Научная статья на тему 'Эффективные модели налогового контроля в западных странах'

Эффективные модели налогового контроля в западных странах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
325
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ ПРАВО / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / TAX SYSTEM / TAX CONTROL / TAX AUTHORITIES / TAX LEGISLATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьмин Михаил Анатольевич

В статье дается определение налогового контроля, раскрываются аспекты и анализируются модели его организации на примере развитых стран. Рассматриваются организационные структуры органов налоговой администрации, их права и обязанности. Делается вывод о результативности использования опыта западных стран в процессе построения эффективной модели российской системы налогового контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effective models of fiscal control in western countries

The article gives the definition of tax control, reveals aspects of the model and analyzed its organization by the examples in developed countries. We consider the organizational structure of tax administration of their rights and responsibilities. At the conclusion there is a development about the results of using the experience of western countries in the process of constructing an effective model of the Russian system of fiscal control

Текст научной работы на тему «Эффективные модели налогового контроля в западных странах»

М.А. КУЗЬМИН

Михаил Анатольевич КУЗЬМИН — аспирант кафедры финансов СПбГУЭФ. В 2008 г. окончил факультет финансово-кредитных и международных экономических отношений СПбГУЭФ.

В 2009 г. окончил юридический факультет СПбГУЭФ. Автор 3 публикаций, в том числе 1 учебного пособия (в соавторстве). Область научной специализации — налоговое администрирование, налоговый контроль в РФ.

^ ^ ^

ЭФФЕКТИВНЫЕ МОДЕЛИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В ЗАПАДНЫХ СТРАНАХ*

Налоговое законодательство в каждой стране формируется в соответствии с целями ее экономической и финансовой политики, с учетом сложившейся экономической структуры и выражает интересы правящих кругов или классов. Однако в условиях демократического общества налоговое законодательство не может изменяться часто и произвольно, поскольку такая произвольность грозит нарушением стабильности экономической системы и препятствует нормальному экономическому развитию. Гарантом от непредсказуемого вмешательства в налоговое законодательство является налоговая доктрина, которая представляет собой обобщенное выражение основных принципов, норм и правил, являющихся базой в рамках принятой общей финансово -экономической политики, сохраняющих свою силу при всех текущих изменениях налогового законодательства.

Налоговая доктрина обычно отражается в стабильно и долговременно отстаиваемых государственной властью позициях по таким вопросам, как:

— роль и значение налогов в финансовой системе страны;

— доля налогов в ВНП (ВВП) и в общей сумме доходов бюджетной системы;

— соотношение прямых и косвенных налогов;

— прогрессивность (регрессивность) налогообложения;

— формы контроля и надзора налоговых органов за деятельностью налогоплательщиков и т. д. [1].

В узком понимании налоговый контроль следует рассматривать как закрепленные правовым образом действия государства в лице уполномоченных органов и их должностных лиц по поводу наблюдения за законностью действий подконтрольных субъектов в сфере налоговых отношений, направленные: на выявление правонарушений в налоговой сфере; предотвращение налоговых правонарушений; принуждение к соблюдению норм налогового законодательства; восстановление нарушенных прав как налогоплательщиков, так и государства.

Налоговое право в экономически развитом обществе следует определять как совокупность юридических норм, устанавливающих виды налогов в государстве, порядок взимания и регулирующих отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств [5].

Построение эффективной системы налогового контроля, реализующей на практике все необходимые функции государственного управления в сфере налоговых отношений, необходимо осуществлять с учетом не только собственного накопленного исторического опыта, но и опыта зарубежных стран, которые к определенному моменту сформировали эффективные модели налогового контроля.

