Научная статья на тему 'Эхографические характеристики и симптомы фиброзно-кистозной болезни молочных желез у женщин, проходящих программы ВРТ'

Эхографические характеристики и симптомы фиброзно-кистозной болезни молочных желез у женщин, проходящих программы ВРТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
100
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Долгова Ю.С., Мусина Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эхографические характеристики и симптомы фиброзно-кистозной болезни молочных желез у женщин, проходящих программы ВРТ»

РЕПРОДУКТОЛОГИЯ

63

выводы

У женщин после ВРТ и с нарушениями в системе гемостаза достоверно чаще, по сравнению с женщинами с самопроизвольно наступившей беременностью, отмечается высо-

кий уровень репродуктивных потерь в первом триместре беременности, что связано с активацией системы гемостаза после применения гормональной нагрузки во время стимуляции овуляции.

эхографические характеристики и Симптомы фиброзно-киСтозной болезни молочных желез у женщин, проходящих программы врт

© ю.С. долгова, кл. орд., Е.в. мусина, к. м. н.

Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова; ФГБНУ «НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д.О. Отта», г. Санкт-Петербург, Россия

Актуальность проблемы

В последние годы отмечена тенденция к увеличению доброкачественных заболеваний молочной железы. Около 75-80 % женщин репродуктивного возраста страдают различными заболеваниями молочной железы. Результаты многих клинико-эпи-демиологических исследований показали, что рак молочной железы (РМЖ) встречается в 3-5 раз чаще на фоне доброкачественных заболеваний молочных желез. По данным L. Smith et al., рак молочной железы в период беременности диагностируется в 1,3 на 10 000 случаев. Как установили Т. White et al. при наблюдении 45 881 женщины, рак молочной железы развивался на фоне беременности или вскоре после родов у 2,8 % обследованных, а, согласно данным А.А. Пароконной и др., до 7,3 % женщин в возрасте моложе 45 лет, больных раком молочной железы, беременны или кормят грудью. Пристально изучается влияние препаратов, используемых для лечения бесплодия в программах экстракорпорального оплодотворения, на канцерогенез рака молочной железы. Одни ученые утверждают, что связи нет, другие убеждены, что существует негативное влияние лекарственных средств при ЭКО на развитие РМЖ, третьи указывают на снижение риска у женщин, перенесших лечение от бесплодия.

Цель исследования: оценить эхографические характеристики и клинические симптомы фи-брозно-кистозной болезни (ФКБ) молочных желез у женщин, проходящих программы ВРТ.

материалы и методы исследования

Было обследовано 68 женщин, обратившихся в НИИ АГиР им. Д.О. Отта по поводу бесплодия, в возрасте от 21 года до 44 лет (средний возраст — 31,6 ± 4,7 года). Среди соматической патологии заболевания щитовидной железы встречались в 10,3 % случаев, патология системы гемостаза — у 13,2 % женщин. У 8,8 % женщин наследственность была отягощена по онкологической патологии, у 8,8 % — по эндокринной патологии

(по сахарному диабету — у 5,9 % женщин, по заболеваниям щитовидной железы — у 2,9 %), по патологии сердечно-сосудистой системы — у 5,9 % пациенток. Возраст менархе колебался от 10 до 16 лет (в среднем — 13 ± 1,3 года). У 4,4 % пациенток менструальный цикл был нерегулярный, у 95,6 % пациенток — регулярный. 51,2 % женщин не имели беременностей (до ЭКО), 48,8 % имели в анамнезе беременности (из них 1 беременность — у 34,4 %, 2-34,4 %, 3-18,8 %, 4-6,4 %, 6-3 %, 7 — у 3 % обследуемых). У 13,2 % женщин имелись в анамнезе искусственные прерывания беременности на ранних сроках, в одном случае искусственный аборт осложнился гематометрой. Самопроизвольный аборт встречался у 30,8 % женщин (среди причин в 42,8 % случаев — неразвивающаяся беременность, у 33,3 % — эктопическая беременность). Среди гинекологических заболеваний у 41 % женщин диагностирована недостаточность яичников, наружный генитальный эндометриоз — у 33,8 % женщин, миома матки встречалась у 8,8 % женщин, в 10,3 % случаев — гиперпластические процессы эндометрия. Все женщины проходили гормональное обследование. Содержание ФСГ в среднем составило 6,6 мЕд/л, ЛГ — 3,58 мЕд/л, АМГ — 2,8 нг/мл, ТТГ — 1,8 мЕд/л, тестостерона — 1,9 пг/мл, про-лактина — 355,9 мЕд/л. В 59 % случаев цикл был овуляторный. В 41 % диагностирована нормогона-дотропная недостаточность яичников: в 20,5 % — ановуляция, в 20,5 % — недостаточность лю-теиновой фазы. При выполнении УЗИ органов малого таза у 36,8 % женщин диагностированы признаки аденомиоза, в 8,8 % случаев — миома-тозные узлы, у 3 % пациенток обнаружены кисты яичников. В 41,5 % случаев наблюдалось эндокринное бесплодие, в 21,5 % случаев бесплодие было обусловлено мужским фактором, в 30,8 % — трубно-перитонеальным фактором, в 6,2 % случаев диагностировано идиопатическое бесплодие. У 7,3 % женщин до протокола ЭКО проводилась стимуляция яичников кломифеном цитратом,

