Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛЮДЕЙ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ'

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛЮДЕЙ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ЛЮДИ СТАРШЕГО И ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА / СКАНДИНАВСКАЯ ХОДЬБА / НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС / HEALTH / PHYSICAL EDUCATION AND SPORT / ADULT AND ELDERLY PEOPLE / NORDIC WALKING / TABLE TENNIS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ольховская Елена Борисовна

Автор рассматривает физкультурно-оздоровительную деятельность как средство продления социального и профессионального долголетия. Для этого необходим научный подбор форм организации и средств физического воспитания для людей с ограничениями в здоровье. В ходе проведенного исследования показано достоверное улучшение показателей дыхательной, сердечнососудистой и центральной нервной систем у людей старшего и пожилого возраста в процессе занятий скандинавской ходьбой и настольным теннисом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ольховская Елена Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE FORMS AND MEANS OF PHYSICAL EDUCATION OF PERSONS OF THE OLD GENERATION

The author considers sports and fitness activities as a means of extending social and professional longevity. This requires a scientific selection of forms of organization and means of physical education for people with disabilities. The study showed a significant improvement in the respiratory, cardiovascular and central nervous systems in older and older people in the process of Nordic walking and table tennis.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛЮДЕЙ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

УДК 378.9

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛЮДЕЙ СТАРШЕГО

ПОКОЛЕНИЯ

кандидат педагогических наук, доцент Ольховская Елена Борисовна ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогическийуниверситет» (г. Екатеринбург)

Постановка проблемы. Вопрос продления активного социального и профессионального долголетия стоит достаточно остро в современных социально-экономических условиях. Задачи укрепления здоровья людей старшего и пожилого возраста, оптимизации их профессиональной работоспособности, сохранения социальной востребованности сегодня приобретают актуальный характер и требуют конструктивного решения.

Образ жизни людей старшего поколения должен стать объектом пристального внимания, как самого человека, так и социально-ориентированных государственных структур. Одной из значимых составляющих здорового образа жизни человека является двигательная активность. Потребность организма в выполнении ежедневной физической нагрузки в соответствии с возрастом, полом, состоянием здоровья должна удовлетворяться на протяжении всей жизни. В своей работе мы рассмотрели особенности организации физкультурно-оздоровительной деятельности людей старшего и пожилого возраста. Предложенные нами формы и средства физического воспитания позволят оптимизировать функциональное состояние их организма.

Изложение основного материала исследования. Физическая культура людей старшего поколения обладает ярко выраженными характерными чертами, что наглядно объясняется особенностями их организма и уровнем здоровья. Наиболее распространенными хроническими заболеваниями после пятидесяти лет являются заболевания сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, органов зрения, пищеварительной системы и центральной нервной системы. Следовательно, занятия двигательной активностью должны учитывать состояние данных функциональных систем, полностью исключать возможность получения различных травм, учитывать темп восстановительных процессов в организме после физической нагрузки. Таким образом, физическая культура людей старшего и пожилого возраста должна иметь адаптивный характер, т.е. быть направленной на восстановление и сохранение психофизического здоровья со стойкими нарушениями жизнедеятельности, а так же на интеграцию их в социальную среду.

При организации занятий физкультурно-оздоровительной деятельности очень важно грамотно подбирать средства физической культуры, объем нагрузки, интенсивность физических упражнений с учетом особенностей организма и уровня физического состояния каждого человека [1]. Проведенный нами анализ научной литературы по проблеме активного долголетия россиян убедительно показал дефицит научно-обоснованных методик, позволяющих создавать индивидуально-дифференцированные системы оздоровления людей старшего поколения.

Людей старшего и пожилого возраста условно можно поделить на три категории.

К первой мы отнесли людей, которые с юных лет и на протяжении всей жизни, не смотря на свой возраст, занимаются физической культурой и спортом. Им рекомендованы не только систематические занятия физическими упражнениями, но и участие в спортивных мероприятиях в своей возрастной группе по правилам, разработанным для данной категории людей.

