Научная статья на тему 'ЕКАТЕРИНБУРГ. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ. АВТОРСКИЕ ОЧЕРКИ К ЮБИЛЕЮ СТОЛИЦЫ УРАЛА'

ЕКАТЕРИНБУРГ. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ. АВТОРСКИЕ ОЧЕРКИ К ЮБИЛЕЮ СТОЛИЦЫ УРАЛА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Екатеринбург / региональная столица / история культуры / Yekaterinburg / regional capital / cultural history

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Фролова Мария Сергеевна

В 2021-2023 гг. в Екатеринбурге издано 3 тома авторских очерков, посвященных развитию сферы культуры столицы Урала. Выпуск обзорных текстов инициирован Управлением культуры Администрации Екатеринбурга. На 864 страницах с использованием архивных материалов, уникальных исторических и современных фотографий представлен «дух развития искусств» – музыки, театра и кино в Томе 1, скульптуры, живописи и архитектуры в Томе 2, литературы, художественного образования и системы просвещения – в Томе 3. Выбранный жанр – авторские очерки – оригинален и продуктивен. Тексты являются формой подведения итогов, фиксации успехов в развитии екатеринбургской/свердловской сферы культуры. Трехсотлетний юбилей Екатеринбурга (научно можно категоризировать город как региональную или периферийную столицу), прошедший в 2023 году, – повод для рефлексии и дальнейшего планирования. Богато иллюстрированные, подарочного вида книжки глубоки и оригинальны с точки зрения аналитики развития сферы культуры. Авторами стали ведущие академические исследователи и сотрудники крупнейших культурных институций Екатеринбурга – Свердловского областного краеведческого музея, УрФУ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Музея истории Екатеринбурга, Свердловского музыкального училища имени П. И. Чайковского. С использованием общенаучных методов исследования – критического метода, методов синтеза и анализа – в тексте рецензии дан краткий обзор всех трех томов очерков, охарактеризованы достоинства издания, дана критика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EKATERINBURG. CULTURAL HISTORY. AUTHOR'S ESSAYS FOR THE ANNIVERSARY OF THE CAPITAL OF THE URAL

In 2021-2023 In Yekaterinburg, 3 volumes of author's essays were published on the development of the cultural sphere of the capital of the Urals. The release of review texts was initiated by the Department of Culture of the Yekaterinburg Administration. On 864 pages, using archival materials, unique historical and contemporary photographs, the “spirit of the development of the arts” is presented music, theater and cinema in Volume 1, sculpture, painting and architecture in Volume 2, literature, art education and the educational system in Volume 3. The chosen genre – essays – is original and productive. Texts are a form of summing up, recording successes in the development of the Yekaterinburg/Sverdlovsk sphere of culture. The tercentenary anniversary of Yekaterinburg (the city can be scientifically categorized as a regional or peripheral capital), which took place in 2023, is an occasion for reflection and further planning. Richly illustrated, gift-type books are deep and original from the point of view of analytics of the development of the cultural sphere. The authors were leading academic researchers and employees of the largest cultural institutions of Yekaterinburg the Sverdlovsk Regional Museum of Local Lore, UrFU named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, the Museum of the History of Yekaterinburg, the Sverdlovsk Music School named after P. I. Tchaikovsky. Using the general scientific critical method, methods of synthesis and analysis, the text of the review provides a brief overview of all three volumes of essays, characterizes the merits of the publication, and provides criticism.

Текст научной работы на тему «ЕКАТЕРИНБУРГ. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ. АВТОРСКИЕ ОЧЕРКИ К ЮБИЛЕЮ СТОЛИЦЫ УРАЛА»

ГРНТИ: 13.09

УДК: 82.09:008(470.54-25)

EDN: SAHBII ВАК: 5.10.1

ЕКАТЕРИНБУРГ. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ. АВТОРСКИЕ ОЧЕРКИ К ЮБИЛЕЮ СТОЛИЦЫ УРАЛА

АННОТАЦИЯ

В 2021-2023 гг. в Екатеринбурге издано 3 тома авторских очерков, посвященных развитию сферы культуры столицы Урала. Выпуск обзорных текстов инициирован Управлением культуры Администрации Екатеринбурга. На 864 страницах с использованием архивных материалов, уникальных исторических и современных фотографий представлен «дух развития искусств» - музыки, театра и кино в Томе 1, скульптуры, живописи и архитектуры в Томе 2, литературы, художественного образования и системы просвещения - в Томе 3. Выбранный жанр - авторские очерки - оригинален и продуктивен. Тексты являются формой подведения итогов, фиксации успехов в развитии екатеринбургской/свердловской сферы культуры. Трехсотлетний юбилей Екатеринбурга (научно можно категоризировать город как региональную или периферийную столицу), прошедший в 2023 году, - повод для рефлексии и дальнейшего планирования.

