Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ'

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2653
392
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ / ПРОБЛЕМЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сафронова Екатерина Владимировна

Актуальность данной статьи заключается в важности решения вопросов, связанных с охраной окружающей среды. По мнению экспертов, экологическая обстановка в современном мире с каждым годом становится всё хуже и хуже: ежедневное загрязнение вод и почвы приводит к гибели животных, растений, ухудшению биологического состава воды, увеличению углекислого газа в атмосфере, а также состояние окружающей среды приводит к ухудшению здоровья человека. Сложившаяся ситуация требует применения эффективных правовых инструментов, одним из которых является экологическая экспертиза. Целью написания данной статьи является определении правового содержания государственной экологической экспертизы, а также выявление некоторых проблем правового регулирования. Были рассмотрены виды экологической экспертизы, дано понятие экологической экспертизы. Также в данной статье рассмотрены проблемы экологического законодательства Российской Федерации. Для лучшего понимания проблем приведено сравнение разных редакций Федерального закона «Об экологической экспертизе». Были рассмотрены объекты экологической экспертизы на федеральном и региональном уровне, благодаря этому был сделан вывод о сужении сферы применения механизма экологического контроля и значительного понижения его роли в обеспечении охраны окружающей среды и экологической безопасности. Из-за большого количества нормативных актов, в которых существуют нормы об экологической экспертизе был сделан вывод, что законодательство об экологической экспертизе не является систематизированным. Проведение экологической экспертизы очень важно, так как она выполняет функции предупредительного контроля, служит инструментом обеспечения выполнения экологических требований, является правовым средством реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и способствует учету общественного мнения при принятии экологически значимых решений [1, с. 90]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL EXPERTISE. THE LEGAL REGULATION OF ENVIRONMENTAL EXPERTISE

The relevance of this article lies in the importance of addressing issues related to environmental protection. According to experts, the ecological situation in the modern world is getting worse and worse every year: daily pollution of water and soil leads to the death of animals, plants, deterioration of the biological composition of water, an increase in carbon dioxide in the atmosphere, as well as the state of the environment leads to deterioration of human health. The current situation requires the use of effective legal instruments, one of which is environmental expertise. The purpose of writing this article is to determine the legal content of the state environmental expertise, as well as to identify some problems of legal regulation. The types of environmental expertise were considered, the concept of environmental expertise was given. Also in this article the problems of environmental legislation of the Russian Federation are considered. For a better understanding of the problems, a comparison of different editions of the Federal Law «On Environmental Expertise» is given. The objects of environmental expertise at the federal and regional levels were considered, thanks to this, it was concluded that the scope of application of the environmental control mechanism was narrowed and its role in ensuring environmental protection and environmental safety was signi cantly reduced. Due to the large number of regulations in which there are norms on environmental expertise, it was concluded that the legislation on environmental expertise is not systematized. Conducting an environmental assessment is very important, since it performs the functions of preventive control, serves as a tool to ensure compliance with environmental requirements, is a legal means of realizing the constitutional right of citizens to a favorable environment and contributes to taking into account public opinion when making environmentally signi cant decisions [1, p. 90]

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ»

OF LEGAL RESEARCH

УДК 349.6

DOI 10.34076/2658_512Х_2021_4_58

Сафронова Екатерина Владимировна

Katia.safronowa@yandex.ru

Студент Института государственного и

международного права

Уральского государственного юридического

университета

Научный руководитель:

Листопад Оксана Федоровна

Старший преподаватель кафедры земельного, градостроительного и экологического права УрГЮУ

Экологическая экспертиза. Правовое регулирование экологической экспертизы

Сафронова Е. В. Экологическая экспертиза. Правовое регулирование экологической экспертизы// Уральский журнал правовых исследований. 2021. № 4. С. 58-67. ВО110.34076/2658_512Х_2021_4_58

Аннотация:

