УДК 502.12
ТЕНДЕНЦИИ ПЕРЕХОДА ГОСТИНИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИЕ ИСТОЧНИКИ
Бокарева А.Р., Давыдкова М.А.
Магистранты Высшей школы туризма и гостеприимства
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»
г. Москва, Российская Федерация
[email protected], DavudkovaMaria@yandex.т
Научный руководитель:
Коновалова Е.Е.
Канд. экон. наук доцент Высшей школы туризма и гостеприимства ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва, Российская Федерация [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены варианты перехода средств размещения на экологические и ресурсосберегающие технологии работы. Обоснована важность их использования в гостиничной индустрии, что позволит снизить негативное воздействие на окружающую среду. Экологическую ответственность средств размещения можно считать одним из трендов современности. Кроме этого в индустрии гостеприимства наблюдаются следующие тенденции: возрастает популярность уникальных средств размещения, становится всё более определённой и развитой специализация отдельных отелей, а также углубляется внедрение инноваций и компьютерных технологий в гостиничных предприятиях. Следовательно, актуальным гостиничным предприятием является такое средство размещения, которое подчёркивает в своём имидже экологичность и использует в своей работе инновационные и уникальные технологии. Актуальность темы научной статьи «Тенденции перехода гостиничных предприятий на экологические и ресурсосберегающие источники» состоит в поддержании и развитии интереса туристов к экологии и позитивному влиянию на окружающую среду. Внедрение инновационных технологий экологической направленности становится значимым фактором конкурентоспособности средства размещения на рынке гостиничных услуг, возможностью сокращения затрат и увеличения прибыли. Потребители гостиничных услуг становятся более требовательными и ответственными в выборе средств размещения, отдавая предпочтение отелям с концепцией экологичности и разумного потребления.
Ключевые слова: гостиничное предприятие, окружающая среда, ресурсосбережение, экологизация, концепция.
Сущность экологических и ресурсосберегающих технологий в работе гостиничных предприятий выражается в следующих приёмах:
1. Экологические отели не только построены из природных материалов, но и используют экологически ответственный подход к любому аспекту рабочей деятельности, то есть используют определённую экологическую концепцию (систему взглядов на что-либо) [1, с. 110];
2. Экологические средства размещения являются составной частью таких понятий как экологический туризм и «зелёная» экономика, а также могут входить в состав экологических кластеров;
Экологический туризм - это отдых в экологически чистых местах (в узком смысле), туризм с минимальным негативным влиянием на окружающую среду, приобщающий туристов к экологической ответственности [1, с. 114].
Зелёная экономика - представляет собой взаимодействие бизнеса, общества и природы [2, с. 27].
3. Экологические гостиничные предприятия придерживаются принципов устойчивого развития;
Устойчивое развитие подразумевает безопасное, благоприятное развитие предприятие в т.ч. финансовое, а также социальную ответственность. Социальная ответственность состоит из следующих аспектов:
- Вовлечение гостей - мысль о вкладе во всеобщее благополучие располагает гостей к лояльному отношению, а кроме того, гости готовы охотнее переплатить за экологичность, чем за роскошь, потому что ценят внимательный подход к качеству предоставляемых услуг);
- Профессиональное образование работников - если уделять должное внимание экологии в образовательных программах высшего и профессионального образования, то квалифицированный выпускник направления Гостиничное дело будет подходить экологически ответственно и компетентно к работе в гостинице с любой концепцией;
- вовлечение местного сообщества - поддержка местного производителя;
- создание доступной безбарьерной среды для инвалидов;
- благотворительность.
4. В своей работе экологические гостиницы опираются на систему экологического менеджмента и использовании внутренней экологической политики [3, с.
7].
Внедрение «зеленых технологий», направленных на повышение энергоэффективности и уровня комфорта, требует совершенствования систем управления отелем на основе современных цифровых технологий, например, систем «умный дом» [7, с. 257]. Иными словами, интеллектуальное здание - автоматизированный программно-аппаратный комплекс, осуществляющий мониторинг в режиме реального времени и управление системами жизнеобеспечения здания, такими как: система отопления, вентиляции и кондиционирования; освещение; электропитание; система контроля доступа
в помещения; охранно-пожарной сигнализацией; контроль протечек воды, утечек газа; система видеонаблюдения [5, с. 5].
Роль экологических и ресурсосберегающих технологий в гостиничном бизнесе заключается в том, что их внедрение хотя бы в часть гостиниц позволит значительно снизить объёмы негативного влияния на окружающую среду.