Богато иллюстрированные, подарочного вида книги глубоки и оригинальны с точки зрения аналитики развития сферы культуры. Авторами ста-

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Фролова Мария Сергеевна

Екатеринбургская академия современного искусства

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Екатеринбург, региональная столица, история культуры

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Фролова М. С. Екатеринбург. История культуры. Авторские очерки к юбилею столицы Урала. Рецензия // Управление культурой. 2024.

№ 1 (9). С. 74-80.

ли ведущие академические исследователи и сотрудники крупнейших культурных институций Екатеринбурга - Свердловского областного краеведческого музея, УрФУ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Музея истории Екатеринбурга, Свердловского музыкального училища имени П. И. Чайковского.

С использованием общенаучных методов исследования - критического метода, методов синтеза и анализа - в тексте рецензии дан краткий обзор всех трех томов очерков, охарактеризованы достоинства издания, дана критика.

преддверии 300-летнего юбилея Екатеринбурга энтузиасты культуры и краеведения не могли оставить город без подарка. Подобно любовно собранному родственниками альбому с фотографиями и историями из детства именинника, организации и деятели культуры Екатеринбурга совместно подготовили выдающийся трехтомник: «Екатеринбург. История культуры. Том I. Музыка. Театр. Кино», «Екатеринбург. История культуры. Том II. Скульптура. Живопись. Архитектура», «Екатеринбург. История культуры. Том III. Литература. Образование. Просвещение». Суммарно тома содержат 864 страницы.

Это замечательное издание, внушительное, как по весу - примерно полкило (!) каждая, так и по прекраснейшему собранию иллюстраций (почти полторы тысячи - 1421). Архивы, музеи, библиотеки, а также известный екатеринбургский фотограф Сергей Крылов, объективу которого принадлежит большая часть современных снимков, вложили в них немало труда. Каждый из трех томов, посвященных разным сторонам культурной жизни Екатеринбурга, чрезвычайно приятно и интересно рассматривать, даже пока не приступая

Рис. 1. Екатеринбург. История культуры. ТТ. 1-3 к чтению.

Помимо авторов очерков, в создании трехтомника приняли участие статусные уральские институции: Свердловский областной краеведческий музей, Государственный архив Свердловской области, Музей кино

© ABTop(bi) / The Author(s) 2024. Open Access This article is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License, which permits use, sharing, adaptation, distribution and reproduction in any medium or format, as long as you give appropriate credit to the original author(s) and the source, provide a link to the Creative Commons license, and indicate if changes were made.

Свердловской организации Союза кинематографистов России, Свердловская областная универсальная библиотека имени В. Г. Белинского, Музей истории Екатеринбурга, Объединенный музей писателей Урала, Центр документации общественных организаций Свердловской области, Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Музей архитектуры и дизайна. Чрезвычайно впечатляет колоссальная работа по организации и координации участников, которая была проделана инициатором создания сборника - Управлением культуры Администрации Екатеринбурга.

Вернемся к текстовой составляющей, к очеркам. Всего их в каждом томе по три, и хоть охватить всю культурную жизнь города сложно, такая структура вышла весьма гармоничной и полной, хоть и не исчерпывающей. Очерки написаны разными авторами, каждый из которых владеет своей областью знания, а также имеет свои представления о том, как следует подавать материал, что делает сборник достаточно неоднородным. Так, Т. П. Мосунова, автор разделов «Музыка», «Театр» и «Просвещение» - историк, член Союза журналистов, лауреат Губернаторской премии за лучший выставочный проект 2012 и 2019 годов, а также экскурсовод и краевед, автор статей и книг по истории Екатеринбурга и Урала. Л. М. Немченко, написавшая очерк для раздела «Кино», - кандидат философских наук, доцент кафедры эстетики, этики, теории и истории культуры УрФУ, член союза кинематографистов России, член правления Гильдии киноведов и кинокритиков СК Р,. директор Международного фестиваля-практикума киношкол «Кинопроба». Е. П. Алексеев, взявший на себя разделы «Скульптура» и «Живопись», - кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории искусств и музееведения Уральского федерального университета, краевед, специалист по искусству Урала XX века. Е. Бурденков, историк, заведующий научно-исследовательским центром музея истории Екатеринбурга, автор книг и статей по истории Екатеринбурга - пишет «архитектурный портрет» города. М. А. Литовская и Е. К. Созина, соавторы раздела «Литература», литературоведы, доктора филологических наук, профессора Уральского федерального университета, сотрудники Института истории и археологии УрО РАН. И. В. Вин-кевич - музыковед, член Союза композиторов России, автор раздела «Образование». Все авторы - известные в Екатеринбурге специалисты, «культурные авторитеты» и, конечно, локальные патриоты города.

