Научная статья на тему 'Экологоградостроительный аспект развития Хабаровска в условиях изменения природы и общества'

Экологоградостроительный аспект развития Хабаровска в условиях изменения природы и общества Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
210
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
город Хабаровск / среда жизни населения / качество жизни населения / комфортность городской среды / эколого-хозяйственный баланс / «зеленая» экономика. / the city of Khabarovsk / the living environment of the population / the quality of life of the population / comfort of the urban environment / ecological and economic balance / “green” economy.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ю. И. Ермакова, Б. И. Кочуров

Выделены основные этапы градостроительного развития Хабаровска и связанные с ними подходы к освоению территории. Рассмотрена эволюция Генерального плана города и соотношение антропогенного и природного фактора на каждом этапе развития. Освещены экологические последствия периода индустриализации и риски для среды жизни населения, которые возрастают в условиях современного изменения природы и общества. Обозначены основные природные факторы и тренды на территории Среднеамурской низменности. Предложены комплексные меры по защите региона. Оценивается фактический вклад в формирование эколого-хозяйственного баланса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Ю. И. Ермакова, Б. И. Кочуров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL AND URBAN PLANNING ASPECT OF KHABAROVSK DEVELOPMENT IN THE CONDITIONS OF THE CHANGE OF NATURE AND SOCIETY

The main stages of the urban development of Khabarovsk and related approaches to the development of the territory are highlighted. The evolution of the general plan of the city and the ratio of anthropogenic and natural factors at each stage of development are considered. The ecological consequences of the period of industrialization and the risks to the living environment of the population, which increase in the face of modern changes in nature and society, are highlighted. The main natural factors and trends in the territory of the Central Amur Lowland are identified. Comprehensive measures to protect the region are proposed. The actual contribution to the formation of the ecological and economic balance is estimated.

Текст научной работы на тему «Экологоградостроительный аспект развития Хабаровска в условиях изменения природы и общества»

УДК 711

DOI: 10.24411/1816-1863-2020-11049

ЭКОЛОГО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ХАБАРОВСКА В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА

Ю. И. Ермакова, аспирант, Институт географии РАН, ermakova@igras.ru, Москва, Россия,

Б. И. Кочуров, д. г. н, профессор, Институт географии РАН, camertonmagazin@mail.ru, Москва, Россия

CD

о ф

О

О -1 S

Выделены основные этапы градостроительного развития Хабаровска и связанные с ними подходы к освоению территории. Рассмотрена эволюция Генерального плана города и соотношение антропогенного и природного фактора на каждом этапе развития. Освещены экологические последствия периода индустриализации и риски для среды жизни населения, которые возрастают в условиях современного изменения природы и общества. Обозначены основные природные факторы и тренды на территории Среднеамурской низменности. Предложены комплексные меры по защите региона. Оценивается фактический вклад в формирование эколого-хозяйственно-го баланса.

The main stages of the urban development of Khabarovsk and related approaches to the development of the territory are highlighted. The evolution of the general plan of the city and the ratio of anthropogenic and natural factors at each stage of development are considered. The ecological consequences of the period of industrialization and the risks to the living environment of the population, which increase in the face of modern changes in nature and society, are highlighted. The main natural factors and trends in the territory of the Central Amur Lowland are identified. Comprehensive measures to protect the region are proposed. The actual contribution to the formation of the ecological and economic balance is estimated.

Ключевые слова: город Хабаровск, среда жизни населения, качество жизни населения, комфортность городской среды, эколого-хозяйственный баланс, «зеленая» экономика.

Keywords: the city of Khabarovsk, the living environment of the population, the quality of life of the population, comfort of the urban environment, ecological and economic balance, "green" economy.

Введение

Юг Дальнего Востока находится под воздействием ряда потенциально опасных природных факторов, таких как наводнения и природные пожары. Освоение территории всегда осложнялось удаленностью региона от ц ентральных районов России, а также соседством с Китаем. Исторические этапы развития Хабаровска отражают различные планировочные подходы, принципы которых закрепились в застройке. Бурные темпы роста города, ориентированность на обеспечение производства рабочей силой в индустриальный период заложили основные эколого-градостроительные проблемы, определяющие пониженное качество среды жизни населения. Эти проблемы усугубляются глобальными изменениями природы, что на юге Дальнего Востока прослеживается, в первую очередь, в виде участившихся наводнений. Обострение природной ситуации неминуемо провоцирует изменения в обществе (в случае с периферийными районами — отток населения, который бо-

лезненно сказывается на экономике Дальнего Востока). Современный этап развития Хабаровска требует разработки комплексной эколого-градостроительной политики, направленной в сторону улучшения качества среды и комфортности проживания населения.

Обсуждение

Территория Среднеамурской низменности, в центре которой расположен крупнейший город Дальнего Востока — Хабаровск, находится под воздействием ряда негативных природных факторов, влияние которых обостряет отдаленность региона от политического центра и экономически развитых регионов России. Таким образом, формируется специфика типичного периферийного района, определяющая пониженное качество жизни населения. Являясь местом локальной концентрации антропогенного воздействия, город Хабаровск на протяжении своего развития с различной интенсивностью деформировал природную среду. В разные периоды

49

О ^

m О ш

50

градостроительного освоения степень антропогенного воздействия на территорию была продиктована нуждами конкретного исторического времени.

