Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РЕНОВАЦИЯ КАК СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ЛАНДШАФТА НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ХАБАРОВСКА'

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РЕНОВАЦИЯ КАК СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ЛАНДШАФТА НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ХАБАРОВСКА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
158
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
город Хабаровск / планировочная система / эколого-градостроительная эволюция / устойчивость и комфортность городской среды / экологическая реновация / среда жизни населения / the city of Khabarovsk / planning system / ecological and urban planning evolution / sustainability and comfort of the urban environment / ecological renovation / living environment of the population

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ю.И. Ермакова

История возникновения и развития города Хабаровска неразрывно связана с освоением Дальнего Востока, которое было обусловлено общенациональными политическими интересами России. В XX веке урбанизация в нашей стране стала важнейшим рычагом модернизации общества. Однако советское руководство не планировало достигать экологических стандартов качества жизни горожан. Индустриальная модель городского развития, направленная на экстенсивное освоение огромных территорий, стала причиной кризиса градостроительства 1990-х годов. Пространственная эволюция города Хабаровска наглядно иллюстрирует процесс изменения градостроительной парадигмы, характерный для крупных городов России в целом. Разработка стратегий по улучшению качества жизни в крупных городах Дальнего Востока особенно актуальна на сегодняшний день, так как здесь сосредоточена основная часть человеческого ресурса региона, численность которого не стабильна для поддержания экономического развития. Цель исследования — повышение устойчивости городской среды Хабаровска, формирование комфортных условий жизни населения города. В исследовании использованы картографические и статистические материалы, предоставленные Российским институтом градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор» и Институтом водных и экологических проблем Дальневосточного отделения РАН. Обработка исходных данных производилась методами классификации, моделирования и градостроительного проектирования. Пространственновременная модель развития планировочной структуры Хабаровска создана в ГИС-среде. Разработка участка для экологической реновации производилась при помощи программного обеспечения для автоматизированного проектирования AutoCAD. Предложенный способ улучшения городской среды Хабаровска основывается на эколого-градостроительном подходе, цель которого — экологические мероприятия со стороны территориального планирования. В статье выделены основные этапы градостроительной эволюции Хабаровска. Проведен анализ потенциально опасных природных факторов и подходов к освоению территории на каждом этапе. Представлены экологические последствия каждого этапа освоения. Наглядно представлено пространственно-временное развитие планировочной системы города. Оцениваются перспективы формирования устойчивой и комфортной городской среды Хабаровска путем экологической реновации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL RENOVATION AS A METHOD FOR RESTORING THE NATURAL LANDSCAPE IN THE TERRITORY OF THE CITY OF KHABAROVSK

The history of the emergence and development of the city of Khabarovsk is inextricably linked with the development of the Far East, which was due to the national political interests of Russia. In the 20th century, urbanization in Russia has become the most important lever for the modernization of society. However, the Soviet leadership did not plan to achieve environmental standards for the quality of life of the townspeople. The industrial model of urban development, aimed at the extensive development of vast territories, caused the urban development crisis of the 1990s. The spatial evolution of the city of Khabarovsk clearly illustrates the process of changing the urban planning paradigm, which is characteristic of large cities in Russia as a whole. The development of strategies to improve the quality of life in large cities of the Far East is especially relevant today, since the bulk of the human resource of the region is concentrated here, the number of which is not stable to support economic development. The purpose of the study is to increase the sustainability of the urban environment of Khabarovsk, to create comfortable living conditions for the city's population. The study used cartographic and statistical materials provided by the Russian Institute of Urban Planning and Investment Development “Giprogor” and the Institute of Water and Environmental Problems of the Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences. The processing of the initial data was carried out by the methods of classification, modeling and urban planning. The spatio-temporal model of the development of the planning structure of Khabarovsk was created in a GIS environment. The development of the site for green renovation was carried out with the help of the computer-aided design software AutoCAD. The proposed method for improving the urban environment of Khabarovsk is based on the ecological and urban planning approach, the purpose of which is environmental measures from the side of territorial planning. The article highlights the main stages of the urban development of Khabarovsk. The analysis of potentially dangerous natural factors and approaches to the development of the territory at each stage is carried out. The ecological consequences of each stage of development are presented. The spatial and temporal development of the city's planning system is clearly presented. The prospects for the formation of a stable and comfortable urban environment in Khabarovsk through ecological renovation are assessed.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РЕНОВАЦИЯ КАК СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ЛАНДШАФТА НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ХАБАРОВСКА»

УДК 504.062.4

DOI: 10.24412/1728-323X-2022-3-79-87

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РЕНОВАЦИЯ КАК СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ЛАНДШАФТА НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ХАБАРОВСКА

Ю. И. Ермакова, аспирант, Институт географии Российской академии наук ermakova@igras.ru, Москва, Россия

