Научная статья на тему 'Экологическая оценка искусственной освещенности и пульсации приборов в учебных помещениях'

Экологическая оценка искусственной освещенности и пульсации приборов в учебных помещениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
антропогенная система / экологическая безопасность / автоматия саккад / коэффициент пульсации / экологическая культура / экологическое образование / охрана труда. / anthropogenic system / environmental safety / saccade automation / ripple coefficient / ecological culture / environmental education / occupational safety and health

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В. О. Доломанова, Н. В. Каргаполов, В. А. Щерба, А. В. Мазаев, Е. А. Абрамова

В статье представлены результаты экологических исследований в двух различных школьных учебных помещениях. Рассмотрены причины роста экологической напряженности в современных школьных учебных аудиториях. Проведены приборные исследования наиболее опасных для здоровья учащихся физических параметров. Дана экологическая оценка качества искусственной освещенности и пульсации осветительных приборов, приведены рекомендации по устранению негативного воздействия различных излучений на школьников и педагогов. Обращено внимание на необходимость контроля физических параметров учебных помещений по соблюдению температурного режима, параметров искусственного и естественного освещения, режима проветривания. Исследования показали, что системный подход к экологической оценке учебных помещений позволяет своевременно выявить экологические нарушения и снизить экологические риски и предотвратить возможный вред здоровью обучающихся. Приведены возможные варианты организации научно-практической деятельности школьников и преподавателей школ по оценке качества искусственной освещенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В. О. Доломанова, Н. В. Каргаполов, В. А. Щерба, А. В. Мазаев, Е. А. Абрамова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL ASSESSMENT OF ARTIFICIAL ILLUMINATION AND THE PULSATION OF THE APPLIANCES IN CLASSROOMS

The article presents the results of environmental studies in two different school classrooms. The reasons for the growth of environmental tension in modern school classrooms are considered. The instrumental studies of the most dangerous for the students’ health physical parameters were carried out. An environmental assessment of the quality of artificial lighting and pulsation of lighting devices is given; recommendations are given for eliminating the negative effects of various radiations on students and teachers. The attention is drawn to the need to control the physical parameters of classrooms to comply with the temperature regime, the parameters of artificial and natural lighting, and the ventilation mode. The studies have shown that a systematic approach to the environmental assessment of classrooms allows timely identification of environmental violations and reduce environmental risks and prevent possible harm to the health of students. Possible options for organizing the scientific and practical activities of schoolchildren and school teachers in assessing the quality of artificial lighting are given.

Текст научной работы на тему «Экологическая оценка искусственной освещенности и пульсации приборов в учебных помещениях»

УДК 504.75.05

DOI: 10.24411/1728-323X-2019-18048

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИСКУССТВЕННОЙ ОСВЕЩЕННОСТИ И ПУЛЬСАЦИИ ПРИБОРОВ В УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ

В. О. Доломанова, магистр экологии

и природопользования, ведущий специалист ГУЛ

«Государственный природоохранный центр»