В истории градостроительного развития Хабаровска выделяются четыре этапа, принципиально различные по своим приоритетам (табл. 1) [3].

Если на первых этапах градостроительного формирования Хабаровска господствовал принцип рельефа как фактора, определяющего характер застройки, то градостроительный подход социалистического этапа отражает доминирование антропогенного фактора, его наибольшую агрессивность на территории Хабаровска, также как на территориях других крупных городов России.

Закономерный результат развития промышленности — целый ряд, экологически обусловленных, ранее не известных заболеваний, в том числе генетических, причина обострения которых скрыта в предыдущих поколениях. В 1998—2003 гг. была выявлена прямая корреляция между загрязнением воздушного и водного бассейнов Хабаровска и ростом смертности населения [10]. Негативное состояние среды жизни населения Хабаровска и рост заболеваний, вызванных последствиями ант-ропогенизации данной территории, вынуждают принимать всесторонние и быстрые природоохранного характера. Современное и будущее градостроительство стоит перед необходимостью полного перехода на экологические принципы и м е-тоды работы.

Несмотря на некоторые улучшения экологических показателей за последнее десятилетие, связанные с природоохранными мероприятиями в Хабаровске (модернизация головных очистных сооружений, автобусного парка; перевод городских ТЭЦ на газовое топливо, внутриквар-тальное озеленение), качество городской среды не отвечает в целом принятым нормативам, и для изменения ситуации требуется комплексный эколого-градострои-тельный подход. Экологическая ситуация в городе усугубляется влиянием природных факторов. Их даже частичное игнорирование приводит к серьезным экологическим изменениям и последствиям. Можно выделить четыре таких природных фактора:

1. Плоский рельеф Среднеамурской низменности, образующей межгорную впадину, ограниченную хребтом Сихотэ-Алинь, Хингано-Буреинским нагорьем и Восточно-Маньчжурскими горами. Сред-неамурская низменность представляет собой аккумулятивную равнину озерно-ал-лювиального генезиса, поверхность которой сильно заболочена.

В эпицентре синклинория Буреинско-Сихоте-Алинской складчатой зоны, к которому приурочена Сред неамурская низменность, прослеживается еще одно локальное понижение высокой контрастности диаметром около 100 км: Хабаровская кольцевая морфоструктура (КМС), где расположен город. Предположительно Хабаровская КМС имеет космогенное происхождение, являясь ударно-взрывным астероидным кратером (астробле-мой). Ее бортовые ч асти — обособленные дуговые хребты Хехцир и Вандан, окружающие Хабаровск с юга и севера. Они симметричны друг другу и продолжают вздымание [20].

Хабаровск простирается на пологих увалах, являющихся отрогами системы Сихоте-Алинь, в пойме и на древних террасах р. Амур. Средние высотные отметки в черте города составляют 32—50 м с относительными превышениями 20—30 м [13].

Вышеперечисленные особенности рельефа напрямую способствует застаиванию вредных примесей в воздушном бассейне города. Наиболее острая экологическая ситуация наблюдается в районе предприятий, территория которых приурочена к понижениям рельефа. (Как пример, Хабаровский нефтеперерабатывающий завод, введенный в эксплуатацию в 1935 г. и обеспечивающий потребности востока страны в нефтепродуктах, на тот момент был построен на окраине города, а позже оказался в центре городской застройки. Неблагоприятная экологическая ситуация, связанная с ним, рост заболеваний Желез -нодорожного района Хабаровска вынудили предприятие в 2008 г. приступить к масштабной реконструкции производства) [15].

Помимо застаивания загрязнений в понижениях рельефа, пологая поверхность III надпойменной террасы Амура, где расположено большое число объектов промышленности, способствует беспрепятст-

Таблица 1

Этапы градостроительного развития Хабаровска и их основные принципы

Этап развития

Градостроительный подход и функциональное назначение города

Особенности генерального плана

Осн. принцип

п

а

т

э

й

ы г.

н г

К о

е оо

л оо

а '—1

й —

ы м оо in

о оо

р

п

о

п

S

н

m >g ^

л ^ К о К -н

0 а\

3

G оо

1 з

С

Первоначально — военный пост Хабаровка. Быстрое развитие благодаря расположению при слиянии рек Амур и Уссури. Городское поселение с общественно-административным назначением. Городская композиция определяется рельефом: гребни трех холмов — три центральные улицы, играющие основную роль в композиции плана. Общественно-административная зона представлена площадями (военный плац, «маньчжурский рынок», две церковные площади, гостиный двор). На узком плато берегового спуска р. Бари (Чердымовки) заложен г ородской сад (общественно-социального назначения).

Генеральный план 1864 г. отражает принцип середины XIX века: включенность застройки в природный ландшафт, регулярность планировки. Главная ось — р. Амур, одновременно главная магистраль. Градостроительная структура д анного этапа сегодня является исторической ценностью (Центральный район — культурно-деловое ядро).

«Бум» транспортного строительства. Развитие территории, как промышленного центра за счет транспортной инфраструктуры — Транссибирская железнодорожная магистраль. Функциональное назначение Хабаровска изменяется от административного — к промышленному.

Новая магистраль — железная дорога. Рост г орода в глубину по осям трех главных улиц. В местах транзитного обслуживания — новые функциональные зоны: привокзальная площадь и завод с рабочей слободой.