Актуальность данной статьи заключается в важности решения вопросов, связанных с охраной окружающей среды. По мнению экспертов, экологическая обстановка в современном мире с каждым годом становится всё хуже и хуже: ежедневное загрязнение вод и почвы приводит к гибели животных, растений, ухудшению биологического состава воды, увеличению углекислого газа в атмосфере, а также состояние окружающей среды приводит к ухудшению здоровья человека. Сложившаяся ситуация требует применения эффективных правовых инструментов, одним из которых является экологическая экспертиза. Целью написания данной статьи является определении правового содержания государственной экологической экспертизы, а также выявление некоторых проблем правового регулирования. Были рассмотрены виды экологической экспертизы, дано понятие экологической экспертизы. Также в данной статье рассмотрены проблемы экологического законодательства Российской Федерации. Для лучшего понимания проблем приведено сравнение разных редакций Федерального закона «Об экологической экспертизе». Были рассмотрены объекты экологической экспертизы на федеральном и региональном уровне, благодаря этому был сделан вывод о сужении сферы применения механизма экологического контроля и значительного понижения его роли в обеспечении охраны окружающей среды и экологической безопасности. Из-за большого количества нормативных актов, в которых существуют нормы об экологической экспертизе был сделан вывод, что законодательство об экологической экспертизе не является систематизированным. Проведение экологической экспертизы очень важно, так как она выполняет функции предупредительного контроля, служит инструментом обеспечения выполнения экологических требований, является правовым средством реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и способствует учету общественного мнения при принятии экологически значимых решений [1, с. 90].

УДК 349.6

DOI 10.34076/2658_512X_2021_4_58

Ekaterina V.Safronova

Katia.safronowa@yandex.ru

Ural State Law University

Institute of State and International Law, Student

Academic supervisor: Oksana F. Listopad

Senior Lecturer, Department of Land, Urban Planning and Environmental Law Ural State Law University

Environmental Expertise. the Legal Regulation of Environmental Expertise

Ekaterina V. Safronova 'Environmental expertise. The legal regulation of environmental expertise', Ural Journal of Legal Research, 2021, No. 4. pp. 58-67. DOI 10.34076/2658_512X_2021_4_58

Abstract:

The relevance of this article lies in the importance of addressing issues related to environmental protection. According to experts, the ecological situation in the modern world is getting worse and worse every year: daily pollution of water and soil leads to the death of animals, plants, deterioration of the biological composition of water, an increase in carbon dioxide in the atmosphere, as well as the state of the environment leads to deterioration of human health. The current situation requires the use of effective legal instruments, one of which is environmental expertise. The purpose of writing this article is to determine the legal content of the state environmental expertise, as well as to identify some problems of legal regulation. The types of environmental expertise were considered, the concept of environmental expertise was given. Also in this article the problems of environmental legislation of the Russian Federation are considered. For a better understanding of the problems, a comparison of different editions of the Federal Law «On Environmental Expertise» is given. The objects of environmental expertise at the federal and regional levels were considered, thanks to this, it was concluded that the scope of application of the environmental control mechanism was narrowed and its role in ensuring environmental protection and environmental safety was significantly reduced. Due to the large number of regulations in which there are norms on environmental expertise, it was concluded that the legislation on environmental expertise is not systematized. Conducting an environmental assessment is very important, since it performs the functions of preventive control, serves as a tool to ensure compliance with environmental requirements, is a legal means of realizing the constitutional right of citizens to a favorable environment and contributes to taking into account public opinion when making environmentally significant decisions [1, p. 90].

/fflv (ffl7

OF LEGAL RESEARCH

Ключевые слова:

Keywords:

экологическая экспертиза, правовое регулирование экологической экспертизы, государственная экологическая экспертиза, общественная экологическая экспертиза, принципы экологической экспертизы, проблемы в законодательстве об экологической экспертизе.

environmental expertise, legal regulation of environmental expertise, state environmental expertise, public environmental expertise, principles of environmental expertise, problems in the legislation on environmental expertise.