Аннотация. История возникновения и развития города Хабаровска неразрывно связана с освоением Дальнего Востока, которое было обусловлено общенациональными политическими интересами России. В XX веке урбанизация в нашей стране стала важнейшим рычагом модернизации общества. Однако советское руководство не планировало достигать экологических стандартов качества жизни горожан. Индустриальная модель городского развития, направленная на экстенсивное освоение огромных территорий, стала причиной кризиса градостроительства 1990-х годов. Пространственная эволюция города Хабаровска наглядно иллюстрирует процесс изменения градостроительной парадигмы, характерный для крупных городов России в целом. Разработка стратегий по улучшению качества жизни в крупных городах Дальнего Востока особенно актуальна на сегодняшний день, так как здесь сосредоточена основная часть человеческого ресурса региона, численность которого не стабильна для поддержания экономического развития. Цель исследования — повышение устойчивости городской среды Хабаровска, формирование комфортных условий жизни населения города. В исследовании использованы картографические и статистические материалы, предоставленные Российским институтом градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор» и Институтом водных и экологических проблем Дальневосточного отделения РАН. Обработка исходных данных производилась методами классификации, моделирования и градостроительного проектирования. Пространственно-временная модель развития планировочной структуры Хабаровска создана в ГИС-среде. Разработка участка для экологической реновации производилась при помощи программного обеспечения для автоматизированного проектирования AutoCAD. Предложенный способ улучшения городской среды Хабаровска основывается на эколого-градостроительном подходе, цель которого — экологические мероприятия со стороны территориального планирования. В статье выделены основные этапы градостроительной эволюции Хабаровска. Проведен анализ потенциально опасных природных факторов и подходов к освоению территории на каждом этапе. Представлены экологические последствия каждого этапа освоения. Наглядно представлено пространственно-временное развитие планировочной системы города. Оцениваются перспективы формирования устойчивой и комфортной городской среды Хабаровска путем экологической реновации.

Abstract. The history of the emergence and development of the city of Khabarovsk is inextricably linked with the development of the Far East, which was due to the national political interests of Russia. In the 20th century, urbanization in Russia has become the most important lever for the modernization of society. However, the Soviet leadership did not plan to achieve environmental standards for the quality of life of the townspeople. The industrial model of urban development, aimed at the extensive development of vast territories, caused the urban development crisis of the 1990s. The spatial evolution of the city of Khabarovsk clearly illustrates the process of changing the urban planning paradigm, which is characteristic of large cities in Russia as a whole. The development of strategies to improve the quality of life in large cities of the Far East is especially relevant today, since the bulk of the human resource of the region is concentrated here, the number of which is not stable to support economic development. The purpose of the study is to increase the sustainability of the urban environment of Khabarovsk, to create comfortable living conditions for the city's population. The study used cartographic and statistical materials provided by the Russian Institute of Urban Planning and Investment Development "Giprogor" and the Institute of Water and Environmental Problems of the Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences. The processing ofthe initial data was carried out by the methods of classification, modeling and urban planning. The spatio-temporal model of the development of the planning structure of Khabarovsk was created in a GIS environment. The development of the site for green renovation was carried out with the help of the computer-aided design software AutoCAD. The proposed method for improving the urban environment of Khabarovsk is based on the ecological and urban planning approach, the purpose of which is environmental measures from the side of territorial planning. The article highlights the main stages of the urban development of Khabarovsk. The analysis of potentially dangerous natural factors and approaches to the development of the territory at each stage is carried out. The ecological consequences of each stage of development are presented. The spatial and temporal development of the city's planning system is clearly presented. The prospects for the formation of a stable and comfortable urban environment in Khabarovsk through ecological renovation are assessed.

Ключевые слова: город Хабаровск, планировочная система, эколого-градостроительная эволюция, устойчивость и комфортность городской среды, экологическая реновация, среда жизни населения.

Keywords: the city of Khabarovsk, planning system, ecological and urban planning evolution, sustainability and comfort of the urban environment, ecological renovation, living environment of the population.

Введение

Территория юга Дальнего Востока находится под воздействием ряда негативных природно-ландшафтных факторов, которые оказали ограничивающее влияние на освоение региона. Формирование города Хабаровска всегда осложнялось удаленностью от центральных районов России, а также соседством с Китаем. Исторический анализ позволяет выделить четыре этапа в развитии планировочной системы Хабаровска: допро-

мышленный, промышленный, социалистический, современный. Каждый из этих периодов характеризуется принципиальной разницей целей и подходов к освоению территории. Как результат, на каждом этапе прослеживается уникальный набор антропогенных воздействий и их последствий для экологии. Общие принципы этапа градостроительного развития последовательно закрепились в застройке. Если на первых порах формирования города основным регулятором застройки

и сдерживающим экологическим фактором являлся ландшафт местности, то по мере индустриализации общества, ландшафт утратил определяющую роль, повсеместно подвергаясь глубокому изменению. Пик агрессивности антропогенного воздействия, приходящийся на годы советской власти, повлек за собой утрату естественных ландшафтов на территории Хабаровска. Именно в это время произошло максимальное обострение конфликта между средой жизни населения и потенциально опасными природными факторами. Таким образом, господство сибирского антициклона в холодные месяцы значительно усугубляет загрязнение воздушного бассейна города. На индустриальном этапе развития планировочной системы Хабаровска были заложены комплексные эколого-градостроительного проблемы, определяющие пониженное качество среды жизни населения сегодня. На фоне глобальных изменений природы, таких как учащение наводнений на Амуре и пандемия СОУГО-19, меняется и жизнь общества. Градостроительство — одна из тех стратегических сфер, от которой зависит будущее отдельных стран и человечества в ц елом. Организация устойчивой и комфортной среды жизни в городах Дальнего Востока — важнейшая задача в борьбе за сохранение человеческого ресурса в регионе. Традиционные планировочные решения стремительно перестают оправдывать себя. В настоящий момент Хабаровск, как и весь мир, столкнулся с необходимостью пересмотра ошибок индустриального прошлого. Современный этап развития города открывает перспективы коренного изменения градостроительной структуры в сторону экологизации. Новый генеральный план Хабаровска делает возможным формирование природно-экологического каркаса города, который будет являться уже не формой охраны окружающей среды, а инструментом управления средой. На пути к этому предлагается способ эколо-

