ISSN 2311-875X (Online) Инновации и инвестиции
ISSN 2073-2872 (Print)
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ И РАЗВИТИЕ «ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКИ» В РЕГИОНАХ РОССИИ Любовь Михайловна ХАНДАЖАПОВА^, Наталья Борисовна ЛУБСАНОВА"
a кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник, Байкальский институт природопользования СО РАН,
Улан-Удэ, Республика Бурятия, Российская Федерация
b ведущий инженер, Байкальский институт природопользования СО РАН, Улан-Удэ, Республика Бурятия, Российская Федерация [email protected]
• Ответственный автор
История статьи:
Принята 29.10.2015 Одобрена 19.11.2015
УДК 332.1, 338.43 JEL: О13, О31
Ключевые слова:
экологические инновации, «зеленая экономика», экономическая безопасность, экологическая безопасность, устойчивое развитие
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
Аннотация
Предмет. В статье исследованы проблемы реализации принципов «зеленой экономики» в регионах России, при этом особое внимание уделено инновационным факторам. Цели. Определение условий и факторов, влияющих на внедрение экологических инноваций в сфере экономики, как основы продвижения «зеленой экономики».
Методология. Проведен анализ структуры произведенных товаров и услуг в части определения доли отраслей, связанных с добычей природных ресурсов, дана оценка экологической безопасности восточных регионов, инновационной безопасности регионов России. При обосновании выводов использовались сравнительный, экономико-статистический методы анализа.
Результаты. На основе проведенных расчетов выделены регионы, имеющие низкий уровень инновационной безопасности, а также определен уровень доли организаций, осуществлявших экологические инновации. Приведена структура экологических инноваций, характеристика основных изменений в нормативно-правовой базе в сфере природопользования, направленных на стимулирование «зеленых технологий» в России.
Выводы. Установлено, что в России уровень внедрения экологических инноваций свидетельствует о невысоком уровне удельного веса организаций, их осуществлявших. Перспективы реализации «зеленой экономики», по мнению авторов, связаны с изменениями в законодательных актах, направленных на разработку технических регламентов, и новыми приоритетами в сфере обращения с отходами производства и потребления, с участием в разработке международных стандартов по использованию и внедрению возобновляемых источников энергии. Результаты исследования могут быть использованы в сфере формирования региональной инновационной политики, в сфере разработки нормативно-правовых основ стимулирования «зеленых технологий» в экономике.
Внедрение принципов «зеленой экономики» в национальные системы стратегического планирования является одним из условий устойчивого развития в мире. Во многих странах созданы подходы к их реализации, разработаны механизмы повышения экологической
эффективности национальных экономик1. По определению Программы ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП) под зеленой экономикой следует понимать «экономику, которая повышает благосостояние людей и обеспечивает социальную справедливость и при этом существенно снижает риски для окружающей среды и ее деградации»2. Учитывая,
1 Decoupling natural resource use and environmental impacts from economic growth. URL:
http://unep.org/resourcepanel/decoupling/files/pdf/Decoupling_Re port_English.pdf
2 Навстречу «зеленой экономике»: пути к устойчивому развитию и искоренению бедности. Доклад ЮНЕП, 2011.
http://fin-izdat.
что в регионах России характер природопользования продолжает определяться потребностями экономики в топливно-энергетических, минерально-сырьевых и лесных ресурсах, разработка которых чаще всего сопровождается антропогенными нарушениями окружающей среды, развитие зеленой экономики должно стать приоритетным направлением государственной эколого-экономической
политики. Это в полной мере относится к Республике Бурятия с ее уникальной природой бассейна озера Байкал - участка мирового природного наследия ЮНЕСКО. В Бурятии добыча полезных ископаемых занимает 15%, производство электроэнергии - 22% в структуре произведенных товаров и услуг региона (рис. 1).
Проведенная авторами оценка экологической безопасности восточных регионов России показала, что практически все эти регионы
)ита1/пайопа1/ 131
(18 субъектов РФ) имеют уровень экологической безопасности не выше среднего [1]. При этом для восьми регионов характерен низкий уровень экологической безопасности (рис. 2). Республика Бурятия относится к регионам со средним уровнем экологической безопасности и низким уровнем экономической безопасности.
В качестве индикаторов экологической безопасности были использованы:
1) показатели удельного выброса от стационарных источников;
2) удельное количество автотранспорта;
3) удельный объем сброса загрязняющих веществ со сточными водами в водные объекты;
4) удельные объемы вывезенных ТБО от населения;
5) удельные объемы образованных отходов производства и потребления;
6) доли использованных и обезвреженных отходов;
7) доли отходов 1 и 2 классов опасности.
