Научная статья на тему 'ЕГО ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ АТРИБУТОМ БЫЛ СВИСТОК НА МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ ЦЕПОЧКЕ…: К 160-ЛЕТИЮ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОЛЖНОСТИ ОКОЛОТОЧНОГО НАДЗИРАТЕЛЯ'

ЕГО ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ АТРИБУТОМ БЫЛ СВИСТОК НА МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ ЦЕПОЧКЕ…: К 160-ЛЕТИЮ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОЛЖНОСТИ ОКОЛОТОЧНОГО НАДЗИРАТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
68
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Курская губерния / полиция / околоточный надзиратель / правоохранительные органы. / Kursk province / police / district supervisor / law enforcement agencies.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Салтык Г. А.

В статье на материалах Государственного архива Курской области рассказывается о деятельности околоточных надзирателей губернского центра в конце ХIХ – начале ХХ в. Введены в научный оборот биографические данные участковых уполномоченных г. Курска, составленные автором на основании их формулярных списков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIS MANDATORY ATTRIBUTE WAS A WHISTLE ON A METAL CHAIN...: TO THE 160TH ANNIVERSARY OF THE ESTABLISHMENT OF THE POST OF A DISTRICT SUPERVISOR

The article, based on the materials of the State Archive of the Kursk region , describes the activities of the district supervisors of the provincial center in the late XIX – early XX century . Biographical data of the district commissioners of Kursk, compiled by the author on the basis of their form lists, have been introduced into scientific circulation.

Текст научной работы на тему «ЕГО ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ АТРИБУТОМ БЫЛ СВИСТОК НА МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ ЦЕПОЧКЕ…: К 160-ЛЕТИЮ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОЛЖНОСТИ ОКОЛОТОЧНОГО НАДЗИРАТЕЛЯ»

УДК 341; 908

ЕГО ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ АТРИБУТОМ БЫЛ СВИСТОК НА МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ ЦЕПОЧКЕ...: К 160-ЛЕТИЮ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОЛЖНОСТИ ОКОЛОТОЧНОГО НАДЗИРАТЕЛЯ

© 2022 Г. А. Салтык

доктор исторических наук, профессор e-mail: galinasaltyk @ yandex.ru

Курский государственный университет

В статье на материалах Государственного архива Курской области рассказывается о деятельности околоточных надзирателей губернского центра в конце XIX - начале ХХ в. Введены в научный оборот биографические данные участковых уполномоченных г. Курска, составленные автором на основании их формулярных списков.

Ключевые слова: Курская губерния, полиция, околоточный надзиратель, правоохранительные органы.

HIS MANDATORY ATTRIBUTE WAS A WHISTLE ON A METAL CHAIN...: TO THE 160TH ANNIVERSARY OF THE ESTABLISHMENT OF THE POST OF A DISTRICT SUPERVISOR

© 2022 G. A. Saltyk

Doctor of Historical Sciences, Professor e-mail: galinasaltyk@yandex.ru

Kursk State University

The article, based on the materials of the State Archive of the Kursk region , describes the activities of the district supervisors of the provincial center in the late XIX - early XX century . Biographical data of the district commissioners of Kursk, compiled by the author on the basis of their form lists, have been introduced into scientific circulation.

Keywords: Kursk province, police, district supervisor, law enforcement agencies.

Квартальный и околоточный надзиратель, старший милиционер и участковый уполномоченный, а затем инспектор милиции и, наконец, участковый уполномоченный полиции. В разное время люди, занимавшие эти посты, должны были вести «территориальный надзор» на определенной территории, что являлось одной из основных функций полиции.

Первые уличные надзиратели на Руси появились еще в XVI в. При Екатерине II (1782 г.) в городах создавались административно-полицейские части, которые, в свою очередь, делились на квартальные участки, возглавляемые квартальными надзирателями. В период либеральных реформ, которые коснулись реорганизации полиции (1862 г.), эти участки были расширены до 3-4 тыс. жителей и стали называться околотками [1].

