Научная статья на тему 'ИСКУССТВО ВЫХОДИТ В ГОРОД: ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ПАБЛИК-АРТА В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ ЕКАТЕРИНБУРГА'

ИСКУССТВО ВЫХОДИТ В ГОРОД: ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ПАБЛИК-АРТА В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ ЕКАТЕРИНБУРГА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
паблик-арт / стрит-арт / уличное искусство / медиапространство / Екатеринбург / фестиваль «ЧО» / public art / street art / street art / media space / Yekaterinburg / “CHO” festival

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Баумурзина Анастасия Алексеевна, Гилева Дарья Константиновна, Харченко Вера Сергеевна

В статье сделана попытка найти ответы на вопросы, как представлен актуальный екатеринбургский паблик-арт в публикациях крупнейших городских СМИ и отражаются ли в журналистских текстах художественные особенности произведений искусства. Объектом статей стали произведения, созданные в рамках третьего сезона паблик-арт программы «ЧО» 2022 года: «Вытирайте ноги, проходите» анонимного автора, «Городские идолы» Натальи Пастуховой, «Техногенное гнездо» Веры Ишутиновой, «Самородок» Екатерины Рейшер, «Навсегда» Галины Беловой и Маргарита Хаак, «Визмут» арт-группы ХО ГУЙ, Wall_For_Scroll Олеси Ильенок, «Портал» Красила Макара, «Индустриальный младенец» арт-группы LKKL. Для работы были выбраны пять наиболее цитируемых СМИ Свердловской области согласно рейтингу компании «Медиалогия»: URA.ru, Е1.ru, «Комсомольская правда – Екатеринбург», «Европейско-азиатские новости», 66.ru. Всего было проанализировано 34 публикации. Основным методом исследования стал семантический анализ текстов, позволяющий выделить их смысловое содержание. Авторы также рассматривали тексты на наличие маркеров, свидетельствующих о том, что журналисты рассматривали произведения искусства с точки зрения художественных особенностей последних: взаимодействие арт-объекта с городским пространством – с историческим контекстом места и его актуальным состоянием; технические и визуальные особенности работы – материалы, форма, колорит, фактура, масштаб, референсы внутри истории искусства. В результате проведенного анализа авторы статьи приходят к выводу, что подавляющее большинство текстов СМИ о паблик-арте носят информационный характер и в форме прямых или косвенных цитат передают читателям мнения художников – создателей арт-объектов, а также кураторов и организаторов фестивалей. В отдельные статьи интегрированы «кликбейтные» заголовки, журналисты описывают кейсы в связи с косвенными аспектами жизни художников. В рассмотренных текстах не встречается попытка проанализировать художественные особенности паблик-арт объектов, их связи с историческим и актуальным контекстом места не актуализируются, произведения не рассматриваются как инструменты работы с локацией. Отдельные тексты содержат информацию, связывающую актуальные паблик-арт-объекты с городской историей искусства или выделяющие отдельные художественные характеристики произведений – такие, как интерактивность или масштаб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART GOES TO THE CITY: LOCAL PUBLIC ART IN EKATERINBURG’S MEDIA

The authors make an attempt to find an answer to the following question: “How is contemporary Ekaterinburg’s public art presented in publications of the largest city media, and whether the artistic features of art works are reflected in journalistic texts?”. The subject of the paper is the public art objects created as part of the third season of the local festival called “CHO” in 2022: Wipe your feet, come in by an anonymous author, The City Idols by Natalya Pastukhova, Technogenic Nest by Vera Ishutinova, Nugget by Ekaterina Reisher, Forever by Galina Belova and Margarita Haak, Bismuth by the art group HO GUI, Wall_For_Scroll by Olesya Ilyenok, Portal by Krasila Makar, Industrial Baby by the art group LKKL. We selected the texts from 5 of the most cited media oof Sverdlovsk region according to the rating of the Medialogia company, such as URA.ru, E1.ru, Komsomolskaya Pravda Yekaterinburg, European-Asian News, 66.ru. A total number of the publications under the analyses is 34. The main method of research was semantic analysis of texts, which makes it possible to highlight their semantic content. The authors also examined the texts for markers indicating that journalists observed the art works according to their the artistic features: the interaction of the art object with the urban space (with the historical context of the place and its current state); technical and visual features of the work, such as materials, form, color, texture, scale, references within the art history. As a result of the analysis, we come to the conclusion that the vast majority of media texts about public art are informational in nature and, in the form of direct or indirect quotes, convey to readers the opinions of the creators of art objects, as well as curators and organizers of festivals. Clickbait headlines are integrated into some articles; journalists describe cases in connection with indirect aspects from the lives of artists. In the texts reviewed, there is no attempt to analyze the artistic features of public art objects; their connections with the historical and current context of the place are not updated; the works are not considered as tools for working with the location. Some texts contain information linking current public art objects to urban art history or highlighting specific artistic characteristics of works, such as interactivity or scale.

Текст научной работы на тему «ИСКУССТВО ВЫХОДИТ В ГОРОД: ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ПАБЛИК-АРТА В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ ЕКАТЕРИНБУРГА»

ГРНТИ: 19.21.11 и 04.51.54 УДК: 7.036(470.54-25)

EDN: DPJMBB ВАК: 5.4.6; 5.10.1

ИСКУССТВО ВЫХОДИТ В ГОРОД: ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ПАБЛИК-АРТА В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ ЕКАТЕРИНБУРГА

АННОТАЦИЯ

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Баймурзина Анастасия Алексеевна

ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»

В статье сделана попытка найти ответы на вопросы, как представлен актуальный екатеринбургский паблик-арт в публикациях крупнейших городских СМИ и отражаются ли в журналистских текстах художественные особенности произведений искусства. Объектом статей стали произведения, созданные в рамках третьего сезона паблик-арт программы «ЧО» 2022 года: «Вытирайте ноги, проходите» анонимного автора, «Городские идолы» Натальи Пастуховой, «Техногенное гнездо» Веры Ишу-тиновой, «Самородок» Екатерины Рейшер, «Навсегда» Галины Беловой и Маргариты Хаак, «Визмут» арт-группы ХО ГУЙ, WaLL_For_ScroLL Олеси Ильенок, «Портал» Красила Макара, «Индустриальный младенец» арт-группы LKKL. Для работы были выбраны пять наиболее цитируемых СМИ Свердловской области согласно рейтингу компании «Медиалогия»: URA.ru, E1.ru, «Комсомольская правда - Екатеринбург», «Европейско-азиатские новости», 66.ru. Всего было проанализировано 34 публикации.

