УДК 37
Попова О.О.
воспитатель
Детский сад № 93 г. Санкт-Петербург Красносельский район (г. Санкт-Петербург, Россия)
ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация: в статье перечислены основные способы развития эмпатии у дошкольников, эффективность которых доказана учеными экспериментально.
Ключевые слова: эмпатия, способы развития, игра, виды деятельности.
Способность управлять эмоциями, понимать свои чувства и переживания других, умение строить межличностные отношения — это навыки, жизненно важные в современных реалиях. Эмпатия по отношению не только к родным и близким, но и посторонним людям — один из главных элементов формирования эмоционально развитой личности, способной откликаться на переживания и чувства окружающих.
Чувство эмпатии, как и многие другие, закладывается в период дошкольного детства. Особенно активно в 5-7 лет, когда формируются первые идеалы и моральные установки. Это отмечают и психологи, и педагоги: Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.
Сначала чувства проявляются в отношении к самому себе (чувство собственного достоинства, чувство неполноценности и др.), потом, через призму своего опыта, ребенок способен проявлять их по отношению к другим (симпатия, антипатия, сочувствие, безразличие и др.).
В старшем возрасте у дошкольников закладываются основы сложных чувств, таких как справедливость, долг, расположение или неприязнь к детям другой национальности и т.д.
Оттого, как будут сформированы чувства, зависит дальнейшая жизнь человека, его социализация и развитие самого общества.
При правильно организованном процессе воспитания ребенок быстрее и легче вольется в окружающее его социокультурное пространство, впитает нравственные ценности, осознает свое положение в мире, причастность ко всему окружающему. Как должным образом организовать процесс воспитания дошкольников?
По мнению авторитетного педагога 20 века В. А. Сухомлинского «Воспитание — это прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения». [10, 137] Эта цитата со временем не только не потеряла своей актуальности, но и приобрела особое значение. Потому что развитие компьютерных технологий привело к тому, что чтение художественной литературы и живое общение перестало быть важной частью жизни родителей и детей.
Отечествнные и зарубежные ученые отмечают негативное влияние современной информационной среды на детей. В. В. Абраменкова, обобщив исследования в этой области, резюмирует: «...современная информационная среда, построенная на антигуманных принципах, в последние годы становится все более и более мощным фактором агрессивного и иного противоправного поведения детей» [1, 370].
Эта проблема требует своего решения. В противовес экранному влиянию дошкольным образовательным учреждениям необходимо встраивать в работу систему мероприятий для развития эмпатических способностей у дошкольников.
Большую роль в воспитании эмоциональной отзывчивости играют различные виды искусства: музыка, живопись, художественная литература, театр. Это связано с их спецификой: образностью, наглядностью, воздействием на чувства. Н. Г. Куприна отмечает, что «специфика искусства близка по своей природе детской игре — ведущему виду деятельности в дошкольный период» [8, 15].
По мнению Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Я. З. Неверович основной смысл игры в том, что она вызывает яркие эмоции и переживания. Для формирования эмпатии необходимо моделировать ситуации, которые помогают понять настроение участников игры, стать в позицию сочувствующего и помогающего. Чтобы игра стала эффективной, нужно при ее организации соблюдать ряд условий, считает А. Д. Кошелева: «Главные из них — партнер, ориентация на него и, конечно, адресованные действия - должны стать сердцевиной игры, ее основным содержанием...» [7, 120].
Игры могут быть организованы в различных видах деятельности.
В. А. Деркунская и Т. А. Гайворонская провели исследования и доказали, что театрализованная деятельность способствует развитию эмпатии дошкольников, особенно 5-7 лет. Это деятельность эффективна, потому что дети данного возраста уже способны перенимать чувства героев, передавать эмоции, проявлять сочувствие, сопереживание, содействие. Этому способствует вхождение ребенка в отведенную ему роль, «надевание маски» героя на себя. Эффект от данной деятельности — внутреннее изменение самого «артиста» [3].
