Научная статья на тему 'Экономические аспекты создания лесных защитных полос'

Экономические аспекты создания лесных защитных полос Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
521
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Ежова М. Г., Иматова И. А., Капрало А. В., Иматова Н. А.

Ежова М.Г., Иматова И.А., Капралов А.В., Иматова Н.А. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ЛЕСНЫХ ЗАЩИТНЫХ ПОЛОС. Приведены экономические расчеты создания лесных защитных полос вдоль автомобильных дорог, рассчитан экономический ущерб от загрязнения окружающей природной среды выбросами автомобильного транспорта на территориях различных типов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Ежова М. Г., Иматова И. А., Капрало А. В., Иматова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Yezhova M.G., Imatova I.A., Kapralov A.V., Imatova N.A. ECONOMIC ASPECTS OF FOREST SHELTER BELTS CREATION. There have been produced economic calculations on forest shelter belts creation along motor roads. There has been calculated economic damage of natural environment pollution by motor transport exhausts on the territories of various types.

Текст научной работы на тему «Экономические аспекты создания лесных защитных полос»

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

возможном выдвижении рукояти. Вероятно, это наиболее оптимальная схема взаимодействия звеньев стрела - рукоять. Технологические возможности такой схемы манипулятора можно оценить после исследования характера зон обслуживания манипулятора при различных вариациях его перемещения в лесном комплексе.

библиографический список

1. Бать, М.И. Теоретическая механика в примерах и задачах: в 3 т. / М.И. Бать, Г.Ю. Джанелидзе, А.С. Кельзон. - М.: Наука, 1967. - Т. 1. - 512 с.

2. Фу, К. Робототехника / К. Фу, Р Гонсалес, К. Ли; пер. с англ. А.А. Сорокина, А.В. Градецкого. - М.: Мир, 1989. - 621 с.

3. Добрачев, А.А. Гидроманипуляторы на нижнем складе / А.А. Добрачев, А.А. Малышев, С.А. Овчинников // Лесной Урал. - 2003. - № 1. - С. 26-27.

4. Кондаков, Н.В. Расчетная схема манипулятора / Н.В. Кондаков // Лесной журнал. - 1988. - № 6. - С. 36-41.

5. Бакай, Б.Я. Планирование траектории движения манипулятора / Б.Я. Бакай // Повышение технического уровня машин лесного комплекса: Материалы всерос. науч.-практ. конф. (Воронеж, 3-5 июля 1999 г.), Воронеж: ВГЛТА, 1999. - C. 140-142.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ

лесных защитных ПОЛОС

М.Г. ЕЖОВА, доц. каф. экономики и организации лесного комплекса УГЛТУ, канд. с.-х. наук, И.А. ИМАТОВА, доц. каф. экономики и организации лесного комплекса УГЛТУ, канд. с.-х. наук, А.В. КАПРАЛОВ, доц. каф. лесных культур и мелиорации УГЛТУ, канд. с.-х. наук,

Н.А. ИМАТОВА, студент 4 курса ЛХФ УГЛТУ

Последние изменения в природоохранном законодательстве выдвигают новые, повышенные требования к проектированию и реализации систем мероприятий по охране окружающей природы от антропогенного воздействия. Одним из глобальных факторов отрицательного воздействия человека на природу является организация транспортных путей и перевозок.

Влияние транспорта на природу достаточно разнообразно. Это физическое нарушение природных экосистем, загрязнение атмосферы и территории выбросами двигателей внутреннего сгорания, загрязнение прилегающих к дорогам территорий пылью и испарениями от перевозимых грузов, шумовая нагрузка на прилегающие территории.

В настоящее время резкий рост уровня автомобилизации в России обусловил повышение отрицательного влияния транспортно-дорожного комплекса на окружающую природную среду. Перегруженность дорог, снижение эксплуатационных скоростей движения, заторы многократно увеличивают объемы выбросов выхлопных газов в атмосферу, шум, загрязнение почв и водных источников. На рис. 1 представлена динамика роста массы выбросов и парка автотранспортных средств

в стране за последние годы. Как видно из рис.1, за период с 2001 по 2005 г. наблюдается стабильная тенденция роста указанных показателей. В 2005 г. выбросы загрязняющих веществ автотранспортом увеличились на 1 % по сравнению с предыдущим годом и достигли 15,4 млн т [1]. Этот показатель продолжает расти и сегодня. Состав и структура выбросов автомобильного транспорта представлены на рис. 2.

Основную массу выбросов от транспортного комплекса в атмосферу составляет оксид углерода (75,7 %). Доля наиболее опасных для здоровья канцерогенных веществ (в первую очередь органических соединений) не превышает 1 %. Однако именно эти вещества требуют пристального внимания при решении задач обеспечения экологической безопасности транспорта.

