Научная статья на тему 'Экологические аспекты концепции национальной безопасности Российской Федерации и Монголии'

Экологические аспекты концепции национальной безопасности Российской Федерации и Монголии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
672
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
РОССИЯ / МОНГОЛИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / RUSSIA / MONGOLIA / NATIONAL SECURITY / ECOLOGICAL ASPECTS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Цыренова Татьяна Батомункуевна

В статье рассматриваются экологические аспекты концепций национальной безопасности Российской Федерации и Монголии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ecological aspects of Russian and Mongolian national security conceptions are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Экологические аспекты концепции национальной безопасности Российской Федерации и Монголии»

Татьяна ЦЫРЕНОВА

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МОНГОЛИИ

В статье рассматриваются экологические аспекты концепций национальной безопасности Российской Федерации и Монголии.

The ecological aspects of Russian and Mongolian national security conceptions are considered in the article.

Ключевые слова:

Россия, Монголия, национальная безопасность, экологические аспекты; Russia, Mongolia, national security, ecological aspects.

ЦЫРЕНОВА

Татьяна

Батомункуевна —

к.филол.н,

докторант

кафедры философии

Бурятского

государственного

университета;

доцент

tstаtiаnа 75@

inbox.ru

Проблема добрососедских отношений России и Монголии имеет свои давние традиции: отношения с Монголией всегда была важнейшей частью российского внешнеполитического курса. Этот курс Россия унаследовала от СССР. Тесное сотрудничество двух стран обусловлено многими факторами, в т.ч. историческими и географическими. Монголия, будучи ближайшим соседом России на ее восточных рубежах, всегда представляла для нее интерес как в экономической, так и в политической сферах.

Особую значимость представляли культурные связи двух стран, поскольку Монголия непосредственно граничит с Республикой Бурятия, которая связана с ней культурной, этнической и религиозной общностью. Эти факторы оказывают весьма благоприятное воздействие на развитие экономических, политических, торговых и культурных связей России и Монголии. При современных темпах промышленного производства и глобализации экономики все большую значимость приобретает сотрудничество в области охраны окружающей среды. Ведь на всем протяжении общих границ оба государства имеют общие природные ресурсы и общие интересы в эксплуатации этих ресурсов. При этом важнейшим фактором сотрудничества Монголии и России в области охраны окружающей среды является Байкал — участок мирового наследия, обладающий самым большим в мире запасом пресной воды. Важность сотрудничества России и Монголии в этой области диктуется тем, что проблема распределения и совместного использования водных ресурсов трансграничных рек затрагивает политические, экономические, социальные и экологические аспекты суверенных государств.

Известно, что главным притоком озера Байкал является река Селенга. Истоки этой реки расположены на территории Монголии. Начиная свой путь в Монголии от слияния рек Идэр и Мурэн, вбирая на своем пути воды многочисленных притоков, к устью она становится полноводной и приносит в Байкал половину всего притока пресной воды. Из общего объема стока воды р. Селенги 40—45% формируется на территории Монголии. Остальная часть объема воды приходится на территорию Бурятии. Площадь бассейна реки составляет 470 кв. км. На территории монгольской части Байкальского бассейна формируется водный сток, в среднем составляющий 14,0—15,0 куб. км/год (45—50% объема суммарного стока Селенги, поступающего в Байкал).

В бассейне трансграничной р. Селенги расположены крупные месторождения полезных ископаемых, горнорудные предприятия, промышленные объекты России и Монголии, железнодорожные и

автомобильные магистрали с выходом на Тихий океан и Китай. А это представляет большую угрозу экологической безопасности Селенги, которая напрямую связана с экологической безопасностью Байкала. Такое положение обусловливает необходимость тесного сотрудничества России и Монголии, направленного на обеспечение охраны экологии Байкала и его основного притока.

Поэтому в настоящее время сотрудничество России с Монголией в области охраны окружающей среды является одним из приоритетных направлений межгосударственного сотрудничества. Правовой основой такого сотрудничества являются политические документы обеих стран, отражающие основные положения безопасности, гарантирующие в т.ч. и экологическую безопасность.

В России одним из главных политических документов, отражающих безопасность страны, является Концепция национальной безопасности Российской Федерации, принятая указом президента Российской Федерации в 2000 г. В ней сформулированы и представлены важнейшие направления государственной политики России, отмечены приоритетные направления деятельности государства в экологической сфере, отмечены основные угрозы национальной безопасности России в различных областях. Особую значимость в современных условиях приобретает угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов. Особый раздел посвящен обеспечению национальной безопасности России с точки зрения необходимости коренного улучшения экологической ситуации в стране.

Ухудшение экологической ситуации в стране, истощение ее природных ресурсов, природные катаклизмы, вызванные неразумной деятельностью человека, представляют непосредственную угрозу экономическому развитию страны. С другой стороны, состояние экономики также имеет непосредственное влияние на экологическую ситуацию. Необходимость обеспечения экологической безопасности государства затрагивает сферу как его внутриполитической, так и внешнеполитической деятельности. Для России, обладающей огромными природными богатствами, этот вопрос является особенно значимым. Поэтому в документе говорится о

защите личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Здесь подчеркивается, что угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов зависит от готовности общества осознать всю глобальность и важность этих проблем. Для России угроза ухудшения экологической ситуации особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или низкого уровня природосберегающих технологий, низкой экологической культуры.

