Научная статья на тему 'Экологическая безопасность в системе национальной безопасности Российской Федерации'

Экологическая безопасность в системе национальной безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
11072
1024
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОЛОГИЯ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / SAFETY / ECOLOGY / REGULATORY LEGAL ACTS / RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Тимофеев Геннадий Александрович, Орлинская Ольга Михайловна

В статье исследуются проблемы экологической безопасности в современной России. Выявлены особенности понимания экологической безопасности в рамках национальной безопасности. Авторы определяют особенности изменений трактовки экологической безопасности в Стратегиях национальной безопасности Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL SAFETY IN THE SYSTEM OF NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes problems of ecological safety in modern Russia. The features of understanding ecological safety in the framework of national security are revealed. The authors identifies changes in the interpretation of environmental safety in the Strategies of the Russian Federation's National Security

Текст научной работы на тему «Экологическая безопасность в системе национальной безопасности Российской Федерации»

ТИМОФЕЕВ Геннадий Александрович — кандидат исторических наук, профессор Академии военных наук РФ, заместитель директора Научно-исследовательского предприятия социально-политических и информационных технологий и процессов (603105, Россия, г. Н. Новгород, ул. Ванеева, 34, оф. 506/2; [email protected])

ОРЛИНСКАЯ Ольга Михайловна — доктор политических наук, доцент кафедры теории политики и коммуникаций Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (603950, Россия, г. Н. Новгород, пр-кт Гагарина, 23; [email protected])

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье исследуются проблемы экологической безопасности в современной России. Выявлены особенности понимания экологической безопасности в рамках национальной безопасности. Авторы определяют особенности изменений трактовки экологической безопасности в Стратегиях национальной безопасности Российской Федерации.

Ключевые слова: безопасность, экология, нормативно-правовые акты, Российская Федерация

Экологическая безопасность (она же безопасность в экологической сфере) может быть охарактеризована как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от потенциальных или реальных угроз, создаваемых последствиями антропогенного воздействия на окружающую среду, а также от стихийных бедствий и катастроф.

В научной литературе наличествует и иное определение: «экологическая безопасность — это такая качественная характеристика социоэкоразвития, которая предполагает формирование нового типа технологических процессов, социальной организации и управления и т.д., способных рационально решать экологические проблемы и защищать общество и личность от любых экологических опасностей (выбросы вредных веществ, нехватка ресурсов, стихийные бедствия, аварии, катастрофы и т.д.)» [Ващекин, Дзлиев, Урсал 1988: 224].

Сама дефиниция «экологическая безопасность» трактуется специалистами различным образом:

— как состояние защищенности объекта (личности, населения, территорий, промышленного или природного объекта);

— как состояние объекта (техногенного или природного), при котором отсутствует угроза окружающей природной среде со стороны данного объекта [Лебедченко 2008: 63].

В комплексе различных видов безопасности, составляющих национальную безопасность, экологическая безопасность занимает особое место. Это обусловлено рядом объективных причин.

1. Экологическая безопасность связана с охраной и использованием важнейшего базиса, главного источника жизнедеятельности всего населения планеты — окружающей природной среды, которая по определению не имеет административных, национальных и государственных границ.

2. Решение проблем экологии и обеспечение экологической безопасности представляет собой важное и необходимое условие решения экономических, социальных, политических и иных проблем, стоящих перед страной.

3. Экологический кризис по своим масштабам и последствиям часто может представлять значительно большую опасность, нежели, например, экономиче-

ский, финансовый, политический, военный или информационный, а его преодоление может продлиться как несколько десятков лет, так даже и несколько столетий.

4. Сложность, многоаспектность, глубина и масштабность экологических проблем превращают экологическую безопасность в наиболее значимую в нынешних реалиях развития государства [Дубровин, Дубровин 2009: 74].

Впрочем, нельзя не признать и то, что имеется точка зрения, согласно которой «не совсем корректно перечисляются и следующие виды безопасности (национальной безопасности) — безопасность государства, общественная безопасность, экологическая безопасность, безопасность личности, иные виды безопасности» [Шободоева 2016: 17], как, например, это делается в Федеральном законе от 28.12.2010 N 390-Ф3 «О безопасности». Иначе говоря, многие представители юридического сообщества придерживаются мнения, согласно которому правовая терминология, связанная с безопасностью (в т.ч. и экологической), еще недостаточно проработана.