(подведомственная организация Департамента

природопользования и охраны окружающей

среды г. Москвы), v.deloman@mail.ru,

Н. В. Каргаполов, к. г. н, доцент,

Московский педагогический государственный

университет, доцент кафедры экологии

и природопользования, kargapolovn@mail.ru,

В. А. Щерба, к. г.-м. н, доцент,

Российский государственный геологоразведочный

университет им. С. Орджоникидзе,

доцент кафедры экологии и природопользования,

shcherba_va@mail.ru,

А. В. Мазаев, к. г.-м. н., доцент,

Российский государственный геологоразведочный

университет им. С. Орджоникидзе,

доцент кафедры экологии и природопользования,

mazaevav@mgri.ru,

Е. А. Абрамова, к. г. н., доцент,

Российский государственный геологоразведочный

университет им. С. Орджоникидзе,

доцент кафедры экологии и природопользования,

povadina@mail.ru

В статье представлены результаты экологических исследований в двух различных школьных учебных помещениях. Рассмотрены причины роста экологической напряженности в современных школьных учебных аудиториях. Проведены приборные исследования наиболее опасных для здоровья учащихся физических параметров. Дана экологическая оценка качества искусственной освещенности и пульсации осветительных приборов, приведены рекомендации по устранению негативного воздействия различных излучений на школьников и педагогов. Обращено внимание на необходимость контроля физических параметров учебных помещений по соблюдению температурного режима, параметров искусственного и естественного освещения, режима проветривания. Исследования показали, что системный подход к экологической оценке учебных помещений позволяет своевременно выявить экологические нарушения и снизить экологические риски и предотвратить возможный вред здоровью обучающихся. Приведены возможные варианты организации научно-практической деятельности школьников и преподавателей школ по оценке качества искусственной освещенности.

The article presents the results of environmental studies in two different school classrooms. The reasons for the growth of environmental tension in modern school classrooms are considered. The instrumental studies of the most dangerous for the students' health physical parameters were carried out. An environmental assessment of the quality of artificial lighting and pulsation of lighting devices is given; recommendations are given for eliminating the negative effects of various radiations on students and teachers. The attention is drawn to the need to control the physical parameters of classrooms to comply with the temperature regime, the parameters of artificial and natural lighting, and the ventilation mode. The studies have shown that a systematic approach to the environmental assessment of classrooms allows timely identification of environmental violations and reduce environmental risks and prevent possible harm to the health of students. Possible options for organizing the scientific and practical activities of schoolchildren and school teachers in assessing the quality of artificial lighting are given.

Ключевые слова: антропогенная система, экологическая безопасность, автоматия саккад, коэффициент пульсации, экологическая культура, экологическое образование, охрана труда.

Keywords: anthropogenic system, environmental safety, saccade automation, ripple coefficient, ecological culture, environmental education, occupational safety and health.

Введение. Современные исследования показали, что экологические проблемы антропогенных систем связаны с объемом потребления энергоресурсов, качеством и эффективностью их использования.

Дополнительная энергия, поступление которой формируют антропогенные экосистемы, ее источники, количество, экологические параметры, структура потребления и другие характеристики определяются исторически сложившимися особенностями этих систем. Избыточная по отношению к природным экосистемам энергия способствует росту ее потребления и приводит к формированию свойств, которые враждебны для природной среды и человека. А их уровень определяется затратами на создание благоприятной среды [5, 6].

В школьных учебных помещениях постоянно растет количество приборов, экологические характеристики которых слабо оценены. Это создает угрозу здоровью обучающихся, поскольку большую часть дня они проводят в этих учебных классах.

Хорошее санитарно-гигиеническое состояние школы подразумевает не только соблюдение чистоты, регулярное и правильное проведение уборки всех помещений. Важно правильно организовать освещенность и воздушно-тепловой режим учебных помещений. Недостаточная и неправильная освещенность приводит к снижению остроты зрения и работоспособности, повышению нервно-психологического напряжения, утомляемости.

Экологическая безопасность школы требует постоянного контроля физических параметров учебных помещений: соблюдению температурного режима, контроля параметров искусственного и естественного освещения, соблюдения режима проветривания. К контролю этих параметров и проведению прикладных исследований физических параметров учебных помещений помимо экологов и специалистов по охране труда можно привлекать учеников и преподавателей школ и вузов в рамках организации проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся. Под научным руководством преподавателей или специалистов по охране труда школьники могут выполнять оценку школьных помещений, участвовать в экологической паспортизации школы, контролировать физические параметры школьных помещений [7]. Эта д еятельность составляет сложный комплекс мероприятий, который включает в себя измерения с помощью высокоточных приборов, лабораторные анализы и составление паспортов учебных помещений. В проведении исследований должны принимать участие представители разных научных специальностей — биологи, химики, физики и экологи.

