УДК 504.064.36
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АВТОМОБИЛИЗАЦИИ УРБАНИЗИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЙ (на примере г. Таганрога)
© 2009 г. И.Н. Нови
Таганрогский институт управления и экономики, Taganrog Institute of Management and Economics,
ул. Петровская, 45, г. Таганрог, 34 7900, Petrovskaya St., 45, Taganrog, 347900,
[email protected] [email protected]
Показано, что в последние десятилетия автотранспорт представляет главную экологическую опасность для окружающей среды, около 70 % всех болезней городских жителей связаны с выбросами транспортных средств. Приведенные данные по г. Таганрогу свидетельствуют о том, что медико-демографические показатели (смертность, средняя продолжительность жизни и др.) и различные заболевания городских жителей главным образом связаны с негативным воздействием автотранспорта.
Ключевые слова: здоровье населения, загрязнение, заболеваемость, выхлоптные газы, антропогенная нагрузка, оптимизация качества окружающей среды.
Estimation of a degree of influence ofpolluting substances from auto transport on health of city dwellers and also development of recommendations on optimization of an ecological situation in large cities is presented in research.
Keywords: population health, pollution, morbidity, exhaust fume, anthropogenic load, optimization of environment.
Развитие процессов урбанизации тесно связано со всеми компонентами окружающей природной среды, которые оказывают непосредственное воздействие на демографические процессы. Рост городских агломераций приводит к значительной концентрации на небольших участках земной поверхности населения, промышленных предприятий, транспорта и пр. В последние десятилетия автотранспорт стал представлять главную экологическую опасность для окружающей среды, так как около 70 % всех болезней жителей связаны в основном с выбросами транспортных средств. Интенсивный процесс автомобилизации начался в 20-х гг. ХХ в. в связи с бурным ростом производства автомобилей: в 1900 г. во всем мире было 11 тыс. автомобилей, в 1950 г. - 48 млн, в 1970 г. - 181 млн, а в настоящее время около 600 млн. Все это увеличивает нагрузку на окружающую среду, приводя к неблагоприятным изменениям экологической ситуации в городах.
Целью данной работы является оценка степени воздействия загрязняющих веществ от автотранспорта на здоровье городских жителей г. Таганрога, а также разработка рекомендаций по оптимизации экологической ситуации в крупных городах.
В России с начала 90-х гг. до 2000 г. отмечалась общая тенденция сокращения загрязнения в атмосферу, особенно от стационарных источников из-за спада производства. Одновременно отмечен рост валового выброса вредных веществ от автомобильного транспорта, преимущественно за счет автомобилей личного пользования. Вредных компонентов в атмосферу в России от различных видов транспорта [1] выбрасывается 13,5 млн т (около 82 % всех выбросов), железнодорожного - 15, водного (речного и морского) -1,5, воздушного - около 2 % [2]. По конкретным компонентам выбросов (оксиды углерода и азота, углеводороды, диоксид серы, свинец) также доминирует ав-
тотранспорт, в частности, его вклад в выбросы СО составили около 12 млн т (84 %). В 2003 г. в России структура выбросов загрязняющих веществ от транспортных средств осталась аналогичной, причем вклад автотранспорта составил около 13 млн т (89 % от общих выбросов). Таким образом, в пределах транспортной системы автомобильный транспорт абсолютно доминирует как источник негативных экологических воздействий.
В России в 2003 г. количество автотранспорта достигло 22,5 млн автомобилей, в том числе 17,6 млн легковых (78 %), 4,27 млн грузовых (19 %) и 628 тыс. автобусов (3 %). Наибольшая автомобилизация достигнута в Московской (вместе с Москвой), Ленинградской, Ростовской, Воронежской, Иркутской, Тюменской и других областях. Особенно негативное влияние автотранспорта заметно проявляется в крупных городах, где его вклад в загрязнение атмосферы достигает в Санкт-Петербурге - 81 %, в Москве - 90 % от общих выбросов вредных веществ [3].
Автотранспорт является существенным источником загрязнения различными токсикантами (помимо выхлопных газов) окружающей природной среды. При истирании тормозных колодок в воздух и почву попадают тяжелые металлы (ванадий, цинк, молибден, никель, хром), а при износе автопокрышек - кадмий, свинец, молибден и цинк. Особая опасность этих выбросов заключается в том, что в них содержится сажа, способствующая глубокому проникновению тяжелых металлов в организм человека. Наибольшая концентрация выбросов отмечается на высоте 1-1,5 м от земной поверхности, т.е. на уровне органов дыхания человека. Особую экологическую проблему представляют отходы автотранспортного комплекса. В 1999 г. в России образовалось около 300 тыс. т отработанных масел и жидкостей, а общая масса твердых
отходов достигла 3 млн т (1,4 млн т черных металлов, 1,2 млн т резины, 200 тыс. т свинцовых аккумуляторов, 60 тыс. т пластмасс и др.) [2].
