щ
Транспорт и экология
Экологическая эффективность использования газомоторного топлива в ООО «Оренбурггазпром»
С.И. Иванов, ген. директор ООО «Оренбурггазпром», профессор, к.т.н.,
С.В. Строганов, зам. главного инженера - директор ИТЦ ООО «Оренбурггазпром»,
М.В. Коротков, ведущий инженер отдела ООО «Оренбурггазпром», к.т.н.
Вопросы рационального использования ресурсов и снижения негативного воздействия деятельности человека на окружающую среду становятся одними из наиболее актуальных проблем, стоящих перед человечеством в современном мире. Поскольку автомобильный транспорт является основным потребителем углеводородного сырья, а также наиболее значимым источником загрязнения атмосферного воздуха в большинстве крупных городов мира, то важным направлением в решении указанных проблем с уверенностью можно считать развитие использования альтернативных видов моторного топлива [1].
В целях исполнения принятых решений ОАО «Газпром» по расширению использования газомоторного топлива в ООО «Оренбурггазпром» постоянно проводится планомерная, целенаправленная работа по замещению бензина на сжиженный углеводородный газ (СУГ) и дизельного топлива (ДТ) на компримированный природный газ (КПГ). Наряду с экономической привлекательностью использования СУГ и КПГ вместо традиционных видов моторного топлива, значимым достоинством применения газомоторных топлив является снижение загрязнения атмосферного воздуха за счет уменьшения выброса вредных веществ (ВВ) с отработавшими газами (ОГ) автомобильных двигателей внутреннего сгорания (ДВС).
Постановка задачи исследования
Известно, что работа ДВС неизбежно сопровождается выбросами ОГ, в которых обнаружено около 1200 компонентов, а из них подробно изучено около 200 соединений [2]. Наиболее опасными и подлежащими нормированию являются следующие ВВ: оксиды азота (N0^, оксиды углерода (СО), суммарные углеводороды (СН) и оксиды
серы ^0х). Для дизельных двигателей дополнительно проводятся испытания по оценке содержания в ОГ дисперсных частиц (РМ), а также дымности ОГ. В табл. 1 представлены выбросы загрязняющих веществ с ОГ грузовых автомобилей, работающих на различных видах моторного топлива.
Все эти компоненты могут по-разному влиять на здоровье людей, так как они имеют различную токсичность и относятся к разным классам опасности, кроме того, количество и доля (процентное содержание) этих компонентов в ОГ различных автомобилей также различны. Поэтому, используя только количественные характеристики выбросов ОГ, невозможно однозначно судить о том, каким образом оценить экологическую эффективность от применения различных видов газомоторного топлива.
Ранее сотрудниками ООО «Орен-бурггазпром» был разработан принципиально новый подход к оценке экологической опасности отработавших газов, на основе которого в настоящей статье предлагается оценить экологическую эффективность от использования газомоторного топлива в ООО «Оренбурггазпром»
Решение задачи исследования
Для оценки экологической эффективности применения СУГ и КПГ в качестве моторных топлив в ООО «Оренбурггазпром» был использован методический подход, предложенный в работах [3, 4], который позволяет с позиции экологической безопасности однозначно судить о целесообразности переоборудования бензиновых автомобилей на СУГ и дизельных автомобилей для работы по газодизельному циклу.
Сущность использованного подхода заключается в определении интегрального показателя - категории опасности вещества (КОВ), которая рассчитывается по формуле 1:
. „ г „ \
КОА = = X
ПДК,
, (1)
где КОВ. - категория опасности /'-того вещества, м3/с; ПДК{ - максимально-разовая предельно-допустимая концентрация вещества, характеризующая его токсичность, г/м3; М/ - количество выбросов /-того вещества, г/с.
Таблица 1
Выбросы загрязняющих веществ с ОГ грузовых автомобилей
Вид топлива Загрязняющие вещества, кг на тонну сгоревшего топлива
СО СН Сажа
Природный газ 192,1 54,9 25,6 - -
Газодизельная смесь 357,6 53,2 28,0 2,4 6,0
Дизельное топливо 149,6 48,3 31,9 16,5 20,0
Бензин (неэтил.) 527,4 66,1 40,4 0,6 2,0
ИИ дШи. 0 4
«Транспорт на альтернативном топливе» № 2 (2) март 2008 г.