Вскоре были изданы «Инструкции околоточным надзирателям городского полицейского управления» (1867 г.), которые спустя несколько десятилетий

дополнились указаниями, предназначавшимися для санкт-петербургской и московской полиции [4; 5]. В них было сказано также о том, что околоточный надзиратель подчинялся участковому приставу. Ему же, в свою очередь, были подотчетны городовые и дворники.

В целом мы согласны с А.Г. Ермаковым, что «околоточный выполнял функции не только современного участкового уполномоченного, но и сотрудника подразделения по делам несовершеннолетних и паспортно-визового контроля» [3].

Постоянным местом жительства околоточного в дореволюционной России был вверенный ему околоток. Поэтому неудивительно, что он должен был знать всех жителей своего участка, и в первую очередь хозяев увеселительных учреждений, извозчичьих старост и даже всех лошадей околотка. В его непосредственные обязанности входило наблюдение за тем, чтобы в гостиницах, меблированных квартирах и частных домах «никто не останавливался и не проживал без паспортов или прописки в участковом управлении» [4]. Так как среди обязанностей околоточных важное место занимала забота о «чистоте нравственности», особое внимание они обращали на трактирные заведения и другие публичные места. Околоточный следил за тем, чтобы владельцы не только открывали и закрывали их в «установленное время», но и вовремя убирали выгребные ямы, «дабы не допустить зловония». Они также владели информацией о местонахождении женщин «свободного поведения» [Там же].

На околоточных возлагалась ответственность за поддержание порядка на улицах и площадях «во время проведения разного рода массовых мероприятий». Прежде всего полицейские должны были прилагать максимум усилий для того, чтобы не допустить уличных ссор и драк, способствовать тому, чтобы «прохожих, и в первую очередь женщин и детей, никто не оскорблял» [Там же].

Под особым контролем околоточных находились лица, за которыми было установлено наблюдение губернского жандармского управления. Они не только должны были помогать сыскной полиции осуществлять розыск «политических преступников», но и обязаны были принимать участие в их задержании.

В Инструкции 1867 г. были прописаны и действия надзирателя во время пожара. Именно он должен был организовать оцепление загоревшегося здания городовыми и обеспечивать порядок свободного проезда бочек с водой к месту происшествия, а также помогал погорельцам спасти их имущество и не допустить его разграбления.

И все же одной из важных обязанностей околоточного считалось «своевременное пресечение воровства, разбоя» и других правонарушений. И в этой связи околоточному предписывалось даже наблюдение за освещением улиц и подъездов на территории своего околотка [Там же].

Каким же был внешний облик участкового уполномоченного Российской империи? Прежде всего, это был человек «приятной наружности» и физически развит. Ведь очень часто околоточному приходилось задерживать правонарушителей, участвовать в «поимке» преступников. Да и обходить свой участок он должен был пешком. По данным Ю. Далидович, только с 1907 г. «для служебных нужд» околоточный стал пользоваться велосипедом [2].

Обязательными атрибутами околоточных являлись шашка, револьвер и свисток, с помощью которого они наводили порядок на своем участке, а также в случае надобности вызывали подкрепление. А еще частью имиджа околоточного был портфель. В нем хранились документы, которые он заполнял, посещая «свидетелей» и «нарушителей правопорядка». Их он должен был оформлять на месте, а не в полицейском участке, так как вызов в него, согласно инструкции, был запрещен.

На государственную службу в должности околоточного надзирателя принимались лица от 21 до 40 лет. Увольнялись они по прошению за выслугу лет,

Салтык Г. А. Его обязательным атрибутом был свисток на металлической цепочке...: К 160-летию учреждения должности околоточного надзирателя

иногда переводились на службу в другие губернии. Заработная плата курских околоточных была не более 500 руб., из которых 400 рублей в год составлял оклад и 100 руб. выдавались городским отделением полиции на содержание квартиры.

Итак, околоточный надзиратель являлся очень важной фигурой в структуре городского полицейского управления. Что нам известно о лицах, занимающих эту должность в полицейском управлении г. Курска - одного из губернских провинциальных городов Российской империи?

