DOI 10.24412/2227-7315-2023-3-285-292 УДК 349.6(476)
И.С. Шахрай
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Введение: практическое внедрение новейших научных достижений является в современный период важнейшим условием экономического и социального развития. Принятие мер по повышению инновационной активности должно обеспечиваться созданием надлежащей правовой основы, учитывающей всю совокупность факторов и рисков инновационной деятельности как экономического, так и экологического, социального содержания. Цель — выявить правовые меры, направленные на поддержание баланса экономических и экологических интересов при осуществлении инновационной деятельности; определить направления развития белорусского законодательства, обеспечивающих учет экологических факторов в процессе внедрения инноваций. Методологическая основа: при проведении исследования применялись диалектический, логический, системный методы; изучение нормативного правового материала основано на использовании формально-юридического метода и научного толкования норм права. Результаты: автор обосновывает необходимость интеграции государственной инновационной и экологической политики, комплексного регулирования отношений по внедрению экологических инноваций, последовательной экологизации законодательства об инновационной деятельности посредством закрепления требований, позволяющих обеспечить учет экологических факторов и рисков на всех этапах практического внедрения научных достижений. Выводы: на основании проведенного анализа высказываются предложения по совершенствованию законодательства Республики Беларусь.
Ключевые слова: инновационная деятельность, экологические инновации, наилучшие доступные технические методы и технологии, экологизация законодательства об инновациях.
I.S. Shakhrai
ENVIRONMENTAL ASPECTS OF INNOVATION ACTIVITIES: SOME PROBLEMS OF LEGAL REGULATION IN THE REPUBLIC OF BELARUS
Background: the practical implementation of the latest scientific achievements is the most important condition for economic and social development in the modern period. The adoption of measures to increase innovation activity should be ensured by the creation of an appropriate legal framework that takes into account the totality of factors and risks
© Шахрай Ирина Сергеевна, 2023
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры экологического и аграрного права (Белорусский государственный университет); e-mail: shakhrai@bsu.by © Shakhrai Irina Sergeevna, 2023
Сandidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Environmental and Agrarian Law (Belarusian State University) 285
of innovation activity - both economic and environmental, social content. Objective — to identify legal measures aimed at maintaining a balance between economic and environmental interests in the implementation of innovation activities; to determine areas for the development of Belarusian legislation to ensure that environmental factors are taken into account in the process of innovation implementation. Methodology: dialectical, logical, systemic methods were applied in the research; the study of normative legal material is based on the use of formal-legal method and scientific interpretation of legal norms. Results: the author substantiates the necessity of integration of the state innovation and environmental policy, complex regulation of relations on introduction of ecological innovations, consistent environmental policy of the legislation on innovation activity by means of fixing the requirements that allow to ensure consideration of ecological factors and risks at all stages of practical implementation of scientific achievements. Conclusions: based on the analysis carried out, proposals are made to improve the legislation of the Republic of Belarus.
Keywords: innovation activity, ecological innovations, best available technical methods and technologies, greening legislation on innovation.
По общепризнанному мнению, в современный период инновации превратились в основную движущую силу экономического и социального развития [1, с. 181]. Мировой опыт показывает, что стабильный экономический рост возможен только на инновационной основе при активном использовании современных научно-технических достижений [1, с. 181; 2, с. 163], при внедрении которых, больше чем в каких-либо иных общественных отношениях, возникает конфликт экономических и экологических интересов ввиду возможности получения быстрого экономического результата [3, с. 237].
Согласно Закону Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности»1 данный вид занятности предполагает преобразование новшества (новое знание, техническое или иное решение, экспериментальный или опытный образец, иные результаты научной работы) в инновацию, а внедряемые новшества оцениваются с позиций их способности принести положительный экономический или иной полезный эффект. В условиях наблюдающегося экспоненциального роста числа применяемых новых технологий возрастает важность учета всей совокупности факторов и рисков инновационной деятельности, для чего требуется создание надлежащей правовой основы. Поиск правовых средств поддержания баланса интересов в исследуемой сфере необходим для уравновешивания возрастающей антропогенной нагрузки на окружающую среду из-за стремительного развития новых технологий, инновационных разработок, дающих экономический эффект, с одной стороны, и возможностей решения экологических проблем посредством внедрения экологических инноваций — с другой.
