Научная статья на тему 'Экфрасис «Черного квадрата» К. Малевича в современной русской прозе'

Экфрасис «Черного квадрата» К. Малевича в современной русской прозе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
341
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКФРАСИС / ECPHRASIS / ЭКФРАСТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / EKPHRASTIC DISCOURSE / МОТИВ / MOTIF / СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ПРОЗА / MODERN RUSSIAN PROSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Колмакова Оксана Анатольевна

В статье на материале прозы современных русских писателей дается анализ экфрасиса одного из самых известных живописных произведений ХХ столетия «Черного квадрата» Казимира Малевича. Обращаясь к романам «Священная книга оборотня» В. Пелевина, «Андеграунд, или Герой нашего времени» В. Маканина, а также рассказам и эссе Т. Толстой и Л. Петрушевской, автор определяет роль экфрасиса «Черного квадрата» в сюжете и характерологии рассматриваемых произведений. Обращение к экфрасису у современных русских писателей вызвано ощущением переходности эпохи, что фиксируется в моменте встречи двух художников на границе различных видов искусства. Вербальная репрезентация «Черного квадрата», зрительные образы и ассоциативные ряды, рождающиеся в сознании героя в момент «контакта» с картиной, становятся средствами его психологической характеристики. Также экфрастический дискурс в современной прозе связан с темами искусства и духовного аспекта личности персонажа.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the ecphrasis of the «Black Square» by Kazimir Malevich, one of the most famous paintings of the twentieth century, on the material of modern Russian prose writers, is analyzed. Referring to the novels V. Pelevin’s «The Sacred Book of the Werewolf», V. Makanin’s «Underground, or The hero of our time», as well as short stories and essays by T. Tolstaya and L. Petrushevskaya, the author defines the role of the ecphrasis of the «Black Square» in subject matter and system of characters in the works at issue. Address to the ecphrasis of contemporary Russian writers is caused by sensation of a transitional era that is fixed at the moment of the meeting of two artists at the border of various art forms. Verbal representation of «Black Square», visual images and associative series, born in the mind of the hero at the time of «contact» with the picture, become the means of his psychological characteristics. Also the ekphrastic discourse in contemporary prose is associated with the themes of creativity and the spiritual aspect of the character's personality.

Текст научной работы на тему «Экфрасис «Черного квадрата» К. Малевича в современной русской прозе»

ЭКФРАСИС «ЧЕРНОГО КВАДРАТА» К. МАЛЕВИЧА В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ПРОЗЕ

О.А. Колмакова

Ключевые слова: экфрасис, экфрастический дискурс, мотив, современная русская проза.

Keywords: ecphrasis, ekphrastic discourse, motif, modem Russian prose.

В филологической науке сегодня отмечается устойчивый интерес к экфрасису. Об этом свидетельствует проведение научных чтений, посвященных феномену экфрасиса (например, «Лозаннский симпозиум» (2002), конференция «Изображение и слово: формы экфрасиса в литературе» (2008) в ИРЛИ (Пушкинский дом) и др.), а также растущее число диссертационных исследований в данной области. По определению С.Н. Зенкина, экфрасис представляет собой «род словесно-творческой "оцифровки" непрерывного образа - живописного, музыкального, театрального, и т.д.» [Зенкин, 2002, с. 248]. Исследователи говорят о семантической двунаправленности экфрасиса, который воссоздает изображение объективно существующего художественного произведения и одновременно осуществляет его субъективную интерпретацию. По мнению Л. Геллера, экфрасис - это «образ не картины, а видения, постижения картины» [Геллер, 2002, с. 10]. М. Цимборска-Лебода также находит в экфра-сисе «запечатленный <...> герменевтический акт» [Цимборска-Лебода, 2002, с. 65]. Поэтому для поэтики экфрасиса характерна «символическая глубина и многозначность» [Мних, 2002, с. 88], «подтекст» [Меднис, 2006, с. 67].

Обращение к экфрасису у современных русских писателей вызвано ощущением переходности, пограничности эпохи, фиксируемое в «моменте встречи двух художников на границе разных видов искусства» [Мед-нис, 2006, с. 67]. Так, в «Романе воспитания» (1994) Н. Горлановой и В. Букура сюжет строится с помощью живописного и кинематографического «кодов»; в романе «Ермо» (1996) Ю. Буйда посредством экфрасиса мистифицирует произведения архитектуры и живописи; а в поэтике романа А. Королева «Быть Босхом» (2004) ключевую роль играют знаменитые творения живописца эпохи Возрождения.

