УДК 613.955
ВЛИЯНИЕ НЕДОСТАТОЧНОЙ ОСВЕЩЕННОСТИ ПРИ ЕСТЕСТВЕННОМ И ИСКУССТВЕННОМ ОСВЕЩЕНИИ НА ЗДОРОВЬЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В. Д. Слабышева, А. В. Панова Научный руководитель - Н. Г. Черкасова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: 5hat@bk.ru
Рассмотрено влияние недостаточной освещенности при естественном и искусственном освещении на здоровье обучающихся, доказано влияние освещения на самочувствие, настроение и продуктивность школьников.
Ключевые слова: зрение, естественное и искусственное освещение, здоровье обучающихся.
THE INFLUENCE OF INSUFFICIENT LIGHT AT NATURAL AND ARTIFICIAL LIGHT ON THE HEALTH OF STUDENTS
V. D. Slabysheva, A. V. Panova Scientific supervisor - N. G. Cherkasova
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
E-mail: 5hat@bk.ru
The influence of insufficient light at natural and artificial light on the health of students, proved the influence of lighting on health, mood and productivity of students.
Key words: vision, natural and artificial lighting, the health of students.
Зрение - это бесценный дар, подаренный нам природой. «Ничто не может быть страшнее, как потерять зрение,— это невыразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира», писал А. М. Горький. Человек с помощью зрения получает 90% информации. Быстрое ухудшение зрения - одна из самых серьезных проблем во всем мире. По данным Всемирной организации здравоохранения состояния здоровья подростков и детей в России - серьезная проблема. Пик ухудшения состояния здоровья ребенка приходится как раз на школьный период от 7 до 17 лет. Среди первоклассников нарушение зрения имеют 4% детей, а среди выпускников уже 40%.
Факторов, которые приводят к нарушению зрения достаточно много. Важнейшее значения для гигиены зрения имеет правильное освещение. Постоянный недостаток света при работе может привести к нарушению зрения. Так как ученики проводят большую часть дня в школе, где влияние компьютера и телевизора сведено до минимума, мы предположили, что недостаточная освещенность школьных помещений может быть причиной ухудшения зрения школьников.
Школы в нашей стране рассчитаны для обучения детей, входящих в разные возрастные группы. Так в младшей школе обучаются еще совсем маленькие дети, а в средней и старшей уже постарше. Поэтому требования и нормы, предъявляемые для класса, будут отличаться в зависимости от того, какого возраста здесь будут обучаться дети.
Чтение, письмо и другая работа, выполняемая на близком расстоянии и работой высокой точности, связаны с высокой нагрузкой на глаза. При длительном воздействии такой нагрузки, происходит нарушение зрения, возникают болезненные ощущения [5].
Секция «Экология человека и обеспечение комфортных условий жизнедеятельности»
Стоит отметить, что неправильно организованной уровень освещенности в любом помещении школы будет негативным образом влиять на психику, здоровье и успеваемость каждого школьника. Поэтому чтобы уровень освещённости был оптимальным, были разработаны специальные нормы и требования [1]. В регламентирующей документации прописаны нормы и требования для двух типов освещения: естественное; искусственное.
Естественное освещение под собой подразумевает свет, исходящий от солнца в ясную или пасмурную погоду в вечерние, утренние или дневные часы. Но бывают ситуации, когда естественное освещение не способно на оптимальном уровне создать требуемый по нормам уровень освещенности. В такой ситуации нормы регламентирующей документации предписывают использовать искусственный тип подсветки.
Для создания искусственной подсветки существуют следующие требования к ее организации:
- для рабочего места любого школьника должен создаваться оптимальный уровень освещенности. Такие требования предъявляются для каждого школьного помещения (класса, спортзала, столовой, коридора и т.д.);
- отсутствие слепящего и мерцающего эффекта;
- равномерное распределение светового потока по площади помещения;
- свет должен быть рассеянным и без резких теней;
- быть безопасным для детей и не изменять химические свойства воздуха, т.е. создавать экологически чистым осветительными приборами и источниками света (например, светодиодное).