гической реновации, суть которого заключается в преобразовании кварталов, обширные территории которых заняты малоэтажным ветхим жилым фондом и гаражами, а в озеленении преобладают ослабленные древесные растения сорных видов.

Результаты и обсуждение

Пониженное качество среды жизни населения в городе Хабаровске определяется целым рядом факторов. Среди них — периферийное положение Дальневосточного региона, сложные природно-климатические условия, индустриальное градостроительное прошлое. Индикатором обострения экономических проблем в такой ситуации незамедлительно выступает отток населения. Таким образом, уменьшение численности населения Хабаровска в конце ХХ века связано с общим кризисом Дальнего Востока в период падения СССР. Скачок численности населения после 2008 года обусловлен подъемом российской экономики и внедрением программ по опережающе -му развитию Дальневосточного федерального округа, где город Хабаровск определен одной из точек роста. Снижение количества населения с 2019 года связано с утратой Хабаровском статуса административного центра Дальнего Востока и экономическими последствиями данного решения (рис. 1). Основные причины миграции из Хабаровска — падение уровня доходов, стоимость товаров (в первую очередь — продовольствия) и услуг, не соразмерная качеству, устаревшее образование, недоступность жилья. Чаще всего регион покидают молодые специалисты [19—21].

Исторически закрепившаяся закономерность между оттоком населения в ответ на экономические трудности доказывает особую уязвимость региона. Пониженная степень качества среды жизни в Хабаровске усугубляется непростой экологической обстановкой, которая, в свою очередь, обусловлена игнорированием ряда решающих

Рис. 1. График изменения численности населения г. Хабаровска с 1992 г. по настоящее время

природно-ландшафтных факторов при градостроительном проектировании. В процессе развития индустрии на протяжении ХХ века эти факторы приобрели потенциально опасный характер:

1. Рельеф. Город Хабаровск расположен в окружении горных массивов, что напрямую способствует застаиванию вредных примесей в атмосфере. Наиболее остро ситуация с загрязнением воздушного бассейна обстоит в районе промышленных предприятий, которые приурочены к локальным понижениям рельефа (Хабаровский нефтеперерабатывающий завод). В целом территория Хабаровска на 56,7 % занимает поверхность плоской слабонаклонной трехнадпойменной террасы реки Амур [11]. Такое положение способствует беспрепятственному распространению воздушных загрязнений на обширные площади.

2. Господство сибирского антициклона в холодный сезон (ноябрь—март). Данный фактор существенно усугубляет влияние рельефа. Сухая, ясная погода со стабильно повышенным атмосферным давлением препятствует рассеиванию вредных примесей в атмосфере. Естественного очищения воздушного бассейна практически не происходит. Снежный покров почти не формируется и до весны подвергается загрязнению. Основной примесью в атмосфере Хабаровска являются взвешенные частицы, содержание которых увеличивается пропорционально росту количества автомобильного транспорта [2, 15]. Причина снижения загрязнения воздуха летом — активная циклоническая деятельность. Превышение нормы летних осадков способствует естественному очищению атмосферы. Однако от количества летних осадков в бассейне реки Амур напрямую зависит паводковая ситуация.

3. Летне-осенние наводнения. Значительные колебания уровня воды в реке Амур обусловлены муссонными дождями, которые составляют до 75 % годового стока. В период сильных ливней уровень воды пребывает со скоростью до 30 см в час, разливы достигают 10—25 км и держатся до 70 дней [1, 2, 15]. Причиной участившихся наводнений являются также аномальные изменения циркуляции воздушных м асс над югом Сибири и Дальним Востоком, которые могут стать постоянными. Разбалансировка механизма циркуляции воздушных масс способствует формированию мощных циклонов с более длительным периодом существования [9]. Тренд к учащению разрушительных наводнений подтверждается тем, что в 2009 г. река Амур вступила в период повышенной водности [9, 17].

4. Потенциальная подверженность территории юга Дальнего Востока природным пожарам. Этому способствует загрязнение атмосферы ес-

тественными пылеватыми частицами, поступающими в умеренные широты с сухими прогретыми воздушными массами из Монголии в начале лета; минимальные запасы влаги в почве, связанные с малоснежной зимой [18]. Учащение лесных пожаров на юге Дальнего Востока объясняется возрастающей ролью потепления климата Земли за последние 20 лет. Атмосфера Хабаровска в летне-осенний период нередко подвергается задымлению.