Объектом экфрасиса у современных русских писателей стало одно из самых странных и обсуждаемых произведений русского искусства -полотно Казимира Малевича «Черный супрематический квадрат» (1915). Громкое заявление самого художника о том, «рисунок этот будет иметь большое значение в живописи» [Малевич, 2001, с. 11], оказалось пророческим. Искусствоведы утверждают, что «в истории мирового искусства нет, наверное, картины с более громкой славой, чем "Черный квадрат" Казимира Малевича, <...> нет артефакта, обладающего подобной непреходящей актуальностью» [Горячева, 2007, с. 29].

Вербальная репрезентация этого живописного полотна, оптические образы и ассоциации, рождающиеся в сознании героя в момент восприятия картины, становятся средствами его характеристики в таких произведениях современной русской прозы, как «Андеграунд, или Герой нашего времени» (1998) В. Маканина и «Священная книга оборотня» (2004) В. Пелевина. В эссе Т. Толстой «Квадрат» (1999), целиком построенном на экфрасисе, автор ставит иные задачи, связанные с оценкой искусства конца ХХ века.

Целью эссе Т. Толстой является десакрализация картины Малевича. Уже на этапе фрагментации в описании полотна («закрасил его белой краской по краям, а середину густо замалевал черным цветом») автор исключает все претензии этого произведения на статус художественного. Толстая описывает процесс создания полотна в гротескно-сниженной манере, называя его «простейшей операцией», которую «мог бы выполнить любой ребенок <... > или душевнобольной». Свои инвективы в адрес картины писательница выражает в форме красноречивых метафор-ассоциаций: «простая формула небытия», «черная дыра», «люк в преисподнюю» и др. К собственной аргументации автор добавляет ссылки на «авторитетные источники», обращаясь к самому знаменитому из отрицательных суждений о картине Малевича, сделанному его современником А. Бенуа (газета «Речь» от 9 января 1916 года). Основная мысль Бенуа о том, что «Черный квадрат» есть «самоутверждение <... > мерзости и запустения», проходит в эссе Толстой рефреном.

По мнению Т. Толстой, в «Черном квадрате» проводником в небытие выступает не столько цвет, сколько форма изображенного объекта. Писательница приводит воспоминания своего великого тезки Л.Н. Толстого об одной ночи 1869 года, проведенной им в Арзамасе в «беленой квадратной (!) комнатке с красной гардинкой». Возникшее внезапно чувство небывалой «духовной тоски» Лев Толстой описывает как «ужас - красный, белый, квадратный». После того, как с писателем «случился красно-белый квадрат», он «изгнал из себя животворящую силу

искусства», - резюмирует Толстая [Толстая, 2002, с. 457]. Малевич же сознательно приходит к «Квадрату», делая его выражением нового искусства: искусства «тени», «смерти», «дьявола» [Толстая, 2002, с. 453]. Итак, эссе Т. Толстой - это приговор современному «послеквадратному» искусству, из которого исчезло «все любовное и нежное», попранное «Черным квадратом в белом окладе» (А. Бенуа). Функция экфрасиса в данном случае сводится к «воссозданию эстетической концепции автора» [Морозова, 2006, с. 184].

Если рассмотренное нами эссе Т. Толстой дает образец классического экфрасиса полотна Малевича, то ее рассказ «Круг» (1987) лишь «заряжен» «экфрастическим импульсом» (М. Цимборска-Лебода) этой картины. Герой рассказа, некто Василий Михайлович, изо всех сил пытается преодолеть отпущенное ему время, вырваться из «системы координат» обыденности. Свое ощущение несвободы Василий Михайлович выражает в стихах через вполне экфрастические образы человека, «запертого в квадрате ночном», где «черная дева из мрака поет».

Известно, что непараллельные стороны «Квадрата» Малевича, составляющие одну из загадок полотна, исследователи толковали как намеренный прием художника, пытавшегося изобразить куб в перспективе. И в рассказе Толстой возникает образ куба - популярной головоломки 1980-х годов кубика Рубика. Трагизм образа «ночного квадрата», владеющего героем, снимается гротескным решением «судьбы» кубика: почувствовав, что тот стал реальным хозяином «беспомощного Василия Михайловича», герой «капустной сечкой зарубил гадину» [Толстая, 2002, с. 61]. Таким образом, в рассказе, как и в эссе, авторское негативное отношение к «Квадрату» Малевича очевидно.

