Социодинамика
Правильная ссылка на статью:
Дбар С.Д. Экологическая политика Абхазии: социокультурный очерк // Социодинамика. 2024. № 6. DOI: 10.25136/2409-7144.2024.6.71027 EDN: KGRPOM URL: https://nbpublish.com'llbrary_read_article.php?id=71027
Экологическая политика Абхазии: социокультурный очерк
Дбар Софья Джоновна
аспирант; Социологический факультет; Московский государственный университет имени МВ.
Ломоносова
119234, Россия, г. Мзсква, ул. Ленинские Горы, 1, стр.33.
Статья из рубрики "Социальные исследования и мониторинг"
DOI:
10.25136/2409-7144.2024.6.71027
EDN:
KGRPOM
Дата направления статьи в редакцию:
10-06-2024
Дата публикации:
17-06-2024
Аннотация: Предметом исследования является анализ экологической политики Абхазии через призму социокультурных факторов. Его осуществление позволит глубже понять взаимодействие общества с природной средой и выявить ключевые аспекты, влияющие на эффективность экологических инициатив. Актуальность данного исследования обусловлена повышением значимости устойчивого развития в условиях глобальных вызовов, а также необходимостью адаптации международных стандартов к локальным особенностям. В исследовании рассматриваются различные аспекты, такие как социокультурные ценности, правовой и нормативный контекст, научный потенциал и важность общественных инициатив. Анализ социокультурных факторов предоставляет возможность определить как исторический контекст и социально-экономические условия влияют на реализацию экологической политики, что в свою очередь способствует разработке более эффективных стратегий в области охраны природы. В работе были использованы методы теоретического анализа и контент-анализа, которые позволили
получить всесторонний взгляд на экологическую политику Абхазии. Результатом данного исследования стал комплексный анализ экологических проблем Абхазии, который продемонстрировал важность социокультурных факторов при реализации ее экологической политики. Автором были выделены эти факторы и определена необходимость их экологизации для решения имеющихся проблем. Значительное внимание уделено анализу правового и нормативного контекста, в которых осуществляется экологическая политика, что позволяет более точно определить существующие препятствия в достижении устойчивого развития. Исследование вносит вклад в расширение академического и практического понимания междисциплинарного подхода в области экологии, содействуя интеграции социальных и культурных аспектов в экологическое управление. Автор предлагает рекомендации по созданию устойчивой экологической политики путем интеграции научной деятельности в туристическую инфраструктуру ООПТ, что позволит решить не только экологические, но и социально-экономические проблемы.
Ключевые слова:
Абхазия, экологическая политика,
образования, экологизация культурных ООПТ, экологические НПО, экологическая
социокультурные факторы, экологизация
ценностей, экологизация законодательства, культура, устойчивое развитие
Введение
Экологическая политика является неотъемлемой частью управления государством, особенно для стран с уникальными природными ресурсами и большим культурным наследием. Абхазия, с ее разнообразной экосистемой и богатой историей, становится интересным объектом в контексте изучения социокультурных факторов экологической политики. Проведенный нами анализ позволит показать, что успешная экологическая политика невозможна без комплексного подхода к ее формированию, который покажет важность учета социокультурных факторов при ее реализации. Это позволит выявить, имеющиеся в данной области проблемы, а также сконструировать наиболее подходящие для них решения.
Проблема охраны окружающей среды приобрела глобальное значение, что требует комплексного подхода, позволяющего учитывать как глобальные, так и локальные факторы, влияющие на состояние среды. Современные экологические вызовы, такие как изменение климата, разрушение озонового слоя, утилизация отходов, загрязнение воздуха и воды, требуют скоординированных действий на всех уровнях: от международных соглашений до местных инициатив. Необходимо развивать законодательные меры по защите окружающей среды, а также поддерживать научные исследования в области создания эффективных решений экологических проблем. Однако их успех во многом будет зависеть от готовности общества изменить свои потребительские привычки. Для формирования экологического сознания важно организовывать общественные дискуссии, экологические акции и мероприятия, интегрировать экологические вопросы в школьные и университетские программы с целью повышения осведомленности и ответственности за окружающую среду. Необходимо также поддерживать реализацию эколого-просветительских инициатив. Для внедрения подобных экологических стратегий разумно учитывать социальный и культурный контекст. Это позволит разработать меры, которые будут восприниматься населением как значимые, что обеспечит их эффективное усвоение.