Достаточно непростая задача - написать очерк, ограниченный по объему, в который необходимо уместить культурный пласт не древнего, но и не вчера родившегося города, города со своей историей, особенностями, своим характером. Сделать ли акцент на исторической или на культурной составляющей? Будет ли это скрупулезное изложение исторического процесса культурной жизни города с множеством имен и дат? Или же важнее отследить процессы и на них, как на нить, нанизывать факты и произведения? Кто адресат очерка? Жители города-юбиляра, желающие узнать о нем больше? Или же знатоки, пристально следящие, чтобы всё и все, кого они считают важными, были не-

пременно упомянуты? Или же кто-то со стороны, желающий ознакомиться с культурной стороной интересного ему города? И тогда нужно продемонстрировать «все достижения народного хозяйства»?

Авторы очень по-разному подходили к написанию своих очерков. Т. Мосунова в самом первом разделе «Музыка» во вступительном фрагменте говорит о невероятном разнообразии темы. Музыка - одно из самых демократичных явлений искусства, и если другие разделы начинаются с великого пришествия на Урал культуры центральной России вместе с де Гениным и Татищевым, то история, рассказываемая Мосуновой, начинается с крюкового пения, принесенного сюда старообрядцами и до сих пор живущего в культурной практике. Вместить все разнообразие музыки на Урале в один очерк весьма непросто - необходимо пройти путь от того же церковного пения через оперу и ансамбли народного творчества к уральскому року и Клаве Коке. И в попытке охватить все автор впадает в некоторую крайность. Стремясь ничего не упустить, Т. Мосунова как будто собирает все имена, факты, даты с собой на ковчег истории, который вынесет в будущее только ее очерк, и его для потомков необходимо сделать как можно более полным. Это вызывает уважение к проделанной работе, но затрудняет чтение, особенно для неподготовленного читателя.

С другой стороны, многие вещи в тексте дают почувствовать сопричастность к тем, кто 300 лет назад жил на этой земле и творил культуру, организовывал общества любителей музыки, кто сдавал деньги на орган и скупал билеты на спектакли с дополнительной наценкой, дабы собрать деньги на постройку театра. «Жизни» в книжный текст добавляют байки: как чиновников выгоняли из отданного театру здания разогревом оркестра под окнами, анекдоты про гитару «Урал», которую невозможно разбить о сцену и на которую уходит целая роща.

К слову, очень интересное ощущение - общее для всех очерков - смотреть, как пробами и ошибками, а также волей случая складывалось то, что сейчас кажется незыблемым. И задумываешься о великом «если бы». Если бы не собрали деньги на театр, если бы театр в Казани не сгорел, и артисты не приехали к нам, если бы не было ярких деятелей искусства - вроде Маклец-кого и Денисова-Уральского, лицо города могло бы быть совсем иным.

Также впервые проговариваются важные вехи истории нашего города, которые оказали влияние почти на все сферы культуры и которые вновь и вновь будут упоминаться в последующих очерках. Это Сибир-ско-Уральская научно-промышленная выставка, организованная Уральским обществом любителей естествознания, революция 1917 года, первые пятилетки, Великая Отечественная война с эвакуацией людей, учреждений, шедевров из столиц, далее оттепель, а после и распад СССР, начало нового социально-экономического строя.

В разделе «Театр» того же автора больше лирики и меньше имен и фактов. И здесь яснее слышан голос автора. Вместе с ней мы с вниманием и сочувствием

наблюдаем за актёрами, режиссерами, зрителями театров Екатеринбурга разных времён. И вместе с ними задаемся вопросами - нужно ли дать публике то, что она хочет, или то, что ей нужно? Наблюдаем, как театр в нашем суровом горном городе делал первые неуверенные шаги. И пусть итог нам известен, мы вместе с труппами переживаем - нужен ли этим суровым людям театр? Поймут ли они, прочувствуют ли? Наблюдаем самоотверженный труд голодных артистов, переживаем, будет ли иметь успех пьеса, которая имеет поворотную значимость для театра на Урале, смогут ли собрать деньги на постановку. Про то, как строились, рушились и переезжали разнообразные театры. Как екатеринбуржцы привечали приезжие театры, выкупали крепостных актеров. А потом строили свои театры

- с рвением и тщанием. В советское время наблюдаем за работой деятелей культуры всесоюзной величины

- «божественной» Айседоры, Козловского и Лемешева, Майи Плисецкой. Мысленно благодарим заводы за шефство над артистами в сложные времена.