Как известно, «национальные интересы России в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды» [Молчан, Сокол 2016: 101-112]. В той или иной степени экологическая безопасность рассматривалась в контексте национальной безопасности Российской Федерации во всех основополагающих документах, посвященных последней. Это касается как уже ныне не действующих Концепций национальной безопасности Российской Федерации 1997 и 2000 годов, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, так и ныне действующей Стратегии национальной безопасности.

Так, термин «национальная безопасность Российской Федерации в экологической сфере» был введен названной Концепцией национальной безопасности Российской Федерации 1997 года и в дальнейшем использовался в ее обновленной редакции1 [Платонов 2011: 27-28]. Укажем также, что Концепции национальной безопасности 1997 и 2000 гг. прямо признавали решение экологических проблем важнейшими национальными интересами России, которые заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды. Определялось, что ухудшение экологической ситуации в стране и истощение ее природных ресурсов находятся в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем [Жаворонкова, Максимов 2009: 1324].

Понятие же «экологическая безопасность» на законодательном уровне было сформулировано в федеральном законе «Об охране окружающей среды»2. В нем экологическая безопасность трактуется как «состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий» (ст. 1).

Что касается Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, то в ней декларировалось, что «национальная безопасность Российской Федерации осуществляется в различных сферах, одной из которых является экологическая» (п. 7)3. Нельзя не упомянуть, что ту Стратегию многие

1 Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утв. указом Президента РФ от 10.01.2000 № 24. Доступ: http://www.scrf.gov.rU/documents/1.html (проверено 15.08.2016).

2 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Доступ: https:// rg.ru/2002/01/12/oxranasredy-dok.html

3 Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». Доступ: http://rg.ru/2009/05/19/strategia-dok.html (проверено 15.08.2016).

эксперты обвиняли в т.ч. в том, что она была «заведомо беспомощной, не имеющей отношения к реальности» [Ильин 2016: 15].

Упомянем также, что 28 декабря 2010 г. принята новая редакция федерального закона «О безопасности» № 390-Ф3. Одним из новшеств данного нормативно-правового акта является выделение экологической безопасности как самостоятельного вида безопасности. Означенный подход представляется более чем обоснованным, т.к. подчеркивает именно комплексный, интегральный и базисный характер, присущий экологической безопасности [Платонов 2011: 28].

Словосочетание «экологическая безопасность» как таковое в Стратегии национальной безопасности появляется один раз и в сочетании с «рациональным природопользованием», без раскрытия самого понятия. При этом раздел носит название «Экология живых систем и рациональное природопользование», что не адекватно понятию «экологическая безопасность». А вот присутствие словосочетаний «технологическая безопасность», «военная безопасность», «продовольственная безопасность» более последовательно и содержательно.

В системе реализации Стратегии (разд. 5) среди перечня документов стратегического планирования нет даже упоминания об экологической безопасности.

В числе индикаторов характеристики состояния национальной безопасности (разд. 6) отсутствует упоминание об экологической безопасности. Ответ на вопрос о самостоятельности правового понятия «экологическая безопасность» кроется в тексте Стратегии. Практически в тексте, а следовательно во всех последующих актах, в т.ч. и ведомственных, будет принято словосочетание «охрана живых систем и рациональное природопользование».

Кроме того, важно упомянуть, что в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года также закреплен широко употребляемый в сегодняшних реалиях термин «устойчивое развитие», часто применяемый в качестве синонима экологической безопасности [Платонов 2011: 28].

В ныне действующей Стратегии национальной безопасности Российской Федерации проблемам экологической безопасности посвящены ст. 83—86. В ней в качестве стратегических целей обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования были объявлены «сохранение и восстановление природных систем, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для жизни человека и устойчивого развития экономики; ликвидация экологического ущерба от хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата»1.

«К числу угроз экологической безопасности отнесены истощение запасов минерально-сырьевых, водных и биологических ресурсов, в том числе в результате неэффективного и "хищнического" природопользования, преобладание в экономике добывающих и ресурсоемких отраслей, большой удельный вес теневой экономики в сфере использования природных ресурсов, наличие экологически неблагополучных территорий, характеризующихся высокой степенью загрязнения и деградации природных комплексов» [Воронцов 2016: 92-93].