Заметим, что на рубеже Х1Х-ХХ вв. в управлении губернского центра числилось от 10 до 14 околоточных надзирателей. Город был разделен на 4 части, и в каждой из них имелось 3-4 околоточных надзирателя.

В 1913 г. в этой должности числились не имеющие чина (далее - н.ч.)

A.Н. Митропан, И.М. Кузнецов и Н.П. Мануйлов, отставной хорунжий С.П. Анофриев, коллежский регистратор (далее - кол. рег.) В.С. Силаков (1-я часть); н.ч. Н.Н. Чеботарев, губернский секретарь (далее - губ. сек.) Н.А. Коршунов-Осмоловский, кол. рег. П.Г. Шевченко, н.ч. В.А. Лихач (2-я часть); кол. сек. П.Ф. Маляров, н.ч. М.К. Лохвицкий и В.К. Емельянов (3-я часть); кол. рег. П.М. Сальников и И.В. Морозов, н.ч. В.П. Ковалевский (4-я часть) [7, с. 78-79].

В 1914 г. курскими околоточными были следующие лица: н.ч. И.М. Кузнецов, Ф.П. Амелин и А.В. Аверин, отставной хорунжий С.П. Анофриев, кол. рег.

B.С. Силаков (1-я часть); н.ч. В.П. Ковалевский, К.Д. Жуков, М.К. Лохвицкий, кол. рег. Т.Я. Мигай (2-я часть); н.ч. П.С. Моляров, В.К. Емельянов и Н.Н. Чеботарев, заурядный военный чиновник П.Т. Пенкин (3-я часть); н.ч. В.А. Лихачев, В.И. Бондалетов и А.В. Панькевич (4-я часть) [8, с. 80].

В 1915 г. околоточными надзирателями 1-й части города (пристав Евгений Октавианович Шмидт) являлись коллежские регистраторы П.В. Ставицкий и Д.И. Морозов, а также канцелярский служитель А.М. Ландышев; 2-й части (пристав -кол. асессор В.Т. Воинов) - кол. сек. ИА. Мухин, губ. сек. В.Г. Волков, н.ч. В.К. Агафонов; 3-й части (пристав - кол. ас. В.М. Шеффер) - кол. рег. С.А. Батюта, губ. сек. Н.В. Жильцов, н.ч. Ф.В. Поляков; 4-й части (пристав - кол. рег. П.П. Бартенев) - н.ч. Ф.Я. Локтионов, М.М. Никифоров и губ. сек. Н.А. Филиппов [9, с. 83-84].

И наконец, в 1916 г. в этой должности служили н.ч. Н.В. Малышев, губ. сек. Н.А. Филиппов, Дм. Анд. Гордишев (1-я часть); губ. сек. Н.В. Жильцов, кол. рег. С.В. Реутовский и Я.И. Смежский (2-я часть); кол. сек. И.А. Мухин и Ф.В. Поляков (3-я часть); губ. сек. В.Г. Волков, Ф.Я. Локтионов и Т.С. Иванищев (4-я часть). Примечательно, что в 1916 г. околоточные надзиратели появились и в слободе Ямская. Ими были губ. сек. П.В. Ставицкий и н.ч. И.И. Чередниченко [10, с. 82-83].

В фонде «Курского губернского правления» нами были обнаружены формулярные списки нескольких десятков полицейских, находящихся в должности околоточных надзирателей губернского центра. Рассмотрим биографические данные некоторых из них.

Прежде всего наше внимание привлек околоточный надзиратель 1-й части г. Курска Афанасий Васильевич Аверин.

Он родился в крестьянской семье. Вступил добровольно в войска, действовавшие против Японии в апреле 1904 г. До окончания войны служил санитаром 4-го Санкт-Петербургского летучего отряда. Приказом командующего Маньчжурской армией от 21 мая 1905 г. за № 390 «за самоотверженный уход за ранеными в период боев в августе и сентябре 1904 г.» был награжден серебряной медалью на георгиевской ленте для ношения на груди с надписью «За храбрость». 19 января 1906 г. приказом

главнокомандующего всеми сухопутными и морскими вооруженными силами, действовавшими против Японии, от 8 августа 1905 г. № 1634 «за мужество и храбрость, высказанные при выносе раненых из окопов под деревней Маэтунь в ночь с 18 на 19 августа 1904 г. во время Ляоянских боев» был награжден Знаком отличия Военного ордена 4-й степени (ЗОВО). В 1913 г. ему также были Высочайше пожалованы медаль Красного Креста «В память участия в деятельности общества во время русско-японской войны» и медаль «В память царствования 300-летия дома Романовых» [11, л. 7].

