Научная статья на тему 'Эко-город как социо-эколого-экономическая система: китайская парадигма эко-цивилизации'

Эко-город как социо-эколого-экономическая система: китайская парадигма эко-цивилизации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
200
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКО-ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ЭКО-ГОРОД

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Новиков И. В.

В статье проводится исследование существующих проблем и перспектив устойчивого развития города как социо-эколого-экономической системы. Основными результатами исследования являются выявление основных черт китайской парадигмы эко-цивилизации и перспективы ее применения в эко-городах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эко-город как социо-эколого-экономическая система: китайская парадигма эко-цивилизации»

УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

MANAGEMENT IN SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEMS

УДК 338.2

ЭКО-ГОРОД КАК СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: КИТАЙСКАЯ ПАРАДИГМА ЭКО-ЦИВИЛИЗАЦИИ

И.В. Новиков

ECO-CITY AS SOCIO-ECOLOGICAL-ECONOMIC SYSTEM: THE CHINESE PARADIGM OF ECO-CIVILIZATION

I.V. Novikov

Аннотация. В статье проводится исследование существующих проблем и перспектив устойчивого развития города как социо-эколого-экономической системы. Основными результатами исследования являются выявление основных черт китайской парадигмы эко-цивилизации и перспективы ее применения в эко-городах.

Ключевые слова: устойчивое развитие, эко-цивилизация, эко-город.

Abstract. Article focuses on investigation of existing problems and perspectives of sustainable development of a city as socio-ecological-economic system. The major results of the current research are discoveries of main features of the Chinese eco-civilization paradigm and perspectives of its usage in eco-cities.

Keywords: sustainable development, eco-civilization, eco-city.

За последние три века, прошедшие с момента начала промышленной революции, количество материальных богатств, произведенных человечеством, превысило то количество, которое было произведено людьми до этого. В процессе индустриализации родилась индустриальная цивилизация, заменившая собой менее производительную аграрную цивилизацию. Люди разных народов стали больше обменивается товарами, идеями, перенимать образцы поведения и социальной организации у более просвещенных народов. В то время, когда научно-технический прогресс облегчал

<4Ь

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

жизнь людей и делал ее безопасней, экологическое состояние нашей планеты год от года ухудшалось.

В 1987 г. в докладе Комиссии по окружающей среде и развитию ООН «Наше общее будущее» понятие «устойчивое развитие», которое связывает воедино окружающую среду, общество и экономику, было определено как развитие, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей без лишения такой возможности будущих поколений [1].

Удовлетворение жизненных потребностей человечества было поставлено под угрозу, так как некогда чистый воздух стал грязным, водная поверхность Земли превратилась в место для отходов, а сельскохозяйственные продукты стали накапливать токсичные элементы. Поэтому во второй половине XX в. проблемы деградации экосистем, глобального потепления и увеличение неравенства между богатыми и бедными поставили перед мировым научным сообществом и всем человечеством задачу глобального масштаба. Эта задача состояла в том, чтобы переосмыслить парадигму индустриальной цивилизации, рассмотреть возможности ее продолжения или доказать необходимость создания новой парадигмы.

Для поиска решения этой задачи обратимся к опыту Китайской Народной Республики (КНР). Начиная с шестой пятилетки, начавшейся в 1981 г., в Китае началось невиданное до этого по масштабам развитие экономики. После начала реформ в Китае быстрыми темпами шла индустриализация и урбанизация страны, а парадигма индустриальной цивилизации занимала ведущее место. Вместе с быстрым ростом экономики Китай ощутил на себе последствия такого роста в виде нарастающих экологических проблем.

Эффективность управления в китайских традициях оценивается, с одной стороны достижением поставленной цели, а с другой стороны общим благополучием. Общее благополучие заключается в безопасности и материальном благосостоянии всех членов общества. В китайском национальном сознании, в котором личность является воплощением коллективности, представления о величии власти и одновременно о ее миссии сохранения государственного целого и обеспечения общественного блага способствуют развитию сильного государственного начала в социально-экономическом развитии страны.