а

§

ей «

3 к

Л

4

5 к

о

6

о о

э &

« к

я 2

о

«

о &

о

о Л

ч

о Рч

S

н

m « ^

S ^

М fH

о _. ь о\

р "Г

о

S ^ sS

о

и

Отражает период индустриализации. Основная функция города — площадка для размещения производства и концентрации рабочей силы. Ландшафт окончательно утрачивает роль регулятора застройки. Строительный комплекс действует в тактике «выжженной земли», уничтожение исторической застройки. На пустырях возводятся экономичные типовые жилищные массивы — «спальные» микрорайоны (бедные эстетически и плохо оснащенные функционально). Развивается транспортное сообщение «производство-спальный микрорайон». Транспорт служит не для связи городских территорий, а для обеспечения производства рабочей силой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возникает индустриальный пояс с тяготением к реке Амуру и к железной дороге на III надпойменной террасе. Четкое разделение промышленных и селитебных территорий, санитарно-защитных зон. Изоляция реки Амур — доминирующего эстетического компонента городской среды промыш-ленно-складскими сооружениями.

сс уо

унд ода

S &

е

пр

ей Я

т

э й ы н н е м

е р

Я

о

U

а\ о\

До конца 1990-х гг. — стагнация. С начала XXI века объемы строительных работ увеличились, возведен ряд общественных зданий за пределами центра (цирк, торговые и спортивные комплексы). Продолжается возведение высотного жилья методом монолитного непрерывного железобетонного домостроения, первые этажи отводятся под административные помещения и предприятия сферы обслуживания. Современные жилые кварталы располагаются преимущественно на пустырях, реже на месте ветхого жилья. Уп-лотнительная «точечная» застройка с нарушением исторического архитектурного ансамбля, нередко на месте внутриквартальных зеленых зон. Зачастую в ущерб экосистемам внутригородских природных ландшафтов развивается коттеджное строительство (питомник плодовых деревьев им. Лукашова). В связи с ростом количества автотранспорта и возникшими заторами построены путепроводы и транспортные развязки, реконструированы главные городские улицы.

Наследуются ошибки предыдущих градостроительных этапов: мозаичный характер планировки, функциональная неоднородность, неоднородность озеленения, протяженность города с севера на юг, зажатость между Амуром и Транссибирской железнодорожной магистралью. Малое количество автодорог, связывающих центр с окраинами. Перенасыщенность центра учреждениями инфраструктуры диктует необходимость переноса части объектов на окраины.

й о

н

ро

ид

о u &&

* к е

н ме

к с и о

с

51

О ^

т О ш

52

венному распространению выбросов на обширные расстояния в черте города [11].

Следует отметить влияние характера долины р. Амур на формирование микроклиматических условий. Локальная пересеченность рельефа оврагами и обособленными возвышенностями в пределах Хабаровска (Воронежские высоты — 90 м) создает пестроту микроклиматов на участках территории, находящихся вблизи друг от друга. Широкая долина Амура, по которой движутся воздушные массы, способствует зимой понижению температуры из-за обилия болот, что представляет угрозу для городских насаждений [13].

2. Благодаря господству Сибирского антициклона с ноября по март над территорией устанавливается континентальный воздух, обеспечивающий сухую ясную погоду. Количество солнечных дней в Хабаровске существенно выше многих регионов России. Достигая 300 дней в году, оно открывает перспективы использования энергии солнца, как альтернативного источника электричества. В условиях перебоев поставки электроэнергии, характерных городам Дальнего Востока, использование солнечных батарей способно обеспечить электричеством, по крайней мере, бытовую сферу. В качестве предложения — облицовка фотоэлектрическими модулями фасадов и крыш жилых домов [13].

Однако из-за господства Сибирского антициклона в холодный сезон территория юга Дальнего Востока относится к зоне потенциально высокого загрязнения атмосферы, что особенно неблагоприятно для рассеивания вредных примесей. В январе наибольшее загрязнение отмечается в районе с интенсивным движением автотранспорта на перекрестке улиц Большая и Воронежская. Повторяемость концентраций формальдегида и бензапирена, а также взвешенных частиц выше 1 предельно допустимой концентрации (ПДК) составляет здесь 7,5 % [15].

В настоящее время основной примесью в атмосфере Хабаровска являются взвешенные частицы, содержание которых возрастает с каждым годом пропорционально росту количества ч астного автомобильного транспорта. Наибольшей токсичностью обладает выхлоп карбюраторных машин. Дизельные машины выбрасывают

в больших количествах сажу, которая в чистом виде не токсична. Однако ее частицы несут на своей поверхности канцерогенные вещества. Сажа может длительное время находиться во взвешенном состоянии, увеличивая время воздействия токсических веществ на человека. Выброс вредных продуктов в атмосферу увеличивают ранее ввезенные из Японии автомобили, технические характеристики которых не соответствуют современным требованиям. Таким образом, несмотря на модернизацию автобусного парка, автотранспорт делает основной вклад в загрязнение воздушного бассейна — 48 %. Одновременно продолжается тенденция снижения загрязнения от стационарных источников, благодаря постепенному переводу предприятий с угля на газовое топливо [15].

Существенная причина снижения загрязнения атмосферного воздуха в Хабаровске — активная циклоническая деятельность, характерная для летних месяцев. Превышение нормы л етних осадков в два и более раза способствует значительному очищению атмосферы в определенные годы, так по данным Гидрометцентра с этим обстоятельством связано значительное понижение концентрации загрязняющих веществ в 2009 г. по сравнению с 2008 г. [15].

