Научная статья на тему 'Ландшафтное планирование как инструмент управления придорожными комплексами'

Ландшафтное планирование как инструмент управления придорожными комплексами Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
200
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ландшафтное планирование / придорожные лесные насаждения / дискретно-сетевая модель ландшафта / снегозащитные лесные насаждения / геоинформационная технология / цифровая модель рельефа / landscape planning / roadside forest plantations / discrete network model of the landscape / snow protection forest plantations / geoinformation technology / digital relief model

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Рулев Александр Сергеевич, Анопин Владимир Николаевич, Рулев Глеб Александрович, Матвеева Анна Александровна

В процессе проведения работ по дорожному строительству и эксплуатации создаются транспортные геотехнические системы при доминировании техногенных факторов. Ландшафтное планирование является неотъемлемой частью мероприятий по обеспечению стабилизации природно-ресурсного потенциала и снижению интенсивности деградационных процессов земель. В процессе ландшафтного планирования территории применяются современные методы и материалы, включая фитоэкологическое планирование. Последнее должно опираться на использование научно обоснованных методов защитного лесоразведения вдоль линейных объектов. Процедура ландшафтного планирования имеет типовой характер и должна сочетаться с системой управления дорожными ландшафтами, в основе которой лежит составление ландшафтных планов. Планирование мероприятий по оптимизации использования и обустройства земель в дорожных ландшафтах должно строиться с учетом их пространственной структуры. Подобную структуру целесообразно рассматривать с учетом топографического подхода. Важнейшим компонентом ландшафтного обустройства дорог являются защитные лесные насаждения, основными функциями которых является, прежде всего, обеспечение безопасности движения транспортных средств. Особое значение при строительстве и эксплуатации дорожного полотна имеет снегозащитная функция придорожных полос, что актуально для регионов с высоким уровнем снежного покрова в зимний период. В границах Волгоградской области были выполнены обследования придорожных лесных насаждений Р22 «Каспий» (Москва – Астрахань) и Р-228 (Волгоград – Сызрань). В процессе проведения полевых исследований и анализа полученного материала установлено, что состояние полос на обоих ключевых участках относится к неудовлетворительному, так как количество суховершинных и усыхающих стволов в насаждениях колеблется в пределах от 25 % до 80 %. Это свидетельствует о том, что необходимо проведение незамедлительной лесовозобновительной рубки для получения вегетативной пневой поросли с последующим естественным формированием древостоев порослевой генерации. Авторами предлагаются геоинформационные технологии, которые обеспечивают получение информации для разработки обоснованных мероприятий по обустройству транспортных магистралей и прилегающей территории. Использование ГИС-технологий позволит грамотно разработать этапы строительства придорожного полотна с учетом ландшафтного планирования, что повысит, в свою очередь, безопасность проектируемых транспортных магистралей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Рулев Александр Сергеевич, Анопин Владимир Николаевич, Рулев Глеб Александрович, Матвеева Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LANDSCAPE PLANNING AS A TOOL OF CONTROL OF SUSPENSION COMPLEXES

In the course of road construction and operation, transport geotechnical systems are created with the dominance of technogenic factors. Landscape planning is an integral part of measures to ensure the stabilization of the natural resource potential and reduce the intensity of land degradation processes. In the process of landscape planning of the territory, modern methods and materials are used, including phytoecological planning. The latter should be based on the use of scientifically based methods of protective forestation along linear objects. The procedure of landscape planning has a typical character and must be combined with a road management system based on the compilation of landscape plans. Planning activities to optimize the use and arrangement of land in road landscapes should be based on their spatial structure. Such a structure should be considered taking into account the topographical approach. The most important component of the landscape arrangement of roads are protective forest stands, the main functions of which are, first of all, ensuring the safety of vehicle traffic. Of particular importance in the construction and operation of the roadway has a snow-protective function of roadside lanes, which is important for regions with a high level of snow cover in the winter period. Within the borders of the Volgograd Region, surveys of the R-22 «Caspian» forest plantations (Moscow-Astrakhan) and R-228 (Volgograd-Syzran) were carried out. In the process of conducting field studies and analyzing the material obtained, it was found that the condition of the bands in both key areas is unsatisfactory, since the number of dry-top and drying trunks in plantations ranges from 25% to 80%. This indicates that it is necessary to conduct immediate reforestation cutting to obtain vegetative pneumos with the subsequent natural formation of forest stands of coppice generation. The authors propose geo-information technologies that provide information for the development of sound measures for the arrangement of highways and the adjacent territory. The use of GIS-technologies will allow to competently develop the stages of construction of the roadside canvas taking into account landscape planning, which will increase in turn the safety of the designed transport routes.