Категория опасности вещества имеет размерность м3/с. Эта размерность означает некий виртуальный объем воздушной среды, требуемый для того, чтобы рассеять загрязняющие вещества, генерируемые источником с определенной объемной скоростью, до безопасных концентраций. Здесь следует отметить, что речь идет о виртуальном, то есть условном, объеме воздушной среды, потому что в реальности атмосфера очищается не только за счет рассеивания вредных веществ в своем объеме (конвективная и молекулярная диффузия), но и за счет оседания вредных веществ и их вымывания из атмосферы с осадками в виде дождя и снега.
Категория опасности ОГ автомобиля (КОЛ) является суммой категорий опасности различных токсичных веществ, входящих в состав ОГ. КОЛ выступает интегральной характеристикой экологической опасности отработавших газов автомобиля как источника выбросов многих загрязняющих веществ в воздушную среду.
Существует множество подходов к оценке экологической опасности ОГ автомобильных ДВС, однако представленный методический подход был использован потому, что он имеет ряд значимых преимуществ, которые позволяют:
■ учитывать не только количество выбросов различных компонентов ОГ, но и их токсичность (предельно-допустимую концентрацию), и тем самым устанавливать четкую взаимосвязь между техническими характеристиками работы ДВС с его экологическими характеристиками (существующими санитарными нормами). Другими словами категория опасности вещества (автомобиля) является не технической, а технико-экологической характеристикой работы ДВС, либо автомобиля в целом;
■ сравнивать и ранжировать опасность различных токсичных компонентов в ОГ;
■ суммировать категории опасности разных токсичных веществ, так как они имеют единые физический смысл и размерность [м3/с]. Благодаря этому можно знать общую опасность
всех вредных компонентов, выбрасываемых источником с учетом их количества и токсичности;
■ объективно сравнивать и однозначно оценивать экологическую опасность ОГ различных автомобилей (использующих ДВС), независимо от их типа, назначения, грузоподъемности, вида используемого топлива, а также прочих конструктивных и индивидуальных особенностей;
■ объективно сравнивать и однозначно оценивать экологическую эффективность применения различных видов моторного топлива;
■ применять этот метод также и для промышленных предприятий, что позволяет сравнивать экологическую опасность передвижного источника (автомобиля) с экологической опасностью стационарного источника (промышленного предприятия). Благодаря этому стало возможным оценивать вклад автотранспорта и предприятий в загрязнение атмосферного воздуха города, а впоследствии, через экологическую емкость воздушной
среды урбанизированной территории, устанавливать экологические ограничения.
Расчет экологической эффективности использования КПГ и СУГ в ООО «Оренбурггазпром»
В настоящее время в структурных подразделениях ООО «Оренбурггаз-пром» переведено на газомоторное топливо и эксплуатируется 563 ед. газобаллонных автомобилей.Причем из них 505 автомобилей, работавших на бензине, были переоборудованы для работы на сжиженном углеводородном газе и 58 дизельных автомобилей были переоборудованы для работы по газодизельному циклу, при котором используется смесь дизельного топлива (30%) и компримированного природного газа (70%). В качестве исходных были использованы данные о расходе топлива этими автомобиля за МИ кв. 2007 г. (табл. 2).
Известно, что при переводе бензиновых автомобилей на СУГ увеличива-
Таблица 2
Расход топлива автотранспортными средствами ООО «Оренбурггазпром» за расчетный период 01.01.2007-30.09.2007
Количество автомобилей Использовано топлива за расчетный период Вид топлива
505 ед. 3287712 л СУГ
58 ед. 212992 м3 КПГ
Таблица 3
Скорости генерирования различных загрязняющих веществ в атмосферу автомобилями ООО «Оренбурггазпром»
Вид топлива Загрязняющие вещества, г/с
СО СН NOx Сажа SOx
Газодизельная смесь 3022 450 237 20 51
Бензин (неэтил.) 44107 5528 3379 50 167
Таблица 4
Предельно допустимые концентрации различных загрязняющих веществ, присутствующих в ОГ ДВС
Вещество Максимально-разовая, предельно допустимая концентрация (ПДК) г/м3
СО 0,003
СН 0,0015
0,000085
Сажа (С-углерод) 0,00015
SOx 0,00005
«Транспорт на альтернативном топливе» № 2 (2) март 2008 г.