3. Фактором потенциальной опасности Среднеамурской низменности являются летне-осенние наводнения, во время которых затапливается большая часть поймы. Амур и его притоки относятся к рекам дождевого питания. Особенность гидрологического режима заключается в значительных колебаниях уровня воды, обусловленных летне-осенними муссонными дождями, которые составляют до 75 % годового стока. Колебания уровня в русле реки относительно межени для среднего течения составляют 10—15 м. В период сильных ливней уровень воды пребывает со скоростью до 30 см в час. Разливы достигают 10—25 км и держатся до 70 дней. В отдельные годы можно наблюдать 4—5 пиков паводков [8].

Наводнение 2013 г. стало катастрофическим за всю историю Хабаровска. В зоне подтопления в городской черте оказались 15 000 человек, значительно пострадала инфраструктура в пойменной части

Рис. 1. Спутниковые снимки русла Амура в районе Хабаровска до наводнения (обычное состояние и в период максимального разлива) [1]

города, была разрушена набережная. Паводок достиг пика на отметке 808 см, что побило рекорд 1897 и 1960 гг. [8].

Следует отметить, что после строительства гидроузлов на крупнейших левых притоках Амура — реках Зее и Бурее, а также на правом притоке р. Сунгари, в целом летне-осенние паводки стали менее выражены.

4. Территория Сред неамурской низменности потенциально подвержена природным пожарам, являясь частью масштабного пожароопасного пояса от Енисея до Тихого океана (90—140° в. д.) Пиро-генным катастрофам способствуют два фактора. Во-первых, загрязнение атмосферы естественными пылеватыми частицами, поступающими в умеренные широты с сухими прогретыми воздушными массами монгольского самума в начале лета. Во-вторых, минимальные запасы влаги в почве, связанные с малой высотой снега, вследствие чего потери тепла на испарение также минимальны. Это является причиной развития стационарных тропосферных гребней с антициклональ-ной погодой, что локально нарушает мус-сонную циркуляцию и может привести к минимуму муссонных дождей [18].

Следует помнить, что сочетание природных факторов нередко дает синерге-тический эффект. Необходимо отметить следующие тревожные тренды к изменению природы на территории Среднеамур-ской низменности:

1. Учащение лесных пожаров в боре-альной зоне Дальнего Востока, которое объясняется возрастающей ролью потеп-

ления климата за последние 20 лет. Воздушный бассейн Хабаровска всё чаще подвергается загрязнению тонкодисперсными взвешенными веществами в летне-осенний период по причине переноса дыма от природных пожаров [18].

2. Учащение экстремально высоких летне-осенних паводков на Амуре. Наводнение 2019 г. входит в историю, как второе по размаху после паводка 2013 г. за весь период гидрологических измерений в Хабаровске. Первый исторический максимум был зафиксирован летом 1897 г., когда река достигла отметки в 642 см. Уровень воды 2013 г. составил 808 см; третий исторический максимум 2019 г. — 644 см (рис. 1).

Причиной наводнений являются аномальные изменения циркуляции воздушных масс над югом Сибири и Дальним Востоком, которые могут стать постоянными. Разбалансировка механизма регуляции воздушных масс способствует формированию мощных циклонов с более длительным периодом существования. Над северной территорией Китая летом 2013 г. доминировали очень высокие температуры с высокой влажностью, а над Якутией, напротив, температуры были достаточно умеренными, а воздух сухим. Вызвано это было установлением блокирующего антициклона над западом Тихого океана, который остановил циклоны над Приамурьем [1, 8]. Таким образом, к началу июля 2013 г. над Приамурьем сформировалась стационарная высотная фронтальная зона, вдоль которой в течение двух месяцев один за другим переме-

53

О ^

т О ш

54

щались глубокие, насыщенные тропической влагой циклоны, сопровождавшиеся сильными ливневыми дождями, в результате чего в Амурской области и Еврейской автономной области с июля по август выпало больше годовой нормы осадков. В итоге активизировались одновременно все паводочные области бассейна Амура: верхний Амур, Зея, Бурея, Уссури и Сунгари [1, 8].

На катастрофическое наводнение 2013 г. также повлияли снежная зима в районе бассейна Амура и поздняя весна. Вследствие этого, когда начался паводок в середине июля, почва была уже насыщена влагой на 70—80 %, что способствовало формированию паводков практически без потерь. Свою роль сыграли многолетние лесные пожары и вырубки лесов.

Вопреки опасениям местных жителей Зейское и Бурейское водохранилища, расположенные на крупных притоках Амура, при максимальном снижении величин сбросных расходов способствовали смягчению паводковой ситуации, аккумулировав значительный объем стока, что, по расчетам гидрологов, позволило удерживать уровень р. Амур пониженным более чем на метр на протяжении двух месяцев, а благодаря Зейскому гидроузлу на пике паводка в бассейне Зеи 31 июля сбрасывалось в десять раз меньше воды, чем поступало в водохранилище, за счет ч его уровень Зеи держался на 6 м ниже возможного [1, 8].

Причиной сильного паводка 2019 г., как 2013 г. стали тропические циклоны, которые несли теплый влажный воздух, вызывая фронтальные разделы и сильные ливни по всему Дальнему Востоку. От повторения сценария 2013 г. спасло то, что в лето Амур вступил с аномально низкими уровнями воды из-за малоснежной зимы.