В данной статье мы постараемся не просто определить какие именно социокультурные факторы оказывают воздействие на формирование и реализацию экологической политики Абхазии, но и раскрыть особенность этого воздействия.
Основная часть
Для достижения поставленных целей следует начать с анализа понятия «экологическая политика». Одной из первых концепций, позволяющих раскрыть взаимодействия природы и человека является «ноосфера» В. И. Вернадского.
Ноосфера является высшим этапом развития биосферы, для достижения которой необходимы: разум, знания и деятельность ^^ Концепция заложила интеллектуальные и этические основы для понимания и решения экологических проблем, стимулировала развитие экологического образования и международного сотрудничества.
Осознание глобальности экологической проблемы начинается с середины XX века, когда стали заметны изменения общественного сознания. После Второй мировой войны общество столкнулось с множеством экологических проблем: загрязнение воздуха и воды, исчезновение видов, деградация земель. Эти проблемы вызвали интерес широкой общественности, став отправной точкой для создания экологических организаций и международных соглашений, повлиявших на становление и развитие экологической
политики. Доклад Римского клуба «Пределы роста»14 в 1972 году и доклад Г.Х. Брундтланд «Наше общее будущее» I6 в 1987 году заложили основу понятия «устойчивое развитие», которое представляет собой слияние трех компонентов: экономического, социального и экологического.
Ключевую роль во внедрении экологических стандартов в политику, повышении глобальной осведомленности и сотрудничестве в области устойчивого развития сыграли следующие конференции: Рио-де-Жанейро 1992, Йоханнесбург 2002, «Рио + 20» и «Стокгольм +50». Концепция устойчивого развития позволила переосмыслить подходы к экономическому развитию, акцентировав внимание на необходимости интеграции экологических и социальных аспектов в экономические модели и стратегические планы государств.
В науке сформировалось множество подходов к определению экологической политики: холистический, правовой, рассматривающий ее как деятельность государства, экономический, рассматривающий ее через призму политической экологии. Наиболее популярным является способ рассмотрения экологической политики как деятельности государства, что обусловлено имеющимися у государства юридическими и финансовыми инструментами. Это позволяет ему выполнять функции регулятора в экологической сфере. В рамках данного подхода экологическая политика есть «научно-обоснованная политика, направленная на сохранение и воспроизводство здоровой и безопасной среды обитания, на разрешение социально-экологических конфликтов путем постепенной экологической модернизации всех сфер жизнедеятельности общества, начиная от трансформации базовой системы ценностей, соблюдения гражданских прав и свобод и до перестройки промышленного производства на основе расширяющегося
использования природосберегающих технологий» —с,34]. Данное определение является комплексным, так как оно охватывает ключевые аспекты устойчивого развития, учитывает научно-обоснованный подход и подчеркивает значимость фундаментальных исследований для реализации успешной политики. Оно также сосредотачивается на социально-экологических противоречиях, для урегулирования которых необходима
экологическая модернизация всех аспектов жизнедеятельности, а также преобразование системы ценностей, что указывает на наличие социокультурных аспектов в данной дефиниции.
Таким образом, предложенное О. Н. Яницким определение не только комплексно охватывает различные аспекты экологической политики, но и глубоко интегрирует социокультурные элементы, что делает его весьма актуальным для построения гармоничных отношений с окружающей средой.