В конце очерка автор рассказывает о современных театрах. Уделяется внимание театрам не только крупным, как Оперный или Драмы, но и более камерным

- «Волхонке», «Провинциальным танцам», «Живому театру» Пантыкина, «Коляда-театру», ЦСД и прочим.

В разделе «Кино» Л. Немченко допускает больше личного - своего опыта, своей оценки, своего видения: «...не будет места для ностальгических настроений, ибо кино - это не столько здания в городе, где его демонстрируют, сколько люди, родившиеся, жившие и живущие, приезжавшие и покидавшие город художники - артисты, режиссеры, операторы, монтажеры, одним словом, все те, кто создавал мир уральского, а вместе с ним советского и российского кино» [1, с. 238]. Автор излагает идеи, и лишь потом нанизывает на них, как на бусы - факты, характеры, личности. Не будучи включенным в эту сферу - не будучи профессионалом - ты узнаешь имена, названия. Возникает желание узнать больше.

Немченко Л. М. указывает на роль Г. Александрова в советском кино, на творчество Г. Панфилова, В. Мотыля, институциональную роль Свердловской киностудии. О сотрудничестве А. Пантыкина и Д. Астрахана, включавшего в себя запирание Пантыкина в комнате без пищи и воды, пока не будет готов сценарий. Об особенностях уральского документального кино. О современных творцах - В. Макеранце, недавно почившем, и В. Сигареве, ныне здравствующем, об их влиянии на коллег и зрителей.

И отдельно об уральской анимации. Она не низводится до «детского» и «несерьезного», по сравнению с «настоящим» кино. В частности, это А. Аляшев, «ожививший» Муми-Дол, С. Айнутдинов, не стесняющийся абсурда, своеобразия стиля и непростых тем, и А. Петров, чей новаторский метод рисования мультфильмов практически «пальцем по стеклу» удивителен в своей хрупкой выразительности.

Во втором томе нам представляют изобразительные виды искусства - скульптуру, живопись и архитектуру. Авторы очерков пишут очень основательно и

строго - для таких же энтузиастов. Они стремятся дать читателю, как и другие очеркисты, лучшее из того, что могут, и лучшим они признали объективность, полноту и даже некоторую академичность.

В разделе «Скульптура» за авторством Е. Алексеева мы наблюдаем вид искусства на стыке творческого, общественного и политического - памятники. Именно этому объекту в очерке уделяется львиная доля внимания, хотя автор и касается слегка темы станковой скульптуры тоже. В его труде оживают выдающиеся И. Шадр, С. Эрзя, Э. Неизвестный и другие. На страницах очерка мы можем проследить судьбу памятников, до сих пор существующих и давно утраченных, классических и новаторских. Вы увидите «Ваньку Голого», Пушкина в ночном одеянии с пером, скульптуру - место встречи «Под варежкой», барельеф на Дворце молодежи, бюсты царей, памятники советским деятелям и многое другое.

Автор, к сожалению, совсем вскользь касается темы литья, ковки и камнерезного искусства. А ведь это достаточно важный момент искусства Екатеринбурга. Сейчас уже не те времена, когда в каждой семье есть коллекция минералов, и каждый отличит сходу змеевик от зеленой яшмы. Но отрицать значимость этих видов искусства для культуры Урала невозможно.

Монументальная скульптура одновременно является произведением искусства, частью городской среды, отражением текущей политической ситуации. То, что является произведением искусства с точки зрения искусствоведа, может оказаться странным, неприятным для повседневного созерцания прохожего, а также оказаться неактуальным для «генеральной линии партии». Творец оказывается в довольно уязвимом положении, ведь если неудавшуюся картину можно убрать за шкаф и забыть, то в монументальной скульптуре неудачное решение оказывается у всех на виду.

Е. Алексеев, пусть и совсем кратко, почтил вниманием современное уличное искусство, рассказав о памятнике Клавиатуре и Человеку-невидимке, впрочем, указывая, что «даже удачные арт-объекты не могут заменить скульптурные произведения, выразительность которых определяется пластическими задачами и приемами» [2, с. 42].

Следующий раздел - «Живопись» принадлежит перу того же автора. Здесь деятели, имена которых вы, возможно, знаете по названиям художественных школ города, обретают лица и биографии, к примеру - А. И. Корзухин. Автор называет конкретные течения, события и вехи, по которым можно отследить процесс развития живописи на Урале. Примечателен тот факт, что первые рисунки появились из естественной необходимости в горном городе учить будущих инженеров чертить.

Крупной вехой в развитии живописи была выставка в рамках художественного отдела Сибирско-У-ральской научно-промышленной выставки. Благодаря этому событию и уральцы, и приезжие смогли увидеть работы и оценить потенциал друг друга. Также после завершения выставки Уральскому обществу любителей естествознания были подарены картины, задав-

шие начало первому в городе художественному собранию. Еще через несколько лет возникло Общество любителей изящных искусств [4].

