Научная статья на тему 'Экологическая политика как фактор развития туризма: анализ потребительских предпочтений'

Экологическая политика как фактор развития туризма: анализ потребительских предпочтений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
373
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / окружающая среда / экологизация туристской деятельности / экологическая политика / дестинация / tourism / environment / ecologization of tourist activity / environmental policy / destination

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Галимова Г. В., Панченко Ольга Львовна

Статья посвящена проблемам, связанным с экологическим состоянием дестинации. Дается определение понятия «экологизация туристской деятельности». В статье также представлен анализ проведенного опроса среди жителей города Казань.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL POLICY AS A FACTOR OF TOURISM DEVELOPMENT: ANALYSIS OF CONSUMER PREFERENCES

The article is devoted to problems related to the ecological state of the destination. The definition of the concept of "greening tourist activities" is given. The article also presents an analysis of the survey among residents of the city of Kazan.

Текст научной работы на тему «Экологическая политика как фактор развития туризма: анализ потребительских предпочтений»

УДК 327

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА: АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ

Галимова Г.В., Панченко О.Л.

gulnaz_1996_2010@mail.ru

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

Аннотация. Статья посвящена проблемам, связанным с экологическим состоянием де-стинации. Дается определение понятия «экологизация туристской деятельности». В статье также представлен анализ проведенного опроса среди жителей города Казань.

Ключевые слова: туризм, окружающая среда, экологизация туристской деятельности, экологическая политика, дестинация.

ECOLOGICAL POLICY AS A FACTOR OF TOURISM DEVELOPMENT: ANALYSIS OF

CONSUMER PREFERENCES

G. Galimova, O. Panchenko

gulnaz_1996_2010@mail.ru

Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia

Abstract: The article is devoted to problems related to the ecological state of the destination. The definition of the concept of "greening tourist activities" is given. The article also presents an analysis of the survey among residents of the city of Kazan.

Keywords: tourism, environment, ecologization of tourist activity, environmental policy, destination.

Введение

Туристская деятельность является одной из самых прибыльных деятельностью. Во время проведения Гаагской декларации межпарламентской конференции по туризму 1989 года был провозглашен один из принципов туристской деятельности. Он гласил, что «неиспорченная естественная, культурная и человеческая окружающая среда является основным условием развития туризма. Более того, рациональное управление туризмом может внести значительный вклад в защиту и развитие физической окружающей среды и культурного наследия, а также повышение уровня жизни» [7]. Однако, быстрое развитие индустрии туризма, привело к тому, что данный принцип перестал соблюдаться. В погоне за прибылью организации забывают о природоохранных мерах, которые способствуют устойчивому развитию дестинации. На сегодняшний день остро стоят вопросы об экологизации туристской деятельности. Согласно определению, которое дает исследователь А.Н. Черных, экологизация турист-

ской деятельности представляет собой долговременный, поэтапный процесс внедрения экологически чистых и безопасных форм технологического обеспечения предоставления туристских услуг [5]. Однако высокая скорость развития туризма может привести к кризису данную отрасль в связи с уничтожением туристических ресурсов из-за нерационального пользования в коммерческих целях. Вследствие возможных угроз всему туристическому бизнесу, следует сфокусировать внимание на возможности избежать или снизить негативные последствия от занятия туристической деятельностью.

Экологизация туризма представляет собой не только технологический процесс постепенного внедрения новых - экологических практик в туристской деятельности, но и перестройку общественного сознания, ориентацию менеджмента туристического бизнеса и потребителей в сфере туризма на экологичный подход к его развитию. Решение вопросов, связанных с экологизацией туристкой деятельности, может поспособствовать развитию туризма на долгие годы вперед, без причинения вреда окружающей среде. В данной области знаний пока что мало работ, в которых анализируются вопросы отношения субъектов туризма (менеджмента, потребителей) к экологизации туризма. В связи с этим, в настоящей статье мы поставили цель - изучить потребительские предпочтения потребителей туристических услуг и на их основе обозначить круг проблем, с которым сталкивается экологическая политика в сфере туризма.