Экологическая политика, основанная на достижении гармонии между человеком и природой, является наиболее эффективной для Абхазии, что обусловлено ее уникальными природными богатствами. В то же время страна сталкивается с определенными препятствиями в ее формировании. Распад СССР и последовавшая за ним война с Грузией, поставили Абхазию в ситуацию экономической стагнации и международной изоляции. Война привела к значительным разрушениям инфраструктуры, ухудшению социальной среды и экономической блокаде. Сегодня Абхазия осуществляет шаги к устранению проблем на всех уровнях, но продолжает сталкиваться с серьезными вызовами, которые требуют комплексного подхода и длительного времени для их решения.
Для создания эффективной экологической политики необходим учет исторических, политических и экономических факторов, сформировавших текущую ситуацию.
Мы можем выделить две главные экологические проблемы современной Абхазии: утилизация твердых бытовых отходов и сохранение биологического разнообразия.
Вопрос утилизации отходов в Абхазии представляет собой многоаспектную проблему, отражающую сложности социальной и экономической жизни. Согласно аналитическому исследованию сотрудника Института экологии Академии наук Абхазии в стране «ежегодно образуется порядка 75-90 тысяч тонн в год твердых бытовых отходов (ТБО). В настоящее время на территории Республики Абхазия отсутствуют предприятия по
переработке вторичного сырья» [9, с,8]. Два имеющихся сегодня способа утилизации: захоронение и сжигание. Они сопровождаются загрязнением почвы, подземных вод, выбросами вредных частиц в атмосферу, а также потерей возможности повторного использования отходов. Все вышеперечисленное относит их к наименее экологичным способам утилизации.
Текущие нормативно-правовые акты не в полной мере регулируют обращение с отходами, что приводит к образованию «стихийных» свалок и загрязнению окружающей среды.
«В частности, отсутствуют нормативно-правовые акты, являющиеся наиболее актуальными на сегодняшний день:
- Республиканской закон "Об отходах производства и потребления";
- Республиканский закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии";
- Районные правила благоустройства и содержания населенных мест» [9, с-271.
Требуется актуализация и принятия новых законодательных норм, которые бы учитывали современные реалии и международные стандарты управления отходами.
Для сохранения биологического разнообразия необходимо продолжать развитие особо
охраняемых природных территории, которые на данный момент занимают 27% общей площади страны. Эти территории служат ключевыми зонами для поддержания экологического баланса, предоставляя убежище редким видам, находящимся под угрозой исчезновения. На данный момент многие растения ООПТ подвержены антропогенному воздействию. Численность популяций растений снижается за счет массовой вырубки леса и строительства туристических баз, в частности, на территории
национальных парков, что увеличивает рекреационную нагрузку на экосистему [8, с-65"". Данная проблема объясняется отсутствием единой системы управления ООПТ в Абхазии и недостаточной развитостью нормативно-правовой базы, что приводит к слабому
контролю над деятельностью, осуществляемой в пределах природных зон [10, с-319"". Еще одной причиной является отсутствие полноценной научной деятельности на ООПТ, что крайне важно для их эффективного функционирования и возможности постоянного мониторинга редких видов растений.
Мы отмечали важность комплексного подхода в построении экологической политики, поэтому юридические проблемы не являются единственный причиной, усложняющей решение экологических проблем. Невозможность осознания масштабов нанесенного вреда указывает на низкий уровень информированности и экологической культуры населения. Решение данной проблемы необходимо начинать с детства. В этом контексте важно отметить, что страна обладает необходимым потенциалом и ресурсом для создания новых или улучшения уже имеющихся экологических дисциплин в школах. В основе которых должны лежать этнокультурные ценности абхазского народа.