Природоресурсный этап в развитии экологического законодательства охватывает период начала XX века, характеризующийся осуществлением первых попыток рационального использования природных ресурсов. Во второй половине XX в. среда обитания человека рассматривается уже как фактор состояния его здоровья, поэтому следующий этап принято называть антропоцентрическим. На сегодняшний день осуществляется переход к экоцентрическому этапу, т. е. к охране всех элементов природы независимо от степени их полезности или вредности для человека. Формирование законодательства по охране окружающей среды началось в 1988 г., когда были создан Государственный комитет по охране природной среды СССР. Позднее на базе территориальных органов Минприроды России началось формирование городских и районных природоохранных комитетов. Структура этих подразделений включала в себя: мониторинг загрязнений окружающей среды, экологическую экспертизу, экологический контроль, нормирование, лицензирование, экономику природопользования [2, с. 30].

В данной статье рассмотрим более подробно экологическую экспертизу. В настоящее время экологическая экспертиза - это самостоятельный вид экологического контроля и наблюдения. Экологическая экспертиза - это один из наиболее важных механизмов управления природопользованием и охраны окружающей среды. Она является наиболее эффективным правовым механизмом устранения негативного воздействия на окружающую среду и реализации права общественности на участие в принятии экологически важных решений. Именно поэтому в большинстве случаев она проводится до начала деятельности, которая негативно влияет на окружающую среду. Идея создания в России независимой экологической экспертизы формировалась с разных сторон, но, прежде всего, поддерживалась научной интеллигенцией и экологической общественностью. Сейчас экологическая экспертиза является обязательной, и это закреплено в законодательстве Российской Федерации об экологической экспертизе. [3, с. 112]. В насто -ящее время правовое регулирование экологической экспертизы регулируется нормами Федерального закона «Об охране окружающей среды»1, Федерального закона «Об экологической экспертизе2», а также другими нормативными актами. Например, Федеральным законом «О животном мире»3, Федеральным законом «О континентальном шельфе Российской Федерации»4, Федеральным законом «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»5. Также правовое регулирование экологической экспертизы осуществляется междуна-

1 Об охране окружающей среды: Федеральный закон РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция) // «Российская газета», N 6, 12.01.2002

2 Об экологической экспертизе: Федеральный закон РФ от 23.11.1995 N 174-ФЗ (последняя редакция) // «Российская газета», N 232, 30.11.1995

3 О животном мире: Федеральный закон РФ от 24.04.1995 N 52-ФЗ (последняя редакция)// «Российская газета», N 86, 04.05.1995

4 О континентальном шельфе Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 30.11.1995 N 187-ФЗ (последняя редакция) // «Российская газета», N 237, 07.12.1995

5 Об исключительной экономической зоне Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 17.12.1998 N 191-ФЗ (последняя редакция) «Российская газета», N 244, 24.12.1998

ОР ЬЕСАЬ РЕБЕАПСН

родными документами. Международные акты применяются при проведении экологической экспертизы, если российское законодательство содержит нормы, противоречащие международным нормам, или если отношения не урегулированы внутренним законодательством страны. На международном уровне общие принципы государственной экологической экспертизы сформулированы через процедуру оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), так как она является информационным источником экологической экспертизы [4, с. 495].

Экологическая экспертиза - это установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. Данное определение закреплено в Федеральном законе «Об экологической экспертизе». Но хочется отметить, что оно соответствует целям и задачам экологической экспертизы. Экологическая экспертиза должна представлять собой процедуру, в процессе проведения которой выявляется соответствие хозяйственной и иной деятельности установленным экологическим требованиям для того, чтобы свести к минимуму неблагоприятные воздействия на окружающую среду и связанные с этим последствия. Экологическая экспертиза - это мера обеспечения выполнения экологических требований при принятии экологически важных решений. Процедура экологической экспертизы - это форма предупредительного экологического контроля [5]. Также данная процедура поддерживает экологический правопорядок и реализацию прав каждого на благоприятную окружающую среду, которое закреплено в статье 42 Конституции РФ6 .

Функции экологической экспертизы заключаются в обеспечении экологической безопасности развития общества, прежде всего самого человека, его жизни и здоровья, а также окружающей его среды.

