Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МОНГОЛИИ'

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МОНГОЛИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
81
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС / МОНГОЛИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Амарсайхан Манлай

В статье анализируется место и роль экологической безопасности в системе национальной безопасности Монголии. Выявлено, что экологическая составляющая является чрезвычайно важным и все еще недостаточно осознаваемым компонентом национальной безопасности, что гарантирует защищенность жизненно важных интересов человека, общества, государства и природной среды от реальных или потенциальных угроз, которые создает преимущественно сам человек. Это накладывает отпечаток на политическую, экономическую, социальную, духовную, информационную, военную и другие сферы жизнедеятельности, а в конечном итоге - на здоровье человека. Отмечено, что экологическую безопасность следует рассматривать не просто как составляющую национальной безопасности, а как фундаментальную ее составляющую и, более того, как интегрирующий фактор, который способен консолидировать общество и обеспечить его прогресс. Подчеркивается, что при определении места экологической составляющей в системе национальной безопасности важен методологический контекст, заключающийся в стратегическом планировании экологической политики и определении особенностей формирования соответствующих прогностических стратегий как составляющей целостной системы национальной безопасности на краткосрочную и отдаленную перспективу. Указанное обеспечивается системой организационно-правовых, экономических, технических, санитарно-гигиенических и других мероприятий экологического характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL SAFETY AS A FUNDAMENTAL COMPONENT OF MONGOLIA’S NATIONAL SECURITY

The article analyzes the place and role of environmental safety in the national security system of Mongolia. It is revealed that the environmental component is an extremely important and still insufficiently realized component of national security, which guarantees the protection of vital interests of a person, society, the state and the natural environment from real or potential threats that are created mainly by the person himself. This leaves an imprint on the political, economic, social, spiritual, informational, military and other spheres of life, and ultimately on human health. It is noted that environmental safety should be considered not just as a component of national security, but as its fundamental component and, moreover, as an integrating factor that can consolidate society and ensure its progress. It is emphasized that when determining the place of the environmental component in the national security system, the methodological context is important, which consists in strategic planning of environmental policy and determining the features of the formation of appropriate prognostic strategies as a component of an integral national security system for the short and long term. This is provided by a system of organizational, legal, economic, technical, sanitary and hygienic and other environmental measures.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МОНГОЛИИ»



Экологическая безопасность как фундаментальная составляющая национальной безопасности Монголии

АМАРСАЙХАН МАНЛАЙ,

начальник Центра исследований безопасности Комплексного научно-исследовательского института,

кандидат юридических наук Университет внутренних дел Монголии Республика Монголия, г. Уланбатор, район Баянзурх,

ул. Хилчин, д. 8 E-mail: manlai.a@uia.gov.mn amarsaikhanmanlai@mail.ru

Environmental Safety as a Fundamental Component of Mongolia's National Security

AMARSAIKHAN MANLAI,

Head of the Security Research Center Integrated Research Institute, Candidate of Law University of Internal Affairs of Mongolia Republic of Mongolia, Ulaanbaatar, Bayanzurkh district,

Khinchin St., 8 E-mail: manlai.a@uia.gov.mn amarsaikhanmanlai@mail.ru

Аннотация. В статье анализируется место и роль экологической безопасности в системе национальной безопасности Монголии. Выявлено, что экологическая составляющая является чрезвычайно важным и все еще недостаточно осознаваемым компонентом национальной безопасности, что гарантирует защищенность жизненно важных интересов человека, общества, государства и природной среды от реальных или потенциальных угроз, которые создает преимущественно сам человек. Это накладывает отпечаток на политическую, экономическую, социальную, духовную, информационную, военную и другие сферы жизнедеятельности, а в конечном итоге - на здоровье человека. Отмечено, что экологическую безопасность следует рассматривать не просто как составляющую национальной безопасности, а как фундаментальную ее составляющую и, более того, как интегрирующий фактор, который способен консолидировать общество и обеспечить его прогресс.