В качестве компонентов экономической безопасности исследованы производственная безопасность, продовольственная безопасность, инновационная безопасность, финансовая безопасность, социальная безопасность, определены критерии и пороговые значения (индикаторы) экономической безопасности приграничного региона [2].
Критериями определены:
производственной безопасности
• доля инвестиций к ВРП;
• объем ВРП на душу населения;
• доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал;
• степень износа основных фондов промышленных предприятий.
Критерии продовольственной безопасности - доля импорта продовольствия во внутреннем потреблении. Критерий инновационной безопасности - отношение расходов на научные исследования к ВРП, структура затрат на фундаментальные, прикладные исследования и разработки. Критерий финансовой безопасности -доля региональных кредитных организаций в общем числе кредитных организаций.
Критерии социальной безопасности: доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, дифференциация доходов (коэффициент фондов), уровень занятости, уровень безработицы.
Оценка экономической и экологической безопасности регионов России показала, что в настоящее время для большинства регионов социальные, экономические и экологические индикаторы находятся ниже пороговых показателей безопасности. При этом остаются угрозы и риски для обеспечения как экономической, так и экологической безопасности регионов России.
Основой повышения экологической безопасности во всем мире являются так называемые зеленые технологии, внедряемые прежде всего в отраслях энергетики, транспорта, строительства, сельского хозяйства и в сфере обращения с отходами производства и потребления3 [3, 4]. Оценка инновационной безопасности регионов России показала, что высокий уровень инновационной безопасности имеют 23 региона. Средний уровень инновационной безопасности - 42 региона. Низкий уровень инновационной безопасности характерен для 18 регионов (рис. 3).
Республика Бурятия относится к третьей группе -регионам с низким уровнем инновационной безопасности. В структуре внутренних текущих затрат на НИОКР преобладают фундаментальные исследования (86,6%), прикладные исследования составляют 7,6%, разработки - 5,8%. Доля
3Артюшин А. Зарождение тренда на экологичность. URL: http://greenevolution.ru/analytics/zarozhdenie-trenda-na-ekologichnost; Баранов С.В. Динамика производственных характеристик экономического развития регионов севера России // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2010. Т. 1. № 25. С. 3-9; Бобылев С.Н., ЗахаровВ.М. «Зеленая» экономика и модернизация. Эколого-экономические основы устойчивого развития // На пути к устойчивому развитию России. 2012. № 60. С. 89; Брылкина А.В., Мотосова Е.А. Обеспечение экологически ориентированного роста экономики на основе стимулирования внедрения экологических инноваций // Экономика природопользования. 2014. № 6. С. 4-19; Лаврикова Ю.Г., Малыш Е.В. «Зеленая» экономика в кластерном развитии // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 36. С. 48-59; Петров И.В., Савон Д.Ю., Стоянова И.А. Эколого-экономические последствия реструктуризации угольной промышленности Восточного Донбасса и пути их решения // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2014. № 5. С. 276-283; Скуфьина Т.П. Альтернативы развития российского Севера // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 4. С. 2-10; Скуфьина Т.П. Проблемы измерения социально-экономического неравенства регионов Российской Федерации // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2007. Т. 2. № 18. С. 160.
организации, инновации в более 3,9%.
осуществлявших 2013 г., в России,
экологические составляет не
Экологические инновации в России были направлены на сокращение материальных затрат на производство (53,6%), сокращение энергозатрат (58,3%), сокращение выбросов в атмосферу диоксида углерода СО2 (43,6%), замену сырья и
материалов на безопасные или менее опасные (44,1%), снижение загрязнения окружающей среды (83,7%), осуществление вторичной переработки отходов производства (49,8). Показатели применения экологических инноваций в Республике Бурятия в 2013 г. практически по всем направлениям превышали среднероссийские (рис. 4).
Динамика доли организаций, осуществлявших экологические инновации в 2010-2013 гг., также свидетельствует о превышении показателей Республики Бурятия среднероссийских (рис. 5).