Необходимо отметить, что в большинстве стран налоговая администрация является составной частью органа финансовой власти — министерства финансов или аналогичного ведомства. Так, Служба внутренних доходов в США, Федеральное финансовое ведомство и налоговая прокуратура «Штойфа» в ФРГ, Налоговое агентство в Испании функционируют в составе Министерства финансов соответствующего государства; Главное налоговое управление Франции является ведущим подразделением Министерства экономики, промышленности и бюджета [2, с. 32-34]. В Швеции налоговая администрация (Государственное налоговое управление — ГНУ) подчиняется правительству и министерству финансов, сохраняя при этом свою независимость, которая выражается в том, что

ГРНТИ 06.73.15 © М.А. Кузьмин, 2011 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. Л.А. Юриновой.

ГНУ и налоговые органы в своей деятельности руководствуются только законами и постановлениями и конкретные налоговые вопросы решаются налоговыми органами без вмешательства правительства [4, с. 47].

Другой формой организации налоговой администрации является самостоятельное выделение налогового органа — Министерства по налогам в Бельгии.

Как исключение из общей тенденции следует отметить наделение специализированных властных структур полномочиями налогового администрирования. Таким примером является Италия, где все функции налогового контроля выполняет единый военизированный орган — Финансовая гвардия, в составе которой функционирует специализированное подразделение — налоговая полиция, — а налогового органа как такового не существует.

В ряде стран наблюдается разделение полномочий налогового контроля между налоговыми и правоохранительными органами. При этом непосредственное администрирование налогообложения, в том числе налоговый контроль, в части соблюдения налогового законодательства осуществляется налоговыми органами, а оперативно-розыскная деятельность и расследование налоговых преступлений возложены на специализированные правоохранительные органы. Например, в Швеции эти полномочия имеет финансовая полиция, действующая самостоятельно, но при взаимодействии с ГНУ и СИИВ (Службой исполнителей по имущественным взысканиям, подконтрольной ГНУ).

В большинстве развитых стран (Япония, США, Германия, Швейцария) специализированные подразделения по борьбе с налоговыми преступлениями, обладающие большей или меньшей самостоятельностью, действуют в составе налоговых органов. Обобщенно контроль осуществляется структурами, имеющими различные организационные территориальные уровни (местные, департаментские или региональные).

В федеративных государствах налоговые администрации созданы на уровне федерации (центра), субъектов (штатов, земель, провинций, областей) и на местах (местные органы). В унитарных государствах налоговые администрации функционируют на национальном (центральном) уровне и на уровне регионов и местных органов (департаментов).

Компетенция органов налоговой администрации чаще всего определяется географическими критериями и критериями отбора налогоплательщиков, которых необходимо проверять. В некоторых странах, например в Германии, Испании, Италии, Великобритании, существуют также национальные или федеральные структуры контроля. Другие страны, такие как Канада, Нидерланды, США, Ирландия, имеют оперативные управления, организованные по группам налогоплательщиков в национальном масштабе, но внедренные на региональном уровне.

Общепринятой в налоговом администрировании развитых стран просматривается тенденция к созданию центра или делокализованного агентства. При этом сильная централизация существует именно в вопросе сбора деклараций и управления средствами платежа, принудительного взыскания и контроля крупных налогоплательщиков.

Достижение эффективности налогового контроля в большинстве развитых стран обеспечивается концептуальным подходом к его организации. В связи с этим Н.А. Попонова справедливо отмечает, что «в западных странах одной из важнейших составляющих концепции налогового контроля является поддержание баланса между правами и обязанностями налогоплательщиков и налоговых органов» [3, с. 256]. Иными словами, сколь бы широко ни были определены права органов налоговой администрации в отношении контроля за соблюдением налогового законодательства, им всегда противостоят строгие нормы защиты прав налогоплательщика.

Еще одним важным признаком концептуальности налогового контроля в развитых странах является четкая, детальная и непротиворечивая правовая регламентация форм, методов и процедур налогового контроля.

