Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ'

ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
эмпатия / способы развития / игра / виды деятельности / empathy / developing / play / types of activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова О. О.

В статье перечислены основные способы развития эмпатии у дошкольников, эффективность которых доказана учеными экспериментально.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE WAYS OF DEVELOPING EMPATHY IN PRESCHOOL AGE

The article lists the main ways of developing empathy in preschoolers, the effectiveness of which has been proven by scientists experimentally.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК 37

Попова О.О.

воспитатель

Детский сад № 93 г. Санкт-Петербург Красносельский район (г. Санкт-Петербург, Россия)

ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация: в статье перечислены основные способы развития эмпатии у дошкольников, эффективность которых доказана учеными экспериментально.

Ключевые слова: эмпатия, способы развития, игра, виды деятельности.

Способность управлять эмоциями, понимать свои чувства и переживания других, умение строить межличностные отношения — это навыки, жизненно важные в современных реалиях. Эмпатия по отношению не только к родным и близким, но и посторонним людям — один из главных элементов формирования эмоционально развитой личности, способной откликаться на переживания и чувства окружающих.

Чувство эмпатии, как и многие другие, закладывается в период дошкольного детства. Особенно активно в 5-7 лет, когда формируются первые идеалы и моральные установки. Это отмечают и психологи, и педагоги: Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.

Сначала чувства проявляются в отношении к самому себе (чувство собственного достоинства, чувство неполноценности и др.), потом, через призму своего опыта, ребенок способен проявлять их по отношению к другим (симпатия, антипатия, сочувствие, безразличие и др.).

В старшем возрасте у дошкольников закладываются основы сложных чувств, таких как справедливость, долг, расположение или неприязнь к детям другой национальности и т.д.

Оттого, как будут сформированы чувства, зависит дальнейшая жизнь человека, его социализация и развитие самого общества.

При правильно организованном процессе воспитания ребенок быстрее и легче вольется в окружающее его социокультурное пространство, впитает нравственные ценности, осознает свое положение в мире, причастность ко всему окружающему. Как должным образом организовать процесс воспитания дошкольников?

По мнению авторитетного педагога 20 века В. А. Сухомлинского «Воспитание — это прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения». [10, 137] Эта цитата со временем не только не потеряла своей актуальности, но и приобрела особое значение. Потому что развитие компьютерных технологий привело к тому, что чтение художественной литературы и живое общение перестало быть важной частью жизни родителей и детей.

Отечествнные и зарубежные ученые отмечают негативное влияние современной информационной среды на детей. В. В. Абраменкова, обобщив исследования в этой области, резюмирует: «...современная информационная среда, построенная на антигуманных принципах, в последние годы становится все более и более мощным фактором агрессивного и иного противоправного поведения детей» [1, 370].

Эта проблема требует своего решения. В противовес экранному влиянию дошкольным образовательным учреждениям необходимо встраивать в работу систему мероприятий для развития эмпатических способностей у дошкольников.

Большую роль в воспитании эмоциональной отзывчивости играют различные виды искусства: музыка, живопись, художественная литература, театр. Это связано с их спецификой: образностью, наглядностью, воздействием на чувства. Н. Г. Куприна отмечает, что «специфика искусства близка по своей природе детской игре — ведущему виду деятельности в дошкольный период» [8, 15].

По мнению Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Я. З. Неверович основной смысл игры в том, что она вызывает яркие эмоции и переживания. Для формирования эмпатии необходимо моделировать ситуации, которые помогают понять настроение участников игры, стать в позицию сочувствующего и помогающего. Чтобы игра стала эффективной, нужно при ее организации соблюдать ряд условий, считает А. Д. Кошелева: «Главные из них — партнер, ориентация на него и, конечно, адресованные действия - должны стать сердцевиной игры, ее основным содержанием...» [7, 120].

Игры могут быть организованы в различных видах деятельности.

В. А. Деркунская и Т. А. Гайворонская провели исследования и доказали, что театрализованная деятельность способствует развитию эмпатии дошкольников, особенно 5-7 лет. Это деятельность эффективна, потому что дети данного возраста уже способны перенимать чувства героев, передавать эмоции, проявлять сочувствие, сопереживание, содействие. Этому способствует вхождение ребенка в отведенную ему роль, «надевание маски» героя на себя. Эффект от данной деятельности — внутреннее изменение самого «артиста» [3].

