Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕС-СРЕДЫ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: НА ПРИМЕРЕ ГОСТИНИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ'

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕС-СРЕДЫ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: НА ПРИМЕРЕ ГОСТИНИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
235
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС / ЭКОИНИЦИАТИВА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Анна Николаевна

В статье рассматриваются особенности современной тенденции к осуществлению экологически ответственной деятельности предприятиями различных сфер экономики. Авторами выделены основные виды экоинициатив крупнейших международных корпораций, а также анализируются причины, препятствующие широкому внедрению «зеленых» технологий на средних и малых предприятиях. Проанализирована специфика формирования экоосознанности в бизнес среде, которая становится новым конкурентным преимуществом не только международных корпораций, но и отечественных компаний. На примере гостиничных предприятий приведены основные направления инновационной деятельности в рамках экологической ответственности. Особое внимание уделяется законодательству Российской Федерации, которое целесообразно усовершенствовать для стимулирования деятельности гостиничных предприятий по направлению защиты окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL RESPONSIBILITY AND IT’S IMPACT ON INNOVATIVE DEVELOPMENT IN HOSPITALITY BUSINESS

The article presents innovative trends in hospitality business regarding ecological aspects as an essential part of development in the sphere of tourism and formation new approaches in order to strength the potential of hospitality business, identifies specific elements and steps of innovative strategy implementation in such business. Special attention is paid to the mechanisms of innovative development in the hospitality business.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕС-СРЕДЫ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: НА ПРИМЕРЕ ГОСТИНИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ»

Экологическая ответственность бизнес-среды и ее влияние на инновационную деятельность: на примере гостиничных предприятий

Ecological responsibility and it's impact on innovative development in hospitality business

Иванова А. Н.

A. Ivanova

В статье рассматриваются особенности современной тенденции к осуществлению экологически ответственной деятельности предприятиями различных сфер экономики. Авторами выделены основные виды экоинициатив крупнейших международных корпораций, а также анализируются причины, препятствующие широкому внедрению «зеленых» технологий на средних и малых предприятиях. Проанализирована специфика формирования экоосознанности в бизнес среде, которая становится новым конкурентным преимуществом не только международных корпораций, но и отечественных компаний. На примере гостиничных предприятий приведены основные направления инновационной деятельности в рамках экологической ответственности. Особое внимание уделяется законодательству Российской Федерации, которое целесообразно усовершенствовать для стимулирования деятельности гостиничных предприятий по направлению защиты окружающей среды.

The article presents innovative trends in hospitality business regarding ecological aspects as an essential part of development in the sphere of tourism and formation new approaches in order to strength the potential of hospitality business, identifies specific elements and steps of innovative strategy implementation in such business. Special attention is paid to the mechanisms of innovative development in the hospitality business.

Ключевые слова: гостиничный бизнес, экоинициатива, инновационная деятельность, экологическая ответственность.

Keyvords: hospitality business, ecological aspects, innovations.

Введение в проблему

Трансформация экономики на международном уровне - осознанная реакция человечества на целесообразность бережного отношения к природе. Пандемия коронавируса выступила катализатором очевидной зависимости здоровья человека от окружающей среды. На первый план выходят вопросы экологической повестки, где техногенный путь развития человечества неразделим с вопросами экологической ответственности или экоосознанности. Высокий уровень развития промышленности любого региона прямо пропорционален его техногенной нагрузке, и, соответственно, опасности для окружающей среды и человека. Все больше предприятий в своих стратегиях развития предусматривают охрану окружающей среды, а крупные международные корпорации демонстрируют наглядный пример экологической ответственности посредством внедрения в деятельность различных экоинициатив.

В таблице 1 рассмотрим некоторые примеры экоинициатив в рамках деятельности крупнейших корпораций.

Таблица 1

Экоинициативы крупнейших международных корпораций

№ Корпорация Виды экоинициатив

1 Apple Использование возобновляемых источников энергии; Ресайклинг старой техники; Выпуск «зеленых» облигаций, за счет продажи которых будет повышаться энергоэффективность деятельности и экологичность используемых материалов и т.д.

