УДК 33
Акмаммедова О.А., преподаватель Туркменского государственного института Финансов,
г. Ашхабад, Туркменистан Аллабергенов М., студент Туркменского государственного института Финансов,
г. Ашхабад, Туркменистан
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ "ЗЕЛЕНОГО" НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ:
ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Экологические, или «зеленые», налоги включают налоги на энергию, транспорт, загрязнение и ресурсы. Энергетические налоги — это налоги на энергетические продукты и электроэнергию, используемые для транспорта (бензин и дизельное топливо), а также для других целей (мазут, природный газ, уголь и электроэнергия, используемые для отопления). Инициативы по экологическому налогообложению как на уровне ЕС, так и на уровне государств-членов направлены на реализацию экологической политики, при этом поощряется переход к более чистой энергии и устойчивой промышленности, новым, экологичным привычкам в европейском сообществе. Кроме того, «зеленое» налогообложение может способствовать устойчивому росту, обеспечивать «ресурсную справедливость» между поколениями и поддерживать уровень налоговых поступлений для государств — членов ЕС, позволяя им сокращать другие налоги, которые не соответствуют концепции устойчивого развития ООН, например налоги на работников (зарплатные налоги).
«Зеленое» налогообложение включено в структуру механизмов «зеленой» экономики. Однако экологический налог может негативно отразиться на экономическом развитии стран, так как существует опасность искажения налоговой базы, демотивирования субъектов экономики и снижения их деловой активности, увеличения затрат на производство и производственную инфраструктуру. США и Китай — страны с наибольшим объемом выбросов углекислого газа в атмосферу. Ими имплементированы рыночные инструменты по сокращению выбросов парниковых газов. В свою очередь, Евросоюз стремится реализовать самую амбициозную цель в мире — сократить к 2030 г. выбросы парниковых газов на 40%. В отличие от цели ЕС по Европейскому зеленому курсу, которая формулируется как достижение климатической нейтральности к 2050 г., цель Китая до 2060 г. предполагает только углеродную нейтральность. На основе классификационных признаков выделяются следующие подгруппы экологических налогов (рис.1):
Рисунок 1 - Подгруппы экологических налогов
Современное понимание экологического налога имеет целью изменение экологического поведения компаний и домохозяйств с усилением стимулирующей функции, связанной со стоимостью экологического ущерба.
Во Франции углеродный налог, введенный в 2014 г., является частью национальных тарифов на потребление энергопродуктов. Углеродный налог стал дополнением к СТК ЕС. В настоящее время указанный налог установлен на уровне 44,6 евро/т СО2 и распространяется на выбросы в основном от
промышленности, жилищного сектора и транспорта.
Трансграничное углеродное регулирование в ЕС — мера защиты европейского бизнеса от экологического демпинга и предотвращения так называемой утечки углерода в случаях, когда компании, базирующиеся в ЕС, перемещают свои углеродоемкие предприятия в страны с менее жесткой климатической и экологической политикой в целях снижения производственных затрат. Трансграничное углеродное регулирование (Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM) должно создать для производителей в странах, не входящих в ЕС, стимулы для экологизации своих производственных процессов. В соответствии с климатическим законодательством ЕС, CBAM первоначально будет применяться к импорту товаров с высоким риском выбросов CO2 (carbon leakage) в атмосферу при производстве товаров из следующих групп: цемент, черные металлы и сталь (в том числе трубы и рельсы), удобрения и алюминий. CBAM не будет распространяться на страны, которые заключили соглашение о слиянии своей системы торговли выбросами с европейской системой, страны — члены Таможенного союза (Исландию, Лихтенштейн, Норвегию и Швейцарию), а также на некоторые зависимые территории ЕС. При этом импорт товаров из США и Великобритании не освобождается от данного регулирования.
Таким образом, можно констатировать необходимость развития в стране «зеленого» налогообложения. При этом важно соблюдать баланс интересов государства, общества и предпринимателей. Внедрение экологичных технологий и перестройка процессов предприятия в сторону экологизации требует немалых затрат. Если к затратам прибавить увеличенные налоговые сборы, то может возникнуть чрезмерная финансовая нагрузка на предприятия. А это, в свою очередь, приведет к уклонению от выполнения требований по защите окружающей среды. А. А. Копина подчеркивает, что нельзя сосредотачиваться исключительно на поиске новых объектов налогообложения, тем самым рискуя пошатнуть устойчивость налоговой и экономической системы. Напротив, необходимо формировать в налоговой политике комплексные подходы, в том числе влияющие на потребление, поддержку новых инновационных технологий, климатических проектов, проектов по выработке «зеленой» энергии, а также стимулировать изменение подходов к потреблению.
«Зеленое» налогообложение должно не отражать нацеленность государства на наказание предприятий, не обладающих достаточным потенциалом для экологизации бизнеса, а служить должным стимулом для развития и внедрения новых технологий, соответствующих климатическим стандартам.
Список использованной литературы:
1. Ермакова Е. А. Комплексная классификация экологических налогов, 2018;
2. Копина А. А. Налоговые стимулы энергетического перехода и реализации стратегий зеленой экономики, 2021.
© Акмаммедова О.А., Аллабергенов М., 2024
УДК 33
Акмаммедова О.А., преподаватель Туркменского государственного института Финансов,
г. Ашхабад, Туркменистан Бабамурадов А., студент Туркменского государственного института Финансов,
г. Ашхабад, Туркменистан
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА - СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
Инновационная экономика - это экономика общества, основанная на знаниях, инновациях, на