Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В КНР'

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В КНР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
экология Китая / экологическая политика / загрязнение среды / защита окружающей среды / экологические движения / China ecology / environmental policy / environmental pollution / environmental protection

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Санджиева К.Ю.

Стремительный экономический рост промышленного производства в Китае сопровождался значительным загрязнением окружающей среды, оказывающим негативное влияние на состояние экологии в КНР. Это в свою очередь дало толчок развитию как государственной экологической политике КНР, так и деятельности различных экологических движений. В данной статье дается оценка активного участия государственных органов управления в природоохранном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL POLICY AND ENVIRONMENTAL MOVEMENT IN CHINA

The rapid economic growth of industrial production in China was accompanied by significant environmental pollution, which has a negative impact on the state of ecology in China. This, in turn, gave impetus to the development of both the state environmental policy of the People's Republic of China and the activities of various environmental movements. This article provides an assessment of the active participation of public authorities in the environmental protection process.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В КНР»

УДК 32

Санджиева К.Ю.

магистрант Калмыцкий государственный университет (г. Элиста, Россия)

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В КНР

Аннотация: стремительный экономический рост промышленного производства в Китае сопровождался значительным загрязнением окружающей среды, оказывающим негативное влияние на состояние экологии в КНР. Это в свою очередь дало толчок развитию как государственной экологической политике КНР, так и деятельности различных экологических движений. В данной статье дается оценка активного участия государственных органов управления в природоохранном процессе.

Ключевые слова: экология Китая, экологическая политика, загрязнение среды, защита окружающей среды, экологические движения.

По мнению китайских исследователей в экологической политике КНР главенствует идея о координации устойчивого развития науки и экономики с охраной окружающей среды. Соответственно, обеспечение экологической безопасности достигается с опорой на законодательство. [1]

По словам революционеров, пришедших к власти в Китае в 1949 году, одной из самых слабых сторон страны было отсутствие промышленности. Маоистская мысль постулировала, что Китай мог бы, приложив большие усилия, преодолеть отставание в развитии и быстро подняться как индустриальная держава. Мао либо не понимал, либо мало заботился о последствиях для окружающей среды и смотрел на природу как на врага, которого нужно победить. [2] Такое недоразумение проявилось в нескольких кампаниях, нанесших значительный урон природе. Например, «уничтожение

четырех вредителей» было призывом уничтожать воробьев, крыс, комаров и мух. Однако, как только были полностью истреблены или изгнаны воробьи, то сразу же лишившаяся баланса экосистема дала безграничные возможности многочисленным насекомым безмерно размножаться и уничтожать посевы, создав катастрофические последствия - в данном случае способствуя голоду 1959-1961 годов. К 1970-м годам стало очевидным отсутствие прогресса и стали наглядны признаки деградации окружающей среды в Китае. С началом «политики открытости и реформ» («кайфан гайгэ», ^ Ш Ж ^) в Китае постепенно стало появляться осознание экологических проблем и их важности для общества. В 1978 году в конституцию Китая были внесены поправки, подтверждающие заботу об окружающей среде, с оговоркой, что государство должно защищать окружающую среду и природные ресурсы. [2]

Во временной период 1980 - 1989 годов, несмотря на некоторое внимание к охране окружающей среды, и по мере того, как Дэн Сяопин укреплял свой контроль над партией, тем не менее, в центре основного внимания оставалось экономическое развитие Китая. Когда первые реформаторы начали открывать экономику Китая для внешнего мира, политическое продвижение во многом отражало успехи в развитии и совпадало с опорой на экономические показатели. Считается, что процесс открытия экономики, хотя поначалу и ограниченный, также привел к возрождению гражданского общества в КНР. [3]

В 1980-х и 1990-х годах лидеры КНР приняли сознательное решение сосредоточиться сначала на промышленно-экономическим развитии, и только затем на окружающей среде. В 1980-е годы правительство выпустило несколько нормативных актов и создало организации для мониторинга ситуации с деградацией окружающей среды или регулирования политики, но экономическая децентрализация продолжала подрывать возможности этих организаций. [3]