Во время наводнения 2019 г. в Хабаровске отмечаются случаи выхода в населенные пункты косуль, медведей и других диких животных, которые, спасаясь от наводнения, бегут с затопленного левого берега Амура к жилым кварталам.

По м нению А. Махинова [17], маловодные периоды на Амуре сменяются годами большой воды. Период повышенной водности может продолжаться от 10 до 17 лет, затем сменяясь таким же периодом пони-

женной водности. В период повышенной водности Амур вступил в 2009 г. Нет никаких гарантий того, что в ближайшие несколько лет таких же разрушительных наводнений больше не произойдет.

На фоне участившихся природных бедствий уязвимость положения Дальнего Востока России усугубляется одновременным ростом рождаемости и подъемом экономики в Японии и Китае, а также проблемами экологического характера, вызванными перенаселением территории этих стран. Река Амур — важнейший трансграничный природный объект, который требует пристального внимания.

Учитывая современные тренды и глобальные вызовы по отношению к югу Дальнего Востока, уже сегодня необходимо принимать комплексные меры по защите региона. Мир переходит к новой технологической парадигме: постиндустриальная экономика включает гораздо более сложные технологические процессы, чем индустриальная. Развитые страны д ик-туют повсеместную радикальную транс -формацию системы производства, происходит переход от экономики знаний к экономике действий по всем отраслям: от сельского хозяйства до градостроительных структур. Важна быстрота, эффективность, а главное — адаптивность.

Основная цель новой экономики: достижение эколого-хозяйственного баланса — сбалансированности природно-со-циального (геоэкологического) метаболизма — интеграции и гармонизации антропогенных потоков вещества и энергии с природным круговоротом, то есть экономический рост без деградации экосистем и ландшафтов [5, 6].

«Зеленая экономика», прежде всего, подразумевает устранение антогонизма между экономическим развитием и природой путем внедрения природоохранных и ресурсосберегающих технологий. Ее основные векторы: возобновляемая энергетика; строительство энергоэффективных зданий, экологический транспорт и т. д.).

Для реализации «зеленой экономики» существует широкий спектр инструментов [19]:

1. Ценообразование, соразмерное принципам устойчивого развития, которое включает отказ от неэффективных субсидий и налогообложение видов деятель-

ности, вредящих окружающей среде, оценку природных ресурсов в денежном выражении;

2. Политика государственных закупок, которая поощряет производство экологичной продукции и использование соответствующих методов производства;

4. Государственные инвестиции в инфраструктуру, соответствующую принципам устойчивого развития и природный капитал для восстановления, поддержания и увеличения объема природного капитала;

5. Целевая поддержка исследований и разработок, связанных с созданием экологически чистых технологий;

6. Социальные стратегии, призванные обеспечить согласование между целями в социальной области и существующими или предлагаемыми экономическими стратегиями.

Республика Корея была первой страной на Дальнем Востоке, которая объявила реализацию концепции «зеленого» роста в качестве национальной стратегии. Основное внимание в рамках этой стратегии уделяется трем элементам: промышленности, энергетике и инвестициям.

В 2013 г. Президентом РФ было предложено создание на Дальнем Востоке сети специальных территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) для организации несырьевого производства, в том числе ориентированного на экспорт. Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29 декабря 2014 года вводит льготный правовой режим для осуществления предпринимательской деятельности в этих зонах [19].

Для создания ТОСЭР были изменены Гражданский, Градостроительный, Трудовой, Земельный, Лесной кодексы РФ; законодательные акты о местном самоуправлении, о приватизации, об обязательном страховании, о лицензировании, об экологической экспертизе, о таможенных отчислениях. ТОСЭР создаются как «инвестиционные гавани», отличающиеся от окружающего пространства режимом низких административных барьеров и масштабным налоговым стимулированием новых инвесторов (резидентов).

На территории Хабаровска ТОСЭР призваны оказывать стимулирующее вли-

яние на развитие города, генерируя спрос, формируя требования к квалификации занятого населения, формируя новые стандарты мотивации. В городе выделены три первоочередные площадки ТОСЭР [19]:

1. «Ракитное» (520,1 га) со специализацией на производстве строительных материалов, пищевой и сельскохозяйственной продукции;

2. Индустриально-логистический парк «Авангард» (51,7 га) — это площади для производства продукции, дополненные складскими и офисными помещениями, где особое внимание уделяется сопутствующей инфраструктуре (гостиницам, пунктам технического обслуживания). Наличие качественного логистического сегмента в составе индустриального парка позволяет осуществлять грузооборот, минимизировать сроки и стоимость доставки грузов, сокращая издержки (рис. 2);

3. «Аэропорт» (15,5 га) — авиационные услуги, гостиничный комплекс, услуги бизнес-центра.

Общая стратегия ТОСЭР в Хабаровске заключается в последовательном увеличении числа микроинвестиционных зон за счет их организации в новых районах с целью постепенного втягивания новых инвесторов в развитие городской экономики и расширения ареалов инфраструктурного эффекта для соответствующих районов города. Проекты микроинновационных зон подразумевают создание смарт-зон, центров исследования и разработок инновационной продукции, центров компетенций, промышленных парков.

