МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА
УДК 631/635; 502/504; 911
DOI 10.29003/m3049.0514-7468.2022_44_3/354-363
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
РОССИИ
И.А. Трофимов, Л.С. Трофимова, Е.П. Яковлева, Т.В. Леонидова, Н.Г. Рыбальский, В.В. Снакин, А.В. Емельянов, Е.В. Скрипникова, А.С. Горбунов, О.П. Быковская*
Совершенствование экологической культуры в сельском хозяйстве является актуальной и приоритетной государственной задачей. Часто в современном сельскохозяйственном производстве отмечается опасный перекос в пользу экономических интересов и в ущерб экологическим. В целях решения этой проблемы реализуется проект создания научно-образовательного центра профессионально ориентированной направленности. Ежегодно в ФНЦ «ВИК им. В.Р. Вильямса» проходят практику студенты факультета почвоведения МГУ им. М.В. Ломоносова, факультета почвоведения, агрохимии и экологии, а также факультета агрономии и биотехнологии МСХА им. К.А. Тимирязева и других вузов. Учащиеся посещают сельскохозяйственные стационары, музеи, занимаются практической и научной работой. Совместно с несколькими высшими учебными заведениями созданы 5 базовых кафедр по направлениям агроэкологии и рационального природопользования в земледелии и растениеводстве и научно-образовательный консорциум «Инновационные технологии в АПК и природопользовании», объединяющий 11 организаций.
Ключевые слова: экологическое просвещение, естественнонаучный музей, междисциплинарное знание, сельское хозяйство.
* Трофимов Илья Александрович - д.г.н., зав. лабораторией геоботаники и агроэкологии, у1к1гор@ mail.ru; Трофимова Людмила Сергеевна - к.с.-х.н., в.н.с. лаборатории геоботаники и агроэкологии; Яковлева Елена Петровна - с.н.с. лаборатории геоботаники и агроэкологии; Леонидова Татьяна Викторовна - к.с.-х.н., с.н.с., Федеральный научный центр кормопроизводства и агроэкологии им. В.Р. Вильямса; Рыбальский Николай Григорьевич - д.б.н., профессор, МГУ им. М.В. Ломоносова, niapriroda@mail.ru; Снакин Валерий Викторович - д.б.н., профессор, МГУ им. М.В. Ломоносова (Музей землеведения), snakin@mail.ru; Емельянов Алексей Валерьевич - д.б.н., проректор; Скрипникова Елена Владимировна - к.с.-х.н., доцент, директор, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина (Институт естествознания), skripnikova@ tsutmb.ru; Горбунов Анатолий Станиславович - к.г.н., доцент, gorbunov.ol@mail.ru; Быковская Ольга Петровна - к.г.н., доцент, зав. кафедрой, Воронежский государственный университет (факультет географии, геоэкологии и туризма), gorbunov.ol@mail.ru.
354
Жизнь Земли 44(3) 2022 354-363
Ссылка для цитирования: Трофимов И.А., Трофимова Л.С., Е.П. Яковлева, Т.В. Леонидова, Н.Г. Рыбальский, В.В. Снакин, А.В. Емельянов, Е.В. Скрипни-кова, А.С. Горбунов, О.П. Быковская. Экологическая культура и рациональное природопользование в сельском хозяйстве России // Жизнь Земли. Т. 44, № 3. С. 354-363. DOI: 10.29003/m3049.0514-7468.2022_44_3/354-363.
