Научная статья на тему 'Экологические аспекты научного наследия А. Е. Кулаковского-ексекюляха'

Экологические аспекты научного наследия А. Е. Кулаковского-ексекюляха Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
147
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ахметшин Ахат Акдасович, Ахметшина Татьяна Дмитриевна

Предпринята попытка оценить экологическую сторону научного наследия А.Е. Кулаковского, определить его место в экологии. Даётся сравнение научных воззрений мыслителя с канонами и достижениями научного знания, высказываниями известных и великих ученых, являющимися основой их учений. В статье проанализированы произведения А.Е. Кулаковского «Сновидение шамана» и «Письмо якутской интеллигенции», в которых наиболее полно отражено научное мировоззрение поэта как эколога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Ахметшин Ахат Акдасович, Ахметшина Татьяна Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологические аспекты научного наследия А. Е. Кулаковского-ексекюляха»

мерности пространственного варьирования почв и информационно-статистические методы их изучения. - М.: Наука, 1970.

6. Абишев М.Н. Информационно-картографи-ческий подход к анализу связей природных явлений (на примере гидротермических показателей. Растительности и почв равнинного Казахстана) // Вопросы географии.-Сб.98. Количественные методы изучения природы. - М.: Мысль, 1975. - С. 131-146.

7. Арманд Д.Л. Наука о ландшафте. - М.: Мысль, 1975.-287 с.

8. Куликов А.И. Экология почв и информационная оценка связей в системе почва-среда // Почвоведение. - 1991. - .№11. - С.133-141.

9. Полынов Б.Б. Учение о ландшафтах // Вопросы географии. - 1953. - С.30-44.

10. Ногина Н.А. Почвы Забайкалья. - М.: Наука, 1964.-314 с.

УДК 574:001:929 Кулаковский

Экологические аспекты научного наследия А.Е. Кулаковского-Ексекюляха

А.А. Ахметшин, Т.Д. Ахметшина

Предпринята попытка оценить экологическую сторону научного наследия А.Е. Кулаковского, определить его место в экологии. Даётся сравнение научных воззрений мыслителя с канонами и достижениями научного знания, высказываниями известных и великих ученых, являющимися основой их учений. В статье проанализированы произведения А.Е. Кулаковского «Сновидение шамана» и «Письмо якутской интеллигенции», в которых наиболее полно отражено научное мировоззрение поэта как эколога.

Authors undertake attempts to evaluate ecological aspects scientific heritage of A.E. Kulakovsky"s and identify his place in ecology. A comparison scientific opinions of thinker with canons and achievements of science, with sayings of famous scientists is given. In the article such works analyzing of A.E. Kulakovsky "Shaman" s dream" and "Letter to sakha intelligentsia" are analyzed, wich reflect to the highest degree the scientific opinions of poet as ecologist.

А.Е. Кулаковский, яркий представитель народа саха, несомненно, является классиком якутской литературы и, более того, её основоположником. Он оставил богатое наследие своему народу в виде литературных произведений и научных трудов, которые свидетельствуют о том, что писатель являлся не только общепризнанным литературным деятелем и мастером слова, но и прорицателем, философом, ученым.

Наиболее глубокое изучение научного наследия А.Е. Кулаковского как ученого-эколога, новатора в рационализации природопользова-

АХМЕТШИН Ахат Акдасович - к.г.-м.н., доцент БГФ ЯГУ, зам. руководителя Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзо-ра по РС(Я); АХМЕТШИНА Татьяна Дмитриевна -вед. библиограф научной библиотеки президиума ЯНЦ СО РАН. 70

ния, выполнил доктор биологических наук, проф. Д.Д. Саввинов [1-4 и др.]. Нами отмечалось [5], что его работы еще вызовут новую волну интереса широкого круга читателей к произведениям незаурядного мыслителя, что и произошло. Д.Д. Саввинов убедительно показал то, что основные мысли А.Е. Кулаковского, относящиеся к началу XX века, - о природе Севера, о необходимости рационального природопользования, о месте народа саха в мировой цивилизации и его взаимоотношениях с другими народами и многом другом - актуальны и сегодня.