Текст научной работы на тему «Ландшафтное планирование как инструмент управления придорожными комплексами»

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

13. Effects of impulse drip irrigation systems on physiology of aerobic rice [Tekst] / T. Par-thasarathi, K.,S Vanitha. S Mohandass. Senthilver, Eli Vered// Indian Journal of Plant Physiology. -2015. -Vol. 20. - Р. 50 - 56.

14. Mode of rice drip irrigation [Tekst] / I. P. Kruzhilin, N.N. Doubenok, M. A. Ganiev, A.S. Ovchinnikov, V.V. Melikhov, N.M. Abdou,K. A. Rodin, S.D. Fomin // Journal of Engineering and Applied Sciences (ARPN). - 2017. - Vol. 12 (24). - P. 7118-7123.

Информация об авторах Кружилин Иван Пантелеевич - академик Российской академии наук, главный научный сотрудник ФГБНУ ВНИИОЗ, 400002, г. Волгоград, ул. Тимирязева, 9, тел: (8442) 60-24-36. E-mail: [email protected]

Ганиев Муслим Абдулаевич - кандидат технических наук, старший научный сотрудник, заведующий лабораторией орошения риса ФГБНУ ВНИИОЗ, 400002, г. Волгоград, ул. Тимирязева, 9, тел: (8442) 60-23-25. E-mail: [email protected]

Родин Константин Анатольевич - кандидат сельскохозяйственных наук, старший научный сотрудник лаборатории орошения риса ФГБНУ ВНИИОЗ, 400002, г. Волгоград, ул. Тимирязева, 9, тел: (8442) 60-23-22. E-mail: [email protected]

Кузнецова Надежда Владимировна - доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры мелиорации земель и комплексного использования водных ресурсов ФГБОУ ВО Волгоградский ГАУ, 400002, г. Волгоград, пр. Университетский, 26, тел: (8442) 41-11-20. E-mail: [email protected]

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

УДК 625.72:634.93 DOI: 10.32786/2071-9485-2019-02-5

ЛАНДШАФТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ПРИДОРОЖНЫМИ КОМПЛЕКСАМИ

LANDSCAPE PLANNING AS A TOOL OF CONTROL OF SUSPENSION COMPLEXES

А.С. Рулев1, доктор сельскохозяйственных наук, академик РАН В.Н. Анопин2, доктор географических наук, профессор Г.А. Рулев3, кандидат сельскохозяйственных наук А.А. Матвеева1, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

A.S. Rulev1, V.N. Anopin2, G.A. Rulev3, A.A. Matveeva1

1Волгоградский государственный университет 2Волгоградский государственный технический университет 3Федеральный научный центр агроэкологии, комплексных мелиораций и защитного лесоразведения Российской академии наук, г. Волгоград

1 Volgograd State University 2Volgograd State Technical University 3Federal Scientific Centre of Agroecology, Complex Melioration and Protective Afforestation of the Russian Academy of Sciences, Volgograd

Дата поступления в редакцию 22.03.2019 Дата принятия к печати 23.05.2019

Received 22.03.2019 Submitted 23.05.2019

В процессе проведения работ по дорожному строительству и эксплуатации создаются транспортные геотехнические системы при доминировании техногенных факторов. Ландшафтное планирование является неотъемлемой частью мероприятий по обеспечению стабилизации природ-но-ресурсного потенциала и снижению интенсивности деградационных процессов земель. В про-

