Религия и экология J||| Юг России: экология, развитие. № 4, 2007
Religy and ecology_ЩР_The South of Russia: ecology, development. № 4, 2007
РЕЛИГИЯ И ЭКОЛОГИЯ
УДК 504.03
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В БИБЛИИ
© 2007. Кулиев Т.Т.
Дагестанский государственный университет
Данная статья обзорно освещает современный кризис отношений человека с природой во взаимосвязи с духовным кризисом. Исследованы вопросы применимости христианского мировоззрения к решению современных экологических проблем, экологизации сознания современного человека и распространению экологической этики.
This article is a brief results of our research of the ecological crisis as a part of overall modern spiritual crisis. Our objective was exploring a usability of Christian worldview for the modern world with it's ecological, conscious and ethical problem based on the Bible and Christian literature context.
В настоящее время человечество стоит перед необходимостью реализации концепции устойчивого развития. Взаимодействие общества и природы стало на сегодняшний день одной из самых актуальных проблем современности. Поэтому особенно остро стоят вопросы, связанные с развитием адекватного экологического сознания, опирающиеся как на научно-философское понимание единства человека и природы, так и на универсальные ценности, заложенные в религиозно-философских учениях. Религия, являясь одной из форм общественного сознания, устанавливает определенные нормы отношения человека к окружающей его среде. Даже частичное познание законов, скрытых в религиозных учениях, активно способствует переориентации человеческого сознания в отношении с природой [2].
Рассматривая кризис отношений человека с природой во взаимосвязи с кризисом духовным, будет полезно взглянуть с позиций Библии на некоторые составляющие экологического кризиса. К таковым можно отнести загрязнение окружающей среды, нехватку природных ресурсов, перенаселение, снижение биологического разнообразия, а также низкий уровень экологической воспитанности населения. Безусловно, книги Библии писались задолго до осознания данных проблем человеческим обществом. В то же время, означенные вопросы, с одной стороны, прекрасно иллюстрируют ряд важнейших составляющих христианского мировоззрения и образа жизни, а с другой - применение предложенных в Библии подходов может существенным образом способствовать распространению экологической этики [3].
В те времена, когда писалась Библия, ни заводов, ни автотранспорта, ни многих других современных источников загрязнения окружающей среды не знали. Отходов производства было сравнительно немного, и проблемы с их хранением, утилизацией или обезвреживанием не возникали. В то же время, человеческая жизнедеятельность давала о себе знать. Поэтому Господь, еще со времен выхода евреев из Египта, призывал Свой народ не только к нравственной, но и к физической чистоплотности. «Место должно быть у тебя вне стана, куда бы тебе выходить. Кроме оружия твоего должна быть у тебя лопатка; и когда будешь садиться вне стана, выкопай ею яму, и опять зарой ею испражнение твое» (Втор.23:12-13). Возможно, Божественные указания на естественные потребности человека, помещенные в Священное Писание, вызовут недоумение, но люди нуждались, нуждаются и будут нуждаться в конкретных назиданиях. Более того, данные наставления о физиологических процессах гораздо глубже, чем кажутся на первый взгляд и говорят не столько о поведении, сколько о жизненной позиции. «Ибо Господь, Бог твой, ходит среди стана твоего, чтоб избавлять тебя и предавать врагов твоих в руки твои; а потому стан твой должен быть свят, чтобы Он не увидел у тебя чего срамного и не отступил от тебя» (Втор.23:14). Эти слова приоткрывают смысл часто встречающегося в Библии выражения «ходить перед Богом»
Религия и экология
Religy and ecology
Юг России: экология, развитие. № 4, 2007
The South of Russia: ecology, development. № 4, 2007
(Быт.5:24; 6:9; Пс.55:14; 114:9). Верный израильтянин сознавал, что Бог видит все. «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? ... Ты знаешь, когда я ложусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли, Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе» (Пс.138:7,2-3).