Игнорирование влияния негативных природных факторов на экологическую обстановку может привести к необратимым последствиям для здоровья населения. Чтобы сохранить человеческий ресурс в Дальневосточном регионе, необходима не только эффективная экономическая политика, но и формирование здоровой среды жизни, основным показателем которой является физическая, психологическая и социальная комфортность. Улучшение экологических показателей в Хабаровске за последнее десятилетие связано с природоохранными мероприятиями: модернизация головных очистных сооружений, автобусного парка; перевод городских ТЭЦ на газовое топливо [4, 7]. Однако на фоне современных экологических вызовов этого недостаточно. Необходимо радикальное системное преобразование градостроительной структуры — от постиндустриальной к ноосферной.

Чтобы определить потенциальные препятствия, которые возникнут в процессе преобразования среды жизни, был произведен детальный анализ градостроительной эволюции Хабаровска с выявлением ключевых факторов формирования его облика. В истории развития планировочной системы Хабаровска выделяется четыре этапа освоения территории (табл. 1). Каждому из них характерен определенный подход и определенная композиция генерального плана.

Допромышленный этап (1858—1880) ознаменован для градостроительства определяющей ролью ландшафта: рельеф — основной фактор застройки, река Амур — основная доминанта, несущая коммуникационную функцию. Первоначально река является главной планировочной осью, вдоль которой идет линейное развитие поселения. Позже развитие центральных улиц вглубь от реки происходит по гребням трех отрогов горной системы Сихотэ-Алинь, закладывая в генеральный план черты регулярной планировки.

Промышленный этап (1880—1917) отмечен окончательным формированием регулярной планировки за счет постепенного освоения неудобий — оврагов между центральными улицами. Основная планировочная ось и транспортная магистраль теперь — Транссибирская железная до-

Таблица 1

Этапы исторического развития Хабаровска и антропогенное воздействие на ландшафт

Этап развития

Компоненты городского ландшафта Антропогенное воздействие

Геолого-геоморфологический Строительство деревянных зданий без кардинального преобразования рельефа

Воздушный Использование твердых видов топлива в быту и в речном пароходстве

Водный Сброс бытовых отходов, отходов скотобойни и рыбного промысла

Почвенный

Биотический Разрушение растительного покрова на застраиваемых возвышенностях

Геолого-геоморфологический Изменение рельефа в районе строительства Транссибирской железнодорожной магистрали, строительство д еревянных и каменных зданий без кардинальных преобразований рельефа

Воздушный Использование твердых видов топлива в быту, речном пароходстве, на железнодорожном транспорте и на первых производствах

Водный Сброс бытовых отходов, отходов скотобойни и рыбного промысла, отходов первых производств

Почвенный

Биотический Разрушение растительного покрова на застраиваемых площадях, в том числе в неудобьях. Сокращение видового разнообразия

Геолого-геоморфологический Тотальное преобразование рельефа в районе формирования промышленных зон и м естах массового жилого строительства. Повышение этажности зданий. Увеличение асфальтированных поверхностей. Формирование нового контура береговой линии реки Амур

Воздушный Промышленное и транспортное загрязнение воздушного бассейна сажей и выхлопными газами

Водный Сброс неочищенных промышленных и канализационных стоков. Формирование свалок

Почвенный

Биотический Формирование техногенных пустырей, лишенных растительного покрова. Замещение коренной растительности городскими насаждениями

Геолого-геоморфологический Капитальное уплотнительное строительство многоэтажных зданий. Мероприятия по береговой защите от наводнений

Воздушный Сокращение использования твердого топлива, перевод предприятий на газ. Преобладание выбросов от автомобильного транспорта

Водный Сокращение стоков и свалок. Модернизация очистных сооружений и системы водоканала

Почвенный

Биотический Формирование питомников

Макс. числ. населения

Экологические последствия

Допромыш-ленный этап (1858-1880 гг.)

1400 чел.

Незначительная утрата естественного ландшафта на освоенных площадях, загрязнение водной, почвенной и воздушной среды. Сокращение биоразнообразия

Промышленный этап (1880-1917 гг.)

53 127 чел.

Расширение освоенной территории - возрастающее давление на естественный ландшафт. Сокращение биоразнообразия

Социалистический этап (1917-1991 гг.)

616 000 чел.

Утрата естественных ландшафтов в черте города. Активизация опасных геологических процессов. Вытеснение дальневосточных видов растительности в озеленении сорными видами. Появление температурных инверсий. Низкое качество питьевой воды. Сильное загрязнение воздушного бассейна, усугубленное преобладанием антициклона в холодный сезон. Обострение заболеваний, обусловленных не только климатом, но и экологическим фактором. Сокращение биоразнообразия

Современный этап (1991 г.— наст. вр.)

617 473 чел.

Необходимость поиска путей восстановления естественного ландшафта, поиска возможности очищения воздушного бассейна и альтернативных источников питьевой воды. Попытки восстановления биоразнообразия

рога, в местах обслуживания которой возникают новые функциональные зоны. По ее оси начинают развиваться первые производства и слободские поселения рабочих.