Обзор литературы

Экологическая проблематика достаточно давно изучается за рубежом, но в России в наибольшей степени стала изучаться, начиная с 1990-х годов. Так, экологической проблематике за рубежом посвящены работы ряда авторов [Hawley, 1981; Duncan, 1973; Pimentel & Kounang, 1998; Levin, 1998]. Безотносительно к сфере туризма экология как проблема ставилась в работах, поднимающих вопрос в планетарном масштабе [Strayer & etc, 2003; Walters, Pauly & Christensen, 1999].

В современных российских исследованиях вопросы экологического влияния на человека ставились в работах В.В. Двойнева, Л.М. Яо, В.Н. Большакова и других [Яо, Анисимова, Лаптева, 2011; Деларю, 2000; Двойнев, 2009; Bol'shakov, Lushchekina, Neronov, 2009], в наибольшей степени данной проблеме уделено внимание в работах О.Н. Яницкого [Yanitsky, 2018]. Вопросы экологизации туризма поставлены в работах С.Г. Нездойминова, Г.А. Карповой, А.Н. Черных. В своих работах они делают акцент на устойчивое развитие туризма с учетом экологизации туристской деятельности. В наших работах вопросы экологиеского влияния на студентов вуза отражены в контекте феномена фасилитации и магистратуры [16; 17]. Так же эти вопросы упоминаются в работах [18; 19]

Методы

В ходе представленного научного исследования были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ; пилотажный опрос; включенное наблюдение. Теоретическую базу составили теоретические положения и опубликованные результаты современной зарубежной и отечественной науки. В ходе опроса были проинтервьюированы клиенты туристических фирм и студенты вуза, имевшие опыт туризма. Всего опрошено в режиме пилотажа 30 человек; среди них 12 человек - клиенты турфирм, 18 человек - студенты вуза. Локализация - город Казань. Опрос был анонимным. Данные обработаны при помощи электронной программы. Включенное наблюдение проведено авторами на основе общения с менеджерами туристических агентств (3 агентства, г. Казань).

Результаты и обсуждение

Можно выделить несколько факторов, влияющих на экологизацию туризма:

1. Быстрый темп развития туристской индустрии;

2. Ухудшение качества предоставляемых услуг, вследствие погони за прибылью;

3. Истощение туристских ресурсов;

4. Загрязнение окружающей среды в результате небрежного пользования туристическими ресурсами.

Тем не менее, туристская деятельность может воздействовать на экологию определенной дестинации как отрицательно, так и положительно. Ниже представлен сравнительный анализ того или иного воздействия туризма на экологию, а также последствия влияния на окружающую среду определенной туристской активности.

Таблица

Воздействие туризма на экологию_

Положительное Отрицательное

Прямые финансовые взносы на охрану окружающей среды, которые поступают в виде платы за посещение объектов экотуризма; поддержка и развитие ООПТ; смягчение воздействия на экосистемы (при условии соблюдения экологических норм); рационализация землепользования; охрана редких видов экосистем (при соблюдении требований пропускной способности) Интенсивное использование водных ресурсов для обеспечения гостиниц, прямого потребления туристами; деградация и истощение земельных ресурсов в результате строительства инфраструктуры; увеличение загрязнения атмосферы в связи с ростом международных туристских перевозок различными видами транспорта; увеличение потребления энергии как следствие введения в эксплуатацию новых объектов туристской индустрии

Из таблицы воздействие туризма на экологию региона отражено только в общих чертах, но нужно заметить, что негативное влияние на экологию от туристической деятельности очень велико [3].

195

Однако не только предприятия туризма игнорируют факт загрязнения окружающей среды, но и сами туристы. Большинство не задумываются о состоянии той или иной дестинации с точки зрения ее экологичности.

Рис. 1. Распределение участников опроса по полу, %

Для того чтобы проанализировать нынешнее состояние экологизации туризма, нами был проведен «пилотный» опрос на территории Республики Татарстан. Полученные результаты позволили апробировать инструментарий и получить некоторые важные распределения ответов. Это дало возможность скорректировать и дополнить вопросник для возможности его использования для массового опроса по данной проблематике.