Концептуальный подход к организации налогового контроля в развитых странах проявляется также в следовании принципу организации эффективного контроля, т. е. контроль должен быть экономически целесообразен, а средства его организации — соответствовать его целям. При этом способы, распространение, срок, момент, даже цель контроля в разных странах имеют различную практику:

— некоторые страны не применяют контроля на месте (например, Великобритания);

— одно из главных различий между странами касается неожиданного характера проведения проверки. В Германии, Испании, Италии право проверки осуществляется неожиданно, в то время как в других странах, например во Франции, начало проверки без предварительного уведомления налогоплательщика способно свести всю процедуру на нет;

— большинство стран предусматривают обязательное сотрудничество с проверяемым налогоплательщиком;

— отсутствует ограничение срока контроля на месте для Германии, Канады, США, Нидерландов, Японии, Швеции.

Несмотря на процедурные различия, во всех странах существуют четко определенные критерии отбора проверяемых субъектов, с тем чтобы контроль проводился не ради самого факта его проведения, а с целью действительного обнаружения нарушений налогового законодательства. В связи с этим критерии отбора проверяемых субъектов формируются на основе глубокого анализа налогооблагаемых объектов и деятельности налогоплательщиков, с тем чтобы вероятность выявления нарушений была действительно достаточной для осуществления затрат на проведение контрольных процедур.

Эффективности налогового контроля придается большое значение практически во всех развитых странах. С этой целью органами налогового контроля проводится аналитическая работа — выявляются стереотипные комбинации данных, обеспечивающих целевой отбор; используются автоматизированные системы отбора с применением сложных математических методов оценки и отбора; обеспечивается достоверность данных о налогоплательщике посредством разработки доступных для понимания форм деклараций и четких требований к их заполнению, одинаково понимаемых налогоплательщиками и налоговыми органами; выделяются четкие цели и ключевые направления контроля.

На основании изучения зарубежного опыта налогообложения можно прийти к выводу, что в практике создания и функционирования эффективной системы налогового контроля западных стран немало ценного и полезного. Но при использовании их опыта необходимо принимать во внимание и объективные условия, в которых создается и функционирует система налогового контроля: конкретное состояние экономики в каждой стране, уровень накопленных богатств и даже психологические установки и традиции населения.

Процесс реформирования налоговой системы России не завершен, и наиболее активно этот процесс затрагивает именно систему налогового контроля. Однако нерешенными и достаточно актуальными остаются такие аспекты организации налогового контроля, как:

— совершенствование правового обеспечения налогового контроля;

— создание эффективной единой информационно-аналитической базы налогоплательщиков и объектов налогообложения;

— совершенствование системы взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками и обеспечение эффективной обратной связи и т. д.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кашин В.А. Налоговая доктрина и налоговое право. URL: http://www.lawmix.ru/comm/5907/

2. Попонова Н.В. Налоговый контроль во Франции // Финансы. 2000. № 10.

3. Попонова Н.А. Об особенностях налогового контроля в развитых странах. Выступление на «круглом столе» «Роль налогов в экономическом и социальном развитии России» 10 декабря 2003 г. // Вопросы теории и практики современного налогообложения: сборник научных статей преподавателей кафедры «Налоги и налогообложение» Финансовой академии при Правительстве РФ / под ред. проф. Л.И. Гончаренко. М.: ФА, 2004. 376 с.

4. Титова Г.Г. Налогообложение в Швеции // Аудиторские ведомости. 2000. № 11.

5. Энциклопедический словарь экономики и права. URL: http://dic.academic.ru/

ВС. КУФЕНКО

Вадим Сергеевич КУФЕНКО — аспирант кафедры банковского дела СПбГУЭФ.

В 2008 г. окончил СПбГУЭФ. Автор 8 публикаций.

Область научной специализации — банки, банковское дело. ^ ^ ^

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОПЕРАЦИЙ РЕПО: ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДАННЫХ 2006-2010 гг.*

Данное исследование вызвано объективной необходимостью эмпирического анализа эффективности применения ЦБ РФ инструментов денежно-кредитной политики по регулированию ликвидности на денежном рынке.

ГРНТИ 06.73.55 © В.С. Куфенко, 2011 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. Г.Н. Белоглазовой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.