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

цессе ландшафтного планирования территории применяются современные методы и материалы, включая фитоэкологическое планирование. Последнее должно опираться на использование научно обоснованных методов защитного лесоразведения вдоль линейных объектов. Процедура ландшафтного планирования имеет типовой характер и должна сочетаться с системой управления дорожными ландшафтами, в основе которой лежит составление ландшафтных планов. Планирование мероприятий по оптимизации использования и обустройства земель в дорожных ландшафтах должно строиться с учетом их пространственной структуры. Подобную структуру целесообразно рассматривать с учетом топографического подхода. Важнейшим компонентом ландшафтного обустройства дорог являются защитные лесные насаждения, основными функциями которых является, прежде всего, обеспечение безопасности движения транспортных средств. Особое значение при строительстве и эксплуатации дорожного полотна имеет снегозащитная функция придорожных полос, что актуально для регионов с высоким уровнем снежного покрова в зимний период. В границах Волгоградской области были выполнены обследования придорожных лесных насаждений Р-22 «Каспий» (Москва - Астрахань) и Р-228 (Волгоград - Сызрань). В процессе проведения полевых исследований и анализа полученного материала установлено, что состояние полос на обоих ключевых участках относится к неудовлетворительному, так как количество суховершинных и усыхающих стволов в насаждениях колеблется в пределах от 25 % до 80 %. Это свидетельствует о том, что необходимо проведение незамедлительной лесовозобновительной рубки для получения вегетативной пневой поросли с последующим естественным формированием древостоев порослевой генерации. Авторами предлагаются геоинформационные технологии, которые обеспечивают получение информации для разработки обоснованных мероприятий по обустройству транспортных магистралей и прилегающей территории. Использование ГИС-технологий позволит грамотно разработать этапы строительства придорожного полотна с учетом ландшафтного планирования, что повысит, в свою очередь, безопасность проектируемых транспортных магистралей.

In the course of road construction and operation, transport geotechnical systems are created with the dominance of technogenic factors. Landscape planning is an integral part of measures to ensure the stabilization of the natural resource potential and reduce the intensity of land degradation processes. In the process of landscape planning of the territory, modern methods and materials are used, including phytoeco-logical planning. The latter should be based on the use of scientifically based methods of protective foresta-tion along linear objects. The procedure of landscape planning has a typical character and must be combined with a road management system based on the compilation of landscape plans. Planning activities to optimize the use and arrangement of land in road landscapes should be based on their spatial structure. Such a structure should be considered taking into account the topographical approach. The most important component of the landscape arrangement of roads are protective forest stands, the main functions of which are, first of all, ensuring the safety of vehicle traffic. Of particular importance in the construction and operation of the roadway has a snow-protective function of roadside lanes, which is important for regions with a high level of snow cover in the winter period. Within the borders of the Volgograd Region, surveys of the R-22 «Caspian» forest plantations (Moscow-Astrakhan) and R-228 (Volgograd-Syzran) were carried out. In the process of conducting field studies and analyzing the material obtained, it was found that the condition of the bands in both key areas is unsatisfactory, since the number of dry-top and drying trunks in plantations ranges from 25% to 80%. This indicates that it is necessary to conduct immediate reforestation cutting to obtain vegetative pneumos with the subsequent natural formation of forest stands of coppice generation. The authors propose geo-information technologies that provide information for the development of sound measures for the arrangement of highways and the adjacent territory. The use of GIS-technologies will allow to competently develop the stages of construction of the roadside canvas taking into account landscape planning, which will increase in turn the safety of the designed transport routes.

Ключевые слова: ландшафтное планирование, придорожные лесные насаждения, дискретно-сетевая модель ландшафта, снегозащитные лесные насаждения, геоинформационная технология, цифровая модель рельефа.

Key words: landscape planning, roadside forest plantations, discrete network model of the landscape, snow protection forest plantations, geoinformation technology, digital relief model.

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-016-00165 «Геоинформационные технологии прогнозирования состояния

и управления агролесосистемами»

Цитирование. Рулев A.C., Анопин В.Н., Рулев Г.А., Матвеева,А.А. Ландшафтное планирование как инструмент управления придорожными ландшафтами. Известия НВ АУК. 2019. 2(54). 55-63. DOI: 10.32786/2071-9485-2019-02-5.

Citation. Rulev A.S., Anopin V.N., Rulev G.A., Matveeva A.A. Landscape planning as a tool of control of suspension complexes. Proc. of the Lower Volga Agro-University Comp. 2019. 2(54). 55-63. (in Russian). DOI: 10.32786/2071-9485-2019-02-5.

Введение. В процессе проведения работ по дорожному строительству и эксплуатации создаются транспортные геотехсистемы, в которых доминируют техногенные факторы. Подобные процессы приводят к ухудшению экологического состояния придорожных ландшафтов.

Используя методы проектирования транспортных магистралей, можно повысить качество и рациональность разработок по их обустройству. Традиционные методы картографических исследований позволяют создавать проекты придорожных лесонасаждений, которые строятся на использовании крупномасштабных топографических и тематических карт, а также методов дистанционного зондирования: использование аэрофотоснимков, космоснимков.

