УДК 34
Аманмухаммедова Д.Т.,
Старший преподаватель, кандидат юридических наук.
Туркменский государственный университет имени Махтумкули.
Ашхабад, Туркменистан.
Овезов Т.Д., Студент.
Военно-морской институт Министерство обороны Туркменистана.
Туркменбашы, Туркменистан
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ КАСПИЙСКОГО МОРЯ
Аннотация
Решение экологических проблем Каспийского моря, в частности, зачастую зависит от международного сотрудничества в этой области. В развитии международного сотрудничества на Каспии особое внимание уделяется выполнению международных обязательств, вытекающих из соглашений и конвенций, повышению эффективности правовых инструментов и организационных методов их реализации. Обеспечение защиты окружающей среды и экологии Каспийского моря является одной из главных задач, стоящих перед прибрежными государствами. Таким образом, необходимо объединить усилия государств по защите окружающей среды Каспийского моря, и в этой области координационный механизм взаимно активных международных отношений, сложившийся в этой сфере, принадлежит рамкам международных организаций и конвенций.
Ключевые слова:
экологические проблемы Каспийского моря, международные морские рганизации, международные соглашения, конвенции и саммиты, протоколы, меры против загрязнения морской среды.
Международное сотрудничество прикаспийских государств необходимо в таких вопросах, как разработка общих законов, связанных с соглашениями по защите морской среды Каспийского моря и их инкорпорация в законодательство прикаспийских государств, о чем свидетельствует подписание многосторонних соглашений. документы. Прибрежные страны понимают важность сохранения уникальных экосистем Каспийского моря и необходимость совместных усилий в этой области. Подписываются соглашения по охране окружающей среды на Каспии.
Выступление Президента Туркменистана Сердара Бердымухамедова на Саммите БРИКС в формате «БРИКС плюс/аутрич»
24 октября 2024 года Республику Татарстан Российской Федерации, Президент Сердар Бердымухамедов в качестве почётного гостя принял участие в проходящем в Казани XVI Саммите БРИКС в формате «БРИКС плюс/аутрич». Главы делегаций более 30 зарубежных стран, руководители международных организаций, в том числе ООН, ШОС, СНГ, а также президент Нового банка развития приняли участие в XVI саммите БРИКС в формате «Включение БРИКС»/«Информационно-просветительская работа» ". Этот формат является площадкой для эффективного диалога по глобальным проблемам современности. Направления этого сотрудничества определяются на ежегодных саммитах высокого уровня и многосторонних встречах. Международная стратегия Туркменистана основана на геоэкономических отношениях современности, активном участии в решении важных проблем современности, реализации целей устойчивого развития, создании равных, справедливых и надежных
путей доступа к окружающей среде, чистой воде и воздуху, - подчеркнул Президент Туркменистана в своем глубоком выступлении на саммите.
Рисунок - 1
В сфере экологического сотрудничества Туркменистан придает большое значение сохранению природных ландшафтов Центральной Азии, биоразнообразия Каспийского моря с учетом интересов партнеров и системному использованию водных, водно-энергетических ресурсов в этих регионах на основе общепризнанные нормы международного права.[1]
Наша страна активно участвует в выполнении национальных обязательств, определенных в Тегеранской конвенции с момента ее принятия. В связи с этим наша страна на постоянной основе проводит региональные встречи совместно с временным секретариатом данной Конвенции в Туркменистане. То есть в 2008, 2010, 2011 и 2012 годах в Ашхабаде прошли региональные заседания Рабочей группы по программе экологического мониторинга и других программ. Одним из важных документов, связанных с защитой морской среды Каспийского моря, является Тегеранская конвенция, подписанная прикаспийскими государствами в Тегеране 4 ноября 2003 года. Основной целью данной Конвенции является предотвращение загрязнения Каспийского моря из различных источников, включая выбросы и отходы, которые могут повлиять на морскую среду, предотвращение угроз, которые могут повлиять на морскую среду, восстановление и рациональное использование ресурсов Каспийского моря. моря и сохранить живые ресурсы Каспийского моря. Туркменистан ратифицировал Рамочную конвенцию 19 августа 2004 года. [2]
Тегеранская конвенция требует от прикаспийских стран подготовки и подписания вспомогательных документов - протоколов. В частности, предусматривается подготовка протоколов по предотвращению, сокращению и контролю загрязнения Каспийского моря за счет выбросов из надводных источников, условий, возникающих в результате деятельности, осуществляемой на его дне, судов под флагами договаривающихся сторон и зарегистрированных воздушных судов. на своей территории. Также предусмотрены обязательства по сотрудничеству при подготовке протокола по защите, сохранению и восстановлению биологических ресурсов, протокола, определяющего порядок оценки трансграничного воздействия на морскую среду Каспийского моря, и других протоколов. Рамочная конвенция вступила в силу 12 августа 2006 года и стала первым юридически обязывающим многосторонним соглашением в Каспийском регионе.
Протокол «О региональной готовности, реагировании и сотрудничестве в случае инцидентов, вызывающих загрязнение нефтью, к Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря» принят прикаспийскими государствами 12 августа 2011 года в Актау, Республика Казахстан. . Основная цель этого протокола - обеспечить региональные меры по обеспечению готовности, реагированию и сотрудничеству в случае загрязнения моря нефтью и поверхностными источниками видами деятельности,
перечисленными в статьях 8 и 9 Каспийской конвенции. [3]
Цель документа. Поддержание экологически здоровой морской среды Каспийского моря заключается в предотвращении, сокращении, контроле и устранении до максимально возможного (максимального) уровня загрязнения морской среды из поверхностных источников и наземной деятельности.
