Научная статья на тему 'Экологическая роль прижелезнодорожных полос в снижении загрязнения снежного покрова'

Экологическая роль прижелезнодорожных полос в снижении загрязнения снежного покрова Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
159
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТНЫЕ ЛЕСНЫЕ НАСАЖДЕНИЯ / ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА / РЕГИОН / СНЕЖНЫЙ ПОКРОВ / ЗАГРЯЗ-НЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Матвеева А. А.

Рассмотрены свойства сорбционной способности снежного покрова, позволяющие выявить уровень техногенного воздействия со стороны линейных объектов, включая железнодорожный транспорт. Проанализирована территория Волгоградского отделения железной дороги: открытая и облесенная.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологическая роль прижелезнодорожных полос в снижении загрязнения снежного покрова»

ресурсы. - 2016. - № 2. - С. 191-200.

3. Проскуряков Ф. В. Зеленые зоны вокруг городов // Лесные защитные насаждения. - М.: Сельхозиздат, 1963. - С. 341-369.

4. Рысин Л. П., Рысин С. Л. Урболесоведение. - М.: Товарищество научных изданий кМк, 2012. - 240 с.

5. Хилл R Д. Изменение землепользования у городской черты // Природа и ресурсы. - 1986. - Т XXII. - № 1-2. - С. 25-35.

6. Amati M., Yokohari M. Temporal changes and local variations in the functions of London's green belt // Landscape and Urban Planning. - 2006. - No 75. - P. 125-142.

7. Tang B., Wong S., Lee A. K. Green belt in a compact city: A zone for conservation or transition? // Landscape and Urban Planning. - 2007. - No 79. - P. 358-373.

GREEN BELT OF VOLGOGRAD AS AN OBJECT FOR

MONITORING Koshelevа O. Y., PhD Sci. Agr., olya_ber@mail.ru Federal State Budget Scientific Institution "Federal Scientific Center of Agroecology, Complex Melioration and Protective

Afforestation of the Russian Academy of Sciences (FSC of Agroecology RAS), Volgograd, Russia

The paper considers urgent problems of the green belt of Volgograd caused by the collision of different types of nature use on its territory, determines that the dynamics of development of the green belt is influenced by expansion of urban building and transport infrastructure.

Key words: green belt, monitoring, green zone area, protective forestations, urban area.

УДК 502.55:625.734.3

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ ПРИЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПОЛОС В СНИЖЕНИИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ СНЕЖНОГО ПОКРОВА

А. А. Матвеева, к. с.-х. н., aamatveeva@bk.ru, matveeva@volsu.ru -ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет»,Волгоград, РФ

Рассмотрены свойства сорбционной способности снежного покрова, позволяющие выявить уровень техногенного воздействия со стороны линейных объектов, включая железнодорожный транспорт. Проанализирована территория Волгог-

Современные исследования экологической роли системы защитных лесных насаждений (ЗЛН) вдоль линейных объектов, включая железную дорогу, базируются на изучении не только химического состава почвенного покрова, определении шумового дискомфорта, вибрационного эффекта, но и на использовании данных по снежному покрову как основному индикатору загрязнения атмосферного воздуха. Экологический мониторинг снежного покрова является экономически эффективным и информативным методом, так как снег обладает высокой сорбционной способностью, а из-за процессов сухого и влажного выпадения примесей концентрации поллютантов в 2-3 раза выше, чем в атмосферном воздухе.

При создании защитных полос вдоль линейных объектов было уделено особое внимание выполнению ими функции защиты от снежных заносов, при том, что сами насаждения являются отличным «поглотителем» всех загрязняющих веществ, поступающих от подвижного состава.

Химический состав снежного покрова зависит от несколько факторов:

содержания химических примесей, имеющихся в выпадениях атмосферных осадков;

поглощения снежным покровом различных газов из воздуха и потери некоторых химических примесей за счет испарения их из снежного покрова;

количества оседающих из воздуха различных растворимых веществ;

взаимодействия снежного покрова с воздухом почвогрунтов и в целом с почвенно-растительным покровом;

ветровой деятельности, обусловливающей пополнение снежного покрова органическими и минеральными частицами почвогрунтов;

избирательного в пространстве влияния микроорганизмов, населяющих снежный покров отдельных регионов, животных, ведущих зимой активный образ жизни;

деятельности человека в районах промышленных предприятий, населенных пунктов и их окрестностей, вдоль транспортных магистралей и т. д. [1-

радского отделения железной дороги: открытая и облесенная.