Социалистический этап (1917—1991) выступает примером резкой смены градостроительных парадигм. Ландшафт окончательно утрачивает роль решающего фактора при проектировании. Город в короткие сроки становится площадкой для размещения производства. Устанавливается приоритет массовой жилой застройки. Происходит разделение жилых и промышленных зон. Транспорт служит не для связи городских территорий, а для обеспечения производства рабочей силой. Эти процессы отразились в трансформации генерального плана. Его композиция сперва приобретает черты расчлененной системы (промышленные единицы и рабочие поселения вокруг них разрознены), затем — линейной (возникает непрерывный индустриальный пояс). Из-за протяженности города на 33 км и зажатости между рекой и железной дорогой закладывается проблема транспортного сообщения между северными и южными районами, между периферией и историческим центром, где сосредоточена деловая активность. Река Амур становится изолирована промышленно-складским комплексом, лишая горожан визуальной эстетики пейзажа. Естественный ландшафт в черте города утрачен. В конце социалистического этапа становится очевиден кризис индустриальной градостроительной системы, совершаются первые попытки возвращения на приречные территории утраченного ланд-шафтно-рекреационного смысла.

Современный этап градостроительной эволюции Хабаровска (1991 — наст. вр.) выражается в поиске баланса между природным и техногенным компонентом среды. Наследие индустриализации представлено мозаичным характером планировки, функциональной неоднородностью, неоднородностью озеленения, малым количеством автодорог, связывающих центр с окраинами. Исторический центр перенасыщен учреждениями инфраструктуры, коммерциализирован, тогда как на периферии возник дефицит инфраструктуры и возможностей для досуга. Дороги, связывающие центр и окраины, перегружены личным и общественным транспортом — город столкнулся с проблемой серьезных заторов.

С принятием Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» завершился период неопределенности в стратегическом управлении в муниципальных образованиях России. Стратегический план, принятый в Хабаровске в 2006 году, позволил городу динамично развивать-

ся. Был преодолен финансово-экономический кризис 2008—2009 гг., сохранено стабильное состояние жизнеобеспечивающей системы города, замедлена депопуляция и восстановлен естественный прирост населения. Произошли позитивные перемены в инженерной инфраструктуре и облике города. В новых условиях политического и экономического развития страны вопросы долгосрочного и ускоренного развития дальневосточных территорий по-прежнему имеют особое стратегическое значение. Главная цель муниципального управления, согласно Стратегии социально-экономического развития городского округа «Город Хабаровск» на период до 2030 года, заключается в создании условий для стабильного повышения качества жизни населения, в том числе качества экологической среды.

Назрела необходимость формирования опорных каркасов (природно-экологического, промышленного, транспортного), которые станут единым инструментом управления городской системой. Такое кардинальное преобразование генерального плана, как внедрение кольцевых структур в линейную планировочную систему, открывает перспективы для экологизации градостроительства. Объездные диаметры охватывают левый берег Амура и часть Большого Уссурийского острова, где расположена зона экономической кооперации России и Китая. Развитие транс -портной инфраструктуры на этих территориях не только разгружает основные городские магистрали от заторов. Эти территории также оказывают нейтрализующее экологическое воздействие на городскую среду. Они перспективны для реализации проектов «зеленого» строительства в структуре Хабаровска, однако при условии соблюдения предупредительных мер против наводнений.

Градостроительная эволюция города Хабаровска представлена в виде пространственно-временной модели развития основных планировочных единиц. На цифровой модели рельефа местности наглядно представлено изменение границ города и основных планировочных осей [3, 5, 6, 10, 11, 12, 14].

В контексте эколого-градостроительного подхода к улучшению среды жизни населения предлагается метод экологической реновации как ландшафтной реконструкции. Цель метода — снижение антропогенной нагрузки, восстановление естественного ландшафта и его свойств в черте города. Данное мероприятие на территории Хабаровска оправдано проблемой обширных площадей, занятых ветхим жилым фондом, гаражами, пустырями со стихийными свалками, ослабленной от времени и сорной древесной растительностью. Плотность населения таких кварта-

Границы территории, подвергаемой

ландшафтно-экологической

реконструкции

Демонтируемые объекты: дома 10, 12, 14, 8 б-г — двухэтажный ветхий жилой фонд 1956—60 гг. постройки — 40 жилых помещений;

8д, 10 — коммерческие и общественные организации;

10 с1 и прочее — гаражи

Жилой дом 5 — 1990 года постройки 60 жилых помещений

Рис. 2. Экологическая реновация как реконструкция естественного ландшафта на примере квартала ул. Шимановская —

ул. Радищева с малоэтажной жилой застройкой 1956—1960 гг.

Территория восстановления естественного ландшафта с оптимальной сетью дорожек

Новый девятиэтажный жилой дом на две секции, возведенный до сноса ветхих строений. Жилых помещений 48. Первый этаж — коммерческие и общественные организации

Благоустроенная дворовая территория Детская и спортивная площадка

..........:

ГШ Парковочная

ФАСАД ДОМА ПОСЛЕ РЕНОВАЦИИ

Ш^ВД (Ш

. 1Ш И^И и птити1гп1тп

тпгшппгш шз шйш и шйо пи иг шРш и

ш ШЬчП ЕВ

пх 0 ¡о и и и о о пг спЯо и ИР ИНИ сд

ил цд-ии Щ]

(О ДДНДВ ИД

ЗИП ПГ И

Щ о9оХ И

ЯП о

пиореи о шпНши

И I II

О Р^И ЕО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и рЦпш п; рищ] п;

ЕБОНйД II

Рис. 3. Генеральный план проектируемой территории квартала ул. Шимановская — ул. Радищева

лов крайне низка. Зачастую такие территории расположены в непосредственной близости к общественно-деловому ядру города — историческому центру, что делает их преобразование коммерчески выгодным.