Конвенция «О правовом статусе Каспийского моря» 12 августа 2018 года между прикаспийскими государствами была принята Конвенция о правовом статусе Каспийского моря. Прикаспийскими государствами, участвующими в конвенции, являются Азербайджанская Республика, Исламская Республика Иран, Республика Казахстан, Российская Федерация, Туркменистан и основные международные организации, основанные на Организации Объединенных Наций. Конвенция определяет правовую основу Каспийского моря. Внесение в экосистему Каспийского моря веществ, организмов или энергии, в том числе из наземных источников, имеет или может иметь катастрофические последствия, наносящие вред морской жизни и биологическим ресурсам, ставящие под угрозу здоровье людей, занимающихся морской деятельностью, выловом и использованием водных биологических ресурсов. морем они создают барьеры для других правовых форм, снижают качество используемой морской воды и ухудшают условия для отдыха.
В целях реализации договоренностей о сотрудничестве в сфере в Туркменистане ведется работа по приведению национального экологического и другого законодательства в соответствие с межправительственными соглашениями прикаспийских государств. Например: необходимо отметить положения Закона Туркменистана «Об охране природы», принятого 1 марта 2014 года, впервые усиливающие экологические требования при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в туркменской части Каспия. Море. В соответствии с этими требованиями юридические и физические лица, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность в туркменской части Каспийского моря, обязаны принять необходимые меры по охране морской среды Каспийского моря, достижению и поддержанию экологически чистой среды Каспийского моря. и защищать свою прибрежную зону от загрязнения из морских и наземных источников. Должны быть учтены обязательные меры по охране морской среды Каспийского моря, ее восстановлению, сохранению его биологических ресурсов, непрерывному воспроизводству и регулярному их использованию, обеспечению экологической безопасности.
Закон Туркменистана «Об охране природы» определяет правовые, экономические и организационные основы охраны природы. Основными принципами охраны природы согласно законодательству Туркменистана об охране природы являются следующие:
- обеспечить право каждого человека на комфортную окружающую среду, отдать приоритет защите жизни и здоровья человека, обеспечить благоприятные условия для жизни и труда человека, сохранить и восстановить окружающую среду;
- координация экологических, экономических и социальных интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
- решать проблемы охраны природы и систематического природопользования на научной основе;
- обеспечить экологическую безопасность и восстановить поврежденные природные экологические системы;
- обеспечивать охрану биологического разнообразия и объектов особой экологической, научной и культурной значимости окружающей среды;
- охрана, восстановление и систематическое использование природных ресурсов в целях обеспечения здоровой окружающей среды и экологической безопасности;
- оплата использования природных ресурсов и возмещение экологического ущерба;
-разделение задач природопользования и охраны природы, независимость природоохранного
контроля;
- внешний, когда принимаются решения о выполнении домашних и других работ. обязательная экологическая экспертиза;
- Обязательная государственная экологическая экспертиза проектов и других документов, обеспечивающих хозяйственную и иную деятельность;
- участие граждан, общественных объединений и органов местного самоуправления в природоохранной работе;
- обеспечить открытость в решении природоохранных задач, отчетности и право граждан на получение достоверной информации об охране природы и регулярном природопользовании;
- гарантировать административную и судебную процедуру обжалования решений государственных органов;
- организация и развитие системы экологического образования, повышения экологического сознания и формирования экологической культуры;
- международное сотрудничество в области охраны природы.
Решение экологических проблем Каспийского моря, в частности, зачастую зависит от международного сотрудничества в этой области. Обеспечение защиты окружающей среды и экологии Каспийского моря является одной из главных задач прикаспийских государств. Таким образом, необходимо объединить усилия государств по защите окружающей среды Каспийского моря, и в этой сфере координирующий механизм активных международных отношений, сложившийся в этой сфере, принадлежит рамкам международных организаций и конвенций. Список использованной литературы:
1. Нейтральный Туркменистан - 2024. - 25 окт.
2. Постановление Меджлиса Туркменистана от 19 августа 2004 года № 225-11 «О признании Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря, подписанной Туркменистаном в Тегеране в 2003 году» // Информация Меджлиса Туркменистана. 2004 г. № 3. Статья 15.
3. Йо.А. Кепбанов. Международные конвенции и соглашения по экологии Туркменистана. 78 с.
4. Сборник выступлений Президента Туркменистана и постановлений Правительства Туркменистана. 2001 г. № 8. Статья 406.
© Аманмухаммедова Д.Т., Овезов Т.Д., 2024
УДК 34
Благодатская Е.Е.
Студентка Красноярского государственного аграрного университета, г. Красноярск Научный руководитель: Дадаян Е.В.
кандидат юридических наук, доцент
ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация
Данная статья показывает анализ законодательства РФ о защите прав потребителя, разобраны понятия и функции защиты прав потребителей; дана характеристика правового статуса субъектов в сфере защиты прав потребителей. Актуальность данной темы объясняется наличием в рассматриваемых правоотношениях «слабой» стороны - потребителя.