Между тем экономисты отмечают характерную для Беларуси низкую активность субъектов хозяйственной деятельности и научных организаций в части продвижения и внедрения научно-технических разработок, а причинами такой ситуации называют несовершенство законодательства, обеспечивающего коммерциализацию нововведений, и дефицит специалистов в сфере
1 См.: Закон Республики Беларусь от 10 июля 2012 г. № 425-З «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности» (с изм. от 6 января 2022 г.). URL: https:// 286 pravo.by/document/?guid=3871&p0=H11200425 (дата обращения: 01.12.2022).
инновационного маркетинга [4, с. 153]. Особенно важно, чтобы меры по повышению инновационной активности учитывали не только экономические, но и экологические, социальные факторы. В современных условиях требуется изменение целей, механизмов, инструментов инновационной политики, в том числе содействие разработкам, применяемым для решения социальных и экологических задач [4, с. 211].
Отметим, что экологические проблемы, возникающие в процессе осуществления научной деятельности и внедрения ее результатов, признаются в ряде стратегических и программных документов1, а в ст. 52 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»2 в общем виде закреплены экологические требования к проведению научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Несмотря на это, правовое регулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности экологизировано в незначительной степени. Между тем инновационный и экологический факторы в настоящее время являются базисом устойчивого развития, обеспечивающим субъектам хозяйствования «сильную конкурентную позицию» [5, с. 18], а экологические риски — неотъемлемым атрибутом любой деятельности, включая инновационную.
Согласно ст. 20 Закона Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности» конкурсный отбор инновационных проектов для их финансирования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов осуществляется на основе результатов государственной научно-технической экспертизы таких проектов с учетом оценки риска инновационной деятельности при их выполнении. При этом, как следует из ст. 22 названного Закона, такие риски не рассматриваются с точки зрения вероятности побочных негативных явлений для окружающей среды, минимизации вредного воздействия на нее.
Предусмотренные законодательством Республики Беларусь меры стимулирования и государственной поддержки инновационной деятельности3 также, как правило, не связываются с ее положительным экологическим эффектом. Для современного белорусского законодательства в целом характерна недооценка мер экономического стимулирования внедрения технологий, обеспечивающих улучшение качественного состояния окружающей среды. Негативные тенденции правового регулирования в исследуемой области проявляются в исключении из экономического механизма охраны окружающей
1 См.: Стратегия «Наука и технологии: 2018-2040»: утв. Постановлением Президиума | Национальной академии наук Беларуси от 26 февраля 2018 г. № 17. URL: https://nasb.gov.by/ * congress2/strategy_2018-2040.pdf (дата обращения: 01.12.2022); Государственная программа Ю инновационного развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы: утв. Указом Президента 1 Республики Беларусь от 15 сентября 2021 г. № 348. URL: https://president.gov.by/ru/documents/ ) ukaz-no-348-ot-15-sentyabrya-2021-g (дата обращения: 01.12.2022); Национальный план дей- 2 ствий по развитию «зеленой» экономики в Республике Беларусь на 2021-2025 годы: утв. 33 Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 2021 г. № 710. URL: https://minpriroda.gov.by/uploads/files/2021/nats.plan-po-razvitiju-zelenoj-ekonomiki.pdf (дата обращения: 01.12.2022).
2 См.: Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды» (с изм. от 31 декабря 2021 г.). URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=v19201982 (дата обращения: 01.12.2022).
3 См., например: Указ Президента Республики Беларусь от 20 мая 2013 г. № 229 «О некоторых мерах по стимулированию реализации инновационных проектов» (с изм. от 1 августа
2022 г.). URL: https://etalonline.by/document/?regnum=P31300229 (дата обращения: 01.12.2022). 287
среды отдельных его инструментов [6, с. 375], в том числе ряда налоговых и иных льгот для субъектов, осуществляющих экологически значимую деятельность.
Учитывая сказанное, актуальной является конвергенция экологического законодательства и законодательства иных отраслей, регламентирующих порядок осуществления научной, инновационной деятельности, налогообложения и др. Это требует обеспечения комплексного подхода к закреплению мер стимулирования, налоговых и иных финансовых льгот, государственной поддержки, включая приоритетное финансирование научных исследований экологической направленности (в технической, технологической, экономической, правовой, управленческой и иных сферах) и их внедрения.