Такая научно-исследовательская и проектная деятельность школьников должна быть организована с использованием современных образовательных технологий. Это повысит практическую направленность учебного процесса, привлечет обучающихся к решению насущных экологических проблем. Этому должно способствовать и повышение заинтересованности школ в создании экологически обоснованной комфортной образовательной среды [7].

Такой системный подход к экологической оценке учебных помещений позволяет своевременно выявить экологические нарушения и снизить экологические риски, а значит, предотвратить возможный вред здоровью обучающихся.

Методы исследования. В статье представлены результаты экологических исследований в двух различных учебных помещениях ш кол и проведена экологическая оценка соответствия опасных процессов принятым в России нормам [3].

В настоящее время нет единого понятия «экологическая безопасность школы». Не определены

направления и критерии оценки деятельности образовательного учреждения в рассматриваемом контексте, несмотря на то что эта проблема рассматривалась в ряде публикаций и исследований. Также отсутствует единая система требований к экологической безопасности образовательного учреждения, не организована система экологического мониторинга школы, не проводится учет возможных рисков для здоровья детей, связанных с неблагоприятным состоянием окружающей среды.

Наблюдается обострение экологической напряженности в учебных помещениях, обусловленное ростом технического оснащения. Отмечаются нарушения в области освещенности и пульсации приборов, а также превышение как уровня электромагнитного излучения, так и показателей звукового давления.

Расположенные без учета экологической нагрузки приборы, электрощитовые и сетевые узлы повышают общий электромагнитный фон, а отсутствие стеклопакетов, старые покрытия и недостаточная звукоизоляция создают повышенный уровень шума, при котором возможность плодотворного обучения значительно снижается. Такие нарушения экологической безопасности в учебных помещениях могут представлять реальную угрозу здоровью обучающихся.

Среди самых опасных для здоровья учащихся реакций организма на окружающую среду являются процессы, активизирующие непроизвольное движение глаз (автоматия саккад), которое усиливается при пульсации используемых в быту приборов [10].

Характер следования саккад обусловлен деятельностью центральной нервной системы, соответствующие структуры которой способны генерировать сигнал по типу автоматии, т. е. способны к ритмогенезу.

Саккады играют существенную роль в целенаправленном поведении, зрительном восприятии, исследовании окружающего мира и в полной мере развиты только у приматов и человека. Нарушения саккадических движений глаз объективно отражают нейродегенеративные процессы при физиологическом старении, психических и двигательных расстройствах.

Исследователями отмечено, что при превыше -нии коэффициента пульсации в совокупности с недостаточной или избыточной освещенностью учебного помещения и длительном нахождении в нем у учеников могут наблюдаться ухудшение зрения, признаки хронической утомляемости, первичные признаки апатии и депрессивных расстройств, нарушения в работе центральной нервной системы и подобные физиологические проблемы [13].

Ухудшается процесс фиксирования, анализа, запоминания материала. Страдает весь образовательный процесс — мозг, ощущая постоянное напряжение в своей работе, неадекватным образом реагирует на изменения в устоявшемся процессе — т. е. на неординарную стрессовую ситуацию. На неожиданную проверочную работу, вызову ученика к доске организм ученика может отреагировать неадекватным образом — это и внезапное проявление агрессивного поведения, чрезмерная стрессовая реакция в виде истерики или полное игнорирование учебного процесса — неспособность запоминать, обрабатывать и воспроизводить нужный учебный материал [4].

Считается, что человеческий глаз способен воспринимать изменения в визуальной информации при частоте 30—80 Гц, т. е. от 30 до 80 колебаний в секунду. Выше этой частоты мерцания уже не воспринимаются человеком визуально. Этот параметр называется критической частотой слияния мельканий (КЧСМ), и эффект слияния широко используется в кино, стробоскопии и т. д. [8].