Как «экфрастическое начало» картины Малевича могут быть рассмотрены некоторые мотивы и в рассказе Л. Петрушевской «Три путешествия» (2000). В отличие от Толстой, Петрушевская делает образ квадрата амбивалентным, близким к позитивному. Три сюжетные линии рассказа объединены образом рассказчицы и разворачиваются в ее воображении. Первое путешествие - это ее поездка по горной дороге, окончившаяся катастрофой; второе - странствования героини по загробному миру; третье - приключения «одного старого человека» - персонажа рассказа, который пишет героиня. В этом рассказе и возникает образ «квадратного люка», внезапно открывшегося в потолке - люка в «темное, сухое и высокое пространство» [Петрушевская, 2002, с. 217]. Путешествие «в потолок» оборачивается перемещением души в рай: «черный квадрат» после смерти подарил герою долгожданный свет, выход в иное пространство, где не было «чужих взглядов», потерь и одиночества.

Как видим, «Черный квадрат» Петрушевской полемичен по отношению к аналогичному образу Толстой (ср.: «люк в рай» - «люк в преисподнюю»). Форма квадрата не вызывает у Петрушевской ужаса, а, напротив, несет противоположный эмоциональный заряд. Так, в «микрорассказе» Петрушевской «Квадрат» (цикл «Дикие животные сказки», 1994) микроб Гришка Экспонат выражает свое позитивное настроение, принимая форму квадрата.

Чтение в «Черном квадрате» Малевича противоположных смыслов можно объяснить влиянием этнокультурного восприятия. Как отмечает Е.Л. Фейнберг, человек европейской культуры воспринимает фигуру черного квадрата на белом фоне как нечто мрачное, спокойно-траурное. Для представителя восточной культуры, к примеру, китайца, траурным, напротив, становится небольшое белое поле картины, что снимает ее тотальную мрачность [Фейнберг, 1992, с. 141]. В современной русской прозе «восточный код» играет довольно существенную роль. У той же Л. Петрушевской есть цикл «Песни восточных славян» (1990), А. Королев обращается к образам древнеегипетской мифологии в романе «Эрон» (1994), различные аспекты восточной философии разрабатывает в своей прозе В. Пелевин («Омон Ра», «Желтая стрела», «Чапаев и Пустота» и др.).

В романе В. Пелевина «Священная книга оборотня» повествование ведется от лица главной героини - лисицы-оборотня А. Создавая свой текст, героиня не только пишет руководство к достижению статуса «сверхоборотня» (метафоры абсолютной духовной свободы), но и собственную исповедь. Момент духовно-нравственного перелома в сознании героини передан через рефлексию «Черного квадрата». Образ черного квадрата возникает в эпизоде, когда героиня, путешествуя по древнему Китаю, становится пленницей Желтого Господина. Лисица А созидает план побега через окно - «черный квадрат свободы, в котором уже горели первые звезды» [Пелевин, 2004, с. 341].

По признанию героини, этот опыт и помог ей впоследствии «понять картину Казимира Малевича "Черный квадрат "». «Я бы только дорисовала в нем несколько крохотных сине-белых точек, - пишет героиня. -Однако Малевич, хоть и называл себя супрематистом, был верен правде жизни - света в российском небе чаще всего нет. И душе не остается ничего иного, кроме как производить невидимые звезды из себя самой -таков смысл полотна» [Пелевин, 2004, с. 341]. Эти размышления, являющиеся первой ступенью к достижению состоянию сверхоборотня, обнаруживают в героине ее «скрытую содержательность» (Е.Г. Эткинд). Согласно ее открытию, «каждый может изменить себя, выйдя за собствен-

ные пределы <...> Сверхоборотень приходит не с Востока и не с Запада, он появляется изнутри» [Пелевин, 2004, с. 151].

Экфрасис «Черного квадрата» в романе В. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени» так же, как и у В. Пелевина, проецируется на специфику российской жизни и русской ментальности. В обоих случаях можно говорить об «экфрасисе-символе», когда живопись служит ключом к познанию действительности [Нике, 2002, с. 127]. Наиболее продуктивным для прочтения романа Маканина является контекст русской культуры, знаки которой в прямом или опосредованном русской литературой виде постоянно присутствуют в тексте. Интертекстуальное заглавие романа соотносит героя не только с лермонтовским Печориным (ср.: ПЕтРОвИЧ - ПЕЧОРИн), но и с героем «Записок из подполья» Ф.М. Достоевского, персонажем с «подпольем в душе». Убив человека, Петрович ощущает себя одновременно Раскольниковым с его «саморазрушением убийством», Пушкиным, целившим в Дантеса, несмотря на свое ранение («упавший, кусая снег, как он целил!») и Порфирием (тоже Петровичем).