Поступила 28.07.2022 / Принята к публикации 03.08.2022
ECOLOGICAL CULTURE AND RATIONAL NATURE MANAGEMENT IN AGRICULTURE OF RUSSIA
I.A. Trofimov1, Dr. Sci (Geogr.), L.S. Trofimova1, PhD, E.P. Yakovleva1, TV. Leonidova1, PhD, N.G. Rybalsky2, Dr. Sci (Biol.), V.V. Snakin2, Dr. Sci (Biol.), A.V. Emelyanov3, Dr. Sci (Biol.), E.V. Skripnikova3, PhD, A.S. Gorbunov4, PhD, O.P. Bykovskaya4, PhD 1 Federal Williams Research Center of Forage Production&Agroecology 2 Lomonosov Moscow State University 3 Tambov Derzhavin State University (Institute of Natural Sciences) 4 Voronezh State University
The perfection of ecological culture in agriculture is an urgent and high-priority state task. A dangerous misbalance is often noted in modern agricultural production in favor of economic interests and to the detriment of ecological ones. To solve this problem, a project is being implemented to found a professionally oriented scientific and educational center. Every year, students of the Faculty of Soil Science of Lomonosov Moscow State University, the Faculty of Soil Science, Agrochemistry and Ecology and the Faculty of Agronomy and Biotechnology of the K.A. Timiryazev Russian State Agricultural Academy and others are trained practically at the Federal Williams Research Center of Forage Production & Agroecology. Practical work and conferences for schoolchildren held on the basis of the Williams Research Center are also important forms of work. Schoolchildren, under the guidance of researchers from the Williams Research Center and accompanied by teachers of biology, geography, chemistry, learn to work independently with plants at the molecular genetic level, to isolate genes from plants, to study the processes of plant breeding and cultivation, to take care of experimental samples, and to observe changes in the growth of different varieties and hybrids plants. Together with several higher educational institutions (Agricultural Timiryazev Academy, Tambov Derzhavin State University, universities of Kazakhstan and Kalmykia) five basic chairs have been founded in the areas of agroecology and rational nature management in agriculture and crop production. The scientific and educational consortium "Innovative technologies in agriculture and environmental management" uniting 11 organizations has been founded as well.
Keywords: environmental education, natural science museum, interdisciplinary knowledge, agriculture.
For citation: Trofimov, I.A., Trofimova, L.S., Yakovleva, E.P., Leonidova, T.V., Rybalsky N.G., Snakin, V.V., Emelyanov, A.V., Skripnikova, E.V., Gorbunov, A.S., Bykovskaya, O.P.,"Ecological culture and rational nature management in agriculture of Russia", Zhizn Zemli [Life of the Earth] 44, no 3, 354-363 (2022) (in Russ., abstract in Engl.). DOI: 10.29003/m3049.0514-7468.2022_44_3/354-363.
Введение. Экологическая культура рационального природопользования в сельском хозяйстве является актуальной и приоритетной государственной задачей. Событием важнейшего государственного значения для развития экологической культуры в сельском хозяйстве России является создание и развитие Государственного лугового института (ГЛИ), которому в июне 2022 г. исполнилось 100 лет. ГЛИ зародился
и развивался на идеях В.В. Докучаева, В.И. Вернадского и В.Р. Вильямса о сохранении нашей земли, плодородия почв, о рациональном природопользовании и агроэкологии. В 1937 г. ГЛИ был переименован во Всесоюзный, а в 1992 г. - во Всероссийский научно-исследовательский институт кормов имени В.Р. Вильямса; в настоящее время это Федеральный научный центр кормопроизводства и агроэкологии имени В.Р. Вильямса (ВИК им. В.Р. Вильямса).
Экологическая культура в сельском хозяйстве была актуальной всегда, а теперь она является одним из ключевых трендов современности. Экологическая культура представляет собой часть общечеловеческой культуры, систему социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы. Экологическая культура - это гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды, взаимоприспособление человека и природы, проявляющиеся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде. Развитие экологической культуры реализуется через систему экологического образования, воспитания и информирования [1-3].
Сохранение земли. В.В. Докучаев утверждал, что характер земледельческой культуры, способ обработки почв, культурные растения, сорта, удобрения и вообще весь способ земледелия должны быть существенно различны по зонам и строго приноровлены к естественно-историческим условиям тех или других физико-географических районов России [4].
В.Р. Вильямс, развивавший системный подход в изучении и управлении природой, сельским хозяйством и основавший ГЛИ для рационального природопользования в сельском хозяйстве и сохранения плодородия почв, всегда говорил, что считает себя учеником В.В. Докучаева [5, 6].