Основным методом исследования стал семантический анализ текстов, позволяющий выделить их смысловое содержание. Авторы также рассматривали тексты на наличие маркеров, свидетельствующих о том, что журналисты рассматривали произведения искусства с точки зрения художественных особенностей последних: взаимодействие арт-объекта с городским пространством - с историческим контекстом места и его актуальным состоянием; технические и визуальные особенности работы -материалы, форма, колорит, фактура, масштаб, референсы внутри истории искусства. В результате проведенного анализа авторы статьи приходят к выводу, что подавляющее большинство текстов СМИ о паблик-арте носят

информационный характер и в форме прямых или косвенных цитат передают читателям мнения художников - создателей арт-объектов, а также кураторов и организаторов фестивалей. В отдельные статьи интегрированы «кликбейт-ные» заголовки, журналисты описывают кейсы в связи с косвенными аспектами жизни художников. В рассмотренных текстах не встречается попытка проанализировать художественные особенности паблик-арт объектов, их связи с историческим и актуальным контекстом места не актуализируются, произведения не рассматриваются как инструменты работы с локацией. Отдельные тексты содержат информацию, связывающую актуальные паблик-арт-объекты с городской историей искусства или выделяющие отдельные художественные характеристики произведений - такие, как интерактивность или масштаб.Полученные результаты позволяют не только оценить текущую репрезентацию темы наследия в региональных интернет-СМИ, но и инициировать новые обсуждения механизмов работы с наследием и их роли в современной новостной повестке и жизни российских городов.

Гилева Дарья Константиновна

ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»

Харченко Вера Сергеевна

ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА_

Паблик-арт, стрит-арт, уличное искусство, медиапространство, Екатеринбург, фестиваль «ЧО»

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ_

Баймурзина А. А., Гилева Д. К., Харченко В. С. Искусство выходит в город: позиционирование паблик-арта в медиапространстве Екатеринбурга // Управление культурой. 2024. № 1 (9). С. 28-37.

Введение

/скусство публичных пространств уже несколько десятилетий является частью культурной истории российских регионов и городов [8], в частности - Свердловска-Екатеринбурга. Активная интеграция в городское пространство новых форм уличного искусства, отличных от традиционных для со-

ветского периода монументальных росписей, мозаик, скульптурных памятников, в том числе выпуклых рельефов, началась в 1990-е годы. Это новое искусство включало разнообразные художественные практики, которые можно объединить терминами «стрит-арт» (уличное искусство) или «паблик-арт» (искусство в

© ABTop(bi) / The Author(s) 2024. Open Access This article is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License, which permits use, sharing, adaptation, distribution and reproduction in any medium or format, as long as you give appropriate credit to the original author(s) and the source, provide a link to the Creative Commons license, and indicate if changes were made.

общественных пространствах) J. Пионером локального стрит-арта считается Евгений Букашкин, автор и лидер самоорганизованного художественного движения «Картинник», работавший под псевдонимом Старик Букашкин [4]. Он первым интегрировал живопись в уличные пространства в 1990-е годы: росписи выполнялись коллективно, совместными усилиями «картин-ников», в основе изображений лежали идеи Малахина. К концу девяностых в городе насчитывалось несколько десятков настенных росписей: старик Букашкин именовал их «миниментальными» (от англ. mini - маленькие и mental - умственные) толмаграффити (то есть «маленькие толмачевские графические задушевности»). Важную роль в изображениях играл текст. Медиумами становились не только традиционные для уличного искусства стены зданий, но и поверхности мусорных баков и гаражей [1].

С конца девяностых Екатеринбургский филиал Государственного центра современного искусства (ныне Уральский филиал ГМИИ им. А. С. Пушкина) реализовал проекты на городских улицах. В 2000 году первый директор институции Наиля Аллахвердиева инициировала программу по развитию в городе паблик-арта. Отчасти это решение было обусловлено отсутствием у Екатеринбургского филиала перманентного экспозиционного пространства: «Будь у нас свое помещение, мы, скорее всего, ориентировались бы на выставочные стратегии, как и многие другие, обслуживали тусовку. В этом смысле наша главная проблема оказалась нашим главным ресурсом. Нужно было ее решить, выбраться из замкнутого круга нашей невидимости и невостребованности» [2, с. 52]. Команда реализовала художественную акцию «Агитация за искусства», фестивали «Дебаты и кредиты» и «Длинные истории Екатеринбурга».

С 2009 года в Екатеринбурге проводится фестиваль уличного искусства «Стенограффия», с 2012-го - фестиваль светового искусства «Не Темно» [3]. В 2019 году стартовал ежегодный фестиваль уральского паблик-арта «ЧО», позднее переименованный в паблик-арт программу. Ответом арт-сообщества на развитие титульных фестивалей, проходящих при поддержке Администрации Екатеринбурга, стали самоорганизованные проекты: с 2018 по 2022 годы работал фестиваль стрит-арта «Карт Бланш», в 2020-м прошла акция «Маргинальная ночь» а годом позднее - «Нефестиваль Штабель» [5].

За 30 лет восприятие уличного искусства Свердловска-Екатеринбурга изменилось и в глазах профессионального художественного сообщества, и в оценках горожан, и в том, как о нем пишут журналисты и блогеры. Наследие Евгения Малахина институциали-зируется: его творчество изучают искусствоведы, а в Уральском федеральном университете действует Музей Б. У. Кашкина. Фестивали «Стенограффия» и «Не Темно» обросли публичной программой, включающей

академические события - симпозиумы и конференции. Художники и организации коллаборируются с бизнесом: так «Стенограффия» работает с Яндексом -художники фестиваля создают эскизы для общественного транспорта и такси. Созданные для физической городской среды паблик-арт объекты получают вторую жизнь в медиапространстве: команда программы «ЧО» поместила созданные в рамках фестиваля работы в специально спроектированную метавселен-ную. Интенсивность развития искусства в городском пространстве, интерес к нему со стороны профессионалов, резидентов города и СМИ обусловили актуальность осмысления той информации, которую продуцируют журналисты и блогеры [6, 7]. Целью данного исследования стала попытка найти ответ на вопрос, как представлен екатеринбургский паблик-арт в городской медиасреде сегодня.

Границы исследования

бъектом исследования выступили все 9 работ, созданных в рамках паблик-арт программы «ЧО» в 2022 году (в течение одного фестивального сезона): 8 паблик-арт произведений и 1 цифровой проект.