Формирование смарт-зоны целесообразно в Краснофлотском районе Хабаровска. Это пространство представляет собой концентрированное размещение научно-исследовательских и образовательных учреждений, уже эксплуатируемых Тихоокеанским государственным университетом (ТОГУ), Хабаровским государственным университетом экономики и права, институтами Российской академии наук. Данный проект будет способствовать притяжению видов деятельности, специализирующихся на деловых (инжиниринг, консалтинг, инфокоммуникационные технологии), культурно-развлекательных, торговых, медицинских услугах, бизнес-парков, конференц- и выставочных центров. Смарт-зона является каркасом научно-

а>

о ^

о

О -1

55

56

инновационного предпринимательства и преобразует городскую среду благодаря кардинальному повышению уровня креативности.

Суть новейшего индустриального кластера заключается в создании подготовленных земельных участков под производство качественного продукта и оказание услуг.

В перспективе планируется подготовка делового центра города — Хабаровск-Сити, в котором будут реализованы новейшие градостроительные и архитектурные решения. В этой зоне будут располагаться общегородские, региональные и федеральные административные службы, а также финансовые и управленческие учреждения.

Катализатором развития «зеленого» строительства (экостроительства) служит применение энергосберегающих технологий. Основной принцип экостроитель-ства — это проектирование зданий, оказывающих минимальное воздействие на окружающую среду и здоровье человека. К технологиям, лежащим в основе экостроительства, относятся: повышение стандартов качества строительных и отделочных материалов; разработка систем экономии электроэнергии и воды; снижение теплопотерь; сокращение отходов и вредных выбросов в окружающую среду; повышение уровня комфортного проживания.

В Хабаровской агломерации строительство жилого комплекса с применени-

ем «зеленых» технологий впервые началось в 2015 г. в селе Тополево. В новых домах использованы энергосберегающие окна. Низкоэмиссионное стекло летом защищает жилое пространство от излишне -го тепла, а зимой отражает до 70 % тепловой энергии от приборов отопления, за счет чего достигается значительное сокращение расходов на отопление и кондиционирование помещения. В жилом комплексе предусмотрено энергосберегающее светодиодное освещение, датчики движения в подъездах. Технологии «зеленого» строительства позволяют жителям экономить на коммунальных платежах.

Процесс газификации предприятий и жилого фонда Хабаровска начался в 2006 г. Сжигание газового топлива дает значительные эксплуатационные выгоды для ТЭЦ: подача газа к топливосжигаю-щей установке требует меньших затрат, чем аналогичная операция для жидкого и твердого топлива. Загрязнение поверхностей нагрева двигателей и котлов при этом незначительны, поскольку в конечных продуктах сгорания количество копоти и сажи минимально, а зола и другие отложения отсутствуют. Газ обладает наибольшим коэффициентом полезного использования по сравнению с другими видами горючего.

Заключение

Анализ совокупности природных и градостроительных факторов по историческим этапам развития Хабаровска поз-

волил выявить не только специфику экологической ситуации, но и наметить ключевые направления для формирования стратегии современного развития города.

Современное развитие Хабаровска характеризуется поиском баланса градостроительной деятельности и потенциальными воздействиями природы, намечается выработка новейшей стратегии городского природопользования, ориентированной на единство экологических и социальных приоритетов и всестороннее повышение комфортности жизни населения.

Устойчивость развития города Хабаровска возможна при условии создания такой эколого-экономической модели, которая позволит Дальнему Востоку разви-

ваться опережающими темпами и сохранит человеческий ресурс в регионе. Однако необходимо помнить, что Дальний Восток по причине суровости климата и географической отдаленности всегда будет находиться под влиянием различных угроз и вызовов, что будет сказываться на оттоке населения в западные регионы России.

Статья подготовлена по теме Государственного задания № 0148-2019-0007 «Оценка физико-географических, гидрологических и биотических изменений окружающей среды и их последствий для создания основ устойчивого природопользования».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ф

о ф

О

О -1

Библиографический список

1. Агеева С. А., Бобрикова И. В., Вербицкая Е. М., Ефремова Н. Ф., Романский С. О. Причины и особенности формирования катастрофического наводнения на Амуре летом 2013 года // Третьи Виноградовские чтения. Грани гидрологии: Сборник докладов Международной научной конференции памяти выдающегося русского гидролога Юрия Борисовича Виноградова / под редакцией О. М. Макарьевой. - 2018. - С. 18-21.

2. Долгосрочная целевая программа «Улучшение экологического состояния города Хабаровска на 2011—2015 годы». — Хабаровск, 2011. — 41 с.

3. Ермакова Ю. И. Экологические риски Хабаровского мегаполиса // Труды VI Международной научно-практической конференции «Индикация состояния окружающей среды: теория, практика, образование». — М.: ООО «Буки-Веди», 2018. — С. 348—354.

4. Климина Е. М. Ландшафтно-картографическое обеспечение территориального планирования (на примере Хабаровского края). — Владивосток: Дальнаука, 2007. — 132 с.

5. Кочуров Б. И. Экодиагностика и сбалансированное развитие. — М.: Издательский Дом «Инфра-М», 2016. — 362 с.

6. Кочуров Б. И., Лобковский В. А., Смирнов А. Я. Эффективность и культура природопользования. — М.: ООО «Русайнс», 2018. — 162 с.

7. Кузнецов О. В., Маркелов Г. Я. Оценка зеленых насаждений Хабаровска с использованием материалов ДЗЗ и Гис-технологий // Геоматика. — 2013. — С. 32—38.