Подчеркивается, что при определении места экологической составляющей в системе национальной безопасности важен методологический контекст, за-

yflK 349.6

Annotation. The article analyzes the place and role of environmental safety in the national security system of Mongolia. It is revealed that the environmental component is an extremely important and still insufficiently realized component of national security, which guarantees the protection of vital interests of a person, society, the state and the natural environment from real or potential threats that are created mainly by the person himself. This leaves an imprint on the political, economic, social, spiritual, informational, military and other spheres of life, and ultimately on human health. It is noted that environmental safety should be considered not just as a component of national security, but as its fundamental component and, moreover, as an integrating factor that can consolidate society and ensure its progress.

It is emphasized that when determining the place of the environmental component in the national security system, the methodological context is important, which consists in strategic planning of environmental policy and determining the features of the formation of appropriate prognostic strategies as a component of an integral national security system for the short and long term. This is provided by a

ключающиися в стратегическом планировании экологической политики и определении особенностей формирования соответствующих прогностических стратегий как составляющей целостной системы национальной безопасности на краткосрочную и отдаленную перспективу. Указанное обеспечивается системой организационно-правовых, экономических, технических, санитарно-гигиенических и других мероприятий экологического характера.

system of organizational, legal, economic, technical, sanitary and hygienic and other environmental measures.

Ключевые слова и словосочетания: национальная безопасность; экологическая безопасность; экологические угрозы; экологическая стратегия; национальный экологический интерес; Монголия.

Keywords and phrases: national security; environmental security; environmental threats; environmental strategy; national environmental interest; Mongolia.

Обращаясь к проблематике статьи, следует прежде всего раскрыть основные термины, применяемые для рассматриваемого вопроса, связанного с определением места и роли экологической безопасности как фундаментальной составляющей национальной безопасности Монголии.

Ключевой термин «национальная безопасность» предлагается понимать исходя из определения, представленного в политологическом словаре: «явление, которое характеризует качественное состояние свойств системы «личность — общество — государство — природа», обеспечивающее гармоничное взаимодействие составляющих и поддержание оптимальных условий ее существования и развития» [2, с. 54].

В положениях Закона Монголии от 27 декабря 2001 г. «О национальной безопасности»1 под национальной безопасностью понимается «гарантированное обеспечение внешних и внутренних благоприятных условий для основных национальных интересов Монголии» (ч. 3.1 ст. 3). Отмечается, что «...основные интересы нации» включают независимость и территориальную целостность Монголии, выживание монгольского народа и цивилизации, национальное единство, гарантии прав и свобод человека, стабильное экономическое развитие и экологический баланс (ч. 3.2 ст. 3).

Таком образом, национальная безопасность — это отсутствие угроз правам и свободам человека, базовым ценностям суверенного государства; способ самосохранения народа, который достиг уровня самоорганизации

1 Ундэсний аюулгуй байдлын тухай: Монгол Улсын Хууль 2001 оны 12 дугаар сарын 27-ны дер. URL: https://legalinfo.mn/mn/ detail/18 (дата обращения: 15.11.2022).

в форме независимого государства. Этот способ делает возможным государственно организованное существование и свободное саморазвитие указанного образования при условии надежной защиты от внешних и внутренних угроз.

Исходя из представленного понимания, национальную безопасность Монголии можно определить как систему государственно-правовых и общественных гарантий, обеспечивающих стабильность жизнедеятельности и развития государственно организованного народа Монголии в целом, а также каждого гражданина государства в частности.

Следует учитывать, что безопасность никогда не бывает полной и всеобъемлющей, поскольку безопасность — это такой уровень опасности, при котором государство и общество может существовать в конкретно-исторических условиях в относительной стабильности жизнедеятельности и сохранения базовых ценностей. В таком контексте следует согласиться с позицией, что национальную безопасность следует определять как систему государственных и общественных гарантий, обеспечивающих стабильное развитие нации, защиту базовых ценностей и интересов, источников духовного и материального благосостояния от внешних и внутренних врагов.