Методы

Д п

Методы исследования

ля ответа на исследовательский вопрос «Как екатеринбургские СМИ пишут о локальных паблик-арт объектах и рассматриваются ли в текстах художественные особенности последних?» были проанализированы публикации городских информационных порталов за период с июля 2022 года по март 2023 года. Для исследования были выбраны пять крупных городских СМИ и информагентств, занимающих первые строчки рейтинга ТОП-25 самых цитируемых СМИ Свердловской области по версии компании «Медиалогия» 2: URA.ru, E1.ru, «Комсомольская правда - Екатеринбург», «Европей-ско-азиатские новости», 66.ru. Поиск публикаций на выбранных ресурсах осуществлялся по ключевым словам: паблик-арт, уличное искусство, а также по именам художников-авторов, названиям самих арт-объектов и ключевых инициатив и проектов, развивающих искусство в городских пространствах - фестиваль «ЧО». Основной метод исследования текстов - семантический анализ. Для выделения ключевых семантических единиц текстов применялась нейросеть YandexGPT2 во всех случаях, кроме статей, посвященных рельефу «Навсегда» Галины Беловой и Риты Хаак и статей, содержащих оценку скульптуры «Индустриальный младенец» Оскаром Кучерой, поскольку выбранный инструмент не мог их исследовать. Анализ этих материалов проводился вручную.

1 Звягинцева, М. Что такое паблик-арт и как он развивается в России . т: https://trends.rbc.ru/trends/social/633fd3209a79473466c2a1a0 (дата обращения 01.02.2024)

2 Свердловская область: рейтинг СМИ за III квартал 2023. 111^: https://www.mlg.ru/ratings/media/regional/12735/ (дата обращения 01.02.2024)

Таблица 1. Методическая база исследования

Арт-объект Автор Количество проанализированных публикаций Ключевые семантические единицы текстов

«Вытирайте ноги, проходите» анонимный художник 3 публикации, по одной из каждого медиа: URA.RU, «Комсомольская правда - Екатеринбург», 66.ru 3 Екатеринбург, фестиваль «ЧО», арт-объект, ковер, Ельцин Центр, диаметр 10 метров, 100 килограмм, вязаный ковер, баннерная ткань, старые рекламные бан-неры, переработка ветоши, пространство, художники, бабушки, другое место

«Городские идолы» Наталья Пастухова 2 публикации, по одной из каждого медиа: «Комсомольская правда -Екатеринбург», 66.ru 4 Художница, Уктус, идолы, фестиваль «ЧО», паблик-арт программа «ЧО», домашние животные, арт-объект, древние идолы, деревянные скульптуры

«Техногенное гнездо» Вера Ишутинова 1 публикация: «Комсомольская правда - Екатеринбург» 5 Екатеринбург, «Техногенное гнездо», площадь 1905 года, Шарташский лесопарк, паблик-арт программа «ЧО», инсталляция, ветки, старые стяжки, тяжелые провода, мусор, природа

«Самородок» Екатерина Рейшер 1 публикация: 66.ru 6 арт-объект, паблик-арт, программа «ЧО», пустырь, самородок, пересечении, улиц, Белинского, Большакова, архитектор, Моисей Рейшер, Катя Рейшер, Никита Харисов, скульптура, монумент, ландшафт

«Навсегда» Галина Белова и Маргарита Хаак 3 публикации: 1 - «Комсомольская правда - Екатеринбург»; 2 - е1 7 СПИД, люди, арт-объект, инсталляция, ВИЧ, Рита Хаак, Галина Белова, паблик-арт программа фестиваля «ЧО», зеркала, таблички, стена, Всемирный день борьбы со СПИДом

«Визмут» Арт-группа ХО ГУЙ 3 публикации, по одной из каждого медиа: URA.RU, «Комсомольская правда - Екатеринбург», 66.ru 8 Екатеринбург, арт-объекты, фестиваль, вандалы, па-блик-арт-программа, «ЧО», кинотеатр, «Заря», Урал-маш, скульптура, Бебелевский мост, глиняные смартфоны, здание суда, Верх-Исетский суд, ржавеющий зиккурат, индустриальное наследие, Урал, микрорайон ВИЗ,объект «ВИЗМУТ»

WaLL_For_ScroLL Олеся Ильенок 1 публикация: URA.RU 9 Художница, Уктус, идолы, фестиваль «ЧО», паблик-арт программа «ЧО», домашние животные, арт-объект, древние идолы, деревянные скульптуры

3 Сурина А. Возле «Ельцин Центра» постелили ковер KP.RU/ Сурина Алина// Комсомольская правда [Электронный ресурс] - 111^: Ийр5://\ттм. uraL.kp.ru/onLine/news/4837203/ (дата обращения 01.02. 2024); Крылова Е. Огромный ковер из мусора постелили у входа в Ельцин Центр. Фото. URA.RU / Крылова Екатерина // URA.RU [Электронный ресурс] - URL: https://ura.news/news/1052571389 (дата обращения 01.02. 2024); Ямщикова В. Анонимный художник постелил огромный плетеный ковер около Ельцин Центра. Фото. 66.ш/Ямщикова Владислава // 66.ru [Электронный ресурс]. - URL: https://66.ru/news/freetime/254054/ (дата обращения 01.02. 2024)

4 Сурина А. На Уктусе появились тотемы с изображением кошек и собак. Комсомольская правда / Сурина Алина // Комсомольская правда [Электронный ресурс] - URL: https://www.uraL.kp.ru/onLine/news/4858571/ (дата обращения 01.02.2024); Ямщикова В. Художница создала на Уктусе идолов для поклонения домашним животным. Фото. 66.ru./ Ямщикова Владислава // 66.ru [Электронный ресурс]. - URL: https://66.ru/news/ ^^^/254667/ (дата обращения 01.02.2024)

5 Лобанова А. «Техногенное гнездо» с площади 1905 года переехало в Шарташский лесопарк. Комсомольская правда /Лобанова Анастасия // Комсомольская правда [Электронный ресурс]. - URL: https://www.uraL.kp.ru/onLine/news/4907303/ (дата обращения 01.02.2024)

6 Ямщикова В. Правнучка архитектора Белой Башни поместила на «проклятом» пустыре на Большакова золотой самородок.66.ш/ Ямщикова Владислава // 66.ru [Электронный ресурс]. - URL: https://66.ru/news/freetime/256957 (дата обращения 01.02.2024)

