ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО
Библиографический список
1. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2005 году», 2005. - 53 с.
2. Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России» (2002-2010 годы). - М.: 2001. - 150 с.
3. Методические рекомендации по озеленению автомобильных дорог: Отраслевая дорожная методика. - 1998. - 80 с.
4. Пахомова, Н.В. Экономика природопользования и охраны окружающей среды: Учебное пособие / Н.В. Пахомова, К.К. Рихтер. - СПб.: Изд-во С.-Пе-терб. ун-та, 2003. - 220 с.
5. Временная типовая методика определения экономической эффективности осуществления
природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды, 1986. - 121 с.
6. ТЕР 81-02-47-2001. Озеленение. Защитные лесонасаждения. - Екатеринбург: Уральс. регион. центр ЭиЦО в строит-ве Свер.обл, 2002. - С. 46.
7. МДС 81-35.2004. Методика определения сметной стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации. Госстрой России: 2004. - 56 с.
8. МДС 81-33.2004. Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве: Госстрой России, 2004. - 39 с.
9. МДС 81-25.2001. Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве: Госстрой России, 2001. - 13 с.
ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЗИМНЕГО
содержания лесовозных автомобильных ДОРОГ
В УСЛОВИЯХ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
И.Н. КРУЧИНИН, доц. каф. транспорта и дорожного строительства УГЛТУ, канд. техн. наук, М.Г. ЕЖОВА, доц. каф. экономики и организации лесного комплекса УГЛТУ, канд. с.-х. наук, С.И. КРУЧИНИН, асп. каф. транспорта и дорожного строительства УГЛТУ
В природно-климатических условиях Уральского федерального округа лесная отрасль является потенциально экономически эффективной, и администрация регионов в последние годы пытается увеличить инвестиции в строительство автомобильных дорог общего пользования, однако из-за отсутствия производственной базы часть этих дорог стала передаваться по договорам подряда лесозаготовительным предприятиям. Если учесть, что для освоения лесных массивов необходима единая транспортная система (внешние и внутренние дороги), то проблема зимнего содержания лесовозных дорог приобретает практическую целесообразность.
При этом особенно неблагоприятным для устойчивой работы лесовозного транспорта является ноябрь [1], когда высота снежного покрова составляет от 145 см (дорожно-климатическая подзона III) до 165 см (подзона I). Основными работами зимнего содержания автомобильных дорог являются очистка от снега и ликвидация зимней скользкости. Однако ряд исследователей считает, что возможна эксплуатация автомобильных дорог, при которой снег
с проезжей части не удаляется полностью и на проезжей части остается уплотненный слой снежно-ледяного наката плотностью не менее 0,4-0,6 г/см3 [2, 3].
При анализе арендатором-лесозаго-товителем экономической составляющей деятельности в зимний период возникает проблема выбора наиболее целесообразного содержания лесотранспортных путей. На рис. 1 представлены существующие схемы зимнего содержания территориальных автомобильных дорог. Вариант А - традиционная схема содержания автомобильных дорог с ликвидацией зимней скользкости. Данная схема характеризуется полным удалением снежно-ледяного наката с дорожного покрытия путем патрульной снегоочистки и распределения твердых химических реагентов и их смесей с фрикционными материалами. Вариант Б - формирование снежно-ледяного наката на проезжей части. Вариант В - повышение сцепления колес с дорожным покрытием. Вариант Г - удаление снежной шуги с покрытия (только при наличии снежного наката).
126
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2008
ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО
Таблица
Затраты на зимнее содержание одного километра
Показатели Варианты зимнего содержания
А Б В Г
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
Материалы 94426,5 97,8 1820,0 63,1 173,2 40,3 47213,2 97,7
Эксплуатация машин 1175,0 1,2 581,8 20,2 137,0 31,9 618,7 1,3
Заработная плата 286,0 0,3 141,7 4,9 35,2 8,2 145,2 0,3
Итого, прямые расходы 95887,5 99,3 2543,5 88,2 345,4 80,4 47977,1 99,3
Накладные расходы 406,1 0,4 201,2 7,0 50,0 11,6 206,1 0,4
Сметная себестоимость 96293,6 99,7 2744,7 95,2 395,4 92,0 48183,2 99,7
Плановые накопления 277,4 0,3 137,4 4,8 34,2 8,0 140,8 0,3
Всего, сметная стоимость 96571,0 100 2882,1 100 429,6 100 48324,0 100
Сметная стоимость в текущих ценах 337998,5 10087,4 1503,6 169134,0
Существующие схемы зимнего содержания территориальных автомобильных дорог
X
I
1
(А) Удаление снега с проезжей части полностью
Содержание с сохранением снежного наката
Твердые
химические
реагенты
"ч
Удаление шуги комбинированным и дорожными машинами
Розлив жид -ких химических реагентов
Удаление шуги с покрытия
Рис. 1. Зимнее содержание лесовозных автомобильных дорог
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2008
127