иВЬ»|Щ|Ц .....ШТШД^т
ш
Транспорт и экология
Таблица 5
Категории опасности различных загрязняющих веществ, присутствующих в ОГ ДВС
Категории опасности загрязняющих веществ
Вид топлива КОВСО КОВСН КОВ*с КОВСж КОВо КОА
м3/с т м3/с м3/с м3/с т м3/с м3/с
Газодизельная смесь 1007333 19 300000 6 2788235 53 133333 3 1020000 19 5248901 100
Бензин (неэтил.) 14702333 24 3685333 6 39752941 64 333333 1 3340000 5 61813940 100
Таблица 6
Значения критерия экологической «приспособленности» различных видов моторного топлива
Вид топлива Водород Метанол КПГ | суг | - Газодизельная смесь Дизельное топливо Аи-92 (этил.)
К 1 2,2 2,6 3,8 4,3 6,3 10 10,5
ется расход топлива. То есть для выполнения той же автотранспортной работы при использовании СУГ автомобилю потребуется в среднем на 25% больше СУГ (по объему), чем бензина. Следовательно, для расчета экологической эффективности от использования СУГ в качестве моторного топлива примем, что если бы эти 505 автомобилей не были переоборудованы для работы на СУГ, то при укрупненном расчете расход бензина составит:
V = 3287712 : 1,25 = 2 630 170 л,
бензина
при этом масса такого количества бензина (рбензина=0,75 для А-80) составит:
М = 2630170 • 0,75 = 1 972 627,5 т.
бензина
В отношении газодизельных автомобилей следует отметить, что они оснащаются двухтопливной системой питания двигателей, то есть одновременно используется дизельное топливо и КПГ. Сначала в цилиндр газодизеля подается газовоздушная смесь, а в конце такта сжатия, когда начинается воспламенение, в цилиндр подается некоторая доза запального топлива, которым в данном случае выступает дизельное топливо [5]. Величина запальной дозы зависит от конструкции двигателя, и для автомобилей ООО «Оренбурггазпром» она составляет 30% по массе.
Следовательно, масса газодизельного топлива, использованного 58 автомобилями ООО «Оренбурггазпром» за расчетный период, будет являться суммой масс использованных компримированного природного
газа (ркпг= 0,72 кг/м3) и дизельного топ-
лива (рдт= 0,84 кг/л):
М
: 212 992 • 0,72 = 153 354 т;
М = 153 354 • 0,3 = 46 006 т;
дт
М = 153 354 + 46 006 = 199 360 т.
!гд
В экологической практике принято руководствоваться принципом промышленного метаболизма, позволяющего отследить материально-энергетические потоки, проходящие через любую техническую систему. Поэтому для оценки экологической опасности ОГ данные о выбросах каждого загрязняющего вещества необходимо представить в виде его количества, генерируемого источником (выхлопная труба автомобиля) в единицу времени (г/с). Поэтому, зная массу топлива, использованного автомобилями ООО «Оренбурггазпром» за расчетный период (1-111 кв. = 273 сут. = 23 587 200 с), а также удельные значения выбросов вредных веществ при использовании различных видов топлива (табл. 1), можно представить суммарный валовой выброс ВВ с ОГ всех рассматриваемых автомобилей в виде непрерывного потока этих веществ в атмосферный воздух (табл. 3).
Однако, как уже отмечалось выше, все эти вещества имеют различную токсичность и по-разному влияют на здоровье людей. Поэтому на следующем этапе необходимо полученные значения пробеговых выбросов соотнести со значениями максимально-разовых предельно допустимых концентраций, установленных Гигиеническими норма-
тивами 2.1.6.1338-03 для этих веществ (табл. 4).
Используя данные табл. 3 и 4, по уравнению 1 можно рассчитать категории опасности веществ, присутствующих в ОГ ДВС (табл. 5).
Анализ полученных результатов показывает, что наиболее опасным веществом в отработавших газах следует признать оксиды азота, а не оксид углерода, как это предполагалось ранее на основе анализа массовых характеристик выбросов. Так, на долю NOx приходится от 53% для газодизельной смеси до 64% для бензина. Следующим по значимости является оксид углерода, доля этого компонента составляет 19% для газодизельной смеси и 24% - для бензина. Из-за большого содержания оксидов серы в ОГ автомобилей, работающих по газодизельному циклу, на долю SOx приходится 19% опасности отработавших газов этих автомобилей. Углеводородные соединения оказывают малозначимое влияние на формирование совокупной опасности ОГ, так как их доля не превышает 6% для обоих видов топлива. На последнем месте по значимости находится сажа, вклад которой в формирование опасности составляет 3% для газодизельной смеси и 1% для бензина.