Абхазы всегда имели тесную связь с природой, используя ее ресурсы бережно и с уважением. Традиционные экологические практики включали в себя обычаи земледелия и охоты, которые позволяли поддерживать экологический баланс. Одним из важных аспектов абхазской традиционной религии являлось почитание природы, которая
требовала к себе особого отношения, являясь объектом сакрального почитания с-356"". К таким можно отнести: горы, деревья, озера, реки и родники. Были разработаны специальные правила поведения в горах, которые запрещали громко кричать, сквернословить, вмешиваться в экосистему и загрязнять источники питьевой воды. К примеру, в Южной Африке, Индии, Индонезии и Иране традиционные экологические знания и табу по-прежнему применяются и имеют большой потенциал для сохранения
биоразнообразия
Возрождение экологических традиций, заложенных в этнокультуре, поможет вспомнить о важности достижения гармонии с природной средой, а также соответствовать непрерывному экологическому образованию и идеям устойчивого развития
Еще одной важной задачей является подготовка квалифицированных кадров и профессиональных ученых в области экологии, которые будут способны разработать эффективные способы решения экологических проблем, консультировать местное население и усовершенствовать нормативно-правовую базу. Имеющиеся сегодня социально-экономические проблемы осложняют данную задачу. Главными причинами уменьшения числа сотрудников в научной сфере являются низкая заработная плата и
отсутствие карьерных перспектив [2, с-90"". Решение данной проблемы также нуждается в комплексном подходе, включающем как государственные меры, так и инициативы со стороны научных и образовательных учреждений.
Возможность населения активно участвовать в решении экологических проблем, является еще одной важной составляющей построения эффективной экологической
политики. В этом вопросе важная роль наряду с образовательными учреждениями отводится различным экологическим организациям. Особенно стоит отметить роль экологического неправительственного сектора, который является связующим звеном между обществом, государством и бизнесом. ЭкоНПО осуществляют задачи по выявлению, формированию и трансляции экологического знания, а также вовлечению
местного населения в решение экологических проблем [11, с-113-12°1. Философ Е. С. Мундхэ рассуждая о роли экоНПО в охране окружающей среды в Индии, отмечает их
способность выполнять те задачи, которые иногда недоступны правительству I141. Возможность действовать быстрее и гибче, глубокие знания местных условий и проблем, а также возможность привлечения международных грантов - это одни из немногих преимуществ данных организаций.
Главная экоНПО Абхазии «Апсабара» (в пер. с абхазского - «природа») ставит перед собой следующие задачи: «информирование общественности об экологических проблемах, поддержание и развитие экологического образования и осведомленности, активная защита экологических проблем в органах государственной власти и местного самоуправления, усиление общественного экологического движения, содействие росту
социальной активности в обществе, продвижение экологического образа жизни» -171. При осуществлении своей деятельности организация сотрудничает как с государственными органами в области защиты природы, так и с международными организациями. Стоит отметить важность взаимной поддержки экоНПО и правительства. Правительство должно обеспечить благоприятную среду для инициатив экоНПО, а они в свою очередь должны стать источником для оценки взаимосвязи экологических и социальных проблем, что позволит создать программу повышения уровня жизни населения И31.
Взаимодействие с международными экологическими НПО и оказываемая ими финансовая поддержка, позволяют осуществлять разнообразные экологические проекты, направленные на повышение осведомленности в области защиты окружающей среды. Однако данная деятельность сталкивается с рядом значительных препятствий, обусловленных как внутренними, так и внешними факторами. Одной из главных проблем является взаимодействие с правительством в контексте принятия финансовой поддержки от международных доноров, что обусловлено сложной геополитической ситуацией. Здесь стоит отметить одну из проблемных сторон НПО - вероятность появления зависимости от международных доноров и ориентации на их приоритеты.
В условиях ограниченного местного финансирования многие экологические проекты реализуются преимущественно за счет иностранной помощи. Это вызывает двусмысленные отношение со стороны властей, которые рассматривают иностранную поддержку как вторжение во внутренние дела страны и угрозу ее национальному суверенитету, который большинством международных организаций не признается. Решение этой проблемы является критически важным для обеспечения устойчивого развития Абхазии. Необходимо создание более прозрачной нормативно-правовой базы, которая бы позволила организовать активный диалог и сотрудничество между властью, экоНПО и международными партнерами для выработки взаимоприемлемых условий для сотрудничества. Это обеспечит приток необходимых ресурсов для реализации экологических проектов и возможности получения международного опыта в области охраны природы.