7 Якупова А. В центре Екатеринбурга откроют стену памяти об умерших от СПИДа. e1.ru/ Якупова Анастасия // e1.ru [Электронный ресурс]. - URL: https://www.e1.ru/text/gorod/2022/11/29/71853647/ (дата обращения 01.02.2024); Журавлева В. Екатеринбурге людям со СПИДом посвятили арт-объект. Комсомольская правда / Журавлева Виктория // Комсомольская правда [Электронный ресурс] - URL: https://www.uraL.kp.ru/onLine/ news/5036388/ (дата обращения 01.02.2024); Забайлович Ю., Маринина К. «Невежество рождает страх и жестокость»: в Екатеринбурге открыли стену памяти об умерших от СПИДа. e1.ru / Юлия Забайлович, Ксения Маринина // e1.ru [Электронный ресурс]. - URL: https://www.e1.ru/text/ gorod/2022/12/01/71862707/ (дата обращения 01.02.2024)

8 Булатов А., Свечкин Д. У Бебелевского моста поставили необычную скульптуру, украшенную глиняными смартфонами. Комсомольская правда / Булатов Алексей, Свечкин Данил. // Комсомольская правда [Электронный ресурс]. - URL: https://www.uraL.kp.ru/daiLy/27478/4733583/ (дата обращения 01.02.2024); Ямщикова Владислава. В Екатеринбурге у здания суда установили ржавеющий зиккурат, инкрустированный глиняными табличками. Фото. 66.ru / Ямщикова Владислава // 66.ru [Электронный ресурс]. - URL: https://66.ru/news/freetime/261730/ (дата обращения 01.02.2024); Крылова Е. Вандалы массово взялись за арт-объекты Екатеринбурга. URA.RU /Крылова Екатерина // URA.RU [Электронный ресурс]. - URL: https://ura.news/news/1052687462 (дата обращения 01.02.2024)

9 Крылова Е. В Екатеринбурге дорисовали работы Тимы Ради и Покраса Лампаса. Фото. URA.RU / Крылова Екатерина // URA.RU [Электронный ресурс]. - URL: https://ura.news/news/1052563572 (дата обращения 01.02.2024)

Окончание таблицы 1. Методическая база исследования

Арт-объект Автор Количество проанализированных публикаций Ключевые семантические единицы текстов

«Портал» Красил Макар 2 публикации, по одной из каждого медиа: «Комсомольская правда -Екатеринбург», 66.ru 10 парк 50-летия ВЛКСМ, арт-объект, портал в будущее, фестиваль «ЧО», терапевтический эффект, команда художников, вымышленный мастер, Красил Макар, Юго-Западный, портал, прошлое, будущее, художник, техника, Урало-Сибирская домовая роспись, искусство

«Индустриальный младенец» Арт-группа LKKL 18 публикаций: 9 публикаций -ura.ru; 3 публикации - "Комсомольская правда - Екатеринбург"; 3 публикации - 66.ru; 2 публикации - е1; 1 публикация - ЕАН 11 Екатеринбург, демонтаж, голова младенца, современное искусство, арт-объект, Индустриальный младенец, фотосессия, Верх-Исетский район, выставка, экспозиция, аудиоспектакль, Олег Таратухин, Музей андеграунда, Уральская биеннале современного искусства, стрит-арт, вандал, мерч, футболка, Людмила Калини-ченко, Ксения Ларина, Атомстройкомплекс, Верх-И-сетский пруд, арт-группа и<<и, установка, декабрь, фестиваль «ЧО», Свердловская область, паблик-арт скульптура, вода, металлическая голова младенца, моторы военной техники, алюминиевый, лом, набережная, голова, сатанизм, символ

Результаты анализа паблик-арта

Объект «Вытирайте ноги, проходите». Анонимный

художник

/руглый плоский паблик-арт-объект диаметром _J 10 метров и весом 100 килограммов стал первой работой, с которой начался III сезон Паблик-арт »программы «ЧО» в 2022 году. 19 июля его разместили на стилобате Ельцин Центра. Медиа - бывшая в употреблении баннерная ткань, использовавшаяся для рекламы компании «Атомстройкомплекс» - институции-организатора фестиваля.

Тексты констатируют начало «ЧО», говорят об использовании художником переработанных материалов и ресурсе, вдохновившем автора, анонимность которого подчеркивается - практике старшего поколения вязать круглые домашние паласы из старой одежды и

ветоши. Журналисты сообщают формальные характеристики предмета: вес, диаметр окружности, временные границы экспонирования работы. Художественные особенности «Вытирайте ноги, проходите!» не рассматриваются: мы не встречаем упоминания фактуры, масштаба, колорита. Авторы текстов не вписывают объект в историю мирового искусства: в одной статье говорится об интерактивности арт-объекта - возможности прохожих взаимодействовать с ним, однако эта линия, способная «вплести» ковер анонимного автора в контекст истории искусства (например, через соотнесение в арт-практиками Карла Андре, предполагающими активное физическое «включение» зрителя в пространство работы, в том числе посредством ходьбы по плоским геометрическим арт-объектам).

10 Попова П. На пустыре в Екатеринбурге появился инопланетный арт-объект 2022 г. Global City / Попова Полина // Global City [Электронный ресурс]. - URL: https://globalcity.info/news/11/10/2022/45893 (дата обращения 01.02.2024); Ямщикова В. В Юго-Западном появился портал из прошлого в будущее. Фото. 66.ru /Ямщикова Владислава // 66.ru [Электронный ресурс]. - URL: https://66.ru/news/freetime/257662/ (дата обращения 01.02.2024)