Отрицательное влияние транспорта на окружающую среду все увеличивается, и в ближайшие годы эти нагрузки возрастут. Непринятие мер по снижению воздействия транспортно-дорожного комплекса на окружающую природную среду в условиях увеличивающегося количества автомобильного транспорта может привести к необратимым последствиям.

122

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2008

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

15410,01'

it 32

-31

-30

--29 ч

15600-г 15200 -14800 -

н

у 14400 -

Н 14000-13600 -13200

2001 2002 2003 2004 2005 Годы

i=iМасса выбросов, тыс. т -«-Парк АТС, млн ед.

Рис. 1. Динамика увеличения выбросов и парка автотранспортных средств

0,3 % 0,8 %

□ CO П CnHm ■ NOx ■ C □ SO2 Рис. 2. Структура выбросов загрязняющих веществ транспортными средствами в 2005 г.

Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России» [2] предусматривает мероприятия, направленные на исключение или существенное снижение воздействия дорожной составляющей на окружающую природную среду, в том числе комплексные мероприятия по повышению экологической безопасности существующей сети автомобильных дорог.

Наиболее распространенным и действенным способом защиты природных экосистем является создание вдоль дорог полос зеленых насаждений, которые входят в постоянную площадь отвода автомобильной дороги. Плотная стена хвойных деревьев с кустарником в нижнем ярусе изолирует транспортный коридор от прилегающих территорий, практически полностью задерживает токсичные выбросы транспорта и дает дополнительную

площадь озеленения, особенно необходимую в городских и промышленных зонах.

Конечно, у этого метода есть и недостатки. Так, специалисты по безопасности движения считают, что однообразные стены вдоль дорог, хотя и зеленые, утомляют водителя и ограничивают обзор. Кроме того, зеленые насаждения требуют регулярного ухода, который у нас зачастую не проводится, и защитная полоса превращается в свалку мусора или дикий бурелом. Тем не менее, создание такой полосы оправдывает ее назначение как барьера на пути вредных выбросов автомобильного транспорта.

Технология создания, возможные структура и конструкции придорожных защитных лесных полос в стране достаточно хорошо отработаны. Производится экономическое обоснование необходимости создания снегозадерживающих защитных лесных полос. Однако обоснование создания придорожных защитных полос для предотвращения отрицательного воздействия выбросов транспорта освещено на настоящий момент слабо. В данной работе сделана попытка сравнить и экономически обосновать некоторые варианты создания защитных лесных полос с точки зрения борьбы с выбросами транспорта и в связи с категорией земель, по которой проходит дорога. Задачей данной работы является обоснование выбора варианта придорожной защитной полосы в связи с категорией территории, по которой проходит дорога и величиной ожидаемого ущерба.

Эффективность работы лесных полос во многом определяется их шириной и конструкцией. Так, в соответствии с нормативными требованиями [3] ширина защитной лесополосы должна быть не менее 10 м, в связи с чем расчет проведен на примере пятирядной смешанной древесно-кустарниковой полосы. При расстоянии между рядами - 2,5 м ширина лесной полосы с учетом закрайков составит 12,5 м. С целью эффективной работы лесополосы в течение всего года в состав включено 2 ряда ели обыкновенной, так как она декоративна и благодаря строению кроны формирует лесополосу плотной, непродуваемой конструкции. Для усиления защитного влияния лесополосы в состав вводится дополнительно 3 ряда кустарников: акации желтой и жимолости татарской.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2008

123

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

Таблица 1

Стоимость создания 1 км защитной лесной полосы, тыс. руб.

Статьи затрат Варианты создания полосы

сеянцами саженцами 0,5—07 м крупномерными саженцами

Создание полосы: 6,02 141,32 237,96

— стоимость посадочного материала 0,89 100,58 186,48

— заработная плата рабочих 0,38 12,14 8,38

— затраты на эксплуатацию машин и механизмов 1,85 1,85 17,20

— накладные расходы 0,79 14,31 12,58

Уход за полосой 3,72 1,73 1,00

Всего, в том числе 9,74 143,05 238,96

Технологически создание защитных полос может быть проведено с использованием различных видов посадочного материала: сеянцев, черенков, саженцев и др. Принципиально различие в первоначальных размерах высаживаемых растений и сроках начала защитного влияния полосы на прилегающую территорию.

При создании полос сеянцами (высота до 40 см) производство работ значительно упрощается и удешевляется, однако полосы в этом случае начнут оказывать защитное влияние лишь на 8-10 год с момента их создания.

При создании полос укрупненным посадочным материалом (саженцы из первой или уплотненной школ высотой 0,5-0,7 м), стоимость создания полос возрастает, но ускоряется и время начала их защитного влияния (3-5 лет с момента создания).

Создание полос крупномерным посадочным материалом (1,5—2,5 м) обеспечивает начало положительного их влияния уже практически в год создания, но затраты на их производство ощутимо выше, чем в ранее рассмотренных вариантах.

