Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И БУДДИЙСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ'

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И БУДДИЙСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
87
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДДИЗМ / БУДДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / БОДХИСАТТВА / БОДХИЧИТТА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МОРАЛЬ / КОЭВОЛЮЦИЯ / СОСТРАДАНИЕ / ЭМПАТИЯ / ДУХОВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дандарон Мэдэгма Бидияевна

В современном мире одними из главных проблем глобального характера являются экологические проблемы. В поисках теоретических оснований своих взглядов, сторонники экологической морали должны обратить свое внимание на философские учения Востока. В первую очередь речь идет о концептуально разработанной буддийской философии. Буддийская философия является наиболее действенным учением, предлагающим человеку понимание его роли в системе мироздания, корректирующим его образ мышления и поведения по отношению к природе и всем живым существам. Подобная практика образования и воспитания, основанная на принципах буддийского сострадания - бодхичитты, может стать очень важным инструментом в формировании экологической культуры всего человечества. Формирование нового мышления и культуры должно быть направлено на формирование экологического сознания. В этом плане продуктивным может стать обращение к философским учениям Востока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL CULTURE AND THE BUDDHIST WORLD VIEW

Environmental issues are some of the key global challenges of the modern era. In search of theoretical foundations for their views, supporters of environmental morality should turn their attention to Oriental philosophical teachings. First of all, we are talking about the conceptually developed Buddhist philosophy. Buddhist philosophy is the most effective teaching that offers a person an understanding of his role in the system of the universe, corrects his way of thinking and behavior in relation to nature and all living beings. Such a practice of education, which is based on the principles of Buddhist compassion - bodhichitta, can become a very important tool in developing the ecological culture of all mankind. Development of new thinking and culture should be focused on the formation of environmental consciousness. In this regard, an appeal to oriental philosophical teachings can be productive.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И БУДДИЙСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ»

Научная статья УДК 130.2:504.03

DOI: 10.18101/1994-0866-2022-2-11-16

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И БУДДИЙСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

© Дандарон Мэдэгма Бидияевна доктор философских наук, профессор, Восточно-Сибирский государственный институт культуры Россия, 670031, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1 mb.dandaron@mail.ru

Аннотация. В современном мире одними из главных проблем глобального характера являются экологические проблемы. В поисках теоретических оснований своих взглядов, сторонники экологической морали должны обратить свое внимание на философские учения Востока. В первую очередь речь идет о концептуально разработанной буддийской философии. Буддийская философия является наиболее действенным учением, предлагающим человеку понимание его роли в системе мироздания, корректирующим его образ мышления и поведения по отношению к природе и всем живым существам. Подобная практика образования и воспитания, основанная на принципах буддийского сострадания — бодхичитты, может стать очень важным инструментом в формировании экологической культуры всего человечества. Формирование нового мышления и культуры должно быть направлено на формирование экологического сознания. В этом плане продуктивным может стать обращение к философским учениям Востока.

Ключевые слова: буддизм, буддийская философия, бодхисаттва, бодхичитта, экологическая культура, мораль, коэволюция, сострадание, эмпатия, духовность.

Для цитирования

Дандарон М. Б. Экологическая культура и буддийское мировоззрение // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2022. Вып. 2. С. 11-16.

Проблемы взаимоотношений общества, человека и природы становятся все более актуальными в современном мире. Одними из главных проблем глобального характера являются экологические проблемы. Если в традиционном обществе взаимодействия человека и природы были строго регламентированы и табу-ированы теми или иными культурными средствами, то современный мир с его новейшими технологиями, высокими потребительскими запросами, мощной техникой наносит невосполнимый ущерб всему биосферному сообществу.

Существуют ли пути решения экологических проблем? Авторитарные методы решения через запреты и команды не дают положительного результата. Причина в том, что мышление современного человека основано на принципах европейского антропоцентризма о приоритетном положении его «Я» в природе и мире, которое в современных реалиях принимает гипертрофированный характер. Разрешение кризиса отношений между человеком и природой возможно при условии формирования личности нового типа — духовной личности с высокой экологической культурой, планетарным сознанием. Экологическая культура определяет характер и качественный уровень отношений между человеком и природной средой и проявляется в системе духовных ценностей, во всех видах и результатах человеческой деятельности.