По мнению Н. А. Ветлугиной, Л. С. Выготского, Д. Б. Кабалевского и др., одним из эффективных способов обогащения эмоциональной сферы детей является музыка, так как напрямую воздействует на чувства. Б. М. Теплов отмечал: «Музыка, прежде всего путь к познанию огромного мира человеческих чувств». [13, 15] Эмоциональная отзывчивость к музыке у детей дошкольного возраста формируется в процессе слушания различных по эмоционально-образному содержанию произведений, доступных их возрасту.

Изобразительное творчество — еще один способ культурно-нравственного воспитания личности. Т. С. Комарова рассматривает изобразительную деятельность как образное познание окружающей действительности. Эмоциональная отзывчивость формируется как в процессе рассматривания произведений живописи, так и в изобразительной деятельности. Занятия дают опыт переживания чувств, возникающих в

результате эмоционального отклика ребенка на содержание картины или собственноручно выполненного изображения [6].

Большинство ученых отводят ведущую роль в воспитании личности художественной литературе (Л. С. Выготский, Л. М. Гурович, А. В. Запорожец, Б. М. Теплов и др.).

Исследования А. В. Запорожца подтверждают, что «познание жизни средствами литературы является не простым ознакомлением с ее явлениями, а полноценным переживанием их, в том числе и эмоциональным» [5, 116].

Л. П. Стрелкова доказала опытным путем влияние художественной литературы на формирование эмпатии, сделав упор на сказки: «Процесс восприятия художественной литературы (особенно сказок) дошкольниками и специально организованное после него общение со взрослым и сверстниками (с использованием игровых приемов) ... при соответствующем руководстве взрослого способствуют формированию, развитию и коррекции эмпатических переживаний у детей» [11, 21].

Эксперименты А. В. Запорожца, Л. П. Стрелковой, Т. А. Гайворонской и других ученых, увлеченных темой развития эмпатических способностей у дошкольников, доказали, что развитие эмпатии в старшем дошкольном возрасте эффективно реализуется различными способами: в игре, общении, театральной, музыкальной, изобразительной деятельности, при специально организованной работе с произведениями детской литературы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абраменкова В. В. Совместная деятельность дошкольников как условие гуманного отношения к сверстникам // Вопросы психологии. 1980. - № 5. -С.60-70;

2. Выготский Л.С. Учение об эмоциях / Л.С. Выготский. - М., 2012. - 318 с;

3. Гайворонская Т.А. Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности / Т.А. Гайворонская. - М., 2007. -144 с;

4. Гурович Л.М. Ребенок и книга: книга для воспитателя дет. сада: Под ред. В.И. Логиновой / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая. - М., 2011. - 214 с;

5. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения / А.В. Запорожец. - М., 2006. - Т.1. - 66 с;

6. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. 2-е издание. - М., 1981;

7. Кошелева А.Д. О контактах со сверстниками // Дошкольное воспитание. №11.1990. С. 40-46;

8. Куприна, Н. Г. Теория и практика работы с одаренными детьми: полихудожественные технология в развитии одаренности детей дошкольного возраста: монография / Институт развития образования Свердловской области. — Екатеринбург, 2012. — 175 с;

9. Неверович А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Психологические исследования / А.В. Неверович. - М., 2012. - 176 с;

10. О воспитании / В. А. Сухомлинский, [Сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик]. - 4-е изд. - М.: Политиздат, 1982. - 270 с;

11. Стрелкова Л.П. Условия развития эмпатии под влиянием художественного произведения / Л.И. Стрелкова. - М., 2006. - 176 с;

12. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания / Б.М. Теплов. - М.: Педагогика, 2000. - 396 с;

13. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. — М.: Наука, 2003;

14. Эльконин Д.Б. Особенности психологического развития детей 6-7-летнего возраста / Д.Б. Эльконин. - М., 2008. - 238 с

Popova O.O.

Kindergarten of Krasnoselsky District No. 93 (St. Petersburg, Russia)

EFFECTIVE WAYS OF DEVELOPING EMPATHY IN PRESCHOOL AGE

Abstract: the article lists the main ways of developing empathy in preschoolers, the effectiveness of which has been proven by scientists experimentally.

Keywords: empathy, developing, play, types of activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.