2 Kering (дома моды: Saint Laurent, Gucci и др.) Использование экопластмассы на 99,8%; Использование кашемира, полученного из отходов производства; Популяризация эко-потребления (бесплатные онлайн-тренинги по экоосознанности в моде)

3 Starbucks Отказ от пластиковых трубочек и крышек для стаканов в пользу альтернативных материалов (биоразлагаемый пластик и бумага)

4 IKEA Максимизация усилий по сбалансированности производимой и

потребляемой электроэнергии, переход на экохлопок, запрет на поставки нелегально добытой древесины и др.

s NIKE Производство одежды из полиэстера, получаемого от ресайклинга ПЭТ-бутылок; Производство материала для беговых дорожек, площадок для баскетбола и большого тенниса посредством ресайклинга изношенных кроссовок; Предоставление дизайнерам возможности выбора ткани с наименьшим использованием электроэнергии и/или воды

6 Goodyear Разработка и использование технологии по снижению выбросов С02, ресайклинг рисовой шелухи и использование полученного сырья при изготовлении резиновой смеси для производства резиновых покрышек для машин

Маркетинговые исследования демонстрируют, что тренд на экологичность присущ и для потребителя, который готов платить больше за «эко» продукцию (чистую воду, экологически чистые продукты питания и др.). Так, согласно результатам исследования «Курс на устойчивость», проведенного в июне 2021 г. Ассоциацией европейского бизнеса, 98% респондентов отечественной бизнес среды подтвердили необходимость предприятий заботиться об окружающей среде. [5]

Таким образом, экоосознанность становится новым конкурентным преимуществом бизнес среды не только международных корпораций, но и отечественных компаний. Востребованность экоосознанности распространилась и на инвестиционную привлекательность. Около 30% крупнейших банков России уже внедрили специальную оценку компаний-потенциальных заемщиков по принципам устойчивого развития ESG (англ, Е - environmental, S - social, G - governance), учитывающим бережное отношение к окружающей среде, высокий уровень социальной ответственности и качества корпоративного управления. Так, вице-президент Тинькофф Нери Толладо полагает, что в скором времени инвестирование будет распространяться только на те предприятия, которые следуют принципам ESG по социальной, управленческой и экологической категориям. [5] Такие принципы менее распространены в России, чем в зарубежных

странах, но их важность подчеркивается включением в повестку Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) 2021 года темы по защите окружающей среды.

На рисунке 1 представлена характеристика основных принципов устойчивого развития ESG в деятельности компаний.

Основные принципы устойчивого развития ESG

Экологические

(защита природы, сокращение ущерба, наносимого экологии)

Социальные^

(качество условий труда, гендерный баланс, инвестиции в соцпроекты) ,

( Управленческие >

(прозрачность отчетности, антикоррупционных мер

идр.)

Рис.1. Основные принципы устойчивого развития ESG.

К тому же, защита окружающей среды в настоящее время является не только трендовым или репутационным вопросом предприятий, но и необходимостью соответствовать требованиям инвесторов. Данная проблема также находится на повестке дня российского экологического законодательства. Так, согласно «дорожной карте» Минстроя в рамках проекта «Умный город» госпрограммы «Цифровая экономика Российской Федерации», в IV квартале 2022 года планируется на законодательном уровне закрепить автоматические штрафы предприятиям, наносящим ущерб окружающей среде. Штрафы выносятся на основе данных автоматических систем, фиксирующих превышение выбросов в окружающую среду и направляющих полученные сведения в Росприроднадзор. В ближайшее время планируется выход нормативно-правового документа, утверждающего нормативы для обеспечения достоверности измеряемых показателей и передаваемых в контрольно-надзорные органы сведений. Предполагается, что

такая автоматизация штрафов к 2022 году послужит импульсом в бизнес среде для повышения экоответственности в осуществляемой деятельности и модернизации очистных систем, а также позволит обеспечить прозрачность проверок и снизит их периодичность.

Международная практика экоосознанности бизнес среды базируется на шести «R»:

Recycle (ресайклинг или переработка для вторичного использования),

Reduce (сокращение природопользования), Replace (замещение), Refill (перезаправка), Reuse (повторное использование), Repair (восстановление, ремонт). Многие развитые страны (США, Канада, Швейцария, Германия, Франция и др.) начали поднимать вопросы экологической безопасности деятельности не только промышленных предприятий, но и сферы услуг. В таких странах прослеживается дифференциация важности принципов ESG для различных отраслей: экологических - для энергетики, социальных - для сферы услуг и управленческих - для финансов. Эксперты компании BCG предполагают, что решением проблематики чрезмерного использования природных ресурсов является непрерывный ресайклинг внутри замкнутых циклов экономики [1]

В настоящее время международные гостиничные сети и независимые гостиничные предприятия используют в своей деятельности элементы шести «R». В таблице 2 приведены примеры деятельности ряда таких предприятий.