Эколого-географические проблемы автомобилизации городской среды имеют многие общие черты и особенности для различных регионов России, поэтому подробнее остановимся в качестве примера на городах Ростовской области. Во всех крупных городах Ростовской области, за исключением Новочеркасска и Красного Сулина, в структуре выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух абсолютно доминирует автотранспорт: в Ростове-на-Дону (94,5), Таганроге (83,2), Шахтах (84), Батайске (91,5), Каменск-Шахтинском (88 %) и др. По данным УГИБДД (на 1 января 2002 г.), в Ростовской области было зарегистрировано около 870 тыс. автомобилей. Этими автотранспортными средствами было выброшено в атмосферу области 567,5 тыс. т загрязняющих веществ, в том числе оксида углерода - 74,5, углеводородов - 13, оксидов азота - 11,3, сажи - 0,6 % и т.д. В Ростове-на-Дону в связи с ростом количества автотранспорта со 158,9 (1996 г.) до 198,2 тыс. (2002 г.) соответственно возросли выбросы от него со 110,3 до 138,2 тыс. т [4].
За последние годы в г. Таганроге значительно изменилась структура выбросов: с 1994 г. в связи с некоторым сокращением производства стали доминировать выбросы вредных веществ от автотранспорта по сравнению со стационарными источниками. Если в 1991 г. на долю выбросов от стационарных источников приходилось 59, то в 2003 г. - только 17 %. Зафиксирован неуклонный рост выброса вредных веществ от автотранспорта за прошедший период с 18 до 29,7 тыс. т (увеличение в 1,7 раза). С 1994 г. приоритетное значение для городской среды приобрели выбросы от автомобильного транспорта, удельный вес которого настоящее время возрос с 29 до 83 %.
В структуре суммарных выбросов вредных веществ от автотранспорта за прошедший период в г. Таганроге на первом ранговом месте находится оксид углерода (76,3 %), а затем следуют углеводороды (11,6), оксиды азота (11,2 %) и др. Помимо вышеуказанных токсикантов в окружающую среду от автотранспорта поступают значительные количества диоксида серы, свинца, сажи, полициклических ароматических углеводородов (особенно канцерогенный компонент - бенз(а)пирен), тяжелые металлы (от износа и тормозных колодок), различные масла и др. В 2005 г. автотранспортом в атмосферу города было выброшено: оксида углерода -14 793 т (54 % от валового выброса по городу), оксида азота - 1920 т (38,3 %), углеводородов - 2862 т (81,4 %). Для сравнения укажем, что в 1995 г. удельный вес выбросов автомобильного транспорта от общегородских выбросов составлял по оксиду углерода - 36, по оксидам азота - 8,6, по углеводородам - всего 3,9 %, т.е. огромную роль в загрязнении атмосферного воздуха Таганрога играет автотранспорт, что резко ухудшает экологическую обстановку и, конечно, влияет на состояние здоровья городских жителей.
По данным ГИБДД г. Таганрога, в настоящее время здесь насчитывается около 100 тыс. транспортных средств, в том числе 60,3 тыс. легковых, 19,7 тыс. грузовых, 204 автобуса. Известно, что среднегодовой пробег легкового автомобиля достигает 15-25 тыс. км
(потребление бензина - 1500-2000 л), грузового - 515 тыс. км (соответственно 1500-1700 л). Подсчитано, что один легковой автомобиль ежегодно выбрасывает в городскую среду 0,3-1,0 кг свинца. В почвах Таганрога обнаружено более 20 различных аномалий свинца, основная часть которых территориально приурочена к транспортной зоне города. Фактические концентрации свинца в местах аномалий варьируют в пределах 200500 мг/кг, что в 4 раза превышает ПДК и в 10-25 раз более природного фона Ростовской области [5]. Количество выбрасываемых в городскую среду вредных веществ зависит от численности и структуры автопарка, а также от технического состояния автомобилей. Только из-за отсутствия необходимой регулировки карбюратора двигателя внутреннего сгорания выброс оксида углерода возрастает в 4-5 раз. В городах низкая скорость движения, многократные торможения и разгоны перед светофорами значительно способствуют повышенному выделению вредных выхлопов. Причем максимальный выброс таких токсикантов, как оксиды углерода и азота, бенз(а)пирен и др., у карбюраторных двигателей фиксируются на режиме больших нагрузок (при разгоне и торможении).
Сотрудниками центра Госсанэпиднадзора г. Таганрога произведено ранжирование территории по уровню и характеру антропогенной нагрузки, что позволило выделить эколого-техногенные зоны: чистую (А), транспортную (В), промышленную (С) и про-мышленно-транспортную (Д). За чистую зону принята жилая застройка, размещенная на расстоянии не менее 2 км от источников загрязнения атмосферного воздуха и 1 км от главных автомагистралей. Транспортная зона - территория с интенсивным транспортным потоком (более 20 единиц в минуту) и значительным шумовым загрязнением. Промышленная зона - территория, размещенная в зоне влияния выбросов в атмосферу вредных веществ, где содержание диоксида серы, серной кислоты, аммиака превышают ПДК до 4,5 раза. Промышленно-транспортная - зона влияния транспортных и промышленных выбросов в атмосферу, в которой кроме указанных токсикантов присутствует бенз(а)пирен [6].