В условиях экологического кризиса перед китайским обществом возникла необходимость возврата к традиционной китайской

<jb

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

экологической мысли, которую следует искать в экологической мысли буддизма, даосизма и конфуцианства, стремящихся к гармонии между природой и человеком. Возврат к традиционным китайским ценностям послужил развитию понятия «экологическая цивилизация». Данное понятие было впервые представлено китайскому научному сообществу экологом Цяньжи Е, который в 1987 г. призывал к разработке экологической культуры. Экологическая культура представляет собой отношения, в которых человечество извлекает выгоду из природы и способствует выгоде природы, так как в процессе изменения природы он стремится ее защищать. В этим гармоничных взаимоотношениях человек и природа взаимодополняют друг друга [5, р. 168].

В первый год одиннадцатой пятилетки в ноябре 2006 г. в общественно-политическом еженедельном журнале «Пекинское обозрение» была опубликована статья «Эволюция экологической цивилизации», в которой китайский чиновник Пан Юэ размышляет о том, что глобальный экологический кризис поставил под вопрос существование индустриальной цивилизации и для существования человечества необходим переход к новой экологической цивилизации (эко-цивилизации). При этом он отмечает то, что аграрную цивилизацию можно назвать «желтой», индустриальную цивилизацию «черной», а экологическую цивилизацию «зеленой» [2].

В 2007 г. в Пекине на проходившем с 15 по 21 октября XVII Всекитайский съезде Коммунистической партии Китая (КПК) председателем КНР Ху Цзиньтао была впервые на государственном уровне провозглашена необходимость перехода китайского общества к эко-цивилизации (кит. ^г^ВД - sheng tai wen ming).

Вступление в двенадцатую по счету пятилетку в 2011 г. стало для Китая годом перехода к преимущественно городскому обществу, так как в этом году численность городского населения Китая превысила численность сельского населения. В том же 2011 г. профессор Партийной школы при ЦК КПК Чжоу Тяньюн провел исследование понятия «китайская мечта» и дал рекомендации по реализации мер, которые будут способствовать ее достижению [6, с. 1602]. Огромный разрыв между состоянием китайских экосистем и целями китайской мечты означает долгий путь и усердную работу по ее достижению.

Будучи мировой фабрикой, Китай обладает огромным спросом на природные ресурсы, имеет колоссальные объемы производства товаров, потребления энергии и выбросов загрязняющих веществ,

<4Ь

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

которые превышают пределы его экологических возможностей. Международное сообщество ожидает, что Китай, решив свои экологические проблемы, сыграет важную роль в построении эко-цивилизации, создав совершенно новую парадигму развития для гармонии между человечеством и природой в целях устойчивого развития человечества и экономики.

Процесс построения эко-цивилизации в основном включают в себя защиту экосистем, контроль за загрязнением окружающей среды, повышение эффективности использования природных ресурсов, а также их интеграцию в экономическую, политическую, социальную и культурную деятельности.

Очевидно, что понятие «эко-цивилизация» не ограничено исключительно защитой окружающей среды. Напротив, оно имеет более широкие и фундаментальные последствия. С исторической точки зрения экологическая цивилизация имеет большое значение для социально-экономического развития современного общества, представляя собой направление будущего развития. При этом понятие «эко-цивилизация» не служит лишь целям пропаганды, так как обладает набором измеримых показателей и систем оценки. В Китае государством были созданы государственные институты и разработаны стратегии, с помощью которых был достигнут прогресс в борьбе с загрязнением окружающей среды, в использовании возобновляемых источников энергии, в области повышения энергоэффективности и сокращения выбросов парниковых газов, а также перехода в сторону зеленого потребления.

В 1987 г. американский ученый и популяризатор понятия «эко-город» Ричард Реджистер в своей книге определял эко-город как экологически здоровый город [4, р. 3]. Для достижения китайской мечты и удовлетворения спроса китайского общества на создание экологически чистых мест проживания китайские ученые также обращаются к этой идее.

С 2015 г. при участии членов Академии общественных наук КНР выпускается серия книг «О китайской мечте и китайском пути экономического развития», анализирующая опыт и текущее развитие Китая, а также дающая прогнозы его развития в будущем. В ноябре 2015 г. в рамках этой серии была выпущена книга «Строительство эко-городов Китая», которая посвящена теоретическим и практическим аспектам развития эко-городов Китая [3].