Функции экологической экспертизы:

1. Природоохранная - заключается в своевременном проведении экологической экспертизы и реализации проекта с учетом рекомендаций оценщиков и существующего законодательства способствует снижению негативного воздействия на окружающую среду;

2. Превентивная - заключается в проведении экологической экспертизы. Необходимо начинать как можно раньше, на пред проектные стадии;

3. Прогностическая - заключается в прогнозировании негативных последствий для окружающей среды и здоровья человека;

4. Правоохранительная - проведение экологической экспертизы в целях соблюдения действующего природоохранного законодательства.

Что касается видов экологической экспертизы, то выделяют два вида: государственная и общественная. Государственная и общественная экологическая экспертиза основываются на единых принципах, имеют одни цели, их объекты также могут совпадать. Государственная экологическая экспертиза проводится федеральным органом исполнительной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Государственная экологическая экспертиза проводится на двух уровнях: федеральном и региональном. А общественная экологическая экспертиза организуется по инициативе граждан и общественных объединений

6 Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами о поправках к Конституции от 14.03.2020 N 1-ФКЗ): Конституция Рос. Федерации от 12 декабря 1993 г// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru

ОР ЬЕСАЬ РЕБЕАПСН

(организаций). Также выделяют экологическую экспертизу по типу объекта: сложные, средней сложности и простые объекты. Еще существуют такие разновидности экологической экспертизы как эколого-санитарную, занимающуюся установлением причинной связи между состоянием здоровья населения и влиянием на окружающую среду антропогенной деятельности; эколого-норматив-ную, которая проводит исследования на соответствие требованиям экологической безопасности нормативов качества окружающей среды; эколого-правовую, выполняющую функцию экологизации действующего законодательства.

Согласно ст.14 ФЗ «Об экологической экспертизе» при проведении экологической экспертизы участвуют три стороны: заказчик, организатор, экспертная комиссия. На основании ст.15 этого же Закона состав экспертной комиссии включает в себя ответственного исполнителя, ответственного секретаря, руководителя и экспертов. При проведении проверки экспертной комиссией происходит сочетание двух факторов: научно-исследовательской деятельности компетентных специалистов и административной деятельности органов государственного власти. Результатом проведения экологической экспертизы является заключение экологической экспертизы. Экспертом экологической экспертизы может быть специалист, обладающий научными или практическими умениями и знаниями по рассматриваемому вопросу. Заключение экологической экспертизы - документ, подготовленный экспертной комиссией экологической экспертизы, содержащий в себе обоснованные выводы о соответствии документации экологическим требованиям [6, с. 40]. Такое заключение может быть положительным и отрицательным. Отрицательное заключение имеет свои правовые последствия. Таким последствием является запрет реализации объекта экологической экспертизы. Порядок проведения данной экспертизы урегулирован ФЗ «Об экологической экспертизе».

Как уже говорилось выше, законодательство об экологической экспертизе регулируется множеством нормативных актов, что является проблемой. Обратимся к ст.20 ФЗ «О животном мире», где говорится, что обязательная государственная экологическая экспертиза должна проводится для удобрений, пестицидов и биостимуляторов роста растений, а также материалов, которые обосновывают объемы (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира и проведения работ по акклиматизации и гибридизации этих объектов.

Также в данном законе не указано к кому виду государственной экологической экспертизы относятся эти объекты, что вызывает трудности применения норм права. Неточность законодательства указывает на недостатки правовой системы. Так как законодательство об экологической экспертизе не является строго систематизированным это может приводить к коллизиям и пробелам в законодательстве. Таким образом, нельзя руководствоваться перечнем объектов экологической экспертизы, который закреплен в ФЗ «Об экологической экспертизе», нужно руководствоваться нормами актов, которыми регулируются соответствующие сферы деятельности.