Заключение
Таким образом, мы пришли к выводу, что для решения экологических проблем
необходим комплексный подход, включающий социокультурные факторы в формирование эффективной экологической политики. На примере Абхазии были выявлены следующие факторы: образование, законодательство и культурные ценности. Детально рассмотрев каждый, мы обнаружили необходимость их экологизации, что включало бы в себя внедрение экологических знаний в образовательные программы, совершенствование законодательства и развитие общества, ориентированного на экологические устойчивые ценности.
Рекомендации
Организация научной деятельности на особо охраняемых природных территориях позволит решить проблему низкого количества сотрудников в научной сфере, обусловленную заработной платой и отсутствием карьерных перспектив.
Интеграция научной деятельности в туристическую инфраструктуру ООПТ поможет решить одновременно несколько проблем:
- нахождение научных сотрудников в ООПТ откроет перед ними новые горизонты для исследований, особенно в области экологии и биоразнообразия, что придаст работе молодых ученых значимость и откроет карьерные перспективы;
- активная научная деятельность повысит уровень экологической осведомленности как у туристов, посещающих ООПТ, так и у местных жителей;
- поток туристов может стать дополнительным источником финансирования, что позволит обеспечить научным сотрудникам достойную заработную плату и создать более привлекательные рабочие условия (современные исследовательские лаборатории).
Это станет залогом для создания устойчивой экологической политики, в которой наука и экология будут не только гуманитарной миссией, но и источником дохода и профессионального роста.
Библиография
1. Абхазы: коллективная монография / отв. ред. Ю.Д. Анчабадзе, Ю.Г. Аргун. 2-е изд., испр. М., 2012. 547 с.
2. Амичба Л. А. Развитие человеческого потенциала в системе образования Республики Абхазия //Теоретическая экономика. - 2018. - №. 6 (48). - С. 87-95.
3. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. - Рипол Классик, 1991.
4. Медоуз Д. Х. и др. Пределы роста //М.: МГУ. - 1991. - Т. 230.
5. Моисеева, Л. В. Перспективы развития системы экологического образования в вузах России и Абхазии / Л. В. Моисеева, Э. А. Айба. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2023. - № 3. - С. 32-37.
6. Наше общее будущее. Доклад международной комиссии по окружающей среде и развитию / Пер. с англ.; под ред. и с поел. С.А. Евстеева и Р.А. Перелета. М. : Прогресс, 1989.
7. Общественная организация «Апсабара»-официальный сайт [Электронный ресурс] URL:https://apsabara.org/ (Дата обращения: 10.06.2024)
8. Сиротюк Э. А., Айба Э. А., Гергия И. Г. Род Gentiana L. в Рицинском реликтовом национальном парке (Республика Абхазия) //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки. - 2017. - №. 1 (196). - С. 64-71;
9. ТБО в Абхазии: анализ текущей ситуации в сфере обращения с отходами в республике Абхазия // Центр гуманитарных программ [Электронный ресурс] URL:
https://chp-apsny.org/upload/iblock/989/ABKHAZIYA_TBO.pdf (дата обращения: 11.06.2024).
10. Читанава С. М. Красная книга абхазии: дикорастущие виды флоры, нуждающиеся в охране (к постановке проблемы) //X Дальневосточная конференция по заповедному делу. - 2013. - С. 318-319.
11. Экологическая культура: очерки взаимодействия науки и практики /О.Н. Яницкий; Ин-т социологии РАН. - М.: Наука, 2007.-271 с.