Монголия, как и любое другое суверенное государство, выстраивает собственную систему национальной безопасности. Эта проблема актуализировалась в связи с коренными изменениями как базовых ценностей внутреннего развития, так и изменениями внешней среды. В частности, речь идет о:

1) трансформации социально-экономической модели развития от административно-командной к рыночной и демократической политической системе;

2) положительных и отрицательных последствиях внедрения реформ системы государственного управления, в том числе судебной и административной;

3) трансформации международной и региональных систем безопасности;

4) росте угроз глобального характера (истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды).

Закон Монголии от 27 декабря 2001 г. «О национальной безопасности» в ч. 3.4.9 ст. 3 прямо указывает экологическую безопасность как один из компонентов национальной безопасности.

Проанализированное позволяет сделать вывод о значимом месте охраны окружающей среды, природных ресурсов (базовых элементов экологической безопасности) в комплексе основных направлений реализации интересов Монголии, которые осуществляются в различных сферах: политической, экономической, социальной, духовной, информационной, военной и др.

Экологическая безопасность является компонентом национальной безопасности, гарантирующим защищенность жизненно важных интересов человека, общества, государства и окружающей среды от реальных или потенциальных угроз, создающихся природными или антропогенными факторами [4, с. 73]. При этом экологическая составляющая каждого из указанных видов безопасности может стать тем стержнем, который объединит их в систему национальной безопасности, поможет найти их оптимальное соотношение в этой системе. На современном этапе уже не вызывает сомнений тезис о том, что любой аспект национальной безопасности, будь то экономический, технологический или оборонительный, теряет свой смысл в случае непригодности среды для жизни и деятельности человека. Вот почему экологическую безопасность следует рассматривать не как одну из составляющих национальной безопасности общества, а как интегратор, способный, с одной стороны, консолидировать общество, а с другой — обеспечить его прогрессивное движение.

Кроме того, наблюдается глобализация угроз экологической безопасности, что связано с жизнеобеспечением человечества в целом. На сегодняшний день характер чрезвычайных ситуаций начал резко меняться: опасности и угрозы становятся острее, исследование их все больше переходит в междисциплинарную плоскость. Риск природных катастроф увеличивается за счет антропогенной деятельности,

которая является первопричиной многих природных катаклизмов.

Возросли также масштабы и количество экологических угроз в военно-промышленном комплексе, в химической и нефтехимической отраслях и сходных сферах. Существенные риски связаны с хранением потенциально опасных веществ, материалов, временно законсервированных производств и технологий. Появились и новые, нетрадиционные виды опасностей — в информационной и медико-биологической сферах. Обостряется также проблема терроризма и религиозного экстремизма.

Параллельно указанному усиливается си-нергический характер действия опасностей. Масштаб, тяжесть экономических и социальных последствий чрезвычайных ситуаций все больше определяются не только ходом событий, но и состоянием общества в целом. Системный экономический кризис, связанный с острыми социально-политическими событиями в мире, а также на региональном и национальном уровнях, значительно углубил потенциальную пораженность хозяйственных и социальных объектов, способствуя ослаблению финансовой сферы, ухудшению состояния окружающей среды, ресурсным и социально-демографическим потерям и разрушению инфраструктуры жизнеобеспечения. Поэтому стратегия регионального и общегосударственного развития должна направлять организацию инфраструктуры в соответствии с новейшими вызовами и требованиями безопасности жизнедеятельности, включая обеспечение стабильности в сфере экологической безопасности.

Согласно Закону Монголии от 27 декабря 2001 г. «О национальной безопасности», национальная безопасность Монголии обеспечивается деятельностью организаций, предприятий, должностных лиц и граждан, направленной на реализацию мер государственной политики, создание гарантий для всех сторон по защите и укреплению коренных национальных интересов Монголии.

Конкретные средства и пути обеспечения национальной безопасности Монголии определяют приоритеты национальных интересов, необходимость своевременных мер, адекватных характеру и масштабу угроз этим интересам, и должны основываться на правовых началах. Юридическое закрепление ведущих норм взаимодействия человека и природы в системе экологического права является основой их легитимации и образует правовой механизм экологической безопасности. Основ-

ной закон Монголии1 предусматривает право каждого гражданина на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду, закрепляет за государством обязанность в обеспечении экологической безопасности и поддержании экологического равновесия.

