Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА'

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
107
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сельское хозяйство / окружающая среда / экосистема / экологические ресурсы / продовольственная безопасность / биоразнообразие / сельскохозяйственная инфраструктура / agriculture / environment / ecosystem / ecological resources / food security / biodiversity / agricultural infrastructure
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА»

Омиржанов Е. Т.

к.ю.н., доцент, КазНАИУ

Аблаев Д. Т.

магистрант, КазНАИУ

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА УСТОЙЧИВОЕ

РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Ключевые слова: сельское хозяйство, окружающая среда, экосистема, экологические ресурсы, продовольственная безопасность, биоразнообразие, сельскохозяйственная инфраструктура.

Keywords: agriculture, environment, ecosystem, ecological resources, food security, biodiversity, agricultural infrastructure.

На современном этапе развития общества, в период экономических реформ и бурного индустриального роста произошло резкое ухудшение качества окружающей природной среды, что заставило большинство стран, в том числе и Республику Казахстан, задуматься о проблемах экологии и важности их незамедлительного решения. В этой связи повышается значимость экологической функции государства, реализация которой способствует достойному существованию человека в экологически благоприятной, пригодной для жизни окружающей среде и, в конечном счете, выживанию человечества как биологического вида. Любое государство обладает реальными возможностями обеспечивать необходимый уровень охраны окружающей среды, экологических прав и свобод граждан1.

Появление экологической функции в системе функций государства является следствием необходимости в государственно-правовой охране природы. До этого времени вопросы использования и охраны природы решались в рамках экономической деятельности государства и рассматривались как проявление его экономической функции. Обострение экологической обстановки, возрастание роли и значения сферы взаимодействия общества и природы привели к необходимости появления в числе функций государства самостоятельной экологической функции.

Акцентируя внимание на одном из аспектов экологической функции - обеспечении экологической безопасности, А.В. Голяшев и Л.М. Григорьев предлагают под экологической функцией государства понимать «осуществляемое в экологической сфере объективно-необходимое целенаправленное, законодательно-обусловленное направление (сторону) государственной деятельности по обеспечению экологической безопасности общества», подчеркивая при этом, что проблемы охраны окружающей среды в большей степени должны осознаваться как проблемы обеспечения экологической безопасности2.

Главное назначение экологической функции государства состоит в том, чтобы обеспечить научно-обоснованное соотношение экологических и экономических интересов общества, создать необходимые гарантии для реализации права человека на чистую, здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду. С самого начала индустриальной эпохи ей были присущи черты, содержащие в себе зародыши будущих негативных последствий: расточительное использование сырьевых и энергетических ресурсов, загрязнение почвы, атмосферы, рек и морей промышленными отходами. Противоречия между обществом и природой в настоящее время достигли своей кульминации.

Экологическое направление деятельности государства рассматривается и развивается сейчас в основном в рамках экологического права. По мнению С.В. Бошно, «к большому сожалению, можно констатировать, что исследователи теории государства и права, за редким исключением, не уделяют сейчас должного внимания экологической функ-

3

ции государства» .

Экологическая функция государства представляет собой одну из функций современного государства - стратегическое направление его деятельности, характеризующее сущность и назначение государства как особой управляющей системы в сфере экологических отношений4.

Сельское хозяйство - это один из важнейших экономических видов деятельности, который играет важную роль для постоянного обеспечения источников существования, производства пищевых продуктов и обеспечения доходов. Сельское хозяйство как вид деятельности зависит от внешних условий окружающей среды, так как требует использования товаров и услуг, предоставляемых самой экосистемой, и таких экологических ресурсов, как земля, почва, вода, энергия. На сельское хозяйство приходится большая часть потребления воды в мире. Устойчивое сельскохозяйствен-

1 Григорьев Л.М., Урожаева Ю.В., Иванов Д.С. Синтетическая классификация регионов: основа региональной политики // Российские регионы: экономический кризис и проблемы модернизации. - М.: ТЕИС, 2014. - С. 34-53.

Голяшев А.В., Григорьев Л.М. Типы российских регионов: устойчивость и сдвиги в 2003-2013 годах. - М.: Аналитический

центр, 2014. - http://ac.gov.ru/fïles/publication/a/4363.pdf

3

Бошно С.В. Теория государства и права. - М., 2017. - С. 58.