В законодательстве РФ существуют различные основания и виды юридической ответственности за нарушение норм о государственной экологической экспертизе: уголовная ответственность, административная ответственность, материальная ответственность, гражданско-правовая ответственность. К уголовной ответственности привлекаются лица, которые совершили нарушение, повлекшее за собой тяжкие прямые или косвенные последствия. Например, нарушения законодательства об экологической экспертизе могут быть допущены при совершении преступлений, ответственность за которые установлена главой 26 «Экологические преступления» УК РФ. Наказания, которые устанавливает УК РФ за

ОР ЬЕСАЬ РЕБЕАПСН

совершение преступлений против экологической безопасности: штраф, лишние специального звания, обязательные работы, ограничение свободы, арест, лишение свободы на определенный срок. За совершеннее административные правонарушения устанавливаются следующие виды взысканий: предупреждение, штраф, конфискация орудия, административное приостановление деятельности, административный арест. Гражданско-правовая ответственность наступает в результате неисполнения органами экологической экспертизы и заказчиками документации законодательства об экологической экспертизе. В данном случае существует несколько способов возмещения вреда: возмещение убытков, оплата стоимости восстановительных работ, возмещение вреда в натуре [7, с. 68]. Какие же существуют способы совершения преступлений?

Рассмотрим способы совершения экологических преступлений, связанных с нарушением правил охраны окружающей среды на стадии планирования работ, выраженных в действиях и бездействии правонарушителей:

1. Подписание положительных заключений экологической экспертизы без достаточных на то оснований;

2. Выход актов, противоречащих законам федерального значения, которые издаются исполнительными органами субъектов РФ;

3. Члены экспертной комиссии не устанавливают сроки действия указанной экспертизы при подписании положительного заключения;

4. Заказчики экспертизы нарушают инструкции о предоставлении материалов по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности, не оформляя должным образом документацию, т.е не учитывают различные факторы, которые могут негативно влиять на окружающую среду.

Подробнее рассмотрим государственную экологическую экспертизу, а именно проблемы в законодательстве об экологической экспертизе. Более конкретно остановимся на проблеме изменения перечня объектов государственной экологической экспертизы. Сфера действия экологической экспертизы начала сужаться с принятием нового Градостроительного кодекса. С 1 января 2007 года произошло существенное изменение содержания объектов экологической экспертизы. Сравним две редакции Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 05.01.2005 и от 01.01.2007 годов.

В ФЗ «Об экологической экспертизе» от 05.01.2005 года к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня относились:

1. Проекты правовых актов РФ нормативного и ненормативного характера, а также документы органов государственной власти РФ;

2. Проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и других федеральных программ;

3. Проекты генеральных планов развития территорий свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;

4. Проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций объектов хозяйственной деятельности РФ;

5. Материалы по созданию организаций горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающие использование природных ресурсов, которые находятся в ведении РФ.

Если рассматривать редакцию данного Федерального закона от 01.01.2007 года, то из перечня объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня были убраны проекты нормативно-правовых актов, а также все виды градостроительной и проектной документации, а также почти все источ-

ОР ЬЕСАЬ РЕБЕАПСН

ники негативного воздействия на окружающую среду.

По поводу государственной экологической экспертизы регионального уровня можно сказать то же самое.

В редакции от 05.01.2005 года к объектам государственной экологической экспертизы регионального уровня относились все виды градостроительной документации:

1. Схемы и проекты районной планировки административно-территориальных образований;

2. Проекты городской и поселковой административной черты;

3. Проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации.

Что касается редакции от 01.01.2007 года, мы также можем увидеть, что все объекты градостроительной деятельности были убраны и остались только нормативно-технических документы, которые связаны с охраной окружающей среды и проекты некоторых целевых программ.

Также важно отметить, что в настоящее время перечень объектов государственной экологической экспертизы носит закрытый характер. Раньше перечень подразумевал проведение государственной экологической экспертизы в отношении любого проекта, который мог оказать негативное воздействие на окружающую среду. Существует мнение, что изменения законодательства об экологической экспертизе значительно ограничили сферу применения механизма экологического контроля и понизили его роль в обеспечении охраны окружающей среды и экологической безопасности [8, с. 123]. Разработчики Градостроительного кодекса аргументировали данные изменения как стремление избавиться от административных препятствий при реализации строительства.

Сворачивание института государственной экологической экспертизы лишило систему государственного экологического регулирования важного элемента устранения негативного воздействия на окружающую среду.