Становится все очевиднее, что значительное ухудшение уровня и качества жизни имеет экологический контекст. Следовательно, для Монголии разработка и реализация национальной экологической стратегии должна осуществляться в контексте стремления страны к модели устойчивого развития в соответствии с решениями Конференции ООН по окружающей среде и развитию [3] (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), Всемирного саммита в Йоханнесбурге [1] (2002 г.), политических ориентиров Глобальных целей устойчивого развития до 2030 г., провозглашенных Генеральной Ассамблеей ООН [5] (2015 г.). Представленные в указанных актах международного характера векторы экологического развития нуждаются в экологизации общественного сознания, внедрении системы профессиональной экологической подготовки, повышении уровня экологического образования и культуры — в целом требуют проведения государственной взвешенной экологической политики.

Преодоление экологических угроз является составляющей экономической политики государства и основной задачей экологической политики. Субординация политик не имеет методологически устоявшейся парадигмы. Это требует определенного экскурса к методологическим проблемам и основам определения роли и места экологической безопасности в системе национальной безопасности в контексте обеспечения безопасности экономической. Так, в стратегическом смысле экономическую безопасность гарантирует лишь конкурентоспособная экономика. Однако государство практическим хозяйственным управлением решает преимущественно локальные задачи и достигает локальных целей, которые составляют повседневную актуальность, и ориентирует на это все векторы государственной политики. Экологическая же безопасность должна осуществляться именно через реализацию стратегических целей (потому что результативность экологической политики определяется со временем, а не эпизодически) и требует постоянного государственного попечения, прежде всего на институциональном уровне. Так, для осуществления экологической политики

1 Монгол Улсын ндсэн Хууль (1992 оны 1 д гээр сарын 13-ны д р). URL: https://legalinfo.mn/mn/detail/367 (дата обращения: 15.11.2022).

на государственном уровне нужно в достаточной мере осознавать не только экологические проблемы, но и экономическую возможность их решения.

Учитывая системный характер экологических проблем, их корреляцию с политическими, военными, экономическими, технологическими и социальными факторами, стратегия экологической безопасности должна осуществляться как одна из фундаментальных составляющих национальной безопасности, национальных ценностей и интересов, где национальные ценности — это материальные и духовные объекты, отношение к которым приобретает определяющее значение для осознания и существования народа. Это основа мотивации для саморазвития народа Монголии в исследуемом контексте.

Национальные интересы — это осознаваемые на уровне высших органов государственной власти потребности народа Монголии в сохранении и развитии национальных ценностей. В зависимости от характера и сферы выявления национальные интересы традиционно подразделяют на внутренние и внешние, стратегические и тактические, постоянные и временные, политические и экономические, социальные и экологические, военные и т. п. Обеспечение национальных интересов Монголии имеет своей целью устранение или минимизацию территориальных, демографических, экономических, экологических и других потерь в процессе жизнедеятельности ее народа.

Национальный экологический интерес Монголии имеет постоянный характер с определенными особенностями на внутренних и внешних векторах проявления. Внутренние национальные интересы отражают, прежде всего, жизненно важные потребности существования и развития природы, человека, общества и государства, а внешние — условия их сохранения и развития. Так, внешний вектор проявления — это, в частности, сохранение биоразнообразия, снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций и оперативная ликвидация их последствий в случае возникновения. Внутренний вектор обусловлен системой мер по сохранению экологической безопасности на уровне постоянного мониторинга, в том числе с применением новейших инновационных технологий. Это касается как рационального использования природных ресурсов, так и всего связанного, в частности, с утилизацией вооружения, использованием экологически опасных веществ и технологий в оборонных целях и т. п. Обозначенные векторы тесно связаны между собой, и все

же внутренний вектор и внутренняя политика по экологической безопасности являются определяющими в результативности и эффективности внешних воздействий.