Работа над развитием духовной составляющей человека всегда была в приоритете всех существующих философских и религиозных систем в истории человечества. В религиозно-философских традициях Востока постижение духовности, осознание и исследование внутренней духовной стороны жизни человека является главной целью. При этом духовность является не только предметом исследования, но и одним из важнейших условий и инструментов познания. Духовность, духовное начало, многими религиозно-философскими системами Востока рассматривается как проявление божественного в индивидууме или проявление собственно божественной природы как таковой.

Духовные традиции восточной философии (индуизм, даосизм, конфуцианство, буддизм), хотя в деталях отличаются между собой, исходят из одного мировоззренческого принципа, согласно которому, существующий мир наполнен вещами и явлениями, основой которых является единое абстрактное первоначало идеальной природы. Восточные учения исходят из осознания, что все вещи и явления взаимосвязаны, в их природе лежит единая основа, они говорят о некоей высшей неделимой реальности. В этом контексте буддийское мировоззрение является наиболее концептуально разработанным учением.

Учение буддизма представлено тремя направлениями: малая колесница Хинаяна, или Тхеравада; большая колесница Махаяна, а также алмазная колесница Ваджраяна, которую иногда относят к Махаяне. Расхождение малой и большой колесниц основано на концептуальном различии ключевых понятий буддизма. В Хинаяне целью является индивидуальное спасение буддиста-монаха, личное достижение нирваны.

Первое отличие, которое появляется в Махаяне, — это учение о бодхисаттвах (санскрит бодхи — пробуждение, саттва — существо). Бодхисаттва, кто он? Так можно назвать буддиста-йогина, в результате упорной религиозной практики многократно заслужившего нирвану и уже способного войти в нее. Но он сознательно отказывается от своих достижений, возвращается в круг сансары (рождается человеком) ради помощи другим существам в достижении нирваны. Помощь заключается в том, что они могут открыть истину и показать путь для достижения заветной цели. Бодхисаттвы для спасения живых существ умеют применять искусные методы — упайя (санскр. искусный способ, метод — буддийские духовные способы освобождения, пробуждение внутренних сил). Бод-хисаттвы обладают премудростью (праджня), выражающейся в способности видеть реальность такой, какая она есть в действительности. Великий подвиг бод-хисаттвы заключается в том, что он отказывается от вступления в нирвану до тех пор, пока не будут освобождены все живые существа [1; 8].

Основу становления бодхисаттвы составляют три качества ума, которые вырастают из трех корней: 1 — воля к просветлению; 2 — полная чистота намерений и усилий воли; 3 — полный отказ от «Я» и «мое». Бодхисаттва, стремясь к просветлению, ставит цель не личного ухода в нирвану, а помощь другим живым существам на пути освобождения. Первым из трех качеств ума является воля к просветлению (бодхичитта). Сострадание и альтруизм, свободный от предвзятости, — это принцип бодхичитты (санскр. сШ;а — помыслы; bodhi — пробуждение) в буддизме. Выделяют три вида развития бодхичитты: 1 — решимость вести все существа к просветлению, подобно тому, как царь ведет своих подданных; 2 — решимость сопровождать существа на пути к просветлению, подобно ло-

дочнику, перевозящему пассажиров от одного берега к другому; 3 — решимость направлять существа на пути к просветлению, следуя за ними подобно пастуху со своим стадом. На духовном пути бодхичитта осуществляется через десять совершенствований (парамита) [1, с. 131; 2; 4; 6].

Парамита (санскр. переправа, переход к совершенствованию) характеризует способы духовного роста бодхисаттвы. Эти качества конкретизированы в десяти добродетелях, совершенствующих тело, речь и ум: даяние, щедрость; нравственное поведение; отторжение всех мирских интересов; мудрость; усердие на Пути; воздержание; правдивость; решимость следовать к Просветлению, не взирая на трудности; любовь ко всем существам; невозмутимость, равное беспристрастное отношение. Эти добродетели накапливаются, увеличивая благую карму [1, с. 305; 3; 5].

Бодхисаттва — существо, стремящееся к просветлению, в Махаяне это класс небесных существ, достигших просветления, но продолжающихся рождаться в сансаре, помогая другим освобождаться. «Те, кто становится бодхисаттвой, размышляют о том, что хотя они прямо сейчас не больны, не стары и не мертвы, они все же не отличны от тех, кто стар и болен, ибо все охвачены страданием — неотъемлемой частью потока бытия. Они созерцают равенство себя и других; знакомятся с мыслью о том, что чужая проблема это также и их собственная», — пишет Кхуну Лама Римпоче, один из самых главных учителей Его Святейшества Далай Лама XIV [7, с. 62].