По мнению Н. А. Ветлугиной, Л. С. Выготского, Д. Б. Кабалевского и др., одним из эффективных способов обогащения эмоциональной сферы детей является музыка, так как напрямую воздействует на чувства. Б. М. Теплов отмечал: «Музыка, прежде всего путь к познанию огромного мира человеческих чувств». [13, 15] Эмоциональная отзывчивость к музыке у детей дошкольного возраста формируется в процессе слушания различных по эмоционально-образному содержанию произведений, доступных их возрасту.
Изобразительное творчество — еще один способ культурно-нравственного воспитания личности. Т. С. Комарова рассматривает изобразительную деятельность как образное познание окружающей действительности. Эмоциональная отзывчивость формируется как в процессе рассматривания произведений живописи, так и в изобразительной деятельности. Занятия дают опыт переживания чувств, возникающих в
результате эмоционального отклика ребенка на содержание картины или собственноручно выполненного изображения [6].
Большинство ученых отводят ведущую роль в воспитании личности художественной литературе (Л. С. Выготский, Л. М. Гурович, А. В. Запорожец, Б. М. Теплов и др.).
Исследования А. В. Запорожца подтверждают, что «познание жизни средствами литературы является не простым ознакомлением с ее явлениями, а полноценным переживанием их, в том числе и эмоциональным» [5, 116].
Л. П. Стрелкова доказала опытным путем влияние художественной литературы на формирование эмпатии, сделав упор на сказки: «Процесс восприятия художественной литературы (особенно сказок) дошкольниками и специально организованное после него общение со взрослым и сверстниками (с использованием игровых приемов) ... при соответствующем руководстве взрослого способствуют формированию, развитию и коррекции эмпатических переживаний у детей» [11, 21].
Эксперименты А. В. Запорожца, Л. П. Стрелковой, Т. А. Гайворонской и других ученых, увлеченных темой развития эмпатических способностей у дошкольников, доказали, что развитие эмпатии в старшем дошкольном возрасте эффективно реализуется различными способами: в игре, общении, театральной, музыкальной, изобразительной деятельности, при специально организованной работе с произведениями детской литературы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абраменкова В. В. Совместная деятельность дошкольников как условие гуманного отношения к сверстникам // Вопросы психологии. 1980. - № 5. -С.60-70;
2. Выготский Л.С. Учение об эмоциях / Л.С. Выготский. - М., 2012. - 318 с;
3. Гайворонская Т.А. Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности / Т.А. Гайворонская. - М., 2007. -144 с;
4. Гурович Л.М. Ребенок и книга: книга для воспитателя дет. сада: Под ред. В.И. Логиновой / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая. - М., 2011. - 214 с;
5. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения / А.В. Запорожец. - М., 2006. - Т.1. - 66 с;
6. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. 2-е издание. - М., 1981;
7. Кошелева А.Д. О контактах со сверстниками // Дошкольное воспитание. №11.1990. С. 40-46;
8. Куприна, Н. Г. Теория и практика работы с одаренными детьми: полихудожественные технология в развитии одаренности детей дошкольного возраста: монография / Институт развития образования Свердловской области. — Екатеринбург, 2012. — 175 с;
9. Неверович А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Психологические исследования / А.В. Неверович. - М., 2012. - 176 с;
10. О воспитании / В. А. Сухомлинский, [Сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик]. - 4-е изд. - М.: Политиздат, 1982. - 270 с;
11. Стрелкова Л.П. Условия развития эмпатии под влиянием художественного произведения / Л.И. Стрелкова. - М., 2006. - 176 с;
12. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания / Б.М. Теплов. - М.: Педагогика, 2000. - 396 с;
13. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. — М.: Наука, 2003;
14. Эльконин Д.Б. Особенности психологического развития детей 6-7-летнего возраста / Д.Б. Эльконин. - М., 2008. - 238 с
Popova O.O.
Kindergarten of Krasnoselsky District No. 93 (St. Petersburg, Russia)
EFFECTIVE WAYS OF DEVELOPING EMPATHY IN PRESCHOOL AGE
Abstract: the article lists the main ways of developing empathy in preschoolers, the effectiveness of which has been proven by scientists experimentally.
Keywords: empathy, developing, play, types of activities.