4 Байрамов Ф.Д., Аббасов Ф.Н. К вопросу о понятии «функции государства» // История государства и права. 2015. - № 5. -С. 8-11.

ное производство способствует сохранению долговременной продовольственной безопасности. Политика стимулирования и поддержки устойчивого сельского хозяйства с сохранением земельных и водных ресурсов, биоразнообразия и экосистем, при усилении устойчивости к условиям изменения климата и стихийным бедствиям была согласована на международном уровне, так как она необходима для сохранения природных экологических процессов.

В гонке за увеличением объемов продукции растениеводства сельское хозяйство превратилось в отрасль промышленности, в которой все больше и больше используются антропогенные ресурсы в виде химических удобрений, пестицидов и генномодифицированного материала (ГМО) предприятий всех форм собственности. Отсутствие этих условий является одной из главных причин кризисной ситуации в агропромышленном комплексе страны.

При развитии сельскохозяйственного производства в последние десятилетия биоразнообразие почти не принималось во внимание. Многие современные сельскохозяйственные практики, нацеленные на увеличение объема производства зерновых культур, привели к упрощению земледельческих систем и биоразнообразия, и сейчас все больше повышается необходимость принятия мер по охране существующего биоразнообразия.

Сельское хозяйство одновременно влияет и само оказывается под влиянием изменений климата. Оно вызывает выбросы парниковых газов в результате уменьшения стоков углеродов (при вырубке лесов и освоении заболоченных территорий), стимулирования выбросов метана (при культивировании риса и выращивании жвачных животных), освобождения закиси азота от азотных удобрений и выделения двуокиси углерода машинами и транспортом. В свою очередь, в результате климатических изменений сельское хозяйство испытывает изменения в условиях водообеспе-ченности, повышенное температурное воздействие, изменения в распространении насекомых вредителей и болезней, повышенный уровень вымывания питательных веществ из почв.

Также важное значение имеют, особенно в отношении влияния на процесс изменения климата, выбросы вредных веществ в воздух и атмосферу в результате изменения характера землепользования в процессе сельскохозяйственной деятельности (например, вырубка лесов), использования горючих материалов для выработки энергии и целей транспортировки в сельском хозяйстве, а также как результат пищеварительных функций скота (выделение метана). В процессе сельскохозяйственной деятельности в окружающую среду могут выделяться вещества, разрушающие озоновый слой, в частности метилбромид, который широко используется во многих странах в качестве почвенного и структурного фумиганта для контроля за насекомыми-вредителями. Проблему для санитарного состояния окружающей среды представляют остаточные продукты от веществ, используемых в сельском хозяйстве, таких как удобрения и пестициды. Остаточные вещества в почвах от использования агрохимикатов играют существенную роль при определении качества, плодородности и уровня загрязнения почв.

Экологическое и социальное развитие отныне должно рассматриваться как тесно взаимосвязанные аспекты, а не как отдельные основные направления устойчивого развития. Такой комплексный подход превращает стремление к экологической устойчивости в магистральное направление развития, характеризующееся повышением качества и количества рабочих мест, усилением социальной интеграции и сокращением масштабов бедности. Достижение положительных результатов вполне возможно, однако для этого требуется разработать такие политические меры для каждой конкретной страны, которые бы позволили не упустить возможности и принять меры по преодолению проблем, выявленных в результате интеграции элементов, связанных с окружающей средой, социальным развитием и достойным трудом, а также обеспечили гладкий и справедливый переход к устойчивой экономике. В действительности, в наибольшем выигрыше могли оказаться развивающиеся страны и страны с формирующимся рынком.

Для устойчивых предприятий и рынков труда экологически более чистая экономика как путь к устойчивому развитию является необходимостью, а не вопросом выбора. Резкий рост потребления природных ресурсов и загрязнения окружающей среды будет усугублять растущее истощение запасов пресной воды и плодородных земель и приведет к тому, что скорость сокращения биоразнообразия и изменения климата достигнут неприемлемого или даже неуправляемого уровня. Чрезмерное использование природных ресурсов, таких как лесные и рыбные резервы и чистая вода, а также растущий уровень загрязнения, в том числе выбросами парниковых газов (ПГ), приобретают планетарные масштабы. Урон, который ухудшение экологической обстановки наносит экономике и обществу, может свести на нет все достижения в области развития и борьбы с бедностью, полученные за последние десятилетия.