Следует отметить, что экологические факторы упоминаются белорусским законодательством преимущественно в качестве критерия оценки результатов научной, научно-технической и инновационной деятельности1. При этом достижение экологических результатов инновационных разработок рассматривается как источник косвенных (дополнительных) эффектов и оценивается на основании показателей2, которые в целом универсальны. Их учет на практике будет способствовать поддержанию баланса экономических и экологических интересов, для чего требуется разработка и закрепление четких правовых критериев определения показателей экологической оценки результатов инновационных проектов.
Проведенный системный анализ законодательства Республики Беларусь об инновационной деятельности свидетельствует о необходимости его более последовательной экологизации, в первую очередь, посредством закрепления требований, позволяющих обеспечить учет экологических факторов и рисков на всех этапах практического внедрения новшеств. При этом должны обеспечиваться, во-первых, минимизация негативного ввоздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности субъектов, внедряющих новшества, а во-вторых, решение существующих экологических проблем.
Одним из способов достижения указанных целей выступает развитие правовой основы осуществления экологических инноваций. Их поддержка, как свидетельствует зарубежный опыт, выступает мощным фактором устойчивого развития с опорой на принципы «зеленой» экономики [7, с. 118]. К экологическим инновациям можно отнести внедряемые новшества, имеющие экологическое значение, например обеспечивающие снижение уровня вредного воздействия на окружающую среду, применение безотходных технологий, производство экологически чистой продукции и т.п. Учитывая комплексный характер экологических инноваций, условием их развития выступает интеграция государственной экологической и инновационной политики на основе согласованного регулирования таких отношений экологическим и инновационным законодательством.
На необходимость стимулирования (в том числе на принципах государственно-частного партнерства) внедрения технологических и организационно-управленческих инноваций, направленных на предотвращение и минимизацию
1 См. ст. 19 Закона Республики Беларусь от 21 октября 1996 г. № 708-XIII «О научной деятельности» (с изм. от 4 января 2021 г.). (URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0 =V19600708 (дата обращения: 01.12.2022)).
2 См. гл. 6 Методических рекомендации по оценке эффективности научных, научно-технических и инновационных разработок: утв. Постановлением Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 20 апреля 2017 г. № 9 (с изм. от 19 ноября 2018 г.) (URL: https://etalonline.by/document/?regnum=u217e2989&q_id=0 (дата обращения:
288 01.12.2022)).
загрязнения окружающей среды, указывается в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2035 года1. Однако, несмотря на поставленные цели, правовое регулирование экологических инноваций должным образом не обеспечивается. Данное понятие не определяется ни законодательством об инновационной деятельности, ни законодательством об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов. Специфика инновационной деятельности экологического содержания, формы ее стимулирования, льготы и преференции инвесторов, реализующих экологически значимые проекты, также не находят правового закрепления. Недостаточное развитие правовой основы служит в результате одним из факторов, сдерживающих распространение инноваций экологического содержания на практике.
В целях преодоления рассмотренных проблем необходимо закрепление в законодательстве Республики Беларусь об охране окружающей среды и об инновационной деятельности понятия «экологические инновации», отражение их специфики и создание на уровне законодательства об инновационной деятельности согласованных правовых механизмов отбора, стимулирования и оказания приоритетной поддержки инновационным проектам, прямо направленным на решение вопросов охраны окружающей среды и рационального природопользования или имеющим иной положительный экологический эффект.
Одним из элементов политики в области развития экологических инноваций выступают наилучшие доступные технические методы и технологии [7, с. 121— 122]. Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» к ним относятся технологические процессы, методы, порядок организации производства продукции и энергии, выполнения работ (оказания услуг), проектирования, строительства и эксплуатации сооружений и оборудования, обладающие следующими признаками: обеспечение снижения вредного воздействия на окружающую среду по сравнению с иными применяемыми и являющимися наиболее эффективными для соблюдения экологических нормативов методами и технологиями; экономическая целесообразность и техническая возможность применения. Таким образом, наилучшие доступные технические методы и технологии могут рассматриваться как внедряемые новшества, дающие экологический эффект. Однако законодательством Республики Беларусь не определяется место таких методов и технологий в системе экологических инноваций, в то время как условием эффективности последних выступает комплексный подход к их правовому регулированию.
