УДК 504.054.003
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЛИЩНЫХ КОМПЛЕКСОВ
© 2004 г. Л.Х. Бадалян
We analyzed economic model of safety inhabitants of cities based on optimization of criteria of productivity of ecosystem and ecological spending.
Загрязнение окружающей природной среды (ОПС) автотранспортными средствами (АТС) оказывает влияние на биосферу в целом и, как следствие, на снижение защитных функций человеческого организма, результатом чего становится ухудшение состояния здоровья и повышается заболеваемость обитателей жилых районов.
Актуальность экономической модели состоит в определении размера и зависимости экономического ущерба ОПС от выбросов отработавших газов (ОГ) АТС на основе характеристик экосистемы города (объема фитомассы зеленых насаждений, кинетики и топологии ее образования, эффективности утилизации загрязнителей, включая сезонные флуктуации и т.д.) и их оптимизации, нахождении аналитических зависимостей оплаты за вредное воздействие АТС от предельно допустимой нагрузки (ПДН) на экосистему.
Расчет экономического ущерба ОПС строится на таких важных факторах, как зеленые насаждения и почвенный покров. Эти естественные среды являются наиболее производительными поглотителями загрязняющих веществ. Однако на территории городов, где почвы «запечатаны», т.е. находятся под искусственными покрытиями, адаптивность экосистемы к загрязнителям целесообразно определять по способности фитомассы к их утилизации. Расчет объема фитомассы и эффективности ее образования (именно эти характеристики в большей степени определяют стабильность среды обитания) следует проводить с учетом условий каждого города.
Зная площадь зеленых насаждений, определим объем фитомассы и ее годовой прирост, а также массу поглощаемого зелеными насаждениями СОг [1], которую можно считать ПДН этого загрязнителя на экосистему. Максимально возможная масса СО в воздухе населенных мест определяется, исходя из предельного его содержания в крови, безвредного для здоровья жителей города [2]. Это количество монооксида углерода принято за ПДН на экосистему. ПДН за минусом выбросов загрязняющих веществ стационарными источниками является предельно допустимыми выбросами (ПДВ) для автотранспорта. ПДВ могут быть соизмеримы с помощью показателей относительной опасности примесей /-го вида .1 (усл.т/т), определяющих степень негативного воздействия загрязнителей относительно монооксида углерода. Для установления норм выбросов АТС /-го загрязняющего вещества в атмосферный воз-
дух следует норму выбросов СО разделить на . Iустановленный для данного вещества.
Зная годовые массы выбросов СОг и СО, массу поглощаемого зелеными насаждениями за год диоксида углерода, и имея в виду, что в результате фотохимических реакций СО постепенно переходит в СОг, рассчитываем дополнительное количество деревьев, необходимое для утилизации оксидов углерода. С учетом стоимости саженца с посадкой в грунт определим затраты на утилизацию СОг и СО. Удельный экономический ущерб от воздействия единицы условной массы загрязняющего вещества на ОПС (за единицу условной массы принимается 1 т СО) вычисляем делением затрат, связанных с утилизацией оксидов углерода, на их массу.
Таким образом, становится возможным аналитически представить экономический ущерб и (руб.) конкретной экосистеме от выбросов в атмосферу загрязняющих веществ в виде
N N
и = /Iх X 5у X А{т{,
/=1 /=1
где у - удельный экономический ущерб от выбросов в атмосферу (руб./усл.т); /-эффективность образования фитомассы (отношение прироста фитомассы к поглощаемому ею диоксида углерода); .V- способность фитомассы поглощать загрязнители атмосферного воздуха (отношение объема фитомассы к массе поглощаемого загрязнителя); т1 - масса годового выброса примесей /-го вида в атмосферу (т/г.); Л'- общее число примесей, выбрасываемых источником в атмосферу; х, - показатели степеней.
Плату за загрязнение атмосферы с хозяйственных субъектов и владельцев личного автотранспорта следует взимать в соответствии с причиненным ущербом [1].
Об экологической безопасности населения города можно судить по экономическому ущербу. В приведенной аналитической зависимости первый сомножитель характеризует структуру, объем, качество целевой обсадки зеленых насаждений и их способность утилизировать оксиды углерода. Второй и третий сомножители определяют интенсивность мероприятий по озеленению города и качество атмосферного воздуха. Изменение последнего сомножителя дает представление о техническом состоянии АТС и внедрении средств защиты от выбросов загрязнителей в атмосферный воздух.
Для существенного сокращения выбросов загрязнителей атмосферного воздуха АТС предполагается их «принудительное» оснащение фильтрами-нейтрализаторами-глушителями [3].
В целом, модель позволяет эффективно использовать средства, полученные от платы за ущерб, на повышение продуктивности экосистемы и увеличение ее поглощающей способности путем целевой обсадки городской территории зелеными насаждениями, снижение и утилизацию выбросов АТС тех-
ническими средствами и, в конечном счете, обеспечить экологическую безопасность населения города.
Литература
1. Бадалян К.М., Бадалян Л.Х., Киреева В.В. и др. И Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда и окружающей среды. 2001. Вып. 5. С. 91-94.
2. Бадалян Л.Х. II Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда и окружающей среды. 2002. Вып. 6. С. 12-1 А.
3. Бадалян Л.Х. II Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда и окружающей среды. 1999. Вып. 3. С. 74-75.
Ростовский государственная академия сельхозмашиностроения 31 мая 2004 г.