Пилотный опрос проводился с использованием интернет-сервиса, и предполагал самостоятельное добровольное участие респондентов. Следовательно, активность участников опроса зависела от них самих и не являлась смоделированной, принудительной. В ходе пилотного опроса респонденты распределились следующим образом. Наиболее активное участие в опросе приняли женщины и девушки (почти три четверти опрошенных), в то время как мужчины и юноши приняли заметно менее активное участие (см. рис. 1).

Наиболее активными показали себя респонденты в возрасте 21-35 лет (см. рис. 2), что косвенно может свидетельствовать о наибольшей активности и заинтересованности данной категории лиц в решении экологических проблем, связанных с туризмом. В то же время, следует понимать, что электронный опрос предполагает наличие специальных знаний пользователя Интернета, и более старшие категории лиц не всегда обладают данными навыками. Следовательно, при проведении массового опроса в дальнейшем рекомендуется использовать как электронную, так и традиционную (печатную) формы вопросников.

до 20 лет ■ от 21 до 35 лет ■ от 36 до 50 лет ■ старше 51 года 13,3%

10°/

Рис. 2. Распределение участников опроса по возрасту, %

Исходя из выше представленной диаграммы, наглядно видно, что респондентами опроса стали преимущественно молодые люди в возрасте от 21 до 35 лет. Доля участников-студентов составила 48%, доля работающих - 45%. Среди респондентов 73% лица с высшим образованием; 17% с неполным высшим образованием. Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что наиболее активными участниками стали девушки и женщины в возрасте 21-35 лет студенты вуза и менеджеры туристических агентств.

■ Положительно, но только в случае применения своевременных природоохранных мер

■ Скорее положительно Скорее отрицательно

■ Никогда не задумывался/лась над этим

Остальные вопросы уже касались непосредственно сферы туризма. На вопрос о влиянии туризма на окружающую среду, мнения респондентов разделились. Наиболее часто респонденты отмечали вариант ответа «влияние положительное, но в случае применения природоохранных мер» (48%) (см. рис.3).

Рис. 3. Влияние туризма на окружающую среду, %

Следующий вопрос, который нас волновал, касался осознанности при выборе места дестинации. Так, при выборе туристского маршрута 75% респондентов обращают внимание на экологическое состояние дестинации. Остальных состояние дестинации не волнует (см.рис.4).

Чистота атмосферного воздуха

Чистота воды

Экологически чистая еда

Экологичиость материалов, используемых при строительстве и дизайне гостиницы (или иного средства размещения)

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60%

Рис.5. Факторы, влияющие на выбор дестинации

и

Самым важным вопросом в нашем опросе был следующий вопрос: «На что вы обращаете внимание при выборе туристского маршрута?». В данном вопросе возможен был выбор нескольких вариантов ответов. Согласно полученным результатам, определяющим фактором при выборе дестинации выступает чистота атмосферного воздуха и чистота воды. Экологически чистая еда важна только 32% респондентам; примечательно, что 27% респондентов вообще не заостряют свое внимание на данных вопросах при выборе дести-нации. Для 10 % респондентов важна экологичность материалов, используемых при строительстве средств размещения (см. рис. 5).

Последний вопрос, заданный респондентам, касался средств размещения. Мы узнали, нужен ли экологический рейтинг для средств размещения, по мнению респондентов. На этот вопрос мы получили 83 % положительных ответов.

Проведенное включенное наблюдение в туристических агентствах позволило заключить, что при покупке туров практически ни один (за период наблюдения через фирмы прошло 17 клиентов) клиент не высказал вопроса, пожелания к экологической составляющей покупаемого тура; для 2 клиентов определенную важность имело наличие качественной питьевой воды в отеле прибытия, для 1 клиента - наличие зеленой зоны в черте размещения отеля. Полученные результаты позволяют заключить, что экологическое сознание клиентов туристических фирм развито достаточно слабо, но эти выводы могут носить только вероятностный, предварительный характер ввиду малой эмпирической базы исследования.