В Республике Беларусь уделяется значительное внимание информационному и методическому обеспечению хозяйственной и иной деятельности субъектов, применяющих описанные методы и технологии. В частности, формируется база данных наилучших доступных технических методов2; Республиканское научно-исследовательское унитарное предприятие «БелНИЦ "Экология"» оказывает субъектам хозяйствования на платной основе техническую помощь по оценке и практическому применению наилучших доступных технических методов, раз-
1 См.: Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2035 года. URL: https://economy.gov.by/uploads/files/ObsugdaemNPA/ NSUR-2035-1.pdf (дата обращения: 01.12.2022).
2 См.: Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 8 июня 2009 г. № 38 «О порядке сбора, накопления и распространения информации о наилучших доступных технических методах». URL: https://etalonline.by/ document/?regnum=w20921168 (дата обращения: 01.12.2022). 289
рабатывает и размещает на официальном сайте пособия по применению таких методов в различных областях1.
Законодательные требования об использовании наилучших доступных технических методов и технологий должны быть адресованы, в первую очередь, субъектам, осуществляющим хозяйственную и иную деятельность, и охватывать весь круг возможных воздействий, что обеспечивается недостаточно комплексно. Так, Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» применение наилучших доступных технических методов и технологий рассматривается в качестве одного из критериев, используемых при установлении нормативов для стационарных и мобильных источников воздействия на окружающую среду (ст. 22), размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации, демонтаже и сносе зданий, сооружений и иных объектов (ст. 32). Схожее значение наилучших доступных технических методов и технологий закреплено законодательством об охране атмосферного воздуха2, обращении с отходами3, использовании и охране вод4. Применительно к иным видам природопользования законодательство (об использовании и охране недр, лесов, растительного мира, животного мира) обходит вниманием указанные вопросы.
С учетом сказанного требуется определение мер, направленных на применение наилучших доступных технических методов и технологий, в общем правовом механизме инновационной деятельности и экологических инноваций, а также развитие в природоохранном, природоресурсном и ином законодательстве правового механизма экономического стимулирования охраны окружающей среды при внедрении юридическими и физическими лицами наилучших доступных технических методов, малоотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, специального оборудования, снижающего вредное воздействие на окружающую среду.
Проведенный анализ показал неразрывную связь общественных отношений, связанных с осуществлением инновационной деятельности и охраной окружающей среды, имеющую двойственную природу. Цель поддержания баланса экономических и экологических интересов при осуществлении инновационной деятельности требует применения совокупности правовых мер, обеспечивающих согласование экологических ограничений и создание благоприятных условий для развития инновационной активности. На современном этапе необходима интеграция государственной инновационной и экологической политики, а также конвергенция экологического законодательства и законодательства об инновационной деятельности в части регулирования общественных отношений по внедрению экологических инноваций, в том числе посредством взаимного проникновения организационно-правовых механизмов в области инновационной деятельности и охраны окружающей среды.
ü 1 См.: Наилучшие доступные технические методы. URL: https://www.ecoinfo.by/
content/6880.html (дата обращения: 01.12.2022).
2 См.: Закон Республики Беларусь от 16 декабря 2008 г. № 2-З «Об охране атмосферного воздуха» (с изм. от 18 июня 2019 г.). URL: https://etalonline.by/document/?regnum=h10800002 (дата обращения: 01.12.2022).
3 См.: Закон Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271-З «Об обращении с отходами» (с изм. от 10 мая 2019 г.). URL: https://etalonline.by/document/?regnum=h10700271 (дата обращения: 01.12.2022).
4 См.: Водный кодекс Республики Беларусь от 30 апреля 2014 г. (с изм. от 5 января 2022 г.). 290 URL: https://etalonline.by/document/?regnum=Hk1400149 (дата обращения: 01.12.2022).
Обоснованные теоретические выводы послужили основой для следующих практических рекомендаций по совершенствованию законодательства Республики Беларусь:
закрепление понятия «экологические инновации» в законодательстве об охране окружающей среды и об инновационной деятельности;
отражение в законодательстве об инновационной деятельности специфики экологических инноваций и элементов государственной политики в сфере их внедрения;
создание на уровне законодательства об инновационной деятельности согласованных правовых механизмов отбора, стимулирования и оказания приоритетной поддержки инновационным проектам, прямо направленным на решение вопросов охраны окружающей среды и рационального природопользования или имеющим иной положительный экологический эффект;
расширение системы мер стимулирования, государственной поддержки экологических инноваций на основе комплексного подхода к их правовому закреплению и обеспечение экологического законодательства и иных отраслей законодательства, регламентирующих порядок осуществления научной, инновационной, хозяйственной деятельности, налогообложения и др.;
развитие механизмов целевой поддержки научных исследований экологической направленности и их внедрения;
уточнение легальных критериев, на которых может строиться экологическая оценка результатов инновационных проектов;
развитие положений Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» о наилучших доступных технических методах и технологиях в целях создания универсальной правовой основы для их применения субъектами хозяйственной и иной деятельности, определения правового значения и места в системе экологических инноваций;
комплексное регулирование использования наилучших доступных технических методов и технологий и экономического стимулирования применяющих их субъектов в актах природоохранного и природоресурсного законодательства Республики Беларусь.