Ко второй могут принадлежать люди, которые систематически занимались физической культурой и спортом только в образовательных учреждениях (школа, колледж, вуз) и во взрослом возрасте практически прекратили занятия. Для участия в физкультурно-оздоровительных занятиях им необходимо пройти медицинский осмотр врачей и определить состояние основных функциональных систем организма. Занятия необходимо начинать под контролем специалистов по лечебной физической культуре (ЛФК). Самостоятельное возобновление занятий, которые были у них в юности недопустимо.

К третьей относятся люди, которые на притяжении всей своей жизни были равнодушны к физическим упражнениям или освобождены от их выполнения по состоянию здоровья. Они должны обследоваться у врачей более углубленно. Специалисты по ЛФК подберут для них средства физической культуры, дозировку нагрузки, частоту и продолжительность занятий.

Формы организации физкультурно-оздоровительной деятельности людей старшего и пожилого возраста могут быть как малые (утренняя гимнастика, физкультминутки и т.д.), так и большие (систематические занятия физическими упражнениями).

Изучение и логико-аналитической сопоставление средств физкультурно-оздоровительной деятельности с функциональным состоянием организма человека старше пятидесяти лет показали, что наиболее эффективными средствами будут упражнения на растяжку и дыхательные упражнения во время утренней зарядки, а так же скандинавская ходьба и настольный теннис.

Скандинавская ходьба - наиболее доступный вид двигательной активности, который показан практически всем, кто осознано хочет сохранять и укреплять свое здоровье в любом возрасте. Это пешие прогулки, во время которых при ходьбе опираются на специальные палки. Данный вид любительского спорта имеет огромный оздоровительный потенциал. Использование палок во время ходьбы позволяет уменьшить нагрузку на составы (коленный, тазобедренный) и пяточные кости. При скандинавской ходьбе задействовано большое количество мышц спины и плечевого пояса. Данная физическая нагрузка сжигает энергии в полтора раза больше, чем обычная ходьба. Кардионагрузка при данном виде ходьбы способствует развивать сердечно-сосудистую и дыхательную системы [3]. Научные исследования показали, что ходьба с палками тренирует чувство равновесия и координацию движений, так же является идеальным средством для улучшения осанки. Пожилым людям скандинавская ходьба предоставляет больше комфорта, поскольку они могут опираться на палки при подъеме на гору или при коротких остановках.

Настольный теннис - лично-командный олимпийский вид спорта, который предъявляет высокие требования к уровню психофизического развития теннисистов-профессионалов. Почему же в него играют люди с ограниченным здоровьем, любого возраста, с низким физическим уровнем развития, не нанося вреда своему здоровью? Во время встречи, играющий в настольный теннис непосредственно на обмен ударами затрачивает только треть игрового времени. Сделав резкое движение, мышцы имеют возможность

расслабиться, получают кратковременную передышку и, работая поочередно, не устают в течение продолжительного времени. Игровые эпизоды сменяются паузами, во время которых игрок ходит за мячом. Для спортсмена высокого класса это не имеет большого значения, но для нетренированного человека может быть важным. При игре в настольный теннис организм испытывает нагрузки аэробного характера, имеющие оздоровительный и терапевтический эффект. Особенно полезны дозированные нагрузки такого рода для профилактики и лечения заболеваний сердечнососудистой и дыхательной системы [2]. Настольный теннис -спортивная игра, которая достаточно популярна у людей старшего и пожилого возраста.

Исследование возможностей физкультурно-оздоровительных занятий в оптимизации функционального состояния организма людей старшего и пожилого возраста проходило на базе Российского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ, г. Екатеринбург), в нем приняли участие 38 преподавателей вуза («Группа здоровья»). Все они относились ко второй или к третьей категориям, описанным выше. Преподаватели кафедры физического воспитания в качестве испытуемых в исследовании не принимали участие.

Созданная для исследования «Группа здоровья» занималась скандинавской ходьбой 2-3 раза в неделю по 45 минут. После нескольких обучающих семинаров и практических занятий, участники исследования занимались ходьбой с палками самостоятельно, внимательно контролирую свое состояние во время и после занятий. Настольным теннисом группа занималась два раза в неделю по часу, под руководством специалиста в данном виде спорта и инструктора по ЛФК.

Для проверки функциональных показателей занимающихся мы применяли методику Штанге (исследование дыхательной системы), метод Руфье (исследование сердечно-сосудистой системы), для исследования центральной нервной системы (ЦНС) применялся тест пространственной ориентации. Итоговые результаты подвергались анализу приемами математической статистики. Мониторинг функционального состояния занимающихся в «Группе здоровья» осуществлялся на протяжении двух лет.