В мире широко распространены международные экологические программы и концепции. Участие гостиничного предприятия в подобных программах не только возможно, но и очень эффективно. Получение общепризнанного экологического лейбла увеличивает положительный имидж гостиничного предприятия и даёт преимущество над конкурентами. Рассмотрим несколько из таких программ, для оценки основных целей их работы.
1. Российский экологический союз «Листок Жизни» занимается добровольной сертификацией и эко-маркировкой. На сегодняшний день это единственный в России союз в области экологии, признанный на международном уровне [4, с. 56];
2. Zero Waste International Alliance разработал Программу признания бизнеса без отходов (достигнуть 90 % порога утечки отходов) [10];
3. Программа «Green Key» представляет собой эко-лейбл, которым награждаются отели и другие предприятия индустрии гостеприимства после успешного прохождения аудита на соответствие критериям экологии и ресурсобережения [4, с. 55].
Из критериев вышеперечисленных программ можно вынести общие особенности, определяющие экологические средства размещения:
- Использование экологических строительных и отделочных материалов.
Экологическим строительным материалом можно назвать то, что сделано из
переработанного сырья, не содержит в себе токсичных, мутагенных и канцерогенных соединений, обладает относительно долгим сроком службы и стойкостью к износу. Кроме того, на производстве экологических строительных материалов используется экологический менеджмент, минимизация и переработка отходов, установки по очистке воздуха и воды, минимизация и экологичность упаковочных материалов.
- Зелёные насаждения.
При оснащении зданий экологического отеля могут быть использованы модули вертикального озеленения или так называемые фитостены. Для их создания используются биоудобрения, а использование пестицидов сведено к минимуму. Озеленение гостиницы -это один из способов преобразовать её в экологическое средство размещения, что будет подчёркиваться визуально.
- Органические продукты питания.
Производство экологических продуктов питания, которые используются на комбинатах общественного питания в экологических гостиницах, базируется на следующих принципах: фермы и теплицы расположены вдали от крупных магистралей, вредных производств и городов, для удобрений используется переработанное нетоксичное сырьё, животные держатся в свободных загонах с использованием санитарных и гигиенических норм, в конечном продукте не содержатся генно-модифицированные, канцерогенные и мутагенные вещества, а упаковка продукции экологична и минимизирована.
- Безопасная техника.
При операционной деятельности современного гостиничного предприятия активно используется офисная техника, этот процесс также попадает под определённые нормы экологии и ресурсосбережения. При выборе техники важно обращать внимание на маркировку: класс энергоэффективности A, маркировка Energy Star [9]. Такая техника разумно использует электроэнергию, автоматически переключается на энергосберегающий режим работы. Офисный мусор также необходимо сортировать отдельно и сдавать на переработку, особенно макулатуру, аккумуляторы и картриджи.
- Многоразовые средства гигиены.
Размещение гостей в гостиницах и других средствах размещения предполагает большую проходимость потока гостей даже в пределах одного номера. Ряд материалов не может быть многоразовым в использовании ввиду их предназначения. Использованные бумажные или ватные средства гигиены, а также лезвия, содержащие биоматериал, утилизируются как отходы группы Б, отдельно от других отходов, так как могут представлять биологическую опасность. Остальные изделия должны быть переработаны и собраны раздельно, в зависимости от материала. В международных экологических программах и стандартах главным приоритетом является безотходность, из чего следует, что одноразовые изделия уступают тем, которые можно использовать повторно после обработки. При этом обработка должна производиться с учётом экономного использования ресурсов, а химические средства должны быть биоразлагаемыми.
- Биоразлагаемые и концентрированные моющие средства.
Компания ECOLAB является не только производителем экологических моющих средств, разработанных специально для гостиниц, но и организатором программ обучения персонала работе с этими средствами [9]. В производстве моющих средств компания ECOLAB руководствуется следующими требованиями: моющие средства должны экономно расходоваться (быть концентрированными), быть биоразлагаемыми и не содержать токсичных веществ, представляющих опасность природе и человеку.
Благодаря внедрению экологических инноваций в этих областях гостиница может заметно снизить негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду (рисунок 1).
Рисунок 1. Области применения экоиноваций в гостинице
Исходя из вышеописанного следует, что главной целью «зеленого» строительства гостиничных средств является минимизировать объем использования энергетических и материальных ресурсов при обеспечении комфортных условий внутренней среды, включая инженерные работы, проектирование, строительство, эксплуатацию, капитальный ремонт, реконструкцию [6, с. 25].