Е. Алексеев отдает должное ярким творцам и лидерам творческих мнений своего времени, в особенности, А. К. Денисову-Уральскому. «Деятели искусства в провинции всегда нуждались в лидере - человеке не просто высокоодаренном, но и способном объединить вокруг себя художников и направить творческую активность своих последователей в новое созидательное русло» [2, с. 61]. Денисов-Уральский был удивительно разносторонней творческой личностью и его наследие недостаточно оценено потомками.

Другие важные вехи - революция и пришедшие на Урал футуристы. Эвакуация мировых шедевров из Эрмитажа и других музеев во время Великой Отечественной войны. Творчество Г. Мосина - от строгого, немного инфернального Ленина к иллюстрированию сказов Бажова. Графика великолепного В. Воловича. И, разумеется, нельзя обойти вниманием «народного дворника» Б. У. Кашкина и А. Рыжкова, чей «нарисованный Екатеринбург» не может оставить равнодушным.

В конце очерка автор возвращается к музеям нашего города, где можно проникнуться изобразительным искусством - Музей изобразительных искусств, Эрмитаж-Урал и другие. Подчеркнуто, что музеи - не «кладбища» и не «архивы», а место, где можно соприкоснуться с наследием, ибо, не имея корней, невозможно расти дальше.

Историк Е. Бурденков представляет раздел «Архитектура», успешно совмещая хронологический, географический (по районам города) и архитектурный способы рассказа о городе. Предмет этого очерка - самый близкий к повседневной жизни. Горожанин может не читать книги, не ходить в музеи, но не ходить по улицам и не смотреть на дома вряд ли получится. А это - тоже культура. Здесь, как ни в одном из разделов, сильна радость узнавания. Автор дает нам возможность понять, что вот на той улице не просто «какой-то деревянный дом с резьбой», а памятник неорусскому стилю. И осознание важности и ценности домов важно как ничто другое - ибо ситуация с сохранением и разрушением архитектурных памятников в нашем городе удручающая. И многое упомянутое в книге уже утрачено на момент выпуска.

Итак, какие же закономерности и процессы сделали город таким, каким мы его видим? Разумеется, в заводском городе все началось с «Плотинки» - плотины городского пруда. На протяжении всех трех сотен лет в архитектуре города шло противостояние «горного» (официального, строгого) и «торгового» (капиталистического, частного), что рождало удивительные сочетания и стили. Здесь классицизм «горных» времен сменяется купеческой эклектикой, позже добавляются по вкусу владельцев неорусский, псевдорусский стили. Именно тогда строились самые хрупкие и одни из самых важных архитектурных памятников - деревянного зодчества. Далее город ненадолго посетил модерн, вскоре прерванный революцией. И настал строительный бум - жилое, общественное, заводское.

И разумеется - уникальный свердловский конструктивизм. Автор не обходит вниманием ни один район города - для каждого находит что сказать, даже если речь идет о самом молодом районе - Солнечном.

Из текста Е. Бурденкова ясно, как пробами и ошибками, постройками и разрушениями складывалось привычное для нас лицо города - удивительно эклектичное и потрясающе разнообразное.

Третий том завершает беседу о культуре города и должен охватить еще не охваченное. Первый очерк посвящен литературе. Это плод совместной деятельности двух авторов - Марии Литовской и Елены Созиной -литературоведов и филологов. И снова возникает вопрос - в какой форме писать очерк, что предмет, а что

- средство описания?

Авторы сочли необходимым показать литературный образ города. Хотя в очерк и включены сведения о писателях и поэтах, немало внимания авторы уделяют тому, как высказался о Екатеринбурге тот или иной литератор. Радищев, к примеру, счел, что город «примечания достоин», Чехов высказался нелицеприятно, Пришвин был в ужасе, Пастернак - полон надежд, Маяковский изволил посвятить несколько стихов. Этот кусок очерка весьма напоминает бальные записи мачехи из пьесы Шварца: «принц взглянул на меня три раза, улыбнулся один раз, вздохнул один раз». Это оставляет неприятный привкус провинциальности -город будто обретает право быть, только будучи замеченным и признанным столичными писателями.

Гораздо более яркое впечатление производят рассказы о живых людях, наших земляках, которые свой литературный кружок назвали «Общество взаимных льстецов». Рассказ о фельетонисте Вячеславе Петровиче Чекине, который ёрничал над объяснениями начальников, почему на улицах грязно и скользко (что отдается в сердце горожанина и сегодня) и улавливал культурные и общественные веяния в городе. О Елизавете Саввичне Ушковой-Гадмер, которая ничуть не менее важна для уральской фольклористики, чем знаменитый Бажов. О литературных журналах, чьи названия на слуху и сейчас, пусть начался их выпуск уже давно

- журналы «Урал», «Уральский следопыт» и другие.