<4Ь

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Теория и практика, имеющие отношение к эко-городам накоплены в основном в рамках теоретических исследований в таких науках как урбанистика, экономика и экология. Наука и технологии не рассматриваются как инструменты борьбы человечества против природы, а являются инструментами восстановления экосистем и реализации гармонии между природой и человеком.

Эко-город - это комплексная экосистема с высокой степенью гармонии между обществом, экономикой, культурой и природой, в которой внутренние материальные, энергетические и информационные потоки составляют скоординированную симбиотическую сеть с взаимосвязанными элементами. Эко-город, являясь симбиотиче-ской структурой образует из города, людей и природы органическое целое, характеристиками которого являются:

- децентрализация, с помощью которой достигается региональный баланс, так как эко-города включают в себе как городские, так и сельскохозяйственные зоны;

- гармония, которая отражает гармонию между человеком и природой, между природой и городом и между людьми в рамках эко-города;

- устойчивость, благодаря которой можно удовлетворять потребности как текущих, так и будущих поколений населения эко-города;

- холизм, который не фокусируют свое внимание на какую-то отдельную сторону развития, а обращает как на интересы общества и экономики, так и на интересы окружающей среды ради достижения более высокого качества жизни в эко-городе;

- эффективность, которая проявляется стремление эко-города к вторичному использованию ресурсов.

Примером успешного межгосударственного сотрудничества в области строительства эко-городов является китайско-сингапурский проект эко-города Тяньцзинь, реализуемый с 2007 г.

Основными задачами для руководства Китая в ближайшие годы являются совершенствование государственного управления в области охраны окружающей среды для улучшения качественной стороны экономического роста, вложения в человеческий капитал для стимулирования перехода к экономике с высокой добавленной стоимостью.

Таким образом, современное человечество переходит из периода индустриальной цивилизации, которая приносила в жертву природу ради экономического развития, в период экологической

cjb

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

цивилизации, которая стремится к защите и восстановлению экосистем и общему интересу людей к процветанию природы и человека. Экологическая цивилизация - это вид этики, которая направлена на гармоничное сосуществование между природой и человеком, обществом и человеком, человеком и человеком. На пути к становлению эко-цивилизации важнейшее значение имеет 1987 г., когда на уровне ООН было дано начало популяризации понятие «устойчивое развитие», в Китае было представлено понятие «эко-цивилизации», а в США написана книга об эко-городах, а также 2007 г., в котором строительство эко-цивилизации стало частью государственной политики Китая.

Начало XXI в. может стать началом новой эры, несущей принципы экономики знаний, устойчивого экономического развития и экологической культуры. Перестройка общества, экономики и экосистем по принципам эко-цивилизации должна быть признана со стороны государств мира, которое обладают мощными инструментами воздействия на общественную жизнь и могут способствовать гармоничному развитию эко-городов как социо-эколого-экономи-ческих систем, рассматривающих экономику, общество и экологию как единое целое.

Библиографический список

1. Доклад всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития «Наше общее будущее». Док. ООН А/42/427 от 04.08.1987. // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: http://www.un.org/ru/ga/pdf/brundtland. pdf (дата обращения: 04.11.2016).

2. Evolution of an ecological civilization: thoughts on a new pattern of living // Beijing Review. 2006. Vol. 49. № 45. Nov. 9.

3. Li J., Yang T. China's eco-city construction. Berlin: Springer, 2016.

4. RegisterR. Ecocity Berkeley: building cities for a healthy future. Berkeley., 1987.

5. Ye W. Chinese perspectives on the environment and sustainable development. Leiden: Brill, 2013.

6. НовиковИ.В. На пути к китайской мечте: строительство эко-городов // Социально-экономическое развитие современного общества: концепции модернизации и практика: материалы XIV международной научно-практической конференции студентов и аспирантов. М., 2016.

И.В. Новиков

аспирант Московского финансово-юридического университета МФЮА E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.