Заключение

Исходя из данных проведенного пилотного исследования, можно сделать вывод, что экологизация туристской деятельности есть часть экологической политики страны. Ее задача - сохранять и приумножать качество окружающей среды туристских ресурсов. Экологизация туризма во многом определяется сознанием самих потребителей, клиентов туристических агентств и самостоятельно путешествующих граждан. Как показало исследование, пока еще экологическое сознание у них развито слабо; основной целью служит потребление, без особого внимания к окружающей среде. Скорее всего, ситуация в скором времени будет меняться, но это зависит, в том числе, от политики просвещения граждан в области экологии. Создание комплекса мероприятий по экологизации туризма буде способствовать устойчивому развитию туризма в выбранном регионе, стране с минимальным негативным влиянием на экологию [4].

Литература

1. Деларю, В. В. (2000). Экологические детерминанты массового сознания: опыт социологического исследования: Дис.. .д-ра социол. наук. Волгоград. 296 с.

2. Двойнев, В. В. (2009). Экологическое сознание городского населения: состояние и перспективы развития: Дис...канд. социол. наук. Смоленск. 157 с.

3. Карпова Г. А. Роль экологизации туризма в развитии региона / Карпова Г.А. // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2016. №2 (98). С.59-65.

4. Нездойминов С. Г. Экологизация туризма как фактор устойчивого развития туристских регионов / Нездойминов С. Г. // Региональные исследования. 2014. № 1 (43). С. 133-139.

5. Черных А. Н. Развитие сферы туризма в условиях экологизации экономики: дис. ... канд. эконом. наук. Санкт-Петербург, 2017. 157 с.

6. Яо, Л. М., Анисимова, Е. В., Лаптева, С. В. (2011). Ценностные аспекты устойчивого развития региона с доминирующим нефтегазохимическим комплексом (на материале республики Татарстан). Вестник экономики, права, социологии, 2, 112-121.

7. Международное общество экотуризма. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ecotourism.org/book/why-ecotourism-important.

8. Bol'shakov, V. N., Lushchekina, A. A., Neronov, V. M. (2009). Biodiversity conservation from ecosystem to the ecosystem approach. Russian Journal of Ecology. V. 40, 2. Рр. 73-80.

9. Duncan, O. D. (1973). From social system to ecosystem. Population, Environment and Social Organization, 107-117.

10. Hawley, A. H. (1981). Urban society: An ecological approach. John Wiley & Sons.

11. Pimentel, D., & Kounang, N. (1998). Ecology of soil erosion in ecosystems. Ecosystems, 1(5), 416-426.

12. Levin, S. A. (1998). Ecosystems and the biosphere as complex adaptive systems. Ecosystems, 1(5), 431-436.

13. Strayer, D. L., Beighley, R. E., Thompson, L. C., Brooks, S., Nilsson, C., Pinay, G., & Naiman, R. J. (2003). Effects of land cover on stream ecosystems: roles of empirical models and scaling issues. Ecosystems, 6(5), 407-423.

14. Walters, C., Pauly, D., & Christensen, V. (1999). Ecospace: prediction of mesoscale spatial patterns in trophic relationships of exploited ecosystems, with emphasis on the impacts of marine protected areas. Ecosystems, 2(6), 539-554.

15. Yanitsky, O. N. (2018). The Development of the Russian Environmental Movement in the beginning of XXI Century. International Journal of Humanities Social Sciences and Education (IJHSSE), vol 5, no. 6, 2018, pp. 23-31. doi: http://dx.doi.org/10.20431/2349-0381.0506004.

16. Мухаметзянова Ф.Г., Хайрутдинов Р.Р. О феномене фасилитации в высшем образовании. Казанский педагогический журнал. 2017. № 1 (120). С. 9114.

17. Мухаметзянова Ф.Г., Панченко О.Л., Хайрутдинов Р.Р. Магистратура как методологический феномен: вызовы современности. Человек и образование. 2017. № 3 (52). С. 9114.

18. Фахрутдинова А.В. Реформирование профессионального образования в Европе как условие повышения его конкурентоспособности / Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. 2012. Т. 210. С. 247-251.

19. Фахрутдинова А.В. Современное понимание гражданского воспитания учащихся: содержательный аспект/ Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2015. Т. 141. № 3. С. 170-174.

Сведения об авторах

Галимова Г.В., магистрант, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Каазань, Россия.

Панченко Ольга Львовна, канд. социол. наук, доцент, Казанский (Приоволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.

Дата поступления 22.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.