Таблица 2

Примеры экоосознанной деятельности гостиничных предприятий

Наименование Характеристика

La Meridien (Mariott International) Сокращение расхода электроэнергии (на 30%), потребления воды (на 20%), использование экоматериалов при строительстве и отделке отелей сети Осуществление просветительской деятельности среди персонала и потребителей гостиничных услуг

Mariott International Сокращение использования природных ресурсов (на 20% снизилось потребление горячего водоснабжения и канализации посредством повторного использования постельного белья и полотенец), минимизации негативного воздействия на окружающую среду, ряд предприятий имеет сертификаты экологического энергопотребления (стандарт LEED)

Four Seasons Экономия природных ресурсов и использование экоматериалов при строительстве гостиниц, высаживание миллионов деревьев в различных странах (более 30) на ежегодной основе

Muottas Muragl (Швейцария) Снижение электропотребления более чем на 60%, использование принципов «умного дома» с индивидуальным регулированием энерго и тепло обеспечения, светодиодного освещения, энергонакопителей

Hoshinoya Karuizava (Япония) Использование собственной мини гидростанции для комплексного подхода к энергопотреблению предприятия, собственная экоферма для выращивания натуральных продуктов питания

The Scarlet (Италия), Laguna Lodge (Коста-Рика) и др. Использование солнечных батарей для обеспечения деятельности предприятий в части потребности в электроэнергии, дождевой воды и материалов только естественного происхождения (древесина, глина и дрО-

На основе анализа примеров использования технологий для обеспечения защиты окружающей среды в деятельности гостиничных предприятий можно выделить следующие основные направления:

- энергосберегающие технологии,

- экоматериалы для строительства и отделочных работ,

- органическая косметика и моющие средства,

- натуральные продукты питания,

- просветительская деятельность (среди персонала и гостей),

- рациональный сбор и утилизация отходов.

Дискуссия

Согласно отчету Эрнст энд Янг (Ernst & Young Global Limited), на февраль 2021 г. количество гостиничных предприятий в Российской Федерации, работающих под международными брендами, составляло 210 объектов, а под отечественными - 175, что в 1,2 раза меньше. В 2020 году под международными брендами работало около 200 предприятий и отечественными - около 100. Что свидетельствует об активном развитии рынка гостиничных услуг, представленных отечественными предприятиями.

В то же время следует отметить, что высококачественная продукция и использование инновационных природоохранных технологий (альтернативные источники энергии, стройматериалы из природного сырья, переработка отходов, передовые очистные системы) являются дорогостоящими и более доступными для гостиниц международных брендов.

Знаки подтверждения бережного отношения к окружающей среде гостиничное предприятие может получить после прохождения процедуры сертификации (обращение в аккредитованную организацию, выезд экспертов, одобрение на получение сертификата соответствия или рекомендации по устранению замечаний, после получения отчета и подтверждения качества проводится регулярный аудит на соответствие).

Международная организация по стандартизации (ISO) в 1991 г. приняла стандарт управления природопользованием ISO 14001 (EMS), являющийся минимумом для получения статуса эко-отеля. Наиболее авторитетные современные системы сертификации: Green Key (Дания), Green Globe

(Великобритания), НАС Green Leaf (Канада), TOI (Touristic Union International) (Германия), стандарт LEED и др.

Российский «Экологический союз» разработал отечественный стандарт «Эко-гостиницы» для сертификации по программе «Листок жизни» с обязательными требованиями к водосберегающей сантехнике в номерах и на кухне, энергосберегающим оборудованием в прачечной и на кухне, использованием только энергосберегающих ламп, экологически чистых моющих и чистящих средств, салфеток и туалетной бумаги из вторсырья.

Обеспечение соответствия требованиям сертификации обязывает к внедрению инновационных разработок, что является проблематичным для независимых отечественных гостиничных предприятий в связи с ограниченностью ресурсов. В то же время обязательные требования сертификации выступают драйвером инновационного развития гостиничных предприятий.

В соответствии с исследованиями Deloitte, текущая эпидемиологическая ситуация сократила ресурсы бизнес среды и более 60% предприятий вынуждены сокращать экопроекты по причине экономических последствий, вызванных пандемией. Увеличение финансирования на экоинициативы планируется руководством около 25% предприятий. Данный факт свидетельствует о необходимости поддержки государства для продвижения и внедрения в деятельность «зеленых» инициатив.