Но в 2021 году в Федеральный закон «Об экологической экспертизе» снова были введены изменения.

Теперь к объектам государственной экологической экспертизы относятся [9, с. 141]:

1. Проектная документация объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий (ООПТ) федерального значения;

2. Проектная документация объектов капитального строительства, используемых для утилизации твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии;

3. Проектная документация искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах, находящихся в собственности Российской Федерации;

4. Проектная документация автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов.

В перечень объектов государственной экологической экспертизы вернулись некоторые виды градостроительной и проектной документации [10, с. 17].

Также хочется рассмотреть и общественную экологическую экспертизу. Этот вид экологической экспертизы также регулируется ФЗ «Об экологической

ОР ЬЕСАЬ РЕБЕАПСН

экспертизе». Согласно ст.21 ФЗ «Об экологической экспертизе» объектами общественной экологической экспертизы могут быть объекты государственной экологической экспертизы, если она не составляют государственную коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну. Также данный Закон определяет временные рамки для проведения общественной экологической экспертизы. Она проводится до государственной экологической экспертизы или одновременно с ней [11, с. 107]. Что касается условий проведения данной экспертизы, то общественная экологическая экспертиза проводится при государственной регистрации общественных организаций. Заключение общественной экологической экспертизы не является обязательным, а носит рекомендательный характер и приобретает юридическую силу при утверждения его органом государственной экологической экспертизы. Хочется отметить, что сокращение перечня объектов государственной экологической экспертизы уменьшило возможности общественного контроля, получения гражданами достоверной информации о состоянии окружающей среды, намечаемой хозяйственной деятельности, а также информации о возможном нарушении их права на благоприятную окружающую среду [12].

Граждане и общественные организации могут осуществлять следующие права:

1. Выдвигать предположения о проведении общественной экологической экспертизы;

2. В письменной форме направлять аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой деятельности федеральному органу исполнительной власти и органам государственной власти субъектов Российской Федерации;

3. Получать информацию о результатах проведения экологической экспертизы от федерального органа исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Организации, осуществляющие общественную экспертизу, имеют право:

1. Получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе;

2. Знакомиться с нормативно-технической документацией;

3. Участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.

Финансовое обеспечение общественной экологической экспертизы осуществляется за счет собственных средств общественных организаций (объединений), а также экологических фондов и целевых денежных взносов граждан и организаций. Проблема финансирования заключается в том, что при недостатке денежных средств проведение общественной экологической экспертизы будет серьезно затруднено [13].

В целях повышения эффективности общественной экологической экспертизы к участию в принятии экологически значимых решений привлекаются граждане и общественные организации [14].

Таким образом, общественная экспертиза не является управленческой функцией, но она является инструментом, который позволяет установить связь между интересами населения, общественным мнением и формальными процедурами экологической экспертизы. А также она является элементом экологической правоспособности граждан и общественных экологических организаций.