Ключевые слова: защитные лесные насаждения, железная дорога, регион, снежный покров, загрязнение.

4, 12-14].

Сформировавшийся под влиянием перечисленных выше факторов компонентный состав загрязняющих веществ весьма многообразен и включает сажу, пылевые частицы, тяжелые металлы и т. д. При этом в течение всего длительного зимнего периода загрязнение среды проецируется на однородном по составе естественном субстрате, который сохраняет геохимическую информацию до начала снеготаяния [7-10].

Материалы и методика исследований. Снеговая съемка дает реальную величину сухих и влажных выпадений в холодный период, т. е. является одним из индикаторов степени техногенного воздействия со стороны линейных объектов, включая железнодорожный транспорт.

Исследования снежного покрова проводились на Волгоградской дистанции Приволжской железной дороги в период максимального выпадения и накопления снега (январь, февраль). Устойчивый снежный покров образуется в декабре, а число дней со снежным покровом составляет около 100. Среднемесячная высота снежного покрова на открытых местах составляет 10-12 см (январь, февраль), а на защищенных 18-23 см. Таяние снега начинается и заканчивается во второй половине марта [11].

Традиционно отбор проб снега осуществляется методом «конверта» на открытом створе и с ЗЛН в приповерхностном слое на расстоянии 10, 20, 35, 60, 100, 250 и 500 м от источника загрязнения. Этот метод подразумевает механическое усреднение по пяти точкам (пунктам), отбираемым в центре и по углам квадрата, предварительно намеченного на местности. Далее обработка проб снега включает операции растапливания и фильтрования с имитацией естественных условий таяния снежного покрова, так как фильтрат проб содержит растворимых оснований в среднем в 1,5-2 раза больше, чем фильтрат, полученный при режиме быстрого таяния снега. Таяние и фильтрация проб проводятся без подогрева проб, при температуре +17...+19°С. Отобранные пробы анализируются на содержание в них различных поллютантов: нефтепродуктов, пыли,

сажи, тяжелых металлов - для выяснения закономерности перераспределения загрязнителей на территории открытой и облесенной, так как снежный покров позволяет выявить лесомелиоративный эффект в пространственном перераспределении загрязнителей на различном расстоянии от источника загрязнения [5, 6].

Результаты и их обсуждение. Полученные результаты свидетельствуют об аккумуляции загрязняющих веществ снежным покровом, объем которых уменьшается пропорционально расстоянию от источника воздействия. Таким обрахом, подтверждается снегозащитная роль прижелезнодорож-ных полос (на расстоянии 60-100 м от источника воздействия) - содержание загрязняющих веществ на облесенном участке в среднем ниже на 60%, чем на аналогичной открытой территории.

Заключение, выводы.

Исходя из экспериментальных данных, можно сделать следующие выводы. В процессе работы была апробирована традиционная методика отбора снежного покрова на содержание в нем поллю-тантов. Кроме того, подобная методика позволяет выявить эффективность выполнения снегозащитной функции системой защитных лесных насаждений вдоль линейных объектов. Следует отметить положительную тенденцию по уменьшению содержания загрязняющих веществ в снежном покрове в прижелезнодорожной полосе по сравнению с открытой территорией.

Литература:

1. Аэротехногенный мониторинг состояния городской среды по загрязнению снежного покрова (на примере города Воронежа) / Т. И. Прожорина [и др.] // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 11. Естественные науки. - 2014. - № 3(9). - С. 28-34.

2. Безуглая Э. Ю. Мониторинг состояния загрязнения атмосферы в городах. - Л.: Гидрометеоиздат, 1986. - 284 с.

3. Василенко В. Н., Назаров И. М. Мониторинг загрязнения снежного покрова. - Л.: Гидрометеоиздат, 1985. - 312 с.

4. Инструкция по снегоборьбе на железных дорогах Российской Федерации. - М.: Транспорт, 2000. - 95 с.

5. Матвеева А. А. Снежный покров как индикатор

загрязнения окружающей среды // Эколого-экономи-ческие оценки регионального развития: материалы Круглого стола, г. Волгоград, 30 марта 2009 г., ГОУ ВПО «ВолГУ» / Отв. ред С. Н. Кириллов. - Волгоград: ВолГУ

2009. - С. 59-63.