Авторы также отдают должное современным авторам, здравствующим и почившим, чьи имена на слуху по всей стране - И. Кормильцев, И. Сахновский, А. Сальников, Н. Коляда, А. Матвеева, Ю. Казарин и другие.

Отдельно хотелось бы сказать о Владиславе Крапивине, которого не стало не так давно. Ему авторы уделяют достаточно внимания, но при этом тема детской литературы на Урале не упомянута вовсе. Авторы, будучи филологами и литературоведами, могут быть не знакомы с деятельностью Светланы Лавровой, номи-нанта Премии памяти Астрид Линдгрен или, к примеру, Ольги Колпаковой, лауреата Премии «Большая сказка» имени Э. Н. Успенского. Но то, что они, написав изрядный фрагмент про Владислава Крапивина, упустили тот факт, что уже 18 лет существует Международная детская литературная Премия его имени, кажется удивительным. Возможно, стоило все же уделить внима-

ние и детской литературе, пусть даже и пришлось бы сократить вздохи про то, что про нас изволил упомянуть Радищев.

Следующий раздел - «Образование» за авторством музыковеда И. Винкевич. Автор сравнивает художественное образование, а даже и «воспитание творцов» с работой симфонического оркестра, в котором все слажено и взаимосвязано. Так можно сказать про современное положение дел в Екатеринбурге, но как такой «оркестр» складывался?

Как у многих культурных явлений, у истоков «славных дел» Екатеринбурга стоит музыка и церковь - церковное хоровое пение, коему обучали повсеместно в открывающихся в новом городе школах. Позже, в рамках образовательной реформы Александра I, была заложена образовательная система, после переродившаяся в знакомую нам сейчас. Открывались школы, гимназии, училища, основывались университеты, появлялись курсы. И везде или почти везде в той или иной форме были уроки, посвященные искусству. Именно художественные школы появлялись благодаря энтузиастам и меценатам, как, например, Д. П. Соло-мирскому, благодаря которому было создано отделение Императорского русского музыкального общества.

После краткого общего экскурса в историю автор переходит к описанию конкретных художественных учебных заведений, существующих в наше время училищ, художественных школ, колледжей. И тут как раз попадают в зону нашего внимания имена деятелей искусства, которых читатель уже встречал во втором томе, и не только их -И. Д. Шадр, М. П. Фролов, И. З. Маклецкий, и другие деятели искусства и образования, чьи имена носят учебные заведения Екатеринбурга.

Из очерка вы почерпнете сведения о детских музыкальных школах, Свердловском мужском хоровом колледже, разнообразных ДШИ, гимназии Арт-Этюд, Лицее имени Дягилева и пр. А также о высших учебных заведениях, каждого со своей историей, организацией и особенностями, чьи имена на слуху - Консерватории, ЕГТИ, Хореографическом колледже, Техникуме «Рифей», соответствующих факультетах в УрФУ и Педагогическом университете и, конечно, ЕАСИ.

И последний, завершающий раздел - Просвещение. В последний раз сменится точка обзора, дабы дополнить картину еще не названными именами, фактами и вехами. Т. Мосунова, автор разделов первого сборника, повествует о «практике передачи и распро-

странения знаний». Она четко и подробно рассказывает о разнообразнейших музеях нашего города, первый из которых появился благодаря уже известному и любимому нами Уральскому обществу любителей естествознания. В очерке музеи предстают перед нами во всем своем многообразии, от естественнонаучных через художественные к краеведческим и камнерезным. Персональное внимание уделяется нашим уникальным экспонатам - Шигирскому идолу, который заслуживает большей славы и почтения, широкорогому оленю, которого когда-то принес в музей грудой костей в мешке крестьянин в надежде продать, а также единственному в своем роде величественному Каслинскому павильону. Далее речь заходит про самые важные библиотеки города, и каждая интересна по-своему - и некоторые имеют домашние, ласковые названия - Белинка, Кра-пивинка, Герценка, Малая Герценка. Много внимания уделяется каждому Дому Культуры / Центру культуры города, они вовсе не типовые, каждый со своим характером [5]. Сказано много теплых слов о парках, скверах, зоопарке, дендрариях - местах, где встречаются культурное и природное.

