ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2Q12. №3(29)
ЕФИМ ГРИГОРЬЕВИЧ БУШКАНЕЦ (12 НОЯБРЯ 1922 - 16 НОЯБРЯ 1988)
© Л.Е.Бушканец
Литературовед, доктор филологических наук, профессор Ефим Григорьевич Бушканец внес значительный вклад в изучение истории и литературного наследия нашего края. Благодаря его научной деятельности Казань была включена в широкий контекст истории русской литературы в целом.
Особенностью Е.Г.Бушканца как ученого была личная заинтересованность в процессе литературоведческого поиска, понимание им общественной значимости литературоведения как науки, его представление о том, что писатели и общественные деятели прошлого незримо присутствуют в нашей жизни. Литература и литературоведение были самыми главными в его жизни.
Еще школьником он участвовал в работе литературного кружка. В 1939 г. в местной и центральной печати стали появляться новые, никому не известные материалы десятиклассника Е.Буш-канца о казанском периоде жизни Л.Толстого. Именно с краеведческих поисков и начался его путь в науку, в литературоведение. Позднее Ефимом Григорьевичем была написана книга -единственная полная биография писателя этого периода, в которой он опирался на архивные материалы, публикации местных газет, журналов, на проделанный им самим анализ произведений и рукописей писателя. О студенческих годах писателя сложилась целая литературоведческая мифология: молодой Толстой был нерадивым студентом и светским щеголем. Е.Г.Бушканец же установил, что казанские годы писателя, наоборот, годы его духовного и нравственного становления, когда он формулирует Правила жизни, начинает вести Дневник, пишет первые философские эссе и художественные произведения, много читает. Автор смог восстановить историю духовной жизни молодого Толстого, позволяющую понять произошедший именно в Казани духовный переворот, без которого не было бы Тол-стого-писателя. Книга ученого, изданная уже после его смерти на основании подготовленной им рукописи, заставила по-новому пересмотреть творчество Л.Толстого.
Как обладатель «золотого аттестата», Е.Г.Бушканец в 1940 г. был принят без экзаменов на филологическое отделение историко-филоло-
гического факультета Казанского государственного университета. Осенью же 1941 г. призван на фронт. Вернувшись в августе 1945 г. в университет и продолжив архивные разыскания, Е.Г.Буш-канец начал работать в Государственном краеведческом музее Татарии (сейчас Национальный музей РТ) заместителем директора В.Н.Дьяконова по науке. Замечательно то, что к этому привела ценная находка ученого - прошение
В.Ульянова об уходе из Казанского университета, написанное в 1887 г. после сходки казанских студентов. Можно представить, что значила эта находка в Советском Союзе!
С конца 1940-х гг. он начал публиковать в казанских газетах, научных сборниках материалы на тему «Русские писатели и Казань», всегда помогал начинающим краеведам, выступал перед школьниками и учителями, советовал, с чего начинать поиски, через газеты призывал казанцев делиться своими открытиями, материалами личных архивов и т.д. Е.Г.Бушканец был инициатором и редактором ряда краеведческих сборников, а в 1961 г. стал автором первого в послереволюционные годы путеводителя по Казани, ставшего популярнейшим изданием (второе изд. - 1964 г.). Казанские впечатления поэта Евгения Евтушенко, приезжавшего в Казань во время работы над поэмой «Казанский университет», писателя Вениамина Каверина, работавшего над романом «Перед зеркалом», сформировались во многом под влиянием Е.Г.Бушканца, открывшего для них Казань. Благодаря ученому на одном из домов улицы Лобачевского была установлена мемориальная доска в память о нескольких годах, проведенных в нашем городе великим русским актером Василием Ивановичем Качаловым. Тесные научные контакты всегда связывали Ефима Григорьевича с казанским музеем М. Горького, Национальным музеем РТ, музеем истории Казанского университета, инициатором создания которого он выступил еще будучи студентом (музей был создан в 1979 г. человеком, которого Е.Г.Бушканец высоко ценил, - С.В. Писаревой).