Одно из важнейших условий сохранения нравственной чистоты - сознание постоянного Божьего присутствия, с одной стороны дающее уверенность в Его поддержке, а с другой - побуждающее к благоговению и аккуратности. А одна из главных бед современности состоит в том, что большинство людей утратили способность чувствовать присутствие Бога, а значит и относиться к природе как к храму.
Следует также заметить, что, ощутив близость Всевышнего, человек, кроме чувства защищенности, может испытывать еще и страх. В одних случаях страх обусловлен боязнью быть наказанным, в других - опасением утратить божественную близость. Страх первого типа свойственен преступнику, испытывающему запоздалые муки совести (Быт.3:10; Деян.24:25); второго - праведнику, признающему свое несовершенство и осознающему нужду в Спасителе (Ис.6:5; Деян.2:43). Подобные отношения с Творцом Библия называет «страхом Господним» или «страхом Божьим» (2 Пар.19:7; Иов.28:28; Прит.14:27; 22:4; Неем.5:9). Учитывая особенности еврейского языка и контекст, в котором обычно употребляется это выражение в Ветхом Завете, можно предположить, что здесь имеется в виду не боязнь как таковая, а почтение, уважение, восхищение и благоговение. [4]
Согласно Библии, одним из тех, кто знал этот страх, был Моисей, для которого смысл жизни состоял в сотрудничестве с Богом, а утрата Божьей поддержки означала конец всего. «Если не пойдешь Ты Сам с нами, то и не выводи нас отсюда», - молил он Бога после того, как Израиль согрешил в пустыне (Исх.33:15). В книге Исход сразу после явления Бога на горе Синай и возвещения десяти Заповедей идут слова Моисея народу: «Не бойтесь; Бог пришел, чтобы испытать вас, и чтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили» (Исх.20:20). Страх Божий (в отличие от страха животного) не только не является боязнью как таковой, но напротив ей противопоставляется. К страху Божьему в библейском понимании этого выражения призывал выдающийся чешский мыслитель и педагог Ян Коменский: «Юноша, где бы ты ни был, помни о том, что ты находишься в присутствии Бога и ангелов, а может быть - и людей». [5]
«Страх Господень - ненавидеть зло» (Прит.8:13), а значит человека, исполненного страхом Божьим, отличает ненависть ко всему, что ненавистно и отвратительно Богу. Богобоязненный человек стремится иметь как можно более тесную связь со Спасителем и избегает всего, что может стать причиной разрыва с Ним. «За смирением следует страх Господень» (Прит.22:4), а значит самонадеянность «покорителя природы» несовместима со страхом Божьим. Будучи результатом смирения, страх Господень «научает мудрости» (Прит.15:33), «отводит от зла» (Прит.16:6), «прибавляет дней» (Прит.10:27), «ведет к жизни» (Прит.19:23). Как это ни парадоксально звучит, но страх Божий придает верующему твердости, решительности и отваги. Богобоязненный праведник убежден в заботе любящего Отца и не страшится ничего, кроме разделяющего с Богом греха, которым может быть любое нарушение закона любви, в том числе и по отношению к окружающей среде.
Библия авторитетно вскрывает причины личных, общественных, религиозных и других проблем человечества и, как убедительно показывает вековой опыт, является действенным инструментом для изменения поведения целых групп людей. Помня о присутствии Духа Божьего на всяком месте и дорожа связью с Творцом, искренний верующий будет тщательно избегать всего, что может разделить его с Создателем: от нечистых помыслов до неубранного мусора.
Библиографический список
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Синодальный перевод. 2. Гальбиати Э., Пьяцца А. Трудные страницы Библии (Ветхий Завет). - Милан-М.: Христианская Россия, 1992. - С. 82-83. 3. Коменский Я.А. Правила поведения, собранные для юношества в 1653 году. Избранные педагогические сочинения. Т. 2. - М.: Педагогика, 1982. - 112 с. 4. Кулиев Т. Важнейшие постулаты библейского учения о месте человека в природе и основы правильного подхода к их изучению. // Родник, вып. 2. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2001. -С.14-22. 5. Кулиев Т. Экологический компонент в христианстве: пути изучения. // Родник, вып.1. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2000. - С.20-22.