С целью противодействия угрозам в области экологической безопасности и рационального природопользования органам государственной власти и органам местного самоуправления совместно с институтами гражданского общества необходимо, с точки зрения авторов Стратегии, принимать меры, которые содействовали бы:

— внедрению инновационных технологий и развитию экологически безопасных производств;

1 Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Доступ: http://base.garant.rU/71296054/#ixzz464QisV2T (проверено 15.08.2016).

— эффективному развитию индустрии утилизации и вторичного использования отходов;

— строительству новых и модернизации уже имеющихся очистных сооружений, а также внедрению технологий по снижению объема выбросов вредных веществ и сточных вод;

— ликвидации вредных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, а также реабилитации территорий и акваторий, загрязненных по причине такого рода воздействий;

— минимизации ущерба, причиняемого окружающей среде при разведке и добыче полезных ископаемых, и рекультивации нарушенных земель;

— развитию системы государственного экологического контроля и надзора, государственного мониторинга окружающей среды, повышению требований экологических стандартов и созданию системы экологических фондов;

— развитию системы особо охраняемых природных территорий;

— развитию международного сотрудничества в области охраны окружающей среды, в т.ч. для снижения экологических рисков на приграничных территориях Российской Федерации1.

Таким образом, следует признать, что действующая Стратегия национальной безопасности Российской Федерации рассматривает проблемы обеспечения экологической безопасности страны комплексно. Предусматривается развитие как соответствующих технологий, так и политических институтов, включая те, которые связаны с международным сотрудничеством. Важно также подчеркнуть, что «общество признается самостоятельным объектом безопасности, равнозначной составляющей, наряду с государством и личностью, и видно, что законодатель стремится обеспечить баланс между интересами общества и государства в сфере безопасности» [Шободоева 2016: 17]. По сути, имеет смысл утверждать, что авторы Стратегии мыслили в рамках концепции устойчивого развития. Среди мер для достижения последнего упоминаются «создание благоприятных условий для развития способностей каждого индивида, улучшение условий жизни россиян и качества социальной среды; улучшение качества окружающей среды и экологических условий жизни человека; ужесточение экологических требований; создание эффективной системы утилизации отходов производства и потребления, обеспечение населения качественной питьевой водой и др.» [Велиева 2010: 37-38].

Важно также отметить, что экологическая угроза безопасности России исходит как изнутри страны, так и извне в результате действия антропогенных (техногенных) факторов, т.е. непродуманного, хищнического использования природных ресурсов, а также внедрения технологий, реально или потенциально опасных для природной среды и человека.

Кроме того, в настоящее время экологическую угрозу представляют последствия стихийных процессов и явлений, демографическое давление населения на ограниченные ресурсы страны, истощение природных ресурсов, отравление или уничтожение систем жизнедеятельности человека, животного и растительного мира, накопление радиоактивных, ядовитых, взрывоопасных и тому подобных технологий и оружия. В последнее время особую угрозу экологической безопасности России представляет утрата интереса общества к экологическим проблемам и равнодушие абсолютного большинства россиян к состоянию окружающей природной среды.

Под экологической защитой понимаются, прежде всего, меры природоохранного назначения, направленные на обеспечение экологической безопасности.

1 Там же.

Очевидно, природоохранные меры, связанные с предупреждением угрозы экологическим интересам, следует отнести к пассивной защите, или пассивному обеспечению экологической безопасности. В то же время меры, направленные на ограничение и ликвидацию последствий возникшей экологической опасности, можно назвать активной экологической защитой, или активным обеспечением экологической безопасности.

Сегодня к пассивной экологической защите можно отнести разработку экологического законодательства и требований по обеспечению экологической безопасности, контроль за состоянием окружающей среды, проектировку природо-защитных систем и конструкций, а также экологическое обучение и воспитание, эколого-просветительскую агитацию и пропаганду, экологическую паспортизацию, сертификацию, мониторинг и др.

К активному обеспечению экологической безопасности, в свою очередь, относится практическая реализация экологических законов и требований, внедрение и использование природозащитных конструкций и безотходных технологий, действия людей по предотвращению экологической опасности, стихийных бедствий и катастроф [Дубровин, Дубровин 2009: 76].