Выбор картографического материала должен определяться рядом ключевых показателей, главным из которых является характер нарушенности придорожного ландшафта, что особенно актуально для лесозащитного обустройства автомобильных и железных дорог.

Активация процессов деградации ландшафтов региона зависит от таких важнейших природных факторов, как выраженность рельефа, засушливость и континен-тальность климата, геохимические особенности почвогрунтов и подстилающих горных пород.

Метахронность является наиболее значимым из ключевых эволюционных свойств ландшафтов, подлежащих обязательному учету при выборе картографического материала для проектирования защитных лесонасаждений [7, 5, 11].

Ландшафтное планирование (ЛП) является важной частью мероприятий по обеспечению стабилизации ресурсного потенциала и снижению интенсивности процессов деградации земель. Для грамотного процесса этапа ЛП территории используются разработки современных методов и материалов, в том числе топографические и картографические [6]. Одной из частей ЛП является фитоэкологическое планирование, которое должно выполняться с применением научно обоснованных методов придорожного защитного лесоразведения.

Ландшафтное планирование является оптимальной средой для интеграции работ исследователей и практиков с целью создания пространственно-временных моделей, синтезирующих экологические, экономические и социально-культурные показатели [3, 6, 12, 13, 14]. Это необходимо для того, чтобы способствовать внедрению методов ландшафтного планирования для предотвращения угроз нестабильного деградационно-го развития ландшафта.

Материалы и методы. Ландшафтный подход используется в качестве инструмента для разработки схемы территориального планирования, так как он учитывает природную специфику и уникальность ландшафтов, динамику развития и позволяет максимально адаптивно вписывать хозяйственную деятельность в ландшафт. Схема ландшафтного планирования выглядит следующим образом (рисунок 1) [1].

57

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА: НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Рисунок 1 - Обобщенная схема ландшафтного планирования

Ландшафтное планирование интерпретируется также как устойчивое развитие территории региона с корректной оценкой ее природно-ресурсного потенциала [4, 10, 11].

Ландшафтное планирование состоит из следующих этапов: разработка ландшафтной программы развития, составление рамочного ландшафтного плана, составление крупномасштабного ландшафтного плана [5].

Наиболее корректным является применение термина «ландшафт» в понимании Р. Формана и М. Годрона - гетерогенная земная территория, сложенная из набора взаимодействующих экосистем, которые постоянно повторяются [4].

Дискретно-сетевое представление ландшафта выражается концепцией пространственной структуры: «матрица - пятно - коридоры» [4, 10].

Процедура ЛП имеет типовой характер и будет коррелироваться с системой управления дорожными ландшафтами, в основе которой лежит составление ландшафтных планов (рисунок 2).

Рисунок 2 - Этапы составления типового ландшафтного плана

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА: НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

При планировании мероприятий по оптимизации использования и обустройства земель в дорожных ландшафтах необходимо учитывать особенности их пространственной структуры. Подобную структуру целесообразно рассматривать с позиции топографического подхода [10, 11].

Результаты и обсуждение. Важнейшим компонентом ландшафтного обустройства дорог являются защитные лесные насаждения, основными функциями которых является обеспечение безопасности движения транспортных средств; защита дорожного полотна от заноса снегом, песком и преждевременного разрушения; увеличение срока эксплуатации средств дорожной службы связи и сигнализации; повышение эстетической оценки придорожных ландшафтов; защита от загрязнения компонентов окружающей среды.

В традиционных рекомендациях по озеленению дорожного полотна лесные насаждения подразделяют на снегозащитные, пескозащитные, шумогазопылезащитные и декоративные [7, 8].

Особое значение при строительстве и эксплуатации дорожного полотна имеет снегозащитная функция лесных полос, что особенно актуально для регионов с высоким уровнем снежного покрова в зимний период. Структура снегозащитных лесных полос приведена в таблице 1.

Для обеспечения боковой видимости расстояние от полотна дороги до путевой опушки насаждения должно быть: дороги 1 - 3 категории - 25 м, 4-5 категории - 15 м.