Также можно определить основные направления экологизации и ресурсосбережения в гостиничном бизнесе:
- Электроэнергия.
Электроэнергия является одним из важнейших ресурсов отеля, обеспечивающего работу всей техники и систем, поэтому в этой области расход будет самым большим. Экономить электроэнергию позволяют автоматические датчики движения, контролирующие подачу света, а также установка счётчиков электроэнергии. Неиспользуемые номера и другие помещения отеля следует не освещать и не отапливать. Вместе с тем, так как большинство общественных территорий гостиницы должно освещаться непрерывно, рекомендуется использование энергосберегающих и светодиодных ламп.
- Отопление.
В настоящее время часть гостиниц, размещающихся в зданиях советского и постсоветского пространства, неэффективно и неэкономно используют обогрев, так как тепло не задерживается, возрастают затраты на коммунальные услуги. Важно обратить внимание на теплоизоляцию здания, особенно в районе окон, ликвидировать слабые места.
- Вода.
Использование воды отелями имеет колоссальные объёмы за счёт постоянной уборки, стирки и гигиены гостей. Экономить воду в отелях позволяют сенсорные датчики на смесителях, счётчики воды, ограничители в сливных бачках. Не менее важным является регулярный мониторинг всей системы сантехники, так как даже немного подтекающий кран или сливной бачок могут привести к значительному объёму израсходованной воды.
- Продукты питания.
Очевидно, что расход гостиничным предприятием продуктов питания - это величина, сократить которую не представляется возможным без ущерба качеству предоставляемых гостям услуг и уровню сервиса. Однако, можно уделить внимание остаткам пищи, которые не были затронуты гостями, особенно со шведских столов. Можно выставить скоропортящуюся пищу в служебной столовой, а с более долгим сроком годности - пожертвовать в благотворительные организации.
- Расходные материалы.
Экономия на расходных материалах позволит существенно срезать затраты бюджета. Например, покупка косметических средств для гостевых номеров гораздо выгоднее в больших объёмах, а не в индивидуальных упаковках, которые, кроме того, оставляют больше мусора. Поэтому в номерах можно использовать диспенсеры косметических средств, выдающее необходимое количество продукта. Использование моющих средств станет экономнее, если закупать концентрированные средства и разводить их в воде. Современные экологические бренды как раз нацелены на производство концентрированных продуктов.
В настоящее время экологические инновации наиболее востребованы в отелях сегмента «люкс», которые призывают сохранять окружающую среду посредством внедрения экотехнологий в сферу гостиничного бизнеса. На основании последних исследований, проведенных НП «Международное экологическое аудиторское сообщество», можно утверждать, что, например, более 60 % американских туристов могут себе позволить оплатить высокую стоимость размещения в отелях, если те участвуют в программах, содействующих охране окружающей среды [4, с. 54]. Такое отношение
потребителей стимулирует отели и гостиницы к развитию технологий работы, не наносящих ущерб окружающей среде.
По этой причине гостиничная сфера в последние годы стала уделять особое внимание вопросам экологичности работы средств размещения и бережному отношению к окружающему миру и тому есть достаточное количество действующих примеров. В частности, американская гостиничная цепь Intercontinental в 2008 году представила собственный бренд - Innovation Hotel. Отели данного бренда заявлены как 100% безотходные. Для этого в их работе используется только солнечная и ветряная энергетика, а именно использование солнечных батарей и ветряных мельниц или турбин. Объём воды является постоянным, возобновляемым после сбора дождевой воды и очистки уже использованной. Материалы, из которых построен и отделан такой отель, исключительно переработанные и натуральные. Оставшуюся пищу эти отели передают в благотворительные фонды, а пищевые отходы используют для создания биотоплива. На данный момент отелей этого бренда свыше 200, они представлены в рамках сети Holiday Inn. Опыт строительства и функционирования данных отелей показал, что возможно снижение до 30% затрат на строительство и до 30% объёма использования в работе электроэнергии.