Важно также отметить, что к настоящему времени уже проведены работы, целью которых является определение регионов Российской Федерации по критерию «экологическая напряженность». В результате экспертами к районам с высокой экологической напряженностью (6-й ранг) отнесены: Западно-Кольский, Северо-Кавказский, Приладожский, Прибайкальский, Прикаспийский, Хабаровско-Комсомольский районы. Районами же с очень высокой экологической напряженностью (7-й ранг) признаны: Поволжский, Средне-Русский, Нижне-Донской, Предсаянский, Западно-Уральский, Южно-Уральский, Средне-Уральский и Норильский [Гостева 2010: 706]. При этом среди районов с крайне высокой экологической напряженностью специалисты выделяют прежде всего Средне-Русский, где чрезвычайно напряженная экологическая обстановка связана с высоким уровнем экономической освоенности, сильным влиянием крупных промышленных узлов на окружающую природную среду (наиболее ярко ситуация выражена в Московском и Тульском промышленных районах), интенсивным производством в аграрном секторе [Гостева 2010: 706].

Таким образом, следует признать, что, несмотря на наличие различий в понимании дефиниций «национальная безопасность», «экологическая безопасность» в современной России, экологические проблемы осознаются как крайне значимые и экспертным сообществом, и политической элитой.

Список литературы

Ващекин Н.П., Дзлиев М.И., Урсал А.Д. 1988. Безопасность и устойчивое развитие России. М.: Изд-во МГУК. 445 с.

Велиева Д.С. 2010. Экологическая безопасность в контексте стратегии устойчивого развития Российской Федерации. — Власть. № 11. С. 36-38.

Воронцов С.А. 2016. О характере угроз национальной безопасности России. — Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. № 3(70). С. 92-95.

Гостева С.Р. 2010. Экологическая безопасность России и устойчивое развитие. — Вестник Тамбовского государственного технического университета. Т. 16. № 3. С.704-718.

Дубровин Е.Р., Дубровин И.Р. 2009. Экологическая безопасность в системе национальной безопасности России. — Мир человека. № 1. С. 73-79.

Жаворонкова Н.Г., Максимов Е.Л. 2009. Обеспечение экологической безопас-

ности в контексте стратегии национальной безопасности России. — Lex Russica. Т. LXVIII. № 6. С. 1317-1328.

Ильин В.А. 2016. Стратегия национальной безопасности-2015 — шаг к новому этапу развития России. — Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. № 1(43). С. 9-25.

Лебедченко О.С. 2008. Некоторые аспекты экологической безопасности в России. — Энергосбережение и водоподготовка. № 6. С. 63-65.

Молчан А.С., Сокол М.К. 2016. Концептуальные проблемы национальной безопасности государства. — Научные труды Кубанского государственного технологического университета. № 2. С. 101-112.

Платонов Ю.Н. 2011. Экологическая компонента национальной безопасности России. — Журнал российского права. № 8(176). С. 26-33.

Шободоева А.В. 2016. Стратегия национальной безопасности РФ и ее вклад в развитие понятийного аппарата общей теории национальной безопасности РФ. — Baikal Research Journal. Т. 7. № 1.

TIMOFEEV Gennadiy Aleksandrovich, Cand.Sci.(Hist.), Professor of Academy of Military Sciences; Deputy Director of the Research Enterprise for Socio-political and Information Technologies and Processes (of. 506/2, 34 Vaneeva St, Nizhny Novgorod, Russia, 603105; [email protected])

ORLINSKAYA Ol'ga Mikhailovna, Dr.Sci.(Pol.Sci.), Associate Professor of the Chair of Theory of Policy and Communications, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (23 Gagarina Ave, Nizhny Novgorod, Moscow, Russia, 603950; [email protected])

ECOLOGICAL SAFETY IN THE SYSTEM

OF NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. The article analyzes problems of ecological safety in modern Russia. The features of understanding ecological safety in the framework of national security are revealed. The authors identify changes in the interpretation of environmental safety in the Strategies of the Russian Federation's National Security. Keywords: safety, ecology, regulatory legal acts, Russian Federation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.