Результаты исследования функционального состояния дыхательной и сердечнососудистой системы в сопоставлении констатирующего и завершающего этапов исследования между собой приведены в табл. 1, а ЦНС в табл. 2.

Таблица 1

Функциональные показатели

№ Функциональная система Констатирующий этап исследования Завершающий этап исследования

М + т М + т

1 сердечно-сосудистая 1,7± 0,22 2,5 ± 0,24

р < 0,01

2 дыхательная 1,9± 0,34 2,7 ± 0,30

р < 0,01

Примечание: функциональные показатели оценивались по пятибалльной шкале

Таблица 2

Показатели пространственной ориентации

Период обучения Отклонение от прямой (см)

М+т Р

констатирующий этап 42 + 3,1 <0,001

завершающий этап 26+2,

Данные приведенные в таблицах показывают достоверное улучшение показателей пространственной ориентации и функционального состояния участников исследования. Состояние сердечно-сосудистой системы и дыхательной системы приблизилось к удовлетворительному уровню. Следовательно, использование в качестве средств физкультурно-оздоровительной деятельности скандинавской ходьбы и настольного тенниса улучшило показатели основных систем организма, что является наглядным проявление оптимизации состояния здоровья занимающихся.

Выводы. Физкультурно-оздоровительная деятельность должна стать обязательной частью образа жизни людей старше пятидесяти лет. Жизненный и профессиональный опыт людей старшего поколения представляет большую социальную ценность. Следовательно, концепция оздоровления людей старшего поколения через двигательную активность будет способствовать сохранению социальных ценностей и норм, содействовать экономическому развитию общества. Систематические занятия научно подобранными видами спорта и упражнениями, соответствующими состоянию здоровья и уровню физической подготовки будут способствовать продлению активного социального и профессионального долголетия каждого человека.

Аннотация. Автор рассматривает физкультурно-оздоровительную деятельность как средство продления социального и профессионального долголетия. Для этого необходим научный подбор форм организации и средств физического воспитания для людей с ограничениями в здоровье. В ходе проведенного исследования показано достоверное улучшение показателей дыхательной, сердечнососудистой и центральной нервной систем у людей старшего и пожилого возраста в процессе занятий скандинавской ходьбой и настольным теннисом.

Ключевые слова: здоровье, физическая культура и спорт, люди старшего и пожилого возраста, скандинавская ходьба, настольный теннис.

Annotation. The author considers sports and fitness activities as a means of extending social and professional longevity. This requires a scientific selection of forms of Organization and means of physical education for people

with disabilities. The study showed a significant improvement in the respiratory, cardiovascular and central nervous systems in older and older people in the process of Nordic walking and table tennis.

Keywords: health, physical education and sport, adult and elderly people, Nordic walking, table tennis.

Литература:

1.Гурьев C.B., Сапегина T.A., Миронова С.П., Ольховская Е.Б. Оптимизация управления процессом физического воспитания студентов на основе современных педагогических технологий: монография. -Москва, -2019.-144 с.

2. Ольховская Е.Б. Физкультурно-спортивная деятельность в контексте оптимизации здоровья современных студентов // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62-2. -С. 192-196.

3. Сапегина Т.А. Адаптационные возможности физической культуры в реабилитации студентов с ослабленным здоровьем // Наука и перспективы. - 2018. - № 4. - С. 28-33.

УДК 371

ПОТЕНЦИАЛ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

соискатель Павлова Елена Игоревна ФГБОУВО «Чеченский государстеенныйуниеерситет» (г. Грозный)