Возникает вопрос - каким образом можно объективно оценить А.Е. Кулаковского как ученого, в частности эколога, как определить его место в мировой науке и какие при этом применить критерии? А.Е. Кулаковский в своих произведениях давал многоплановые картины ок-

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАУЧНОГО НАСЛЕДИЯ

ружающего мира, воспевал свою родную природу, требовал бережного к ней отношения. Но далеко не это позволяет нам говорить, что А.Е. Кулаковский был выдающимся экологом. В этом аспекте ему можно дать оценку, сравнивая его глубоко научные воззрения с канонами и достижениями научного знания, а также с сегодняшними реалиями. При этом следует обязательно учитывать тот немаловажный и удивительный факт, что А.Е. Кулаковский, получивший по причине бедности лишь среднее образование (окончил Якутское реальное училище в 1897 г.), в общем-то, был далек от баз научной информации, накопленной человечеством, как говорил проф. М. Пархоменко, «Кулаковский жил и творил за тридевять земель от столбовых дорог социального прогресса». Далёкая, малонаселённая, провинциальная Татта, названная поэтом Владимиром Федоровым «материнской колыбелью культуры», дала миру неординарного мыслителя, прославившего Якутию.

В поэме «Сновидение шамана» [6] А.Е. Кулаковский указывает на то, что человек представляет собой угрозу срединному миру, всему живому на земле:

«Чтобы попрать и пожрать, идет Человек, как черная смерть...»;

И далее:

«Вселенную всполошил, Весь срединный опутал мир, Всюду греховно он проникал, Везде хозяйничать захотел...»

Это перекликается со знаменитыми словами Ж.Б. Ламарка [7], сказанными в 1820 г.: «Можно, пожалуй, сказать, что предназначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания».

В своё время, по сообщениям Г.Р. Карда-шевского [8] и М.Е. Николаева [9], А.Е. Кулаковский обвинялся в мальтузианстве (также как другими - в социал-дарвинизме), прямое обвинение в котором содержится в работе Н. Канае-ва, Г. Ефремова, Г. Тихонова «Против извращений истории якутской литературы» (Якуткниго-издат, 1953). Не углубляясь в политическую подоплеку этого, отметим, что А.Е. Кулаковский, действительно, частично сходился, причем не зная об этом, с учением Мальтуса, поскольку и тот, и другой склонны были усматривать в качестве одной из причин переселения народов, голода и войн непомерное увеличение численности населения:

«.. .Разумные вроде они, Однако не в силах разобрать, Что многих беспокойств причина В приросте неисчислимом; Мыслящими кажутся они, Но никак не могут понять, Что суровых бедствий корень В размножении чрезмерном;...» [6]

А.Е. Кулаковский выражает обеспокоенность по поводу технического переустройства мира:

«... Настырные богачи На фабриках хитрых Народа бедного Надорвали силы, Натворили бед лихих;...» [6]

М.Е. Николаев [9], отмечая в этом контексте, что «технологии будущего могут как решить проблемы выживания, так и поставить человечество на грань уничтожения», вопрошает: «Кто тогда успеет мысленно попросить прощения у Кулаковского, которого в 1910 г. взволновала проблема выживания народа саха, защиты его от вымирания?». Сейчас мы приходим к пониманию того, что надежды на гармонизацию общества и природы на основе технократизма и сциентизма (слепой веры в науку) утопичны.

Взгляды А.Е. Кулаковского о преобразующей биосферу роли человека во многом совпадают со взглядами нашего выдающегося эколога-соотечественника В.И. Вернадского и его учением о ноосфере, основы которого были заложены им в 30-х гг. XX века. Но как бы воспринял А.Е. Кулаковский саму концепцию ноосферы? Он, судя по его размышлениям, воспринял бы ее отрицательно. Следует отметить, что, в общем-то, на этой концепции основана претворяемая в жизнь многими странами идея устойчивого развития мирового сообщества. Вопрос дискуссионен, поскольку существует мнение о том, что идеи В.И. Вернадского о ноосфере [10], опиравшиеся на разумную деятельность человека и его могущество, которые могли бы вывести человечество из кризиса, оказались на сегодняшнем этапе несостоятельными - история развития человечества показывает, что оно приближается не к ноосфере, а оказалось в техносфере, к которой навряд ли применимы критерии разумности. А.Е. Кулаковский по этому вопросу писал:

«Он, смертный, гордиться горазд, О себе чересчур возомнил, О возмездии позабыл...» [6].