Таблица 1 - Структура снегозащитных лесополос вдоль автомобильных дорог (составлена с использованием рекомендаций Федеральной дорожной службы РФ)

Снего-принос, м3/м Расстояние от полотна дороги до путевой опушки, м Ширина лесной полосы, м Количество рядов

основных пород сопутствующих пород кустарников

<25 15-25 4 2 - -

26-50 30 9 2 1 1

51-75 40 12 3 1 1

76-100 50 14 4 1 1

101-125 60 17 5 1 1

126-150 65 19 6 1 1

151-200 70 22 7 1 1

Примечание: при снегоприносе более 200 м3/м лесное насаждение создают из двух лент, параметры такого насаждения соответствуют лесной полосе при снегоприносе 76 - 100 м3/м и ширине межленточного расстояния 50 м.

На пересекающихся дорогах расстояния видимости поверхности земли определяются скоростями движения транспортных средств: 100 км/час - 140 м; 80 км/час -100; 60 км/час - 75; 50 км/час - 60; 40 км/час - 50 и 30 км/час - 40 м. Расстояние между рядами лесополосы изменяются от 2,5 до 3,5 м, шаг посадки - от 0,5 до 1 м.

Пескозащитные насаждения создают при пересечении дорогой слабозаросших песков в аридных условиях. На подвижных песках лесомелиорацию проводят одновременно с закреплением песков.

Шумогазопылезащитные насаждения создают при прохождении дорог через селитебные и особо охраняемые природные территории. Федеральная дорожная служба РФ рекомендует следующие параметры этих насаждений: ширина не менее 10 м, высота деревьев не менее 7...8 м (кустарники - 1,5...2 м), конструкция плотная, ширина междурядий 1,5...3 м, шаг посадки 0,5...2 м, поперечный профиль треугольный, пологой стороной обращенный к дороге, крутой - к полю.

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Ассортиментный подбор пород проводят с учетом их устойчивости к газообразным выбросам, образующимся при работе двигателей внутреннего сгорания: дуб, ясень ланцетный, липа, тополь, граб, гледичия, шелковица, робиния, бирючина, спирея, жимолость, шиповник, акация желтая.

Насаждения придорожных ландшафтов должны обладать декоративностью с целью нарушения монотонности пейзажа. Декоративность осуществляется следующими приемами: регулярный - рядовые и аллейные посадки; свободный или ландшафтно-групповой - живописное размещение древесных видов группами различных размеров; смешанный - сочетание регулярных и ландшафтно-групповых посадок.

Дистанционно-картографическая и наземная оценка о состоянии и росте лесных полос, а также разработка с учетом полученных данных мероприятий по повышению их устойчивости позволит поддержать и улучшить выполняемые насаждениями защитные функции, повысить их биологическую устойчивость и долговечность.

В границах Волгоградской области были выполнены обследования придорожных лесных насаждений Р-22 «Каспий» (Москва - Астрахань) и Р-228 (Волгоград -Сызрань).

Полевые работы проводились на временных пробных площадях в соответствии с ОСТ-56-69-83. Перечет деревьев на пробных площадях вели по общепринятой методике с подразделением их на следующие категории: здоровые - без признаков усыха-ния, суховершинные - до 30 % протяженности кроны, усыхающие - более 30 % протяженности кроны и сухостой - без признаков жизни.

В процессе полевых исследований и анализа полученного материала установлено, что придорожные лесные насаждения представлены древостоями как чистого, так и смешанного составов, возраст которых в среднем колеблется в интервале от 25 до 40 лет. Главными древесными породами являются вяз приземистый, робиния лжеакация, дуб черешчатый, ясень зеленый, береза пушистая, из кустарников - смородина золотистая, жимолость татарская, бирючина обыкновенная, из сопутствующих пород - клен полевой и остролистный.

По своей структуре полосы представлены 4...10-рядными древостоями. Ширина полос в большинстве своем составляет 15...25 м, а многорядных - 30...40 м. По структуре продольного профиля полосы плотной конструкции, реже встречаются ажурно-плотные. В связи с этим, из-за отсутствия в них рубок ухода на протяжении всей жизни они слабо выполняют защитные функции. В зависимости от породного состава, возраста и условий произрастания средняя высота полос колеблется от 6...8 до 12...16 м, средний диаметр ствола - от 10 до 25 см, запас - от 60...80 до 140...200 м3/га.

