Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

424
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иностранных языков / речевой деятельности / чтения / словарный запас / изучения. / foreign languages / speech activity / reading / vocabulary / study.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алишер Ибрагимович Тураев, Искандар Кобилович Ёкубов

В статье рассматривается один из важнейших аспектов изучения иностранных языковчтение, которое представляет собой одновременно и цель, и средство обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE METHODS OF TEACHING READING IN ENGLISH LANGUAGE LESSONS

The article discusses one of the most important aspects of learning foreign languages reading, which is both a goal and a means of teaching.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ

АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Алишер Ибрагимович Тураев

преподаватель УзГУФКС

Искандар Кобилович Ёкубов

преподаватель УзГУФКС

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается один из важнейших аспектов изучения иностранных языков - чтение, которое представляет собой одновременно и цель, и средство обучения.

Ключевые слова: иностранных языков, речевой деятельности, чтения, словарный запас, изучения.

EFFECTIVE METHODS OF TEACHING READING IN ENGLISH

LANGUAGE LESSONS

Alisher Ibragimovich Turaev

Teacher, UzSUPCS

Iskandar Kobilovich Yokubov

Teacher, UzSUPCS

ABSTRACT

The article discusses one of the most important aspects of learning foreign languages - reading, which is both a goal and a means of teaching.

Keywords: foreign languages, speech activity, reading, vocabulary, study.

ВВЕДЕНИЕ

Изучение иностранных языков содействует общему речевому развитию учащихся. Чтение выступает одним из главных видов речевой деятельности. Оно может выступать как целью, так и средством обучения. С помощью чтения человек приобщается к научным и культурным достижениям человечества, знакомится с искусством и жизнью других народов. Процесс чтения оказывает огромное влияние на формирование личности. С помощью чтения обогащается активный и пассивный словарный запас слов у учеников, формируются

грамматические навыки.Обучение чтению - одна из проблем, получивших наиболее полное освещение в предшествующие этапы развития методики.

МЕТОДОЛОГИЯ

Проблеме формирования навыков чтения всегда уделялось большое внимание. Чтение на иностранном языке должно носить самостоятельный характер, осуществляться не по принуждению, а сопровождаться интересом со стороны учеников. Однако практика показывает, что интерес к чтению у школьников довольно низок. Данный вид речевой деятельности не всегда является для школьников основным средством получения информации, повышения культурного уровня или просто источником удовольствия.В структуре чтения как деятельности можно выделить мотив, цель, условия и результат. Изучение иностранных языков содействует общему речевому развитию учащихся. Чтение выступает одним из главных видов речевой деятельности. Оно может выступать как целью, так и средством обучения. С помощью чтения человек приобщается к научным и культурным достижениям человечества, знакомится с искусством и жизнью других народов. Процесс чтения оказывает огромное влияние на формирование личности. С помощью чтения обогащается активный и пассивный словарный запас слов у учеников, формируются грамматические навыки.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В структуре чтения как деятельности можно выделить мотив, цель, условия и результат. Мотивом является всегда общение или коммуникация с помощью печатного слова; целью - получение информации по тому вопросу, который интересует читающего. К условиям деятельности чтения относят овладение графической системой языка и приемами извлечения информации. Результатом деятельности является понимание или извлечение информации из прочитанного с разной степенью точности и глубины. Мотивом является всегда общение или коммуникация с помощью печатного слова; целью - получение информации по тому вопросу, который интересует читающего. К условиям деятельности чтения относят овладение графической системой языка и приемами извлечения информации. Результатом деятельности является понимание или извлечение информации из прочитанного с разной степенью точности и глубины.В процессе обучения иностранному языку в школе чтение, как и устная речь, выступает в качестве цели и средства: в первом случае учащиеся должны овладеть чтением как источником получения информации; во

втором - пользоваться чтением для лучшего усвоения языкового и речевого материала.

ОБСУЖДЕНИЕ

Использования чтения в качестве источника получения информации создает необходимые условия для стимулирования интереса к изучению этого предмета в школе, который учащийся может удовлетворить самостоятельно, поскольку для чтения не требуется собеседник, ни слушатели, а нужна лишь книга. Овладение умением читать на иностранном языке делает реальным и возможным достижение воспитательных, образовательных и развивающих целей изучения данного предмета.Виды чтения: различают ознакомительное, изучающее, просмотровое и поисковое чтение. Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации. При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию. Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста.