Постановка проблемы. В процессе длительного периода исследования в области педагогики в основном ориентировались на разработку общих вопросов образовательно-воспитательной деятельности, которые имеют в том числе и проблемы эстетического воспитания. Эстетическое воспитание способствует формированию интеллектуальной и эмоциональной сфер личности, выработке поведения в обществе и взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Большой вклад в разработку теории эстетического воспитания внесли М.А. Верб, С.А. Герасимов, Д.Б. Кабалевский. Б.Т. Лихачев, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. и В.Н. Шацкий и многие другие отечественные педагоги. Психологические аспекты эстетического воспитания рассмотрены в работах H.H. Волкова, Н. Лазарева и других. Теоретические основы эстетического воспитания представлены в работах Б.Т. Лихачева, Т.Н. Мальковской и других. Вопросами мотивации эстетической деятельности занимались Л.И. Божович, З.П. Морозова, П.М. Якобсон и другими учеными. Вопросами формирования и развития у школьников эстетического воспитания занимались Д. Н. Узнадзе и другие; эстетического интереса и вкуса H.A. Дмитриева, А.П. Белик и другие. В конце 1980-х и первой половины 1990-х годов социальные перемены в стране, демократизация общественной жизни и деятельности социальных институтов, сферы образования востребовали новые методологические подходы в научных исследованиях и педагогическом творчестве в целом. Смысл этих инноваций определился необходимостью ориентации науки и педагогической практики на углубленное изучение доминантной роли личности, особенностей ее интеллектуального, нравственного, эстетического развития в целостном образовательно-воспитательном процессе. Объективная потребность возникает в раскрытии теоретико-методологических аспектов и технологии эстетического развития личности в целостном учебно-воспитательном процессе школы, что и составляет проблему данного исследования. Решение этой проблемы является целью данной работы.

Изложение основного материала исследования. При изучении произведений искусства важнейшее значение имеет раскрытие их гражданской и нравственной направленности и использование их в целях морального формирования обучающихся. Для этого необходимо вырабатывать у учащихся понимание того, что подлинное произведение искусства всегда утверждает правду жизни, пафос творческого созидания прекрасного, стимулирует стремление людей к прогрессу, к осуществлению идеалов добра, свободы и справедливости [2]. Любовь к Родине, борьба со всеми искажениями в жизни общества, развитие духовной красоты человека-творца - такова идейная направленность произведений лучшей художественной классики.

Одновременно и в органическом единстве с развитием эстетических потребностей, понятий и вкусов необходимо обращать серьезное внимание на поведения учащихся. Эта работа проводится как в системе урочных занятий, так и во внеурочное время. На уроках отрабатывается культура соблюдения тишины и порядка, бережное отношение к книгам и тетрадям, школьной мебели и учебному оборудованию, благожелательное отношение и вежливость между учащимися. Все это составляет важную область эстетики их повседневного поведения. Эстетика должна пронизывать организацию труда и разнообразной практической деятельности учащихся во внеурочное время. Композитор Д.Б. Кабалевский отмечал, что область прекрасного должна пронизывать все проявления человеческой жизни, одухотворять его труд и поведение. Привлекая обучающихся к трудовой деятельности, необходимо заботиться о разумной ее организации, раскрывать ее плодотворное влияние на физические силы и моральные чувства человека. Обучающиеся по заданию учителя сделали уборку и навели чистоту в школьном дворе, привели в порядок посадки декоративных кустов, выкрасили забор. «Смотрите, как уютно и хорошо стало возле нашей школы!» - говорит учитель, и учащиеся любуются делом своих рук, переживая радость и воодушевление от сделанного. Школьники вырастили цветы, которые горят яркими красками до глубокой осени под окнами школы. Их руками создан и ухожен учебно-опытный школьный участок, на который можно засмотреться. Надо помочь ребятам увидеть красоту своих усилий, что, как правило, вдохновляет их к дальнейшему улучшению своего труда. Не меньшее значение для воспитания имеют беседы с учащимися о нравственном этикете, о культуре речи, о внешнем виде человека и манере его поступков, ознакомление их с современной модой в одежде, обуви и прическе. Особенно важно предостерегать обучающихся от утрирования и искажения моды. В этих целях хороший эффект дают встречи с модельерами, работниками парикмахерских и швейных ателье, артистами и другими деятелями культуры. Эти встречи помогают обучающимся не только осмысливать проблемы моды и поведения, но и учат их хорошим манерам, предупреждают ультрамодные увлечения, способствуют выработке этической и эстетической культуры. Формирование у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусов - это весьма сложная педагогическая задача [3]. Простейшие эстетические представления и суждения, как уже отмечалось, формируются в младших классах. Однако основная работа в этом направлении осуществляется с обучающимися-подростками, обладающими для этого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.