Научная статья на тему 'Экологическая культура – межпредметная интеграция – урок биологии'

Экологическая культура – межпредметная интеграция – урок биологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическая культура / межпредметная интеграция / биология / экология­ лық мәдениет / пәнаралық интеграция / биология / ecological cul­ ture / inter­subject integra tion / biology.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Елена Сергеевна

В данной статье рассмотрены особенности межпредметной интеграции, применяемой на уроках биологии с целью воспитания экологической культуры учащихся. Представлены интегрированные приёмы, используемые на уроках биологии, формирующие у школьников заботливое и бережное отношение к живым организмам, развитие понимания ценности природы, готовности к рациональному природопользованию и участию в сохранении природных богатств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecological culture inter-subject integration Biology lesson

This article considers the features of interdisciplinary integration used at Biology lessons in order to develop students’ environmental culture. Integrated techniques used at Biology lessons are presented, forming in schoolchildren a caring and careful attitude towards living organisms, developing the understanding of the value of nature, readiness for rational use of natural resources and respect for natural resources.

Текст научной работы на тему «Экологическая культура – межпредметная интеграция – урок биологии»

60

Педагогическая наука и практика

УДК 373.1.02:372.8

ГРНТИ 14.25.09

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА –

МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ –

УРОК БИОЛОГИИ

Аңдатпа

Бұл мақалада биология сабақтарында пәнаралық

байланыста қолданылатын әдістердің ерекшеліктері

қарастырылған. Мақсаты оқушылардың экология­

лық мәдениетіне тәрбиелеу. Бұл мақалада биология сабақтарында қолданатын әдістер оқушыларды

тірі ағзаларға деген қамқорлығын қалыптастырады

және табиғаттың біртұтастығын түсінік береді, табиғат байлықтарын сақтауға, рационалды қолдануға

үйретеді.

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В данной статье рассмотрены особенности меж­

предметной интеграции, применяемой на уроках

биологии с целью воспитания экологической культуры учащихся. Представлены интегрированные

приёмы, используемые на уроках биологии, формирующие у школьников заботливое и бережное отношение к живым организмам, развитие понимания

ценности природы, готовности к рациональному

природопользованию и участию в сохранении природных богатств.

Аnnotation

This article considers the features of interdisciplinary

integration used at Biology lessons in order to develop

students’ environmental culture. Integrated techniques

used at Biology lessons are presented, forming in

schoolchildren a caring and careful attitude towards

living organisms, developing the understanding of the

value of nature, readiness for rational use of natural

resources and respect for natural resources.

Кузнецова Е.С.,

учитель биологии,

Тобольская общеобразовательная школа №1,

п. Тобол, район

Беимбета Майлина,

Костанайская область

Негізгі сөздер: экология­

лық мәдениет, пәнаралық

интеграция, биология.

Ключевые слова: экологическая культура, межпредметная интеграция, биология.

Keywords: ecological cul­

ture, inter-subject integra­tion,

biology.

Проблема взаимоотношений человека и природы

не нова. В настоящее время наше общество осознаёт, что происходят глобальные изменения в природе.

Возьмите в сравнении погоду за последние три года.

3(41)/2023

Погода не стабильна, так как не стабильно экологическое состояние природы. И мы ищем ответы на возникшие

вопросы и ищем выход из возникшей

нестабильной экологической ситуации.

Поэтому экологическое образование

признано приоритетным направлением в интеграции всех предметов, и мы

на каждом уроке школьных дисциплин,

особенно на уроках биологии, решаем экологические задачи, воспитываем

экологическую культуру.

Интеграция – это объединение в целое разрозненных частей, глубокое

взаи­мопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщённых

знаний в той или иной области. Именно интегрированный подход даёт возможность экологические задачи решать

нестандартно, интересно, применять

имеющиеся знания и накапливать новые. Такой подход позволяет учащимся

выстраивать путь осознания экологической ситуации малой родины и государства в целом. Зачем это ученику?

Чтобы спрог­нозировать экологические

изменения и их влияние на жизнедеятельность человека, выработать меры

безопасности и применить их на практике. Именно современные ученики

станут будущим нашей страны. За ними

будущее во всех отраслях производства,

им предстоит стоять у руля и направлять свою деятельность на положительные результаты, включая экологизацию

страны.

Каждый урок биологии несёт в себе

частичку экологического воспитания. В

этом помогают разнообразные приёмы.

Нам знакомо упражнение «Ассоциации». Я немного изменила само задание

в этом упражнении, придала ему интеграцию, и вот что получилось.

На каждую букву слова «Экология»

3(41)/2023

61

предлагаю ученикам написать определение, изученное на последнем уроке

по всем предметам. Эти буквы могут

быть как в начале слова, так и в середине и конце слова.

Э–

К–

О–

Л–

О–

Г–

И–

Я–

В старших классах прошу определениям дать устное пояснение. После

пройденных разделов предлагаю на

каж­дую букву написать пройденное

определение за раздел, название растений и животных. В домашнее задание

включаю такое задание в разделе «По

желанию» – не просто написать названия растений и животных, но и, используя интернет-пространство, найти

экологические проблемы у написанных

растений и животных и составить план

действий по решению этих экологических проблем.

Что дают такие задания:

• развитие экологической грамотности учащихся;

• побуждают к активному познанию

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

окружающей действительности;

• побуждают к осмыслению и нахож­

дению причинно-следственных связей;

• развивают логику, мышление, коммуникативные навыки;

• развивают умение формировать

знания, сравнивать, обобщать, делать

выводы.