Классные комнаты и кабинеты должны выполнять следующие требования и нормы:
- освещаться теплым светом. Причем это требование более актуально для классов начальной школы;
- расположение осветительных приборов должно выбираться на основании геометрии помещения, угла рассеивания света и уровня яркости;
- равномерное освещение помещения;
- для освещения можно использовать светодиодное или люминесцентное освещение;
-отношение наименьшей освещённости в классах не должно превышать 0,5. Минимальной
степени освещенности составляет 150 люкс. При этом максимальный уровень подсветки в классах должен находиться на уровне 750 люкс.
При этом особое внимание здесь нужно уделить школьной доске. Это связано с тем, что работа школьника в классе предполагает выход его к доске. Для комфортного пребывания школьника возле доски здесь должны быть соблюдены следующие требования:
- полное исключение слепящего эффекта;
- создание светового потока, который позволяет комфортно и удобно обозревать текст и графики с любой точки класса;
- независимости осветительных приборов от других типов электроприборов;
- экономичность светильников;
- минимальный уровень создаваемого осветительными приборами шума.
Специфическим раздражителем для зрительного анализатора, в состав которого входят сетчатка, зрительные пути и зрительный центр в затылочной доле мозга, является свет. Световые лучи, идущие от предметов, оптической системой глаза фокусируются в центральной ямке сетчатки, вызывая зрительные ощущения [4].
По данным Департамента охраны материнства, детства и санитарного обеспечения Министерства здравоохранения, за 10 лет обучения у школьников зрение ухудшается в среднем вдвое. Автором проведены измерения освещенности создаваемой при естественном и искусственном освещении. А также изучены материалы медицинских карт, предоставленные с разрешения администрации медицинским работником школы. Результаты показали, что если в начальной школе только у 3% детей имеются нарушения зрения, то в 3-4 классе эта цифра увеличивается до 10%, в 7-8 классе - 16%, а среди старшеклассников - примерно 20% близоруких. Кроме того, с первого по пятый урок, снижение остроты зрения происходит у 13% учащихся с нормальным зрением, и у 30% школьников с миопией. Последние устают гораздо быстрее, тем более при низ-
кой освещенности. Значительно улучшить эти показатели, а также увеличить работоспособность и уменьшить утомляемость можно с помощью качественного освещения в классах [2].
Поскольку освещение влияет на самочувствие, настроение и продуктивность школьников, важно, чтобы оно было правильным. Согласно результатам оценки влияния освещения по разным показателям, проведенным автором, и рекомендациям Philips, освещение в учебных заведениях должно соответствовать таким минимальным характеристикам:
- в учебных классах должен быть нейтральный белый свет - 4000 К, минимальная освещенность - не менее 300 люкс;
- в зонах отдыха - теплый белый свет - 2700 К-3000 К;
- индекс цветопередачи в школе должен быть не менее 80 Ra;
- окружающие стены, потолок и пол должны быть окрашены в светлые цвета;
- коэффициент пульсации светильников не должен превышать 15% [3].
Библиографические ссылки
1. Денисов Э. И. Оценка профессионального риска для здоровья в системе доказательной медицины // Бюллетень Научного Совета «Медико-экологические проблемы работающих». 2005. № 3.С. 37 - 42.
2.http://econet.ru/articles/106008-energoeffektivnoe-osveschenie-v-shkole-pochemu-eto-tak-vazhno-dlya-detey.
3.http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2016/09/25/proekt-issledovanie-svetovogo-rezhima-shkolnyh-kabinetov.
4. Овечкин И.Г., Першин К.Б. Функциональная коррекция зрения. СПб.:. АСП, 2003. 97 с.
5. Артюнина Г. П. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. М.: Академический Проект; Фонд "Мир", 2015. 776 с.
© Слабышева В. Д., Панова А. В., 2017