11 Крылова Е. Авторы головы младенца в Екатеринбурге пояснили, почему он стал символом сатанизма. URA.RU / Крылова Екатерина.// URA.RU [Электронный ресурс]. - URL: https://ura.news/news/1052641765 (дата обращения 01.02.2024); Крылова Е. Арт-объект в виде головы младенца заговорит с екатеринбуржцами. URA.RU / Крылова Екатерина // URA.RU [Электронный ресурс] - URL: https://ura.news/news/1052682019 (дата обращения 01.02.2024); Журавлева В. «Чтобы думали о будущем»: в Екатеринбурге установили гигантскую голову младенца. Комсомольская правда / Журавлева Виктория // Комсомольская правда [Электронный ресурс]. - URL: https://www.ural.kp.ru/daily/27489/4747720/ (дата обращения 01.02.2024); Крылова Е. В Екатеринбурге на воде установят огромную металлическую голову младенца URA.RU / Крылова Екатерина // URA.RU [Электронный ресурс]. - URL: https://ura.news/news/1052586655 (дата обращения 01.02.2024); Крылова Е. В Екатеринбурге сорвалась установка огромной железной головы младенца. URA.RU / Крылова Екатерина // URA.RU [Электронный ресурс]. - URL: https://ura.news/news/1052599599 (дата обращения 01.02.2024); Крылова Е. В Екатеринбурге на воде установят огромную металлическую голову младенца. Фото URA.RU / Крылова Екатерина // URA.RU [Электронный ресурс]. - URL: https://ura.news/news/1052586655 (дата обращения 01.02.2024); Крылова Е. Екатеринбуржцев возмутила огромная голова младенца на пруду. Фото URA.RU / Крылова Екатерина // URA.RU [Электронный ресурс]. - URL: https://ura.news/news/1052640785 (дата обращения 01.02.2024); Крылова Е. Свердловские промышленники дважды сорвали презентацию арт-объекта в виде младенца. URA.RU / Крылова Екатерина// URA.RU [Электронный ресурс]. - URL: https://ura.news/news/1052618997 (дата обращения 01.02.2024); Крылова Е. У пугающего екатеринбуржцев арт-объекта в виде головы младенца появился мерч. Фото. URA.RU / Крылова Екатерина // URA.RU [Электронный ресурс]. - URL: https:// ura.news/news/1052674475 (дата обращения 01.02.2024); Пирогова Д. «Это жуть»: с чем у екатеринбуржцев ассоциируется «всплывшая» голова младенца на ВИЗе? e1.ru /Дарья Пирогова // e1.ru [Электронный ресурс]. - URL: https://www.e1.ru/text/gorod/2023/04/14/72219428/ (дата обращения 01.02.2024); Сурина А. «Индустриальный младенец» станет героем аудиоспектакля Комсомольская правда / Сурина Алина // Комсомольская правда [Электронный ресурс]. - URL: https://www.ural.kp.ru/online/news/5437290/ (дата обращения 01.02.2024); Самойлова Т. «Привязался к «городу бесов»»: авторы огромной головы младенца ответили на критику Оскару Кучере. Комсомольска правда / Самойлова Татьяна // Комсомольская правда [Электронный ресурс]. URL: https://www.ural.kp.ru/daily/27490/4749457/ (дата обращения 01.02.2024)

Рис. 1. Объект «Вытирайте ноги, проходите». Анонимный художник 12

«Городские идолы». Наталья Пастухова

Lетыре отдельно стоящие круглые скульптуры из сосны появились на склонах Уктусского лесопарка в августе. Объекты образуют единую закольцованную композицию.

Рис. 2. «Городские идолы», автор Наталья Пастухова 13

Авторы текстов делают акцент на технических характеристиках объектов - подчеркивают, что для создания произведения использовали трехсотлетнее дерево. Публикации сопровождаются «кликбейтными» заголовками: «Художница создала на Уктусе идолов для поклонения домашним животным». «Техногенное гнездо» Вера Ишутинова

«Техногенное гнездо» художницы Веры Ишути-новой - интерактивная скульптура из веток и искусственных материалов - лент, проводов, пластиковых обрезков и т. д.

Журналист обращает внимание на технические

12 Источник фотографии: «Вытирайте ноги, проходите!» - арт-объ-ект у Ельцин центра. - Выбирай.ру - Екатеринбург (vibirai.ru). - URL: https://ekaterinburg.vibirai.ru/articLes/vytirayte_nogi_prohodite_ art_obekt_u_eLcin_centra-2959446 (дата обращения 01.02.2024)

13 Источник фотографии:

Уктус - интересное место Екатеринбурга для спорта, прогулок, отдыха. Как добраться и чем заняться? - Наш Урал и весь мир (nashuraL.ru) - URL: https://nashuraL.ru/dostoprimechateLnosti-uraLa/sverdLovskaya-obLast/ekaterinburg/uktus/ (дата обращения 01.02.2024)

Рис. 3. Арт-объект «Техногенное гнездо», автор Вера Ишутинова 14

характеристики работы: «Гнездо представляет собой четырехметровую инсталляцию, сплетенную из веток, старых стяжек и тяжелых проводов. В него могут поместиться до 10 человек».

«Самородок», Екатерина Рейшер

«Самородок» Екатерины Рейшер - лэнд-арт объект, состоящий из граненой глыбы пирита, ямы и холма, засеянного семенами. Работа была представлена в октябре 2022 года.

Журналистка портала 66.ru Владислава Ямщи-

Рис. 4. Арт-объект «Самородок», автор Екатерина Рейшер 15

кова сопровождает текст кликбейтным заголовком: «Правнучка архитектора Белой Башни поместила на "проклятом" пустыре на Большакова золотой самородок». Связь художницы Екатерины Рейшер с легендарным прадедом, архитектором Моисеем Рейшером, под-

14 Источник фотографии:

Гигантский арт-объект из мусора появился в Шарташском лесопарке — Global City - интернет-журнал. - URL: https://globalcity.info/ news/05/09/2022/45102 (дата обращения 01.02.2024)

15 Источник фотографии:

На пустыре в Екатеринбурге появился инопланетный арт-объект — Global City - интернет-журнал. - URL: https://globalcity.info/ news/11/10/2022/45893 (дата обращения 01.02.2024)

черкивают авторы статей из других изданий, которые не вошли в выборку: «Уральский рабочий» («Правнучка архитектора Белой башни подарила Екатеринбургу «Самородок»»), «Комсомольская правда» («Правнучка архитектора, спроектировавшего Белую Башню, сделала из горы, камня и ямы арт-объект в Екатеринбурге»), «Уральский меридиан» («Правнучка архитектора Моисея Рейшера представит арт-объект в Екатеринбурге»). Материал портала 66.ru содержит цитаты Ильи Шипиловских, куратора сезона фестиваля 2022 года, и художницы Екатерины Рейшер. Автор текста не предлагает собственной интерпретации арт-объекта.

«Техногенное гнездо» Веры Ишутиновой и «Самородок» Екатерины Рейшер вызвали наименьший отклик в исследуемых СМИ - вышло по одной публикации. Такое невнимание может объясняться внешней простотой арт-объектов, абстрактностью тем, выраженных арт-объектами и присущей произведениям нейтральностью и «бесконфликтностью».