Плодородие почв для жизни человека - ресурс не менее значимый, чем чистый воздух и пресная вода. Почва не только источник жизни растительного и животного мира, но и область биосферы, где наиболее интенсивно идут разнообразные химические реакции, связанные с живым веществом. Почва - это основа биосферы, а плодородие почвы - основа благополучия человечества. Ещё в начале ХХ века В.И. Вернадский предупреждал, что наступит время, когда людям придётся взять на себя ответственность за развитие и человека, и природы [1].
Ни для кого не секрет, что основную часть продукции в растениеводстве мы получаем за счёт естественного плодородия почв. Сельское хозяйство даёт человеку пищу, другие ресурсы, но вместе с тем нарушает землю и снижает плодородие почв - саму основу своего существования и нашу среду обитания. Снижение плодородия почв ведёт к увеличению затрат в растениеводстве и земледелии на производство сельскохозяйственной продукции. А нам надо думать не только о сегодняшнем, но и о завтрашнем дне, и о собственной земле, которую мы оставим нашим потомкам.
Развитие экономики нашей страны тесно связано с решением экологических проблем. В России по ряду направлений нагрузка на природу достигла критических значений. В итоге ежегодный экономический ущерб даже по официальным данным доходит до 6 % ВВП, а с учётом последствий для здоровья людей - и до 15 % [7].
В свете насущных экологических проблем, с которыми сталкивается сельское хозяйство мира и России, экологическое мышление, экологическое образование и природоподобные технологии являются приоритетами для развития сельского хозяйства. 356
Экологическое мышление и рациональное природопользование. Экологическое мышление - это способность правильно выявлять, анализировать, оценивать и прогнозировать причины и последствия взаимодействия человека и природы, принимаемых решений и возникновения экологических проблем. Экологическое мышление является для молодёжи надёжным ориентиром, позволяющим ей в дальнейшем адаптироваться к изменениям климата, экологическим кризисам и стать движущей силой перемен в интересах устойчивого развития [8, 9].
Перспективность и необходимость такого подхода к экологическому мышлению заключается в его направленности на следующие приоритеты развития рационального природопользования в сельском хозяйстве страны:
1 - острота решаемых проблем для настоящих и будущих поколений;
2 - междисциплинарность (сельскохозяйственные науки, биология, экология, география, экономика) и взаимодействие науки и образования;
3 - использование географических, биологических и экологических закономерностей для управления экосистемами разных уровней (от микроорганизмов и трав до агроландшафтов и биосферы);
4 - рациональное природопользование, гармонизация сельского хозяйства и природы, поиск баланса, компромисса между экономикой и экологией.
Экологическое мышление, просвещённый взгляд на дело и восприимчивость к идеям устойчивого развития - реальный путь к сохранению земель, исследованию и управлению всей системой сельского хозяйства.
Для устойчивого будущего нам необходимо точно знать, сколько ресурсов у нас есть, сколько мы используем и каковы восстановительные возможности нашей Земли. Человечеству необходимо опираться на здравомыслие, сопоставлять получаемый результат с возможными экологическими последствиями и помнить об ограниченности ресурсов нашей земли, страны и планеты в целом.
Рациональное природопользование с необходимостью сегодня включает не только сбалансированность сельскохозяйственных земель, агроэкосистем и агроландшаф-тов, повышение плодородия почв, получение высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур, сохранение продуктивного долголетия наших земель и экосистем, но и экологизацию сельскохозяйственного производства [10, 11].
Агроландшафты, земля, плодородие почв - производительная сила и средство производства в сельском хозяйстве. Сокращение площадей сельскохозяйственных земель, ухудшение их качества, снижение плодородия почв представляет глобальную экологическую угрозу сельскому хозяйству, лишает его полностью или частично средств производства и производительных сил.
Изучение многолетних трав и травяных экосистем является важной проблемой государственного значения. Многолетним травам и лугам придаётся огромное значение в создании продуктивного и устойчивого сельскохозяйственного производства. Установлена важнейшая роль многолетних луговых трав и микроорганизмов в накоплении гумуса, формировании агрономически ценной структуры и в целом плодородия почв.
Принципиальным является изучение и управление экосистемами многолетних трав с учётом их продукционной, средообразующей и природоохранной функций.
