Научная статья на тему 'Интегрированный подход в преподавании биологии'

Интегрированный подход в преподавании биологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеграция / биология / урок / интерес / задания / интеграция / биология / сабақ / қызығушылық / тапсырмалар / integration / biology / lesson / interest / task.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Е.С.

В данной статье рассмотрены особенности интегрированного подхода в преподавании биологии в общеобразовательной школе. Представлены интегрированные приёмы и упражнения, применяемые на уроках биологии. В статье анализируется положительная сторона применения интеграции на уроках биологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integrated approach to teaching Biology

The article considered the features of an integrated approach to teaching Biology in a comprehensive school. Integrated techniques and tasks used at Biology lessons are presented. The article analyzes the positive side of using integration at Biology lessons.

Текст научной работы на тему «Интегрированный подход в преподавании биологии»

41

УДК 373.1.02:372.8

ГРНТИ 14.25.09

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД

В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ

Аңдатпа

Бұл мақалада жалпы білім беретін мектептердегі биология пәнің оқытудағы интеграция қарастырылған.Биология пәнін оқытудағы қолданылатын

интеграция әдісі мен тәсілдері көрсетілген. Мақалада биология пәнінің оқытудағы интеграцияның

жағымды жақтары талданып көрсетілген.

Каждый учитель хочет преподавать свой предмет

так, чтобы дети хотели его изучать и шли на урок с

интересом. Поэтому совершенствование современного урока идёт систематически. И мои уроки биологии не исключение. Уроки биологии должны быть

не просто интересными, они должны затрагивать все

области наук при изучении одной темы, давая возможность детям погружаться в тему на столько глубоко, чтобы рассмотреть тему со всех сторон. И тут

мне помогает интеграция предметов.

Я.А. Каменский сказал: «Всё, что находится во

взаимосвязи, должно преподаваться в такой же взаимосвязи». Это высказывание очень точно передаёт

главную цель интегрированного обучения биологии.

Предлагаю вам ознакомиться с притчей «Притча

Кузнецова Е.С.,

учитель биологии,

Тобольская общеобразовательная школа №1,

Костанайская область

Негізгі сөздер: интеграция, биология, сабақ, қызығушылық, тапсырмалар.

Ключевые слова: интеграция, биология, урок, интерес,

задания.

Keywords: integration, biology, lesson, interest, task.

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В данной статье рассмотрены особенности интегрированного подхода в преподавании биологии в

общеобразовательной школе. Представлены интегрированные приёмы и упражнения, применяемые

на уроках биологии. В статье анализируется положительная сторона применения интеграции на уроках биологии.

Annotation

The article considered the eatures o an integrated

approach to teaching Biology in a comprehensive

school. Integrated techniques and tasks used at Biology

lessons are presented. The article analyzes the positive

side o using integration at Biology lessons.

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

42

о гвоздях»:

Жил-был один очень вспыльчивый и

несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб

забора.

В первый день в столбе было несколько

десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым

днём число забиваемых в столб гвоздей

стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем

вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он ни разу

не потерял самообладания. Он рассказал об

этом своему отцу, и тот сказал, что на сей

раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по

одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог

сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына

за руку и подвёл к забору:

– Ты неплохо справился, но ты видишь,

сколько в столбе дыр? Он уже никогда не

будет таким, как прежде. Когда говоришь

человеку что-нибудь злое, у него остаётся

такой же шрам, как и эти дыры. И не важно,

сколько раз после этого ты извинишься, –

шрам останется.

Возникает вопрос, где и на каких предметах, темах можно применить эту притчу?

Ответ прост: эту притчу можно применить на уроках:

биология – строение и работа нервной

системы, строение и работа мышц;

физика – изучение силы;

химия – состав древесины, состав гвоздя, смеси;

математика – подсчёт гвоздей/дыр от

гвоздей (количество, проценты, доли);

литература – понятие "притча";

география – добыча железной руды, добыча древесины в Казахстане;

история – где и когда стали применять

древесину, железо, гвозди, история появления молотка.

Вот такое проблемное интегрированное

начало можно применить на своих уроках,

включая уроки биологии.

Применяя интеграцию, мы объединяем

в единое целое разные части одной темы.

Уходя с урока, дети с интересом продолжат

самостоятельно изучать тему по биологии

в интеграции с другими предметами.

Нам всем знакомо упражнение «Ассоциации». Я немного изменила само задание в этом упражнении, придала ему

интеграцию, и вот что получилось. Можно

взять любое понятие или определение, изученное на уроке биологии, и попросить

детей написать понятие или определения,

изученные на последнем уроке по всем

предметам. Эти буквы могут быть как в начале слова, так и в середине, и конце слова

(это нужно проговорить сразу с заданием).

Например, можно взять слово: фотосинтез.

Ф-фамилия.

О-оазис.

Т-треугольник.

О-остров.

С-синонимы.

И-индикатор.

Н-наваждение.

Т-температура.

Е-единица.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

З-звезда.

Что дают такие задания?

• вспомнить не просто слова, а их понятие и значение;

• побуждают к активному познанию

окружающей действительности;

• побуждают к осмыслению и нахождению причинно – следственных связей;

• развивают логику, мышление, коммуникативные навыки;

• развивают умение формировать знания, сравнивать, обобщать, делать выводы.

• поддерживает внимание учеников на

высоком уровне;

• снимается утомляемость, перенапряжение за счёт переключений на различные

виды деятельности;

• повышается познавательный интерес;

• учитель работает творчески.