На основании анализа результатов полевых исследований установлено, что в большинстве своем защитные полосы на обоих участках дорог имеют неудовлетворительное состояние, притупили рост, суховершинят и деградируют. Количество суховершинных и усыхающих стволов в насаждениях в среднем превышает 25...50 %, в отдельных случаях 60...80 %. Проанализировав состояние древостоев, мы пришли к выводу, что они уже достигли возраста возобновительной спелости, при которой способность к вегетативному возобновлению начинает падать. Они подлежат незамедлительной лесовозобновительной рубке, которая позволит получить вегетативную пневую поросль и обеспечить последующее естественное формирование древостоев порослевой генерации.

Для сохранения, а также продления их службы и повышения их защитных функций придорожных лесных насаждений следует незамедлительно провести лесопа-тологические обследования и осуществить комплекс лесоводственных, лесокультурных и агротехнических мероприятий [11].

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА: НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

На современном этапе развития геоинформационных технологий процесс управления дорожными ландшафтами является более эффективным (рисунок 3) [4, 2, 13].

Ключевые блокн системы управления дорожными ландшафтами

Блок получения и хранения информации

картографо-аэрокосмическая инвентаризация современного состояния ландшафтов и ЗЛН

Блок принятия решения по управлению объектом

ГИС-анализ и геоинформационное моделирование ландшафтов и ЗЛН

Блок исполнения

технологии лесомелиоративных и лесохозяйственных мероприятий

Рисунок 3 - Ключевые блоки системы управления дорожными ландшафтами

При ландшафтном проектировании дорог геоинформационные технологии обеспечивают использование приемов и методов применения программно-технических средств обработки и передачи информации [1 ].

Авторами предлагается геоинформационная технология мониторинга состояния полосы отвода автомобильной дороги и прилегающей местности, включающей придорожные защитные лесные полосы.

Заключение. При использовании методов дистанционного зондирования можно прийти к выводу, что при строительстве автомобильной дороги ее основным компонентом является ландшафтное оформление дороги, выполняющее технические, инженерно-биологические и эстетические функции. Строительство и прокладка дорожного полотна с ландшафтом должны основываться на внутренних закономерностях сочетания элементов ландшафта и их соотношения с размерами сооружений самой дороги с учетом требований к размерности масштабности.

Хорошо спланированная и построенная дорога с придорожными лесными насаждениями повышает безопасность движения, транспортно-эксплуатационные качества дороги.

Библиографический список

1. Анопин, В.Н. Технология мониторинга состояния полос отвода автомобильных дорог и придорожных территорий с использованием ГИС [Текст] / В.Н. Анопин, В.Г. Юферев, Г.А. Рулев // Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Сер.: Строительство и архитектура. - 2014. - Вып. 35(54). - С. 160-166.

2. Геоинформационные технологии в обеспечении точного земледелия [Текст] / А.С. Рулев, С.С. Шинкоренко, В.Н. Бодрова, Н.В. Сидорова // Известия Нижневолжского агроуниверситет-ского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. - 2018. - № 4 (52). - С. 115-122.

3. Долгов, С.В. Водный потенциал Волгоградской области и его современные изменения [Текст] / С.В. Долгов // Изв. РАН. Сер.: Географическая. - 2018. - № 4. - С. 77-88.

4. Жирин, В.М. Оценка биометрических параметров насаждений по изображениям межкронового пространства на космических снимках сверхвысокого разрешения [Текст] / В.М. Жирин, С.В. Князева, С.П. Эйдлина // Лесоведение. - 2018. - № 3. - С. 163-177.

5. Ландшафтный подход в градостроительном проектировании [Текст] / Б.И. Кочу-ров, Ю.А. Хазиахметова, И.В. Ивашкина, Е.А. Сукманова // Юг России: экология, развитие. -2018. - Т. №13. - № 3. - С. 71-82.

6. Рулев, А.С. Теоретические и прикладные аспекты нелинейной агролесомелиорации субаридных ландшафтов [Текст] / А.С. Рулев, А.М. Пугачева // Лесоведение. - 2018. - № 5. -С. 389-398.

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

7. Семенов, Ю.М. Картографирование геосистем для ландшафтного планирования районов республики Алтай [Текст] / Ю.М. Семенов, Г.И. Лысанов // География и природные ресурсы. - 2016. - № 4. - С. 66-75.

8. Семенов, Ю.М. Ландшафтное планирование - прикладной раздел комплексной физической географии [Текст] / Ю.М. Семенов // География и природные ресурсы. - 2017. - № 4. -С. 13-18.

9. Тютюнник, Ю.Г. О понятии ландшафтности [Текст] / Ю.Г. Тютюнник // Изв. РАН. Сер.: Географическая. - 2018. - № 5. - С. 104-114.