Представленная рецензия призвана популяризировать подготовленные «юбилейные» издания, посвященные становлению и развитию сферы культуры Екатеринбурга. Культура столицы Урала уже была объектом научного анализа, причем с прикладными целями [6]. Но трехсотлетний юбилей Екатеринбурга в научной периодике не нашел должного отражения. Так, появилось два формальных текста [7]. Но сам феномен политики юбилеев интересно описан пермской исследовательницей Г. А. Янковской [9]. К. Д. Бугров характеризует феномен региональных столиц России на примере Екатеринбурга, указывая, что понятие столицы - это единство 3-х параметров: самоидентификации города как регионального центра, экономического роста и формирования столичной социально-коммунальной инфраструктуры благополучия [10]. Абсолютно точно применительно к Екатеринбургу.

Три тома к трехсотлетнему юбилею Екатеринбурга получились такими же, как сам город - неоднородными, разноплановыми, но основательными, яркими и незабываемыми, в тексты вложено много труда и любви к месту. И каждый читатель, как каждый житель, найдет для себя в нем что-то важное и интересное, к чему хочется вернуться и чем хочется гордиться. Благодарим всех участников проекта!

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

[1] Екатеринбург. История культуры. Т. I: Музыка. Театр. Кино: авторские очерки / сост.: Т. П. Мосунова, Л. М. Нем-ченко, С. А. Крылов. Екатеринбург: Туристско-информаци-онный центр Екатеринбурга, 2021. 288 с.: ил.

[2] Екатеринбург. История культуры. Т. II: Скульптура. Живопись. Архитектура: авторские очерки / сост.: Е. П. Алексеев, Е. А. Бурденков. Екатеринбург: Туристско-информаци-онный центр Екатеринбурга, 2022. 288 с.: ил.

[3] Екатеринбург. История культуры. Т. III: Литература. Образование. Просвещение: авторские очерки / сост. М. А. Литовская, Е. К. Созина, И. В. Винкевич, Т. П. Мосунова. Екатеринбург: Туристско-информационный центр Екатеринбурга, 2023. 288 с.: ил.

[4] Филосян А. Ф. Как город-завод начал производить культуру? Екатеринбург от УОЛЕ до Биеннале // Управление культурой. 2022. № 4. С. 29-41. EDN DZJQOB.

[5] Петрова Л. Е. Идентичность в типовом. Прошлое, настоящее и будущее системы домов и дворцов культуры в России как повод для социокультурного проектирования. Рецензия // Управление культурой. 2022. № 1. С. 57-62. EDN CWPLOR.

[6] Культурный Екатеринбург: сборник материалов для участников Уральского регионального форума «CULTURALICA» / И. А. Ахьямова, М. А. Беляева, Е. А. Васильченко [и др.]; Управление культуры Администрации города Екатеринбурга; МБУК «Библиотечный центр «Екатеринбург»; МБОУ

ВО «Екатеринбургская академия современного искусства» (институт). Екатеринбург: Екатеринбург. акад. соврем. искусства, 2018. 64 с. ISBN 978-5-904440-49-7.

[7] Лепский Ю. Путешествие из Свердловска в Екатеринбург: столице Урала исполнилось 300 лет // Родина. 2023. № 1l. С. 81-83. EDN FMVKHH.

[8] Орлов А. В. 300 лет Екатеринбургу: от промышленного центра до культурной столицы Урала // Журнал Бюджет. 2023. № 9 (249). С. 20-25. EDN XESICM.

[9] Янковская Г. А. Юбилей города и становление «периферийных столиц» в СССР // Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2023. Т. 25, № 4. С. 9-22. 00Х 10.15826^2.2023.25.4.057.

[10] Бугров К. Д. Столичная идентичность и градостроительное развитие Екатеринбурга (конец XIX - начало XXI В.) // Уральский исторический вестник. 2023. № 3 (80). С. 17-27. 00Т 10.30759/1728-9718-2023-3(80)-17-27.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ_

Фролова Мария Сергеевна - библиограф, Екатеринбургская академия современного искусства (620012, Россия, Екатеринбург, ул. Культуры, 3); e-mail: m.s.frolova@eaca.me; SPIN-код: 8823-9835.

EKATERINBURG. CULTURAL HISTORY. AUTHOR'S ESSAYS FOR THE ANNIVERSARY OF THE CAPITAL OF THE URAL

ABSTRACT

In 2021-2023 In Yekaterinburg, 3 volumes of author's essays were published on the development of the cultural sphere of the capital of the Urals. The release of review texts was initiated by the Department of Culture of the Yekaterinburg Administration. On 864 pages, using archival materials, unique historical and contemporary photographs, the "spirit of the development of the arts" is presented - music, theater and cinema in Volume 1, sculpture, painting and architecture in Volume 2, literature, art education and the educational system in Volume 3. The chosen genre - essays - is original and productive. Texts are a form of summing up, recording successes in the development of the Yekaterinburg/Sverdlovsk sphere of culture. The tercentenary anniversary of Yekaterinburg (the city can be scientifically categorized as a regional or peripheral capital), which took place in 2023, is an occasion for reflection and further planning.