В этих условиях необходим жесткий государственный контроль и надзор. Недостаточная развитость правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности. Экологическая безопасность касается и военной сферы.

К числу приоритетных направлений деятельности государства в экологической сфере относятся:

— рациональное использование природных ресурсов, воспитание экологической культуры населения;

— предотвращение загрязнения природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов;

— предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация последствий происшедших ранее радиационных аварий и катастроф;

— экологически безопасное хранение и утилизация выведенного из боевого состава вооружения, ядерных боеприпасов, жидкого ракетного топлива, топлива атомных электростанций;

— безопасное для окружающей природной среды и здоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия;

— создание и внедрение безопасных производств, поиск способов практического использования экологически чистых источников энергии, принятие неотложных природоохранных мер в экологически опасных регионах Российской Федерации.

В современных условиях — условиях глобализации и интеграции экономики —

обеспечение экологической безопасности России во многом зависит не только от ее собственной хозяйственной и внутриполитической деятельности, но и от хозяйственной деятельности соседних стран. Поэтому экологическая проблема приобретает международные масштабы. Россия должна обеспечивать свою экологическую безопасность в тесном сотрудничестве с соседними государствами. И здесь особую важность приобретает видение своей национальной безопасности соседними приграничными странами. Поэтому в контексте российско-монгольского сотрудничества большой интерес для нас представляет Концепция национальной безопасности Монголии1.

Монгольская Концепция национальной безопасности была принята в 1995 г. Она исходит из того, что жизненно важные национальные интересы Монголии состоят в существовании монгольского народа и его цивилизации, в независимости, суверенитете, территориальной целостности страны, нерушимости государственных границ, относительной экономической независимости, устойчивом экономическом развитии и национальном единстве. В структуре документа отражены все направления политики Монголии в области сохранения безопасности государства. Безопасность Монголии обеспечивается через безопасность социального устройства и государственной системы, права и свободы граждан, экономическую, научную, техническую и информационную безопасность, безопасность монгольской цивилизации, населения и его генофонда и, наконец, через экологическую безопасность, которая означает обеспечение условий для предотвращения негативных воздействий на среду обитания человека и экономику в результате экологических и климатических изменений, нерационального использования и недостаточной защиты природных ресурсов.

В Концепции национальной безопасности Монголии определяются внешние и внутренние факторы, которые могут неблагоприятно воздействовать на экологическую безопасность.

Из числа внешних факторов следует подчеркнуть проблему интенсификации опустынивания, изменений в уровне и рас-

1 Концепция национальной безопасности Монголии // The Mongolian Journal of International Affairs, Ulaanbaatar, 1995, № 2.

пределении выпадения осадков и возросшей частоты засух и буранов в результате глобальных климатических сдвигов. Из числа внутренних факторов — истощение растительности, высыхание рек и озер, осушение подземных вод и иссушение пастбищ. Среди приоритетных задач в области экологической безопасности следует выделить пункты, подчеркивающие роль государственной политики в области экологии, указывающие на необходимость взятия водных объектов под особый контроль государства, создания эффективной системы управления водными ресурсами, сохранения водных объектов, строительства резервуаров для сбора дождевых и снежных осадков и осуществления контроля за качеством и запасами чистой воды для питья и промышленного использования.

Сравнительный анализ двух Концепций показывает, что они имеют не только много общего, но и ряд специфических моментов. Главное, что объединяет оба документа, — это их направленность на сохранение мира, осуждение терроризма и агрессии, на сохранение добрососедских и дружественных отношений с сопредельными государствами и готовность к сотрудничеству во всех сферах, в т.ч. и экологической. Но если российский документ исходит из того, что Россия в мировой системе является великой державой, имеющей высокую значимость в мировых процессах в силу обладания ею значительным экономическим, научно-техническим и военным потенциалом и уникальным стратегическим положением на евразийском континенте, то монгольская Концепция исходит из конкретной задачи обеспечения независимости, суверенитета и территориальной целостности страны.

В обеих Концепциях особо подчеркивается роль государства в обеспечении экологической безопасности стран. Роль государства должна проявляться, в первую очередь, через его правовую политику, через эффективную, конкретно нацеленную законодательную основу, исключающую волюнтаризм и произвол как со стороны представителей бизнеса, так и со стороны представителей государственной власти. Именно в таком подходе нуждается сегодня Байкал — уникальное творение природы, составляющее мировое наследие. И такой подход декларирован в Концепциях национальной безопасности России и Монголии.

Юбилей

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОМСКОМ ИНСТИТУТЕ (ФИЛИАЛЕ) РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТОРГОВОЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (РГТЭУ)

К 50-летию Омского института (филиала) РГТЭУ

К читателям журнала «Власть»

В 2010 году Российский государственный торгово-экономический университет (г. Москва) отметил свой 206-летний юбилей. В апреле 2011 года одному из его 26 филиалов, расположенному в городе Омске, исполняется 50 лет. Помимо профильных специальностей в области торговли, экономики, менеджмента, коммерции, РГТЭУ развивается как комплексный образовательный центр, в котором формируются направления социально-гуманитарного знания, осуществляется выпуск изданий по проблемам современного обществознания. По этой причине руководство нашего вуза благодарит редакцию журнала «Власть» за возможность публикации ряда статей омских ученых-специалистов.

Ректор РГТЭУ, профессор

С.Н. Бабурин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.