8. Махинов А. Н., Ким В. И., Воронов Б. А. Историческое наводнение в бассейне Амура в 2013 году: причины и последствия // Вестник ДВО РАН. — № 2. — 2014. — 5 с.

9. Морозова Г. Ю., Нарбут Н. А., Бабурин А. А. и др. Концепция озеленения Хабаровска. — Хабаровск: ИВЭП ДВО РАН, 2003. — 38 с.

10. Мотрич Е. Л. Население Дальнего Востока России. — Владивосток, Хабаровск: ДВО РАН, 2005. — 224 с.

11. Нарбут Н. А., Антонова Л. А., Матюшкина Л. А., Климина Е. М., Караванов К. П. Стратегия формирования экологического каркаса территории (на примере Хабаровска). — Владивосток; Хабаровск: ДВО РАН, 2002. — 129 с.

12. Нарбут Н. А. Особенности экологической политики в регионах нового освоения // Регионы нового освоения: естественные сукцессии и антропогенная трансформация природных комплексов: Материалы конференции с международным участием. — Хабаровск: ФГБУН Институт водных и экологических проблем ДВО РАН, 2017. — С. 208—210.

13. Нарбут Н. А. Экологические проблемы региона: Хабаровский край: Курс лекций. — Хабаровск: ИВЭП ДВО РАН, 2006. — 129 с.

14. Портал администрации города Хабаровска [Электронный информационный ресурс]: URL: https://www.khabarovskadm.ru/, условия доступа: 22.06.2019.

15. Постановление от 01 ноября 2013 года № 4440 Об утверждении муниципальной программы «Улучшение экологического состояния города Хабаровска» на 2014—2020 годы (с изменениями на 27 октября 2017 года). URL: http://docs.cntd.ru/document/465306759, условия доступа: 20.10.2019.

57

16. Проблемы устойчивого использования трансграничных территорий: Материалы международной конференции / Под редакцией П. Я. Бакланова, С. С. Ганзея. — Владивосток: ТИГ ДВО РАН, 2006. — 176 с.

17. Потоп-2019 в Хабаровске признан вторым по силе за историю измерений [Электронный ресурс]: URL: https://todaykhv.ru/news/society/22069/, условия доступа: 24.09.2019.

18. Соколова Г. В., Тетерятникова Е. П. Проблемы долгосрочного прогнозирования пожарной опасности в лесах Хабаровского края и Еврейской автономной области по метеорологическим условиям. — Хабаровск: ДВО РАН, 2008. — 150 с.

19. Стратегия социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2030 года. Правительство Хабаровского края. — Хабаровск, 2017. — 151 с.

20. Сушкин Л. Б. Особенности литологических комплексов района слияния рек Амур и Уссури (ДВ РФ) // Материалы VII Всероссийского литологического совещания 28—31 октября 2013. — Новосибирск, 2013. — С. 186—192.

ECOLOGICAL AND URBAN PLANNING ASPECT OF KHABAROVSK DEVELOPMENT IN THE CONDITIONS OF THE CHANGE OF NATURE AND SOCIETY

Y. I. Ermakova, Ph. D. student, Institute of Geography, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, ermakova@igras.ru,

B. I. Kochurov, Ph. D. in Geography, Dr. Habil, Professor, Institute of Geography, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, camertonmagazin@mail.ru

58

References

1. Ageeva S. A., Bobrikova I. V., Verbitskaya E. M., Efremova N. F., Romanskiy S. O. Prichiny i osoben-nosti formirovaniya katastroficheskogo navodneniya na Amure letom 2013 goda [Causes and features of the formation of a catastrophic flood on the Amur in the summer of 2013] Tret'i Vinogradovskie chteniya. Grani gidrologii. Sbornik dokladov mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii pamyati vydayushchegosya russkogo gidrologa Yuriya Borisovicha Vmogradova [Third Vinogradov readings. Facets of hydrology. Collection of reports of the international scientific conference in memory of the outstanding Russian hydrologist Yuri Borisovich Vinogradov] / Pod redakciej O.M. Makar'evoj. 2018. P. 18—21 [in Russian].

2. Dolgosrochnaya celevaya programma "Uluchshenie ekologicheskogo sostoyaniya goroda Habarovska na 2011—2015 gody" [Long-term target program "Improvement of the ecological state of the city of Khabarovsk for 2011—2015"] Khabarovsk. 2011. 41 p. [in Russian].

3. Ermakova Yu. I. Ekologicheskie riski Habarovskogo megapolisa [Environmental risks of the Khabarovsk megapolis] Trudy VI mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Indikaciya sostoyaniya okruzhay-ushchej sredy: teoriya, praktika, obrazovanie" [ Proceedings of the VI international scientific and practical conference "Indication of the state of the environment: theory, practice, education"]. Moscow, Buki-Vedi. 2018. P. 348—354 [in Russian].

4. Klimina E. M. Landshaftno-kartograficheskoe obespechenie territorial'nogo planirovaniya (na primere Habarovskogo kraya) [Landscape and cartographic support of territorial planning: a case study of the Khabarovsk territory)] Vladivostok, Dal'nauka. 2007. 132 p. [in Russian].

5. Kochurov B. I. Ekodiagnostika i sbalansirovannoe razvitie [Ecodiagnostics and balanced development] Moscow, Izdatel'skij Dom "Infra-M". 2016. 362 p. [in Russian].