10. Хорошев, А.В. Современные направления структурного ландшафтоведения [Текст] / А.В. Хорошев // Изв. РАН. Сер.: Географическая. - 2016. - № 3. - С. 7-15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Хорошев, А.В. Полимасштабная организация географического пространства [Текст]. - М.: Т-во научных изданий КМК, 2016. - 416 с.

12. Aston, M. Interpreting the landscape [Tekst] / M. Aston. - L., N.Y.: Taylor & Francis, 2012. - 169 p.

13. Dieback classification modeling using high-resolution digital multispectral imagery and in situ assessments of crown condition [Tekst] / B. Evans, T.J. Lyons, P.A. Barber, G. Hardy, C. Stone // Remote sensing letters. - 2012. - Vol. 3. - № 6. - P. 541-550.

14. Kulik, K.N., Rulev, A.S., Yuferev, V.G. Geoinformation analysis of desertification dynamics in the territory of Astrakhan oblast [Tekst]/ K.N. Kulik, A.S. Rulev, V.G. Yuferev// Arid Ecosystems. - 2015. - № 5 (3). - P. 134-141. doi:10.1134/S2079096115030087.

References

1. Anopin, V. N. Tehnologiya monitoringa sostoyaniya polos otvoda avtomobil'nyh dorog i pridorozhnyh territorij s ispol'zovaniem GIS [Tekst] / V. N. Anopin, V. G. Yuferev, G. A. Rulev // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo arhitekturno-stroitel'nogo universiteta. Ser.: Stroitel'stvo i arhitektura. - 2014. - Vol. 35(54). - P. 160-166.

2. Geoinformacionnye tehnologii v obespechenii tochnogo zemledeliya [Tekst] / A. S. Rulev, S. S. Shinkorenko, V. N. Bodrova, N. V. Sidorova // Izvestiya Nizhnevolzhskogo agrouniversitetskogo kompleksa: nauka i vysshee professional'noe obrazovanie. - 2018. - № 4 (52). - P. 115-122.

3. Dolgov, S. V. Vodnyj potencial Volgogradskoj oblasti i ego sovremennye izmeneniya [Tekst] / S. V. Dolgov // Izv. RAN. Ser.: Geograficheskaya. - 2018. - № 4. - P. 77-88.

4. Zhirin, V. M. Ocenka biometricheskih parametrov nasazhdenij po izobrazheniyam mezhkronovogo prostranstva na kosmicheskih snimkah sverhvysokogo razresheniya [Tekst] / V. M. Zhirin, S. V. Knyazeva, S. P. Jejdlina // Lesovedenie. - 2018. - № 3. - P. 163-177.

5. Landshaftnyj podhod v gradostroitel'nom proektirovanii [Tekst] / B. I. Kochu-rov, Yu. A. Haziahmetova, I. V. Ivashkina, E. A. Sukmanova // Yug Rossii: jekologiya, razvitie. - 2018. - Vol. №13. - № 3. - P. 71-82.

6. Rulev, A. S. Teoreticheskie i prikladnye aspekty nelinejnoj agrolesomelioracii subaridnyh landshaftov [Tekst] / A. S. Rulev, A. M. Pugacheva // Lesovedenie. - 2018. - № 5. - P. 389-398.

7. Semenov, Yu. M. Kartografirovanie geosistem dlya landshaftnogo planirovaniya rajonov respubliki Altaj [Tekst] / Yu. M. Semenov, G. I. Lysanov // Geografiya i prirodnye resursy. - 2016. -№ 4. - P. 66-75.

8. Semenov, Yu. M. Landshaftnoe planirovanie - prikladnoj razdel kompleksnoj fizicheskoj geografii [Tekst] / Yu. M. Semenov // Geografiya i prirodnye resursy. - 2017. - № 4. - P. 13-18.

9. Tyutyunnik, Yu. G. O ponyatii landshaftnosti [Tekst] / Yu. G. Tyutyunnik // Izv. RAN. Ser.: Geograficheskaya. - 2018. - № 5. - P. 104-114.

10. Horoshev, A. V. Sovremennye napravleniya strukturnogo landshaftovedeniya [Tekst] / A. V. Horoshev // Izv. RAN. Ser.: Geograficheskaya. - 2016. - № 3. - P. 7-15.