«Навсегда», Галина Белова и Маргарита Хаак

рт-объект представляет собой плоский рельеф, расположенный на кирпичной стене технического здания во дворах на улице Розы Люксембург в (центре Екатеринбурга. Основные медиа работы -зеркала органической формы, глина *, искусственный ковролин зеленого цвета, имитирующий траву.

Статья из «Комсомольской правды - Екатеринбург» предлагает трактовку материалов: «Каждый материал на арт-объекте символизирует определенные вещи. Например, зеркала - уральские озера, а глина, из которой сделаны памятные таблички, - символ долговечности». Эта трактовка выросла из предложенного организаторами пресс-релиза и слов художниц, соб-

Рис. 5. Арт-объект «Навсегда», авторы Галина Белова и Маргарита Хаак 16

16 Источник фотографии: Во Всемирный день борьбы со СПИДом в Екатеринбурге появилось панно-стена памяти от художниц Галины Беловой и Риты Хаак | 01.12.2022 | Екатеринбург - БезФорма-та (bezformata.com) - URL: https://ekaterinburg.bezformata.com/ Listnews/gaLini-beLovoy-i-riti-haak/112016481/ (дата обращения 1.02.2024)

* Из нее вылеплены цветы и таблички с отпечатками ладоней и именами умерших от СПИДа людей: таблички были сделаны художницей Галиной Беловой вместе с подопечными фонда «Новая жизнь»: друзьями и родственниками горожан, умерших от СПИДа, и людей, у которых диагностировано это заболевание

ственного прочтения журналист не предлагает. Работа «Навсегда» была открыта 1 декабря, во Всемирный день борьбы со СПИДом. «Невежество рождает страх и жестокость» - под таким заголовком вышла фоторепортаж-статья на сайте Е1. Статья рассказывает нам об арт-объекте с целью привлечь внимание горожан к стигматизации, сопровождающей людей, живущих с ВИЧ-инфекцией. Статья написана в официально-деловом стиле с преобладанием в тексте комментариев авторов работы и представителей медицинского сообщества. Этот материал собрал значительное количество комментариев читателей - 68. Большинство из них носят оценочный характер и критически описывают тему арт-объекта, почти не касаясь художественных характеристик последнего: «Не поняла... Эта зараза передается через кровь и половым путем. Большинство наркоманы и люди ведущие беспорядочную половую жизнь ... А стену умерших алкоголиков от цирроза открывать будем? Люди умирают от рака, не понятно откуда возникающего, даже у ведущих ЗОЖ, а мы нариков будем оплакивать?»; «Так и пишите имена, фамилии, род занятий. А то «костя». Надо нормально: костя такой-то, жил там-то, кололся постоянно, вовлекал детей, заразил столько-то. Вот тогда это будет полезная стена. И поучительная для других»; «Бред какой-то. А стены умерших от рака нет?»; «Маразм крепчает»; «А чему здесь удивляться? Открыли свои для своих». Комментарии под текстом статьи свидетельствуют об остроте проблемы, на которую хотели обратить внимание авторы и организаторы фестиваля - общественная стигматизация ВИЧ-инфицированных. Тексты статей не содержат описания художественной стороны произведения.

Корреспондент «Комсомольской правды - Екатеринбург» в статье кратко фиксирует расположение и материальные характеристики арт-объекта, рассказывает историю его создания с применением цитат художников и организаторов фестиваля. Текст портала

Рис. 6. Арт-объект «Визмут», Арт-группа ХО ГУЙ

17 Источник фотографии: В Верх-Исетском районе появился арт-объект из смартфонов горожан - «Уральский рабочий» (xn—7sbbe6addecj3bpgj0a0fvd.xn--p1ai). - URL: https://xn— 7sbbe6addecj3bpgj0a0fvd.xn--p1ai/news/item/45294 (дата обращения 1.02.2024)

66.ru фиксирует те же моменты (локация, медиумы, история создания), материал снабжен заголовком: «В Екатеринбурге у здания суда установили ржавеющий зиккурат...» В статье заметны особенности фоторепортажа. Под статьей есть два негативных комментария читателей: «Не понимаю, что привлекательного и интересного в ржавых арт-объектах»; «Любят в городе устанавливать ржавые арт-объекты».

Wall_For_Scroll, Олеся Ильенок

роект работает с цифровой средой города: художница Олеся Ильенок скрещивает локации, занятые знаковыми городскими паблик-арт и стрит-арт объектами, и созданные нейросетью текстовые послания, сгенерированные на основе 5000 надписей с российских улиц.

Созданные художницей цифровые арт-объек-ты появлялись в ленте горожан в социальной сети «Вконтакте» в момент, когда человек проходил в районе локации физического арт-объекта. Эта работа не вызвала большого интереса в прессе. Журналистка

Рис. 7. Wall_For_Scroll, автор Олеся Ильенок 18

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

портала URA.RU Екатерина Крылова рассказывает о трех цифровых объектах, опираясь на цитаты художницы.

«Портал», Красил Макар

Автором паблик-арт объекта «Портал» стал Красил Макар - псевдоним, под которым работает неизвестный художник или арт-группа. По легенде этот мастер родился в 1889 году в уральском селе Нижняя Синячиха и возрождает сегодня традиции урало-сибирской росписи: органические и геометрические мотивы, отдельные элементы которых снабжены белой серединой и цветной каймой и образуют единую композицию. Объект установлен в Парке 50-летия ВЛКСМ на улице Ясной.

Автор приводит прямую цитату художника и непрямую цитату куратора Ильи Шипиловских, последняя содержит художественные характеристики арт-объекта: «благодаря сочетанию чистых цветов и необычной формы "Портал" будет контрастировать с окружающим ландшафтом парка и привлекать внима-

ние своей волнующей инопланетной инаковостью». «Индустриальный младенец», арт-группа LKKL

Арт-объект выполнен двумя художницами - Людмилой Калиниченко и Ксенией Лариной. Он установлен на одном из пирсов Верх-Исетского пруда. Эта работа вызвала наибольший отклик

Рис. 8. Арт-объект «Портал», автор Красил Макар 19

в СМИ: в указанных в статье медиа «Индустриальному младенцу» арт-группы и<<и посвятили 18 материалов. Поводом для пяти из них стало высказывание Оскара Кучеры, назвавшего арт-объект «сатанизмом». Один текст анонсирует аудиоспектакль, вдохновленный скульптурой, один текст посвящен мерчу. Все эти тексты освещают косвенные темы. Остановимся на статье