12. Яницкий, О. Н. Россия. Экологический вызов : Общественные движения, наука, политика / О. Н. Яницкий. - Новосибирск : "Сибирский хронограф", 2002. - 428 с.
13. Abiddin, N. Z., Ibrahim, I., & Abdul Aziz, S. A. (2022). Non-governmental organisations (NGOs) and their part towards sustainable community development. Sustainability, 14(8), 4386.
14. Mundhe E. S. Role of non-governmental organizations (NGOs) in environment protection //Peer reviewed journal. - 2017. - Т. 1. - С. 138-146.
15. Sinthumule N. I. Traditional ecological knowledge and its role in biodiversity conservation: a systematic review //Frontiers in Environmental Science. - 2023.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Предметом исследования в представленной статье является экологическая политика Абхазии (с учетом социокультурных особенностей).
В качестве методологии предметной области исследования в данной статье были использованы дескриптивный метод, метод категоризации, исторический метод, метод анализа.
Актуальность статьи не вызывает сомнения, поскольку экосистема Абхазии является уникальной, привлекает внимание не только с точки зрения развития туризма и бизнеса, но и вызывает интерес у разных специалистов и ученых, в том числе, экологов, географов, биологов, историков, культурологов, философов, экономистов, социологов и других исследователей. Проведение грамотной экологической политики Абхазии является одной из важных управленческих задач, решение которой требует комплексного системного подхода.
Научная новизна исследования заключается в глубоком исследовании экологической политики Абхазии в контексте социокультурных особенностей этого уникального региона.
Статья написана языком научного стиля с грамотным использованием в тексте исследования изложения позиций известных зарубежных ученых к изучаемому вопросу и применением научной терминологии, характеризующей предмет исследования. Структура выдержана с учетом основных требований, предъявляемых к написанию научных статей, в структура данного исследования включает в себя введение, основную часть, заключение, рекомендации и библиографию.
Содержание статьи отражает ее структуру. В частности, особую ценность представляют сформулированные на основе проведенного исследования и анализа предложенные авторские рекомендации, направленные на повышение эффективности проводимой экологической политики Абхазии.
Библиография содержит 15 источников, включающих в себя отечественные и зарубежные периодические и непериодические издания.
В статье приводится описание различных позиций и точек зрения известных ученых,
характеризующих различные подходы к пониманию ноосферы, глобальных экологических проблем, экологической политики. В статье содержится апелляция к различным научным трудам и источникам, посвященных этой тематике, которая входит в круг научных интересов исследователей, занимающихся указанной проблематикой. В представленном исследовании содержатся выводы, касающиеся предметной области исследования. В частности, отмечается, «что для решения экологических проблем необходим комплексный подход, включающий социокультурные факторы в формирование эффективной экологической политики. На примере Абхазии были выявлены следующие факторы: образование, законодательство и культурные ценности. Детально рассмотрев каждый, мы обнаружили необходимость их экологизации, что включало бы в себя внедрение экологических знаний в образовательные программы, совершенствование законодательства и развитие общества, ориентированного на экологические устойчивые ценности».
Материалы данного исследования рассчитаны на широкий круг читательской аудитории, они могут быть интересны и использованы учеными в научных целях, педагогическими работниками в образовательном процессе, руководством и администрацией регионов, работниками министерств, ведомств и организаций к ведению которых относится выработка экологической политики, экологами, социологами, культурологами, аналитиками и экспертами.
В качестве недостатков данного исследования следует отметить, что в тексте статьи встречаются незначительные опечатки и технические ошибки (например, пропуски знаков препинания). Возможно, для большей убедительности и иллюстрации исследуемой проблемы можно было привести статистические данные из официальных источников. Представленные авторские рекомендации, может быть, стоило бы озаглавить, а не ограничиваться только словом «рекомендации». Указанные недостатки не снижают высокую научную значимость самого исследования, а скорее относятся к оформлению текста статьи. Статью рекомендуется опубликовать.