Экологическое просвещение и экологическая культура для рационального природопользования в сельском хозяйстве России. Россия строит социально- и экологически ориентированное общество. Главные цели государственной политики -природосбережение и народосбережение.
Наука и образование играют главную роль в общественном прогрессе и являются универсальными средствами решения многих проблем. Поэтому укрепление взаимосвязи науки и образования очень актуально в настоящее время.
Экология и рациональное природопользование в сельском хозяйстве представляют собой сложное междисциплинарное знание, в основу которого положена гармоничность сосуществования человека и природы, человеческого общества и окружающей природной среды.
С целью экологического просвещения и развития экологической культуры для рационального природопользования в сельском хозяйстве России на базе ВИК им. В.Р. Вильямса, как результат взаимодействия образования и науки, реализуется проект создания научно-образовательного центра, который имеет профориентацион-ную направленность.
Задачи проекта включают:
1 - укрепление взаимосвязей науки и образования, формирование у детей и молодёжи экологического мышления и культуры;
2 - популяризацию науки, привлечение учащихся образовательных организаций, студентов вузов к научной и практической деятельности в области сельского хозяйства, агроэкологии, рационального природопользования и охраны природы;
3 - формирование электронной образовательной среды: распространение опыта взаимодействия школа - вуз - ВИК им. В.Р. Вильямса, экологического мышления и экологической культуры в интернете, в публикациях, периодических изданиях, конференциях; расширение круга участников проекта.
Развитие экологической культуры и экологического мировоззрения учащихся общеобразовательных школ, студентов вузов и аспирантов осуществляется путём эко-просвещения и образования в области рационального природопользования, агроэкологии и охраны природы.
Проект основан на сотрудничестве ВИК им. В.Р. Вильямса с общеобразовательными школами и детскими садами гг. Лобня и Долгопрудный, факультетом почвоведения, агрохимии и экологии РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева и факультетом почвоведения МГУ им. М.В. Ломоносова. Он ориентирован на формирование у молодёжи просвещённого взгляда на сельское хозяйство, ответов на вызовы, стоящие перед государством, обществом, наукой и образованием, с учётом взаимодействия человека и природы, рационального природопользования, обеспечения необходимых компромиссов между экономикой и экологией.
Ежегодно в ВИК им. В.Р. Вильямса проходят практику студенты факультета почвоведения МГУ им. М.В. Ломоносова, факультета почвоведения, агрохимии и экологии, а также факультета агрономии и биотехнологии РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева и других вузов. Учёные Центра читают лекции, проводят мастер-классы и практики по своим направлениям (рис. 1).
Важный фактор формирования у молодёжи экологической культуры - знакомство с музейными коллекциями. В рамках проекта учащиеся посещают Почвенно-агрономический музей им. В.Р. Вильямса Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева (рис. 2). Уже к открытию этого самого крупного почвенного музея в 1954 г. в нём обустроили экспозицию, посвящённую генезису, географии, плодородию почв и их использованию. Обучающимся доступны богатая экспозиция (более тысячи экспонатов), многочисленные экскурсии и практические занятия: «Музей - хранитель экологических памятников природы (болота, тундра, чернозёмная степь, 358
Рис. 1. Полевая практика студентов почвоведов МГУ им. М.В. Ломоносова на базе ВИК им. В.Р. Вильямса.
Fig. 1. Field practice of soil-science students from Lomonosov Moscow State University on the basis of the Federal Williams Research Center of Forage Production & Agroecology.
Рис. 2. Школьники в Почвенно-агрономическом музее им. В.Р. Вильямса РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева.
Fig. 2. Schoolchildren in the Soil and Agronomic Museum named after V.R. Williams.
пустыня, дубравы, погребённые почвы в лёссах)»; «Мир почвы. Факторы почвообразования, строение и состав»; «Почвы природных зон России» и др.
Важными формами работы являются также практика учащихся школ и конференции школьников, проводимые на базе ВИК им. В.Р. Вильямса (рис. 3). Школьники под руководством научных сотрудников Центра и в сопровождении учителей биологии, географии, химии учатся самостоятельно работать с растениями на молекуляр-но-генетическом уровне, выделять гены у растений, ухаживать за опытными образца-
359
Рис. 3. Школьники в теплице ВИК им. В.Р. Вильямса.