Рис. 9. «Индустриальный младенец», Арт-группа и<<и 20

портала URA.RU «В Екатеринбурге на воде установят огромную металлическую голову младенца» журналистки Екатерины Крыловой. Стиль изложения соответствует публицистическому, цель текста - привлечь внимание читателей к будущему арт-объекту - «Индустриальному младенцу» арт-группы и<<и, рассказать о процессе изготовления, стадиях работы, показать его индивидуальность, связь с историческим контек-

18 Источник фотографии: В Екатеринбурге закрасили работы Тимы Ради и Покраса Лампаса (momenty.org). - URL: https://momenty. org/city/16102 (дата обращения 01.02.2024)

19 Источник фотографии:

Хороший пример: объект «Портал» в Екатеринбурге Объединение (obdn.ru). - URL: https://obdn.ru/articLes/horoshiy-primer-obekt-portaL-v-ekaterinburge (дата обращения 1.02.2024)

20 Источник фотографии: На берегу Визовского пруда в Екатеринбурге установили арт-объект в виде головы младенца - Коммерсантъ Екатеринбург (kommersant.ru). - URL: https://www.kommersant.ru/ doc/5928121 (дата обращения 1.02.2024)

стом локации, дать слово авторам. Материал содержит большое количество фотографий производственного процесса. Читатели текста оставили 18 комментариев, 17 из которых были негативными и содержали следующую эмоционально окрашенную лексику: «уродство», «бессмысленный и бездуховный памятник», «фантастический, абстрактный мусор», «жутковатое зрелище», «просто страх», «тонущий мальчик», «страх и ужас». В трех комментариях художниц обвиняли в плагиате и вторичности идеи арт-объекта. Портал Е1 посвятил «Индустриальному младенцу» несколько текстов, один из них - собрание ассоциаций, вызванных скульптурой у горожан. Данный арт-объект стал самым резонансным в СМИ: журналистов интересовал не только факт появления еще одной городской скульптуры, но и реакции на нее горожан, а также судьба «Младенца».

Выводы

ольшинство проанализированных журналистских текстов написаны в соответствии с информацион-

^ным стилем: авторы активно цитируют организаторов фестиваля, куратора сезона и художников.

Внимание уделяется производственному процессу создания работ, их техническим характеристикам. Иногда статьи сопровождаются «кликбейтными» заголовками. Авторы текстов не рассматривают художественные характеристики работ, контекстуальные связи с местом и то, как арт-объекты работают с окружающей средой. Паблик-арт подается как элемент интертеймента. Комментарии читателей в подавляющем большинстве случаев носят оценочный характер, зачастую негативный. Искусство воспринимается как излишек, нечто непонятное и ненужное. Тема освещения искусства публичных пространств в медиасреде Екатеринбурга представляется перспективной: в дальнейшем авторы проанализируют более ранние публикации, посвященные искусству в городе, рассмотрят публикации блоге-ров и инфлюенсеров, а также попытаются выявить, как и в связи с чем трансформируется публичный дискурс рассуждений горожан и журналистов о паблик-арте.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

[1] Б. У. Кашкин (1938-2005). Жизнь и творчество уральского панк-скомороха / [сост. и подгот. текстов Александра Шабу-рова]. Екатеринбург : Уральский филиал Государственного центра современного искусства, 2015. 607 с.

[2] Галеева Т. А. Современное искусство Екатеринбурга : учебно-методическое пособие : Рекомендовано методическим советом УрФУ в качестве учебно-методического пособия по майнору «Современное искусство Екатеринбурга» для студентов, обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры в областях «Математические и естественные науки», «Инженерное дело, технологии и технические науки», «Науки об обществе», «Гуманитарные науки» / Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2017. 76 с.

[3] Егорова А. А. Коммуникативные стратегии стрит-арт (на примере практик екатеринбургских художников) // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2016. № 1 (147). С. 127-137.

[4] «Жив опять, привет, друзья!»: Б. У. Кашкин / В. В. Авдеева, В. В. Блажес, М. К. Браславская [и др.] ; М-во науки и высш. образования РФ, Урал. федер. ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина ; сост. Т. А. Галеева, Д. А. Костина, Л. В. Копосова ; науч. ред. Т. А. Галеева. Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2020. 327 с.

[5] Кудрявцева И. В. От биеннале до бараков и обратно: современное искусство в Екатеринбурге в 2010-е годы // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. 2022. С. 91 101.

[6] Пашкус Н. А., Пашкус М. В. Прорывное позиционирование арт-объектов // Менеджмент в сфере культуры и медиа-коммуникаций: инновационные подходы и технологии : материалы III Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 21-22 марта 2016 года / Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения». - СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, 2016. С. 194-198.

[7] Прорывное позиционирование арт-объектов: Понятие, подходы, проблемы / В. Ю. Пашкус, А. А. Кольцова, Ю. М. Мальцева, А. В. Волкова // Studia ^1:11^. 2019. № 41. С. 155-166.

[8] Яо Л. М., Мубаракшина Ф. Д., Сафина Г. И. Эволюция городских общественных пространств: опыт Республики Татарстан // Диалоги о культуре и искусстве : материалы IX Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). В 2 ч. Пермь, 17-19 октября 2019 года / отв. редактор Е.В. Баталина-Корнева. Том Часть 2. Пермь: Пермский государственный институт культуры, 2020. С. 174-182.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Баймурзина Анастасия Алексеевна - кандидат культурологии, доцент кафедры медиакоммуникаций, ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» (620000 Екатеринбург, ул. Ленина, 51, ауд. 408); e-mail: aegorova@urfu.ru, SPIN-код: 6012-0131;

Гилева Дарья Константиновна - студентка 4 курса, кафедра медиакоммуникаций, Департамент «Факультет журналистики», ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» (620000 Екатеринбург, ул. Ленина, 51, ауд. 408); e-mail: dgilyova04@gmail.com;

Харченко Вера Сергеевна - кандидат социологических наук, доцент кафедры медиакоммуникаций, ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» (620000 Екатеринбург, ул. Ленина, 51, ауд. 408); e-mail: vskharchenko@urfu.ru; SPIN-код: 1303-4067; ORCID: 0000-0002-0909-6550; ScopusID: 57190430356.