Суть метода экологической реновации заключается в освобождении площадей от устаревшего (зачастую аварийного) малоэтажного жилья с дальнейшим переселением граждан в современные комфортные дома, возводимые на свободном участке этой же территории еще до сноса старых строений. Новое жилье подразумевает емкость и компактность: большее количество этажей, благоустроенную придомовую территорию и парковочную зону на меньшей площади, чем раньше. Таким образом, внутри квартала освобождаются ценные площади, на которых можно осуществлять восстановление естественного ландшафта местности (рис. 2). Необходимые для этого меры — полное обновление видового состава растений и отдельных элементов инженерных систем, расчет оптимальной рекреационной нагрузки (рис. 3).

В городском озеленении Хабаровска крайне скудно представлены местные виды растительности, при том что лесные экосистемы юга Дальнего Востока уникальны. Им свойственны такие особенности, как большое видовое разнообразие на единицу пространства, гигантизм, эндемич-ность и реликтовость. Сообщества с подобными свойствами за счет богатства видов обладают огромным потенциалом формирования устойчивости среды.

Выводы

Дальний Восток имеет важнейшее стратегическое значение для страны, территория нуждается в сохранении и привлечении человеческого ресурса, особенно важны молодые специалисты, без которых невозможен подъем экономики региона. Отдаление Хабаровска от политического центра страны сужает спектр возможностей развития как города в целом, так и его населения. Периферийные условия жизни усугубляются неблагоприятными природно-климатическими факторами. Это исторически служит причиной отто-

ка населения в случае ухудшения экономической ситуации.

Поиск решения этой проблемы диктует необходимость смягчения суровых условий среды. Повышение качества жизни населения должно быть комплексным и охватывать все сферы. Оздоровление среды жизни начинается с улучшения экологической обстановки. Градостроительная система является устойчивой базой для экологических преобразований, так как градостроительный и экологический компонент в городском «организме» неразрывны.

Исторический анализ эволюции планировочной системы Хабаровска с точки зрения эколо-го-градостроительного подхода позволил выявить некоторые закономерности. Первые этапы освоения территории Хабаровска были менее агрессивными по степени антропогенного воздействия за счет ограничивающей роли рельефа при строительстве. Опережающие темпы развития производства на социалистическом этапе сокрушили роль рельефа как ограничивающего фактора. В результате тотальное изменение пространства повлекло уничтожения естественных ландшафтов в черте города. Среде жизни населения был нанесен наибольший экологический ущерб. В этот м омент был запущен каскад проблем, с которыми город продолжает бороться сегодня.

Метод экологической реновации довольно нов. Часто он трактуется архитекторами, как решение экологических проблем путем озеленение отдельных участков. Однако у данного метода, несомненно, более сильный потенциал, и он может лечь в основу программы по восстановлению утраченных ландшафтов на территории города Хабаровска, а потом — и по формированию при-родно-экологического каркаса как инструмента управления г ородской системой. При условии успешности мероприятий мы получим современный дальневосточный город с более комфортной для жизни средой.

Статья подготовлена по теме Государственного задания № «FMGE-2019-0007 AAAA-A19-119021990093-8» «Оценка физико-географических, гидрологических и биотических изменений окружающей среды и их последствий для создания основ устойчивого природопользования».

Библиографический список

1. Агеева С. А., Бобрикова И. В., Вербицкая Е. М., Ефремова Н. Ф., Романский С. О. Причины и особенности формирования катастрофического наводнения на Амуре летом 2013 года // Третьи Виноградовские чтения. Грани гидрологии. Сборник докладов международной научной конференции памяти выдающегося русского гидролога Юрия Борисовича Виноградова. 2018. Р. 18—21.

2. Внесение изменений в генеральный план городского округа «Город Хабаровск». Материалы по обоснованию проекта генерального плана городского округа «Город Хабаровск». Гипрогор. — Москва, 2017.

3. Ермакова Ю. И., Кочуров Б. И. Эколого-градостроительный аспект развития Хабаровска в условиях изменения природы и общества // Экология урбанизированных территорий. — 2020. — № 1. — С. 49—59.

4. Климина Е. М. Ландшафтно-картографическое обеспечение территориального планирования (на примере Хабаровского края). — Владивосток: Дальнаука, 2007. — 132 с.

5. Кочуров Б. И. Экодиагностика и сбалансированное развитие. — М.: Издательский Дом «Инфра-М», 2016. — 362 с.

6. Кочуров Б. И., Лобковский В. А., Смирнов А. Я. Эффективность и культура природопользования. — М.: ООО «Русайнс», 2018. — 162 с. — ISBN 978-5-4365-2474-0.

7. Кузнецов О. В., Маркелов Г. Я. Оценка зеленых насаждений Хабаровска с использованием материалов ДЗЗ и Гис-технологий // Геоматика (18), 2013.

8. Маташова М. А. Эколого-градостроительная оптимизация приречных территорий: на примере г. Хабаровска: диссертация кандидата архитектуры. Московский архитектурный институт. Москва, 2011.

9. Махинов А. Н., Ким В. И., Воронов Б. А. Историческое наводнение в бассейне Амура в 2013 году: причины и последствия // Вестник ДВО РАН. — 2014. — № 2. — С. 5.