Основой продвижения экологических инноваций в любой стране является прежде всего нормативно-правовая база, регулирующая взаимоотношения бизнеса и государства в сфере производства товаров и услуг4 [2, 5, 6]. В России в последние годы произошли положительные изменения в сфере регулирования природопользования. В частности, в 2009 г. для строительной отрасли был разработан «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», обеспечивающий энергоэффективность зданий и строений. В 2013 г. утвержден ГОСТ Р 54964-2012 «Оценка соответствия. Экологические требования к объектам недвижимости», устанавливающий экологические требования к объектам недвижимости на этапах проектирования, строительства, реконструкции и эксплуатации объектов недвижимости. В 2014 г. принят Федеральный закон «О контрактной системе в
4 Елгина Ю.М., Мекуш Г.Е. Оценка экономического ущерба региона от экологического фактора на примере Кемеровской области // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 2. С. 44-46; Савон Д.Ю. Методологические подходы к решению проблем устойчивого развития региона // Экологический вестник России. 2014. № 1. С. 36-40; Самарина В.П. Проблемы сочетаемости эффективного природопользования и экономического роста в старопромышленных регионах (на примере Белгородской области) // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 12. С. 34-48; Самарина В.П. Эффект декаплинга в экономическом развитии Мурманской области // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2014. Т. 2. № 39. С. 24-30; Яшалова Н.Н. Анализ проявления эффекта декаплинга в эколого-экономической деятельности региона // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 39. С. 54-61.
сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», устанавливающий стандарты качества продукции и приоритет инновационных и экологичных товаров.
В продвижении зеленых технологий в мире участвуют некоммерческие организации. В России уже 20 лет действует «Экологический Союз», обеспечивающий сертификацию продукции, а также анализ и мониторинг текущей экологической ситуации на производствах. В сфере строительства работает НП «Центр экологической сертификации - Зеленые стандарты», который разрабатывает техническую документацию в сфере «зеленого» строительства и ЖКХ. С 2001 г. действует программа добровольной экологической сертификации «Листок жизни», признанная международным экспертным сообществом. В июле 2015 г. Россия стала членом Международного агентства по возобновляемой энергетике (IRENA), что обеспечило ей доступ к существующей практике использования и внедрения возобновляемых источников энергии, а также участие в разработке международных стандартов.
В 2014 г. были внесены изменения в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг., направленные на обеспечение продовольственной независимости страны, а также устойчивое развитие сельского хозяйства. В рамках программы предлагается разработать и принять технический регламент на органическую сельскохозяйственную продукцию и закон «Об органическом сельском хозяйстве».
С января 2015 г. действует ФЗ № 458 «О внесении изменений в ФЗ «Об отходах производства и потребления»», устанавливающий новые приоритеты в сфере обращения отходов производства и потребления. Согласно этому закону с 1 июля 2015 г. введено лицензирование определенных видов деятельности в сфере обращения с отходами производства и потребления с 1 января 2016 г. меняется срок складирования отходов на временных площадках, а с 1 января 2017 г. будет введен запрет на захоронение отдельных видов отходов. С 2020 г. начнут действовать понижающие коэффициенты к тарифам за размещение отходов производства и потребления. Для реализации данного закона необходима доработка существующего законодательства.
Анализ внедрения экологических инноваций в России свидетельствует о невысоком уровне удельного веса организаций, их осуществлявших. Особые надежды возлагаются на изменения в законодательных актах, направленных на разработку технических регламентов, на
Рисунок 1
Структура произведенных товаров и услуг в Республике Бурятия в 2013 г.
изменение приоритетов в сфере обращения с отходами производства и потребления, на участие в разработке международных стандартов по использованию и внедрению источников энергии.
возобновляемых
Рисунок 2
Оценка экономической и экологической безопасности регионов Сибири и Дальнего Востока
Рисунок 3
Распределение регионов России по уровню инновационной безопасности
Рисунок 4
Удельный вес организаций, осуществлявших инновации, обеспечивающие повышение экологической безопасности, в 2013 г., % от общего числа организаций, осуществлявших экологические инновации
Рисунок 5
Динамика доли организаций, осуществлявших экологические инновации в 2009-2013 гг., %:
1 - Российская Федерация; 2 - СФО; 3 - Республика Бурятия
8,0 1
7, 0 -
6,0 -
5,0 -
4, 0 -
3,0 -
2,0 -
1,0 -
0,0 -
2009 2010 2011 2012 2013
Список литературы
1. Хандажапова Л.М., Лубсанова Н.Б. Экономическая безопасность Азиатской России на примере приграничного региона. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2012. 189 с.