Расчет затрат на создание лесополосы по вариантам произведен базисно-индексным методом с использованием рекомендаций новой сметно-нормативной базы [7, 8, 9]. При составлении локальной сметы использовался сборник территориальных единичных расценок [6] с переводом их в текущий уровень цен с помощью коэффициента 3,416. Стоимость посадочного материала на создание 1 км полосы рассчитывалась по ценам питомника, принадлежащего Свердловской дистанции защитных насаждений. Результаты расчетов приведены в табл. 1.

Создание защитных полос предложенными вариантами обуславливает различный срок вступления в работу, то есть предотвращение ущерба от вредного воздействия на окружающую среду. Для обоснования варианта создания необходимо определить суммарный экономический ущерб от загрязнения атмосферы транспортными средствами за период с момента посадки до начала действия лесополосы. Экономический ущерб рассчитан в соответствии с существующей типовой методикой [5] по формуле, приведенной ниже УА = у 5 f М, руб./г.,

где у - множитель, численное значение которого равно затратам, необходимым для предотвращения ущерба от выброса 1 условной тонны загрязняющих веществ, руб./усл.т;

5 - величина, характеризующая относительную опасность загрязнения атмосферного воздуха над территориями различных типов; f - величина, учитывающая характер рассеивания примеси в атмосфере, (f = 1);

М — приведенная масса годового выброса загрязнений из источника, усл.т/год.

N

М = £ А тг,

i=1

где А. — показатель относительной агрессивности примеси i-го вида, усл.т/т; m. — масса годового выброса примеси i-го вида в атмосферу, т/год;

N — общее число примесей, выбрасываемых источником в атмосферу.

Сумма экономического ущерба зависит не только от массы выбросов, но и типа территории, по которой проходит автомобильная дорога.

124

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2008

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

Таблица 2

Экономический ущерб от загрязнения атмосферы транспортными средствами на 1 км автомобильной дороги (руб.)

Год действия полосы Варианты создания полос

сеянцами саженцами 0,5-0,7 м крупномерными саженцами

Зона эксплуатационных лесов

1 2441 2441 2441

2 2481 2481 -

3 2521 2521 -

4 2562 2562 -

5 2603 2603 -

6 2645 - -

7 2688 - -

8 2732 - -

9 2776 - -

10 2821 - -

Итого 26270 12608 2441

Зона защитных лесов

1 4882 4882 4882

2 4961 4961 -

3 5041 5041 -

4 5123 5123 -

5 5206 5206 -

6 5290 - -

7 5376 - -

8 5463 - -

9 5552 - -

10 5642 - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итого 52536 25213 4882

3000

2500

ю

&2000

3

& 1500

I

^ 1000 500 0

Крупномер Саженцы Сеянцы Варианты создания полосы

■ Затраты на создание полосы

п Ущерб для промышленных зон п Ущерб для пригородных зон отдыха, садов и дач

■ Ущерб для зоны курортов, санаториев, заповедников

Рис. 3. Сравнительные показатели суммарного экономического ущерба от загрязнения атмосферы транспортными средствами до начала работы полосы и затрат на ее создание

Были рассмотрены пять типов территорий: защитные и эксплуатационные леса, промышленные зоны, а также пригородные зоны отдыха, садовых товариществ, дачных участков, заповедников, санаториев. В табл. 2 представлен предполагаемый экономический ущерб для зон эксплуатационных и защитных лесов.

Соотношение затрат на создание лесных полос и ожидаемого суммарного экономического ущерба от воздействия выбросов для зон отдыха, курортов и промышленных территорий приведено на рис. 3.

Полученные данные свидетельствуют о том, что при прохождении автомобильной дороги в зоне защитных и эксплуатационных лесов стоимость создания лесных полос посадкой саженцев значительно превышает ущерб от воздействия выбросов транспорта. В связи с этим на данных территориях экономически целесообразно создание полос посадкой сеянцев.

При прохождении автомобильной дороги через населенные территории, садовые и дачные районы, зоны курортов, санаториев, заповедников ущерб от выбросов автотранспорта становится настолько значительным, что во много раз превышает стоимость создания лесополос при их создании сеянцами и саженцами 0,5-0,7 м. В этих случаях экономически целесообразно создавать полосы посадкой крупномерного посадочного материала.

В заключение отмечаем, что в данном случае рассмотрен частный вариант расчета, включающий лишь один фактор предотвращенного ущерба. Фактически защитные лесные полосы одновременно выполняют несколько задач, в связи с чем величина предотвращенного ущерба может значительно возрастать.

С другой стороны, некоторые из решаемых полосами задач требуют значительного увеличения их ширины, полосы отвода и удорожания создания. Поэтому на этапе проектирования рационально проводить многофакторный экономический анализ для обоснования выбора вариантов создания защитных лесных полос вдоль автомобильных дорог в каждом конкретном случае.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2008

125

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.