11. Horoshev, A. V. Polimasshtabnaya organizaciya geograficheskogo prostranstva [Tekst]. -M.: T-vo nauchnyh izdanij KMK, 2016. - 416 p.

12. Aston, M. Interpreting the landscape [Tekst] / M. Aston. - L., N.Y.: Taylor & Francis, 2012. - 169 p.

13. Dieback classification modeling using high-resolution digital multispectral imagery and in situ assessments of crown condition [Tekst] / B. Evans, T.J. Lyons, P.A. Barber, G. Hardy, C. Stone // Remote sensing letters. - 2012. - Vol. 3. - № 6. - P. 541-550.

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

14. Kulik, K.N., Rulev, A.S., Yuferev, V.G. Geoinformation analysis of desertification dynamics in the territory of Astrakhan oblast [Tekst]/ K.N. Kulik, A.S. Rulev, V.G. Yuferev// Arid Ecosystems. - 2015. - № 5 (3). - P. 134-141. doi:10.1134/S2079096115030087.

Информация об авторах Рулев Александр Сергеевич, главный научный сотрудник, профессор кафедры «Географии и картографии» Волгоградского государственного университета (РФ, 400062, г. Волгоград, пр. Университетский, 100), доктор сельскохозяйственных наук, академик РАН, ORCID: http//orcid.org/0000-0001-6152-288X. E-mail: [email protected]

Анопин Владимир Николаевич, профессор кафедры «Геодезии» Волгоградского государственного технического университета (РФ, 400005, г. Волгоград, пр. им. Ленина, 28), доктор географических наук, профессор.

ORCID: http://orcid.org/0000-0001-3444-3456. E-mail: [email protected]

Рулев Глеб Александрович, научный сотрудник лаборатории «Агроэкологии и прогнозирования биопродуктивности агролесоландшафтов» ФНЦ агроэкологии РАН (РФ, 400062, г. Волгоград, пр. Университетский, 97), кандидат сельскохозяйственных наук, научный сотрудник. ORCID: http//orcid.org/0000-0002-3815-0448. E-mail: [email protected]

Матвеева Анна Александровна, доцент кафедры «Экологии и природопользования» Волгоградского государственного университета (РФ, 400062, г. Волгоград, пр. Университетский, 100), кандидат сельскохозяйственных наук, доцент. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8110-3735. E-mail: [email protected]

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

УДК 631.559: 635.64 (470.44/.47) DOI: 10.32786/2071-9485-2019-02-6

ДЕЙСТВИЕ НЕКОРНЕВЫХ ПОДКОРМОК НА ПРОДУКТИВНОСТЬ ТОМАТА В УСЛОВИЯХ ДЕЛЬТЫ ВОЛГИ

INFLUENCE OF FOLIAR APPLICATION ON TOMATO PRODUCTIVITY IN THE VOLGA DELTA CONDITIONS

Ш.Б. Байрамбеков1, доктор сельскохозяйственных наук М.Ю. Анишко2, кандидат сельскохозяйственных наук Г.В. Гуляева1, кандидат сельскохозяйственных наук Е.Д. Гарьянова1, кандидат сельскохозяйственных наук

Sh.B. Bairambekov1, M.Yu. Anishko2, G.V. Gulyaeva1, E.D. Garyanova1

1Всероссийский научно-исследовательский институт орошаемого овощеводства и бахчеводства - филиал ФГБНУ «Прикаспийский аграрный федеральный научный центр

Российской академии наук» 2ФГБНУ «Прикаспийский аграрный федеральный научный центр Российской академии наук»

1All-Russian Research Institute of Irrigated Vegetable Growing and Melon-Growing - a branch of the Federal State Budget Scientific Institution «The Caspian Agrarian Federal Scientific Center of the

Russian Academy of Sciences» 2Federal State Budget Scientific Institution «The Caspian Agrarian Federal Scientific Center of the Russian Academy of Sciences»

Дата поступления в редакцию 18.03.2019 Дата принятия к печати 10.06.2019

Received 18.03.2019 Submitted 10.06.2019

Исследования проводились в Камызякском районе Астраханской области на томате сорта Подарочный при капельном орошении. Некорневые подкормки растений томата в период вегетации быстрорастворимыми минеральными удобрениями особенно актуальны в условиях орошения в связи с быстрым усвоением питательных элементов растениями в критические периоды роста и развития. В статье приведены данные по влиянию некорневых подкормок минеральными удобре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.