10. Морозова Г. Ю., Нарбут Н. А., Бабурин А. А. и др. Концепция озеленения Хабаровска. — Хабаровск: ИВЭП ДВО РАН, 2003. — 38 с.

11. Нарбут Н. А., Антонова Л. А., Матюшкина Л. А., Климина Е. М., Караванов К. П. Стратегия формирования экологического каркаса территории (на примере Хабаровска). — Владивосток-Хабаровск: ДВО РАН, 2002. — 129 с.

12. Нарбут Н. А. Особенности экологической политики в регионах нового освоения // Регионы нового освоения: естественные сукцессии и антропогенная трансформация природных комплексов. Материалы конференции с международным участием. — Хабаровск: ФГБУН Институт водных и экологических проблем ДВО РАН, 2017. — С. 208—210.

13. Николаев А. П., Николаев Д. А. О проекте планировки г. Хабаровска в свете перспектив градостроительного освоения левобережья и островов Амура / Материалы 4-й Всероссийской конференции «Градостроительство и планирование территориального развития России», Калининград, 19—22 июля 2006 г. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: http://geodin.ru/20.html

14. Портал администрации города Хабаровска. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.khabarovskadm.ru/

15. Постановление от 01 ноября 2013 года № 4440 Об утверждении муниципальной программы «Улучшение экологического состояния города Хабаровска» на 2014—2020 годы (с изменениями на 27 октября 2017 года).

16. Проблемы устойчивого использования трансграничных территорий: Материалы международной конференции / Под редакцией П. Я. Бакланова, С. С. Ганзея. — Владивосток: ТИГ ДВО РАН, 2006. — 176 с.

17. Потоп—2019 в Хабаровске признан вторым по силе за историю измерений (24.09.2019). Электронный ресурс. Режим доступа: https://todaykhv.ru/news/society/22069/.

18. Соколова Г. В., Тетерятникова Е. П. Проблемы долгосрочного прогнозирования пожарной опасности в лесах Хабаровского края и Еврейской автономной области по метеорологическим условиям. — Хабаровск: ДВО РАН, 2008. — 150 с.

19. Стратегия социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2030 года. Правительство Хабаровского края. — Хабаровск, 2017.

20. Точки роста. Российская газета // Экономика Дальнего Востока № 5 (8356). Электронный ресурс. Режим доступа: https://rg.ru/2021/01/14/reg-dfo/v-habarovskom-krae-zabuksoval-proekt-pomoshchi-molodym-specialistam.html.

21. Трудный регион. Российская газета — Столичный выпуск. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: https://rg.ru/ 2009/02/09/region.html.

ECOLOGICAL RENOVATION AS A METHOD FOR RESTORING THE NATURAL LANDSCAPE IN THE TERRITORY OF THE CITY OF KHABAROVSK

Yu. I. Ermakova, Postgraduate Student, ermakova@igras.ru, Institute of Geography, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia References

1. Ageeva S. A., Bobrikova I. V., Verbitskaya E. M., Efremova N. F., Romansky S. O. Prichiny' i osobennosti formirovaniya katastroficheskogo navodneniya na Amure letom 2013 goda [Causes and features of the formation of a catastrophic flood on the Amur in the summer of 2013]. Tret'i Vinogradovskie chteniya. Granigidrologii. Sbornik dokladov mezhdunarodnoj nauchnoj konferencziipamyati vy'dayushhegosya russkogo gidrologa Yuriya Borisovicha Vinogradova, 2018. P. 18—21 [in Russian].

2. Vnesenie izmenenij v general'ny'j plan gorodskogo okruga "Gorod Khabarovsk". Materialy' po obosnovaniyu proekta gen-eral'nogo plana gorodskogo okruga "Gorod Khabarovsk" [Amendments to the master plan of the urban district "City of Khabarovsk". Materials on the substantiation of the draft master plan of the urban district "City of Khabarovsk"]. Moscow, Giprogor. 2017 [in Russian].

3. Ermakova Yu. I., Kochurov B. I. E'kologo-gradostroitel'ny'j aspekt razvitiya Khabarovska v usloviyakh izmeneniya prirody' i obshhestva [Ecological and urban planning aspect of the development of Khabarovsk in the conditions of changes in nature and society] Ecology of urbanized territories. No. 1, 2020. P. 49—59 [in Russian].

4. Klimina E. M. Landshaftno-kartograficheskoe obespechenie territorial'nogo planirovaniya (na primere Khabarovskogo kraya) [Landscape and cartographic support of territorial planning: a case study of the Khabarovsk Territory]. Vladivostok, Dal'nau-ka, 2007. 132 p. [in Russian].

5. Kochurov B. I. E'kodiagnostika i sbalansirovannoe razvitie [Ecodiagnostics and balanced development] Moscow, Izdatel'skij Dom "Infra-M", 2016. 362 p. [in Russian].

6. Kochurov B. I., Lobkovskiy V. A., Smirnov A. Ya. E'ffektivnost' i kul'tura prirodopol'zovaniya [Efficiency and culture of environmental management]. M.: OOO "Rusajns". 2018. ISBN 978-5-4365-2474-0, 162 p. [in Russian].