При этом целесообразно отметить, что современное государство не способно самостоятельно преодолевать последствия крупнейших природных и техногенных катастроф, наступление которых в недостаточно стабильном государстве и обществе, безусловно, повлечет беспокойство мирового сообщества. Современная политика демонстрирует, что недостаточная надежность государственного управления вызывает внешнее влияние на руководство страны, вплоть до военного. То есть можно спрогнозировать, что в случае возникновения реальных опасностей на объектах повышенного техногенного риска и неспособности государства преодолевать эти опасности (при отсутствии эффективной экологической политики) международные структуры и иные государства могут установить собственный контроль за уровнем безопасности на соответствующих объектах, а это граничит с потерей политического суверенитета.

Национальный экологический интерес является фундаментальной (хотя все еще мало осознанной) ценностью общества, и возрастание его роли будет способствовать поступательному развитию государства. Реализация национального экологического интереса опирается на сочетание интересов региона, населенного пункта, конкретного объекта с интересами государства посредством выполнения последним конституционных обязательств и международных соглашений. Национальный экологический интерес обеспечивается государственными институтами и внутренней политикой органического единства гуманитарного, технологического, социально-экономического развития, политической стабильности и подъема благосостояния населения. Фактически речь идет обо всем, что обращает общество к базовым ценностям, социальной защите и гуманитарным приоритетам.

Особого внимания заслуживает влияние средств массовых коммуникаций на осознание и актуализацию того или иного, и особенно экологического, национального интереса. Нередко средства массовой информации формируют искусственные представления о потребностях и общественных интересах, которые основываются исключительно на коммерческих выгодах определенных компаний. В связи с указанным надзор за соблюдением национальных интересов и формирование в обществе адекватного восприятия национальных прио-

ритетов является бесспорной прерогативой государства. В обществе, которое только формируется и не имеет четкой идентификации, есть возможность и острая необходимость повысить значение и ценность экологических приоритетов развития, сформировать экологическую социальную потребность на уровне национального интереса.

При определении места экологической безопасности в системе национальной безопасности государства (высший уровень национального интереса) важный аспект этой методологической задачи заключается в изучении стратегического планирования экологической политики и определении особенностей формирования соответствующих прогнозируемых стратегий как составляющей целостной системы всестороннего обеспечения национальной безопасности страны на среднюю и отдаленную перспективу. Отметим, что в ч. 3.5 Концепции национальной безопасности Монголии1 предусмотрены мероприятия по поддержанию баланса окружающей среды, охране водных ресурсов, смягчению негативных последствий изменения климата и деградации земель, предотвращению утраты биологического разнообразия, снижению риска загрязнения окружающей среды, стихийных бедствий и бедствий, которые являются основой обеспечения здорового существования человека и безопасности окружающей среды.

Бесспорно, создание эффективной действенной, экологически безопасной системы охраны окружающей среды — одна из важнейших задач для Монголии. Привлечение государственных и частных капиталовложений на природоохранные мероприятия при повышении уровня их эффективности требует внедрения новых инновационных механизмов. И одним из главных приоритетов в этом направлении является формирование в общественном сознании представления о природе как об эстетической и морально-этической ценности, что предполагает формирование высокой экологической культуры как у представителей власти, так и у рядовых граждан. Указанное требует коренного изменения системы экологического образования, просвещения, формирования экологических убеждений, взвешенной экологической деятельности и своевременного информирования населения об экологических проектах и т. п.

1 Ундэсний аюулгуй байдлын зэл баримтлал. URL: https://mfa. gov.mn/trade/61525 (дата обращения: 15.11.2022).

Список литературы:

1. Всемирный саммит по устойчивому развитию 26 августа — 4 сентября 2002 г. в Йоханнесбурге. URL: https://www.un.org/ru/ conferences/environment/johannesburg2002 (дата обращения: 15.11.2022).

2. Козак Е. Б. Понятие экономической безопасности как одного из аспектов национальной безопасности государства. // АНИ: экономика и управление. 2014. № 1 (6).

3. Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, 3—14 июня 1992 г. URL: https://www.un.org/ru/ conferences/environment/rio1992 (дата обращения: 15.11.2022).

4. Тимофеев Г. А., Орлинская О. М. Экологическая безопасность в системе национальной безопасности Российской Федерации // Власть. 2017. № 2.

5. Цели в области устойчивого развития. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ ru/sustainable-development-goals/ (дата обращения: 15.11.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.