Образ мыслей, основанный на любви и сострадании, является неотъемлемой этической составляющей буддийского отношения ко всем живым существам. Такое состояние усиливает чувство эмпатии — близости, сочувствия и любви. Размышления о глубине страданий других существ рождает поток сочувствия и сострадание. Через сострадание рождается помысел о пробуждении других, будущие бодхисаттвы наполнены решительным намерением освободить их от страданий. Они понимают, что для этого должны устранить свои изъяны, развить свои способности в такой мере, чтобы обрести возможность помочь и себе и другим в достижении нирваны; речь идет о приобретении магических сил — упайя, присущих бодхисаттвам [2; 4]. Согласно буддийской традиции, нирвана — это постижение истины, которая свободна от измышлений и отличается от того, что представляется реальным для обычных людей. Для постижения истины одним из главных условий является задача преодоления антропоцентризма, являющегося доминирующей чертой рационалистического мышления Запада. Такие люди цепляются за самоидентичность, делают свое «Я» отправной точкой в своем мировоззрении. Нирвана — это сфера, свободная от подобных загрязнений.

В нашем современном мире всем известен живой бодхисаттва — Его Святейшество Далай Лама XIV, лидер мировой религии — буддизма. Известно, что он является четырнадцатым перерождением бодхисаттвы Авалокитешвары. Несмотря на то, что он уже давно заслужил нирвану, он отказывается от своих достижений, обкрадывает себя и приходит в наш мир страданий — сансару в четырнадцатый раз ради помощи всем живым существам. Сострадание, подобное состраданию бодхисаттвы, является основой буддийского мировоззрения по отношению ко всем живым существам, и к человеку, и к природе в целом.

Учение о пустотности Шуньявада излагается в одной из философских школ Махаяны — Мадхьямике, согласно которому, в основе реальности всего матери-

ального мира находится пустота — шунья. Реальность непостижима с помощью логического мышления, но доступна йогическому постижению. Йогин — бод-хисаттва созерцает, постигает пустотность, единую природу всего бытия, видит мир таким, каков он есть. Отсюда приходит понимание тождественности санса-ры и нирваны, в основе которых истинная природа бытия — шунья (пустота) [2; 3; 5].

Удивительно, но это абстрактное положение не противоречит описанию материи, которое появилось в современной науке в ХХ в. Современная физика дает такое определение материи: материя — это вещество, поле и физический вакуум. Природа физического вакуума исследована не до конца. Но с появлением физики элементарных частиц, квантовой механики современная наука утверждает, что природа материи почти полностью состоит из вакуума. Весь материальный мир, все мироздание имеет общую природу — пустотность. Таким образом, достижения современной науки приводят нас к пониманию того, что мир, материя имеют единое общее основание. Это положение соответствует древним буддийским представлениям о природе бытия [3; 9].

Приведенное сравнение данных современной науки о природе материального мира и буддийской философии свидетельствует об универсальности человеческих знаний, независимо от того, из какого источника они извлечены. Человек должен знать общие закономерности существования и развития мира, должен понимать природу реальности. Эти знания и понимание должны стать основой правильной оценки взаимосвязей между человеком, природой и обществом. Буддийская философия предлагает человеку понимание его роли в системе мироздания, корректирует его образ мышления и поведения по отношению к природе и всем живым существам. Человек является частью потока бытия, поэтому он не должен себя противопоставлять природе, другим живым существам. Его размышления и действия по отношению ко всему, что его окружает, должны проходить согласно буддийскому принципу бодхичитты — сострадания и сопережева-ния.

Мировоззренческим фундаментом формирования субъекта с высоким уровнем экологической культуры является знание и понимание того, что мир во всем его разнообразии един, имеет единые субстанциональные основания. Отсюда вытекает, что законы развития природы и общества общие. Поэтому человек и общество не должны себя противопоставлять природе и агрессивно подчинять природу для своих нужд. Человек должен понимать свою ответственную роль и место в социоприродной среде.