ВЫВОД

Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного языка. Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал. Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту.Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте.

REFERENCES

1. Kurganovich, E. A., Anvarovich, E. S., Abdullayevich, Y. G., Xasanovich, U. X., Axtamkulovich, K. X., & Abdullayevna, Y. M. (2020). The distribution of training load among promising young gymnasts during the periods of the annual cycle. Journal of Critical Reviews, 7(13), 1005-1007.

2.Абидов, Ш. У. (2020). Ёш футболчиларни техник-тактик харакатларини мусобака шароитида бахолаш ва самарадорлигини аниклаш. Фан-спортга, 1719.

3. Бекназаров, Ш. К,. (2021). Футболчиларнинг жамоадаги хужум харакатларини тадкик килиш. Academic Research in Educational Sciences, 2.

4. Шаймарданов, Д. Б. (2021). Ёш футболчиларда анъанавий ва оптималлаштирилган техник тайёргарликка хос юкламалар хажмини махсус харакат сифатларига таъсир этиш динамикаси. Academic Research in Educational Sciences, 2.

5. Кутлимуратов, И. Х. (2021). Футболчиларнинг турли йуналишлардаги тупни ошириб бериш харакатларини урганиш. Academic Research in Educational Sciences, 2.

6. Пулатов, С. (2020). 14-16 ёшли футболчилар хужумларини ташкил килишларида хажм ва сифат курсаткичларини тахлили. Фан^портга, (3), 26-28.

7. Маманов, Ж. А., & Розиков, Ж. М. (2021). Миллий менталитетнинг ёшлар маданиятига таъсири. Academic Research in Educational Sciences, 2.

8. Ганиева, М. Ю., Фозилов, Х. К., & Муминов, А. Ш. (2019). Методы и средства развития и совершенствования силовых качеств гандболистов. In Актуальные проблемы физической культуры и спорта (pp. 147-149).

9. Сивохин, И. П., Огиенко, Н. А., Бекмухамбетова, Л. С., & Маткаримов, Р. М. (2019). Биомеханические аспекты совершенствования двигательных действий в спорте.

10. Khodjaev, A. Z. (2018). Improving Jerk Technique by Special-Auxiliary Exercises. Eastern European Scientific Journal, 19-26.

11. Arzikulov, M. U. (2018). Distributing Parameters of Training Loading and Reduced Funds for Preparing Weightlifter at Stage of Sports Improvement. Eastern European Scientific Journal, 14-18.

12. Makhmudov, K. (2020). Ways of Forming Intercultural Communication in Foreign Language Teaching. Science and Education, 1(4).

13. Makhmudov, K. (2020). Innovative Cluster of Pedagogical Education: Common Goals and Specific Interests. Academic Research in Educational Sciences, (2).

14. kizi Jumanova, K. G., & ugli Makhmudov, K. S. (2020). Teaching Culture as a Tool to English Teaching Methodology. Science and Education, 1(3), 591-594.

15. Ходжамкулов, У. (2019). Педагогический кластер-новый инновационный аспект. Теория и практика современной науки, (2), 41-45.

16. Khodjamkulov, U. N. (2019). Pedagogical Education Cluster as a Scientific and Pedagogical Problem. Modern Education, 10, 12-17.

17. Ходжамкулов, У. Н. (2019). Педагогик таълим кластери илмий-педагогик муаммо сифатида (педагогик таълимни кластерлаштиришнинг зарурати). Современное образование (Узбекистан), (10 (83)).

18. Khoshimova, D., Otajonova, D., & Khaldarchayeva, G. (2020). Modern Technologies in Teaching Foreign Languages. Academic Research in Educational Sciences, (3).

19. Solizhonovich, M. R., Turdievich, Z. A., Bahromovich, J. A., & Erkinovna, K. M. (2020). Features and application of the cluster method of its organizations in lessons in secondary school and higher pedagogical institutions. International Journal on Integrated Education, 3(3), 90-94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.