Пермского района для создания полноценной Пермской агломерации [4-Рожков, 20236].
Также, по мнению автора, не достаточно развито направление маршрутов из центра города до Международного аэропорта «Большое Савино», находящегося в нескольких километрах от города. И в данном направлении из-за неширокой магистрали по шоссе Космонавтов, количество маршрутов и автобусов на них не предоставляется возможности увеличить [1-Рожков, 2020а]. Дальнейшее исследование вопросов по развитию городов, территории и органов МСУ видится актуальным, т.к. имеется достаточно большое количество недостатков в разрабатываемой нормативно-правовой базе по их развитию [5-Рожков, 2023а]. Заключение
Показано, что численность населения Перми ежегодно снижается, происходит естественная убыль населения. Но необходимо учитывать, что только город, с численностью более 1,0 млн. человек имеет дополнительные дотации из вышестоящих бюджетов. Увеличение территории муниципального образования город Пермь может быть за счёт прикрепления территорий близлежащих посёлков. При численности муниципалитета более 1,0 млн. человек, город развивается как полноценная агломерация с прилегающими территориями.
Список использованной литературы:
1. Рожков Е.В. Инновации для городской среды (на примере Пермской городской агломерации) // Муниципалитет: экономика и управление. 2020. № 4. С. 54-63.
2. Рожков Е.В. К вопросу о дорогах и мостах Перми // Академическая публицистика. 2022. № 12-2. С. 299302.
3. Дубровский В.Ж., Рожков Е.В. Роль и задачи цифровизации управления муниципальной собственностью // Урал - Драйвер неоиндустриального и индустриального развития России. Материалы II Уральского экономического форума. Екатеринбург. УрГЭУ. 2020. С. 116 - 122.
4. Рожков Е.В. Создание Пермской агломерации // Академическая публицистика. 2023. № 12-1. С. 283-289.
5. Рожков Е.В. Развитие городов, муниципалитетов и территорий как историческая закономерность и экономическая необходимость. Политика, экономика и инновации. 2023. № 1. Порядковый номер 5.
© Рожков Е.В., 2024
УДК 33
Саламов Дж.Ч.
Преподаватель кафедры "Налогов и налогообложения" Туркменского государственного института Финансов,
г. Ашхабад, Туркменистан Атадурдыев А.
Студент Туркменского государственного института Финансов,
г. Ашхабад, Туркменистан
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ НАЛОГИ И ГРАНТОВАЯ ПОДДЕРЖКА
В настоящее время формирование налогово-бюджетной политики многих стран осуществляется под влиянием климатической повестки. Возрастающие экологические и климатические риски глобального и национальных уровней подталкивают страны к переосмыслению мер финансовой поддержки технологического развития.
Исследование международной практики налогообложения позволило установить меры национальных правительств по экологизации фискальных платежей и по использованию налоговых механизмов для мотивации инвестиций в зеленые технологии. Широко распространилось в мировой практике введение специальных налогов (экологических и энергетических налогов), а также грантовая поддержка инвестиций в зеленые технологии.
Введение налога на выбросы углерода как вида экологических налогов политиками стран мира обосновывается как необходимость дополнительного источника финансирования технологий, адаптации к последствиям изменения климата, сокращения выбросов парниковых газов различными секторами и другими причинами. Международные эксперты утверждают, что переход на налогообложение выбросов парниковых газов позволит сократить выбросы С02, а также улучшить распределение ресурсов. В зарубежных странах используются различные подходы к налогообложению выбросов (рис.1).
География налога на выбросы углерода расширяется. Эффективность такого налогового инструмента неоднозначна. Налог на выбросы, увеличивая доходы бюджета, увеличивает расходы производителей и потребителей товаров, снижает налоговую базу налога на прибыль организаций.
Определение вида налога и налоговых став« (налог на выбросы углерода, налог на уголь). ^ ^ ■ l-г.-сг на выбросы углерода (метана, пас-иков:.!;; газов) взимается : содержании угпврода б ископаемом тсгл^ве по ста:«м со значительным диапазоном, -с<гепен-ь уввлтиваЕщумнся tai в Ирландии, Ниаерпв-|гэ(>: и HopEervk1 планируется рост ьагопсв:!); ставок ао 100 и ' 2Е s=pc i 2030 г. Е Японии (налог вве1,я- э 2-" 12 г.). Онгэп/ре (в 2019 г.), Колумбии (в 201 ■" г) налоговое ста=ки. cgctest:tb5-i-c. 3,4 и 5 долл. за тон-гу. Б ишуш ьагсг на угол., ка< дэ5=1ввгм=1Й. так и импорпнруаыи (вьецен э 2С10 г.), валиается гто ставке фииврно 6 долл. ¿5 тон-у.