6. Kochurov B. I., Lobkovskiy V. A., Smirnov A. Ya. Effektivnost' i kul'tura prirodopol'zovaniya [Effectiveness and culture management] Moscow, Rusajns. 2018. 162 p. [in Russian].

7. Kuznetsov O. V., Markelov G. Ya. Ocenka zelyonyh nasazhdenij Habarovska s ispol'zovaniem materialov DZZ i Gis-tekhnologij [Assessment of green spaces in Khabarovsk using remote sensing materials and GIS technologies] Geomatika. 2013. P. 32—38 [in Russian].

8. Makhinov A. N., Kim V. I., Voronov B. A. Istoricheskoe navodnenie v bassejne Amura v 2013 godu: prichiny i posledstviya [Historical flooding in the Amur basin in 2013: causes and consequences] Vestnik DVO RAN. No 2. 2014. 5 p. [in Russian].

9. Morozova G. Yu., Narbut N. A., Baburin A. A. et al. Koncepciya ozeleneniya Habarovska [Concept of gardening of Khabarovsk] Khabarovsk, IVEP DVO RAN. 2003. 38 p. [in Russian].

10. Motrich E. L. Naselenie Dal'nego Vostoka Rossii [Population of the Russian Far East] Vladivostok, Khabarovsk, DVO RAN. 2005. 224 p. [in Russian].

11. Narbut N. A., Antonova L. A., Matyushkina L. A., Klimina E. M., Karavanov K. P. Strategiya formi-rovaniya ekologicheskogo karkasa territorii (na primere Habarovska) [Strategy of forming the ecological framework of the territory: a case study of Khabarovsk)] Vladivostok-Khabarovsk, DVO RAN. 2002. 129 p. [in Russian].

12. Narbut N. A. Osobennosti ekologicheskoj politiki v regionah novogo osvoeniya // Regiony novogo os-voeniya: estestvennye sukcessii i antropogennaya transformaciya prirodnyh kompleksov. Materialy kon- e ferencii s mezhdunarodnym uchastiem [Features of environmental policy in the regions of new develop- O ment] Habarovsk: FGBUN Institut vodnyh i ekologicheskih problem DVO RAN [Regions of new development: k natural succession and anthropogenic transformation of natural complexes. Proceedings of the conference with § international participation]. 2017. P. 208—210 [in Russian]. r

13. Narbut N. A. Ekologicheskie problemy regiona: Habarovskij kraj: Kurs lekcij [Environmental problems ^ of the region: Khabarovsk territory: A course of lectures] Khabarovsk, IVEP DVO RAN. 2006. 129 p.

[in Russian].

14. Portal administracii goroda Habarovska [Regions of new development: natural succession and anthropogenic transformation of natural complexes. Proceedings of the conference with international participation] URL: https://www.khabarovskadm.ru/, date of access: 22.06.2019 [in Russian].

15. Postanovlenie ot 01 noyabrya 2013 goda № 4440 Ob utverzhdenii municipal'noj programmy "Uluchsh-enie ekologicheskogo sostoyaniya goroda Habarovska" na 2014—2020 gody (s izmeneniyami na 27 oktya-brya 2017 goda) [Resolution No. 4440 of November 01, 2013 on approval of the municipal program "Improvement of the ecological state of the city of Khabarovsk" for 2014—2020 (as amended on October 27, 2017)] URL: http://docs.cntd.ru/document/465306759, date of access: 20.10.2019 [in Russian].

16. Problemy ustojchivogo ispol'zovaniya transgranichnyh territorij: Materialy mezhdunarodnoj konferencii / Pod redakciej P. Ya. Baklanova, S. S. Ganzeya [Problems of sustainable use of cross-border territories: Proceedings of the international conference / edited by P. Ya. Baklanov, S. S. Ganzei]. Vladivostok, TIG DVO RAN. 2006. 176 p. [in Russian].

17. Potop-2019 v Habarovske priznan vtorym po sile za istoriyu izmerenij [The flood-2019 in Khabarovsk is recognized as the second most powerful in the history of measurements] URL: https://todaykhv.ru/news/ society/22069/, date of access: 24.09.2019 [in Russian].

18. Sokolova G. V., Teteryatnikova E. P. Problemy dolgosrochnogo prognozirovaniya pozharnoj opasnosti v lesah Habarovskogo kraya i Evrejskoj avtonomnoj oblasti po meteorologicheskim usloviyam [Problems of long-term forecasting of fire danger in the forests of the Khabarovsk territory and the Jewish Autonomous Region according to meteorological conditions] Khabarovsk, DVO RAN. 2008. 150 p. [in Russian].

19. Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Habarovskogo kraya na period do 2030 goda. Pravitel'stvo Habarovskogo kraya [Strategy of socio-economic development of the Khabarovsk territory for the period up to 2030. Government of the Khabarovsk territory] Khabarovsk. 2017. 151 p. [in Russian].

20. Sushkin L. B. Osobennosti litologicheskih kompleksov rajona sliyaniya rek Amur i Ussuri (DV RF) [Features of lithological complexes of the confluence of the Amur and Ussuri rivers (DV RF)] Materialy VII Vserossijskogo litologicheskogo soveshchaniya 28—31 oktyabrya 2013 [Features of lithological complexes of the confluence of the Amur and Ussuri rivers (DV RF)]. Novosibirsk. 2013. P. 186—192 [in Russian].

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.