ART GOES TO THE CITY: LOCAL PUBLIC ART IN EKATERINBURG'S MEDIA

ABSTRACT

AUTHORS' INFORMATION_

Baimurzina Anastasiya Alekseevna

Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin Gileva Dariya Konstantinovna Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin Kharchenko Vera Sergeevna Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin

KEYWORDS

space,

The authors make an attempt to find an answer to the following question: "How is contemporary Ekaterinburg's public art presented in publications of the largest city media, and whether the artistic features of art works are reflected in journalistic texts?". The subject of the paper is the public art objects created as part of the third season of the local festival called "CHO" in 2022: Wipe your feet, come in by an anonymous author, The City Idols by Natalya Pastukhova, Technogenic Nest by Vera Ishutinova, Nugget by Ekaterina Reisher, Forever by Galina Belova and Margarita Haak, Bismuth by the art group HO GUI, Wall_ For_Scroll by Olesya Ilyenok, Portal by Krasila Makar, Industrial Baby by the art group lKkl. We selected the texts from 5 of the most cited media oof Sverdlovsk region according to the rating of the Medialogia company, such as URA.ru, E1.ru, Komsomolskaya Pravda - Yekaterinburg, European-Asian News, 66.ru. A total number of the publications under the analyses is 34.

The main method of research was semantic analysis of texts, which makes it possible to highlight their semantic content. The authors also examined the texts for markers indicating that journalists observed the art works according to their the artistic features: the interaction of the art object with the urban space (with the historical context of the place and its current state); technical and visual features of the work, such as materials, form, color, texture, scale, references within the art history.

As a result of the analysis, we come to the conclusion that the vast majority of media texts about public art are informational in nature and, in the form of direct or indirect quotes, convey to readers the opinions of the creators of art objects, as well as curators and organizers of festivals. Clickbait headlines are integrated into some articles; journalists describe cases in connection with indirect aspects from the lives of artists. In the texts reviewed, there is no attempt to analyze the artistic features of public art objects; their connections with the historical and current context of the place are not updated; the works are not considered as tools for working with the location. Some texts contain information linking current public art objects to urban art history or highlighting specific artistic characteristics of works, such as interactivity or scale.

Public art, street art, media Yekaterinburg, «CHO» festival

FOR CITATION

Baimurzina A. A., Gileva D. K., Kharchenko V. S. Art goes to the city: local public art in Ekaterinburg's media // Managing of Culture. 2024. № 1 (9). C. 28-37.

[1] B. U. Kashkin (1938-2005). Zhizn' i tvorchestvo pank-skomoroha / [sost. i podgot. tekstov Aleksandra Shaburova]. Ekaterinburg : Ural'skij filial Gosudarstvennogo centra sovremennogo iskusstva, 2015. 607 s.

[2] Galeeva T. A. Sovremennoe iskusstvo Ekaterinburga : uchebno-metodicheskoe posobie : Rekomendovano metodicheskim sovetom UrFU v kachestve uchebno-metodicheskogo posobiya po majnoru «Sovremennoe iskusstvo Ekaterinburga» dlya studentov, obuchayushchihsya po programmam bakalavriata i magistratury v oblastyah «Matematicheskie i estestvennye nauki», «Inzhenernoe delo, tekhnologii i tekhnicheskie nauki», «Nauki ob obshchestve», «Gumanitarnye nauki» / Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii, Ural'skij federal'nyj universitet imeni pervogo Prezidenta Rossii B.N. El'cina. Ekaterinburg : Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 2017. 76 s.

[3] Egorova A. A. Kommunikativnye strategii strit-art (na primere praktik ekaterinburgskih hudozhnikov) // Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Ser. 1, Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury. 2016. № 1 (147). S. 127-137.

[4] «Zhiv opyaf, privet, druz'ya!»: B. U. Kashkin / V. V. Avdeeva, V. V. Blazhes, M. K. Braslavskaya [i dr.] ; M-vo nauki i vyssh. obrazovaniya RF, Ural. feder. un-t im. pervogo Prezidenta Rossii B. N. El'cina ; sost. T. A. Galeeva, D. A. Kostina, L. V. Koposova ; nauch. red. T. A. Galeeva. Ekaterinburg : Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 2020. 327 s.

[5] Kudryavceva I. V. Ot biennale do barakov i obratno: sovremennoe iskusstvo v Ekaterinburge v 2010-e gody // Izobrazitel'noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal'nego Vostoka. 2022. S. 91 101.

Pashkus N. A., Pashkus M. V. Proryvnoe pozicionirovanie art-ob»ektov // Menedzhment v sfere kul'tury i mediakommunikacij: innovacionnye podhody i tekhnologii : materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Sankt-Peterburg, 21-22 marta 2016 goda / Ministerstvo kul'tury Rossijskoj Federacii, Federal'noe gosudarstvennoe byudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego obrazovaniya \»Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj institut kino i televideniya\». - SPb.: Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj institut kino i televideniya, 2016. S. 194-198.

[7] Proryvnoe pozicionirovanie art-ob»ektov: Ponyatie, podhody, problemy / V. Yu. Pashkus, A. A. Kol'cova, Yu. M. Mal'ceva, A. V. Volkova // Studia Culturae. 2019. № 41. S. 155-166.

[8] Yao L. M., Mubarakshina F. D., Safina G. I. Evolyuciya gorodskih obshchestvennyh prostranstv: opyt Respubliki Tatarstan // Dialogi o kul'ture i iskusstve : materialy IX Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (s mezhdunarodnym uchastiem). V 2 ch. Perm', 17-19 oktyabrya 2019 goda / otv. redaktor E.V. Batalina-Korneva. Tom Chast 2. Perm': Permskij gosudarstvennyj institut kul'tury, 2020. S. 174-182.

REFERENCES

ural'skogo [6]

AUTHORS' INFORMATION_

Baimurzina Anastasiya Alekseevna - PhD in Cultural Studies, Associate Professor of the Department of Media Communications, Journalism Faculty, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin», (620000 Ekaterinburg, st. Lenina, 51, room. 408); e-mail: aegorova@urfu.ru; SPIN-code: 6012-0131;

Gileva Dariya Konstantinovna - BA student, Department of Media Communications, Journalism Faculty, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin» (620000 Ekaterinburg, st. Lenina, 51, room. 408); e-mail: dgilyova04@gmail.com;

Kharchenko Vera Sergeevna - PhD in Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of Media Communications, Journalism Faculty, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin» (620000 Ekaterinburg, st. Lenina, 51, room. 408); e-mail: vskharchenko@urfu.ru; SPIN-code: 1303-4067; ORCID: 0000-0002-0909-6550; ScopusID: 57190430356.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.