ОР ЬЕСАЬ РЕБЕАПСН

Подводя итог, следует отметить, что проведение экологической экспертизы является одним из главных направлений по охране окружающей среды. Для того, чтобы экологическая экспертиза могла оставаться действительно эффективным способом для охраны окружающей среды, необходимо совершенствование ее правового регулирования. Первые попытки уже были совершены в 2021 году: расширен перечень объектов государственной экологической экспертизы, сокращены сроки проведения государственной экологической экспертизы с шести месяцев до двух с правом продления по заявлению заказчика на один месяц [15]. Среди всех видов экспертиз, которые необходимы для получения разрешения на осуществление хозяйственной и иной деятельности, экологическая экспертиза является наиболее важной, так как она связана с обеспечением экологической безопасности и охраной окружающей среды; она проводится на последней стадии планируемой деятельности и предполагается, что она должна полно оценивать все аспекты, связанные с воздействием на окружающую среду; также это комплексная система взаимодействия граждан, общественных организаций (объединений), органов государственной власти и других заинтересованных лиц. Несмотря на определенные успехи, еще существуют некоторые проблемы в развитии экологической экспертизы. Например, главными сложностями в осуществлении экспертных оценок являются субъективный характер и трудности с количественным истолкованием оцениваемых экологических параметров окружающей среды, но все же актуальным вопросом экологической экспертной деятельности остается проблема оценки качественных параметров экосистемы не только уже свершенного антропогенного воздействия, но прогнозируемых последствий воздействия. Данный вопрос требует проведения новых исследований, научно-технических разработок, а также устранения пробелов в природоохранном законодательстве [16, с. 58]. А установившаяся в соответствии с Градостроительным кодексом упрощенная процедура государственной экологической экспертизы позволяет субъектам предпринимательской деятельности игнорировать требования по охране окружающей среды. Сложившаяся ситуация использования экологической экспертизы еще далека от желаемой. Ее улучшение требует возращения процедуры экологической экспертизы, которая складывалась в 2000-х годах. Также, я считаю, что необходимо внести изменения в законодательные акты для устранения коллизий и пробелов в праве. Для этого следует все акты об экологической экспертизе привести к единому содержанию о проведении данной экспертизы. Для повышения уровня благоприятного состояния окружающей среды нужно привлекать общественность к данным вопросам, т.к. состояние окружающей среды напрямую влияет на конституционные права граждан. Конституционно гарантированное право на охрану здоровья граждан может быть реализовано только при одновременной реализации другого другого конституционного права - права на благоприятную окружающую среду [17]. Также необходимым представляется создание контрольно-надзорного органа, который бы следил за исполнением рекомендаций экологической экспертизы. Это бы обеспечивало безусловное выполнение требований экологических экспертиз и предотвращение возможный вреда окружающей среде. И конечно, одной экологической экспертизы для улучшения состояния окружающей среды недостаточно, для этого нужно повышать знания и интерес граждан в сфере защиты состояния окружающей среды. Чтобы повысить уровень правосознания граждан в рамках экологической экспертизы нужно проводить мероприятия и акции, посвященные сохранению благоприятной окружающей среды.

OF LEGAL RESEARCH

Библиографический список:

1. Корнелюк Ю. В. Государственная экологическая экспертиза // Научный электронный журнал «Матрица научного познания». 2018. №12. С. 88-91.

2. Экологическая экспертиза: метод. указания / сост. А. А. Теучеж. - Краснодар: КубГАУ, 2019.

- 56 с.

3. Яковлева О. А. К вопросу об экологической экспертизе (правовые и криминалистические аспекты) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: юриспруденция. - 2008. - №10. - с. 111-115.

4. Краева В. Н., Ерофеева В. В. Правовое регулирование института экологической экспертизы // Молодой ученый. - 2015. - №6. - С. 494-496

5. Крассов О. И. Экологическое право: учебник / О. И. Крассов. — 4-е изд., пересмотр. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2021. — 624 с.

6. НовгородцеваА. Н. Социальная экология: [учеб. метод. пособие]. М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. - 78 с.

7. Дехтярь Г. М. Экология. Охота. Рыболовство. Сборник нормативных правовых актов: информационное издание. — Москва: Проспект, 2017. — 256 с.

8. Ионцева С. В. Роль экономико-экологических и демографических процессов в развитии России: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2008. 151 с.

9. Экологическая экспертиза, ОВОС и сертификация: учебное пособие / Шаркова С. Ю. - Пенза: ПензГТУ, 2012 - 248 с.

10. Воронцова А. А., Заславская Н. М. Стратегическая экологическая оценка в реалиях российского законодательства // Экологическое право. - 2016. - №6. - с. 15-22.

11. Кузьмин А. В., Иванов Е. С. Роль общественной экологической экспертизы в экологическом контроле //Материалы Национальной научно-практической конференции. Рязань: Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, 2019. - С. 105-109.

12. Демичев А. А., Грачева О.С. Экологическое право: учебник — М.: Прометей, 2017. — 348 с.

13. Швецова И. Ю. Правовое регулирование общественной экологической экспертизы // Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. - Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2014. - С. 66-69.