Richly illustrated, gift-type books are deep and original from the point of view of analytics of the development of the cultural sphere. The authors

AUTHORS' INFORMATION_

Frolova Maria Sergeevna

Ekaterinburg Academy of Contemporary Art

KEYWORDS

Yekaterinburg, history.

FOR CITATION

regional capital, cultural

Frolova M. S. Ekaterinburg. cultural history. author's essays for the anniversary of the capital of the Ural // Managing of Culture. 2024. № 1 (9).

C. 74-80.

were leading academic researchers and employees of the largest cultural institutions of Yekaterinburg - the Sverdlovsk Regional Museum of Local Lore, UrFU named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, the Museum of the History of Yekaterinburg, the Sverdlovsk Music School named after P. I. Tchaikovsky.

Using the general scientific critical method, methods of synthesis and analysis, the text of the review provides a brief overview of all three volumes of essays, characterizes the merits of the publication, and provides criticism.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[1] Ekaterinburg. Istoriya kul'tury. T. I: Muzyka. Teatr. Kino: avtorskie ocherki / sost.: T. P. Mosunova, L. M. Nemchenko, S. A. Krylov. Ekaterinburg: Turistsko-informacionnyj centr Ekaterinburga, 2021. 288 s.: il.

[2] Ekaterinburg. Istoriya kul'tury. T. II: Skul'ptura. Zhivopis'. Arhitektura: avtorskie ocherki / sost.: E. P. Alekseev, E. A. Burdenkov. Ekaterinburg: Turistsko-informacionnyj centr Ekaterinburga, 2022. 288 s.: il.

[3] Ekaterinburg. Istoriya kul'tury. T. III: Literatura. Obrazovanie. Prosveshchenie: avtorskie ocherki / sost. M. [8] A. Litovskaya, E. K. Sozina, I. V. Vinkevich, T. P. Mosunova. Ekaterinburg: Turistsko-informacionnyj centr Ekaterinburga,

2023. 288 s.: il. [9]

[4] Filosyan A. F. Kak gorod-zavod nachal proizvodit' kul'turu? Ekaterinburg ot UOLE do Biennale // Upravlenie kul'turoj. 2022. № 4. S. 29-41. EDN DZJQOB.

[5] Petrova L. E. Identichnosfvtipovom. Proshloe, nastoyashchee [10] i budushchee sistemy domov i dvorcov kul'tury v Rossii kak

povod dlya sociokul'turnogo proektirovaniya. Recenziya // Upravlenie kul'turoj. 2022. № 1. S. 57-62. EDN CWPLOR.

[6] Kul'turnyj Ekaterinburg: sbornik materialov dlya uchastnikov Ural'skogo regional'nogo foruma \»CULTURALICA\» / I.

A. Ah'yamova, M. A. Belyaeva, E. A. Vasil'chenko [i dr.]; Upravlenie kul'tury Administracii goroda Ekaterinburga; MBUK «Bibliotechnyj centr «Ekaterinburg»; MBOU VO «Ekaterinburgskaya akademiya sovremennogo iskusstva» (institut). Ekaterinburg: Ekaterinburg. akad. sovrem. iskusstva, 2018. 64 s. ISBN 978-5-904440-49-7. Lepskij Yu. Puteshestvie iz Sverdlovska v Ekaterinburg: stolice Urala ispolnilos' 300 let // Rodina. 2023. № 11. S. 8183. EDN FMVKHH.

Orlov A. V. 300 let Ekaterinburgu: ot promyshlennogo centra do kul'turnoj stolicy Urala // Zhurnal Byudzhet. 2023. № 9 (249). S. 20-25. EDN XESICM.

Yankovskaya G. A. Yubilej goroda i stanovlenie «periferijnyh stolic» v SSSR // Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriya 2: Gumanitarnye nauki. 2023. T. 25, № 4. S. 9-22. DOI 10.15826/izv2.2023.25.4.057. Bugrov K. D. Stolichnaya identichnost' i gradostroitel'noe razvitie Ekaterinburga (konec XIX - nachalo XXI V.) // Ural'skij istoricheskij vestnik. 2023. № 3 (80). S. 17-27. DOI 10.30759/1728-9718-2023-3(80)-17-27.

AUTHORS' INFORMATION

Frolova Maria Sergeevna - bibliographer, Ekaterinburg Academy of Contemporary Art (620012, Russia, Ekaterinburg, Kultury St., 3); e-mail: m.s.frolova@eaca.me.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.