На наших глазах имеет место деградация биосферы. Существованию человека как биологического вида реально угрожают негативные тенденции развития экологической ситуации в мире. Мы вплотную подошли к основополагающей проблеме необходимости становления на путь устойчивого развития общества как к проблеме своего бытия.

Взгляды А.Е. Кулаковского были близки к философии антропокосмизма, провозглашающей возможность человечества, благодаря его неисчерпаемому потенциалу, влиять на окружающий мир, не отрицая при этом идеи равенства и взаимосвязанности всего сущего на земле. В поэме «Сновидение шамана» показывается кризис антропоцентрического мышления, ставший результатом противостояния человека и среды, его породившей: отрыв человека от космоса и противоестественное вознесение его над природой закономерно приводят к уничтожению созданного Богом мира. А.Е. Кулаковский предвосхитил антропокосмическое мышление, возникшее в 40-х гг. XX века (основатель понятия «антропокосмизм» - известный советский эколог Н.Г. Холодный).

Когда был поставлен вопрос о переселении в Якутию 2 млн. людей из центральных районов России, А.Е. Кулаковский подошел к нему, прежде всего, с экологической точки зрения, довольно точно определив предел экологической емкости Республики Саха (Якутия), как не способный выдержать такой рост численности населения на территории республики. А.Е. Кулаковский писал [11]: «селиться переселенцам некуда, кроме незначительных ленских островов, Нотары, Алдана, Оймякона и т.п., где могут уместиться каких-нибудь 20-30 тыс. человек». И ныне ученые-экономисты при общих прогнозах развития отраслей экономики вынуждены считаться с действием этого лимитирующего экологического фактора. Как нельзя кстати в этой связи глобального масштаба высказывание выдающегося российского эколога Н.Ф. Реймерса [12]: «Вместимость космического корабля «Земля» не бесконечна. Нужно трезво думать, как накормить, напоить, где поселить и где дать отдохнуть каждому гражданину Земли».

А.Е. Кулаковский предлагал систему переменного использования пастбищ, показавшую свою рациональность, что было в последующем доказано нашими учёными-аграрниками, в том числе в опытно-показательных хозяйствах Якутского НИИСХ СО ВАСХНИЛ [2]. Между тем, в 72

экологической науке есть такие понятия, определяющие условия рационального природопользования как «запас хозяйственного использования» и «ресурсный шаг»: мы можем использовать ресурсы в пределах, диктуемых общей эко-системной ситуацией и одновременно лимитом возобновимости данного ресурса [7]. Не следовавшая этому принципу организация колхозно-совхозного строительства, когда на небольших площадях паслись сотни голов крупного рогатого скота, частью превратила некогда красивейшие аласы в скудные степи. Проблема сохранения пастбищ являлась исконным объектом изучения и сравнительного анализа у экологов. Джеррет Харден в своей статье «Трагедия пастбищ» [по 13], например, писал: «Свобода пастбищ ведет ко всеобщему краху»; «Крах - вот та перспектива, к которой поспешает все человечество, ибо каждый стремится удовлетворить свои собственные интересы в этом обществе, которое утверждает свободу пастбищ».

Рекомендованные А.Е. Кулаковским мероприятия по ведению рыбного хозяйства (зарыб-ление озёр, запрещение лова рыбы во время нереста, сачками, а также неводами - в последнем случае в озерах со слишком мелкой рыбой) стали руководящими правилами добычи, разведения и охраны рыб в озерах Якутии [2]. Отметим, что в настоящее время зарыбление водоемов республики, рекомендованное в своё время А.Е. Кулаковским, ведется в рамках государственной экологической политики. Широкомасштабные рыбоводные работы показали свою эффективность, фиксируется экономически ощутимый биологический эффект от зарыбления.

Изложенным не исчерпываются начинания А.Е. Кулаковского в деле рационализации природопользования, а также его характеристика как ученого-эколога. Сегодня нас начинает заботить установление приоритета нравственного над духовным в соответствии с его заветами, предлагавшими новаторские идеи переустройства жизненного уклада.

А.Е. Кулаковский-Ексекюлях был незаурядным представителем народа саха, выдающимся ученым-самородком.