Библиографический список
1. Плюшкина Е.С., Конюхов В.Ю. Классификация экологических инноваций // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. № 7. С. 181-187.
2. Секерин С.В., Веселовский М.Я., Горохова А.Е. Учет экологического фактора при разработке инноваций // Вестник Астраханского государственного технического университета. Сер.: Экономика. 2013. № 2. С. 163-168.
3. Шахрай П.С. Анализ правовых мер, обеспечивающих учет экологических факторов при осуществлении научной, научно-технической и инновационной деятельности в Республике Беларусь // Концептуальные основы совершенствования правового обеспечения научной, научно-технической и инновационной деятельности в Республике Беларусь / под ред. В.И. Бельского, В.К. Ладутько. Минск: Беларуская навука, 2019. С. 237-250.
4. Белорусская социально-экономическая модель: теория и практика / под науч. ред. В.Г. Гусакова. Минск: Беларуская навука, 2022. 666 с.
5. Саенко К.С. Инновационные и экологические риски: организационно-методологические подходы к учетному отражению их последствий в системе управления хозяйствующими объектами // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 32(161). С. 17-27.
6. Лизгаро В.Е., Макарова Т.И. Правовые проблемы эффективности экономического механизма охраны окружающей среды как инструмента «зеленой» экономики // Право в современном белорусском обществе: сб. науч. тр. Минск: СтройМедиаПроект, 2016. Вып. 11. С. 371-379.
7. Лаевская Е.В. К вопросу о правовых инструментах «зеленой» экономики в Республике Беларусь // Правовые механизмы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности: сб. науч. ст. / под ред. И.П. Манкевич. Минск: Бизнесоф-сет, 2016. С. 106-130.
References
1. Ilyushkina E.S., Konyukhov V.Yu. Classification of Environmental Innovations // Bulletin of the Irkutsk State Technical University. 2012. No. 7. P. 181-187.
2. Sekerin S.V., Veselovsky M.Ya., Gorohova A.E. Accounting for the Environmental Factor in the Development of Innovations // Bulletin of the Astrakhan State Technical University. Series Economy. 2013. No.2. P. 163-168.
3. Shakhray I.S. Analysis of Legal Measures that Ensure the Consideration of Environmental Factors in the Implementation of Scientific, Technical and Innovative Activities in the Republic of Belarus // Conceptual Bases for Improving the Legal Support of Scientific, Technical and Innovative Activities in the Republic of Belarus / ed. V.I. Belsky, V.K. Ladutko. Minsk: Belarusskaya Navuka, 2019. P. 237-250.
4. Belarusian Socio-Economic Model: Theory and Practice / scientific ed. V.G. Gusakov; National academy of Sciences of Belarus, Institute of Economics. Minsk: Belarusskaya Navuka, 2022. 666 p.
5. Saenko K.S. Innovative and Environmental Risks: Organizational and Methodological Approaches to the Accounting Reflection of Their Consequences in the Management System of Economic Objects // Economic Analysis: Theory and Practice. 2009. No. 32(161). P. 17-27.
6. Lizgaro V.E., Makarova T.I. Legal Problems of the Effectiveness of the Economic Mechanism of Environmental Protection as an Instrument of the "Green" Economy // Law in the Modern Belarusian Society: coll. scientific papers. Minsk: StroyMediaProekt, 2016. Issue 11. P. 371-379.
7. Laevskaya E.V. On the Issue of Legal Instruments of the "Green" Economy in the Republic of Belarus // Legal Mechanisms for Environmental Protection and Environmental Safety: coll. scientific Art. / ed. I.P. Mankiewich. Minsk: Biznesofset, 2016. P. 106-130.