14. Васильева М. И. Публичные интересы в экологическом праве. - М.: Изд-во МГУ, 2003. -424 с.

15. Шляхтина О. С. Экологическая экспертиза: учебное пособие / Ярославский гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль: ЯрГУ, 2007. - 155 с.

16. Путин А. В., Сидоров Г. Н. Особенности дея тельности члена экспертной комиссии государственной экологической экспертизы на примере составления экспертного

References:

1. Kornelyuk Yu. V. State ecological expertise // Scientific electronic journal «Matrix of scientific cognition». 2018. No.12. pp. 88-91.

2. Environmental expertise: method. Instructions / comp. A. A. Teuchezh. - Krasnodar: KubGAU, 2019. - 56 p.

3. Yakovleva O. A. On the issue of environmental expertise (legal and forensic aspects) // Bulletin of the Volgograd State University. Series 5: Jurisprudence. - 2008. - No. 10. - pp. 111-115.

4. Kraeva V. N., Erofeeva V. V. Legal regulation of the Institute of Environmental Expertise // Young scientist. - 2015. - No. 6. - pp. 494-496

5. Krassov O. I. Environmental law: textbook / O. I. Krassov. - 4th ed., revision. - Moscow: Norm: INFRA-M, 2021. - pp. 141-152.

6. Novgorodtseva A. N. Social ecology: [textbook. method. manual]. The Ministry of Education and Science grew. Federation, Ural. feder. un-T. - Yekaterinburg: Ural Publishing House. un-ta, 2015. - 76 p.

7. Dekhtyar G. M. Ecology. Hunting. Fishing. Collection of normative legal acts: information publication. - Moscow: Prospekt, 2017. - 253 p.

8. Iontseva S. V. The role of economic, ecological and demographic processes in the development of Russia: abstract. dis. ... Candidate of Economic Sciences: 08.00.05. M., 2008. 151 p.

9. Environmental expertise, EIA and certification: textbook / Sharkova S. Yu. - Penza: PenzSTU, 2012 - 248 p.

10. Vorontsova A. A., Zaslavskaya N. M. Strategic environmental assessment in the realities of Russian legislation // Environmental law. - 2016.

- No. 6. - pp. 15-22.

11. Kuzmin A. V., Ivanov E. S. The role of public environmental expertise in environmental control //Materials of the National Scientific and Practical Conference. Ryazan: Ryazan State University named after S.A. Yesenin, 2019. - pp. 105-109.

12. DemichevA. A., Gracheva O.S. Environmental law: textbook - M.: Prometheus, 2017. - 348 p.

13. Shvetsova I. Yu. Legal regulation of public environmental expertise // Collection of articles based on the materials of the international scientific and practical conference. - Novosibirsk: Novosibirsk State Technical University, 2014. - pp. 66-69.

14. Vasilyeva M. I. Public interests in environmental law. - Moscow: Publishing House of Moscow State University, 2003. - 424 p.

15. Shlyakhtina O. S. Ecological expertise: textbook/ Yaroslav State University named after P. G. Demidov - Yaroslavl: YarGU, 2007. - 155 p.

16. Putin A.V., Sidorov G. N. Features of the activity of a member of the expert commission of the state ecological expertise on the example of drawing up an expert opinion on the justification of the norms (limits) of production of licensed species of

OF LEGAL RESEARCH

заключения по обоснованию норм (лимитов) добычи лицензионных видов охотничьих животных в сезон охоты 2012-2013 гг. // Вестник омского государственного аграрного университета. -2013. - №1 (9). - с. 54-58 17. В. Ш. Шайхатдинов, О. Ф. Листопад. Соотношение права социального обеспечения и экологического права // Российское право: образование, практика, наука. - 2020. - № 2(116). - С. 75-83.

hunting animals in the hunting season 2012-2013. // Bulletin of the Omsk State Agrarian University. -2013. - №1 (9). - pp. 54-58 17. Shaikhatdinov V. Sh., Listopad O. F. Correlation of social security law and environmental law // Russian law: education, practice, science. - 2020. - № 2(116). - pp. 75-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.