Мир, окружающий детей, познаётся

ими в многообразии и единстве. Фантазия детей безгранична, и её нужно

направлять на восприятие мира в комплексе. Экологическое образование –

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Педагогическая наука и практика

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

62

Педагогическая наука и практика

это непрерывный процесс обучения,

воспитания и развития личности. Поэтому в учебном процессе необходимо

последовательно воспитывать экологическую культуру, экологическую ответственность.

Дети понимают и запоминают информацию лучше через игровые интегрированные приёмы, один из таких

– «Угадай слово» – на протяжении всего урока теряются слова. Ребятам поясняю, что сегодня я – не внимательная и от меня убежали нам знакомые

понятия. Предлагаю эти слова найти и

пояснить по ходу урока. Обычно применяю такую игру с экологическими

и биологическими определениями,

которые уже прошли. Учащиеся, если

забыли, могут воспользоваться учебником и вернуться в нужный параграф

и повторить нужное понятие или определение.

Или приём «Древние письменнос­

ти» – команда археологов обнаружила

древнюю письменность погибшей цивилизации. Команда просит помощи в

расшифровке древних письменностей.

Необходимо просканировать QR-код и

ознакомиться с заданиями (на другом

уроке вместо заданий предоставляю

дополнительную информацию, для

глубокого изучения темы, интересные

факты о красоте природы, экологичес­

кие графики и схемы в сравнении, для

глубокого изучения проблемы).

Приём «Ошибка машины времени»

применяется в парной работе – у машины времени произошёл сбой в системе, и динозавр Тава переместился в

наше время. Чтобы его вернуть в своё

время, нужно выполнить задания. Выполняя задание за заданием, учащиеся

в паре играют на игровом поле фишками, в конце урока у каждого ученика

пройден свой путь накопления знаний.

Приём «Чтение по губам» – приветствую детей очень тихим голосом, поясняю, что очень болит горло

и предлагаю прочитать по губам, что

я произношу и дать пояснение прочитанному по губам. Учащиеся не только повторяют пройденные понятия,

процессы и явления, они фиксируют

внимание на учителе. Если на биологию дети пришли на пятый, шестой

или седьмой урок, то такую игру применяю после 15-20 минут пройденного моего урока (у учащихся к этому времени притупляется внимание,

накапливается усталость, снижается

работоспособность). В конце урока

учащимся предоставляю различные

экологические ситуации (обязательно

связываю с темой урока), связанные с

воздействием экологических факторов

на состояние организма человек.

Приём «Рисунок по образцу» – показываю детям определённый биологический-экологический рисунок.

Несколько секунд учащиеся смотрят

на рисунок и изучают его. Убираю образец. Дети по памяти восстанавливают рисунок и подписывают строение.

Обычно применяю рисунки прошедших тем как повторение или прошедшие темы, связанные с новой темой.

Рисунки следующие: строение уха,

строение глаза, строение пищеварительной системы, зоны или доли головного мозга и т.д., но при этом делаю акцент на экологическое влияние

на эти органы или системы органов.

Также в этом приёме использую следующие задания: изобразить экологический герб, знак защиты природы,

экологический символ, экологический

постер и т.д. Здесь история игры зависит от темы изучения, и что мы хотим

3(41)/2023

Педагогическая наука и практика

3(41)/2023

ала, в конце урока должно быть конкретное достижение каждого ученика.

В интеграции хорошо прослеживается целенаправленная работа с мыслительными операциями: сравнение,

обобщение, классификация, анализ,

синтез. Выполняя задание за заданием,

ребёнок проходит путь обучения, развития и воспитания.

Применяя интеграцию, ученики раз­­

вивают образное-экологическое мыш­­

ление, творческую активность. Каж­­

дый ребёнок по выходу из школы точно

будет знать, как сохранить и приумножить природу. Такие дети перед тем,

как сорвать побег дерева или цветочек

растения, с начала задумаются о необходимости, нужно ли это делать, и примут всегда верное решение в пользу

природы.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Зебзеева В. А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры

детей. Издательство: Сфера, 2009 г.

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

этим выполненным заданием достичь.

Приём «Графический диктант» –

мне нравится применять в изучении

новой темы. По ходу изучения новой

темы, при её освоении поэтапно выполняется графический рисунок. И в

завершении изучения у учащихся получается рисунок по новой теме. В начале игры учитель просит поставить

точку в нужном месте, по мере продвижения по уроку у каждого ребёнка

на столе лежат дальнейшие действия

(куда двигаться, какой длины провести

отрезок от последней точки). По завершению игры у учащихся получается

рисунок. Необходимое условие – обязательно листочек в клетку и задания

связанные с темой урока.

Это даёт возможность провести

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

урок увлекательно, нестандартно. Использование различных видов работы

позволяют:

• поддерживает внимание учеников

на высоком уровне;

• снимается утомляемость, перенапряжение за счёт переключений на

различные виды деятельности;

• повышается познавательный интерес;

• развивается воображение, память,

наблюдение;

• учитель работает творчески.

Преимуществом интеграции в экологическом воспитании является стимулирование мыслительной деятельности учащихся. Примером служит

тематические выставки рисунков. Через рисуночное письмо происходит

развитие мелкой моторики учащихся,

а в обучении ребята показывают мир

природы во всём его многообразии.

В интегрированном уроке должна

быть строгая структурированность и

чёткость изложения учебного матери-

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.