Fig. 3. Schoolchildren in a hothouse ofthe Federal Williams Research Center of Forage Production & Agroecology.
ми, изучать процессы селекции и выращивания растений, наблюдать за изменениями в росте разных сортов и гибридов растений.
По завершении практики учащиеся готовят презентации и выступают с докладами. За лучшие работы они награждаются грамотами.
В ВИК им. В.Р. Вильямса активно осуществляется интеграция науки и образования на направлении «Экология и рациональное природопользование». Совместно с высшими учебными заведениями (РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, Калмыцкий государственный университет, Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова Республики Казахстан) созданы 5 базовых кафедр по направлениям агроэкологии и рационального природопользования в земледелии и растениеводстве.
По инициативе Института естествознания Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, в котором функционирует кафедра экологии и природопользования, создан научно-образовательный консорциум «Инновационные технологии в АПК и природопользовании». Участниками консорциума являются 11 организаций: 1) Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина», 2) Всероссийский научно-исследовательский институт защиты растений, 3) Всероссийский научно-исследовательский институт сельскохозяйственной микробиологии, 4) Санкт-Петербургский государственный университет, 5) Российский университет дружбы народов, 6) Всероссийский научно-исследовательский институт фитопатологии,
7) Федеральный научный центр кормопроизводства и агроэкологии им. В.Р. Вильямса,
8) Федеральный научный центр им. И.В. Мичурина, 9) Вятский государственный агротехнологический университет, 10) Общество с ограниченной ответственностью «Агрофермент», 11) Ассоциация «Технологическая платформа "Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания"».
Консорциум представляет собой добровольное объединение организаций, деятельность которого направлена на интеграцию образовательного, научного и техно-
логического потенциала участников в области управления природопользованием в АПК и лесопользовании. Консорциум планирует сделать экологическое образование и просвещение основным компонентом учебных программ в соответствии с целью, поставленной ЮНЕСКО перед мировым сообществом.
Учебно-исследовательская деятельность позволяет эффективно формировать экологическую культуру молодёжи и носит познавательный, воспитательный и практический характер. В процессе проектно-исследовательской деятельности формируется человек, умеющий не только действовать по образцу, но и правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности.
За время сотрудничества ВИК им. В.Р. Вильямса со школами учащиеся неоднократно приезжали в институт, знакомились с направлением его деятельности, посещали различные лаборатории, музей института. В селекционно-тепличном комплексе научные сотрудники рассказывали детям о значении для человека и экологического равновесия многолетних трав, рапса и других сельскохозяйственных культур, направлениях их селекции, методах биотехнологии.
На базе ВИК им. В.Р. Вильямса начиная с 2018 г. проводятся летние практики школьников. Учащиеся принимали участие в прополке посевов рапса, горчицы и сурепицы, ручном обмолоте рапса, в проведении агрохимических анализов почвы и растений.
Школьники совместно с сотрудниками института принимали участие в закладке и проведении опытов в различных областях сельского хозяйства, агроэкологии и охраны природы. Тематика их работ с каждым годом расширяется. Она включает следующие направления: сравнительная оценка различных отечественных сортов томатов и огурцов, экологические особенности озёр Круглое и Киово, сравнительная оценка природных удобрений и их влияние на урожай овощных культур, изучение содержания тяжёлых металлов в придорожной зоне автомобильных трасс, сравнение листового опада лиственных и хвойных пород деревьев и их влияния на плодородие почвы, влияние различных факторов среды на прирост толщины годичных колец, сравнительная оценка использования цементной пыли и сталеплавильных шлаков для известкования почвы, как и зачем поют птицы, поведение уток в преддверии зимы, сравнение жир-нокислотного состава различных масел, животный и растительный мир Подмосковья, кормление домашних животных, замкнутые экосистемы, бездомные собаки в городе, биологические особенности рапса, влияние различных факторов на всхожесть семян райграса и люцерны и многое другое.