В пределах Таганрога выделено 6 перекрестков крупных автомагистралей, где удельный вес проб с превышением ПДК составил более 50 %. В качестве основного показателя уровня загрязнения атмосферного воздуха на перекрестках крупных магистралей взяты приведенные к ПДК расчетные максимальные концентрации примеси с заданной вероятностью их превышения (р = 0,01 %) - К10,01 по трем приоритетным примесям - оксид углерода, оксид азота, диоксид серы [7]. Максимальная степень загрязнения (особенно оксидом углерода) фиксируется на перекрестках автомагистралей: Александровская-Гоголевский и Николаевский переезд. Особенно неблагоприятно сочетанное воздействие химического загрязнения атмосферы и шума, что характерно и для Таганрога. Результаты исследований шума от автотранспорта показали, что интенсивность и структура транспортных потоков на автомагистралях города создают различия в уровнях шума не только у источника, но и на жилой территории, прилегающей к магистралям. Установлено, что высокая интенсивность движения, уровень шума на примагист-
ральной территории и как следствие наиболее неблагоприятный акустический режим в целом формируется в Центральном районе. В Западном районе акустический дискомфорт несколько выше, чем в Северном.
В такой ситуации целесообразно для уменьшения уровня загрязнения атмосферного воздуха г. Таганрога и снижения уровня шума регулировать транспортные нагрузки на улицах города, стремиться к тому, чтобы они были более равномерными. Около 20 % общей протяженности всех улиц и проездов в городе составляют магистральные улицы, на которых сосредоточено до 60-80 % всего автомобильного движения. Получается, что автомагистрали загружены примерно в 1015 раз больше, чем остальные проезды.
Важнейшим интегральным показателем, рекомендованным ВОЗ в качестве критерия состояния здоровья и уровня жизни населения, является средняя продолжительность жизни. Этот показатель тесно связан со степенью загрязнения городской среды, а значит с выделенными эколого-техногенными зонами Таганрога. За период 1995-2003 гг. средняя продолжительность жизни по городу составляла 68 лет, в том числе для мужчин - 62,7, а для женщин - 73,4 г. Очевидна четкая градация средней продолжительности жизни по зонам проживания: в чистой зоне (А) -77,2 года, в транспортной (В) - 76, в промышленной (С) -76,7, в промышленно-транспортной (Э) - всего 68 лет.
Таким образом, приведенные данные по г. Таганрогу свидетельствуют о том, что медико-демографические показатели (смертность, средняя продолжительность жизни и др.) и различные заболевания городских жителей главным образом связаны с негативным воздействием автотранспорта. Основываясь на основных положениях Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» (2002 - 2010 гг.), можно сформулировать приоритетные направления для уменьшения степени негативного воздействия автотранспорта на городскую среду и здоровье населения [8]:
- формирование нормативной правовой базы и совершенствование системы управления экологической безопасностью автотранспорта;
- повышение уровня экологической безопасности автотранспортных средств, моторных топлив, автодо-
Поступила в редакцию_
рог, городских транспортных потоков и инфраструктуры автомобильного транспорта;
- совершенствование системы утилизации и переработки отходов автотранспортной деятельности;
- формирование общественного мнения по проблемам автотранспортной экологии, подготовка кадров и совершенствование международной деятельности в этой сфере.
Из вышеуказанных природоохранных мероприятий некоторые уже внедряются и на территории России. За последние три года в нашей стране почти на 20 % снизился объем производства этилированного бензина, а в ряде городов - Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, а также в Сочи и других курортных городах запрещено использование этилированного бензина. На некоторых нефтеперерабатывающих заводах (Москва, Хабаровск, Ангарск, Орск) начато производство более экологически чистого высокооктанового бензина (с содержанием свинца всего 0,15-0,37 г/л). Это необходимо для обеспечения экологической безопасности и здоровой среды для жизни граждан в городах нашей страны.
Литература
1. Вронский В.А. Экология и окружающая среда: словарь-
справочник. М.; Ростов н/Д, 2008. С. 342.
2. Давыдова С.Л. Автотранспорт продолжает загрязнять
окружающую среду // Экология и промышленность России. 2000. № 7. С. 40-41.
3. О состоянии окружающей природной среды Российской
Федерации в 2003 году: Государственный доклад. URL: http:// www.ecoindustrru.ru (дата обращения: 15.04.2008).
4. Государственный доклад «О состоянии окружающей
природной среды Ростовской области в 2002 году». Ростов н/Д, 2002. 273 с.
5. Вронский В.А., Саламаха И.Н. Загрязнение тяжелыми
металлами почв городских ландшафтов // Экол.-геогр. вестн. юга России. 2000. № 3. С. 76-83.
6. Егорова И.П. Среда обитания и здоровье населения. М.,
1995. 322 с.
7. Марченко Б.И. Здоровье на популяционном уровне:
статистические методы исследования. М., 1997. 431 с.
8. ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002
- 2010 гг.)» подпрограмма «Автотранспортная экология». URL: http://www.mintrans.ru (дата обращения: 15.04.2008).
_27 октября 2008 г.