Литература

1. Саввинов Д.Д. Возвращаясь к Кулаковскому. -Якутск: ГУП «Полиграфист» ЯНЦ СО РАН, 1997.-176 с. с илл.

2. Саввинов Д.Д. Глобальные экологические проблемы в трудах А.Е. Кулаковского-Ексекюляха

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ КАНГАЛАССКОГО УГОЛЬНОГО РАЗРЕЗА

(1877-1926 гг.) // Полярная звезда. - 1997. - № 5. -С.68-74.

3. Саввинов Д.Д. Ексекюлях и проблемы природопользования // Илин. - 2000. - № 3(22) - С. 98-103.

4. Саввинов Д.Д. Преемственность. А.Е. Кула-ковский. - Якутск: ЯФ Изд-ва СО РАН, 2002. - 56 с.

5. Ахметшина Т.Д. Возвращаясь к наследию Ку-лаковского //Якутия. - 1999. - 12 янв.

6. Кулаковский А.Е. Сновидение шамана // Песня якута. Стихи и поэмы - М.: «Сов. Россия», 1977.-С. 197-246.

7. Реймерс Н. Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы) - М.: «Россия Молодая», 1994. - 367 с.

8. Кардашевский Г.Р. О социальных мотивах поэзии Кулаковского // Кулаковский: Сборник докладов

к 85-летию со дня рождения. - Якутск: Кн. изд-во, 1964. - 88 с.

9. М.Е. Николаев. А.Е. Кулаковский - мыслитель-патриот народа саха (философия, духовность, государственная деятельность) // Полярная звезда. -2002,-№2.-С. 4-17.

Ю.Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М.: Наука, 1988.

11 .Кулаковский А.Е. Якутской интеллигенции (варианты письма). - Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 2000. -124 с.

12.Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества: Концептуальная экология. - М.: ИЦ «Россия молодая». Экология, 1992. - 367 с.

\Ъ.Коммонер Б. Замыкающийся круг. - Л.: Гид-рометеоиздат, 1974. - 280 с.

УДК 91 + 502.7

Комплексная оценка воздействия Кангаласского угольного разреза

на состояние природной среды

Д.Д. Ноговицын, Н.А. Николаева, З.М. Шеина

Произведена оценка воздействия Кангаласского угольного разреза на изменение ландшафтов и их основных компонентов. Получен экспериментальный материал по техногенному воздействию на уровень загрязнения атмосферы в зависимости от расстояния до источников выбросов. Проведено исследование гидрологического режима и гидрохимического состояния левого притока р.Лены -р.Золотинки. Установлено увеличение содержания взвешенных веществ, изменение минерального состава воды и превышение предельных концентраций ряда микроэлементов. Предложены интегральные показатели комплексной оценки антропогенного изменения ландшафтов, характеризующие площадную нарушенность и степени антропогенного преобразования природных комплексов в зависимости от видов использования территории сферы воздействия Кангаласского угольного разреза.

The analysis and estimation of Cangalass coal pit influence to the landscapes and their main components have been made. The experimental data of technogenic influence to the extent of pollution of an atmisfere are received. The tendency of decrease of air pollution, depending from the distance of the points of emissions was revealed. Hydrological and hydrochemical investigations of the left tributary of the Lena - the river Zolotinca have been made. The increase of the concentration of weighed substances, mineral composition of the water and some microelements were determined. Integral indices of complex estimation of antropogenic modification of geosystems are suggested. These indices characterise the area disturbance and the degree of antropogenic modification depending of the use of territories.

Решение экологических задач в условиях техногенеза на Севере сдерживается не столько из-за практического отсутствия полномасштаб-

НОГОВИЦЫН Дмитрий Дмитриевич - к.геогр.н., зав. лаб. ИФТПС СО РАН; НИКОЛАЕВА Надежда Анисимовна - с.н.с. ИФТПС СО РАН; ШЕИНА Зинаида Макаровна - с.н.с. ИФТПС СО РАН. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2006, №2

ных систем экологического мониторинга, сколько вследствие недостаточной разработанности оценок техногенного воздействия на природную среду.

В данной работе предложен комплексный геосистемный метод оценки воздействия одного из значительных факторов изменения окружающей среды Центральной Якутии - Кангаласского угольного разреза (КУР) ОАО «Якутуголь».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.