По редок установления налога исходе из уровня бюджетной системы (национальный, регианальньн и местный) ■ Bont-Wi-CTacM стран нало" на выбросы утерода вве1,я- -а ^циснапь-сг урзаье. вклсча? Великобританию, Германию, Норьегою. Б Росам, №гае. США и Ka-i^e на зеаералы-см уровне угпЕрод-ый налог -6 установлен Та-оси нзгсг установлен б отдетьнь штатаин (Калифорнии, №эриле-£, в -fei-aje — рядом "рсвинуи (Альберта, Британская Клпумбич. Квазар
»-4
Юрадичесшй состав, содержание н порадей ■ (напо"оллагелзиики, налоговая база, налоговые с"звы. налоговые л=гс"ы, налоговь t nei^ca поредок кс-ета t :ром >л._эты>.
изменения элементов наполи ^ -л
Налоговое адиинстрированк • (орган, 01уцест=ляюиий админигтрирсаание налэ-в; сриаическа; -pcuejyia налогового жнтрол?;
Правовая гонетрухцн и 1 взаимосвязь норн налогов»о прав] и стенных г налоговых правых отраслей ■ — земал=нь и, эколопиесхим. утюловнь м, гаванским. Эан-осв^ким. гина-соаым праасг/
Рисунок 1 - Различные подходы к налогообложению выбросов
Энергетические налоги (налог на моторное топливо, налог на энергетическое топливо, налог на электроэнергию) рассматриваются как вид экологического налогообложения. В Великобритании взимаются акцизы на углеводородные масла, в Швеции — налог на моторное и отопительное топливо. Такие налоги часто рассматриваются как налоги на выбросы углерода. В Сингапуре действует акцизный налог на топливо для транспортного сектора.
Правительства стран, устанавливая специальные налоги (сборы), предполагали, что они будут мотивировать компании к инвестированию в зеленые технологии, что позволит снизить выбросы вредных веществ. Такое предположение является спорным, поскольку механизм налогообложения указанных косвенных налогов (акцизов) основан на переложении фискальной нагрузки на потребителей, возмещающих затраты по уплате налога, включаемого в цену производителями — налогоплательщиками. А увеличение прямых налогов (налог на выбросы) уменьшает норму прибыли компаний, что, наоборот, может отразиться на демотивации производителей и потребителей.
Ряд стран создали специальные климатические фонды (Green Climatefund, Global). В них аккумулируются поступления налога на выбросы углерода. Так, Национальный фонд чистой энергии и окружающей среды в Индии (формируемый за счет поступлений налога на уголь) финансирует проекты
энергетического сектора в области возобновляемых источников энергии. В Сингапуре поступления от налога на выбросы углерода планировалось направлять на поддержку проектов, которые должны обеспечить необходимое снижение выбросов. Государственная финансовая помощь в рамках поддержки зеленых технологий странами оказывается редко. Чаще странами такая поддержка инновационных зеленых проектов осуществляется на конкурсной основе. Так, ссуды и гранты для зеленых инвестиций предоставляются в Китае (для производства энергоэффективных автомобилей), Индонезии (субсидии для производства биодизельного топлива), Японии (для создания устойчивой к изменению климата инфраструктуры), Сингапуре (временные гранты домохозяйствам для компенсации части затрат за коммунальные услуги.
В Малайзии в целях поощрения использования зеленых технологий список зеленых активов в бюджете страны расширяется. Так, в Малайзии создана Copyright Securities Commission Malaysia (CSCM) — Комиссия по авторским правам по ценным бумагам. В 2021 г. Комиссия CSCM расширила схему грантов Green SRI Sukuk для стимулирования инвесткомпаний финансировать проекты в области ESG. Кроме грантов для участников программы SRI Sukuk and Bond Grant Scheme установлена новая налоговая льгота, предусматривающая 5-летнее освобождение от подоходного налога (с 2021 по 2025 г.).
Таким образом, экологические и энергетические налоги, грантовая поддержка отражают достаточно широкий круг налоговых и бюджетных стимулов инвестиций в зеленые технологии.
Список использованной литературы:
1. Мингалева Ж.А., Старков Ю.В. (2021). Роль экологических инноваций в зеленой модернизации промышленных предприятий;
2. Яковлев И.А., Кабир Л.С., Никулина С.И. (2022). Национальная стратегия финансирования перехода к энергетике.
© Саламов Дж.Ч., Атадурдыев А., 2024
УДК 33
Сарыева Л.Ш.
Преподаватель Базарова Г.А. Преподаватель Ильханова Д.Д. Студент
Алламырадова А.Я.
Студент
Финансово-экономической средней профессиональной школы Марыйского велаята
г. Мары, Туркменистан
ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ Аннотация
В этой статье представлен краткий обзор финансовой структуры и ресурсов компании. Также говорится об особенностях формирования финансовых ресурсов на предприятиях разных форм собственности.