Проведение обучающимися совместно с учёными исследований с растениями, животными, изучение биологических особенностей их жизни и развития, наблюдение и уход за своими объектами исследований способствует расширению экологических знаний, полученных в процессе учебной деятельности. У них развивается экологическое мышление, понимание современных проблем окружающей среды, появляются интерес, масса вопросов, желание, умение, навыки и опыт применения экологических знаний в практике рационального природопользования и охраны окружающего мира.
В школах созданы детские объединения «Юный естествоиспытатель». Их работа ориентирована на формирование экологического мышления, научного мировоззрения, развитие интереса к исследовательской деятельности, нацеленной на изучение природы, влияние на неё человека, решение экологических проблем. Организованы
экскурсии в Почвенно-агрономический музей им. В.Р. Вильямса РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева для учеников школ гг. Лобня и Долгопрудный.
Установлено, что исследовательская деятельность оказывает положительное влияние на расширение кругозора, развитие интереса к знаниям, мотивацию и успеваемость учащихся. Сравнение качества знаний «юных исследователей» и обычных учащихся выявило, что этот показатель у первых повысился более чем на 60 %. Научно-исследовательская деятельность приводит к повышению мотивации и, соответственно, повышению качества и эффективности образования.
В реализации проекта ежегодно принимают участие более 300 учащихся. За два года проведены 12 мероприятий (практик студентов, конференций школьников, встреч с учащимися и учителями общеобразовательных школ, воспитателями детских садов гг. Лобня и Долгопрудный).
Ежегодно более 30 школьников выступают с результатами своих исследований на городских, региональных, всероссийских и международных конференциях, многие из них награждаются дипломами победителей и призёров. Проведены 3 научно-практические конференции учащихся на базе ВИК им. В.Р. Вильямса. 5 выпускников школ получили направление от ВИК им. В.Р. Вильямса на целевое обучение в РГАУ-МСХА.
Полученные результаты взаимодействия науки и образования являются необходимой информационной основой для создания устойчивого сельского хозяйства, рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Заключение. С целью формирования экологического мышления и экологического просвещения, надёжных ориентиров и знаний у детей и молодёжи, воспитания бережного, ответственного отношения к природе у школьников и студентов на базе ВИК им. В.Р. Вильямса организовано взаимодействие образования и науки; разработаны образовательные программы экологической направленности.
Практическая значимость реализуется в развитии интереса учащихся к проблемам сельского хозяйства и современной профориентации молодёжи на основе взаимодействия школ, музеев, университетов и ВИК им. В.Р. Вильямса. Школьники и студенты становятся причастными к науке, к получению новых знаний, решению важнейших государственных задач, стоящих перед страной. В школах и вузах формируется будущее России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. 271 с.
2. Добровольский Г.В. Деградация почв - угроза глобального экологического кризиса // Век глобализации. 2008. № 2. С. 54-65.
3. Добровольский Г.В. Докучаев и современное естествознание // Почвоведение. 1996. № 2. С. 117-123.
4. Докучаев В.В. Наши степи прежде и теперь. М.: Сельхозгиз, 1953. 152 с.
5. История науки. Василий Робертович Вильямс / В.М. Косолапов, И.А. Трофимов, Л.С. Трофимова, Е.П. Яковлева. М.: Угрешская типография, 2011. 76 с.
6. Ливанцова С.Ю., Максимов Ю.И., Рыбальский Н.Г., Снакин В.В. Добрая воля, просвещённый взгляд на дело и любовь к земле (к 170-летию В.В. Докучаева) // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2016. № 1 (145). С. 79-88.
7. Рациональное природопользование и кормопроизводство в сельском хозяйстве России/ В.М. Косолапов, И.А. Трофимов, Л.С. Трофимова, Е.П. Яковлева. М.: РАН, 2018. 132 с.
8. Рыбальский Н.Г., Думнов А.Д., Муравьёва Е.В., Борискин Д.А. Состояние окружающей природной среды России // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2018. № 2 (154). С. 68-88.
9. Снакин В.В. Экология, глобальные природные процессы и эволюция биосферы. Энциклопедический словарь. М.: Издательство Московского университета, 2020. 528 с.