Нерешенные социальные проблемы, такие как безработица (особенно среди молодежи), а также образование, здравоохранение, санитария и инфраструктура усложняют решения экологических проблем. Проблемы работающей бедноты и низкого качества рабочих мест по-прежнему затрагивают сотни миллионов людей по всему миру, в то время как широко распространенное отсутствие базовой социальной защиты повышает уязвимость многих людей перед экологическими и экономическими потрясениями.

За счет сочетания таких инструментов, как рыночные механизмы, нормативные правовые акты, государственные инвестиции, политика в области госзакупок и информационно-пропагандистские мероприятия, правительства могут осуществлять поддержку предприятий и создавать благоприятную среду, содействующую распространению зеленой практики на производстве, инвестициям в новые зеленые продукты и услуги, а также в создание рабочих мест. Тем не менее, этот переход подразумевает наличие как преимуществ, так и потерь для занятости, в особенности когда необходим глобальный сдвиг в рамках модели экономического развития крупных компаний, отраслей и целых стран.

Переходные процессы могут вызвать сдвиг не только в общем уровне занятости и в ее структуре, но и оказать влияние на качество занятости. В результате появления новых технологий, процессов и практики содержание работы и профиль многих занятий меняются уже сейчас, как и условия труда. Создаваемые в ходе этого процесса рабочие места должны не только быть зелеными, но и отвечать требованиям достойного труда, то есть занятость на них долж-

на быть продуктивной, предоставлять адекватные доходы и социальную защиту, обеспечивать соблюдение прав работников и предоставлять им право голоса в принятии решений, затрагивающих их жизнь.

Во многих отраслях экономики имеются весьма широкие возможности и реальная потребность в увеличении качества занятости за счет улучшения условий труда, безопасности и гигиены труда, а также оплаты труда в целях повышения экологической устойчивости экономики. В этом отношении выделяются сельское хозяйство, утилизация и переработка отходов, а также строительная индустрия, хотя причины этого для каждой из этих отраслей разные, как и варианты достижения необходимого улучшения ситуации.

Сельское хозяйство - это главный потребитель и один из основных загрязнителей водных ресурсов, а также основной фактор деградации земель и сокращения биоразнообразия. Данные свидетельствуют о том, что с этими экологическими проблемами можно бороться при наличии сильных стимулов к поддержке и подготовке фермеров к освоению методов ведения сельского хозяйства, отличающихся низким уровнем воздействия на окружающую среду. Пакеты политических мер по развитию устойчивого сельского хозяйства, включающие повышение профессиональных навыков и квалификаций, развитие предприятий и производственно-сбытовых цепочек, организацию и выделение инвестиций в систему социальной защиты и в инфраструктуру, могут привести к значительному увеличению уровня производства и доходов, особенно среди малых фермерских хозяйств в развивающихся странах.

Одной из наиболее серьезных глобальных угроз, которая усугубляет экологические проблемы, такие как дефицит воды и сокращение биоразнообразия, является изменение климата. В среднесрочной и долгосрочной перспективе изменение климата приведет к увеличению среднемировой температуры, к изменению режима выпадения осадков и к подъему уровня моря. В краткосрочной перспективе последствия изменения климата - это воздействие непредсказуемых изменений погоды и усиления экстремальных погодных явлений.

В заключение отметим, что экологическая функция государства включает в свое содержание деятельность по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства, а также деятельность, направленную на обеспечение рационального использования природных ресурсов с целью предупреждения их истощения, на охрану окружающей среды от деградации ее состояния, соблюдение, охрану и защиту экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. Обратим внимание на то, что здесь в содержание включается новый и очень важный элемент - охрана и защита экологических прав, под которыми принято понимать признанные и закрепленные в законодательстве права физических лиц, обеспечивающие удовлетворение потребностей человека при взаимодействии с природой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.