Произведенный расчет показывает, что для того, чтобы рассеять вредные вещества, выбрасываемые в атмосферу с отработавшими газами 505 автомобилями, работающими на бензине, до неопасных для человека концент-
■Фв ЯШИР ИИ Фв «ад д^йаь ПИВ Л
«Транспорт на альтернативном топливе» № 2 (2) март 2008 г.
Рис. 1. Количество воздуха, требуемого для рассеивания вредных веществ в отработавших газах 505 бензиновых автомобилей, переоборудованных для работы на СУГ в ООО «Оренбурггазпром»
Рис. 2. Количество воздуха, требуемого для рассеивания вредных веществ в отработавших газах 58 дизельных автомобилей, переоборудованных для работы по газодизельному циклу в ООО «Оренбурггазпром»
раций, ежесекундно потребуется 61,8 млн. м3 чистого атмосферного воздуха (КОА6енз= 61,8 • 106 м3/с).
Для рассеивания вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу с отработавшими газами 58 автомобилями, ра-ботающми по газодизельному циклу, до неопасных для человека концентраций, ежесекундно потребуется 5,2 млн. м3 чистого атмосферного воздуха (КОАбенз=5,2 • 106 м3/с).
Теперь для того, чтобы оценить экологический эффект от использования СУГ вместо бензина и газодизельной смеси вместо дизельного топлива, воспользуемся критерием экологической «приспособленности» топлива Кт [6], позволяющим оценить вклад различных видов топлива в формирование экологической опасности отработавших газов автомобильных двигателей (табл. 6).
Используя данные табл. 5 и 6 произведем оценку экологической эффективности использования сжиженного углеводородного газа вместо бензина и компримированного природного газа в газодизельном цикле вместо дизельного топлива (рис. 1 и 2).
Заключение
Анализ полученных результатов позволяет утверждать, что, благодаря принятым в ООО «Оренбурггазпром» мероприятиям по расширению использования газа в качестве моторно-
го топлива и переводу автотранспортных средств на газомоторное топливо, улучшились экологические характеристики автотранспортных средств, переведенных с бензина на СУГ на 12% и на 37% автомобилей, переведенных для работы по газодизельному циклу. В абсолютном представлении совокупный экологический эффект от использования газомоторного топлива в ООО «Оренбурггазпром» условно можно оценить в 10,2 млн. м3 атмосферного
воздуха, ежесекундно сохраняемого «чистым».
Таким образом, в ООО «Оренбург-газпром» предложен принципиально новый подход к оценке экологической опасности отработавших газов автомобильных двигателей, позволяющий количественно оценить и наглядно продемонстрировать экологическую эффективность от использования альтернативных видов моторного топлива на автомобильном транспорте.
Литература
1. В.Н. Луканин, Ю.В. Трофименко. Промышленно-транспортная экология: учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 2001. С. 273.
2. А.Р. Кульчицкий. Токсичность автомобильных и тракторных двигателей: учеб. пособие для вузов. - Владимир : Владим. гос. ун-т., 2000. С. 256.
3. А.А. Цыцура, Е.В. Бондаренко, Г.П. Дворников, Е.А. Старокожева. Комплексная оценка экологичности автомобиля. - Академический журнал Уральского межрегионального отделения Российской Академии транспорта (УМО РАТ), 2001. № 3-4. С. 74-78.
4. М.В. Коротков, Е.В. Бондаренко, И.А. Кияев. Оценка экологической опасности выбросов вредных веществ с отработавшими газами большегрузных автомобилей с помощью компьютерной программы. - Известия Самарского научного центра РАН. 2005. Спец. вып., т. 2. С. 251-255.
5. Е.Н. Пронин. Природный газ - моторное топливо XXI века. Природный газ в моторе? Вопросы и ответы. - Управление по газификации и использованию газа ОАО «Газпром»: Альбом информационных материалов, сост. Е.Н. Пронин. - М., - 2006. С. 60.
6. М.В. Коротков, Е.В. Бондаренко, А.А. Филиппов. Оценка экологической опасности автомобиля, работающего на разных видах топлива. - Автомобильная промышленность. - 2004. - №4. - С. 29-30.
«Транспорт на альтернативном топливе» № 2 (2) март 2008 г.
.....TMïïwfttRi,. мьид^яаьишш^и^Юядь