10. Трофимов И.А., Трофимова Л.С., Яковлева Е.П., Рыбальский Н.Г., Снакин В.В., Емельянов А.В., Скрипникова Е.В., Горбунов А.С., Быковская О.П. Формирование экологического мышления и его значение в сохранении устойчивости экосистем и здоровья человека // Проблемы трансформации естественных ландшафтов в результате антропогенной деятельности и пути их решения: Сб. науч. тр. Межд. науч. экол. конф. Краснодар, 29-31 марта 2021 г. Краснодар: КубГАУ 2021. С. 734-736.
11. Трофимов И.А., Трофимова Л.С., Яковлева Е.П., Рыбальский Н.Г., Снакин В.В., Емельянов А.В., Скрипникова Е.В., Горбунов А.С., Быковская О.П. Экологическое мышление и сельское хозяйство // 0бразование-2030. Учиться. Пробовать. Действовать. Сб. статей VII Всеросс. конф. по экологическому образованию. М.: Неправительственный экологический фонд им. В.И. Вернадского, 2021. С. 282-285.
REFERENCES
1 Vernadsky, V.I., Scientific thought as a planetary phenomenon. 271 p. (Moscow: Nauka, 1991) (in Russian).
2 Dobrovolsky, G.V., "Soil degradation as the threat of a global ecological crisis", Vek globalizatsii 2, 54-65 (2008) (in Russian).
3 Dobrovolsky, G.V., "Dokuchaev and modern natural science", Pochvovedeniye 2, 117-123 (1996) (in Russian).
4 Dokuchaev, V.V., Our steppes before and now. 152 p. (Moscow: Sel'khozgiz, 1953) (in Russian).
5 Kosolapov, V.M., Trofimov, I.A., Trofimova, L.S., Yakovleva Ye.P., History of science. Vasiliy Robertovich Williams. 76 p. (Moscow: Ugreshskaya tipografiya, 2011) (in Russian).
6 Livantsova, S.Yu., Maksimov, Yu.I., Rybalsky, N.G., Snakin, V.V., "Good will, an enlightened view on business and love for the land (to the 170th anniversary of V.V. Dokuchaev)", Ispol'zovaniye i okhrana prirodnykh resursov v Rossii 145, no. 1, 79-88 (2016) (in Russian).
7 Kosolapov, V.M., Trofimov, I.A., Trofimova, L.S., Yakovleva, E.P., Rational nature management and fodder production in Russian agriculture. 132 p. (Moscow: RAS, 2018) (in Russian).
8 Rybalsky, N.G., Dumnov, A.D., Muravyova, E.V, Boriskin, D.A., "Condition of the natural environment in Russia", Ispol'zovaniye i okhrana prirodnykh resursov v Rossii 154, no. 2, 68-88 (2018) (in Russian).
9 Snakin, V.V., Ecology, global natural processes and evolution of the biosphere. Encyclopedic Dictionary (Moscow: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 2020) (in Russian).
10 Trofimov, I.A., Trofimova, L.S., Yakovleva, E.P., Rybalsky, N.G., Snakin, V.V., Emelyanov, A.V., Skripnikova, E.V., Gorbunov, A.S., Bykovskaya, O.P., "Formation ofecological thinking and its importance in maintaining the sustainability of ecosystems and human health", Problems of transformation of natural landscapes as a result of anthropogenic activity and ways to solve them: Sat. sci. tr. according to the materials of the International scientific ecol. conf., Krasnodar, March 29-31, 2021 (Krasnodar: KubGAU, 2021), 734-736 (in Russian).
11 Trofimov, I.A., Trofimova, L.S., Yakovleva, E.P., Rybalsky, N.G., Snakin, V.V., Emelyanov, A.V., Skripnikova, E.V., Gorbunov, A.S., Bykovskaya, O.P., "Ecological thinking and agriculture", Education-2030. To learn. To try. To act. Collection of articles of the VIIAll-Russian Conf. on Environmental Education (Moscow: Non-Governmental Environmental Foundation named after V.I. Vernadsky, 2021), 282-285 (in Russian).