Это даёт возможность провести урок увлекательно, нестандартно. Мир, окружающий детей, познаётся ими в многообразии

и единстве. Фантазия детей безгранична и

её нужно направлять на восприятие мира в

комплексе.

В интегрированном уроке всегда выделяется: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению,

расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.

Познание биологии не ограничивается

только учебным материалом, мы с детьми

выходим за рамки учебника. Для передачи

информации очень удобно использовать

QR-коды. Их можно разместить в кабинете в удобном и доступном месте для детей.

Можно просто переслать QR-код через чат

в группу или личные сообщения детям.

Оформить дополнительную информацию

к изученной теме можно постером, буклетом, прайсом, информационным листом.

Дети, получая такую информацию, углубляются в тему, изучая её с разных предметных сторон. В данном случае биология

интегрируется с другими дисциплинами

через информационные технологии. И мы

можем наблюдать повышение мотивации

учебной деятельности за счёт необычного,

а это значит интересно.

Мы всей страной принимаем активное

участие в проекте «Читающая страна, читающая нация». На уроках биологии этот

проект тоже реализуется. На занятиях применяю приём «Афоризм/высказывание

дня». В уголке отдыха «Биологический

буккроссинг» находится ящик с подборкой

афоризмов, высказываний о природе, по-

годе, книге, значении книги для человека.

Каждый день, первый класс, который приходит ко мне на урок, случайным образом

выбирают афоризм или высказывание, мы

его читаем и разбираем его смысл.

Для пополнения знаний, повышения

интереса к науке «биология» для учеников школы создан уголок отдыха «Биологический буккроссинг». Книги подобраны

о жизни растений, животных, человека. В

этих книгах рассматриваются понятия, которые используются в разных предметных

областях.

Для дополнительного чтения учащимся

составлен «Каталог свободного чтения».

Этот список книг рекомендован для свободного чтения учащимся. Содержание

книг позволяет детям приобрести знания

сразу по нескольким наукам.

Только через чтение можно познать науку, поэтому такая интеграция биологии с

литературой помогает во всех направлениях реализовывать обучение в школе, стимулировать мыслительную деятельность

учащихся.

В интеграции хорошо прослеживается

целенаправленная работа с мыслительными операциями: сравнение, обобщение,

классификация, анализ, синтез.

Очень хорошо в этом случае помогает

применение приёма «Рекламное объявление». Детям предлагаю составить резюме,

в котором отражены качества какого-либо

животного, растения. Можно предложить

составить резюме любого процесса или явления.

А мы с ребятами на уроках биологии составляем: одна команда – резюме лягушки,

другая – резюме жабы. Одна команда резюме – страуса эму, другая – нанду. В резюме

входит не только биологические особенности животных, а интеграция предметов.

Возьмём пример с лягушкой: морфологические особенности, анатомические

особенности, открытие электричества в

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

43

44

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

физике, понятие проводник живой ткани,

химический состав слизи на коже, химический состав слюны, геометрическая форма

языка, геометрическое расположение конечностей, история применение лягушек в

медицине, история применения лягушек в

хозяйстве, география расселения лягушки

по Казахстану, музыкальные произведения,

посвящённые лягушки, части тела на английском, казахском языках. И это только

один из примеров интеграции «Рекламного

объявления». Вариантов применения «Рекламного объявления очень много», главное – рассмотреть объект, процесс, явление

с точки зрения интеграции.

На своих уроках биологии я люблю применять головоломки, которые сама составляю. Предлагаю вам решить простую головоломку:

биологии. Интегрированный урок требует

от учителя дополнительной и кропотливой

работы, но это интересно и учителю, и детям. В подготовке таких уроков нужно учитывать:

1.Цель урока.

2.Подбор объектов, т.е. источников информации, которые бы отвечали целям урока.

3.Нахождение основания для объединения разнопредметной информации (идея,

явление, процесс).

4.Изменение функционального назначения знаний.

5.Переработка содержания.

Структура урока может быть разной, выбирает учитель сам её, главное – достичь

цели. Это может быть один урок или несколько последовательных уроков, а возможно и серии модулей,

комплексно объединяющих в себе интегрируемые знания, навыки и

умения.

Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

одного вида деятельности на другой. Обязательно соблюдайте самостоятельность в

работе учащихся, потому что интеграция

расширяет тематику изучаемого материала,

вызывает необходимость более глубокого

анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счёт других предметов. Применяя интеграцию, ученики развивают образное мышление, творческую

активность. Интегрированный урок проходит всегда активно, интересно и даёт хорошие результаты.

Головоломка «Лён»

Ответ: Лён – рубашка в поле.

Применим интеграцию в этом задании,

получается следующее:

Биология – строение льна, как растения,

особенности семейства.

География – почвы, пригодные для посева льна, территория засевания льном в Казахстане и других странах.

Химия – получение льняного волокна и

ткани.

Физика – отношение величины диаметра

льняного волокна и силы тяжести.

Художественный труд – пошив изделия

из льна.

История – история выращивания льна.

ЛИТЕРАТУРА:

Литература – стихотворения, легенды,

1.Терещенко В.Л. Большая книга воспритчи, экологические сказки с упомина- точной мудрости. Притчи, афоризмы, истонием льна.

рии. ООО «Издательство «Эксмо», 2014. Получается вот такой интересный урок С. 3-4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.