Осознание смысла «Черного квадрата» приходит к Петровичу «вдруг», но одновременно и подготавливается сюжетом. Герой воспринимает окружающее его пространство через призму «квадрата», называя дом (квартиру), «квадратными метрами жилья», а коридор в общежитии -«шахматно-клеточным миром». Стоя однажды в очереди, Петрович сравнивает эффект «приостановившегося времени» с обаянием «Черного квадрата», несущим идею «высокого смирения». «Увы, - размышляет герой, - нам нужна перспектива; приманка, награда, цель, свет в конце туннеля и, по возможности, поскорей. В этом, и ни в чем ином, наша жизнь. В этом наша невосточная суть: нам подавай будущее!.. Потому-то черный квадрат Малевича - гениален; это стоп; это как раз для нас и наших торопливых душ, это удар и грандиозное торможение <... > Отсутствие будущего во имя приостановившегося настоящего, это и есть очередь, ее идея, это и есть нирвана одной-единственной (можно черной) краски <... > Шажок за шажком, так и быть, стоишь и топчешься, растворенный в людях» [Маканин, 2003, с. 61-62]. Вербализованная у Маканина корреляция «"Черный квадрат"- Восток» раскрывает причину неприятия картины западным сознанием с его пресловутыми прагматизмом и индивидуализмом, укоренившимися, к сожалению автора, и в русском человеке. Идея паузы, центральная в рефлексии полотна Малевича у маканинского героя, также противопоставлена европейской концепции «активного субъекта» (ранее, размышляя об Андрее Платонове, Петрович

восхищается его принципиальным «неписанием о любви», взятой писателем «минутой молчания», «паузой»).

По-видимому, кракелюры на полотне Малевича стали для героя источником образов «тонких невидимых паутинок-нитей», «паутины света». Как и героиня Пелевина, Петрович «дорисовывает» картину в своем воображении: «И несомненно, что где-то за кадром луна. В отсутствии луны весь эффект. В этом и сила, и страсть ночи, столь выпукло выпирающей к нам из квадратного черного полотна» [Маканин, 2003, с. 61-62]. Парадоксальные, на первый взгляд, образы луны, звезд, света, возникающие у героев при восприятии «Черного квадрата», становятся символами гармонии, которую человек обретает в своей духовной победе над хаосом тьмы - социальной и бытийной.

Итак, в зависимости от художественной задачи в экфрасисе «Черного супрематического квадрата» современные русские писатели подробно останавливаются на фрагментации и проекции как основных способах интерпретации произведения искусства. Мотив экфрасиса в современной прозе носит оценочный характер, позволяя изобразить «внутреннюю состоятельность» героя, а также охарактеризовать обстоятельства его жизни, эпоху с точки зрения ценностных приоритетов.

Литература

Геллер Л. Воскрешение понятия, или Слово об экфрасисе // Экфрасис в русской литературе. М., 2002.

Горячева Т., Карасик И. Приключения черного квадрата. СПб., 2007.

Зенкин С.Н. Французский романтизм и идея культуры. М., 2002.

Маканин В. Андеграунд, или Герой нашего времени. М., 2003.

Малевич К. Черный квадрат. Статьи об искусстве, манифесты, стихи и избранные письма. СПб., 2001.

Меднис Н.Е. Религиозный экфрасис в русской литературе // Критика и семиотика. Новосибирск, 2006. Вып. 10.

Мних Р. Сакральная символика в ситуации экфрасиса (стихотворение Анны Ахматовой «Царскосельская статуя») // Экфрасис в русской литературе. М., 2002.

Морозова Н.Г. Экфрасис в прозе русского романтизма : дис. ... канд. филол. наук. Новосибирск, 2006.

Нике М. Типология экфрасиса в «Жизни Клима Самгина» М. Горького // Экфрасис в русской литературе. М., 2002.

Пелевин В.О. Священная книга оборотня: Роман. М., 2004.

Петрушевская Л. Черное пальто. М., 2002.

Толстая Т. Река Оккервиль. М.: Подкова, 2002.

Фейнберг Е.Л. Две культуры: Интуиция и логика в искусстве и науке. М., 1992.

Цимборска-Лебода М. Экфрасис в творчестве Вяч. Иванова // Экфрасис в русской литературе. М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.