Государственная поддержка должна обеспечивать экоответственные предприятия существенными преференциями. Например, со стороны контрольно-надзорных органов: послаблениями по проверкам, возможностью учесть затраты на экологические инновации в счет обязательных неналоговых платежей. Для подтверждения соответствия экостандартам уже сейчас разрабатываются IT-решения, например, компанией Мегафон разработан проект «Мегафон Экология».

Проект «Мегафон Экология» представлен 3 инновационными решениями, объединяющими на единой цифровой платформе различные датчики и устройства:

1. «Мониторинг окружающей среды»,

2. «Контроль микроклимата в закрытых помещениях»,

3. «Контроль промышленных выбросов и сбросов».

Для гостиничных предприятий внедрение «контроля микроклимата в закрытых помещениях» может позволить осуществлять контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических правил и нормативов как руководству предприятий, так и контрольно-надзорным органам. Но для такого внедрения необходимо время на высококачественную и тщательно проработанную трансформацию емких технологических процессов и предприятие должно понимать объективную выгоду от такого внедрения.

Одним из способов поощрения внедрения экоинициатив гостиничными предприятиями может выступить внесение изменений в законодательство. С 1 января вступило в силу положение федерального закона №132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в РФ», которое обязует все без исключения средства размещения, ведущие деятельность на территории Российской Федерации, пройти процедуру классификации и получить сертификат о присвоении категории, выраженной в международной системе «звезд».

С 1 октября 2019 года гостиничная отрасль начала работать с учетом вступившего в силу «закона Хованской» [7], затем - новые требования классификации, в соответствии с вступившим в силу с 2021 года постановлением Правительства РФ от 18.11.2020 № 1860 «Об утверждении Положения о классификации гостиниц», которым предусмотрены новые правила по присвоению категории гостиничным предприятиям. Все это является нагрузкой для гостиничных предприятий.

Выводы

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что современные тенденции по защите окружающей среды становятся неотъемлемым условием осуществления предпринимательской деятельности в различных отраслях экономики. В частности, об этом свидетельствует повсеместное использование экоинициатив крупнейшими корпорациями и специфика оценки инвестиционных проектов в банковском секторе. К тому же, современная международная эпидемиологическая обстановка требует от бизнеса максимальной сфокусированности на санитарно-эпидемиологических вопросах. По мнению представителей гостиничной индустрии, в нынешних условиях от подобных международных тенденций и специфики законодательного регулирования выиграет исключительно государство и потребитель, т.к. требования к средствам размещения часто сложно выполнить, что создает препятствия для малого и среднего бизнеса, может вытеснить из легального поля еще больше мини-отелей, а также создать условия для коррупции.

Среди основных причин, препятствующих развитию экологической ответственности осуществляемой гостиничными предприятиями деятельности, фигурирует высокая стоимость технологических решений и больших сроков окупаемости инновационных проектов. Совершенствование законодательства может выступить стимулом для реализации экоинициатив в инновационной деятельности в гостиничном бизнесе, которые становятся неотъемлемым атрибутом для предприятия любой отрасли экономики.

Литература

1. Джанджугазова, Е. А. Экологический туризм в РФ: новые горизонты развития / Е. А. Джанджугазова // Российские регионы: взгляд в будущее. - 2020. - Т. 7. - № 1. - С. 17-25.

2. Духовная Л.Л. Сравнительный анализ использования концепции eco-friendly в российской и зарубежной практике гостиничного бизнеса // Сервис в России и за рубежом. 2020. Т.14. №2. С. 51-62. DOI: 10.24411/1995-042X-2020-10205.

3. https://www.vedomosti.ru/partner/articles/2021/08/27/883464-pochemu-ekologiya.

4. ESG-принципы: что это такое и зачем компаниям их соблюдать | РБК

Тренды_(rbc.ru)

https://trends.rbc.ru/trends/green/614b224f9a7947699655a435.

5. Отчет «Курс на устойчивость». Ассоциация Европейского бизнеса. Режим доступа: AEB_sustainable development.pdf (aebrus.ru).

6. "Листок жизни" - экомаркировка продуктов ГЭлектронный ресурс!. URL: ecounion.ru (дата обращения: 07.10.2021).

7. Федеральный закон от 15.04.2019 № 59-ФЗ «О внесении изменений в статью 17 Жилищного кодекса РФ».

8. Федеральный закон от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ».

9. Постановление Правительства РФ от 18.11.2020 № 1860 «Об утверждении Положения о классификации гостиниц».

10. Какие организации на территории РФ должны прекратить работу с 28 марта 2020 года? [Электронный ресурс]. URL: https://its.1c.ru/db/newscomm/content/468333/hdoc.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.