7. Kuznetszov O. V., Markelov G. Ya. Oczenka zelyony'kh nasazhdenij Khabarovska s ispol'zovaniem materialov DZZ i Gis-tekhnologij [Assessment of green spaces in Khabarovsk using remote sensing data and GIS-technologies]. Geomatika. No. 18, 2013 [in Russian].

8. Matashova M. A. E'kologo-gradostroitel'naya optimizacziya prirechny'kh territorij: na primere g. Khabarovska: dissertacziya kandidata arkhitektury'[Ecological and urban planning optimization of riverside territories: a case study of Khabarovsk: Ph. D. thesis in Architecture]. Moskovskij arkhitekturny'j institut. Moscow. 2011 [in Russian].

9. Makhinov A. N., Kim V. I., Voronov B. A. Istoricheskoe navodnenie v bassejne Amura v 2013 godu: prichiny' i posledstviya [Historical flood in the Amur basin in 2013: causes and consequences] Vestnik DVO RAN. No. 2. P. 5. 2014 [in Russian].

10. Morozova G. Yu., Narbut N. A., Baburin A. A. i dr. Konczepcziya ozeleneniya Khabarovska [The concept of landscaping Khabarovsk]. Khabarovsk, IVE'P DVO RAN, 2003. 38 p. [in Russian].

11. Narbut N. A., Antonova L. A., Matyushkina L. A., Klimina E. M., Karavanov K. P. Strategiya formirovaniya e'kologichesko-go karkasa territorii (na primere Khabarovska) [The strategy for the formation of the ecological framework of the territory: a case study of Khabarovsk)]. Vladivostok—Khabarovsk, DVO RAN, 2002. 129 p. [in Russian].

12. Narbut N. A. Osobennosti e'kologicheskoj politiki v regionakh novogo osvoeniya. [Features of environmental policy in the regions of new development. Regions of new development: natural successions and anthropogenic transformation of natural complexes]. Regiony' novogo osvoeniya: estestvenny'e sukczessii i antropogennaya transformacziya prirodny'kh kompleksov. Materialy' konferenczii s mezhdunarodnym uchastiem. Khabarovsk, FGBUN Institut vodny'kh i e'kologicheskikh problem DVO RAN. 2017. P. 208—210 [in Russian].

13. Nikolaev A. P., Nikolaev D. A. O proekte planirovki g. Khabarovska v svete perspektiv gradostroitel'nogo osvoeniya levobe-rezh'ya i ostrovov Amura [About the planning project of the city of Khabarovsk in the light of the prospects for urban development of the left bank and the Amur Islands]. Materialy 4-j Vserossijskoj konferenczii "Gradostroitel'stvo iplanirovanie ter-ritorialnogo razvitiya Rossii", Kaliningrad, 19—22 iyulya 2006g. URL: http://geodin.ru/20.html [in Russian].

14. Portal administraczii goroda Khabarovska [Portal of the administration of the city of Khabarovsk]. URL: https:// www.khabarovskadm.ru/ [in Russian].

15. Postanovlenie ot 01 noyabrya 2013 goda # 4440 Ob utverzhdenii municzipal'noj programmy' "Uluchshenie e'kologicheskogo sostoyaniya goroda Khabarovska" na 2014—2020 gody' (s izmeneniyami na 27 oktyabrya 2017 goda) [Resolution of November 01, 2013 No. 4440 On approval of the municipal program "Improving the ecological state of the city of Khabarovsk" for 2014—2020 [in Russian].

16. Problemy' ustojchivogo ispol'zovaniya transgranichny'kh territorij: Materialy' mezhdunarodnoj konferenczii [Problems of sustainable use of transboundary territories: Proceedings of the international conference]. Vladivostok, TIG DVO RAN, 2006. 176 p. [in Russian].

17. Potop—2019 v Khabarovske priznan vtory'm po sile za istoriyu izmerenij. [Flood-2019 in Khabarovsk is recognized as the second strongest in the history of measurements] (24.09.2019). URL: https://todaykhv.ru/news/society/22069/ [in Russian].

18. Sokolova G. V., Teteryatnikova E. P. Problemy' dolgosrochnogo prognozirovaniya pozharnoj opasnosti v lesakh Khabarovskogo kraya i Evrejskoj avtonomnoj oblasti po meteorologicheskim usloviyam. [Problems of long-term forecasting of fire hazard in the forests of the Khabarovsk Territory and the Jewish Autonomous Region based on meteorological conditions] Khabarovsk, DVO RAN. 2008. 150 p. [in Russian].

19. Strategiya soczial'no-e'konomicheskogo razvitiya Khabarovskogo kraya na period do 2030 goda. [Strategy of socio-economic development of the Khabarovsk Territory for the period up to 2030] Pravitel'stvo Khabarovskogo kraya. Khabarovsk, 2017 [in Russian].

20. Tochki rosta. Rossijskaya gazeta — E'konomika Dal'nego Vostoka № 5 (8356). [Points of growth. Russian newspaper — Economy of the Far East]. URL: https://rg.ru/2021/01/14/reg-dfo/v-habarovskom-krae-zabuksoval-proekt-pomoshchi-molodym-specialistam.html [in Russian].

21. Trudny'j region. [Difficult region] Rossijskaya gazeta- Stolichnyj vypusk URL: https://rg.ru/2009/02/09/region.html [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.