Мерцания частотой выше 50 Гц становятся невидимыми человеческому глазу. Такая частота мерцания светового потока становится невидимой для человечного глаза, но продолжает регистрироваться сетчаткой и мозгом. Это может вызвать головные боли, снижение настроения, ухудшение самочувствия, затяжную бессонницу, периодически возникающую без видимых причин тошноту и другие негативные последствия. Доказано, что световые пульсации никак не влияют на здоровье человека лишь при частоте 300 Гц и выше [1].

Мерцающий свет перегружает зрительную и нервную системы человека, нарушает естественные биоритмы. Типичные симптомы воздействия пульсирующего светового потока — повышенная утомляемость, сухость и боль в глазах, головные боли, раздражительность [3]. Длительное воздействие пульсации света может привести к хроническим заболеваниям, таким как мигрень и депрессия. У подростков могут наблюдаться задержки гормонального развития.

В работе представлены результаты экологических исследований в двух различных учебных помещениях (школ). Методики проведенных измерений пульсации освещенности базируются на государственном стандарте ГОСТ Р 54945—2012. «Здания и сооружения. Методы измерения коэффициента пульсации освещенности» [12]. Этот стандарт устанавливает методы измерения коэффициента пульсации освещенности на рабочих местах (рабочих поверхностях) от общего и местного искусственного освещения, а также на ус-

ловной рабочей поверхности в помещениях зданий и сооружений.

При исследовании учитывался свод правил СП 52.13330.2011 «Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05—95» [9]. Этот свод правил распространяется на проектируемые, реконструируемые и существующие жилые и общественные здания.

Экологическая оценка опасности пульсации света проводилась по утвержденной формуле:

E — E tz — Емакс Емин

2 E,

100,

ср

где Емакс — зафиксированный максимум значения освещенности, Еиин — зафиксированный минимум значения освещенности, Еср — среднее значение освещенности за время измерения.

Измерение частоты пульсации проводилось в Гц (герцах), а коэффициента пульсации — в процентах (%). Для измерения коэффициента пульсации освещенности используются приборы с измерительными преобразователями излучения с пределом допустимой погрешности средств измерений не более ±10 % с учетом погрешности спектральной коррекции, определяемой как отклонение относительной спектральной чувствительности измерительного преобразователя излучения от относительной спектральной световой эффективности монохроматического излучения для дневного зрения [8].

Пульсация приборов искусственного освещения в данном исследовании измерялась с помощью люксметра-яркометра-пульсметра Radex Lupin. Чтобы уменьшить погрешность прибора следует исключить наличие дополнительных источников света, сам прибор должен оставаться неподвижным. Подготовка к измерению проводилась в соответствии с регламентом, по которому определяется количество точек в помещении, в которых проводится измерение. Для этого вычисляется лазерным дальномером или рулеткой длина помещения, и минимальное количество рабочих точек устанавливается исходя из данных нормативного предписания.

Полученные результаты и обсуждение. Измерения проведены в темное время суток, по истечении получаса с момента полного захода солнца. Если на улице присутствует сильное уличное освещение, которое может повлиять на результаты исследования, окна исследуемого помещения тщательно закрывались плотными шторами. В полном соответствии с правилами проведены исследования освещенности и коэффициента пульсации: в учебном классе начальной школы (12 точек замера), в учебном классе средней и старшей школы (12 замеров) и у электронной до-

300 250 200 150 100 50 0

40 35 30 25 20 15 10 5 0

Ои_факг (Лк) Ои_норма (Лк)

129

120

99 92

112

110

96,8

44,6

I М I 11111 I

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Рис. 1. График искусственной освещенности кабинета 1 школы № 1

I I Кп факт (%) -Кп норма (%)

14,5

32,5

35,8

35,2

37,5

35,3

30

26,9

27,6

25,8

30,4

36,5

123456789 10 11

Рис. 2. График коэффициента пульсации кабинета 1 школы № 1

12

ски учебного кабинета химии и биологии средней и старшей школы (12 замеров).