ЖУРНАЛ! АКУШЕРСТВА - ЖЕНСКИХЪ БОЛМНЕЙ

ТОМ LXVСПЕЦВЫПУСК 2016

ISSN 1684-0461 ■

Международная конференция «Репродуктивная медицина: взгляд молодых — 2016» International conference "Reproductive medicine: young scientists' overlook — 2016"

у 10,3 % женщин — стимуляции яичников гона-дотропинами. Всем женщинам проводился короткий протокол с антагонистами ГнРГ. Средняя доза гонадотропинов составила 1759 ± 470 МЕ. В протоколах в среднем было получено 12 ± 7 ооци-тов. Пациентки были разделены на две группы в зависимости от количества протоколов ЭКО в анамнезе: 1-я группа прошла 1 протокол ЭКО (48,5 % женщин), 2-я группа — 2 и более протоколов (51,5 % женщин).

Результаты исследования

По результатам УЗИ молочных желез у пациенток 2-й группы выявили достоверное увеличение толщины фиброгландулярной зоны (ФГЗ), которое составило 14,6 ± 3,4 мм по сравнению с пациентками 1-й группы — 12,6 ± 0,9 мм (р < 0,05). В 50 % случаев в 1-й группе визуализировались кисты, во 2-й группе — в 38 % случаев. В 16,6 % наблюдений в 1-й группе диагностировали явления жиро-

вой инволюции, во 2-й группе — в 7,7 % случаев. Дуктоэктазия наблюдалась в 16,6 и в 15,4 % случаев в 1-й и 2-й группах соответственно. Больше половины (53,4 %) из обследованных женщин отмечали наличие масталгии за 1-3 дня до начала менструаций средней степени тяжести с оценкой по ВАШ 5-6 баллов, при этом 58,8 % из них относились ко 2-й группе, что достоверно больше (р < 0,05), так как в 1-й группе только 41,2 % страдали масталгией.

выводы

Среди женщин, проходящих лечение бесплодия с помощью ВРТ, отмечается достаточно высокий процент эхографических признаков (увеличение ФГЗ, дуктоэктазия, наличие кист) и клинических симптомов ФКБ. Причем некоторые признаки (толщина ФГЗ, масталгия) более выраженны у женщин, имеющих в анамнезе 2 и более протокола ЭКО.

влияние факторов роста эндометрия на результативность циклов экстракорпорального оплодотворения

© А.С. дятлова, студ., Е.С. поправка, студ.

ФГБНУ «НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д.О. Отта», г. Санкт-Петербург, Россия

Актуальность проблемы

Оценка рецептивности эндометрия является актуальной задачей в программах экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Рецептивность эндометрия определяется сигнальными молекулами, к которым относятся факторы роста эндометрия: трансформирующий фактор роста — бета (TGF-beta) и гранулоцитарно-макрофагальный ко-лониестимулирующий фактор (GM-CSF).

Цель исследования: определить уровни экспрессии факторов роста (TGF-beta, GM-CSF) в эндометрии женщин репродуктивного возраста (18-49 лет) в период «окна имплантации» и влияние экспрессии этих молекул на исход программы ЭКО.

Материалы и методы исследования

Материалом для исследования послужили биопсии эндометрия, выполненные на 21-22-й день цикла у женщин репродуктивного возраста, планирующих лечение методами ВРТ в отделении вспомогательных репродуктивных технологий ФГБНУ «Научно-исследовательский институт акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д.О. Отта». В исследование вошло 20 случаев, которые были разделены на две группы по исходу программы ЭКО: группа I — положительный исход программы ЭКО (п = 11), группа II — отрицательный исход программы ЭКО (п=9). Для исследования был применен метод иммуногистохимии с первичными монокло-

нальными антителами к TGF-beta (1 : 50, Novocastra, Великобритания), GM-CSF (1 : 150, LSBio, США) и последующей оценкой результатов в световом микроскопе OLYMPUS BX46. Морфометрическое исследование было проведено с использованием программы Vidеotest Morphology 5.2. Оценивали значения относительной площади экспрессии (ОПЭ) TGF-beta, GM-CSF в исследуемых образцах. ОПЭ определяется как отношение площади, занимаемой иммунопозитивными клетками, к общей площади клеток в поле зрения и выражается в процентах. Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью U-критерия Манна-Уитни.

Результаты исследования

В результате проведенного исследования были получены следующие результаты: ОПЭ TGF-beta у женщин I группы составила 31,09 ± 0,35 %, II группы — 20,57 ± 0,16 %. TGF-beta является белком, контролирующим пролиферацию и клеточную диффе-ренцировку, его снижение у пациенток II группы свидетельствует о недостаточной подготовке эндометрия к циклам ЭКО, а следовательно, и о неблагоприятном исходе. Результаты исследования по маркеру GM-CSF показали, что ОПЭ у женщин I группы составила 13,10 ± 0,18 %, II группы — 5,25 ± 0,23 %. GM-CSF стимулирует рост и дифференцировку гра-нулоцитов, макрофагов, эозинофилов, а также играет в эмбриональном развитии роль эмбриокина, син-

■ ЖУРИАЛЪ АКПИЕРСШ " ЖЕНСШХЪ БОЛМНЕЙ

ТОМ LXVСПЕЦВЫПУСК 2016

ISSN 1684-0461

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.