В феврале 1913 г. при педагогическом совете Курского реального училища «выдержал испытания в науках на право получения классного чина». До поступления на службу в городскую полицию А.В. Аверин являлся урядником Фатежской полицейской стражи 4-го участка 2-го стана Смородинской волости. 31 июля 1913 г., «ввиду открывшейся вакансии околоточного надзирателя 1-й части г. Курска», Фатежский уездный исправник ходатайствовал перед губернатором о том, чтобы определить на эту должность А.В. Аверина. При этом исправник заявлял, что «урядник Аверин по своим служебным и нравственным качествам соответствует назначению на прочимую должность...» [Там же, л. 8].

В этой должности он прослужил до 10 ноября 1914 г., а затем был направлен курским губернатором Н.П. Муратовым в Львовское городское полицейское управление, где возглавил один из околотков. Однако вскоре А.В. Аверин вернулся на службу в полицию Курской губернии. Сохранилась его докладная записка на имя курского губернатора, датированная 9 апреля 1915 г., в которой, в частности, он просил предоставить ему должность полицейского надзирателя в одном из уездов Курской губернии. С лета 1915 г. Аверин исполнял должность пристава, а затем полицейского надзирателя 2-й части г. Путивля. Уволен со службы приказом исполняющего обязанности курского губернского комиссара от 12 апреля 1917 г. [11, л. 9-10].

Из немногочисленных формулярных списков околоточных надзирателей г. Курска удалось выявить следующее: практически все они пришли служить в городское полицейское управление, имея за плечами опыт военной или гражданской службы. Так, Александр Митрофанович Ландышев, сын коллежского советника, «в службу вступил» в числе канцелярских служителей Керенского уездного полицейского управления Пензенской губернии писцом 3-го разряда в 1901 г. С 1903 по 1906 г. он находился на действительной военной службе в штабе 7-й кавалерийской дивизии. Приказом курского губернатора от 16 мая 1914 г. назначен околоточным надзирателем 4-й части г. Курска. Однако в декабре того же года уволен со службы «по прошению». В сентябре 1915 г. высочайшим приказом по гражданскому ведомству А.М. Ландышев был произведен в коллежские регистраторы со старшинством [12, л. 7].

«За плечами» у курских околоточных нередко были годы службы в полицейских органах других губерний. Так, И.М. Горностаев в 1905-1907 гг. служил в Екатеринославской городской полиции в должности околоточного надзирателя, затем помощником пристава в Таганрогской полиции Области Войска Донского (1908 г.). В ходатайстве генерал-лейтенанта Таубе с места службы И.М. Горностаева, направленном на имя курского губернатора М.Э. Гильхе, отмечалось: «Уведомляю Ваше Превосходительство, что коллежский регистратор И.М. Горностаев, состоя на службе в Таганрогской городской полиции с 9 апреля 1907 г. по 14 марта 1908 г., был поведения и нравственных качеств хороших и от должности помощника пристава был уволен по прошению». В 1909 г. приказом курского губернатора он был назначен околоточным надзирателем пригородной слободы Ямской г. Курска. Был награжден медалью «В память царствования Александра III». Как отмечается в его формулярном списке, «за время службы ни в чем предосудительном замечен не был, служебные свои

Салтык Г. А. Его обязательным атрибутом был свисток на металлической цепочке...: К 160-летию учреждения должности околоточного надзирателя

обязанности исполнял безукоризненно, и поведения, и нравственности хорошей» [13, л. 3-8].