Результаты замеров приведены на рис. 1 и 2. На графике видно, что искусственная освещенность в кабинете 1 гораздо ниже нормы. Превышение показателей коэффициента пульсации в кабинете 1 превышает норму в 3,6 раза.

Результаты замера искусственной освещенности и коэффициента пульсации в кабинете 2 школы № 1 свидетельствуют о недостаточной его искусственной освещенности. В то же время наблюдается превышение показателей коэффициента пульсации в 2,4 раза (рис. 3 и 4).

Измерение искусственной освещенности и коэффициента пульсации в кабинете 3 биологии и химии средней и старшей школы № 1 (кабинет с электронной доской) показали, что искусственная освещенность в 2 раза меньше нормы, в то же время отмечается превышение показателей коэффициента пульсации электронной доски в 3,6 раза. Замеры искусственной освещенности и коэффициента пульсации в кабинете 1 начальной школы № 2 свидетельствуют о том, что превышение показателей освещенности — в 1,6 раза, пульсация — в 3,2 раза. Измерения искусственной освещенности и пульсации в кабинете 2 средней школы № 2. Превышение показателей освещенности — в 1,6 раза, коэффициента пульсации — в 3,2 раза.

Отмечается превышение показателей искусственной освещенности в 1,6 раза, коэффициента пульсации — в 2,7 раза в кабинете 3 средней и старшей школы № 2 (кабинет с электронной доской). Превышение показателей пульсации электронной доски — в 3,6 раза.

Экологическая оценка учебных помещений — длительный, планомерный и кропотливый труд, призванный выявить уязвимые места в экологической обстановке и максимально снизить возможные негативные последствия. Основой экологической оценки, предлагаемой в работе, является выявление превышений оцениваемых физических показателей над установленными ПДК, ПДУ и определение возможностей по улучшению внутренней экологической обстановки.

При экологической оценке безопасности учебных помещений было установлено, что термин «экологическая безопасность школ» не имеет четкого определения опасности исследованных экологических параметров. Отсутствует система экологического контроля учебных помещений и не организован экологический мониторинг с учетом возможных рисков для здоровья детей. Методы приборных измерений физических критериев воздействия не применяются на практике или применяются крайне редко и локальным образом. Недостаточно хорошо организована работа по созданию в школе научно обоснован-

300 250 200 150

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Ои_факг (Лк)

Ои_норма (Лк)

171,8

149,5 136,1

155

111,5

100 -Ш

0

40

30

I I I I П I 1111

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Рис. 3. График искусственной освещенности кабинета 2 школы № 1

I I Кп факг (%) -Кп норма (%)

25

20 -

15 -

10 -

5 -О

27,3

14,5

34,8

26,2

29,6

22,2

23,8

28,1

32,5

16,8

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Рис. 4. График коэффициента пульсации кабинета 2 школы № 1

ной экологически комфортной образовательной среды.

Были проанализированы современные методы решения проблем экологической безопасности в учебных помещениях. Одним из них является непрерывное экологическое просвещение учащихся, которое отвечает потребностям и способностям возрастных изменений ребенка. Привлечение молодых специалистов-экологов с целью решения этой проблемы усилит внимание к вопросу экологизации школьного пространства среди учеников и родителей.

Взаимовыгодное сотрудничество экологов, специалистов по охране труда, преподавателей вузов и администрации школ приведет к положительной динамике в вопросе экологического образования и просвещения, экологизации учебного про-

цесса, а также к исполнению предписанных законодательством санитарно-гигиенических норм.

Выводы. Проведенная экологическая оценка искусственной освещенности и пульсации электроприборов в учебных помещениях двух школ показала неблагоприятную обстановку в обоих случаях.

Обработка полученных результатов и установление их соответствия нормативам для каждого объекта позволили дать рекомендации по устранению или снижению уровня неблагоприятных последствий на здоровье и жизнедеятельность учащихся. Выполненные исследования свидетельствуют, что все рекомендации могут быть исполнены без дополнительных финансовых затрат со стороны администраций школ, а также легко применимы на практике.