Американская гостиничная цепь Mariott проанализировала объём негативных последствий в своей рабочей деятельности и выдвинула концепцию «зелёных» конференций. Данная концепция предполагает экономию бумаги на раздаточном материале, который вместо печати рассылается участникам конференции в электронном виде. Кроме того, использованные бейджи и стенды после конференции сдаются на хранение и предлагаются участникам на следующих конференциях, если участники остаются прежними, а стенды актуальными. Вместо индивидуальных бутылок воды предлагаются напитки из общих графинов. Для канцелярских принадлежностей -блокнотов, ручек, а также для стаканов используется переработанная бумага. Сбор мусора на «зелёных» конференциях осуществляется раздельно, а затем весь собранный мусор сдаётся на переработку.
В российской практике первым отелем, прошедшим экологический аудит в рамках программы «Green Key», стал Cronwell Inn Стремянская в Санкт-Петербурге. В своей рабочей деятельности отель использует регуляторы расхода воды на смесителях, безопасную бытовую химию, дозаторы косметических средств и картонные одноразовые упаковки. Кроме того, проводится снижение объёмов стирки путём повторного использования белья гостями, а также информирование об экологической ответственности персонала и гостей отеля.
Отель Hyatt Regency Plaza в Ростове-на-Дону построен с использованием в облицовке фасада специальных жалюзи со встроенными солнечными батареями. Эти устройства не только вырабатываю солнечную энергию, но и не позволяют зданию перегреться в жаркую погоду. В холодную погоду - наоборот, стены здания отеля отражают прохладный воздух и задерживают тепло внутри. Как следствие, использование данной технологии приводит к уменьшению использования кондиционирования и отопления.
Отель «Rosa Springs» в Сочи является наглядным примером использования концепции экологичности и ресурсосбережения в работе. Данное средство размещения обладает широким спектром технологий энергоэффективности, а именно: солнечные батареи на крыше, геотермальной отопительной установкой, специальными оконными блоками с деревянным каркасом и нанотехнологическим покрытием, а также изолирующей от холода и сохраняющей тепло так называемый «мокрый фасад». Последний представляет собой многослойную обработку фасада здания специальными клеевыми растворами и штукатуркой.
Степень теоретической разработанности в вопросах экологических средств размещения и внедрения в их работу ресурсосберегающих технологий достаточно высокая как у российских, так и у зарубежных авторов. Это обусловлено растущей востребованностью и актуальностью экологического подхода к производству и повседневной жизни. Однако, видится необходимым изменить ненормированный подход к строительству, стандартизации и сертификации экологических средств размещения. В свою очередь даже частично заимствуя передовой опыт зарубежных отелей и экологических программ, российские гостиницы способны сделать свою деятельность более бережной по отношению к природе.
Прогнозные предположения о развитии перехода гостиниц на экологическую концепцию работы заключаются в том, что в пределах ближайшего десятилетия большая часть средств размещения перейдёт на экологические и ресурсосберегающие технологии работы, а новые средства размещения будут строиться уже с учётом экологических требований.
Литература
1. Галенко Е.В., Криворучка П.О. Предпочтения туриста при выборе экологической гостиницы // АНИ: экономика и управление. 2018. №2 (23). С. 110-114.
2. Духовная Л.Л., Буряк Л.Г. Глобальные экологические процессы: новые тенденции развития мирового туристского рынка // Сервис в России и за рубежом. 2010. №4 (19). С. 27-36.
3. Сумин К.А., Крыга А.В. Преимущества системы экологического менеджмента в современном гостиничном комплексе // Материалы V Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». 2014. С. 7.
4. Печерица Е.В. Зарубежный опыт применения экологических инноваций в средствах размещения // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. №34. С. 49-60.
5. Орлова А.М. Возможные пути к ресурсосбережению в гостиничном хозяйстве. // Науковедение. 2015. Т.7. № 4. С. 1-14.
6. Ковальчук А.П., Блинова Е.А., Дедусенко Е.А. Повышение конкурентоспособности российских предприятий в индустрии гостеприимства и туризма в современных условиях// Российский экономический интернет-журнал. 2016. № 4. С. 25.
7. Сухановский Ю. А. Опыт внедрения зеленых технологий в индустрии гостеприимства в России // Цифровизация общества: состояние, проблемы, перспективы. 2019. C. 255-263.
8. Эко-маркировка «Energy Star» // Официальный сайт. URL: https://www.energystar.gov/ (Дата обращения: 14.11.2020)
9. Компания «ECOLAB» // Официальный сайт. URL: https://www.ecolab.com/ (Дата обращения: 14.11.2020)
10. Программа «Zero Waste» // Официальный сайт Zero Waste International Alliance. URL: http://zwia.org/ (Дата обращения: 05.11.2020)