Многие околоточные г. Курска были направлены в городскую полицию из других регионов страны. Так, Михаил Михайлович Никифоров, до того как его назначили околоточным надзирателем 4-й части г. Курска в 1914 г., служил в полиции Тамбовской губернии: в марте 1909 г. был зачислен в штат Тамбовского городского полицейского управления кандидатом на полицейскую должность. В июле того же года направлен в штат Кирсановского полицейского управления. В послужном списке надзирателя имеются сведения о том, что 7 июля 1914 г. приказом курского губернатора за № 14572 ему была объявлена благодарность за «отличную усердную службу и деятельность, благодаря чему был образцовый порядок во время выноса святой иконы "Знамение Божьей матери" из г. Курска в Коренную пустынь» [14, л. 17].

Заметим, что награды имели многие околоточные исследуемого периода. Среди них - надзиратель 3-й части г. Курска (1910 г.) Николай Павлович Мишин. Он был награжден двумя бронзовыми медалями: «В память Отечественной войны 1812 г.» и «В память 300-летия царствующего дома Романовых» [15, л. 3-7].

В целом нами были проанализированы десятки формулярных списков служащих полицейского управления г. Курска. В большинстве своем это были честные и порядочные люди, преданные своему делу, о чем свидетельствуют их послужные списки. Они действительно являлись главными защитниками интересов жителей вверенной им территории, первыми приходили к ним на помощь, первыми получали известие о происшедшем преступлении, беспорядке или несчастном случае, восстанавливали «всеми находящимися в их распоряжении способами порядок и спокойствие», задерживали виновных, а также оказывали защиту и помощь тем, кто в этом нуждался.

Безусловно, служба участковых уполномоченных нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании. Это - задача государственного масштаба, для решения которой придется сделать несколько основных шагов: повысить финансирование, снизить кадровый дефицит, сделать условия службы более привлекательными для молодых людей.

1. Временные правила об устройстве полиции в городах и уездах губерний, по общему учреждению управляемых (Извлечения) // ПСЗ. Собр. 1. Т. XXVII. № 20406 [Электронный ресурс]. - URL: intrestinghistory.ru>ihs-792-7.html (дата обращения: 24.11.21).

2. Далидович, Ю. Потомки квартальных надзирателей [Электронный ресурс] / Ю. Далидович. - URL: petrovka-38.com>arkhiv/item/potomki-kvartalnykh... (дата обращения: 25.04.22).

3. Ермаков, А. Г. Деятельность участковых уполномоченных полиции: историко-педагогические аспекты / А. Г. Ермаков // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2011. - № 3 (51) [Электронный ресурс]. - URL: суЬег1епшка.ги>Грнти>.. .deyatelnost-uchastkovyh... (дата обращения: 19.03.22).

4. Инструкция околоточным надзирателям. 1867 г. [Электронный ресурс]. -URL: cyberpedia.su>3x2003.html (дата обращения: 24.11.21).

5. Инструкция околоточным надзирателям Санкт-Петербургской столичной полиции. 1900.

6. Инструкция околоточным надзирателям московской столичной полиции № 199 // История ОВД: Учебное пособие [Электронный ресурс]. - URL: pandia.ru>text/77/445/2104-6.php (дата обращения: 19.03.2022).

7. Курский адрес-календарь. 1913-й год. - Курск: Тип. Курского губ. правления,

1913. - 439 с.

8. Курский адрес-календарь. 1914-й год. - Курск: Тип. Курского губ. правления,

1914. - 490 с.

9. Курский адрес-календарь. 1915-й год. - Курск: Тип. Курского губ. правления,

1915. - 487 с.

10. Курский адрес-календарь. 1916-й год. - Курск: Тип. Курского губ. правления, 1916. - 369 с.

11. ГАКО. Ф. 33. Оп. 3. Д. 2894. 38 л.

12. ГАКО. Ф. 33. Оп. 3. Д. 3022. 31 л.

13. ГАКО. Ф. 33. Оп. 3. Д. 1518. 55 л.

14. ГАКО. Ф. 33. Оп. 3. Д. 3027. 54 л.

15. ГАКО. Ф. 33. Оп. 3. Д. 3099. 84 л.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.