova E., Plotnikov V., Vatlina L., Shakhnovich R. Green Investments and Environmental Management: Russia's Experience // Proceedings of the 33rd International Business Information Management Association Conference (IBIMA) «Education Excellence and Innovation Management through Vision 2020», 10-11 April 2019, Granada, Spain, 2019. P. 7394-7401.

5. Carbon Trust. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.carbontrust.com/what-we-do/assurance-and-certification/the-carbon-trust-standard/standard-bearers (дата обращения 12.02.2020).

6. The road. The KPMG Survey of Corporate Responsibility Reporting. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/be/pdf/2017/kpmg-survey-of-corporate-responsibility-reporting-2017.pdf (дата обращения 18.02.2020).

7. Боркова Е.А. Политика устойчивого развития и управление "зеленым" ростом // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2020. № 1 (121). С. 16-22.

8. Инвестиции в России. 2019: Стат. сб. / Росстат. М., 2019.

9. Олигарх увидел перспективу // Эксперт. 2019. № 38 (1134).

10. Плотников В.А., Никитин Ю.А., Волкова А.А. Инвестиционный потенциал как фактор структурных преобразований регионального хозяйственного комплекса // Экономика и управление. 2019. № 2 (160). С. 38-46.

11. Боркова Е.А., Гильманов Д.В. Социально-экономические аспекты инновационного развития Ленинградской области: монография. В 2-х частях. Часть 1. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. 257 с.

12. Плотников В.А. Обеспечение конкурентоспособности российского предпринимательства // Экономика и управление. 2009. № 10 (48). С. 23-26.

13. Головко М.В., Цуверкалова О.Ф. Факторы инновационного развития в системе экономической безопасности территорий: статистический подход // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2019. № 1 (39). С. 5-10.

14. Осипенко А.С. Организационно-экономический механизм модернизации промышленных предприятий на основе трансфера технологий: автореферат дис. ... канд. экон. наук / Санкт-Петербургский государственный экономический университет. СПб., 2013. 23 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.