Библиографический список

1. Гиппенрейтер Ю. Б. Движения человеческого глаза / Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: Издательство Московского университета, 1978. 256 с.

2. Гун Г. Е. Разработка программ по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни: методическое пособие / Г. Е. Гун. — Москва: Русское слово, 2014. 128 с.

3. Доломанова В. О. Экологические риски пульсации приборов в учебных помещениях. / В. О. Доломанова // Труды шестой международной научно-практической конференции. «Индикация состояния окружающей среды: теория, практика, образование». М.: Буки-Веди. 2018 С. 162—169.

4. Ильина Е. И. Почему не принимаются меры для снижения пульсации освещенности / Е. И. Ильина, Т. Н. Часту-хина // Светотехника. 2005. № 4. С. 71—73.

5. Каргаполов Н. В. Геоэкология / Учебное пособие для студентов-бакалавров по направлению 511100 (020801) «Экология и природопользование» / Н. В. Каргаполов; Мин-во образования и науки Российской Федерации, Московский гос. гуманитарный ун-т им. М. А. Шолохова. Москва, 2010. 123 с.

6. Каргаполов Н. В. Гуманитарные аспекты геоэкологии / Н. В. Каргаполов // Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2013. № 1. С. 32—34.

7. Мазаев А. В., Экзарьян В. Н. Основы экологического образования: Учебное пособие. — М.: «11-й формат», 2017. — 59 с.

8. Ошурков И. Обоснованный подход к нормативам пульсаций светодиодного освещения / И. Ошурков // Современная электроника. 2012. № 4. С. 68—71.

9. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях: СанПиН 2.4.2.2821—10, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 / Мин. юст России. М.: 2011. 49 с.

10. Wilkins A. J. Fluorescent lighting headaches and eye-strain / A. J. Wilkins, I. Nimmo-Smith, A. I. Slater, L. Bedocs // Lighting Research and Technology. 1989. № 21. P. 11—18.

11. Bizzi E. Discharge of frontal eye field neurons durig saccadic and following eye movements in unanasthetized monkeys / E. Bizzi // Exp. Brain Res. 1966. № 6. P. 69—80.

12. ГОСТ Р 54945—2012. «Здания и сооружения. Методы измерения коэффициента пульсации освещенности». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://gostrf.com/normadata/1/4293788/4293788405.pdf (Дата обращения 04.11.2019).

13. Люксметры [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.priborelektro.ru/product/price/lyuksmetry-79 (Дата обращения 03.09.2018).

ENVIRONMENTAL ASSESSMENT OF ARTIFICIAL ILLUMINATION AND THE PULSATION OF THE APPLIANCES IN CLASSROOMS

V. O. Dolomanova, Master of Ecology and Nature Management, Leading Specialist of State Unitary Enterprise "State Environmental Center" (subordinate organization of the Department of Nature Management and Environmental Protection of Moscow), N. V. Kargapolov, Ph. D., Associate Professor, Moscow State Pedagogical University, Associate Professor of the Department of Ecology and Nature Management, kargapolovn@mail.ru,

V. A. Shcherba, Ph. D., Associate Professor, Ordzhonikidze Russian State Geological Exploration University, Associate Professor, Department of Ecology and Nature Management, shcherba_va@mail.ru,

A. V. Mazaev, Ph. D., Associate Professor, Ordzhonikidze Russian State Geological Exploration University, Associate Professor, Department of Ecology and Nature Management, mazaevav@mgri.ru,

E. A. Abramova, Ph. D., Associate Professor, Ordzhonikidze Russian State Geological Exploration University, Associate Professor, Department of Ecology and Nature Management, povadina@mail.ru.