6. Матвеева А. А. Состояние и экологическая роль защитных лесных насаждений вдоль железных дорог: ав-тореф. дисс. ... к. с.-х.. н. - Волгоград, 2009. - 22 с.

7. Матякин Г. И., Пряхин В. Д., Прохорова З. А. Снегозащитные лесные полосы. - М.: НТИ Мин-ва автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР, 1962. - 79 с.

8. Оценка загрязнения атмосферного воздуха пылью по данным снегосъемки на основе реконструкции полей выпадений / А. Ф. Щербатов [и др.] // Анализ риска здоровью. - 2014. - № 2. - С. 42-47.

9. Прокачева В. Г., Усачев В. Ф. Снежный покров как индикатор кумулятивного загрязнения в сфере влияния городов и дорог // Метеорология и гидрология. - 2013. - № 3. - С. 94-106.

10. Путевое хозяйство: учебник для вузов ж.-д. транспорта / Под ред. И. Б. Лехно. - М.: Транспорт, 1990. - 472 с.

11. Сажин А. Н., Кулик К. Н., Васильев Ю. И. Погода и климат Волгоградской области. - Волгоград: ВНИАЛМИ,

2010. - 306 с.

12. Сергеева А. Г., Куимова Н. Г. Снежный покров как индикатор состояния атмосферного воздуха в системе санитарно-экологического мониторинга // Бюллетень физиологии и патологии дыхания. - 2011. - Вып. 40. - С. 100-104.

13. Снег: Справочник / Под ред. Д. М. Грея и Д. Х. Мейла. - Л.: Гидрометеоиздат, 1986. - 751 с.

14. Шумилова М. А., Жиделева Т Г. Особенности загрязнения снежного покрова вблизи крупных автомагистралей г. Ижевска // Вестник Удмуртского университета. - 2010. -Вып. 2. - С. 90-97.

ENVIRONMENTAL ROLE OF WINDBREAKS PLANTED

ALONG THE RAILWAYS FOR REDUCTION OF SNOW COVER POLLUTION

Matveyeva A. A., PhD Sci. Agr. aamatveeva@bk.ru, matveeva@volsu.ru Volgograd State University, Volgograd, Russia

The paper considers the sorption properties of snow cover which define the level of anthropogenic impact of linear facilities, including railway transport; shows the analysis of the territory of the Volgograd branch of the railroad - both sheltered and unsheltered.

Keywords: protective forestations, railway, region, snow cover, pollution

УДК 528:634.958

ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИИ

К. Б. Мушаева, к. с.-х. н., kermen@mail.ru - Калмыцкая НИАГЛОС -филиал ФНЦ агроэкологии РАН, Элиста, Россия

Рассмотрены вопросы применения геоинфор- при создании картографических материалов.

мационных систем (ГИС). Составлена электрон- Ключевые слова: геоинформационные систе-

ная почвенная карта Калмыкии. Показаны пре- мы, экология, природопользование, электрон-

имущества применения программы Quantum GIS ные карты.

В настоящее время практически ни одна задача природопользования не решается без использования той или иной геоинформационной технологии. В наше время свободное программное обеспечение стало символом инноваций и прогресса [1]. Геоинформационные методы и системы находят широкое применение в природопользовании и охране окружающей среды, так как позволяют:

создавать электронные карты, отражающие состояние окружающей среды территории;

проводить гео- и имитационное моделирование явлений, происходящих в окружающей среде, с учетом уровней антропогенной нагрузки и эффективности принимаемых управленческих решений;

накапливать, хранить и запрашивать информацию по трендам параметров окружающей среды за

промежуток времени;

оценивать экологические риски территорий и объектов (предприятий) для управления безопасностью при техногенных воздействиях на окружающую среду.

Для того чтобы использовать ГИС в какой-то определенной тематической области, необходимо, прежде всего, сформулировать задачу, которая должна решаться средствами ГИС.

Каждый проект является уникальным, поэтому при его реализации учитываются доступные технические средства и структура субъекта, в котором ГИС-проект реализуется.

Возможности ГИС для интеграции информации, полученной из различных источников, в пространственном контексте делают их пригодными в каче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.