2. Samarina V.P. Assessment of the impact of economic activity on the degree of overland flow contamination in the zone of the Kursk - Belgorod magnetic anomaly: case study of the Oskol river // Water Resources. 2007. Vol. 34. № 5. P. 549-553.
3. Баранов С.В. Комплексные оценки регионов Севера по уровню социально-экономического развития // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. С. 429. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=7542.
4. Терешина М.В., Самарина В.П. Анализ проблем развития зоны Севера в контексте типологизации регионов // Современная экономика: проблемы и решения. 2013. № 11. С. 79-90.
5. Акулов А.О. Эффект декаплинга в индустриальном регионе (на примере Кемеровской области) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2013. № 4. С. 177-185.
6. Терешина М.В., Асалиев А.М. Проявление эффекта декаплинга в развитии территориальных систем природопользования (на примере Краснодарского края) // Современная экономика: проблемы и решения. 2013. № 12. С. 63-73.
ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)
Innovation and Investment
ENVIRONMENTAL INNOVATION AND THE GREEN ECONOMY'S DEVELOPMENT IN RUSSIAN REGIONS
Lyubov' M. KHANDAZHAPOVAa% Natal'ya B. LUBSANOVAb
a Baikal Institute of Nature Management, Siberian Branch of Russian Academy of Sciences,
Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russian Federation
b Baikal Institute of Nature Management, Siberian Branch of Russian Academy of Sciences,
Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russian Federation
• Corresponding author
Article history:
Received 29 October 2015 Accepted 19 November 2015
JEL classification: 013, 031
Keywords: environmental innovation, green economy, economic security, environmental security, sustainable development
References
Abstract
Importance The article investigates the issues of implementing the green economy principles in the Russian regions, with innovative factors being a focal point.
Objectives The research determines conditions and factors, which influence the implementation of environmental innovation in economy as the basis for green economy.
Methods We analyzed the structure of goods and services in terms of the industry market share, evaluate the environmental security of Eastern regions, innovative security of the Russian regions. We used comparative, economic, statistical methods of analysis.
Results We subsequently identified the regions with low innovative security and assessed the share of entities running environmental innovation. The article describes the structure of environmental innovation, main changes in the legislative framework in natural resources management so to promote the green technologies in Russia.
Conclusions and Relevance As seen from the environmental innovation implemented, innovation-driven entities have very low specific weight in Russia. Green economy and its implementation may presumably entail amendments to legislative regulations for setting up technical guidelines, and cultivate new priorities of production and consumer waste treatment. It will make law makers adhere to the international standards in the use and implementation of renewable energy sources. The findings may be used to formulate the regional innovation policy, regulatory and legislative framework for green technologies and their promotion for economic purposes.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
1. Khandazhapova L.M., Lubsanova N.B. Ekonomicheskaya bezopasnost' Aziatskoi Rossii na primere prigranichnogo regiona: monografiya [Economic security of the Asian part of Russia. A border region case: a monograph]. Ulan-Ude, Baikal Scientific Centre of Siberian Branch of RAS Publ., 2012, 189 p.
2. Samarina V.P. Assessment of the Impact of Economic Activity on the Degree of Overland Flow Contamination in the Zone of the Kursk - Belgorod Magnetic Anomaly: Case Study of the Oskol River. Water Resources, 2007, vol. 34, no. 5, pp. 549-553.
3. Baranov S.V. [Comprehensive evaluation of the northern regions in terms of socio-economic development]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2012, no. 6, p. 429. (In Russ.) Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=7542.
4. Tereshina M.V., Samarina V.P. Analiz problem razvitiya zony Severa v kontekste tipologizatsii regionov [Analyzing the development issues of the northern area in terms of regions' typology]. Sovremennaya ekonomika: problemy i resheniya = Modern Economics: Problems and Solutions, 2013, no. 11, pp. 79-90.
5. Akulov A.O. Effekt dekaplinga v industrial'nom regione (na primere Kemerovskoi oblasti) [The decoupling effect in the industrial region: Evidence from the Kemerovo oblast]. Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz = Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2013, no. 4, pp.177-185.
6. Tereshina M.V., Asaliev A.M. Proyavlenie effekta dekaplinga v razvitii territorial'nykh sistem prirodopol'zovaniya (na primere Krasnodarskogo kraya) [The decoupling effect in the development of local mechanisms for natural resources management: Evidence from the Krasnodar Krai]. Sovremennaya ekonomika: problemy i resheniya = Modern Economics: Problems and Solutions, 2013, no. 12, pp. 63-73.