Научные интересы Е.Г.Бушканца были связаны с литературно-общественным движением второй и третьей трети XIX века. Неприятие многих сторон современной жизни определило интерес к таким деятелям прошлого, которые
ЖИЗНЬ УНИВЕРСИТЕТА
проявляли свободолюбие, чувство социальной справедливости, высоко ставили нравственные ценности. Это демократы-шестидесятники, народники и пр., лучшие представители российской интеллигенции - А.И.Герцен, Н.Г.Черны-шевский, Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, Н.Г.Гар-ин-Михайловский, В.Г.Короленко... Архивные открытия Е.Г.Бушканца до сих пор являются особенно ценными. Так, он много занимался нелегальной русской поэзией XIX века - атрибутировал и датировал произведения этих авторов. Им было установлено, что известное стихотворение, ставшее песней (в том числе оно входит в число песен казанских студентов), «По духу братья мы с тобой», которое долгое время приписывалось К.Ф.Рылееву, принадлежит на самом деле петрашевцу А.Н.Плещееву, также Е.Г.Бушканец обнародовал новые факты, связанные с преподавательской деятельностью Н.Г.Чернышевского в саратовской гимназии, которая относилась к Казанскому учебному округу, соответственно, именно в Национальном архиве РТ сохранились материалы саратовской гимназии, сочинения учеников Н.Г.Чернышевского, многие из которых стали хорошими людьми и деятелями российской культуры, литературы. Им были найдены новые произведения В.Г.Короленко, выявлены многие важные факты биографии М.Горького и пр. Ученый активно участвовал в деятельности группы по изучению революционной ситуации в России под руководством академика Милицы Васильевны Нечкиной. Исследования Е.Г.Бушканца публиковались в издательстве «Наука» в Москве и Петербурге, в крупнейших научных журналах, в сборниках Поволжья. Всего им написано более 200 работ. Высокий научный уровень работ, большой круг научного общения (представители саратовской школы, в том числе Ю.Г.Оксман, А.П.Скафтымов, А.А.Демченко, Т.И.Усакина, П.А.Бугаенко и др., Н.Я.Эй-дельман, С.А.Рейсер, Б.Ф.Егоров, М.Л.Семанова,
С.Травушкин, П.В.Куприяновский, П.Ф.Рейф-ман, С.А.Исаков, Н.М.Фортунатов, Г.В.Курляндская, М.В.Теплинский, Ю.В.Лебедев, И.Г.Ямпольский и др.) - все это способствовало тому, что Е.Г.Бушканец был представителем не казанского или поволжского, а общероссийского литературоведения.
В 1963 г. в Пушкинском доме (ИРЛИ) в Петербурге Е.Г.Бушканец защитил докторскую диссертацию. О ее высоком уровне свидетельствует то, что его оппонентами были член-корреспондент Академии наук П.Н.Берков, академик АН М.В.Нечкина, доктор филологических наук Ф.Я.Прийма. Вскоре он был приглашен в педагогический институт, где до 1988 г. заведо-
вал кафедрой русской литературы. В этот период кафедра была одной из лучших в Поволжье. Е.Г.Бушканец гордился своими сотрудниками: Татьяной Дмитриевной Фроловой, Татьяной Александровной Геллер, Кларой Степановной Тунаковой, Лидией Алексеевной Беляевой, Галиной Александровной Альмухамедовой, Асей Игоревной Линсцер, Лидией Михайловной Котельниковой, Марией Андриановной Молчановой и др. Не раз после открытой лекции говорил студентам о том, как им безумно повезло слушать таких потрясающих лекторов. И сам он был интересным лектором и справедливым экзаменатором.
Е.Г.Бушканец, человек, преданный своему делу, профессионал и настоящий поклонник русской литературы, способствовал развитию науки в Казани и старался сплотить кафедру вокруг важнейших научных проблем. Он организовал выпуск серии «Русская литература и освободительное движение», «Вопросы источниковедения русской литературы» и «Казань в истории русской литературы», статьи в этих сборниках (в которых публиковали свои работы ученые крупнейших российских вузов) продолжают цитировать и использовать в научной работе и в наши дни.
Считая, что научная работа придает смысл жизни каждого человека, а не только его жизни, он призывал заниматься наукой - писать статьи, диссертации, придумывал темы, организовывал конференции и сборники, постоянно обращался к жителям города с призывам собирать материалы по истории Казани, с энтузиазмом читал лекции для казанцев и умел при этом рассказывать о свои поисках увлекательно и глубоко, рождая в слушателях уважение к литературоведению. Словом, это был организатор науки, без которого невозможно представить себе историю казанского литературоведения.
Е.Г.Бушканец всегда вопросам литературоведческого источниковедения и работам на стыке источниковедения и краеведения уделял особое внимание. Он справедливо отмечал: «Все чаще появляются статьи и книги, посвященные периоду жизни выдающихся русских писателей, связанному с каким-нибудь городом или краем. По своему научному значению эти работы делятся на две группы. Авторы одних заимствуют факты, связанные с определенным городом или краем, из широко известных монографий и опубликованных источников, популяризируя уже изученное. В других же работах авторы впервые обнародывают выявленные ими документальные материалы и новые мемуарные свидетельства, они используют всю совокупность местных ис-
Л.Е.БУШКАНЕЦ
точников для выяснения обстановки, в которой жил и работал писатель, для воссоздания событий и фактов, получивших отражение в его произведениях. Такие труды вливаются в широкое русло научных исследований, расширяют и обогащают наши представления о жизни и творчестве великих художников слова. В выявлении и изучении местных источников и коренится, по нашему убеждению, самый смысл литературного краеведения» [1].
Занимаясь в течение всей жизни изучением казанских страниц жизни русских писателей,
Ефим Григорьевич Бушканец положил начало научному направлению - литературному краеведению. Литературное краеведение было поднято им на уровень науки, а краеведческие исследования литературоведа вошли в научный оборот литературоведения в целом.
1. Личный архив Е.Г.Бушканца: Рукопись книги «Краеведческие новеллы» (Неопубликованный источник).