References

1. Gippenrejter Iu. B. Dvizheniya chelovecheskogo glaza [Human eye movements]. Moscow, Izdatel'stvo Moskovskogo univer-siteta, 1978. P. 256 [in Russian]

2. Gun G. E. Razrabotka programm po formirovaniyu ekologicheskoj kul'tury, zdorovogo i bezopasnogo obraza zhizni: meto-dicheskoe posobie [Development of programmes for the formation of an ecological culture, a healthy and safe lifestyle: a methodological guide]. Moscow, Russkoe slovo. 2014. p. 128 [in Russian].

3. Dolomanova V. O. Ekologicheskie riski pul'sacii priborov v uchebnyh pomeshcheniyah. Trudy 6 mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Indikaciya sostoyaniya okruzhayushchej sredy: teoriya, praktika, obrazovanie" [Environmental risks of ripple appliances in classrooms. Proceedings of the Sixth international scientific-practical conference "Indication of the state of the environment: theory, practice, education"]. Moscow, Buki-Vedi. 2018. P. 162—169 [in Russian]

4. Ilyina E. I. Pochemu ne prinimayutsya mery dlya snizheniya pul'sacii osveshchennosti [Why measures are not taken to reduce the pulsation of illumination]. Moscow, Svetotekhnika. 2005. No. 4. P. 71—73 [in Russian]

5. Kargapolov N. V. Geoekologiya. Uchebnoe posobie dlya studentov-bakalavrov po napravleniyu 511100 (020801) "Ekologiya i prirodopol'zovanie" [Textbook for undergraduate students in the specialization 511100 (020801) "Ecology and nature management"]. Moscow, Min-vo obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii, Moskovskij gosudarstvenniy gumanitarnyj universitet im. M. A. Sholohova. 2010. P. 123 [in Russian].

6. Kargapolov N. V. Gumanitarnye aspekty geoekologii. Vestnik Mezhdunarodnoj akademii nauk (Russkaya sekciya) [Humanitarian aspects of geoecology. Bulletin of the International Academy of Sciences (Russian section)]. Moscow, 2013. No. 1. P. 32—34 [in Russian].

7. Mazaev A. V., Ekzaryan V. N. Osnovy ekologicheskogo obrazovaniya. Uchebnoe posobie [Fundamentals of environmental education: Textbook]. Moscow, 11 format. 2017. p. 59 [in Russian].

8. Oshurkov I. Obosnovannyj podhod k normativam pul'sacij svetodiodnogo osveshcheniya [A sound approach to the standards of pulsations of LED lighting]. Moscow, Sovremennaya elektronika. 2012. No. 4. P. 68—71 [in Russian]

9. Sanitarno-epidemiologicheskie trebovaniya k usloviyam i organizacii obucheniya v obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdeniyah: SanPiN 2.4.2.2821—10, utv. postanovleniem Glavnogo gosudarstvennogo sanitarnogo vracha RF ot 29 dekabrya 2010 g. № 189 [Sanitary and epidemiological requirements for conditions and the organization of training in general education institutions: SanPiN 2.4.2.2821—10, approved. Decree of the Chief State Sanitary Doctor of the Russian Federation of December 29, 2010 No. 189]. Moscow, Min. yust Rossii. 2011. P. 49 [in Russian]

10. Wilkins A. J. Fluorescent lighting headaches and eye-strain / A. J. Wilkins, I. Nimmo-Smith, A. I. Slater, L. Bedocs. Lighting Research and Technology. 1989. No. 21. P. 11—18.

11. Bizzi E. Discharge of frontal eye field neurons durig saccadic and following eye movements in unanasthetized monkeys / E. Bizzi. Exp. Brain Res. 1966. No. 6. P. 69—80.

12. GOST R 54945—2012. "Buildings and constructions. Methods of measuring the ripple coefficient of illumination". [Electronic resource], available at: http://gostrf.com/normadata/1/4293788/4293788405.pdf, date of access 04.11.2019

13. Light meters [Electronic resource], available at: http://www.priborelektro.ru/product/price/lyuksmetry-79, date of access 03.09.2018.

№ б, 2019

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.