С начала 1980-х годов был принят ряд национальных планов и законов. Тремя наиболее важными изменениями 1980-х годов были создание в 1982 году

Министерства городского и сельского строительства и охраны окружающей среды, отделение Национального управления по охране окружающей среды (НУООС) от предыдущего Министерства городского и сельского строительства в 1988 году, и Закон об охране окружающей среды 1989 года, принятый Всекитайским собранием народных представителей. [4], [2]

Первая официально зарегистрированная, действующая экологическая неправительственная организация (ЭНПО) «Друзья природы» (ШШ^М) или «Институт зеленой культуры Международной академии китайской культуры» ( Ф И ^ № ^ Иш • ), была официально зарегистрирована в

Министерстве гражданской администрации КНР (Ф^А^^^ПШ^Й^) в 1994 году для повышения экологической осведомленности среди рядовых граждан Китая. [5]

В 2000-е годы становится заметным все более растущий средний класс, который стал больше интересоваться общественными проблемами. Особый интерес для этого нового поколения вызывала очевидная деградация окружающей среды и ее воздействие на их здоровье и здоровье их детей. Воспользовавшись большим операционным пространством, китайские НПО работали над просвещением людей и повышением их осведомленности об опасностях ухудшения состояния окружающей среды.

Один шаг, который, казалось, был направлен на то, чтобы усилить внимание правительства к охране окружающей среды, был сделан в 2008 году, когда ГУООС (Главное государственное управление по охране окружающей среды ЩЩЦ^ШШ.^йМ) было повышено до уровня кабинета министров и переименовано в Министерство экологии и окружающей среды (Ф^А^^^П

та^ад^, мэос).

Продолжает расти беспокойство по поводу как будущего Китая в общем, так и его окружающей среды в частности. Усилия, которые Китай прилагает и на общенациональном, и на местном уровне для решения своих экологических проблем, вызывают растущий политический интерес после увеличения

внимания международных средств массовой информации к таким проблемам, как загрязнение воздуха и токсичный смог, влияющие на жизнь городских центров страны. Хотя официальная власть КНР, похоже, признает экологические проблемы областью, в которой граждане могут оспаривать действия коммерческих и правительственных организаций, по данным западной историографии, она, тем не менее, по-прежнему с подозрением относится к социальным волнениям или массовым демонстрациям любого рода.

Вместе с тем, быстрый экономический рост в Китае дает стимулы экологическим движениям. Предоставляет им возможности и текущая политическая либерализация.

Это движение в сочетании с более активным и энергичным гражданским обществом будет продолжать поддерживать государство, работая в рамках существующей политической системы для осуществления изменений. По мере нарастания такой тенденции, экологические неправительственные организации изыскивают новые способы оказания давления на официальную власть Китая по вопросам охраны окружающей среды, не бросая при этом прямого вызова политической монополии партии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ван Гуанцзюнь. Государственная экологическая политика Китая: история развития и современные проблемы // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер.6. Вып. 1. 2021. С. 66-70;

2. Economy Elizabeth C. River Runs Black: The Environment Challenge to China's Future. Cornell University Press, 2004;

3. Lieberthal Kenneth. Governing China: From Revolution through Reform. New York: W.W. Norton, 2004;

4. Bo-Jie Fu, Xu-Liang Zhuang. Environmental Problems and Challenges in China //Environmental Science and Technology, 2007, pp. 7597-7602;

5. China and the Environment: The Green Revolution. Asian Arguments. London: Zed Books, 2013

Sanjieva K.Y.

Kalmyk State University (Elista, Russia)

ENVIRONMENTAL POLICY AND ENVIRONMENTAL MOVEMENT IN CHINA

Abstract: the rapid economic growth of industrial production in China was accompanied by significant environmental pollution, which has a negative impact on the state of ecology in China. This, in turn, gave impetus to the development of both the state environmental policy of the People's Republic of China and the activities of various environmental movements. This article provides an assessment of the active participation ofpublic authorities in the environmental protection process.

Keywords: China ecology, environmental policy, environmental pollution, environmental protection.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.