Анализ современного кризиса отношений между человеком и природой указывает на то, что разрешение его связано с формированием личности принципиально нового типа — духовной личности с высоким уровнем экологической культуры. Высокий уровень экологической культуры определяет характер и качественный уровень отношений между человеком и социоприродной средой и проявляется в системе духовных ценностей, а также во всех видах и результатах человеческой деятельности.

В свете вышесказанного актуальным для современного мира является целенаправленное экологическое воспитание молодежи, формирование духовной личности, которой присущи новое мышление и культура. Это требует изменения ключевых параметров системы образования во всем мире, которое должно быть

направлено на формирование экологического сознания и сопровождаться тактикой целенаправленного воспитании эмпатии, основанной на принципах буддийского сострадания — бодхичитты. Такая образовательная и воспитательная политика может стать действенным инструментом в формировании экологической культуры всего человечества. Для решения этой задачи целесообразно обращение к философским учениям Востока, в частности, к наиболее концептуально разработанной буддийской философии. Все это должно быть оформлено в доступные для понимания учебные курсы и дисциплины на любых уровнях образовательного процесса.

Литература

1. Андросов В. П. Индо-тибетский буддизм. Энциклопедический словарь : монография; Рос. акад. наук, Ин-т востоковедения. Москва: Ориенталия, 2011. 448 с. Текст: непосредственный.

2. Дандарон Б. Д. Мысли буддиста. Владивосток: Изд-во Владивостокского буддийского общества, 1992. 180 с. Текст: непосредственный.

3. Дандарон Б. Д. Черная тетрадь (О четырех благородных истинах). Санкт-Петербург: Дацан Гунзэчойнэй, 1995. 96 с. Текст: непосредственный.

4. Дандарон Б. Д. Письма о буддийской этике. Санкт-Петербург: Алетея, 1997. 350 с. [Философы России ХХ века]. Текст: непосредственный.

5. Донец А. М. Учение об истине в философии школы мадхьямика-прасангика традиции Гелуг. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2012. 408 с. Текст: непосредственный.

6. Корнев В. И., Пучков П. И. Буддизм // Народы и религии мира: энциклопедия / гл. ред. В. А. Тишков. Москва: Большая Рос. энцикл., 1998. С. 695-699. Текст: непосредственный.

7. Кхуну Лама Ринпоче. Драгоценный светильник. Хвала бодхичитте / перевод с английского Ю. Жиронкина; научный редактор Б. Митруев. Москва: Фонд «Сохраним Тибет», 2018. 192 с. (Наланда). Текст: непосредственный.

8. Торчинов Е. А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. Санкт-Петербург: Азбука-классика, Петербургское востоковедение, 2005. 540 с. Текст: непосредственный.

9. Шредингер Э. Квантовый кот вселенной: перевод с немецкого. Москва: Родина, 2019. 224 с. Текст: непосредственный.

Статья поступила в редакцию 05.04.2022; одобрена после рецензирования

19.04.2022; принята к публикации 23.05.2022.

ECOLOGICAL CULTURE AND THE BUDDHIST WORLD VIEW

Medegma B. Dandaron Dr. Sci. (Philos.), Prof., East-Siberian State Institute of Culture 1 Tereshkovoy St., Ulan-Ude 670031, Russia mb.dandaron@mail.ru

Abstract. Environmental issues are some of the key global challenges of the modern era. In search of theoretical foundations for their views, supporters of environmental morality should turn their attention to Oriental philosophical teachings. First of all, we are talking about the conceptually developed Buddhist philosophy. Buddhist philosophy is the most effective teaching that offers a person an understanding of his role in the system of the

15

universe, corrects his way of thinking and behavior in relation to nature and all living beings. Such a practice of education, which is based on the principles of Buddhist compassion — bodhichitta, can become a very important tool in developing the ecological culture of all mankind. Development of new thinking and culture should be focused on the formation of environmental consciousness. In this regard, an appeal to oriental philosophical teachings can be productive.

Keywords: Buddhism, Buddhist philosophy, bodhisattva, bodhichitta, ecological culture, morality, coevolution, compassion, empathy, spirituality.

For citation

Dandaron M. B. Ecological Culture and the Buddhist World View. Bulletin of Buryat State University. Philosophy. 2022; 2: 11-16 (In Russ.).

The article was submitted 05.04.2022; approved after reviewing 19.04.2022; accepted for publication 23.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.